В настоящее время во всех СМИ мы только и слышим и читаем о росте заболеваемости новым, пока еще до конца не изученным и поэтому очень пугающим коронавирусом. Инфекция имеет очень серьезные осложнения и грозит летальным исходом в первую очередь людям преклонного возраста и имеющим хронические заболевания. Для детей и подростков данный вирус не так страшен. Но т.к. инфекция передается контактным путем, а все мы живем в семьях, где дети контактируют с родителями и более старшим поколением, проблема распространения инфекции в школах, вузах и сузах выходит на первый план. Болезнь у данной категории людей может иметь легкие формы, симптомы проявляться не сразу, а также дети могут быть просто переносчиками инфекции, т.к. они более активны чем взрослые и меньше уделяют внимания процедурам, направленным на предупреждение заболеваемости – не каждый ребенок станет чаще мыть руки и ходить в маске и перчатках, а также откажется от взаимодействия со сверстниками, даже если у них будут признаки легкого заболевания.
Общение с друзьями и родственниками, проживающими за границей позволяет сделать вывод о том, что западные страны активно применяют дистанционные формы обучения и работы. Дистанционно учатся как студенты, так и самые младшие школьники. В нашей стране до сих пор нет указания на перевод учащихся на дистанционку, поэтому попробуем разобраться, какие преимущества и недостатки несет в себе дистанционная форма обучения для различных категорий учащихся.
На наш взгляд всех учащихся можно разделить на следующие категории:
Для учащихся первой категории дистанционное образование сопряжено с наибольшими трудностями. Главная трудность заключается в том, что маленькие дети наиболее остро нуждаются в организации обучения, в наглядной демонстрации предмета изучения и непосредственном общении с учителем, для них также очень важно видеть, как обучаются дети рядом, повторять как за учителем, так и за более продвинутым одноклассником. Также, в непосредственном общении в коллективе сверстников дети продолжают социализироваться, находить свое место в коллективе, учатся общению, взаимодействию, умению разрешать конфликты и находить решения. Ребенок в таком возрасте не может просто прочитать и усвоить информацию, ему требуются наглядные примеры, объяснения и помощь учителя, обсуждение вопросов в коллективе.
Все перечисленные проблемы присущи и для всех остальных категорий обучающихся, с той лишь поправкой, что по мере взросления у детей повышается способность к восприятию новой информации в дистанционном формате.
Также, если ребенок заинтересован в обучении, в изучении того или иного предмета, то он будет более активно включаться в обучение, будет иметь возможность задавать учителю индивидуальные вопросы путем переписки, сохранять полученную информацию и иметь возможность вернуться к ее изучению позже при возникновении такой необходимости. Но тут, следует оговориться, что ключевое слово здесь «если ». А если не заинтересован? А если не хочет учиться? А если ленится и недостаточно мотивирован? А если не имеет возможности к организации полноценного рабочего места дома? Если нет компьютера и интернета? Если родители не помогают или, хуже того, создают трудности своим асоциальным поведением? Что делать таким детям, для которых школа является тем местом, где они получают опыт социально одобряемого поведения, общения? Переход на дистанционку для таких детей может обернуться полным выключением детей из обучения и приведет к необратимым последствиям, когда ребенок не сможет усвоить тот минимум, который необходим ему в соответствии с возрастом.
Дистанционная форма обучения будет наиболее полезна только одной категории обучающихся – это 11-тиклассники. Фактически весь год эти дети активно занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным предметам, а остальные предметы изучаются по минимум «для галочки». Эти дети максимально мотивированы. Дистанционный формат позволит им экономить время, сосредоточится на выбранных предметах. Также дистанционный формат позволит минимизировать, а то и вообще исключить ситуации, когда на уроках присутствуют дети, которые не заинтересованы в обучении и мешают другим получать знания.
Для обучения в вузах в дистанционном формате не вижу никаких трудностей, кроме того, что преподаватели могут быть сами не готовы к такому формату занятий. Проведение лекций дистанционно для людей, которые осознанно выбрали свою будущую профессию, не будет каким-либо существенным недостатком обучения. В очном формате следует сохранить только практические занятия, которые требуют непосредственного выполнения работ с применением техники и оборудования. Эффективность процесса обучения а также мотивация молодых людей на получение знаний будет по достоинству оценены на сессии, и если студент не достаточно организован и мотивирован на обучение и не может сдать сессию при обучении в дистанционном формате, то, возможно, ему и не стоило получать высшее образование.
Несколько иная ситуация со средними учебными заведениями. Все мы понимаем, что туда идут учиться люди, которые по тем или иным причинам не могут или не очень хотят учиться. Но молодому человеку, чтобы он смог реализовать себя в социуме, необходимо получить какую-либо специальность, чтобы в дальнейшем он смог зарабатывать и обеспечивать хотя бы себя. Также обучение в среднем специальном учебном заведении предполагает большое количество практических занятий и более жесткий контроль за учащимися. Поэтому дистанционное обучение здесь будет связано с теми же трудностями, что и в школе, с той лишь поправкой, что обучаются там уже достаточно взрослые дети, которые самостоятельно принимают решения, и ответственность за неудачи в обучении будет лежать тоже на них.
Итак, какие же плюсы имеет дистанционное обучение:
Первый и главный плюс – это сохранение социальной дистанции и снижение риска распространения инфекции, которая является непосредственной угрозой жизни и здоровью окружающих людей.
Второй плюс – это индивидуализация обучения – дети, не заинтересованные в процессе обучения, не будут мешать детям , заинтересованным в получении образования.
Третий плюс – это экономия времени и возможность вести переписку с преподавателем, задавая индивидуальные вопросы.
Четвертый плюс – возможность вести запись и прослушивать лекции повторно, в удобное время.
Минусы дистанционки:
Большие трудности организации обучения младшей школы.
Дети, у которых в семье ситуация не располагает к эффективном у обучению, могут быть совсем выключены из процесса обучения и не получат той необходимой базы, которая требуется современному человеку.
Не все учителя и преподаватели готовы к дистанционному формату обучения.
Отсутствие живого общения, непосредственных социальных контактов усилит разобщенность в обществе, снизит возможности получения навыков эффективного общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Таким образом, мы видим, что дистанционная форма обучения имеет как свои плюсы, так и существенные минусы. Поэтому к введению дистанционной формы обучения нужно подходить дифференцированно, учитывая все ее особенности.
Следует перевести на дистанционную форму обучения учащихся старших классов, начиная с 10 класса, а также студентов вузов. Эти дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать важность получения образования и необходимости прикладывать для этого усилия.
Для остальных детей нужно предоставить возможность выбора – либо перейти на дистанционный формат, либо сохранить традиционную форму обучения.