Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста

Министерство культуры РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности


Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста


Выполнила студентка Кострюкова Анна Евгеньевна

Проверила Кандидат педагогических наук,

доцент Литвинцева Галина Юрьевна


г. Санкт-Петербург

г


I.Актуальность темы


В основу своей работы я бы хотела вложить организацию внешкольного досуга для детей старшего школьного возраста посредством занятия КВНом.

Что же на самом деле кроют в себе эти три буквы? КВН - это и игра, и телепередача, и сценический и литературный жанр, и, между прочим, идеология, объединяющая тысячи людей. Есть, правда, чисто КВНовский ответ на этот вопрос: "КВН - это образ жизни". Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхитительное свойство человечества. Из детских кубиков и тряпичных кукол путем последовательных интерполяций в конце концов родился Театр. Вы никогда не обращали внимание, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт "мастеров искусств"? А ведь это на первый взгляд более, чем странно, поскольку исполнительский уровень в первом случае априори заметно ниже. Разгадка - в соревновании. Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. А в конкурсе естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом - это спектакль! Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество - его "одноразовость" и, следовательно, принципиальная неповторимость. В этом смысле КВН - это "театр одного спектакля", театр, в котором всегда премьера! И плюс к тому, соревнование всегда подразумевает, что его участник стремится показать лучшее, на что он способен.

Клуб Весёлых и Находчивых появился на советском телевидении как телевизионная игра. Это был отечественный продукт, безусловно имеющий в своих истоках прототипы, но не имеющий аналога.

По прошествии полувека (а именно столько и существует эта игра) КВН вышёл за рамки телепроекта. Родилось движение КВН - одно из массовых и наиболее значимых социокультурных явлений в молодежной среде.

«Феномен КВН состоит в том, что это явление исключительное, единичное, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду».

На данный момент на территории России и стран СНГ не существует ни одного движения, которое могло бы конкурировать с организованным движением КВН.

Можно обозначить КВН-явление как явление, характерное для молодежного сознания и захватывающего часть социальной практики молодежи, в особенности студенческой молодежи, которая и является основным «производителем» и «потребителем» КВН-продукции.

КВН это и вид эстрадного искусства - это симбиоз таких составляющих как: малые формы драматургии, вокальное искусство, музыка, хореография, цирк и др. с использованием изобразительно-зрелищных методов. Включает жанры: эстрадная миниатюра, театр представлений, капустник, авторская песня, пародия, клоунада, сатира, сарказм, скетч, частушки, вертеп. Можно смело сказать, что КВН сегодняшний - это вполне самостоятельный жанр сценического искусства имеющий свои довольно характерные законы.

В конце концов, движение КВН - это форма самовыражения молодых людей, чувствующих избыток жизненных сил и пока еще лишенных возможности применить их в реальной общественной деятельности.

Итак, почему привлечение молодежи к КВНу как к проведению досуга актуально в наши дни?

Для начала, КВН - такой трудоемкий жанр, сравнить который можно, пожалуй, только с неким интеллектуальным цирком. Ведь придумать хорошую шутку неимоверно сложно, а КВНовский сценарий должен представлять собой сплошной «репризный ряд». Получается, что ты учишься создавать неожиданную, необычную, непредсказуемую ситуацию! С одной стороны может показаться, что для этого не требуется заоблачных знаний, но это не так. Поиск необычных образов, парадокс, тезис, антитезис и самостоятельный синтез! КВН, как и любой человек, развивается от простого - к сложному. То есть от тяжеловесной литературной репризы на острую тему, которую действительно можно было в значительной степени сконструировать, к литературной клоунаде, к "дурке", которую практически невозможно намеренно придумать, а можно, скорее, наговорить, насмеять, наиграть.

Во-вторых, занимаясь КВНом ты негласно приобщаешься к миру музыки. Здесь будет актуален знаменитый тезис Юлия Гусмана, согласно которому, «если вас, видимо, по ошибке все-таки показывают по первому каналу телевидения между Рихтером и Пугачевой, то вы должны играть во всяком случае не хуже первого и петь не хуже второй...». В современном КВНе хорошее пение и достаточно профессиональное музыкальное сопровождение является абсолютно обязательным. Сущностью музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.

В-третьих, КВН учит стилю и имиджу. И сразу же здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой - прототипных команд, которые выходят в классической форме и читают классические шутки, слишком много для того, чтобы создавать такую же команду. Зрителя нужно удивлять, но в жанровых рамках. В ход идет госпожа фантазия: у твоей команды может быть форма спортивок и вы можете выходить на сцену с семечками и кидать резкие шутки, а можете выйти в костюмах геометрических фигур и подавать «космические» шутки. Но в итоге смысл всего должен быть в том, что КВНовская драматургия должна быть как можно простой; это относится и к образам, и к ситуации, и, собственно, к сюжету.

В-четвертых, КВН - это само творчество! Многообразие конкурсов, заданных тем игры, предметов общественной жизни, которые можно высмеять - бесконечное множество. Это значит, что КВН позволяет тебе со сцены в шутливой форме высказывать свое мнение на любую политическую, экономическую, социальную тему. Ты сам выбираешь КАК ты это сделаешь, КАКИМИ средствами, ЗАЧЕМ ты это в принципе хочешь показать людям и тд.

Ну в конце концов, КВН учит дружить. Когда ты создаешь команду, то может возникнуть множество психологически несовместимых моментов или творческих концептуальных разногласий. Но главное, что у вас всех есть одна цель, ради которой вы готовы на все. И чтобы достигнуть абсолютного успеха, необходимо занимать все бюджетное и внебюджетное время своего досуга КВНом. И именно в это время твои сокомандники становятся тебе не просто «деловыми партнерами», а верными товарищами, когда зарождается «чувство плеча», а возможно вы даже находите свою любовь.

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

. Характеристика аудитории


Период юности - это период самоопределения (15 до 17 лет). Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Существенно изменяется процесс мышления, становясь более критическим, способным к анализу и синтезу. Юноша располагает уже достаточно большим запасом знаний, причем знаний проанализированных, обобщенных. Система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведения составляет мировоззрение старшего школьника. Он уже может самостоятельно разобраться в тех или иных жизненных явлениях, в поступках окружающих людей и своих собственных.

Память старших школьников совершенствуется, становясь все более смысловой, логической. Они теперь могут не только успешно запоминать большие по объему разделы учебника, но и применить знания в практической деятельности в лаборатории, на пришкольном участке, в мастерских.

Речь старшеклассников становится богатой и содержательной. Интенсивно формируются и различные интересы - познавательные, общественно-политические, эстетические и этические, причем они становятся более устойчивыми и действенными. Учащиеся стерших классов уже не просто теоретически интересуются тем или иным предметом, они стремятся глубже познать его на практике - почитать о нем, что-то поделать самостоятельно в лаборатории и т. п.

Особое значение приобретают эстетические и этические интересы, возникающие в процессе общения с природой, искусством, людьми. Молодежь увлекается художественной литературой, поэзией, театральным искусством. Многие юноши и девушки пишут стихи, поэмы, рассказы, посвящая их своим друзьям, Родине.

Происходящие в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. Юноши и девушки начинают внимательно присматриваться к своим достоинствам и недостаткам, анализировать свои внешние и духовные качества. Нередко такой анализ приводит к самовоспитанию.

Каждый человек - психолог своего собственного внутреннего мира. В постижении его свойств человеку могут помочь:

·психологические и философские науки;

·литература, искусство;

·открытое, доверительное общение с другими людьми;

·общение с самим собой, опыт собственной жизни.

Да, все эти знания, чужой и собственный опыт находятся в распоряжении того, кто решил открыть внутри себя целый мир, вторую Вселенную, скромно и коротко именуемую Я.

. Цель и задачи


Цель

Организация внешкольного досуга для детей старшего школьного возраста (в данном случае посредством КВНа)

Задачи

1.Знакомство старших школьников с Клубом Веселых и Находчивых

.Приобщение к интеллектуальной игре

.Развитие и закрепление творческих способностей у детей старшего школьного возраста

.Стимулирование творческой активности детей старшего школьного возраста

внешкольный досуг старший школьный

IV. Формы, методы и средства


ФормыСодержаниеМетодыСредстваИнформационно-просветительной направленности: 1)Встречи с чемпионами Высшей Лиги КВН 2000-х годов 2) Мастер-класс по написанию конкурсов с возможностью постановки1)Профессиональные КВНщики делятся опытом, рассказывают о самых ярких своих играх 2) Кураторы работают со своими командами, вместе пишут шутки и/или конкурсыа) Методы формирования общественного сознания (информирование, внушение). а) Методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, внушение) б) Методы стимулирования социально-культурной активности (положительный пример)Аудитория, специалисты, ведущий, наглядные материалыХудожественно-зрелищной направленности: 1)Капустник «КВН уже не тот» 2) Бенефис команд Высшей Лиги: «Союз», «ПятигорскЪ», «Станция Спортивная» 1)Выступление команд/артистов/новичков, в котором совмещены актерские этюды, вокальные и танцевальные номера 2) Показательное выступление лучших команда) Методы формирования общественного сознания (комментирование, разъяснение). б) Методы вовлечения в социально-культурную активность (включение в различные формы непрерывного просвещения, привлечение к разным видам любительского творчества) а) Методы вовлечения в социально-культурную деятельность (привлечение к разным видам любительского творчества, игра)Аудитория, сценические площадки, техника, зрители Игровой направленности: 1)Целостная игра с 2-3 конкурсами (Приветствие, Разминка, СТЭМ)Соревновательная игра, включающая в себя конкурсы, оценивающие жюри, выявление победителя, призовое вознаграждение а)Методы стимулирования социокультурной активности (соревнование, поощрение). б)Методы вовлечения в социально-культурную деятельность (игра)Актовый зал, аудиовизуальная техника, световое освещение, ведущий, жюри, команды, реквизит.Праздничной направленности: 1)Голосящий КиВиНОрганизованная туристическо-просвятительская поездка в Юрмалу на КВНовский фестивальВовлечение в социально-культурную деятельность и стимулирование ее активностиСпонсоры, организатор, экскурсионная программа, зрительный зал, команды.

Список использованной литературы


1.«Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». Битянова М. Р., Вачков И. В. - СПб.: Питер, 2009 г. - 192 с.

2.Туревская, Е.И. Возрастная психология [Электронный ресурс] / Е. Ию Туревская. - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru <#"justify">3.Марфин, М. Н. Что такое КВН?/ М. Н. Марфин, А. П. Чивурин. 2-е изд., доп. - М., 2002. - 107 с.

.Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПбГАК, 1997.


Теги: Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста  Практическое задание  Педагогика
Просмотров: 10515
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста
Назад