Формирование техники речи

1. Тренировка голоса


1.1 Сила голоса

орфоэпический голос тембр тренировка

Упражнение 1. «Театральный смех»

Это упражнение выполнял в своё время Фёдор Шаляпин. Встаньте прямо. На выдохе театрально посмейтесь три раза: «ХА-ХА-ХА». Старайтесь, чтобы звук шёл глубоко из груди непрерывно и естественно, а также максимально ярко и уверенно. Выполните упражнение 4 раза.

Упражнение 2. Перед вами предложение, состоящее из слогов. Его следует произносить с распевной интонацией. То есть повышайте тон звучания своего голоса каждый раз при переходе к следующему слогу. Также не забудьте спуститься вниз:


МА - МО - МУ - МЭ - МЫ - МИ

ДА - ДО - ДУ - ДЭ - ДЫ - ДИ

БА - БО - БУ - БЭ - БЫ - БИ


Упражнение 3. «Вьюга»

Изобразите зимнюю метель, которая воет в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вам нужно тихо произнести «У-у-у-у». А по сигналу «Сильная вьюга» говорите уже громко: «У-у-у-у». Услышав «Метель кончается», произнесите тише и смолкайте по сигналу «Вьюга кончилась».

Упражнение 4. «Лесенка»

Усиливайте голос по мере увеличения шрифта:

2 3 4 5 6 7 8 9 10


2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Упражнение 5. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:


Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

Ши, ши, ши!

Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

Шо, шо, шо!

С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкой и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом:

Не пляши!..

До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге - ах! -

Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -

И снег идет (тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем, совсем не по дороге!

Но только вот (тирлим-бом-бом)

Скажите, от - (тирлим-бом-бом),

Скажите, от - чего так зябнут ноги?


1.2 Высота голоса


Упражнение 1. Произносите слоги сначала повышая, а потом понижая тон. Ни в коем случае не форсируйте звук, он должен быть плавным.


Упражнение 2. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.


Упражнение 3. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

Упражнение 4. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:


Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе!

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.


Упражнение 5. Представьте, что вы сидите в самолёте, который стремительно подымается вверх. Повышайте по мере чтения стихотворения голос, но не кричите, пусть голос будет звонче, легче и мелодичнее:


Белокрылый мощный Ту

Набирает высоту:

Он летит всё выше, выше…

Превратились в точку крыши…

Вот уже он выше туч…

А теперь меж облаками…

Вдруг ударил солнца луч!

Голубой простор под нами.

Выше, выше мчится «Ту»,

Покоряя высоту.


1.3 Тембр голоса


Упражнение 1. Прочитайте стихотворение «Неожиданный улов», меняя тембр голоса в зависимости от того, чьим голосом вы будете произносить текст:


Неожиданный улов

Сын сказал отцу: - Отец,

Что же это наконец?

Шесть часов мы удим, удим,

Не поймали ничего.

Лучше так сидеть не будем

Неизвестно для чего.

Замолчишь ты наконец! -

Крикнул с яростью отец.

От вскочил, взглянул на небо…

Сердце так и ухнуло!

И мгновенно что-то с неба

В воду с криком бухнуло.

Сын, при помощи отца,

Тащит на берег пловца,

А за ним на берег рыбы

Так и лезут без конца!

Сын доволен. Рад отец.

Вот и повести конец.


Упражнение 2. Пощёлкайте языком, изображая звонкие цоканья копыт. Делайте так 10 - 15 секунд и следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта.

Упражнение 3. Поговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае «тёплым шёпотом» (как похвала) - задействован наибольший объём резонаторов, во 2 - ом - «холодным шёпотом» (как нарекание) - объём резонаторов сокращается.

Упражнение 4. Прочитайте фрагмент из стихотворения К. Чуковского «Телефон», меняя тембр голоса:


Упражнение 5. «СИРЕНА»

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.


1.4 Благозвучность


Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 2. Объясните, почему нарушено благозвучие в следующих фразах:

Огонек был слишком тускл, мгла сгущалась.

Привлекает внимание мраморное здание.

Этот мост строился с привлечением средств вкладчиков.

Упражнение 3. Скороговорка, чтобы избавиться картавости:


Крута гора,

В горе - дыра,

В дыре - кротовая нора.

*****

На дворе - трава,

На траве - дрова.

Не руби дрова на траве двора!

*****

Обрадован баран -

У барана - барабан,

И баран в барабан барабанит,

Барабанит баран в барабан.


Упражнение 4. Зажмите нос двумя пальцами и произнесите звук «А» так, чтобы нижняя челюсть была опущена, а в носу не чувствовалось вибрации (избавит от гнусавости в голосе).

Упражнение 5.

Устранение картавости с помощью игры со звуками:


Ра-Ра-Ра - рама, радуга, гора.

Ры-ры-ры - рынок, рыба, комары.

Ро-ро-ро - роза, родина, ведро.

Ру-ру-ру-руки, ручки, кенгуру.

Ар-ар-ар - повар, сахар, санитар.

Ир-ир-ир - пассажир, зефир, кефир.

Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.

Ор-ор-ор - помидор, топор, забор.

Ур-Ур-Ур - шнур, контур, абажур.

Ра-Ра-Ра - Рае нравится жара.

Ру-ру-ру - в роще бродит кенгуру.

Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.

Ро-ро-ро - быстро строится метро.

Ар-ар-ар - Роме нравится загар.

Ур-Ур-Ур - у розетки черный шнур.

Ир-Ир-Ир - в кружке с сахаром кефир.

Ор-ор-ор - красит Верочка забор.

Эр-эр-эр - марширует офицер.


1.5Полетность и шумостойкость голоса


Упражнение 1. Это упражнение надо выполнять вдвоем.

Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 2. Тренируйте полетность голоса, стремясь «отдать» звук, «послать» его вдаль, сохраняя не звучность (громкость), а силу голоса, энергию выдоха. Встаньте перед аудиторией и произнесите стихотворение шепотом, обеспечивая за счет полетности голоса хорошую слышимость во всех местах аудитории. Не забывайте о четкости артикуляции. Тяните гласные звуки на одной высоте, следя за дыханием. Попробуйте изменять тон голоса: повышать, понижать.


Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».


Упражнение 3. Чтобы голос был слышим на значительном расстоянии, во всех концах зала, надо уметь на негромком звучании посылать звук вдаль. Для тренировки лучше брать стихотворение с короткими строчками. Первые две строки произносите на средней громкости, вторые две - тише, но на той же высоте звука, как и в первых двух строках, следующие две строки - снова на средней громкости и т.д. Текст произносите не с выразительной интонацией, а с одинаковой протяжной восклицательной мелодией. Ударные гласные протягиваются не во всех словах, а только в тех, над которыми поставлены надстрочные значки ударения. В предлагаемом примере мы изобразим таким способом первые две строчки:


Поезжааай! за моряяя! океаааны!

И над всeеею! землёёёй! пролетиии!.

Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти


Упражнение 4. Сделайте 5-10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его - научиться изменять высоту голоса в пределах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем тренироваться на первых 4-8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход - с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими звуками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.


Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?


Упражнение 5. Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки». Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:


У Скворцова / Гришки / Жили-были / Книжки -

Грязные, / Лохматые, / Рваные, / Горбатые,

Без конца / И без начала, / Переплеты / Как мочала,

На листах / Каракули. / Книжки / Горько / Плакали.


1.6 Адаптивность


Упражнение 1: «Волшебный сон»

Один участник рассказывает в течение 1-2 минут удивительный сон. Рассказ должен быть исполнен в художественной форме. Слушающие задают ему вопросы, стараясь сбить с толку или уличить в отсутствии логики.

Упражнение 2: «Критики»

Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего - в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.

Упражнение 3: Вы - известный бизнесмен, которого попросили провести беседу на тему: «Как добиться успеха в бизнесе». Выступать предлагается перед:

а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.


1.7 Громкость, подвижность, манерность голоса


Упражнение 1: Чередование медленных и быстрых строчек речевым способом при одновременном повышении или понижении голоса на строке. После каждой строки, произнесенной медленно, необходимо добрать дыхание, т.е. вздохнуть не во весь объем легких. Перед медленной строкой дыхание надо взять с учетом длинного выдоха, чтобы его хватило на всю строку.


(медленно) Дайте мальчикам каравайчики! (Произносится в

(быстро)Дайте мальчикам каравайчики!нижнем регистре)

(медленно)Дайте девушкам, молодкам,(Голос поднят на

(быстро)Дайте девушкам, молодкам,полтона вверх)

(медленно)Молодцам в косоворотках,(Голос поднят еще

(быстро)Молодцам в косоворотках,на полтона вверх)

(медленно)Дайте девять кусков(Голос поднят еще

(быстро)Дайте девять кусковна полтона вверх)

(медленно)На старух и стариков.(Голос поднят еще

(быстро)На старух и стариков.на полтона вверх)


. Чередование двух медленных и двух быстрых строк с изменением высоты звучания. Перед изменением темпа надо поменять дыхание.


(вдох) Летит по бездорожью, по дороге (медленно, нараспев)

Минуя рубежи веков и стран,

(вдох) Скакун неукротимый, быстроногий, (быстро, речь)

И нет на нем узды и нет стремян.


Упражнение 3: Этот же текст (упражнение 2) можно использовать в упражнении на чередование трех медленных и одной быстрой с повышением последней на полтона.

Упражнение 4: Прочитайте «Сказку о глупом мышонке» Самуила Маршака, распределяя роли, соответственно меняя высоту, тембр и интонацию голоса.


Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь! (и т.д.)


1.8 Тон голоса


Упражнение 1: Поэзия может быть и визуальной, о чем свидетельствуют поэтические опыты Г. Державина. Составьте интонационную партитуру текста. Предложите свой текст для визуализации.


ПИРАМИДА

Зрю

Зарю

Лучами,

Как свещами,

Во мраке блестящу,

В восторг все души приводящу.

Но что? - от солнца ль в ней толь милое блистанье?

Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.


Упражнение 2: В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, чётко и ясно произносить, осознавать и подбирать рифму, правильно интонировать текст. Закончите фразы:


ба - бу - бы на дворе стоят_______________________

бу - бы - ба из окна торчит_______________________

до - ду - да гудят_______________________________

жа - жа - жа есть иголки у _______________________

жи - жи - жи здесь живут________________________

са - са - са в лесу бегает_________________________

со - со - со у Вовы______________________________

усь - усь - усь на лугу пасётся_____________________

ча - ча - ча горит в комнате______________________

чу - чу - чу молоточком я________________________

оч - оч - оч наступила___________________________


Упражнение 3: «Мимозы»

Один товарищ сообщает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспрашивает, подвергая сомнению каждое слово товарища. Можно играть за обоих.


МИМОЗЫМиламамекупила?

МИМОЗЫМиламамекупила.

МимозыМИЛАмамекупила?

МимозыМИЛАмамекупила.

МимозыМилаМАМЕкупила?

МимозыМилаМАМЕкупила.

МимозыМиламамеКУПИЛА?

МимозыМиламамеКУПИЛА.


Упражнение 4: Составьте диалоги, которые могут произойти в следующих ситуациях. Продумайте содержание реплик и выберите оптимальную громкость голоса. Разыграйте диалоги в парах. Критерии оценки речевого действия: а) содержательность диалога; б) адекватность громкости ситуации общения. Продумайте, каким тоном будет говорит каждый герой вашего диалога.

1) Мама отдыхает, а вам с сестрой (братом) нужно обсудить какой-то важный вопрос.

) Вы пришли навестить больного друга, спрашиваете о его самочувствии, здоровье, чем ему можно помочь.

) Папа дома работает - составляет годовой отчет о работе. А вам нужно срочно спросить друга по телефону о домашнем задании по риторике. Вы поднимаете трубку и разговариваете с другом.

) На улице вас остановила старушка. Она спрашивает, как дойти до аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут. Но она вас плохо слышит.

Упражнение 5: Очень часто человеку трудно описать словами ту эмоцию, которую он переживает. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова так, чтобы сохранился авторский замысел. Составьте интонационную партитуру текста.


Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум.

Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Желание блаженства.

Пыл страстей

Возвышенных я чувствую, но слов

Не нахожу и в этот миг готов

Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь

Хоть тень их перелить в другую грудь.


1.9 Суггестивность


Упражнение 1: «Без остановки»

Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение таким убедительным, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Тему могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым и вообще неизвестным темам. «Высшим пилотажем» является монолог вообще без темы.

Упражнение 2: «С привязкой к словам» Подберите 20-30 слов, отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельной карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Упражнение 3: Возьмите активное, глубокое дыхание. Хорошо артикулируя губами, произнесите:


БУП БОП БАП БЭП БИП БЫП

ПТКУ ПТКО ПТКА ПТКЭ ПТКЫ ПТКИ

ВЖА ВЖО ВЖУ ВЖЭ ВЖИ

РЖА РЖО РЖУ РЖЭ РЖИ

МНУ МНО МНА МНЭ МНИ МНЫ

МГУ МГО МГА МГЭ МГИ МГЫ

ШРУ ШРО ШРА ШРЭ ШРИ ШРЫ

ЩУКЛ ЩОКЛ ЩАКЛ ЩЕКЛ ЩИКЛ

ФРУ ФРО ФРА ФРЭ ФРИ ФРЫ

РЦУ РЦО РЦА РЦЭ РЦЫ

СУШ СОШ САШ СЭШ СЫШ СИШ

БРУ БРО БРА БРЭ БРЫ БРИ

БАМ БУМ - БЕМ БЫМ БЭМ БИМ

БУН БОН БАН БЭН БИН БЫН


1.10 Выдержка и стойкость голоса


Упражнение 1: Возьмите любую согласную букву, какая вам понравится, затем загляните в словарь и найдите произвольно 5 слов, которые начинаются с этой буквы, еще 5 слов, в которых эта буква находится в середине слова, и, наконец, последние 5 слов, в которых эта буква находится в конце слова. Попытайтесь построить рассказ на любую тему, стараясь использовать минимальное количество дополнительных слов для связки. Еще лучше, если вы сможете из этих слов написать стихотворение. Целесообразно использовать дополнительные слова, в которых имеется выбранная вами буква.

Упражнение 2: Возьмите картинку и внимательно ее рассмотрите. Выделите для себя наиболее важные, на ваш взгляд, детали. Придумайте рассказ по этой картинке. Ни в коем случае нельзя производить описание картинки. Нужно, чтобы картинка ожила, чтобы действующие лица двигались и говорили. Представьте себя на месте экскурсовода в музее искусств, как можно дольше говорите об этой картине.

Упражнение 3: «Импровизация»

Выберите наугад любое слово. В течение одной - двух минут сочините рассказ на тему, связанную с этим словом. Вариантов рассказа может быть два. Либо это перечисление функциональных особенностей этого слова, либо рассказ (сказка), в котором раскрывается смысл этого слова.

Упражнение 4: Выговорите скороговорки:

- беззвучно с утрированной артикуляцией;

на шёпоте;

умеренно громко

На ура у гуру инаугурация прошла.

Регулировщики регулярно регулировали регуляторы.

Невелик бицепс у эксгибициониста.

Повадился дебил бодибилдингом заниматься.

Саша сама - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.


1.11 Темп


Упражнение 1: Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по складам прочитать: О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т. п.-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. Получается? По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками, например:

ØКурьера курьер обгоняет в карьер.

ØМамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

ØВодовоз вез воду из-под водопровода.

ØРазнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

ØРасчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

ØБык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

ØДробью по перепелам, да по тетеревам.

ØЧешуя у щучки, щетинка у чушки.

ØДва дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.

ØПротокол под протокол протоколом запротоколировали.

Упражнение 2: Чтобы достичь стойкого, уверенного голоса, вам поможет эта большая скороговорка. Начинайте читать её в умеренном темпе, с каждым разом ускоряя его.

Эники-бэники ели вареники, Драники, финики, кексы и пряники,

Пышки и плюшки и всякие пончики, Клёцки, торты, пастилу и батончики,

Перец, салаты, томат и картошку, Капусту, горчицу, грибы и окрошку,

Редьку, мацу, майонез и котлеты, Яйца, свеклу, бишбармак и рулеты,

Сало, горошек, укроп и ватрушки, Бананы, кокосы, морковь и петрушку,

Масло, шашлык, артишок и грудинку, Лук, суп, помидоры, бобы и тартинку,

Блины, мармелад, творог, пиво, тушенку, Кофе, печенье, сметану, сгущёнку,

Яблоки, рыбу, какао, солянку, Желе, черемшу, колбасу, запеканку,

Креветки, лимоны, орехи и сливы, Варенье, хлеб чёрный, хлеб белый, подливы,ахар, омаров, печенку, конфеты, Сыр, уксус, лангустов, вино, чай, паштеты,

Соль, чипсы, пирожные, рис, отбивные, Соломку, коньяк, языки заливные,

Дыни, филе, чебуреки, лангеты, Манку, перловку, икру, винегреты,

Зразы, сосиски, чеснок, антрекоты, Хрен, шоколад, макароны и шпроты,

Зельц, кабачки, беляши, цеппелины, Персики, щавель, цыплята, маслины,

Киви, селёдку, свинину, крыжовник, Устрицу, тыкву, гранат и шиповник,

Крем, трюфеля, сушку и брюкву, Баранину, гренки, смородины, клюкву,

Крабов, компот, ветчину, огурцы, Кефир, минералку, кизил, голубцы,

Чернику, пюре, патиссоны, клубнику, Патоку, шкварки и землянику,

Ревень, изюм, фрикадельки, халву, Плов и сациви, шпинат и айву,

Спагетти, миндаль, мёд, галушки, ромштексы, Ростбифы, манты, фасоль и бифштексы, Репу, редиску, харчо, чахохбили… Слегка закусили и снова налили компот.

Упражнгение 3: Произнесите фразу «быстро ехали, быстро ехали», ускоряя темп. Не спешите делать рывок и постарайтесь равномерно распределять количество воздуха.

Упражнение 4: Произнесите скороговорку «Три китайца» (1 этап - четкая артикуляция, 2 этап медленное произношение, 3 этап - ускорение темпа)

Упражнение 5: Прочитайте стихотворение Валерия Брюсова «Буря с берега». Сначала произнесите его медленно, вникнув в содержание. При втором прочтении увеличьте темп, следя за артикуляцией, четким произнесением всех звуков, дыханием и интонациями. Третий раз прочитайте стихотворение еще быстрее, добиваясь ясного и выразительного звучания.


Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?


2. Тренировка фонетического дыхания


Упражнение 1: «Проколотый мяч».

Для постановки дыхания, имитируйте мяч, который прокололи шилом, звукоподражанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упражнение выполняйте легко, без напряжения в звуке. Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Упражнение 2: Для более продуктивного усвоения основных положений темы используйте мнемонический (т.е. обеспечивающий лучшее запоминание) гекзаметр А.В. Прянишникова. Вначале прочтите его про себя, повторяя основные правила тренировки дыхания. Затем читайте вслух, соблюдая требования, изложенные автором. Выучите данный текст.


Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выходе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медлительность,

плавность -

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.


Упражнение 3: Начинайте выполнять упражнение «33 Егорки», делая доборы воздуха через небольшие промежутки, затем старайтесь на одном выдохе перечислить все больше «Егорок», уменьшая общее количество доборов воздуха.

Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка,…. тридцать один Егорка, тридцать два Егорка, тридцать три Егорка.

Упражнение 4: Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.

После выхода на п-ф, паузы, вдоха и задержки на «раз» читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или следующей, если чтение предыдущей не вызывает никаких трудностей). В случае затруднений читайте сначала по частям, а потом целиком.


За край родной иди бесстрашно в бой. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Книга для ума - теплый дождь (дощ) для всходов. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.Рощи да леса - всему краю краса. Дружба и братство - дороже богатства. Где охота и труд, там поля цветут.

Упражнение 5: Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк - сброс излишка воздуха и обычный вдох.


Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. И шумя и крутясь колебала река Отраженные в ней облака; И пела русалка - и звук ее слов Долетела до крутых берегов.И пела русалка: «На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада, Там хрустальные есть города; И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витяь чужой стороны…» (Лермонтов. Русалка.)


3. Тренировка четкой дикции


Упражнение 1: Скороговорка.


Эники-бэники ели вареники,

Драники, финики, кексы и пряники,

Пышки и плюшки и всякие пончики,

Клёцки, торты, пастилу и батончики,

Перец, салаты, томат и картошку,

Капусту, горчицу, грибы и окрошку,

Редьку, мацу, майонез и котлеты,

Яйца, свеклу, бишбармак и рулеты,

Сало, горошек, укроп и ватрушки,

Бананы, кокосы, морковь и петрушку,

Масло, шашлык, артишок и грудинку,

Лук, суп, помидоры, бобы и тартинку,

Блины, мармелад, творог, пиво, тушенку,

Кофе, печенье, сметану, сгущёнку,

Яблоки, рыбу, какао, солянку,

Желе, черемшу, колбасу, запеканку,

Креветки, лимоны, орехи и сливы,

Варенье, хлеб чёрный, хлеб белый, подливы,ахар, омаров, печенку, конфеты,

Сыр, уксус, лангустов, вино, чай, паштеты,

Соль, чипсы, пирожные, рис, отбивные

Соломку, коньяк, языки заливные,

Дыни, филе, чебуреки, лангеты,

Манку, перловку, икру, винегреты,

Зразы, сосиски, чеснок, антрекоты,

Хрен, шоколад, макароны и шпроты,

Зельц, кабачки, беляши, цеппелины,

Персики, щавель, цыплята, маслины,

Киви, селёдку, свинину, крыжовник,

Устрицу, тыкву, гранат и шиповник,

Крем, трюфеля, сушку и брюкву,

Баранину, гренки, смородины, клюкву,

Крабов, компот, ветчину, огурцы,

Кефир, минералку, кизил, голубцы,

Чернику, пюре, патиссоны, клубнику,

Патоку, шкварки и землянику,

Ревень, изюм, фрикадельки, халву,

Плов и сациви, шпинат и айву,

Спагетти, миндаль, мёд, галушки, ромштексы,

Ростбифы, манты, фасоль и бифштексы,

Репу, редиску, харчо, чахохбили…

Слегка закусили и снова налили.


Упражнение 2: Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:


ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КУ КО КА КЭ КИ КЫ


Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе. Упражнение нужно повторить 5 раз. Вы должны ощущать, что все звуки звучат четко и голосовые связки не устают, то есть нет ощущения, что в горле «першит». Это дикционное упражнение выполняется точно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:

ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ


Упражнение 3: Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по складам прочитать: О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т. п.-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. Получается? По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками, например:

ØКурьера курьер обгоняет в карьер.

ØМамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

ØВодовоз вез воду из-под водопровода.

ØРазнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

ØРасчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

ØБык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

ØДробью по перепелам, да по тетеревам.

ØЧешуя у щучки, щетинка у чушки.

ØДва дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.

ØПротокол под протокол протоколом запротоколировали.

Упражнение 4: Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:


РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ

ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА

ПКТЭ-ТПКЭ ПКТИ-ТПКИ ПКТЫ-ТПКЫ

ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА

ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ


Упражнение 5: «Лигурия»

(45 скороговорок, собранные в единый текст для развития дикции)

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.


Список использованной литературы


1.Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов). Автор: Никольская С.Т

.Выразительное чтение (практикум по одноименной дисциплине для студентов педагогических специальностей) Кавинкина И.Н., Подрецкая Г.Н., Бэкман Е.В.

3.Выразительное чтение. Практика. - М, 1980 г., Майман Р.Р.

.Деловое общение: Упражнения на развитие дикции,

.Скаженик Е.Н.

.Деловое общение: Публичная речь, Скаженик Е.Н.

.Интернет-ресурс:

.Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста Габзалилова Гульназ Маликовна, учитель-логопед

9.Работа над техникой речи в курсе школьной риторики, Калмыкова И.Р.


Теги: Формирование техники речи  Методичка  Педагогика
Просмотров: 8400
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование техники речи
Назад