Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по развитию сенсорно-моторной системы
старшая группа
(для детей с задержкой психического развития)
Тема: «Праздник в стране математики»
Составила и провела
учитель-дефектолог: Кодинцева Ю.О.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» г. Хотьково
г. Хотьково, 2011г
«Праздник в стране математики» занятие в старшей группе с задержкой психического развития
Цель: - коррекция недостатков познавательной деятельности детей, путем целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цвета.
Задачи:
Коррекционные:
продолжать формировать правильное восприятие цвета, формы, величины на основе практической деятельности со стимулирующим материалом;
исправлять недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Обучающие:
упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала;
развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по трём признакам (величина, цвет, форма);
продолжать учить детей считать в пределах шести с участием разных анализаторов;
совершенствовать умение составлять целое из частей;
закреплять умение детей ориентироваться в пространстве: понятия «право», «лево», «вверху», «внизу», «в центре»; «над», «под».
учить высказываться фразой, содержащей точный ответ на конкретный вопрос;
формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивающие:
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
развитие слухоголосовых координаций.
Воспитательные:
воспитывать интеллектуальный интерес в играх развивающей направленности и положительные эмоции к учебной деятельности;
воспитывать адекватную реакцию на успех или неуспех своей деятельности, отзывчивость, дружелюбное отношение друг к другу в коллективной деятельности
Методические приёмы:
. Наглядные;
. Словесные (инструкции, задания, вопросы, оценка детских ответов);
. Игровой (сюрпризный момент);
. Поощрение, положительный анализ занятия.
Структура занятия:
. Сюрпризный момент - 4 мин.
. Закрепление ранее изученного «Мышиный домик» - 6 мин.
. Гимнастика для глаз "Смотрим по сторонам".
Динамическая пауза с элементами логоритмики - 2 мин.
. Порядковый счёт «Мышиный сыр» 3мин.
. Работа с раздаточным материалом «Украсим ёлочку» - 5 мин.
. «Чудесный мешочек» - 3 мин.
. Заключительный сюрпризный момент с итогом занятия - 2 мин.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
«мышиный домик»,
«сыр» - круг из картона
четыре ёлочки разной высоты;
волшебный мешочек с геометрическими фигурами.
Раздаточный материал:
мышки с «геометрическими ключами» (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник разного цвета ) по количеству детей,
«кусочки сыра» из картона, с «дырочками» от одного до шести (по количеству детей),
«ёлочные украшения» (геометрические фигуры) разного размера и цвета (треугольник, овал, круг, квадрат),
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, решение логических задач, изучение геометрических фигур, каждой в отдельности и в сравнение с другими, дидактические игры.
Чтение сказки «Три медведя»
геометрический дидактический игра цвет
"Праздник в стране математики" занятие в старшей группе с задержкой психического развития
№ п/пНазвание этапаСодержаниеПримерный ответ детей1Организационный этапДефектоглог: - Сегодня мы проводим самый настоящий праздник для дошкольников - математиков. Мы будем с вами играть в разные игры, тот, кто правильно ответит на вопросы, получит вознаграждение пазл от картинки. А в конце праздника вы сможете собрать красивую картинку! - Ребята, послушайте, кто-то стучится?! Кто бы это мог быть! Попробуйте отгадать: Кота добрей на свете не сыскать, Мышам-проказникам он может все прощать. Тут долго думать, в общем-то, не нужно. Он говорит всегда: «Давайте жить дружно!». Молодцы! Кот Леопольд: -Здравствуйте ребята! Дефектоглог и дети: Кот Леопольд Здравствуй, кот Леопольд!2Сообщение темыДефектоглог: - Кот Леопольд, мы сегодня с ребятами проводим математический праздник. А у тебя есть какие-нибудь трудные загадки для наших детей? Кот Леопольд: - Конечно, я даже загадки про геометрические фигуры знаю. - Отгадайте-ка ребятки: Нет углов у меня, А похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ... Вот четыре стороны И они всегда равны. А фигура та, ребята, Называется …. Я - похож на яйцо, И как просто буква О. Я почти как круг - малец, Я - такой, как огурец. Круг Треугольник Квадрат Овал3Закрепление изученного ранее Игра «Квартирка для мышей» Задание на развитие зрительного анализатора: цвет и форма геометрических фигур. Формирование логического мышления)Кот Леопольд кладёт перед детьми ключи с "геометрическими затворами" и вешает на магнитную доску домик. Дефектолог: - Ребята, Кот Леопольд построил для мышей домик. - Давайте рассмотрим этот домик. - А сколько этажей в этом домике, давайте посчитаем? Значит дом, какой…? - Мы должны с вами расселить мышей в квартиры. Они держат в лапках ключики от квартир. Ключики имеют геометрическую форму. Вам надо правильно подобрать ключик к мышиной квартире. - Обратите внимание на первый этаж. - Дети, какой формы ключи подойдут к квартирам на первом этаже? - Какой формы ключи подойдут к квартирам на втором этаже? - Какой формы ключи подойдут к квартирам на третьем этаже? - Какой формы ключи подойдут к квартирам на четвёртом этаже? - Какого цвета ключи подойдут к квартирам в первом подъезде? - Какого цвета ключи подойдут к квартирам во втором подъезде? - Какого цвета ключи подойдут к квартирам в третьем подъезде? - Какого цвета ключи подойдут к квартирам в четвёртом подъезде? А в последнем? -Алёша, у тебя какой ключ? В каком подъезде и на каком этаже откроется квартира твоим ключом? Попробуй, открыть нужную квартиру. Молодец! -Даша, у тебя какой ключ? В каком подъезде и на каком этаже откроется квартира твоим ключом? Попробуй, открыть нужную квартиру. Молодец! - Артём, у тебя какой ключ? В каком подъезде и на каком этаже откроется квартира твоим ключом? Попробуй, открыть нужную квартиру. Молодец! -Игорь, у тебя какой ключ? В каком подъезде и на каком этаже откроется квартира твоим ключом? Попробуй, открыть нужную квартиру. Молодец! -Дима, у тебя какой ключ? В каком подъезде и на каком этаже откроется квартира твоим ключом? -Даша, у тебя какой ключ? В каком подъезде и на каком этаже откроется квартира твоим ключом? Попробуй, открыть нужную квартиру. Молодец! -Глеб, у тебя какой ключ? В каком подъезде и на каком этаже откроется квартира твоим ключом? Попробуй, открыть нужную квартиру. Молодец! Вы все справились с заданием, Молодцы!Один, два, три, четыре. Четыре этажа Четырёхэтажный. К квартирам на первом этаже подойдут ключи квадратной формы К квартирам на втором этаже подойдут ключи овальной формы К квартирам на третьем этаже подойдут ключи треугольной формы К квартирам на четвёртом этаже подойдут ключи круглой формы К квартирам в первом подъезде подойдут ключи красного цвета К квартирам во втором подъезде подойдут ключи жёлтого цвета К квартирам в третьем подъезде подойдут ключи синего цвета К квартирам в четвёртом подъезде подойдут ключи зелёного цвета. К квартирам в пятом подъезде подойдут ключи оранжевого цвета У меня овальный красный ключ. В первом подъезде на втором этаже. У меня квадратный оранжевый ключ. В пятом подъезде на первом этаже. У меня круглый жёлтый ключ. Во втором подъезде на четвёртом этаже. У меня треугольный зелёный ключ. В четвёртом подъезде на третьем этаже. У меня синий квадратный ключ. В третьем подъезде на первом этаже. У меня жёлтый круглый ключ. Во втором подъезде на четвёртом этаже. У меня овальный красный ключ. В первом подъезде на втором этаже.4Гимнастика для глаз "Смотрим по сторонам"Дефектоглог: - Ваши глазки были очень зоркими. Вы правильно расселили мышек, давайте дадим отдохнуть глазкам Дефектоглог: Поведи глазами влево незаметно, невзначай. Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай? А теперь глазами вправо ты внимательно смотри. Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори. А теперь посмотрим вверх - там высокий потолок. А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок. Не поворачивая головы, дети смотрят вправо, влево, вниз, вверх - только глазамиДинамическая пауза с элементами логоритмикиСнег-снежок (2р) по дороге стелется Снег-снежок (2р) белая метелица Снег-снежок (2р) замело дорожки Снег-снежок (2р) тает на ладошке Мы налепим снежков Вместе поиграем, И в друг друга снежком Весело бросаем. Снег-снежок (2р) замело дорожки Снег-снежок (2р) тает на ладошке. Нам тепло на дворе Не замёрзли ушки, Накатаем мы снег Снежный ком большущий. Снег-снежок (2р) замело дорожки, Снег-снежок (2р) тает на ладошке.Дети имитируют движения с пропеванием зимней песенки5Порядковый счёт: «Сыр для мышей» Совершенствов-ние умения составлять целое из частей, определять числовой ряд.На магнитной доске круг в виде сыра. Кот Леопольд раздаёт кусочки «сыра» детям Дефектоглог: - Мыши озорницы разбросали кусочки сыра. Ребята, посмотрите, чем они похожи? - Чем они отличаются? А теперь давайте соберём кусочки сыра так, чтобы получился круг. - У кого кусочек сыра с одной «дырочкой»? - У кого кусочек сыра, в котором на одну дырочку больше? - Сколько дырочек в твоём кусочке сыра? - У кого кусочек сыра, в котором на одну дырочку больше? - Сколько дырочек в твоём кусочке сыра? - У кого кусочек сыра, в котором на одну дырочку больше? - Сколько дырочек в твоём кусочке сыра? - У кого кусочек сыра, в котором на одну дырочку больше? - Сколько дырочек в твоём кусочке сыра? - У кого кусочек сыра, в котором на одну дырочку больше? - Сколько дырочек в твоём кусочке сыра? Молодцы справились с заданием, посмотрите, какая фигура получилась?Они одинаковые по форме и величине У них разное количество «дырочек». Ребёнок, у которого нужное количество «дырочек» выходит к магнитной доске В моём кусочке сыра две дырочки Ребёнок, у которого нужное количество «дырочек» выходит к магнитной доске В моём кусочке сыра три дырочки Ребёнок, у которого нужное количество «дырочек» выходит к магнитной доске В моём кусочке сыра четыре дырочки Ребёнок, у которого нужное количество «дырочек» выходит к магнитной доске В моём кусочке сыра пять дырочек Ребёнок, у которого нужное количество «дырочек» выходит к магнитной доске В моём кусочке сыра шесть дырочек Круг6«Украсим елочку» Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по трём признакам (величина, цвет, форма) Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве: понятия «право», «лево», «вверху», «внизу», «по- середине».Дефектолог: - Давайте прогуляемся по нашему сказочному лесу. Посмотрите какие деревья растут в нашем лесу? - Посмотрите, елочки одинаковой высоты? - Давайте расставим ёлочки в ряд, слева направо, от самой низкой к самой высокой. - Какая ёлочка низкая? - Какая чуть выше? - Какая ещё выше? - Какая самая высокая ёлочка? - Ребята, а какой праздник был недавно? А на Новый год ёлочку всегда украшают, мы будем наряжать её волшебными геометрическими фигурами - Какие это геометрические фигуры? - Сравните, треугольник и овал, чем они похожи? - А чем отличаются? - А ещё, чем отличаются? - Какие это геометрические фигуры? - Сравните, квадрат и круг, чем они отличаются? - А ещё, чем отличаются? Давайте, украсим самую высокую ёлочку - Алёша выбери большой красный круг? -Пожалуйста, повесь большой красный круг посередине. - Дима, выбери маленький синий квадрат? -Пожалуйста, повесь маленький синий квадрат справа от круга. - Артём, выбери большой жёлтый овал? -Пожалуйста, повесь слева от круга. - Глеб, выбери большой зелёный треугольник? -Пожалуйста, повесь большой зелёный треугольник над кругом. - Даша, выбери маленький зелёный овал? -Пожалуйста, повесь маленький зелёный овал под кругом. - Скажите а чем отличается квадрат от треугольника? Молодцы, ребята, украсили нашу ёлочку!Новый год Ёлки Нет, ёлочки по высоте разные Ответ и показ детей Новый год Дети выполняют инструкцию. Треугольник и овал Эти фигуры одинаковые по цвету, треугольник и овал жёлтые. Они разные по форме, у овала нет углов, а у треугольника есть три угла. По величине, овал большой, а треугольник маленький. Квадрат и круг Они отличаются по форме. У квадрата четыре стороны и четыре угла, а у круга углов нет, он может катится . Эти фигуры разные по величине. Квадрат большой, а круг маленький. Эти фигуры разные по цвету. Квадрат большой, а круг маленький. Ребёнок подходит к ёлке Ребёнок выполняет инструкцию и вешает «ёлочное украшение»7«Чудесный мешочек» Учить детей узнавать предметы по форме на ощупь. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)Кот Леопольд: - Я для вас принёс мешочек с геометрическими фигурами. Дефектолог: - Сейчас мы попробуем разгадать, какие геометрические фигуры находятся внутри мешочка. Тот, кого я вызову, должен назвать, что кот Леопольд положил в мешочек.- Это круг. -Это квадрат. - Это овал. -Это треугольник.Индивидуальная работа (умение оперировать образами, соотносить части и целое)Ребята, вы хорошо потрудились и можете достать из конвертов пазлы и собрать картинку! Молодцы! Вам понравились Ваши картинки?!Дети собирают картинку Ответы детей8ИтогДефектолог: Какие геометрические фигуры мы сегодня использовали, чтобы выполнить задания? Ребята вам понравился наш праздник? А что вам больше всего запомнилось? Кот Леопольд: -Ребята, вы отлично сегодня потрудились, молодцы!Круг, квадрат, треугольник, овал. Ответы детей