Воспитание культуры энергосбережения в начальной школе

Управление образования Минского облисполкома

Отдел образования Воложинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Дубинской учебно-педагогический комплекс детский сад - базовая общеобразовательная школа»


Воспитание культуры энергосбережения

в начальной школе


Соломко Тамара Владимировна

Заместитель директора

по воспитательной работе


Минск - 2009


Информационный лист


Перечень и краткая характеристика представленных материалов из опыта работы

Описание опыта работы учителя начальных классов по энергосбережению.

Адреса применения предлагаемого опыта работы

Материалы работы могут быть использованы в учреждениях образования классными руководителями, учителями-предметниками, учениками по теме экономии электроэнергии в семье, школе.


Аннотация


В работе показан опыт работы учителя начальных классов по энергосбережению, представлены практические материалы, где дети в увлекательной форме знакомятся со сложным миром электроэнергии. Показаны примеры этой работы на уроках, на факультативах, во внеклассной деятельности. Работа доказывает, что в воспитании культуры энергосбережения дети не должны являться пассивными слушателями, а должны быть активными участниками. Работа показывает, как привлечь внимание к проблеме экономного использования энергии, создать мотивацию для сбережения энергии и энергоресурсов, стимулировать интерес к практическому применению знаний, полученных в школе в области экономии электричества.

В работе сделан вывод, что через разнообразие форм, видов деятельности у детей идёт формирование устойчивого стремления беречь энергию в любых видах, развивается чувство ответственности и самосознания, активной жизненной позиции.

Материалы работы могут быть использованы в работе учителей начальных классов, руководителей факультативов, кружков, учителей-предметников.


Содержание


Введение

Воспитание культуры энергосбережения в начальной школе

Заключение

Литература

Приложения


Введение


В настоящее время во всем мире одним из самых актуальных стал вопрос экономии электроэнергии, во многом обусловленный увеличением энергопотребления, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами энергетических производств. Об этом часто можно услышать по телевизору, радио, прочитать в газетах, журналах.

Каждое государство состоит из отдельных её граждан. Если экономить электроэнергию станет каждый человек, начиная с детства, то результаты экономии отразятся на бюджете семьи, учреждения, района, государства. Можно предположить, что энергосбережению нужно учить. Как это сделать? Какие наиболее эффективные формы, методы, приёмы, виды деятельности выбрать?

В связи с этим перед работой поставлена цель: изучение и обобщение опыта в работе по воспитанию у учащихся культуры экономии и бережного расходования электричества.

Задачи:

проанализировать формы работы по воспитанию у учащихся бережного отношения к потреблению энергии;

раскрыть методы и приёмы работы по формированию у учащихся целостного представления о значении энергосбережения;

показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения;

раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения;

показать пути убеждения учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения.


Учим культуре энергосбережения


Известно, что экономия в любой отрасли народного хозяйства достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, рачительным ведением хозяйства.

В последнее время во всём мире наблюдается увеличение потребностей в электроэнергии, растёт потребление энергоресурсов. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у людей нового сознания в области сохранности и экономного использования электричества.

Работа по воспитанию бережного отношения к употреблению электроэнергии начинается со школы и охватывают всех учащихся, в первую очередь, учащихся начальных классов. Контингент обучаемых постепенно изменяется по возрасту и уровню их подготовки, это значит, что учебный материал усложняется и расширяется из года в год.

Известно, что для формирования любого сознания нужны знания в соответствующей области. Формирование знания по экономии электричества, энергоресурсов нужно начинать уже с начальной школы.

Первоначальные знания об энергоресурсах и электричестве учащиеся начальных классов получают из разных источников.


Учим через игру


В начальных классах, особенно в первом классе, работа по энергосбережению реализуется посредством максимального использования дидактических игр с передачей информации в занимательной форме от лица каких-то условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала в основном из устных источников, осмысления полученной информации, ее усвоении в виде знаний и реализации в поведении и поступках.


Рис. Источники получения знаний об электроэнергии в начальных классах


Особенности работы с учащимися начальной школы - быстрая передача информации с опорой на положительные эмоции, ее небольшой и мобильный по содержанию объем, педагогическая целесообразность, дозирование, логическая последовательность. Содержание занятий и проводимых мероприятий должно базироваться на бытовом и местном материале, который (в силу возрастных особенностей) наиболее полно и осознанно будет восприниматься учащимися. (Приложение 1) Для учителя должно быть важным не столько получение школьниками определенных знаний по разным вопросам энергосбережения, сколько осознанное применение их на практике. Для этого рекомендуется обучение через активные формы работы, практическую деятельность, постановку опытов, проведение элементарных видов исследовательских работ, самостоятельную деятельность школьников. Важно использовать как можно больше игрового и занимательного материала (тематические загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, экологические сказки, проблемные ситуации, создаваемые от имени условных персонажей, и т.д.) (Фото 1). Сказочные герои рассказывают о том, как электричество попадает в наши дома, знакомят детей со сложными физическими понятиями через незатейливые сюжеты и иллюстрации.

Фото 1 - Игра «Верно-неверно»


Энергосбережение на занятиях факультатива


Большую роль в обучении энергосбережению имеют занятия факультатива по программе «Азбука Берегоши».

Содержание программы, реализуемое в игровой форме, позволяет привить учащимся 2-4 классов первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости электрической энергии на бытовом уровне. У учащихся формируются первоначальные представления об энергии и энергоресурсах, развиваются представления об окружающей среде, необходимости и способах ее сохранения (Фото 2).


Фото 2 - Сравним две лампочки

Занятия факультатива необходимо строить таким образом, что бы учащийся мог включить свои эмоции (удивление, переживание, ощущение и т.п.) (Фото 3).


Фото 3 - Берегите энергию, дети


Помимо эмоций учащийся должен использовать свой интеллект (получение и обработка полученной информации). После этого перейти к действиям по поиску способа решения поставленной проблемы. (Приложение 2)


Энергосбережение и урок


Любой вид деятельности, в том числе по воспитанию и обучению, будет результативным, если он осуществляется целенаправленно и системно. Поэтому работу по энергосбережению можно осуществлять используя и другие формы. К примеру, на уроках «Человек и мир» учащиеся получают первоначальные знания об электричестве, электроприборах. На данном уроке учитель стремится раскрыть важность энергосбережения через знакомство детей с трудным путем переработки энергии. Дети последовательно представляют трудность и дискомфорт жизни, лишенной благ электричества, затем знакомятся с этапами переработки энергии (с привлечением художественной литературы). Затем идет беседа о необходимости и возможностях сберегать с таким трудом добытую энергию.

На уроках математики детям предлагается решение простых задач на расчёт электроэнергии. Причём задание на карточках для учеников в занимательной форме в виде карточек. (Фото 4)


Фото 4 - Урок математики. Задание от Электроши в конверте


При планировании и проведении конкретных уроков по предлагаемым темам учителю следует исходить из того, что занятия для учащегося - не изнуряющая гонка за оценками, а увлекающее путешествие за знаниями. Только при условии открытости общения с учителем, свободы высказывания мнений во время дискуссий, при разумном разнообразии форм и методов проведения урока возможно достижение поставленных целей и задач.


Роль внеклассной работы в воспитании культуры энергосбережения


Работа по воспитанию культуры энергосбережения должна иметь обязательное продолжение во внеклассной работе. Это мероприятия, которые учат экономии и бережливости:

экскурсии «Электричество в школе» (Фото 5), «Электричество в моем населенном пункте»;


Фото 5 - Во время экскурсии. Стенд «Экономия и бережливость»


викторина «Электроприборы в школе и дома»;

- игра «Разведка бережливых дел»;

подготовка и выступление агитбригады;

участие в неделе энергосбережения;

конкурс стихов по энергосбережению (Фото 6);

конкурс сценок по энергосбережению.


Фото 6 - Конкурс стихов по энергосбережению в 1 классе

Формы проведения внеклассных мероприятий могут быть самыми разнообразными. Однако у них должна быть общая цель - научить энергосбережению. Причём научить энергосбережению не только в школе, но и дома, в быту. В процессе воспитательных мероприятий учащимся не только рассказывают, но и наглядно, на примерах бытовых приборов - чайника, телевизора - показывают, как можно экономить энергию. Кроме того, дети получают первые знания о том, где производится и как появляется в их домах электрическая энергия.

Во внеклассной работе очень эффективно привлекать родителей, семью. С этой целью можно провести рейд «Экономим электроэнергию в школе и дома», «Вместе с родителями экономим». В работе с детьми и родителями можно использовать родительские собрания, в том числе и совместные, когда детям и родителям можно предложить совместное задание. Например, написать способы экономии электроэнергии (Фото 7)


Фото 7 - Вместе с мамой и папой


Для родителей силами учащихся школы были разработаны буклеты по экономии электроэнергии в быту, которые вначале проходят обсуждение в начальных классах (Фото 8). Затем ученики начальных классов дарят буклеты своим родителям (Приложение 4).

Фото 8 - За изучением буклета по энергосбережению


Находка классного часа - в формах работы, которые могут быть самыми

разнообразными. К примеру, классный час проходит в 1-3 классах, на котором в качестве "экспертов" выступают учащиеся 4 класса, которые представляют различные профессии, объединенные вокруг вопросов энергосбережения. В данной разработке это энергетик, эколог, "специалист по энергосбережению", экономист, жилищник. Они рассказывают о проблеме каждый со своей точки зрения. Совместно решается проблема «Как энергию сберечь?». Сделали вывод, что большой вклад в экономию электроэнергии можем вносить мы сами - учащиеся, когда не забываем вовремя отключать электричество в классе, в коридоре. (Приложение 3).

Для учащихся начальных классов организуются встречи с людьми, чьи профессии связаны с электричеством. Данные встречи не только формируют осознание того, что энергию нужно беречь, но и дают первоначальные представления о выборе будущей профессии (Фото 9, фото 10).

При организации любой деятельности учитель планирует и проводит занятия с учениками таким образом, что их действия воспринимается как собственный выбор. Обсуждение вопросов и проблем ведется так, как будто они могут быть решены с помощью самих детей. Самое главное, чтобы учащиеся убедились, что их помощь кому-то нужна, что от них зависит решение многих проблем.


Фото 9 - Встреча с председателем СПК «Агро-Дубинское»


Фото 10 - Экономист СПК «Агро-Дубинское» рассказывает об экономии электроэнергии


Заключение


Таким образом, уроки, факультативные занятия, внеклассные мероприятия, должны сформировать у каждого учащегося личную заинтересованность в решении проблем энергосбережения.

Посредством активных форм работы гимназисты обучаются методам подсчета расходов энергоресурсов в быту и способов их экономии.

Работа по воспитанию бережного отношения к экономии электричества положила начало по созданию единого информационно-методического пространства в области энергосбережения в гимназии. У детей младшего возраста и их родителей во взаимодействии двух образовательных сфер семьи и школы формируется убеждение в том, что люди, вынуждены тратить невозобновляемые природные ресурсы, наносить вред окружающей среде, что необходимо задуматься о том, как они сами могут уменьшить этот вред. Работа по энергосбережению, начатая в начальных классах, имеет продолжение и в среднем звене гимназии. Многие родители в своих домах заменили обычные лампочки накаливания на энергосберегающие. В гимназии учащиеся пристально следят за экономией электричества. Всё вместе создаёт экономию бюджетных средств для семьи, гимназии, города.


Литература


1. Байда Н.Е., Савельева,Н.Г., Аристова Н.А. Бережливая математика для маленьких экономистов / Мозырь:Содействие, 2007

. Галузо И.В. Учителя города Витебска выбирают деятельный подход в обучении школьников энергосбережению / И.В. Галузо, С.В. Мацкевич // Энергоэффективность - 2005. - №6.

. Грачева Е.И. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева - Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002

. Школа Берегоши: Методические рекомендации для педагогов по теме «Энергосбережение» в начальных классах. - Мн.: Тэхналогія, 2001

учащийся культура экономия энергосбережение


Приложение 1


«В гостях у фей»


Цель: дать первоначальные знания о ресурсах земли, об их значении в жизни человека.

Задачи:

·формирование знаний о ресурсах земли: нефти, энергии, воде;

·развитие внимания, мышления, воображения;

·воспитание бережного отношения к электроэнергии, воде, нефти.

Оборудование:

Феи, музыкальное сопровождение, цветик-семицветик, кроссворд, посылка, ларец, письмо, наказ, голуби, глобус на картинке.

Действующие лица:

Ведущий.

Дети-проводники: Лера и Сережа.

Ход урока

Ведущий:

Жили-были дети.

Обычные дети на свете.

(Дети сидят на стульях около доски)

Ведущий:

Ребята, доска будет являться для нас картой, с помощью которой вы будете путешествовать. Но чтобы отправиться в путь, вам нужны проводники, ими будут наши гости. Представьтесь, пожалуйста.

Дети:

Мое имя Лера.

Мое имя Сережа.

Ведущий:

У каждого из вас на партах лежит волшебный глобус, с помощью которого вы сможете начать путешествие. Положите на него руки... и в дорогу.

Лера:

Почему же ничего не получается?

Сережа:

А я знаю, почему: чтобы посетить волшебную поляну, нужно отгадать загадку, которая нам подскажет, о чем вы узнаете из увлекательного путешествия.


Глубоко под землей залегаем.

Людям жить на земле помогаем.

(Полезные ископаемые).


Лера:

Конечно, это полезные ископаемые, или ресурсы земли. Кладем руку на глобус и... полетели (музыкальное сопровождение: грохочущая музыка).

Сережа:

Ребята, вот мы оказались на волшебной поляне. Что вы видите?

Ребята:

Цветок.

Лера:

А какой он?

Ребята:

Красивый. С разноцветными лепестками.

Сережа:

А в какой сказке есть похожий цветок?

Ребята:

Цветик-семицветик.

Лера:

Верно. А для чего он был нужен девочке в этой сказке?

Ребята:

С помощью цветка девочка исполняла желания и путешествовала.

Сережа:

Давайте и мы с вами будем путешествовать с помощью нашего цветика-семицветика.

Лера:

Чтобы отправиться в путь, нам что нужно сделать?

Ребята:

Оторвать лепесток и произнести заклинание.

Сережа:

А заклинание будет следующее:


Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Раз-два-три,

Знания получить помоги!


Лера:

Итак, друзья, кладем руку на глобус и произносим заклинание (музыкальное сопровождение: быстрая веселая музыка).

Сережа:

Посмотрите, кто это?

Ребята:

Фея.

Лера:

А как ее зовут, вы узнаете, послушав сказку.

Сережа:

Давным-давно, в те далекие времена, когда еще не было света и воду брали из колодца, жил-был Иван, но не дурак. Решил Ваня, что вода в колодце непригодна для питья. Начал он копать другой колодец. День копает, другой копает... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Смотрит Иван, а вместо воды в колодце выступила темная маслянистая жидкость и жутко запахла. Думает Иван: дай-ка я в этой жидкости тряпочку помочу да и подожгу. Так и сделал. Загорелась тряпочка ярким пламенем. Обрадовался Ваня, что теперь он сможет лампадку жечь, а не лучинку. Вскоре выяснилось, что из этой чудо-жидкости можно и мази изготовить. Стал Ваня жить-поживать да в быту жидкость применять.

Лера:

О какой жидкости идет речь?

Ребята:

О нефти.

Сережа:

Нашу фею зовут Фея-Нефть.

Прикрепляем к рисунку табличку с надписью «Фея-Нефть».

Лера:

Давайте посмотрим, где же ее применяют. Оторвем лепесток и произнесем наше заклинание.

Сережа:

Подойдите и оторвите лепесток (ребенок отрывает). Итак, рука на глобусе. Все вместе.


Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Раз-два-три,

Знания получить помоги.


Лера:


Нефть залегает глубоко,

Достать ее нам нелегко,

Километровые скважины бурят

Много-много дней подряд.


Сережа:


Но нашли еще одно решение,

Которое имеет к солнцу отношение.

Расход энергии в два раза снижается,

Экономия в стране повышается.


Лера:


Автомобили и самолеты,

Тепловозы и пароходы,

Электростанции и заводы,

Все они требуют этого чуда природы.


Сережа:


Вот подумайте, друзья,

Должна быть экономия.

Иначе вашим детям

Не хватит нефти на свете.


Лера:

А как же ее сохранить?

Нужно либо нарисовать рисунок,

Либо рассказ сочинить.

Сережа:

Ребята, ваша задача - нарисовать рисунок, как же использовать экономно нефть.

Лера:

А может, кто-то еще что-нибудь расскажет о нефти?

Ответы детей.

Сережа:

Давайте путешествовать дальше.

Лера:

Отрываем лепесток и произносим заклинание.

Сережа:


Кладем руку на глобус и произносим:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.


Раз-два-три,

Знания получить помоги.

Лера:

Кто это, ребята?

Ребята:

Это еще одна фея!

Сережа:

А как ее зовут, вы узнаете, открыв посылку, которая находится у нее в руках.


Лера:

Кто желает открыть посылку?

Один из учеников подходит и открывает посылку. Вынимает ларец. В это время музыкальное сопровождение (спокойная музыка).

Сережа:

Ребята, в нашей посылке лежит ларец. Кто его откроет, тот храбрец, а кто разгадает его содержимое, тот молодец.

Лера:

Кто желает открыть ларец? (Кто-то из детей открывает.)

Сережа:

Что же там?

Ребенок:

Кроссворд.

Лера:

Давайте его разгадаем.

Кроссворд вывешивается на ватмане на доску. Проводники Лера и Сережа зачитывают задания.

Лера:


Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам - рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино (телевизор)


Сережа:


Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек -

Загорелся огонек (лампочка)

Лера:


Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок (радиоприемник)


Сережа:


Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были (пылесос)


Лера:

Благодаря чему работают эти приборы?

Ребята:

Электрический ток.

Сережа:

А сейчас послушайте загадку, и вы узнаете имя феи.


К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это...

(электричество)


Вывешиваем табличку: «Фея-Электричество». Сережа обращается к Лере.

Сережа:

Знаешь, Лера, мне приснился очень необычный сон.


Лера:

Расскажи нам свой сон.

Сережа:

Ночь. Тишина. Все уснули. Мне не хотелось спать. Встаю. Включаю телевизор. Начинаю смотреть фильм. Под говор телевизора глаза сами закрываются. Телевизор ожил и заговорил: «Ах, как я устал за целый день, а мне еще работать всю ночь». Лампочки в телевизоре хором закричали: «Ура! Мы так красивы, так ярки!» Телевизор строго сказал: «Глупые, ведь если я буду работать день и ночь, то вы погаснете навсегда». Тут я спросил: «А почему?» - «Да потому, - сказал телевизор, - что если я буду постоянно работать, мои лампочки быстро потухнут, и ты, Сережа, не сможешь смотреть свои любимые фильмы».

Открыл глаза. Телевизор работает. Фильм закончился и начался другой. Выключаю телевизор и засыпаю. Утром за завтраком я сказал всей семье, что энергию нужно беречь и без надобности электроприборы и лампочки не должны работать.

Лера:

Ничего себе сон! (Заглядывает в ларец). Ребята, а в ларце еще наказ. Сейчас, я зачитаю его для вас.

Много-много лет назад, когда еще родители ходили в детский сад, изобрел ученый свет и давал один совет: «Берегите электроэнергию, взрослые и дети, чтобы много лет было светло на планете».

Сережа:

Объявляется конкурс рисунков о Фее-Электричестве. Самые лучшие рисунки будут отмечены призами.

Лера:

А что у вас там?

Ребята:

Тестовые задания.


Сережа:

Эти задания от фей, они предлагают вам их выполнить.

Дети выполняют задания. Проводники их проверяют.

Лера:

Посмотрите, на нашем семицветике осталось два лепестка. Используем один, чтобы вернуться обратно в класс, а второй, чтобы мы с Сережей стали вновь учениками.

Ребята:

Хорошо.

Сережа:

Итак, отрываем лепестки и повторяем за мной, не забудьте, где должна лежать ваша рука. Начали:


Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Раз-два-три,

В класс перенеслись.


Сделай Леру и Сережу обычными учениками,

А не проводниками.

Ведущая

Вот и закончилось ваше увлекательное путешествие в волшебную страну. Вам, ребята, задание от фей дается на дом. После сдачи рисунков и стихов вас поощрят призами. Попрощайтесь с Лерой и Сережей.

Лера и Сережа:

До свидания, ребята!

Ребята:

До свидания, Лера и Сережа! Спасибо за помощь в нашем пути знаний!

Приложение 2


«Как беречь энергию» (занятие по факультативу)


Цель: дать первоначальные знания о необходимости экономии электроэнергии.

Задачи: формирование у подрастающего поколения нового сознания в отношении к энергоресурсам, развитие творческих способностей учащихся, воспитание культуры энергосбережения.

Ход занятия

Учитель

Сегодня мы поднимем новую проблему: давайте решим, нужно ли беречь электроэнергию и для чего?

Учитель

Ребята, чтобы наш рассказ об энергосбережениях был более интересным и понятным, нам нужен герой!

Про энергосбережение нам помог бы рассказать…

ВСЕ: - Берегоша!

(ребята показывают плакат с Берегошей)

  • Маленький и невидимый, он должен поселиться в каждой квартире, школах и садах, на фабриках и заводах…
  • Везде, где есть свет, вода и тепло.
  • Везде, где можно и нужно их экономно расходовать.
  • И если сегодня мы сумеем убедить вас в необходимости бережного расходования энергоресурсов, то Берегоша всегда будет рядом с вами;
  • (музыкальное сопровождение)
  • Он положит вашу руку на электровыключатель
  • Ученик (заранее подготовленный):
  • Подумаешь, свет часок невыключенный погорит - велика беда.
  • Учитель
  • Дети, он прав?
  • Дети
  • Нет, это чрезвычайно важное государственное дело. И вот почему!

Мы будем экономны!

Мы будем бережливы!

Закрутим мы все краны

И окна утеплим,

Не включим понапрасну

Ни свет, ни телевизор

И пользу экономии

Мы людям разъясним.


(гаснет на секунду свет, раздается тревожная музыка)

  • Уходя гасите свет!
  • Эти слова давно стали привычными.
  • Но именно здесь эффект экономии может быть особенно значительным.
  • Не забывайте выключать свет, в котором нет необходимости.
  • Возьмите за правило пользоваться местным освещением: настольной лампой, торшером, бра или другими источниками направленного света.
  • Стиральная машина, пылесос, электроутюг - давно стали нашими помощниками.
  • Но использовать их надо рационально.
  • Например:
  • При загрузке стиральной машины только наполовину, расход электроэнергии увеличивается вдвое.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка)


Лампа сутки погорит -

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где ж экономия сырья?


Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила?

Ответы детей

Ученик:


Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг)


На доске картинка с изображением утюга.


И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.


Учитель: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна мелочь: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Но я вам предлагаю самим сделать вывод и подумать как мы сами можем экономить энергию.

Ответы детей


Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.


Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!


Подведение итогов.


Приложение 3


«Энергосбережение» (классный час)


Цели: привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды

Задачи: способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;

стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в … квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

/На доске схема-план двухкомнатной квартиры/

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме? Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

/Учитель прикрепляет картинки на доску/

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:


К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это... (электричество)


Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.

Само слово ЭНЕРГИЯ - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия; не говоря уже об освещении квартир; о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.; даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?

В этом нам поможет всезнающий человечек Электроэнергошка и конечно вы, ребята.

Электроэнергошка: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода


Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернём - и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.


Электроэнергошка: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!

Электроэнергошка: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Учитель:


Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.


Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка)


Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Электроэнергошка:


Лампа сутки погорит

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где ж экономия сырья?


В классе появляется Лампуся

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Электроэнергошка: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще - реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.


Полюбуйся, посмотри

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)


На доске картинка с изображением холодильника

Учитель: Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)


Холодильник рассердился,

Взял, да сам и отключился.

Работать трудно, - говорит,

Если толстый лёд висит.


Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроэнергошка: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая шуба в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты


Электроэнергошка:


Предложу один секрет

Экономный дам рецепт:

Печь включи. Закипит

Отключи и чуть-чуть повремени...

Медленно еда кипит,

Электричество хранит.


На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.


Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)


Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

/На доске картинка с изображением термоса/


Термос нас не удивит,

Он водичку нам хранит

Горячую, холодную,

Ко всему пригодную.


Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду? А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Электроэнергошка: Наверняка, стакана 2-3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.


Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг)


Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга


И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.


Электроэнергошка: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна мелочь: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.

На доске картинка с изображением фена


Фен пыхтит, шумит, гудит,

Угодить он всем желает.

А ты под солнцем голову просуши,

Пусть фен лучше отдыхает.


Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

Электроэнергошка: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот


Чтоб холодная зима

Не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите

И в тепле себе живите!


Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна

Учитель: А вот для вас небольшой тест:

Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?

Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

Вы не держите форточки постоянно открытыми?

На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?

У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Электроэнергошка: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу Как стать хозяином в доме.

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Электроэнергошка:


Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.


Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это ЗАВТРА? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее - парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Классный час заканчивается включением детей в проектную деятельность: создание книги Как стать хозяином в доме


Приложение 4


Как энергию сберечь? Памятка для потребителя


Составили: ученики начальной школы

. Замени лампы накаливания на энергосберегающие согласно таблице. Они в 5 раз сокращают потребление электроэнергии.

. Включай телевизор или компьютер тогда, когда действительно собираешься им воспользоваться. Принтер включай не одновременно с компьютером, а только в том случае, если надо что-то распечатать.

. Ставь холодильник подальше от батареи или других отопительных приборов. Не забывай его вовремя размораживать.

. Выключай утюг за несколько минут до окончания работы.

. Пользуйся феном только в случае крайней необходимости. Так сохранишь здоровье своих волос и несколько кВт электроэнергии.

. Не забывай выключать воду! Это поможет сэкономить не только воду, но и электричество.

. Наливай в электрочайник необходимое количество воды.

. Вовремя отключай электрическое освещение!


Энергосберегающая лампа, ВтОбычная лампа накаливания, Вт525735945115513651575189020100


Теги: Воспитание культуры энергосбережения в начальной школе  Методичка  Педагогика
Просмотров: 23147
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Воспитание культуры энергосбережения в начальной школе
Назад