План-конспект урока
Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
ФИО Омарова Аминат СултанахмедовнаМесто работы МКОУ СОШ №9 с. РодниковскогоДолжность:учитель географииПредмет:географияКласс:8 классТема и номер урока в теме«Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»Базовый учебникАлексеев А.И. География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2007
Цель урока: узнать о географическом положении, изучить климатические особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России; поработать с географической картой и с текстом учебника.
Задачи:
обучающие: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире южных безлесных зон России;
развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение работать с ЭОР, умение работать с географической картой и климатограммами;
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами и ЭОР
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, карта, учебник.
Ход урока
южный безлесный степь
Постановка учебной задачи.
Дети! Давайте посмотрим на слайдах фотографии, прокомментируем эти фотографии и попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка. (слайды)
Решение учебной задачи.
Что же мы видим на этих фотографиях?
Ученики называют объекты, изображенные на фотографиях и записывают их на доске:
Нет деревьев
Поля пшеницы
Выгоревшая и сухая трава
Цветущие луга…
Широкие просторы…
О какой местности идет речь?
Итак, тема сегодняшнего урока - южные безлесные зоны России. Зона степей. На уроке мы с вами опишем степную зону России. Узнаем о географическом положении, изучим климатические и почвенные особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России.
Поработаем с географической картой и с текстом учебника.
Запишите в своих листах «План-конспект» тему урока: «Южные безлесные зоны России. Зона степей».
Что такое «степь»? В русский язык слово «степь» вошло довольно поздно - в начале 17 века. Происхождение термина «степь» до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В разных языках мира это слово звучит по-разному, но означает плоское, ровное, покрытое травяной растительностью место.
Запишите на листочках понятие «степь». Степь - равнина, поросшая травянистой растительностью.
Красоту степей описывали в разные времена писатели и поэты:
создавали степям красивые образы:
Едешь, едешь степь да небо,
Точно нет им края.
Едешь, едешь - степь да небо…
Степь, вся степь, как море…
Ой, ты, степь, широкая, Степь раздольная…….
Степь да степь кругом
Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:
«…Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
На что указывают эти строки?
Образ степей: широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная, много птиц, насекомых, суслики, душная и унылая, знойная, однообразная унылый вид, поникла трава… (дети читают свои записи и записывают в свои конспекты).
С целью углубления знаний провожу беседу по вопросам:
Почему степи имеют такие особенности, которые мы выявили из отрывка? От чего они зависят? (климат)
Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.
ГП: на территории нашей страны степи протянулись от западной границы России, на юге Восточно-Европейской равнины и очагами на юге Сибири.
На просторах России, в той части страны, где осадков выпадает меньше настолько, что их не хватает для роста деревьев и кустарников, бескрайние пространства поросли травянистой растительностью - это степь. Степи есть в Ставропольском крае, наше село Родниковское тоже раскинулось на просторах степной зоны.
Исследовательская работа.
Работа в парах. Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи. Дети работают в паре, каждая пара получает карточку-задание и выполняет его 3-5 минут, используя различные источники географической информации.
1 пара исследуют карту растительности и выявляют какая растительность преобладает в степях.
2 пара исследуют почвы Какие почвы в степях, дать их характеристику. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?
пара определяют чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе.
4 пара определяет в каком климатическом поясе находятся степи, среднюю температуру января и июля.
5 пара определяют типичных представителей зоны степей.
Дети 5 минут работают самостоятельно.
Давайте проверим ваши исследования
Итог урока. Я хочу еще раз возвратиться к описанию величия степей Н.В.Гоголем. …Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как душа народа. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан». Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков…
Как вы думаете, сохранилась ли степь такой же, какой описал ее Гоголь?
Но однажды в степи загудели моторы. И вот острые плуги впервые подняли пласты жирной, плодородной почвы…
В настоящее время степь - это поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, вдоль которых стеной стоят деревья, посаженные заботливыми руками людей. Зимой они задерживают влагу, а летом заслон от ветров - суховеев. И еще видны ровные голубые полоски - это каналы от рек в глубь степей, чтобы напоить поля.
С тех пор прошло много лет. Давно выросли поселки, города. Даже поверить трудно, что когда-то здесь была одна голая степь. Увидеть степь теперь можно кое -где в заповедниках или прочитать описание степи у Гоголя, Тургенева, Чехова или стихах Кольцова.
Трудно догадаться, почему это произошло? (Изменение степи человеком)
Что нового для себя узнали?
Важна эта тема лично для вас, для страны? Почему?
Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему?
Д/з: выучить план-конспект.
План-конспект урока
Ф.И. _________________________________________________
Тема урока: ___________________________________________
Степь ________________________________________________
Образ степей:__________________________________________
Характеристика степей
ПланХарактеристикаГеографическое положениеКлиматологи КлиматПочвоведы ПочвыБотаники Растительный мирЗоологи Животный мирЭкологи-краеведы Хозяйственная деятельность человека
Изменение степей человеком:_____________________________