Из непроизнесенной речи
перед абитуриентами (1990 г.).
Друзья!
Поступить в университет –
это ваше право, а вот
учеба в нем –
это ваша обязанность
по отношению к обществу.
Допустим, вы поступили.
И перед вами
сразу встанет вопрос:
как учиться?
Учиться ли так себе,
перебиваясь с «уда» на «уд»,
учиться бледно,
вяло,
скучно,
как будто из под палки,
учиться, не радуясь учению
(какая странная игра слов!),
воспринимая учебу,
как наказание,
обузу,
учиться против своей воли?
Учиться так –
значит
вовсе
не учиться, ибо
такая учеба
ничего существенного и
ценного
человеку
дать не может.
Ваш мозг,
не убежденный в правоте и
необходимости
«вталкиваемых» в него знаний,
естественно,
сопротивляется насилию, и
вскоре выталкивает
все это
вызубренное,
шаблонное знание.
Такое учение
приносит ощутимый вред
не только самому учащемуся,
но и всему обществу в целом.
Посредственные специалисты
не способны дать
соответствующей
отдачи в работе.
Они не смогут и
в других
воспитать
устремленность к знаниям.
Посредственный специалист –
это бракованный
элемент общества, и
причина
умножения посредственности
в рядах тех, кого
он будет
«учить».
Посредственность –
это порок.
С ней необходимо бороться.
А начинать надо с самого себя,
с анализа своих неудач,
причины которых
обычно кроются
не в окружающих,
а в нас самих.
Если постараться, то
глубоко в себе
можно откопать
жалких червячков
равнодушия,
неуверенности,
пессимизма и
лени.
Они портят
ствол древа желаний и
способностей,
заложенных в каждом из нас
природой.
И червей этих
нужно найти и
уничтожить.
Надо лишь приложить усилие.
Самый трудный –
первый шаг.
Все плохие привычки
также начинаются
с первого,
опрометчивого шага.
Сделать его довольно легко, и
это не заслуга,
а позор.
Чуть ослабил волю,
а зло и
порок
тут как тут.
А для хорошего дела,
для совершения
доброго почина,
как сказано,
необходимо
большое усилие воли.
И это,
по праву,
заслуживает
большого уважения и
подражания.
Поэтому,
мы призываем вас:
подумайте об этом,
взвесьте все за и против,
соберитесь духом и
сделайте первый
решительный шаг
к настоящей учебе,
а через нее и к...
своему счастью.
Необходимо понять,
что, учась,
мы не делаем…
одолжения другим.
Учеба –
это,
прежде всего,
акт самосохранения,
выживания и,
если хотите,
спасения.
Учиться ради знаний
так же естественно и
само собой разумеется,
как есть,
дышать и
спать.
Учась плохо,
мы наносим себе вред такой же,
как если бы,
к примеру,
по легкомыслию употребляли
наркотики или
злоупотребляли алкоголем.
Об этих,
сделанных в молодости
ошибках и
упущениях,
вспоминают многие.
Но,
бывает поздно.
Самые яркие,
энергичные,
кипучие годы
остаются позади, а
вместе с ними и
способность
успешно приобретать знания,
развивать мозг и тело.
Подумайте о будущем!
Все мы живем ради будущего.
Многое из того, что мы делаем,
делается не ради
данного момента,
а на последующие времена.
Живущий лишь настоящим,
удовлетворяя
сиюминутные потребности,
лишается счастья в будущем.
Как же подойти к решению
такой важной задачи, как
«построение своего будущего».
Как нам хорошо учиться?
Самый лучший способ
полюбить учебу –
заниматься регулярно.
Сделайте занятия привычкой и
такой же необходимостью,
как, например,
принятие пищи.
Ведь,
приобретение знаний и умений,
новые ощущения и впечатления
и, вправду,
являются духовной пищей,
без которой человек
может серьезно заболеть.
Никто
не сможет
заставить человека
по-настоящему глубоко
усвоить знания
(разве только под угрозой…
смертной казни),
если человек не убедится
в их существенной
необходимости.
«Сам»,
«самостоятельно» -
вот ключевые слова
любого образования.
Самообразование –
главный элемент образования.
Кому это надо?
Лишь наши родители могут,
в силу инстинктов или
тщеславия,
быть заинтересованными
в нашем развитии
больше
нас самих.
Другие же люди,
в общем,
не могут быть
кровно заинтересованы в том,
чтобы вы преуспели в жизни.
Жизнь есть борьба
за выживание
сильнейшего…
по уму.
В жизни существует
сильная конкуренция
в стремлении достичь
большего,
чем достигают другие.
А если
ваши таланты
останутся нераскрытыми,
а возможности –
нереализованными, то
грех и
вина за это
прямиком
лягут на...
вашу душу.
А упущенная радость и
удовлетворение
от сознания исполненного долга
и своей полезности
для общества?
А неиспытанная эйфория
от процесса творчества?
Жизнь,
лишенная всего этого,
стоит мало.
Жизнь,
прожитая по минимуму,
есть полусмерть
или даже…
рождение по ошибке.
Трудности учебы?
Трудности оттачивают характер,
очищают сердце и тренируют ум.
Например,
самый лучший способ
не бояться экзаменов и
даже полюбить их –
это хорошо подготовиться к ним.
Готовиться
не значит
зубрить темы билетов, а
действительно
постараться
заинтересовать себя в том,
чтo требуется изучить;
Важно убедить себя в том, что
это –
полезно и
необходимо
для твоего же блага.
Каждая крупица
новых и нужных знаний
делает нас более сведущими,
более подготовленными,
а потому, и
более сильными
в жизненной борьбе.
Экзамены –
это
самая волнующая,
ответственная,
и, вместе с тем,
самая хорошая
ученическая пора.
Ведь,
каждому из нас
должно быть приятно,
когда на нас
обращают внимание,
когда нами интересуются.
Разве это
не польстит нам,
когда все внимание…
преподавателя,
этого уважаемого и
занятого человека,
сконцентрировано на нас?
Он тратит свое время,
чтобы побеседовать с нами,
дает нам возможность
поделиться с ним
нашими знаниями,
мыслями и
размышлениями.
Быть может,
вы найдете в нем
очень приятного собеседника,
который может
кое-что почерпнуть и...
от вас.
Экзамен должен быть
приятным собеседованием, но,
обязательно,
двух знающих
данный предмет
людей.
И для того, чтобы
не портить впечатление о себе,
не потерять достоинство,
превратив беседу в допрос,
разумеется,
следует к экзамену
тщательно подготовиться.
И тогда,
ваши ответы
будут напоминать…
сократовские беседы.
Будучи основательно готовым,
вы можете позволить себе и
элементы дискуссии и
уйдете с экзамена обогащенным
не только
количеством баллов,
но и…
уважением профессора,
не говоря уже
о возросшем уважении…
к самому себе,
что очень важно
для нашего душевного здоровья.
В отличие от месяцев учебы,
практических работ и
самостоятельных занятий,
экзамен является
кульминацией процесса
приобретения знаний,
это –
вершина
образовательного процесса.
Экзамен –
это проверка боем,
прежде чем
вы окунетесь
в океан реальности,
гудящий за стенами альма-матер.
Картина
изучаемого предмета или
теории
очерчивает свои контуры
именно
ко дню экзамена.
Все должно выпасть
по своим лункам.
В нашей голове
все находит свое место.
Лабораторные работы,
тесты,
контрольные,
отчеты,
конспекты лекций,
даже шпаргалки –
все они
слагаются в одно целое –
способность понимать
данную дисциплину.
Это все равно,
что выучить новый язык или…
вступить в брак.
В этот момент бывает так, что
вы действительно...
влюбляетесь
в данный учебный предмет, и
начинаете
жадно впитывать его
в объемах,
далеко превосходящих
пределы программ.
И тогда мы начинаем понимать...
Мы начинаем чувствовать
суть предмета...
Истина приоткрывается нам
своим краешком.
Это –
очень важный этап,
это –
великий момент.
Не упустите его,
Испейте этого напитка!
Это –
начало счастья,
Ибо,
получать удовольствие…
от знания –
значит стать
воистину счастливым.