Я-концепция ребенка дошкольного возраста


КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Я-концепция ребенка дошкольного возраста


Чита - 2012

Содержание


Введение

Глава I. Проблема становления Я-концепции ребенка дошкольного возраста

1.1 Понятие, структура и функции Я-концепции

1.2 Становление Я-концепции дошкольников

1.3 Особенности Я-концепции у детей дошкольного возраста

Глава II. Анализ программ, направленных на выявление Я-концепции детей дошкольного возраста

2.1 Программа Е. Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти свое Я"

2.2 Программа С.А. Козловой "Я - человек"

2.3 Программа О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной "Тропинка к своему Я"

2.4 Программа Е.Н. Лебеденко "Развитие самосознания и индивидуальности"

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

На протяжении дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих Я и не-Я, ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.

Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром; период, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.

Я концепция - это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Я концепция включает в себя образ Я и самооценку.

Образ Я это совокупность чувственных ощущений, восприятий, представлений и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок приходит к пониманию себя.

Самооценка это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Структура самооценки представлена двумя компонентами когнитивным и эмоциональным.

Существует множество факторов, влияющих на формирование Я - концепции. Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

Развивающееся Я является центральной темой теорий развития личности детей и взрослых в различных психологических школах.

Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З. в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Реан А.А. в отечественной посвятили свои исследования теме развития личности и формированию Я концепции. Так, опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Изучив фундаментальные труды отечественных и зарубежных психологов, хочется заметить, что очень мало исследователей занимается проблемой развития самосознания у детей дошкольного возраста, изучением Я-образа и его компонентов, представленных в данном возрасте.

Цель исследования - изучение особенностей становления и развития Я-концепции у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования Я - концепции как составляющей личности в дошкольном возрасте.

Предмет - Я-концепция дошкольника.

Задачи:

) раскрыть понятие, структуру и функции Я-концепции;

) рассмотреть особенности становления и развития Я-концепции дошкольника;

) проанализировать программы, направленные на выявление Я-концепции детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Глава I. Проблема становления Я-концепции ребенка дошкольного возраста


1.1 Понятие, структура и функции Я-концепции


Термин "Я-концепция" (на английском "self-conception", дословно "концепция себя") появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины "образ себя", "самосознание". Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания.

Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Наше "Я" имеет пространственные и временные черты как точка между прошлым и будущим. Важным моментом является понятие силы "Я", которое было введено еще З. Фрейдом. Сила "Я" - это мера личностной свободы от чувства вины, ригидности, тревоги. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем, прежде всего сильную волю этого человека; когда же говорим о сильной личности, то имеем ввиду сильное "Я", способность человека к самоорганизации и самореализации, психическую выносливость и чувство собственного достоинства, а также большой социальный потенциал [21, с.302].

Осознаваемо нами или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев, сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы.

Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида о себе. Я - концепция возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект "смотрится как в зеркало другого человека" и так отлаживает, уточняет и корректирует образы своего Я [18, с.797].

Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует себя, свое поведение и особенности общения с ними, т.е. он анализирует, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа человек приходит к некоторому познанию своего Я. Такого рода представление о себе имеет существенное значение в процессе самовоспитания, т.к. анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать особенности своего характера, в том числе и негативные.

С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности.

Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания - является одним из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Человеческое "Я" является чрезвычайно сложным объектом. Различие первых неоднородностей в структуре "Я" принадлежит Уильяму Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое)"Я" так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания и является, собственно, Я-концепцией.

Я-Концепция включает в себя компоненты:

Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.

Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

) физическое Я - схема собственного тела;

) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным [9, c.34-35].

В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений из установок можно выделить три главных элемента:

. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая) [4, c.168].

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

Образ "Я" - представление индивида о самом себе.

Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.

Образ Я и самооценка поддаются лишь условному различию, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.

Образ и оценка своего "Я" предрасполагают человека к определенному поведению, потому глобальная Я-концепция нами рассмотрена как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные модальности [4, c.170].

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения отдельных ее элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, можно использовать схему, предложенную У. Джеймсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

Схема структуры Я-концепции представлена в приложении к данной работе (Приложение 1).

Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей.

Р. Бернс определяет следующие функции.

. Обеспечение внутренней согласованности.

Функция проявляется в стремлении человека поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознанию, либо вытесняется, либо искажается. Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает [4, с.182].

. Я - концепция как интерпретация опыта.

Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему - это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием, возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием усмотрит в них какой-либо подвох.

. Я - концепция как источник ожиданий.

Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в которых он как бы предсказывает события, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

самосознание концепция дошкольный индивидуальность

1.2 Становление Я-концепции дошкольников


Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного "Я" ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности. В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки "Я", образа себя, Я-концепции, что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его Я-концепцией.

Индивидуальность как высочайшая точка развития личности проявляется в ее субъектных возможностях (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Осознание себя как субъекта деятельности начинается примерно с трех лет, в этот период формируется первоначальная социальная система "Я", возникает желание заявить о себе (знаменитое детское "Я сам!"). Элементы самовоспитания и самокоррекции в дошкольном возрасте только начинают складываться в пространстве "Я". Вместе с тем тенденция влиять на ребенка, давая ему представления о себе, слишком велика со стороны значимых окружающих его людей. Поэтому важно создать те психолого-педагогические условия, которые позволяют открывать и развивать в себе "запрятанные" глубоко способности, формировать увлечения, интересы, расширять знания о себе, ни в коей мере, не давая и не "приклеивая" специфические отрицательные характеристики и ярлыки, которые, к сожалению, могут стать строительным материалом собственного "Я" ребенка.

Исследователями Н.П. Колесниковой, М.В. Крулехт, Т.А. Репиной и многими другими выделяются предпосылки к самовоспитанию у детей старшего дошкольного возраста. По мнению В.И. Слободчикова, зарождение и проявление парциальной субъектности, которая характерна для дошкольников, обнаруживается в саморегуляции некоторых форм психической активности, самостоятельном осуществлении некоторых видов деятельности, реализации различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми, в элементарном самоконтроле и самооценке. Особенно элементы самовоспитания у старших дошкольников закладываются в условиях ведущей деятельности.

Современными исследованиями доказывается, что сознательное "Я" вырастает в социальном процессе (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, О.В. Хухлаева, Т. Шибутатти и др.). Маленький ребенок обнаруживает свое "Я" как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими, во взаимодействии с социумом. То, как сообщают взрослые первую информацию ребенку о нем, как оцениваются его достижения, как осуществляется педагогическая и психологическая поддержка, во многом определяет, что может лечь в основу формирования "Я" ребенка. Дети дошкольного возраста, пока у них мал собственный опыт, "примеривают" и присваивают себе все позитивные и негативные характеристики, неслучайно они ссылаются на высказывания и мнения взрослых.

К. Блага и М. Шебек отмечают, что между третьим и шестым годами развиваются и укрепляются все создавшиеся оси структурного Я. Они же констатируют, что в дошкольном возрасте глобальное Я более сцеплено, чем в раннем возрасте. Ось идеала Я у детей дошкольного возраста часто включает идентификационные модели родителей, бабушек, дедушек, старших детей, сверстников. Важно и то, что дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что "структурное-Я" обогащается еще одной осью - осью совести, т.е. появляются "идущие изнутри" правила поведения.

Внутренние правила позволяют организовать внутреннее пространство личности, а значит, внутреннее "Я". В перспективе становления личности, оценки ее личностного роста внутренние правила, на наш взгляд, постепенно перерастают в личностное кредо.

В структуре Я-концепшш детей дошкольного возраста особо следует выделить когнитивный компонент (то. что дети думают и знают о себе) и оценочный компонент (то, какого они о себе мнения). Важнейшим структурным компонентом является "идеальное-Я", без него трудно представить саморазвитие личности, ее самоизменение. "Идеальное Я" - это установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы быть, оно включает стремления, нравственные идеалы и ценности. На протяжении всего дошкольного возраста происходит становление и формирование Я ребенка. Это обеспечивается во многих отношениях за счет расширения и нарастания устойчивости линий Я, самоизменений в когнитивном и оценочном Я, уточнения самооценки ребенка о самом себе.

Следует также отметить положения психологии о том, что у дошкольников формируются новообразования, которые содействуют становлению внутреннего "Я". В раннем возрасте ценным является "Открытие Я", появление линий "Я есть", "Я могу", "Я хочу", "Я имею", первичной рефлексии, освоение правил и обязанностей, регулирующих поведение ребенка. Особо следует выделить важнейшее психологическое новообразование - эмоциональную децентрацию (умение принимать во внимание чувства и мысли других людей) [3, c.112].

Уже у ребенка третьего-четвертого года жизни появляется первичная потребность в саморазвитии. Постепенно ребенок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества, более осознанно это происходит в возрасте пяти - шести лет. Потребность в самоизменении, хотя и имеет свою специфику в этом возрасте, но может выражаться не только вербально, но и посредством проявления реальных Я-усилий. Таким образом, тенденции поведения, заложенные в Я-концепции, проявляются в конкретных поступках ребенка. У детей старшего дошкольного возраста слова "надо", "можно", "нельзя" становятся, как справедливо считает О.В. Хухлаева, основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы мысленно произносятся самим ребенком, постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли. Происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший.

Важнейшее значение для стабилизации Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Поскольку в дошкольном возрасте активно развивается самосознание, ребенок осознает, что он в целом хороший, но имеет некоторые недостатки. Расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада - первого чужого взрослого [3, c.115].

Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется Я ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает "открытия", развивается как субъект деятельности и саморазвития.


1.3 Особенности Я-концепции у детей дошкольного возраста


Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном детстве такой значимой группой выступают члены семьи. Важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, что в свою очередь формирует в нем чувство собственной значимости. Какие бы формы ни принимала семья, она все же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. До того, как ребенок пойдет в школу, его научение фактически предопределяется только семьей. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-концепции. В этот период ребенок особенно уязвил и несамостоятелен, физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или неполностью его потребности. Он сравнительно мало общается с людьми, не принадлежащими к кругу его семьи. Поэтому родители, братья и сестры выступают для него как наиболее значимые другие, с ними ребенок взаимодействует ежедневно [1, c.131].

Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование Я-концепции, широко используются понятия идентификации и научения как процесса приобретения нового опыта. Вследствие зависимости ребенка от родителей и его любви к ним родители, по мнению многих психологов, имеют уникальную возможность оказывать избирательное подкрепляющее воздействие на весь процесс научения у ребенка, на его представления об идеале поведения, на самовоспитание (включающее, быть может, негативные чувства и ограничения положительной самооценки). Адекватность Я-концепции ребенка может отчасти зависеть от безусловного позитивного отношения к нему значимых других, в особенности родителей.

Даже 2-летние дети имеют некоторые представления о себе. Речь 2-летнего ребенка полна утверждений обладания. В одном исследовании 2-летних детей, игравших попарно, большинство из них начинало игру с многочисленных притязаний. Прежде всего, они устанавливали границы своих владений: "мой ботинок, моя кукла, моя машинка". Автор этого исследования считает, что такое поведение свидетельствует не о детском эгоизме, а об успехах когнитивного развития: у детей возрастает понимание себя и другого ребенка как отдельных существ. Обзор других исследований, посвященных изучению Я-концепции детей и социальной игры, показал, что более социализированные дети обладают более развитой Я-концепцией. Таким образом, у ребенка понимание себя тесно связано с пониманием социального мира.

В течение дошкольного детства дети формируют некие генерализованные отношения к самим себе: например, считают себя "хорошими" или признают себя "копушами" и "неумехами". Многие из этих эмоционально окрашенных представлений появляются очень рано, еще на невербальном уровне. Детей могут сильно тревожить некоторые из таких чувств и представлений, тогда как другие не вызывают у них никакого беспокойства. Кроме того, в эти годы у детей формируется ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими - по их представлениям - они должны быть. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.

Дошкольники очарованы собой, и потому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, происхождении, симпатиях и антипатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети или плохие и т.д. [2, c.89-90].

Знание о том, какими нас видят другие люди, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Младшие дошкольники склонны характеризовать себя исходя из своих физических качеств ("У меня темные волосы") или предметов собственности ("У меня есть велосипед"). Рассказывая о себе, старшие дошкольники чаще упоминают о своих занятиях: "Я хожу в детский сад", "Я играю в бейсбол", а также говорят о том, что им довелось пережить и какие отношения у них сложились с окружающими. Дошкольники, описывая себя, обычно рассказывают о своих семьях. Эта склонность детей характеризовать себя через социальные отношения в дошкольном детстве возрастает.

По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и когда они начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или личный сценарий, помогающий им интегрировать свое поведение. Людям необходимо чувствовать, что они последовательны, что их поступки не случайны, они пытаются привести свое поведение в соответствие с собственными убеждениями и установками. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка Я-образ обычно оказывают его родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка.

Центральное место в развитии социальных понятий и норм социального поведения занимает процесс интернализации: дети научаются делать социальные ценности и моральные критерии частью себя. Некоторые из этих ценностей касаются соответствующего полу поведения, некоторые относятся к нормам морали, а некоторые - просто к традиционным способам действий [1, c.152].

Как дети интернализируют эти ценности и нормы? Вначале они могут просто копировать словесные формулировки: рисуя мелком на стене, Катя говорит себе: "Нельзя, нельзя, нельзя!" Она делает то, чего ей хочется, но в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев она, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способна побороть. Как отмечают когнитивные психологи, не только развивающаяся Я-концепция, но и формирующиеся социальные понятия влияют на попытки детей управлять своим поведением. Такие понятия отражают возросшее понимание детьми себя и других людей. Например, ребенок дошкольного возраста может узнать, что значит быть старшим братом или другом. Кроме того, он или она усваивает такие понятия, как честность, справедливость и уважение к другим. Многие из этих понятий для маленьких детей являются слишком абстрактными, но тем не менее они стараются понять их.

Осваивая социальные понятия, маленькие дети часто задают вопрос: "Почему так делают?" Распространенный ответ основан на атрибуции свойств. Становясь старше, дети все более склонны судить о себе и других людях исходя из устойчивых психологических свойств.

До наступления среднего детства ясного когнитивного понимания дружбы не происходит; понятия доверительных отношений и взаимности еще слишком сложны для дошкольников. Тем не менее, с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4 - и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе и внимании отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются некоторых правил, подразумеваемых дружескими отношениями [17, c.65].

Исследователи лишь недавно обратили внимание на детские социальные конфликты, или споры. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и понятий. Даже 3-летние дети могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм ("Сейчас моя очередь!") или доказывать неправоту других, указывая на последствия их действий ("Стой, так ты можешь ее сломать!"). Фактически, наблюдения за детскими словесными перепалками в дошкольные годы обнаруживают неуклонное развитие понимания детьми социальных норм, их способности учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную.

Среди наиболее значимых социальных понятий и норм, усваиваемых дошкольниками, оказываются понятия и нормы, связанные с соответствующим полу поведением. Дети осваивают некоторые аспекты половых ролей, подражая поведению значимых для них людей и получая от них подкрепления за соответствующее полу поведение. Развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений - гендерных схем - способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться.

Таким образом, заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя. Важнейшей её функцией является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения. Я-концепция имеет огромное влияние на собственно становление, развитие личности, деятельности и поведения индивидуума.

Большинство психологов утверждают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Влияние родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирования его Я-концепции.

Глава II. Анализ программ, направленных на выявление Я-концепции детей дошкольного возраста


2.1 Программа Е. Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти свое Я"


Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии "Открой себя", структура которой представлена в лестнице социальной зрелости (Приложение 2). Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания.

В книге содержится описание индивидуальных занятий взрослого с ребенком, способствующих общему развитию дошкольника. Уникальность этих занятий в том, что систематическое их выполнение поможет ребенку освободиться от детского эгоцентризма, сформировать положительное и адекватное представление о себе.

Книга входит в учебно-методический комплект к программе развития самосознания дошкольников в речевой активности "Открой себя", одобренной Федеральным экспертным советом Министерства образования России.

Программа как помочь дошкольнику найти свое "Я" включает в себя десять занятий: Мое имя; Моя внешность; Моя семья; Мое генеалогическое древо; Мои органы чувств; Мои чувства и настроения; Мое тело; Я живой; Я человек; Я самый-самый [19].


2.2 Программа С.А. Козловой "Я - человек"


Программа "Я - человек". Приобщение ребенка к социальному миру.

Цель программы дать педагогу "инструмент", который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В идеале автор ставит задачу воспитания творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважениям к людям.

Важной особенностью программы является то, что он направлена на формирование у ребенка мировоззрения - своего видения мира, своей "картины мира", созвучной возможному уровню развития его детских чувств.

Стержнем программы являются знания о человеке. Именно эти знания позволяют малышу осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему человеческому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, их чувства, переживания, поступки и мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.

Программа "Я - человек" включает четыре больших раздела:

"Что я знаю о себе";

"Кто такие взрослые люди";

"Человек-творец";

"Земля наш общий дом" [10].

Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.


2.3 Программа О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной "Тропинка к своему Я"


Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Существуют сценарные разработки программы для дошкольников, младших школьников и подростков.

Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка.

Авторы программы выделяют ее следующие основные направления:

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения [22].

Занятия могут проводиться воспитателем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет - 15 минут, для старших дошкольников - 30 минут.

Необходимость ролевого развития человека предусматривают ролевые игры. Эти игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека для обеспечения психологического здоровья (Приложение 3).

Ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

В данной программе ролевые методы можно разделить на 2 подгруппы:

. Ролевая гимнастика (ролевые действия и ролевые образы).

Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий (походить как кошечки, зайцы и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, медведи и т.п.).

Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Ивана - царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, мамы и т.п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.

. Психодрама.

В основе психодрамы используется смена ролей (ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы), либо создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание объектам нападения разыгрываются или "оживляются" мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, то есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируются:

принятие своего имени;

принятие своих качеств характера;

принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

принятие своих прав и обязанностей [22].

Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы:

. Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, и давать другому вербальное или невербальное "поглаживание" [32, с.89].

. Игры и задания, направленные на развитие произвольности (имеют большое значение для дошкольников). Важно, чтобы формирование произвольности осуществлялось достаточно осознанно, поэтому еще дошкольникам вводятся такие понятия, как "хозяин своих чувств" и "сила воли".

. Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы:

игры вербальные представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову;

невербальные игры предполагают изображение детьми "как можно интереснее", по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета;

"мысленные картинки". Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Задания с использованием терапевтических метафор. Главная особенность саморазвития - это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах, и был доступ к ним, что возможно благодаря использованию терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам.

Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:

метафорический конфликт, или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.п.);

метафорический кризис - наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;

поиск и нахождение ресурсов внутри себя - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

торжество и праздник - приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.

Чаще всего метафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребенка (детей) ситуации. Систематическое предъявление детям метафор приводит к:

снятию симптомов и разрешению трудных ситуаций;

усвоению детьми основной идеи: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри себя, и это обязательно приведет к успеху, к победе над трудностями. Таким образом, у ребенка формируется "механизм самопомощи" [22].

Эмоционально-символические методы основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки, способствует личностной интеграции. Авторами программы использовались две основных модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:

групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения;

направленное рисование, то есть рисование на определенные темы. В данной программе используется рисование при прослушивании терапевтических метафор. Детям предлагается рисовать все, что называется метафорой.

Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Визуально-кинестетические техники предполагают использование визуально-кинестетических образов [22].


2.4 Программа Е.Н. Лебеденко "Развитие самосознания и индивидуальности"


Программа "Какой Я?". Развитие самосознания и индивидуальности.

Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с младшими школьниками, а также для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Особенностью программы является то, что он направлена на развитие структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:

собственное имя;

самооценка;

притязание на признание;

образ себя как представителя определенного пола;

представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем);

оценка себя в отношении прав и обязанностей [12].

Психологические упражнения и игры, предложенные в пособии, помогут детям:

понять, что они могут контролировать, а что не подвластно этому контролю;

научиться определять доступные им конкретные цели и активно стремиться к их достижению;

искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим;

понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны своего характера;

гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;

жить в мире реальности;

справляться со своими страхами и стрессами;

развить сильные стороны своего характера [12].

Заключение


Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности.

Особая значимость Я-концепции заключается в том, что у человека как у существа сознательного, свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе. Значение имеет не просто то, каким человек является, объективно, но то, как он себя видит, ценит, чувствует и осознает. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается. Получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

Важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.

Ребенок оценивает свои действия, присматривается к себе, "примеряет" себя к окружающему миру, он стремится проявить себя, выделить свое Я, получить от других признание его самостоятельности, занять активное место в разнообразных отношениях, где его Я выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие себя в обществе. Необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Невозможно указать точный момент возникновения Я-концепции. Она формируется постепенно, причем различные ее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы Я-концепция стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя как особый объект, выделяющийся в ряду других объектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь, таким образом, он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания.

В рамках поставленных задач, нами были сделаны следующие выводы:

. В результате изучения литературы нами было найдено положение о том, что формирование адекватной и положительной Я-концепции у детей является необходимым условием в развитии личности.

. Развитие самосознания и самооценки, являющиеся составляющими Я-концепции, необходимо развивать с раннего возраста.

. Программы и технологии, представленные в работе, являются хорошим практическим материалом для работы с детьми.

. Представленные программы и технологии можно использовать, как для развития и коррекции, так и в рамках профилактической деятельности педагога-психолога.

Список литературы


1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с. Изд.2-е., исп. и доп.

2.Божович Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

.Божович Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте. - М.: МПСИ, 2004 - 349 с.

.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2007.368 с.

.Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. - М.: Союз, 2006. - 224 с.

.Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Издательский центр Академия, 2003.464с.

.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.

.Игумнов С.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн: Паритет, 2005. - 288 с.

.Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер; 2006.

.Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. - М.: Линка-Пресс, 2000 - 120 с.

.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 2009.

.Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Книголюб, 2005. - 64 с.

.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - Воронеж: НПО "Модек", 1997. - 125 с.

.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.

.Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.384 с.

.Развитие личности ребенка / Пер. с англ. / общ. ред. А.М. Фонарева. - М., Прогресс, 1987.

.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа "Прогресс", 1994.

.Рылеева Е.В. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания и речевой активности дошкольников "Открой себя". - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 144 с.

.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр Академия, 2005. - 304 с.

.Фрейд, З. Психология бессознательного. - М.: Фирма СТД, 2004. - 442 с.

.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - М: "Генезис", 2004. - 207 с.

.Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр.М., 1989.

.Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

Приложения


Приложение 1


Структура Я-концепции

Приложение 2


Лестница социальной зрелости

Приложение 3


Упражнения для средней группы (4-5 лет)

1. "Мысленная картинка"

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

. "Какие девочки, - какие мальчики"

Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и. т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

. "Кто кого обидел?"

Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

. "Мама делает, папа делает"

Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

. "Театр". Инсценирование стихотворения "Грозная хозяйка"

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворения Г. Кружкова.

"Грозная хозяйка".

"Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!" -

Почувствовал пес и полез в конуру.

"Подальше, мой милый, держись от собак!"

сказал себе кот и махнул на чердак.

"Коты - это скверно, пора уходить!" -

Подумала мышь и сквозь щелочку - "фить!"

Ой! мышка! Спасите меня! Караул! -

Вскричала хозяйка и влезла на стул.


Теги: Я-концепция ребенка дошкольного возраста  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 24906
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Я-концепция ребенка дошкольного возраста
Назад