Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы


Открытый урок по теме:

Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы


Преподаватель математики и информатики

Ромашина Н.В.


Урок проводился в группе автомехаников с применением компьютера. Компьютерные средства позволяют обеспечить реализацию принципа наглядности и взаимосвязи предметов математика и информатика. Были использованы термины, которые встречаются как в информатике, так и в названиях деталей автомобиля.

Во время урока учащиеся строили графики квадратичной функции с помощью электронных таблиц. Так же были использованы блок- схемы для квадратного уравнения.

На таких уроках хорошо видна межпредметная связь.


Цели и задачи урока


1.Развить логическое мышление, алгоритмическую культуру, пространственное воображение, творческие способности;

2.Закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по построению графиков;

.Показать взаимосвязь предметов математика-информатика;

.Наглядно продемонстрировать учащимся возможности использования электронных таблиц для построения графиков.

Оборудование: компьютеры, блок-схемы, технологические карты, проектор, флешки, принтер.

План урока:

.Организационный момент.

2.Техника безопасности на уроке.

.Актуализация знаний учащихся:

а) Разминка с терминами

б)Повторение блоков

.Работа с блок-схемой

5.Алгоритм построения графика квадратичной функции

.Работа по технологическим картам.

.Проверка работ и выставление оценок.

.Домашнее задание.


Ход урока


1.Организационный момент

Проверка по журналу наличия учащихся; раздача технологических карт и блок-схем.

.Техника безопасности на уроке:

·В класс не входить без разрешения преподавателя;

·Не трогать руками разъёмы, экран;

·Приступать к работе с разрешения преподавателя;

·Прекратить работу при неполадках;

·Расстояние от экрана не менее 60-70 см.

3.Актуализация знаний: а) Разминка с терминами

На экран проецируются слова, которые встречаются в информатике и являются названиями деталей автомобиля:

üБегунок;

üБлок;

üПуск;

üЦикл;

üЦилиндр

Учащиеся дают определения


Информатика:Автомобиль: Бегунок-элемент, перемещаемый по линейке с целью установки абзацных отступов.Бегунок -подвижная часть устройства двигателя, которая обеспечивает создание «искры зажигания»Блок - системный блок персонального компьютера или часть программыБлок - корпус, в котором размещены цилиндры двигателяПуск - кнопка на рабочем столе WindowsПуск - процесс «заводки» двигателя автомобиляЦикл - название оператора циклаЦикл - совокупность периодически повторяющихся тактов работы двигателя внутреннего сгоранияЦилиндр - совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитных дискахЦилиндр - часть двигателя внутреннего сгорания

б) Повторение блоков:

·Дать определение блок- схемы;

·Как обозначаются блоки, что записывается внутри.

4.Работа с блок - схемой. Учащиеся с применением компьютера рисуют блок - схему для квадратного уравнения.



.Алгоритм построения графика квадратичной функции:

·Направление ветвей;

·Дискриминант;

·Корни;

·Координаты вершины;

·График.

6.Работа по технологическим картам.

Учащимся выдались в начале урока технологические карты, с помощью которых учащиеся самостоятельно строят графики.


Пример технологической карты


Построить график функции: y=2x2 +5x+3 на отрезке х=[-5; 5]

Выполнение работы:

üВ ячейку А1 вводим уравнение функции y=2x2 +5x+3

üВ ячейку В3 вводим a=

üВ ячейку В4 вводим b=

üВ ячейку В5 вводим c=

üВыделяем эти три ячейки и выравниваем «по горизонтали» - «по правому краю»

üВ ячейку С3 вводим число 2 - значение а

üВ ячейку С4 вводим число 5- значение b

üВ ячейку С5 вводим число 3 - значение с

üВ итоге получается таблица


a =2b =5c =3

Выделяем все 6 ячеек: создаём «все границы» и «толстую внешнюю границу»

üДля построения графика ячейкам a(2), b(5), c(3) присваиваем абсолютные имена.

üВыделяем ячейку С3 и щёлкаем мышью в поле имени (маленькое окно вверху слева, где отображается адрес выделенной ячейки). Удаляем старое имя и присваиваем новое - допустим «К» (печатается на русском языке). Нажимаем Enter.

üВыделяем ячейку С4 и щёлкаем мышью в поле имени. Этой ячейке присваиваем имя «О». Нажимаем Enter.

üЯчейке С5 присваиваем имя «Т». Нажимаем Enter.

üВ ячейку В7 пишем х =

üВ ячейку В8 пишем y =

üВыравниваем по правому краю.

üВ ячейку С7 пишем -5

üВ ячейку Д7 пишем -4

üВыделяем ячейки С7 и Д7. Подводим курсор к правому нижнему углу выделения, Курсор примет вид маленького чёрного крестика (маркер автозаполнения)

üПри нажатой левой кнопке мыши тащим курсор вправо. При этом у нас будут появляться значения Х. Тащим до тех пор пока не появится «5». Это последнее значение в нашей таблице.

üДалее щёлкаем мышью на заголовке столбца В и выделяем все столбцы от В до М. Подводим курсор к границе столбцов M и N. Он превращается в двойную чёрную стрелку. Делаем двойной щелчок мышью. Выделенные столбцы сжимаются по ширине.

üВ ячейку С8 вводим формулу : = К* С7*С7 +О*С7+Т (буквы К,О,Т печатаем на русском языке). Нажимаем Enter. В ячейке появляется значение формулы.

üКопируем (выделяем в чёрный цвет формулу, нажимаем правую кнопку мыши, копировать), потом Enter. Выделяем Д8, переносим в строку (XY=) и нажимаем правой кнопкой мыши - вставить. Затем С заменяем на Д. Нажимаем Enter. Всё заменяем до М8.

üОформляем границы таблицы.

урок график электронная таблица

X=-5-4-3-2-1012345Y=281561031021365578

üОформляем график: выделяем ячейки с С8 по М8.

üНа панели инструментов находим кнопку «Мастер диаграмм», выбираем в открывшемся окне «тип диаграммы» - «график» и нажимаем кнопку «Далее»

üЗатем открываем вкладку «Ряд» и ставим курсор в поле «подписи по оси Х» и выделяем ячейки с С7 по М7.

üСтавим курсор в поле «Имя» и щёлкаем по ячейке А1. Нажимаем «Далее».

üВыбираем вкладку «Подписи данных», на ней кнопку «Значение». Нажимаем «Далее». Затем «Готово».

üДолжен получиться график квадратичной функции.

В конце работы учащиеся сбрасывают результаты на флешки и распечатывают графики на принтере

7.Проверяются работы и выставляются оценки.

В открытом уроке принимали участие: группа «Автомеханики», были приглашены преподаватели других дисциплин, мастер группы, заместитель директора по учебной работе, директор.

Урок получился насыщенный, так как была видна наглядная взаимосвязь предметов. Цели и задачи урока были достигнуты. Учащиеся любят работать на компьютерах. Хорошую помощь оказывают технологические карты. Но не у всех ребят есть флешки или дискеты.

Активность учащихся на уроке была высокая. Так как все были задействованы в ходе урока.

На вопросы учащимся понравился урок, нужны ли такие уроки учащиеся отвечали положительно и хотели, чтобы такие уроки проводились почаще и с другими предметами.


Теги: Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы  Лекция  Педагогика
Просмотров: 21319
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы
Назад