Открытый урок по теме:
Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы
Преподаватель математики и информатики
Ромашина Н.В.
Урок проводился в группе автомехаников с применением компьютера. Компьютерные средства позволяют обеспечить реализацию принципа наглядности и взаимосвязи предметов математика и информатика. Были использованы термины, которые встречаются как в информатике, так и в названиях деталей автомобиля.
Во время урока учащиеся строили графики квадратичной функции с помощью электронных таблиц. Так же были использованы блок- схемы для квадратного уравнения.
На таких уроках хорошо видна межпредметная связь.
Цели и задачи урока
1.Развить логическое мышление, алгоритмическую культуру, пространственное воображение, творческие способности;
2.Закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по построению графиков;
.Показать взаимосвязь предметов математика-информатика;
.Наглядно продемонстрировать учащимся возможности использования электронных таблиц для построения графиков.
Оборудование: компьютеры, блок-схемы, технологические карты, проектор, флешки, принтер.
План урока:
.Организационный момент.
2.Техника безопасности на уроке.
.Актуализация знаний учащихся:
а) Разминка с терминами
б)Повторение блоков
.Работа с блок-схемой
5.Алгоритм построения графика квадратичной функции
.Работа по технологическим картам.
.Проверка работ и выставление оценок.
.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка по журналу наличия учащихся; раздача технологических карт и блок-схем.
.Техника безопасности на уроке:
·В класс не входить без разрешения преподавателя;
·Не трогать руками разъёмы, экран;
·Приступать к работе с разрешения преподавателя;
·Прекратить работу при неполадках;
·Расстояние от экрана не менее 60-70 см.
3.Актуализация знаний: а) Разминка с терминами
На экран проецируются слова, которые встречаются в информатике и являются названиями деталей автомобиля:
üБегунок;
üБлок;
üПуск;
üЦикл;
üЦилиндр
Учащиеся дают определения
Информатика:Автомобиль: Бегунок-элемент, перемещаемый по линейке с целью установки абзацных отступов.Бегунок -подвижная часть устройства двигателя, которая обеспечивает создание «искры зажигания»Блок - системный блок персонального компьютера или часть программыБлок - корпус, в котором размещены цилиндры двигателяПуск - кнопка на рабочем столе WindowsПуск - процесс «заводки» двигателя автомобиляЦикл - название оператора циклаЦикл - совокупность периодически повторяющихся тактов работы двигателя внутреннего сгоранияЦилиндр - совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитных дискахЦилиндр - часть двигателя внутреннего сгорания
б) Повторение блоков:
·Дать определение блок- схемы;
·Как обозначаются блоки, что записывается внутри.
4.Работа с блок - схемой. Учащиеся с применением компьютера рисуют блок - схему для квадратного уравнения.
.Алгоритм построения графика квадратичной функции:
·Направление ветвей;
·Дискриминант;
·Корни;
·Координаты вершины;
·График.
6.Работа по технологическим картам.
Учащимся выдались в начале урока технологические карты, с помощью которых учащиеся самостоятельно строят графики.
Пример технологической карты
Построить график функции: y=2x2 +5x+3 на отрезке х=[-5; 5]
Выполнение работы:
üВ ячейку А1 вводим уравнение функции y=2x2 +5x+3
üВ ячейку В3 вводим a=
üВ ячейку В4 вводим b=
üВ ячейку В5 вводим c=
üВыделяем эти три ячейки и выравниваем «по горизонтали» - «по правому краю»
üВ ячейку С3 вводим число 2 - значение а
üВ ячейку С4 вводим число 5- значение b
üВ ячейку С5 вводим число 3 - значение с
üВ итоге получается таблица
a =2b =5c =3
Выделяем все 6 ячеек: создаём «все границы» и «толстую внешнюю границу»
üДля построения графика ячейкам a(2), b(5), c(3) присваиваем абсолютные имена.
üВыделяем ячейку С3 и щёлкаем мышью в поле имени (маленькое окно вверху слева, где отображается адрес выделенной ячейки). Удаляем старое имя и присваиваем новое - допустим «К» (печатается на русском языке). Нажимаем Enter.
üВыделяем ячейку С4 и щёлкаем мышью в поле имени. Этой ячейке присваиваем имя «О». Нажимаем Enter.
üЯчейке С5 присваиваем имя «Т». Нажимаем Enter.
üВ ячейку В7 пишем х =
üВ ячейку В8 пишем y =
üВыравниваем по правому краю.
üВ ячейку С7 пишем -5
üВ ячейку Д7 пишем -4
üВыделяем ячейки С7 и Д7. Подводим курсор к правому нижнему углу выделения, Курсор примет вид маленького чёрного крестика (маркер автозаполнения)
üПри нажатой левой кнопке мыши тащим курсор вправо. При этом у нас будут появляться значения Х. Тащим до тех пор пока не появится «5». Это последнее значение в нашей таблице.
üДалее щёлкаем мышью на заголовке столбца В и выделяем все столбцы от В до М. Подводим курсор к границе столбцов M и N. Он превращается в двойную чёрную стрелку. Делаем двойной щелчок мышью. Выделенные столбцы сжимаются по ширине.
üВ ячейку С8 вводим формулу : = К* С7*С7 +О*С7+Т (буквы К,О,Т печатаем на русском языке). Нажимаем Enter. В ячейке появляется значение формулы.
üКопируем (выделяем в чёрный цвет формулу, нажимаем правую кнопку мыши, копировать), потом Enter. Выделяем Д8, переносим в строку (XY=) и нажимаем правой кнопкой мыши - вставить. Затем С заменяем на Д. Нажимаем Enter. Всё заменяем до М8.
üОформляем границы таблицы.
урок график электронная таблица
X=-5-4-3-2-1012345Y=281561031021365578
üОформляем график: выделяем ячейки с С8 по М8.
üНа панели инструментов находим кнопку «Мастер диаграмм», выбираем в открывшемся окне «тип диаграммы» - «график» и нажимаем кнопку «Далее»
üЗатем открываем вкладку «Ряд» и ставим курсор в поле «подписи по оси Х» и выделяем ячейки с С7 по М7.
üСтавим курсор в поле «Имя» и щёлкаем по ячейке А1. Нажимаем «Далее».
üВыбираем вкладку «Подписи данных», на ней кнопку «Значение». Нажимаем «Далее». Затем «Готово».
üДолжен получиться график квадратичной функции.
В конце работы учащиеся сбрасывают результаты на флешки и распечатывают графики на принтере
7.Проверяются работы и выставляются оценки.
В открытом уроке принимали участие: группа «Автомеханики», были приглашены преподаватели других дисциплин, мастер группы, заместитель директора по учебной работе, директор.
Урок получился насыщенный, так как была видна наглядная взаимосвязь предметов. Цели и задачи урока были достигнуты. Учащиеся любят работать на компьютерах. Хорошую помощь оказывают технологические карты. Но не у всех ребят есть флешки или дискеты.
Активность учащихся на уроке была высокая. Так как все были задействованы в ходе урока.
На вопросы учащимся понравился урок, нужны ли такие уроки учащиеся отвечали положительно и хотели, чтобы такие уроки проводились почаще и с другими предметами.