Образование как синтез воспитания и обучения: инновационные педагогические технологии


Мастер-класс

Образование как синтез воспитания и обучения: инновационные педагогические технологии


Педагог высшей категории

дополнительного образования

ЦТД и М «Эврика»

Мамчур Г.В.


Традиции и инновации в экологическом образовании


Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнение. Наиболее важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить… Л.К. Колдуэл.


Ключевые слова:

Инновация, инновационные педагогические технологии, экология, экологическая психология, экологическое сознание.


Современная экологическая ситуация в мире свидетельствует о том, что применение экономических и технологических мер в регулировании отношений человечества с природой несостоятельно. Требуется активное экологическое образование населения, которое должно начинаться с детства. В практике работы учреждений дополнительного образования это направление работы может быть реализовано педагогами с высоким уровнем понимания общих экологических проблем, владения специальной методикой воспитания детей, активности в решении эколого-педагогических задач. По этой причине особое значение приобретает экологическое образование педагогических работников учреждений дополнительного образования. Возникает объективная потребность в становлении новой профессиональной компетентности специалиста в области образования - эколого-педагогической компетентности.

И это сегодня возможно, только при одном условии - овладении инновационными педагогическими технологиями.

Так, напоминаем, термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений».

Таким образом, инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Сегодня в качестве инвестиции мы выбираем экологическую психологию.


Экологическая психология и образование


Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие экологического просвещения. Предполагается, что если ребенок будет достаточно экологически эрудирован, то он «автоматически» окажется и экологически воспитанным. Реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении детям соответствующих знаний. Кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному пониманию ее и поведению. Взаимодействие человека с миром природы происходит на всех этапах онтогенеза. Поэтому очень важно, чтобы уже в раннем детстве дети получили достоверные знания и приобретали практические умения, направленные на доброжелательное общение с природой, что способствовало бы у них формированию экоцентрического типа сознания.

Поэтому сегодня мы работаем над созданием экологизирующей образовательной среды, т.е. способствующей формированию экологической личности в соответствии с её возрастными особенностями развития экологического сознания.

Таким образом, мы в своей работе ежедневно используем знания экологической психологи.

Экологическая психология (психология среды) - междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды - архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., - экологическая психология накопила ценный фактический материал. Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы:

) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;

) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;

) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);

) разработка психологических средств пропаганды ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

Экологическая психология (от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение) - психологическое направление, одним из основателей является Дж. Брунер - . Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.

Таким образом, владея знаниями о развитии субъективного отношения к природе в онтогенезе (Таблица 1), педагог может использовать новейшие технологии обучения и воспитания в областях таких наук как: "экология", "биология", "зоопсихология", "социальная экология", "экологическая социология", "экологическая психология", "экологическая психоакустика", "экопсихология развития", "экология личности", "экологическое сознание", "экологическое восприятие", "экологическая этика" и т. д. и т. п., для достижения максимального эффекта по снижению влияния экологического кризиса.

инновационный педагогический экологический психология


Таблица 1

Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе (С.Д. Дерябо)

Дошкольный возрастС.Д. Дерябо рассматривает субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Дошкольник считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, он не различает границы между «человеческим» и «не-человеческим», что является прямым следствием эгоцентризма дошкольника. Следующая характерная черта мышления дошкольника - артификализм - представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Данная особенность приводит к формированию у дошкольников прагматического характера модальности отношения к природе. Характер взаимодействия дошкольников с природными объектами зависит от уровня развития у них познавательной сферы. Несмотря на то, что у дошкольника преобладает когнитивный компонент отношения к природе, взрослые навязывают своим примером перцептивно-аффективный компонент. Однако говорить о сформированности перцептивно-аффективного компонент рано, т.к. развитие этого компонента требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже. Практический и поступочный компонент отношения к природе у дошкольников также сформированы достаточно низко.Младший школьный возрастВ младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. Преодолевая эгоцентризм в процессе социализации, ребенок уже перестает считать природные объекты субъектами, наделенными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы «человеческого» и «не-человеческого». В этом возрасте антропоморфизм дошкольников сменяется субъектификацией - переходом к доминированию функционального и установочного аспекта, построенного на оппозиции «равное-неравное». Также к младшему школьному возрасту полностью разрушается детский артификализм, что кардинально меняет цели и мотивы взаимодействия с природными объектами. Как и у дошкольников, у школьников отношение к природе проявляется познавательной сфере. Этому способствуют следующие факторы: значимость в их жизни учебной деятельности; приобретенное умение читать - возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему». Тем не менее, практический компонент также начинает приобретать все большее значение. Растет и значение поступочного компонента.Младший и средний подростковый возраст рассматривается автором как один период. В этот период полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы. Продолжает сохранятся непрагматический характер взаимодействия с природными объектами. Автором было установлено, что именно для этого возраста характерен наименьший уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа - «объект пользы») и склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с ней. Наметившееся еще в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. У подростком начинает преобладать поступочный компонент. В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Начиная со старшего подросткового возраста, разрушается субъектное восприятие природных объектов, и хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам. Также для этого периода характерно повышение количества «нигилистов» по сравнению с «фанатами». Хотя именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа. Прагматизм подростков хорошо реализовывается в их практической сфере. Автор выделяет, что в основе деятельности, связанной с природой, могут лежать: мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников; подражание прагматической практической деятельности взрослых; возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте. Однако у достаточно большого числа подростков этого возраста сохраняется непрагматический характер модальности. В структуре интенсивности непрагматического отношения ведущим становится перцептивно-аффективный компонент. Второй ранг занимает поступочный, роль когнитивного компонента продолжает снижаться.Юношеский возрастВ юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этом возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов». Одновременно с этим падает степень выраженности экологических установок прагматического типа и склонности выбирать прагматический тип взаимодействия с природой. Ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза

Инновационные педагогические технологии в экологии


Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.

В соответствии с подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов. Принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических представлений; принцип субъектификации - субъектного отношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы - стратегий и технологий экологической деятельности.

К методам формирования экологических представлений относятся методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др. К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.

Ниже приведены примеры упражнений:

·экологической привлекательности


Упражнение «Природа в моей жизни»

Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий, позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, которые предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, ручки.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня…» («Природа в моей жизни…»). Например - «Природа моей жизни - это:

1)способ наслаждения

2)источник вдохновения

)погружение в гармонию

)осознание моей ответственности

)предмет моей заботы

)проведение досуга

)способ самореализации

)сфера моего познавательного интереса

)стимул для расширения кругозора

)возможность восстановления душевного спокойствия».

После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природы, о своих мыслях по этому поводу.

·художественной репрезентации природных объектов

Экологическая сказка «Осенний бал»

Глубокой осенью в вечернюю пору одинокий всадник медленно двигался по заброшенной дороге среди пустынных холмов, озаренных печальным светом заходящего солнца. Вооружение, доспехи, запыленный плащ свидетельствовали о том, что путник принадлежал к немногочисленному братству странствующих рыцарей, которые, презрев суету и довольство светской жизни, искали вдохновения среди природы, стоит ли говорить, что чаще всего это были поэты и художники и потому их приключения и слава давали пищу фантазии. Действительные события или воплощения их грез ложились в основу мелодичных баллад, которые распевали на пирах и балах. Насмехаясь над странностями мечтательных чудаков, люди украшали себя их доблестями и служением идеалу.

Гелар, как звали рыцаря, уже много лет скитался по дорогам, и земля, которая ложилась под копыта его коня, казалась ему близкой и родной, словно была его владениями, которые он объезжал, как заботливый хозяин. Ясные дни и непогода, яркость солнца и звездные ночи будто рождались в его душе и вместе с настроением уходили, оставляя его то радостным, то печальным.

Осенью какая-то тревога поселялась в его сердце. Он спешил, погоняя коня, хотя никто не ждал его, и путь его не имел ни цели, ни конца. Дорога, по которой он ехал, раздваивалась, одна шла на юг, другая поворачивала на север. В сомнении рыцарь придержал коня, он увидел на северной дороге красные кленовые листья. Они казались угольками, упавшими на землю, чтобы зажечь бурую сухую траву. Меж тем поблизости не было видно ни одного дерева. Ветер или судьба бросили их на пути рыцаря? Но именно они повлияли на его выбор. Гелар направился к северу. Совсем уже поздно, когда солнце уже почти полностью скрылось за горизонтом, он увидел прекрасную рощу, обнесенную узорчатой чугунной решеткой. За деревьями, одетыми в пышный золотой наряд, слышалась чарующая музыка, старинный парк был полон гостей. Среди аллей и полянок мелькали богато наряженые танцующие пары. Решетка высоких ворот, украшенная изогнутыми драконами, растворилась перед рыцарем, полыхнув огненным блеском золотых копий, венчающих ее верх. Слуги, молча поклонившись, приняли его коня и пригласили принять участие в празднике.

Небольшой дворец в середине парка казался прозрачным. Огромные полукруглые окна размером почти во всю стену открывали богатое убранство дворца с многочисленными канделябрами, мраморной скульптурой, роскошными старинными картинами, как если бы это была гигантская беседка. Никто не обращал внимания на Гелара, никто не указал ему хозяев этого бала, но это не смутило рыцаря. Утолив голод и жажду у великолепных столов, уставленных фруктами и вином, рыцарь принял участие в веселье. Здесь никто не соблюдал этикета, гости танцевали кто как умел, поддаваясь чарующей мелодии и своему собственному порыву.

Вскоре Гелар обратил внимание на прелестную женщину, стоявшую у колонны. Необыкновенные рыжие локоны спускались по ее плечам, бледное лицо с глубокими тихими глазами, тонкие руки, двигающиеся в такт музыке, словно она дирижировала невидимым оркестром, алый цвет ее платья словно впитал в себя краски закатного солнца. Заметив внимательный взгляд Гелара, она улыбнулась и кивнула ему. С бьющимся сердцем Гелар пригласил ее на танец. Ее звали Кленисса. Мелодия сменялась другой, вторая третьей, а Гелар не мог оставить свою даму. Время разом и остановилось и летело с головокружительной быстротой, пытаясь догнать его чувства. А они мчались быстрее, чем его конь во время турнирного боя. Гелар и сам не мог объяснить своего состояния, ему казалось, что он знает эту даму давным-давно, безумно ее любит и готов умереть, если она отнимет свою руку. Меж тем все медленнее и тише звучала музыка во дворце. Зато снаружи деревья стали раскачиваться от порывов налетевшего ветра, который срывал листву, деревья становились голыми, и тысячи желтых, красных, оранжевых листьев кружились, залепляя окна дворца и заглушая музыку своим тоскливым шуршаньем. Кавалеры и дамы то и дело исчезали, выскальзывая наружу и не возвращаясь обратно. Зал пустел, уже редкие пары скользили по драгоценному паркету. В тревоге Гелар решил посмотреть, что происходит и, взяв с Клениссы слово подождать его, вышел в парк. Страшная буря чуть не сбила его с ног. Он увидел, как гости бросаются к воротам парка. Кавалеры выхватывали свои шпаги, дамы закрывали лица. Бесформенные фигуры каких-то чудовищ в развевающихся темных одеждах штурмовали парк. Один за другим падали его защитники, и дикий рев бури сливался с жалобными выкриками и сухим треском ломающихся деревьев. Гелар едва нашел своего коня и, вернувшись в зал, увидел, что он пуст. Кленисса со слезами на глазах стояла у окна, прижавшись лицом к стеклу.

Вокруг бой, здесь нельзя больше оставаться, - сказал Гелар. - Мы должны попробовать прорваться. Но прежде вы должны довериться моему сердцу, я не знаю, что нас ждет, но люблю вас и буду верен до последнего вздоха. Утерев слезы, она улыбнулась и заглянула ему в глаза: - Я верю и люблю так же, как и вы.

Через мгновение они уже мчались к воротам. Трудно описать этот бой с вихрем, но удача сопутствовала рыцарю, он пробился сквозь осаждающих и, бережно укрыв плащом свою драгоценную ношу, едва держась в седле от усталости, всю ночь ехал по неизвестной дороге, доверившись своему коню. Он уже не помнил, как остановился на какой-то поляне, спустился с коня. Устроив ложе для своей возлюбленной, лег у ее ног, сжимая в руках обнаженный меч. Сон принял его, как бездонная пропасть принимает падающий камень.

Когда он проснулся, вокруг него был пустой голый лес. Ни листочка не было на деревьях, его дама исчезла. В отчаянии оглядываясь по сторонам, он увидел, что дерево, под которым он лежал, - чудесный клен с бордовыми и желтыми листьями. Это было чудо. Обняв ствол, рыцарь закрыл глаза, чтобы не дать пролиться слезам. И словно объятия его встретили сочувствие, ему показалось, что ветви золотого дерева склонились и коснулись его плеч и головы.

Кленисса! - прошептал он и уже не ушами, а сердцем услышал тихий голос:

Я здесь!

Гелар остался подле дерева, оберегая его от любых напастей, он укрывал его корни снежными сугробами и укутывал ствол своим плащом. И на удивление листья дерева не опадали вопреки всем законам природы. Пришла весна, и снова лес оделся зеленым убором. Гелар выстроил себе небольшой домик вблизи леса, и каждый день навещал свой клен.

Однажды он отправился к известному чародею, чтобы узнать свою судьбу и что с ним произошло.

Ты побывал на осеннем балу деревьев. - молвил ему мудрец. - Знаешь ли ты о том, что Творец создал весь мир, наделив его способностью расти. Так, камни должны когда-то стать деревьями, деревья животными, а животные людьми, люди же ангелами и так далее. В осенний бал время настоящего и будущего сливаются. Ты встретил душу дерева, какой она должна стать через много веков. Твоя любовь вырвала дерево из-под законов природы и, вероятно, от тебя зависит, как сложится ее дальнейшая судьба. Раз в году в осенний бал ты сможешь встречать свое дерево в человеческом облике. Но удастся ли тебе сохранить свою любовь к той, которая приходит к тебе скорее, как мечта, нежели как реальное существо?

И снова рыцарь вернулся к своему дереву. Он посвящал своей возлюбленной песни, стихи и пел их среди людей. Вскоре весть о новом рыцаре-трубадуре облетела страну. Не проходило праздника или бала, где бы не исполнялись песни Гелара. Как-то о нем услышала королева:

Не было еще ни одного менестреля, который бы не посвятил своих песен мне, - заявила она придворным. - Я хочу, чтобы он явился ко двору и стал служить мне.

Гелар подчинился приказу. Его песни очаровали повелительницу.

Мы довольны тобой, рыцарь, - сказала она. - Но теперь ты должен сочинить песни для меня.

Я могу петь лишь тогда, когда в моем сердце звучит любовь.

Уж не хочешь ли ты, дерзкий, признаться в своей нелюбви к королеве? Однако я не буду торопить тебя. Ты будешь оставаться при дворе, пока в твоем сердце не проснется новое чувство к своей повелительнице.

И для Гелара наступили дни испытаний. Придворная челядь издевалась над ним, королева обращалась с ним, как если бы он был шутом и должен был веселить толпу приближенных. В редкие ночи Гелару удавалось, оседлав коня, мчаться в заветный лес, чтобы облегчить свое сердце, обнимая чудесное дерево. Вскоре, однако, королевские шпионы выследили его. Он был вызван на суд:

Нам донесли, что вы подозреваетесь в чародействе. Что вы делаете в лесу подле дерева? Может быть, вы замышляете сглазить королеву?

Рыцарь молчал. Его связали, и вот кавалькада всадников во главе с королевой прибыла в лес и остановилась под чудесным раскидистым кленом. Королева оглядела дерево. Затем подозвали Гелара.

Рыцарь, я отдаю должное вашей преданности, так же как и вашим песням, но на что вам далось это дерево? Откажитесь от него, и я обещаю вам, что вы займете престол вместе со мною.

Нет, - ответил Гелар.

Тогда я предлагаю вам второй выбор: откажитесь от дерева, иначе оно будет срублено.

Моя душа связана с душой дерева, которую вам не убить.

Посмотрим! - ответила королева. Она дала знак, и двое дровосеков разом взмахнули топорами, чтобы свалить клен. Алая смола, похожая на кровь, выступила на коре и тотчас исчезла. Дерево мгновенно зарубцевало свою рану и стояло невредимым. Снова взмахнули дровосеки сверкающими топорами. На этот раз они отскочили, словно дерево превратилось в камень. Что бы ни пытались сделать с ним, все было напрасно. Гелар бледный стоял, стиснув зубы и молча глядя на дерево.

Кажется, я должна признать поражение, - сказала королева. - Но этого никогда не случится, скорее я казню вас, добрый рыцарь. Есть ли у вас последнее желание?

Да, - ответил Гелар. - Похороните меня рядом с деревом.

Королева дала знак слугам, но не успели они прикоснуться к рыцарю, как тот упал мертвым. Удостоверившись в этом, придворные обернулись к королеве.

Верно, он оказался вне нашей власти. Погребите его у корней этого проклятого дерева.

Прошло несколько лет, а королева не могла забыть Гелара, она запретила трубадурам петь его песни, но сама постоянно вспоминала его мелодии и стихи, и некуда было деться от этого. Вскоре пришла болезнь и заставила королеву считать дни своей жизни. Ужас перед смертью охватил повелительницу. Ни пиры, ни веселье, ни охота не отвлекали ее. В отчаянье она пришла к чародею:

Я хочу жить во что бы то ни стало, в каком угодно образе, лишь бы жить. Помоги мне! Или я отправлю тебя своим гонцом в царство смерти.

Нет нужды, - ответил волшебник, - если Ваше величество готово обменяться с деревом своей душой, то я могу помочь Вам жить вечно.

Но деревья не живут вечно! - возразила королева.

Вы правы и Вы ошибаетесь, - ответил чародей, - есть одно дерево, которое живет вечно благодаря любви человека, чья душа бессмертна. И Вы знаете это дерево.

Странный указ прочли приближенные в завещании своей королевы: «Тот, кто первым окажется под кленовым деревом, которое ни зимой, ни летом не меняет свою листву, и где погребен рыцарь Гелар, тот должен занять после меня трон». В смущении придворные отправились к дереву, поскольку их королева исчезла. У подножья прекрасного клена, пылающего своей листвой в лучах восходящего солнца, как настоящий костер, они обнаружили прекрасную рыжеволосую девушку, кутающуюся в алый плащ. Склонив колени, придворные водрузили на ее голову корону. А вскоре пронеслась молва, что каждое полнолуние одинокий всадник скачет из леса ко дворцу. Но на этот счет новая повелительница не задавала никаких вопросов своим подданным и сама не отвечала на возникающие толки. Именно после этих ночей она была необычайно прекрасна и радостна. И так было до конца ее дней. Когда же она умерла, и тело ее оставили ночью в часовне, стражи опять увидели ночного всадника. В ужасе они не могли преградить ему дорогу, узнав в нем Гелара. Он взял тело королевы и умчался с ним в лес. Это было осенью, в пору, когда деревья праздновали Осенний бал.

Авторская сказкотерапия. Экологические сказки;

Автор: Гнездилов А. В

·расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Упражнение «Человечек из коры»

Основные цели: расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Кусочки коры разных деревьев, бумага, карандаши, краски.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно осматривать, ощупывать, нюхать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.

После этого каждый в кругу рассказывает о своих ощущениях.

На следующем этапе участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих «человечков», соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры.

В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить из какой коры какой человечек «родился».


·Экологическая идентификация

Упражнение «Зоологический балет»

Основные цели: Идентификация с животными и растениями.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: нет.

Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», рычать, «расти», при этом взаимодействуя с другими. Частников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении упражнения можно шуметь, активно двигаться, выражать свои чувства - гнев, страх, удовольствие и т.д.

В заключении участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнений.

Примечание: Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого не снижается, наоборот, обсуждение получается более интересным.


·ритуализации экологической деятельности

Упражнение «Ритуалы и традиции»

Основные цели: Развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумаг, ручки. Ведущему необходимо разыскать в литературе описания ритуалов, связанных с взаимодействием человека с природой. Это могут быть ритуалы перед началом охоты древних людей, ритуалы «любования» природой у японцев и т.д.

Процедура: Сначала ведущий зачитывает описание какого-либо ритуала, затем участники должны сами создать свой ритуал како - либо деятельности, связанной с природой: сбора грибов, рыбной ловли, прогулки по лесу и т.д.

Участники распределяются по группам из 3-5 человек, в конце упражнения каждая рабочая группа представляет (имитирует) разработанный ритуал.

Примечание: Это упражнение особенно эффективно в семейной форме тренинга. Каждая семья вырабатывает для себя определенный ритуал, который может использовать, превратив впоследствии в семейную традицию.


Методики диагностики субъективного отношения к природе


Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./Методика направлена на диагностику интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. И может использоваться с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет. Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности: когнитивному, перцептивно-аффктивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу «да-нет»), всего - 50 пунктов. Методика диагностирует отношения к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и биоценозам, «природе в целом». Когнитивная и практическая шкалы включают по 5 пунктов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного характера и по 5 пунктов, отражающих процессы преобразования и активного конструирования внешних условий, связанных с деятельностью, организованной личностью самостоятельно. В поступочной шкале сделано разграничение пунктов по активности, направленной на сами объекты природы, и активности, направленной на людей, взаимодействующих с природой. В книге Вы найдете очень подробное описание автором данной методики, вплоть до подробной разработки пунктов, психометрических характеристик методики, ключ к опроснику и сам опросник.Методика диагностики субъектификации природных объектов (СПО) /авторы: С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1993 г./Методика предназначена для диагностики способности к субъектификации природных объектов. Может использоваться с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет. Природный объект может открыться личности как субъект, если он осуществит три специфически субъектные функции: обеспечит переживания личности ее динамики на основе установления параллелизма характеристик природного объекта со своими собственными; выступи в качестве фактора, опосредствующего построение личностью ее отношений к миру; откроется в качестве субъекта (партнера) совместной деятельности и общения. Соответственно трем аспектам субъектификации методика состоит из трех субтестов, каждый из которых направлен на диагностику соответствующего аспекта. Методика состоит из 18 пунктов - по 6 в субтесте на каждый аспект субъектификации. В своей книге автор предлагает большой и малый вариант методики.Методика «Доминанта» /авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./Экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе. Методика базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским, который выделял 15 групп отношений к различным явлениям природы, общества, к себе и т.д. В данной методике группы объединены в девять категорий: материальные ценности, природа, окружающие люди, секс, государство, труд, нравственность, наука и искусство, я сам. Методика может применяться в основном варианте (одна серия) с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет и в модифицированном (три серии) - с 13-14 лет.Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»/авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г. Методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Выделяют четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая»); как объект пользы («прагматическая»). Методика состоит из 12 пунктов, каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. Минимальный возраст испытуемых - 6-7 летМетодика «Альтернатива» /В.А. Ясвин, 1989 г.Методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, что позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, описывающих различные типы деятельности, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Потребность общества в новом качестве образования - это мощный фактор, который побуждает к изменению самих основ понимания взаимосвязи образования и развития. В классической парадигме образования решающую роль играл принцип детерминизма, выражающийся в абсолютизации роли воздействия учителя на ученика. В новых моделях образования центральное место занимает процесс со-развития или коэволюции преподавателя и учащегося. Реализуя механистический характер научного развития, классическая парадигма образования базировалась на принципах оптимизации, интенсификации, унификации учебного процесса с его стандартизацией программ и планов. Новая модель образования предполагает индетерминизм, нелинейный характер связей, многовариантность решений, коэволюцию, множество методологий и методов развития мышления, синергетизм, альтернативность, креативность учителя и ученика.

Главная ценность новой системы образования - Человек как личность. Чтобы преодолеть однобокость развития личности, необходимо вводить междисциплинарный подход в образование. Экологическая психология как новая междициплинарная область знаний и самостоятельная научная дисциплина является эффективным средством обучения, воспитания и развития личности ребят посещающих занятия учреждений дополнительного образования. В курсе экологической психологии ребята знакомятся с рядом актуальных проблем современной науки, исследованием которой занимаются многие ученые. Наука, понятая как проблема, подчеркивал М.К. Мамардашвили, только и может называться наукой. Феномен экологического сознания - это проблема настоящего и будущего научного поиска. Что такое экологическое сознание и как его создать или воспитать? Как совершенствовать наше сознание? Как содействовать расцвету новой жизни на Земле? Сегодня эти проблемы волнуют всех.

Список литературы


1.Адаменко А.М., «Экологическая психология». Уч. Пос. - Новосибирск: НГАСУ, 2000. - 88 с.

2.Асланиди К.Б., Потапова Т.В.. "Развитие представлений о содержании, формам и методах экологического образования в России конца 20 века". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. стр. 14-30.

.Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб.: Речь, 2003. - 292 стр.

.Дерябо С.Д., Ясвин В.А, «Экологическая педагогика и психология»

.Потапова Т.В.. 1997. "Право на экологическое право". // Вестник экологического образования в России. N1(3). Стр.13.

.Потапова. Т.В. "Международные нормы и требования по содержанию, формам и методам экологического образования". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. стр.9-14.

7.Эколого-психологический тренинг( В помощь работе библиотек по воспитанию экологической культуры личности) Киров, 2005


Теги: Образование как синтез воспитания и обучения: инновационные педагогические технологии  Методичка  Педагогика
Просмотров: 28644
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Образование как синтез воспитания и обучения: инновационные педагогические технологии
Назад