ТЕМА: «ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ»
1. Понятие о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ века и только в последнее десятилетие возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих - передать его следующему поколению.
Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.
Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения, воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.
Педагогика это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование и обучение.
Под развитием человека воспринимают определенный образ жизни в обществе, совершенствуя себя в деятельности, в труде, в поведении и общении с окружающими, взаимодействуя с природой. Это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоции, а также потребности, способности и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Затем он стал занимать умы ученых-философов, которые анализировали формы общественного сознания, о месте человека в нем.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Родители передают свой опыт детям, старшим и младшим, от более опытных менее опытным, при этом воспитуемые включаются в активную деятельность, общение, сами обогащают свое сознание.
Термин «образование» принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, знаниям, имеется в виду уровень и профиль образования (начальное, среднее, высшее, профессиональное и т.д.).
Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако, возрастающую роль играет самообразование, самостоятельное усвоение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих способностей.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.
Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве, в ходе которого осуществляется образование человека, вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, воздействия на сознание и поведение, их разностороннего развития.
Воспитание, образование и обучение тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребенок обучается развиваясь, и развивается обучаясь.
В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения.
Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).
2. Возникновение педагогики как науки
История образования и педагогики изучает развитие воспитания и школы, педагогические теории с древнейших времен и до наших дней. История педагогики тесно связана с историей культуры и расширяет общепедагогический кругозор студента, способствует выработке правильного отношения к педагогическому наследию.
В прошлом прогрессивными педагогами и видными мыслителями Востока (аль-Хорезми, аль-Фараби, Бируни, Ибн Сино, Мирзо Улугбек, Абдулла Авлоний, Хамза Хаким-заде Ниязи и т.д.) было выдвинуто немало положительных педагогических идей. Их изучение будет способствовать развитию национального самосознания, педагогического мышления, повышению педагогической культуры будущего педагога.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости оттого, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии и в ней же были сделаны первые попытки обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу", "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы", "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ - (469 - 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э ), Аристотель (384 - 322 гг. до н. э ), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора" древнеримского философа Марка Квинтилиана (36 - 96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими оливковыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, например философы Тертуллиан (160 - 222), Августин (354 - 430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: "Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 - 1536), французы Франсуа Рабле (1494 - 1553) и Мишель Монтень (1533 - 1592).
Педагогике пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670) - создателя научной педагогической системы, автора труда "Великая дидактика"; он требовал чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Я.А Коменский был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения "Слух необходимо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки." Необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума." Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632 - 1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством Д. Локк - представитель английской педагогики - отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания "джентльмена" - светского молодого человека, умеющего в то же время прибыльно вести свои дела Эта система, в первую очередь, преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала "дисциплину тела" и "дисциплину духа".
Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в Д. Дидро (1713 - 1784), К. Гельвеций (1715 - 1771) и особенно Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778).
Ж.-Ж. Руссо принадлежал к французским просветителям, которые глубоко верили в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания - воспитания которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. В своем педагогическом сочинении Эмиль или О воспитании (1762) Ж.-Ж. Руссо рассмотрел путь воспитания, свободного от феодальных предрассудков, человека. Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью с природой.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 - 1827). Целью воспитания И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека. Более 50 лет И.-Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII - XVIII вв. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно матери. Им была создана "теория элементарного образования", согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.
Педагогическая деятельность И.-Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.
"Ничего нет постоянного кроме перемены" - учил крупнейший немецкий педагог -демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1886). А. Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А. Дистервега: природосообразность - обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность - свободное самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразность - обучение, соответствующее условиям места и времени. Прогрессивные идеи А. Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века.
педагогика наука обучение песталоцци
3. Структура педагогики
Связь педагогики с другими науками. Процесс дифференциации педагогики идет в основном по двум путям: по отношению к воспитанию людей различных возрастных групп и по профилю, или виду воспитания и образования.
В современной педагогике имеются следующие отрасли:
. Общая педагогика, изучающая воспитание и его закономерности, значимые для воспитания человека любого возраста и в любой сфере воспитания;
. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека в различные возрастные периоды: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика взрослых.
. Педагогика профессионального образования, педагогика высшей школы, военная педагогика, педагогика детских и юношеских организаций, семейная педагогика и т.д.
. Методика обучения различным учебным предметам - языку, математике, истории и др.
. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. Она помогает педагогу правильно ориентироваться в различных системах воспитания, предвидеть пути его развития.
. Специальная педагогика распадается на ряд отраслей: тифлопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих; сурдопедагогика - педагогика обучения и воспитания глухих, глухонемых и слабослышащих; олигофренопедагогика - исследует закономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей.).
. Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией.
Психология рассматривает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменения психики под влиянием обучения и воспитания. Ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественную научную основу обучения и воспитания.
4.Научно-исследовательские методы педагогики
Методы педагогического исследования - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений, разнообразных научно-педагогических проблем; способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования и обучения. Педагогическое исследование - это сознательный, целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определенного научного аппарата, научных методов. Научная методология определяет выбор методов, их сочетание, конструирование каждого метода, она определяет интерпретацию и оценку результатов исследования. Важное значение в обосновании концепций научных исследований имеют деятельный, личностный, системный подход к процессу воспитания, образования и обучения.
Современное педагогическое исследование отличает:
анализ различных сторон педагогического процесса; 2. проверка полученных результатов при помощи точных показателей; 3. применение и использование разнообразных методов исследования.
Педагогическое наблюдение. Метод наблюдений характеризуется непосредственным воспитанием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемые изменения.
Различают прямое, косвенное наблюдение и самонаблюдение. Прямое наблюдение осуществляется самим исследователем по ходу воспитательного процесса. Косвенное наблюдение проводится при помощи других лиц, от них исследователь получает данные о результатах наблюдений. Самонаблюдение редко применяется в воспитательном процессе, так как оно дает неадекватный результат исследователю.
Научное наблюдение должно отвечать определенным требованиям:
. четкая целевая установка; 2. последовательность и систематичность выполнения плана; 3. точность и объективность фиксируемых фактов.
План наблюдения отвечает на вопрос: что наблюдать, для чего наблюдать, когда наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.
Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает в том случае, если педагог сопоставляет полученную ими информацию с данными других коллег, также наблюдающих за данным учеником в учебном процессе. Для получения объективности наблюдений нужны специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, киносъемок или с помощью замкнутых телеустановок. Эти средства помогают исследователю получить наиболее объективные данные о воспитательном процессе.
Метод беседы и интервью. Применение данного метода даёт наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, составляет интересующих его ряд основных и вспомогательных вопросов, намечает выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, желанием отвечать или уходить от ответов, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями.
Метод анкетирования. Для получения информации о тех или иных явлениях целесообразно использовать метод анкетирования. Общим требованием к построению анкеты является соответствие их задаче исследования. Анкеты бывают трех типов: открытые - когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; закрытые - когда опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые - когда опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.
На результативность анкетирования влияет ряд условий:
подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих надежную информацию;
постановка как прямых, так и косвенных вопросов, исключения подсказок в формулировке вопросов;
предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;
предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесения корректив в содержание анкеты.
Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, креативность, (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму, мышление, конструктивность, свойство коллективизма, самокритичность.
При анализе полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.
Метод обобщения независимых характеристик - обрабатывается исследователем информации об учащихся, поступившей из различных источников - от педагогов, родителей, сверстников и др.
Разновидностью данного метода является метод педагогического консилиума, который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности учащихся по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных личностных и профессиональных качеств, а также коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.
Метод педагогического эксперимента. Эксперимент - это научно-поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучения исследуемого педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях. Основное назначение эксперимента - проверка научных предположений и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами. Различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях жизни и воспитания учащихся. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Он позволяет точно регистрировать характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естественный и лабораторный эксперименты используются во взаимосвязи. Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки исследователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут психологического ущерба обучению и воспитанию учащихся.
Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез и зависит от следующих условий:
тщательный теоретический и исторический анализ явления;
конкретизация гипотезы;
формулировка задач эксперимента;
определение минимального количества экспериментальных объектов. Эффективность эксперимента в значительной мере зависит и от длительности его проведения.