Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии


Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии


Содержание


Введение

. Эволюция детского призрения на Беларуси

. Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в.

. Организация социальной помощи нуждающимся детям в ХХ в. и до настоящего времени

Заключение

Практическая часть


Введение


Истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для развития социальной работы. Человек не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие исторические события, которые в значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи.

Нормальная "жизнеспособность" государства возможна лишь при условии социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества. На мой взгляд, история социальной работы имеет единую схему развития для многих стран. Однако необходимо отметить, что система государственной социальной поддержки в каждой стране складывалась с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеет различия в подходах, методах и организационном оформлении. [3]

Проблемы милосердия и благотворительности, оказания социальной помощи нуждающимся актуальны для любой эпохи, для любого общественного строя. Но особенно остро проявляются они сегодня, на одном из переломных этапов истории Беларуси, когда количество обездоленных значительно возросло, а в обществе доминируют тенденции, ранее не характерные для него: безработица, вынужденная миграция, ухудшение криминогенной обстановки, профессиональное нищенство и т. д.

Интерес к вопросам социальной помощи нуждающимся, изначально вызванный объективной необходимостью, явился одной из существенных причин того, что в дореволюционной Беларуси проблемы развития теории и практики основ профессиональной социальной работы к 1917 г. постепенно стали одними из наиболее разрабатываемых сфер социолого-ориентированного знания.

К истории милосердия и благотворительности, общественного и государственного призрения в этот период не раз обращались известные белорусские государственные, церковные и общественные деятели, историки, этнографы, юристы и литераторы А.С. Дембовецкий, митрополит Митрофан (Д. Краснопольский), В.Ю. Ластовкий, А. и И. Луцкевичи, М.О. Коялович, Ю.Ф. Крачковский, Н.И. Никофоровский, А.П. Сапунов, В.Б. Антонович, В.Е. Данилевич, К. Харлампович, М.Е. Гринбалт, А.С. Грушевский, Ф. Журдо, М. Богданович, а в советский и постсоветский периоды - М.В. Довнар-Запольский, В.М. Игнатовский, В.И. Пичета, Н.М. Никольский, М.Н. Абраменко, Г.Р. Крючок, Т.Р. Шаронова, Я.Д. Григорович, и многие другие.

Сегодня социальная работа как наука и профессия еще только становится на ноги. Сам термин "социальная работа" стал употребляться взамен понятий "благотворительность", "милосердие", "общественное призрение" и т. д. только с первого десятилетия ХХ в., а в широкой научной практике - в конце 80-х - начале 90-х годов перенесенный из научной традиции американской системы помощи. [2].


1. Эволюция детского призрения на Беларуси


История создания на Беларуси благотворительных заведений для детей-сирот и подкидышей уходит своими корнями в глубокую древность. По свидетельству западных путешественников, побывавших среди восточно-славянских племен, кривичи и родимичи с особой заботой относились к детям-сиротам, оказывали им всяческую помощь, воспитывали и обучали всему необходимому. С распространением на территории Беларуси христианства, идея гуманного отношения к обездоленным детям получила дальнейшее развитие. Гуманистические принципы христианства, выраженные в заповедях Иоанна Златоуста, были созвучны славянской духовности наших предков.

Объединитель славянских земель Владимир Святой, Рогнеда - княжна Полоцкая, их дети и внуки раздали "сиротам , убогим и странникам великую милостыню" [2, с.14]. Устав 966 г. поручал общественное призрение (в том числе и призрение обездоленных детей) попечению и надзору духовенства. "Повесть временных лет" свидетельствует о начатках призрения детей в монастырях: "Аще кто коли принесяще детищь болен кацем либо недугом одержим принесяху в монастырь" [2,с14]. В ХII в. монахи спускали со стен специальную корзину из ивняка, для того что бы те, кто не в состоянии прокормить ребенка, спасти его от голода и нищеты, могли в любое время положить его туда.

Широко известна благотворительная деятельность в отношении бедных сирот святой Ефросиньи Полоцкой. Созданые ею монастырские училища были ни чем иным, как одними из первых на территории Беларуси приютов для нуждающихся детей, а сами монастыри - очагами и твердынями благотворительности, где находили приют и утешение вдовы и сироты, немощные и убогие. Много сделали для распространения идей гуманного отношения к обездоленным детям великие белорусские религиозные просветители Кирилл Туровский и Франциск Скорина. Их гуманизм был основан в целом на достоянии византийской антропософии, пропущенной через мироощущение и особенности белорусского Христианства. В определенном ими перечне человеческих добродетелей не последнее место занимают "милостыня", "нищелюбие", "щедрость", "друголюбие", "товариство". Великие князья литовские Ягайло и Витовт впервые пытались решить проблемы сиротства на государственном уровне, открывали и содержали разного рода убежища и приюты для обездоленных детей.

Более широко известна благотворительная деятельность зародившихся в ХII в. братчин и братств, расцвет которых приходится на ХVI-ХVIII в. Их помощь обездоленным детям была особенно значительна в период жестоких, кровопролитных войн середины ХVII в., когда за 7 лет погибло 52% населения Беларуси, а в некоторых уездах - до 70% жителей, а также в ходе и после Северной войны 1700-1721 гг., во время которой погиб каждый третий белорус.

Немало сделали для призрения сирот распространенные на территории Беларуси многочисленные религиозные конфессии, а также частные благотворители, среди которых ведущее место занимают представители известных магнатских белорусских родов Радзивиллов, Хрептовичей, Паскевичей, Четвертинских, Пацов и др. [3].

С середины ХVI в. все большее значение приобретает дворянская благотворительность, особенно ее светские направления. В ХVI-ХVIII вв. в ВКЛ и Речи Посполитой, куда входили и земли Беларуси, благотворительностью в образовании сирот и детей из бедных семей все больше стали заниматься жены богатых людей. Многие магнатки брали из волостей к себе в дом на воспитание девочек из семей обедневшей шляхты, где воспитанницы вместе с родными дочерьми обучались грамоте в домашней школе, брали уроки танцев и этикета, их обеспечивали одеждой и питанием. [4].

2.Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в.


К концу ХVII - началу ХVIII в. в России и на Беларуси идея государственного призрения обездоленных детей стала приобретать конкретные формы. В результате петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот. Возникшие значительно ранее (в конце ХIV - ХV вв.) на Беларуси городские органы самоуправления (магистраты) с первых дней своего существования непосредственно руководили делом помощи нуждающимся детям. Они обрели новое дыхание, расширили и укрепили дело социальной помощи нуждающимся после воссоединения Беларуси с Россией и с получением "Жалованной грамоты городам" (1785). В ХIХ в. общественно-государственное призрение оформляется в некую систему, становится частью социальной политики, самостоятельным институтом воспитания, социализации и ресоциализации индивида.

Считается, что первый воспитательный дом для незаконнорожденных ("зазорных") младенцев на территории Восточной Европы был организован в 1706 г. близ Новгорода митрополитом Иовом, а первые государственные воспитательные дома появились при Екатерине II в Москве (1764) и в Петербурге (1770). Тогда же начала складываться и система детских приютов, распространившаяся впоследствии на территорию Беларуси, появились первые общественные благотворительные организации, которые, наряду с другими задачами, решали и задачи оказания социальной помощи детям.

На территории проживания этнических белорусов первый воспитательный дом ("Иисуса Младенца") основала княгиня Огинская в 1791 г. в Вильно. Впоследствии она передала его в ведение Приказа общественного призрения. В 1895 г. в нем призревалось 16 сирот и 498 подкидышей, доставленных из Виленской, а также частично из Гродненской и Ковенской губерний. При воспитательном доме работали общеобразовательная школа, сапожная и столярные мастерские. Это благотворительное заведение более ста лет оставалось, пожалуй, единственным учреждением такого рода на Беларуси "для приема и воспитания подкидышей, которым суждено от рождения быть лишенными родительской ласки". [ с.351 Григорьев, от 10 в-нач.20в.].

Воспитательные дома, которые существовали в Могилеве (1804) и в 20-х гг. ХIХ в. при Гродненском приказе общественного призрения из-за высокой смертности приносимых туда младенцев вскоре были преобразованы в детские приюты, куда принимались дети с 3-4- летнего возраста. В Гродненский воспитательный дом с 1823 по 1826 г.г. было принято 425 детей, из который умерло 341. К концу 1827 г. осталось только 36 младенцев. С 1828 г. указом Николая I воспрещено дальнейшее устройство воспитательных домов, ибо, по словам члена Общества минских врачей доктора медицины А.О. Гурвича, "вместо воспитания поколений новых людей получалась только гибель больше миллиона детей и нескольких сотен миллионов рублей" [ с.351 , Григорьев А.Д. История соц.работы до нач.20 в].

После длительного перерыва вторым на Беларуси специальным заведением для приема брошенных младенцев стал Минский приют для подкидышей, открытый в 1894 г. благотворительным обществом "Милосердие" на улице Скобелевской. Его появление совпало с изменениями в российском законодательстве относительно воспитательных домов, о чем речь пойдет далее. В других белорусских губерниях брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общественного призрения, а позднее - земства. Обычно малюток отдавали на воспитание частным лицам за плату 3-5 руб. (в зависимости от губернии), у которых они находились до 8-летнего возраста (в Гродненской губернии до 15 лет). После чего, если воспитатели не усыновили ребенка, его помещали в один из губернских приютов. При возникновении трудностей с подысканием подходящей семьи ребенок некоторое время содержался в богадельне при губернской больнице, окружной лечебнице или в приюте.

Детей в семьи отдавали под расписку, в которой оговаривались обязанности воспитателей "обучать питомцев по достижению надлежащего возраста грамоте и какому-нибудь ремеслу". [ ,с.16 Григорьев А.Д. Очерки]. Надзор за воспитанием подкидышей в семьях крестьян осуществляли служащие приказов, благотворительных обществ и организаций (Витебская и Минская губернии), представители земств, полиции, а позднее - настоятели православных церквей и медицинские работники. Для получения платы за питомца необходимо было ежемесячно предоставлять справку от полиции или духовного лица о том, что ребенок жив и воспитывается надлежащим образом.

Что же касается воспитательных домов, то по заведенной ранее системе новорожденных детей их матери или родственники могли приносить и отдавать туда инкогнито, через зашторенное окно. С 1890 г. в Российской империи были введены новые правила, предусматривавшие прием подкидышей исключительно через полицию. Вместо тайного приема вводился явный с правом для матерей брать ребенка на вскармливание домой с оплатой от воспитательного дома: за первый год - 9, за второй - 6 рублей в месяц. В 1894 г. эти правила были усовершенствованы, что благотворно повлияло на положение дел и в воспитательных домах Беларуси.

Введение новых требований было порождено жестокой необходимостью, связанной с переполненностью воспитательных домов и колоссальной смертностью приносимых в них детей. В воспитательном доме Огинской, который по своей организации и уровню содержания детей мало чем отличался от столичных, в конце ХIХ в. находилось 382 ребенка (197 мальчиков и 185 девочек), что в 3,2 раза превышало норму. В Минском приюте для подкидышей превышение нормы призреваемых детей составляло 50% (203 ребенка вместо 100).

В первые годы работы воспитательных домов на Беларуси смертность детей в них была хоть и несколько ниже, чем в целом по Российской империи, но временами достигала значительных размеров. Минский врач А.О. Гурвич в докладе "Основы общественного призрения покинутых детей в Минском приюте подкидышей", опубликованном в "Трудах Общества минских врачей за 1898-1899 гг.", отмечает, что за шесть лет (к 1900 г.) в приюте из более чем 600 детей осталось в живых менее 5%. По свидетельству современников, "скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием детей часто больных и даже умирающих - все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев" [ ,с.17 Григорьев А.Д. Очерки].

Член Общества минских врачей доктор медицины Р.Н. Плешивцев на основании своих наблюдений отмечал, что в Минский приют для подкидышей приносили в основном "недоношенных, замороженных, истощенных детей; в особенно ужасном виде приносятся еврейские дети" [ ,с.17 Григорьев А.Д. Очерки].

Решение проблемы искали в развитии городского и сельского "патроната". Белорусские воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редкостью) от двух недель до месяца, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за определенную плату, которая составляла в среднем по империи от 2 до 10 руб. за ребенка в месяц, а в Минском приюте для подкидышей - 12 руб. 30 коп. В самом же приюте на содержание одного ребенка затрачивалось 18 руб. 10 коп. После достижения детьми 3-7-летнего возраста их возвращали в воспитательный дом или (очень редко) усыновляли. Женщинам, хорошо воспитывавшим детей, иногда выдавались небольшие награды. Такая практика приобрела широкий размах. Так, вне Виленского воспитательного дома "Иисуса младенца" в 1897 г. вскармливалось 505 детей (253 мальчика и 252 девочки) или 57% призреваемых. В Минском приюте для подкидышей эти цифры были чуть меньше. Плановые обследования их содержания и воспитания в семьях осуществляли представители администрации воспитательных домов не реже 2-х раз в год. Минский приют для подкидышей, несмотря на ряд недостатков в его работе, связанных прежде всего с неустойчивостью финансирования большинство членов Общества минских врачей называли его "учреждением очень симпатичным", где "царствует ... любовное и внимательное отношение к детям". С 1910 г. приют полностью перешел на систему патроната детей вне заведения. [ ,с.18 Григорьев А.Д. Очерки].

Минские врачи А.О. Гурвич, Я.И. Рубинштейн, Л.Ф. Яроцинский предлагали реорганизовать приют общества "Милосердие" во временную станцию для розыскания детям кормилиц, организовать в городе молочно-питательные станции по примеру петербургских, которые назывались там "Капля молока", ясли-приюты и детские консультации, а также отдел "Всероссийского союза борьбы с детской смертностью".

В сочетании с санитарно-профилактическими мерами, предпринятыми благотворительным общественными организациями, органами городского самоуправления, а также земскими врачами и фельдшерицами, удалось несколько снизить смертность детей в воспитательных домах, но все же ее уровень оставался достаточно высоким. Кроме того, увеличилась смертность детей в деревнях, где от "заносимых болезней и уменьшения питания" умирали и "подкидышы", и младенцы кормилиц. [ ,с.18 Григорьев А.Д. Очерки].

Все же недооценивать сегодня значение позитивного опыта, накопленного в воспитательных домах Беларуси, было бы опрометчиво. Вопросы социальной помощи брошеным детям сегодня, как и 100 лет назад, стоят не менее остро, особенно в последние годы, в условиях прогрессирующего роста феномена социального сиротства. Может быть есть все-таки смысл обратится к истокам?! Кроме того, следует учитывать, что в Вильно и Минске подросших "подкидышей" обучали и воспитывали по передовым методикам того времени. С 7 лет дети обучались грамоте по программам начальной школы, с 13-14 - различным ремеслам: сапожному, швейному, столярному, переплетному и типографскому. По конкурсу привлекались высококлассные, хорошо оплачиваемые мастера и опытные педагоги. Мастерские при воспитательных домах изготавливали изделия в основном на продажу, а вырученные деньги расходовались на улучшение условий жизни воспитанников.

Мальчики призревались до 18, девочки - до 16 лет. По выпуску они получали выходное пособие, комплекты инструментов и одежду. Направляющихся на постоянное место жительства в сельскую местность наделяли землей, выдавали средства на первоначальное обзаведение хозяйством и семена для посева на первый год. Девушки при выходе замуж получали от казны 25 руб. на приданое. Воспитательные дома заботились о трудоустройстве выпускников, в некоторых случаях оказывали необходимую помощь в поисках жилья, в течение нескольких лет осуществляли патронаж [3; 4].

Следует отметить, что на Беларуси в так называемых заведениях закрытого типа, куда относились и приюты, свыше 80% воспитанников, по подсчетам автора, составляли сироты и полусироты. Большинство из них находилось на полном обеспечении, обучались грамоте по программам народных училищ, а также корзиночному и сапожному ремеслам. Свыше 75% детей в этих приютах составляли так называемые "приходящие". К ним относили детей, которые состояли на полном или частичном обеспечении приюта, но ночевали у своих родственников или обедневших родителей. В виленских приютах, например, "приходящие проводят время с 8 часов утра и до 7 вечера, и получают здесь пищу, а имеющие соответствующий для этого возраст, и обучение". [ ,с.20 Григорьев А.Д. Очерки].

Дети принимались в приюты по решению Опекунского совета на основании заявления с приложением справки о бедственном материальном положении просителя, выданной местным участковым попечительством или одним из членов Опекунского совета.

Участковые попечительства имело каждое крупное благотворительное общество. Так, Витебское общество попечения о детях разделило город на 13 попечительств, для работы в которых Опекунский совет выделял попечительниц. В обязанности последних входило обследование участка, выявление неблагополучных в социально-экономическом плане семей, организация и проведение сбора пожертвований на нужды общества, оказание различных видов помощи нуждающимся детям, мероприятия по их оздоровлению и т.д. За 1903 г. Витебское общество вне подведомственного ему приюта оказало помощь 101 ребенку.

Попечительства детских приютов на Беларуси были в каждом губернском городе. Они подчинялись старейшему в России Ведомству учреждений императрицы Марии (1796) - одному из четырех самых крупных квазигосударственных благотворительных обществ, находившихся под эгидой императорской семьи.

Каждый приют имел свой Устав, а в общих вопросах руководствовался "Положением о детских приютах" Комитета главного попечительства детских приютов Мариинского ведомства. Положение было впервые издано в 1839 г. и затем неоднократно переиздавалось с изменениями и дополнениями. Наряду с организационными вопросами в нем отражены и цели детских приютов: "сохранить или поправить здоровье детей-сирот достаточным питанием и внимательным уходом, обучить грамоте, воспитывать любовь к труду, порядку, послушанию, утвердить нравственное чувство; обучить какому-либо мастерству или определить в другое училище, мастерскую или место службы по выходе из приюта; ... оказать помощь крайне бедным родителям и воспитателям в поднятии и обучении сирот...". В итоге ставилась цель "снарядить детей по возможности лучшим моральным и профессиональным оружием для предстоящей им в жизни борьбы за существование..., занять то место, которое им принадлежит по их индивидуальности". [ ,с.22 Григорьев А.Д. Очерки].

Мальчики, выдержавшие экзамен по конкурсу начальных училищ, пользовались льготой 1У разряда при отбывании воинской повинности, наиболее способным из них приюты обеспечивали возможность бесплатного обучения в гимназиях и других средних учебных заведениях. Некоторые из воспитанниц приютов получали звание "народных и домашних учительниц".

Условия содержания и обучения детей в приютах Мариинского ведомства были несколько лучше, чем в приютах, принадлежащих другим ведомствам и организациям. Учебная и воспитательная часть в них была "поставлена лучше, и ремесла идут лучше, и вообще, отношения заведующих приютов к детям как-то сердечнее". [ ,с.22 Григорьев А.Д. Очерки].

Пожалуй самым крупным благотворительным обществом на Беларуси была состоящая под покровительством Мариинского ведомства Виленская "Доброхотная копейка". Основанное в 1868 г. супругой бывшего виленского генерал-губернатора Е.В. Потаповой для оказания благотворительной помощи нуждающимся детям и взрослым, это общество насчитывало к концу столетия 130 членов и содержало, кроме нескольких заведений для взрослых, 5 заведений для детей. Среди них сиротское отделение Дома милосердия (1873) на 16 мальчиков, и Шостаковское сиротское отделение для девочек (1885), в которой призревалось 20 девочек.

Мальчики, преимущественно дети жителей Вильно христианского вероисповедания (у иудеев были свои приюты), принимались в приют с 5 и воспитывались до 12 лет, состояли на полном содержании, овладевали азами грамоты и переплетного дела, после чего устраивались в переплетные мастерские города. Девочки, преимущественно дети бедных матерей или круглые сироты, обучались грамоте по программе двухклассного народного училища, кройке, шитью (могли шить на себя одежду) и ведению домашнего хозяйства. Поступали они в приют или через полицию, или по прошениям

Примерно по такой же программе обучались воспитанники Минского губернского попечительства детских приютов. В Минском детском приюте в 1900 г. находилось 56 мальчиков и девочек в возрасте 4 - 14 лет. В 1899 г. попечительница приюта княгиня Е.А. Трубецкая открыла при нем швейную мастерскую. Это во многом предопределило профориентацию приютских девочек, которые в мастерской шили на заказ дамские платья, белье и одежду для воспитанников. Вырученные деньги распределялись между преподавателями и старшими девочками. Последним открывались вклады на сберегательных книжках. [Григорьев А.Д. История соц.работы до нач.20 в].

Детские приюты, как и большинство других благотворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных органов, а позднее и земств, были весьма незначительны.

Однако, значение детских приютов в деле профессионального образования на Беларуси трудно переоценить. Там призреваемые дети были на полном содержании, обучались грамоте и ремеслам.


.Организация социальной помощи нуждающимся детям в ХХ в. и до настоящего времени


К началу ХХ в. на Беларуси сложилась стройная (пусть и с недостатками) система социальной помощи детям, охватывающая значительный даже по современным меркам процент обездоленных детей и подростков. По идеологическим соображениям этот факт длительное время замалчивался советской историко-педагогической наукой. Считалось, что единственно верный путь решения социальных проблем нуждающихся слоев населения проходит лишь в рамках государственной системы социального обеспечения.

Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям первоначально в губернских городах, а затем и в большинстве уездов Беларуси создавались и плодотворно работали многочисленные учреждения общественного призрения. Наиболее быстрый рост их числа наблюдался в последней четверти ХIХ - начале ХХ в. И это не случайно.

Система централизованного государственного призрения, в основном сложившаяся на территории Российской империи во времена Екатерины II в виде приказов общественного призрения в центре и в губерниях, к середине ХIХ в. уже не справлялась с удовлетворением все возрастающих потребностей населения в социальной помощи. В таком непростом и тонком деле, каким является помощь обездоленным детям, которая все более стала выступать как волюнтаристско-административная система социализации, получившая свое гипертрофированное завершение уже в годы советской власти, особенно сказывался бюрократизм государственной машины управления.

Широко, на достаточно высоком научном уровне на съездах анализировались проблемы благотворения, и в первую очередь, детского. В частности, была подвергнута критике существующая система детских приютов и воспитательных домов, в которой преобладал тип "казарменного приюта" с большой скученностью детей, общими спальнями и столовыми, "железной" дисциплиной и т. д., что приводило к высокой заболеваемости и смертности детей. Было решено в развитии закрытого типа призрения сделать упор на сельскую местность, где требовалось много грамотных крестьянских хозяек и работников, умеющих обращаться с сельскохозяйственными машинами. [ ,с.31 Григорьев А.Д. Очерки].

С 1910 г. сначала в центральной России, а затем и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в "поселковых приютах" и "системе разбросанных домов". "Поселковые приюты" стали появляться в "здоровой местности" обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика - огород, сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике - "мать семьи" (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу. Система "разбросанных домов" состояла в том, что обычный поселок (деревня) включала в себя отдельные дома для детей-сирот, разбросанные между домами остального населения. В каждом домике приемная мать воспитывала по 8-12 детей. Эта система была позаимствована в Англии, где она получила наименование "Шеффилдской". [ ,с.32 Григорьев А.Д. Очерки].

Ближе к современным Детским домам семейного типа стояла так называемая "искусственная семья", для руководства которой представителями благотворительных организаций подбиралась "мать" - одинокая женщина, простого звания, сердечная, добросовестная с опытом работы в больнице (приюте, школе), заслуживающая доверия органов общественного призрения. На ее попечении находилось от 3 до 5 детей-сирот, на содержание которых благотворительные общества или заведения выплачивали определенную сумму денег. Бюджет "семьи" поддерживался работой мальчиков и девочек на приусадебном участке. "Мать" заботилась о поддержании порядка в помещении, о питании и воспитании детей. Дети воспитывались до выхода в самостоятельную жизнь. [ ,с.32 Григорьев А.Д. История отечественной социальной работы (Х - начало ХХ в.в.].

На сегодняшний день социальная работа с детьми на Беларуси развивается медленно. Как и в начале ХХ в., остро ощущается недостаток средств, отсутствие механизма реализации принятых решений, несовершенство законодательства и т.д. Современное положение в деле социальной работы с детьми отмечено той своеобразностью, которая проистекает из нестабильности социально-экономической обстановки в Республике Беларусь. Происходит медленный переход от чисто государственной системы социальной помощи к системе, включающей общественную благотворительность. На новом витке истории мы как бы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, стремясь сохранить то лучшее, что было достигнуто в советский период. Из прошлого необходимо взять то, что доказало свою эффективность: разумную децентрализацию социальной помощи при привлечении широкой общественности и индивидуальном адресном характере этой помощи; взаимодействие всех сторон, участвующих в процессе (частных лиц и общественных организаций, государства, церкви) и многое другое.

Сегодня в первую очередь необходимо создание единой, стройной системы законов, предусматривающих стимулы для благотворительной деятельности, которая должна проводиться под контролем общественности и широко освещаться в средствах массовой информации. Основополагающим должен стать разрабатываемый ныне закон "О благотворительной деятельности". Стоит вспомнить такие распространенные до революции на Беларуси формы призрения как патронат над воспитанниками различных учреждений до их вхождения в самостоятельную жизнь; совместное воспитание и обучение сирот и приходящих детей, различные формы взаимодействия и взаимопомощи престарелых, инвалидов и детей. [ ,с.224 Григорьев А.Д. Очерки].

В республике укрепляется учебно-материальная база интернатных учреждений для детей-сирот. Создаются новые типы учреждений - кадетская школа-интернат, школа-фабрика, гимназия для одаренных сирот. Реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот в 2006-2010 годах будет осуществляться с учетом перехода к созданию условий по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.


Заключение


По проблеме создания и деятельности на Беларуси благотворительных общественных организаций и заведений социальной помощи нуждающимся детям, воспитательных домов, детских приютов, "яслей" и т.д. можно сделать следующие краткие выводы.

. Система социальной помощи нуждающимся детям берет свое начало в славянской духовности и менталитете белорусов, особенностях их жизни и быта, усиленных и оформленных религиозными заповедями христианства.

. В истории складывания системы благотворительной помощи обездоленным детям на Беларуси весьма значительна роль многочисленных конфессиональных организаций, в первую очередь православных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатских белорусских родов с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержание приютов, других учреждений для детей-сирот и детей из бедных семей.

. Решающее значение в организации помощи нуждающимся, основании системы социальной работы с детьми во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. имели благотворительные общества, которые оказывали помощь детям как в "открытых", так и в "закрытых" формах, открывали и содержали воспитательные дома, детские приюты, "ясли", колонии и т.д.

Призрение детей постепенно входит в основной модус осмысления существующей практики социальной работы.

. Деятельность благотворительных обществ и благотворительных заведений для детей была бы более эффективна при условии активной ее поддержки со стороны государственных органов, разумной централизации и оптимизации всего дела организации и управления социальной работой с детьми.

. Позитивный опыт, накопленный белорусской общественностью на протяжении многовековой истории благотворения на Беларуси, нуждается в тщательном изучении и творческом использовании в современных условиях для преодоления негативных явлений, связанных с ослаблением ведущей роли государства в сфере помощи нуждающимся, для организации разумно сбалансированной и эффективной системы социальной работы с детьми, в первую очередь из многочисленных социально-уязвимых слоев населения. Он дает ориентиры и для современной научной рефлексии фенеменологии процесса помощи детям в самых разнообразных формах.


Литература


.История отечественной социальной работы. (Х - начало ХХ в.в.) Григорьев А.Д., Мн., 2004.

.Очерки истории социальной работы на Беларуси. Григорьев А.Д., Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1998.

.Основы социальной работы. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М, 1999.

.История социальной работы до нач. ХХ в. Григорьев А.Д., Мн., 2006.

.Организация и содержание работы с детьми-сиротами. Свиридова Л.К., Москва "Айрис-Пресс", 2004.

.Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителя. И.П.Арефьев М: "Школьная Пресса", 2005.

7.Основы кулинарии (8 - 11класс). Воронкова В.И. Москва "Просвещение", 2000.

.Как красиво накрыть стол. Т.Григорьева, М, АСТ Пресс , 2001.

9.Закон РБ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" //Образование и право, №1, 21 августа 2003.

.Закон РБ "О правах ребенка" /Нац. реестр правовых актов РБ, №103, 2000.

.Инструкция о порядке возмещения расходов на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения на гос.обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью//Сацыяльна-педагагічная работа. №2, 2003.

. Инструкция о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РБ /Нац. реестр правовых актов РБ, №88, 11.10.2003.

.Нац. программа "Дети Беларуси" на 2006-2010 г.г.

.Положение о вспомогательной школе (школе-интернате)/ /Национальный реестр правовых актов РБ, №91, 2005.

.Положение о детском доме, детской деревне (городке) от 12.05.2006 №47 //Сборник нормативных документов, 2006.

.Положение об органах опеки и попечительства в РБ // Сацыяльна-педагагічная работа. №7, 2005.

.Положение о приемной семье / /Нац. реестр правовых актов РБ, №85, 17.11.1999.

18. Примерное положение о детском социальном приюте от 3 февраля 1999 г.

19.Закон РБ "О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 21 декабря 2005г.


Практическая часть

воспитательный дом социальный сиротство

1. Нормативные документы, определяющие государственную политику в решении проблем социального сиротства


Закон Республики Беларусь "О правах ребёнка".

/национальный реестр правовых актов РБ, №103, 2000/.

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознании на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Закон содержит следующие главы и статьи:

Глава 1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона.

Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона.

Статья 4. Право на жизнь.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья.

Статья 6. Равноправие детей.

Статья 7. Право на гражданство.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия.

Статья 10. Право на определение отношения к религии.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли.

Статья 12. Право на бесплатный проезд.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов.

Глава 2 . РЕБЕНОК И СЕМЬЯ.

Статья 15. Право на проживание в семье.

Статья 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка.

Статья 18. Право на жилище.

Статья 19. Право на имущество.

Статья 20. Право на имя.

Статья 21. Социальная защита семьи государством.

Глава 3 . РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО.

Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка.

Статья 23. Право на образование.

Статья 24. Право на труд.

Статья 25. Право на отдых.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства.

Глава 4. РЕБЕНОК В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Статья 29. Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Статья 30. Содержание и воспитание детей в детских интернатных учреждениях.

Статья 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

Статья 32. Право детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Статья 33. Запрещение участия детей в военных действиях.

Статья 34. Права детей-беженцев.

Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности.

Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях.

Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения.

Статья 38. Международные договоры.

Глава 5 . МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Статья 39. Международное сотрудничество.

Глава 6 . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.

Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона. [10].

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке возмещения расходов на содержание

детей, находящихся на государственном обеспечении

от 9 июня 1997 г.

В данной Инструкции прописаны действия государственных органов по отношению к родителям, не обеспечивающим необходимых условий для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе, в результате чего ребенок воспитывается в опекунской (приемной) семье, детском доме, в том числе семейного типа, школе-интернате, специальной школе для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальном профессионально-техническом училище, другом учебно-воспитательном учреждении на государственном обеспечении. Родители частично возмещают расходы на содержание ребенка в размере двух минимальных заработных плат в месяц. [11].

ПОЛОЖЕНИЕ

о приемной семье

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678.

Положение "О приемной семье" определяет порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, нормативно определены обязанности приемной семьи, определяет число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приемную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребенка в приемной семье.

Установлены органы (отделы), которые уполномочены оказывать социальную, педагогическую, психологическую помощь приемным семьям в соответствии с планом защиты прав и законных интересов каждого приемного ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью.

В Положении прописаны обязанности органов опеки и попечительства, а также определен порядок и перечень документов, необходимых для приема детей на воспитание в семью.[17]

ПОЛОЖЕНИЕ

об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь

(Постановление Совета Министров Республики Беларусь

.10.1999 N 1676)

Настоящее Положение регламентирует деятельность органов опеки и попечительства в Республике Беларусь. Данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. В Положении прописаны задачи, функции и обязанности органов опеки и попечительства. Установлены органы (отделы), которые контролируют и руководят деятельности органов опеки и попечительства. В Положении прописаны права, которые имеют органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству. [16].

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о детском социальном приюте от 3 февраля 1999 г.

Настоящее Примерное положение регулирует деятельность детских социальных приютов как воспитательно-образовательных учреждений системы образования, создаваемых местными исполнительными и распорядительными органами для оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в экстремальной ситуации.

Положение содержит следующие разделы:

.Общие положения.

.Организация деятельности приюта.

.Структура учреждения.

.Условия приема, содержания и выпуска несовершеннолетних.

.Управление приютом.

.Имущество и средства приюта. [18].

Закон Республики Беларусь

"О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

7 января 2006 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005г. "О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В статье 1 Закона даны четкие определения терминам "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Установлен предельный возраст лиц, на которых могут распространяться дополнительные гарантии государства по социальной защите, - 23 года.

Нормативно определены термины "детский дом семейного типа", "детская деревня (городок)", "опекунская семья", системно изложены определения терминов "детские интернатные учреждения", "приемная семья". Введены и нормативно определены понятия "статус детей-сирот" и "статус детей, оставшихся без попечения родителей".

Вопросы приобретения, предоставления и утраты данных статусов подробно регламентированы в главе 2 Закона (4, 5 и 6 статьи). Примечательно, что и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Законом имеют равные права на защиту и гарантии со стороны государства. При этом в статье 3 Закона установлено, что указанные гарантии обеспечиваются и охраняются государством и финансируются за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Закон устанавливает перечень документов, на основании которых статус детей-сирот и статус детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается на постоянной основе (статья 4), а также определяет условия, при которых орган опеки и попечительства принимает решение о предоставлении статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия родителей (статья 5).

В статье 6 Закона установлен перечень оснований для утраты статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание гарантий государства по социальной защите детей-сирот отражено в главе 3 Закона (статьи 7-14). В частности, регламентированы обязанности государства по государственному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 3 статьи 7 Закона установлено, что нормы государственного обеспечения детей-сирот, условия и порядок их предоставления устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

В статье 8 Закона определены содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот, а также лиц из их числа, находящихся или находившихся ранее в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Статья 9 Закона определяет содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот, находящихся в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских и приемных семьях.

В статье 10 Закона определены содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот, а также лиц из их числа, при обучении по дневной форме обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Подтверждена обязанность соответствующих учреждений образования обеспечить детей-сирот, а также лиц из их числа общежитием без взимания платы за проживание.

Гарантии права на образование, определенные в статье 11 Закона, закрепляют право внеконкурсного зачисления на обучение за счет средств республиканского или местных бюджетов в государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также на подготовительные отделения и курсы по подготовке к поступлению в соответствующие учреждения образования.

В статье 12 Закона комплексно изложены предоставляемые государством для данной категории лиц гарантии права на жилище, в том числе право внеочередного предоставления жилого помещения социального пользования в пределах установленных законодательством норм общей площади, а также право на получение во внеочередном порядке льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения. [19].

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 31 мая 2003 года №200-З

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В законопроекте также определено, что деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Законопроект определяет органы, учреждения и организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности, полномочия работников этих органов, учреждений и организаций.

Законопроект устанавливает категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания и сроки проведения этой работы.

В законопроекте регламентируются основания и порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. Детально излагаются права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Решение вопроса о необходимости помещения несовершеннолетних в указанные учреждения отнесено к компетенции суда. [9].

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке передачи детей на усыновление (удочерение)

и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей

в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь

Постановление Министерства образования РБ от 27.06.2003 № 46

Данная инструкция определяет порядок передачи детей на усыновление (удочерение) гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РБ, а также иностранным гражданам, лицам без гражданства и гражданам РБ, постоянно проживающим на территории другого государства (в части, не противоречащей постановлению Совета Министров РБ от 28 октября 1999 г. № 1679 "Об утверждении Положения о порядке усыновления (удочерения) детей и установления опеки, попечительства над ними иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства". Определяет порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь.

Разделы инструкции:

Глава 1.Общие положения.

Глава 2.Дети, в отношении которых допускается усыновление.

Глава 3. учет детей, подлежащих усыновлению.

Глава 4. Лица, имеющие право быть усыновителями.

Глава 5. Учет лиц, желающих усыновить ребенка, и определение пригодности к усыновлению.

Глава 6. Подбор ребенка для усыновления.

Глава 7.Учет усыновленных детей и контроль за условиями их жизни. [12].

ПОЛОЖЕНИЕ

о детском доме, детской деревне (городке)

(Постановление Министерства образования

Республики Беларусь 12.05.2006 № 47)

Настоящее Положение о детском доме, детской деревне (городке) регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности детских домов, детских деревень (городков) независимо от их подчиненности и форм собственности. Нормативно определены термины "детский дом", "детская деревня (городок)", определены структура и задачи детского дома, детской деревни (городка), порядок осуществления государственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) детского дома, детской деревни (городка) как юридического лица, а также условия приема, содержания и выпуска воспитанников. Прописаны обязанности и права сотрудников детского дома, детской деревни (городка), организация учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности детского дома, детской деревни (городка).

Положение состоит из 7 глав:

ГЛАВА 1.Общие положения.

ГЛАВА 2.Стуктура и организация деятельности детского дома.

ГЛАВА 3.Структура и организация деятельности детской деревни (городка)

ГЛАВА 4.Условия приема, содержания и выпуска воспитанников.

ГЛАВА 5. Работники детского дома, детской деревни (городка). Их права и обязанности. Управление детским домом, детской деревней (городком).

ГЛАВА 6. Организация учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности детского дома, детской деревни (городка).

ГЛАВА 7.Имущество и средства детского дома, детской деревни (городка). [15].

ПОЛОЖЕНИЕ

о вспомогательной школе (школе-интернате)

Постановление Министерства образования

Республики Беларусь 26.05.2005 № 40

Настоящее Положение о вспомогательной школе (школе-интернате) регулирует порядок создания, функционирования, прекращения деятельности вспомогательной школы (школы-интерната), расположенной на территории Республики Беларусь, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, порядок и особенности получения образования на уровне общего базового образования лицами с интеллектуальной недостаточностью.

Положение содержит следующие разделы:

ГЛАВА 1.Общие положения.

ГЛАВА 2.Цели и задачи деятельности вспомогательной школы (школы-интерната).

ГЛАВА 3. Структура вспомогательной школы (школы-интерната).

ГЛАВА 4.Порядок комплектования вспомогательной школы (школы-интерната).

ГЛАВА 5. Образовательный процесс во вспомогательной школе (школе-интернате).

ГЛАВА 6.Образовательный процесс в 11-х (12-х) классах углубленной социальной и профессиональной подготовки.

ГЛАВА 7. Участники образовательного процесса.

ГЛАВА 8. Управление вспомогательной школой (школой-интернатом).

ГЛАВА 9.Имущество и финансирование вспомогательной школы (школы-интерната).

Приложение 1 к Положению о вспомогательной школе (школе-интернате):

Общие противопоказания к обучению в условиях вспомогательной школы (школы-интерната).

Приложение 2 к Положению о вспомогательной школе (школе-интернате):

Общие противопоказания к обучению в условиях вспомогательной школы (школы-интерната). [17].

Президентская программа "Дети Беларуси".

Указом главы государства 15 мая 2006 года утверждена президентская программа "Дети Беларуси" на 2006-2010 годы. Ее главной задачей является улучшение качества жизни и защита подрастающего поколения, укрепление престижа и авторитета женщины-матери и крепкой семьи в обществе. Реализация данной программы на 2006-2010 годы позволит усилить государственную поддержку семей и детей, создать благоприятные условия для повышения рождаемости, профилактики социального неблагополучия в семьях, сохранения и укрепления здоровья, физического, умственного и духовного развития подрастающего поколения.

Предусматривается пересмотр условий предоставления бесплатного питания детям первых двух лет жизни. Подпрограммой предусмотрено содействовать решению жилищных проблем молодых семей при рождении детей.

Увеличится и размер финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья - с 30% до 50% в случае рождения третьего ребенка или при наличии троих детей, с 50% до 70% в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых детей.

Отмечается расширение семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено увеличить к 2011 году охват семейными формами жизнеустройства до 70% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ведется работа по ужесточению санкций к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случаях международного усыновления.

Подпрограммой "Дети-сироты" предусмотрена разработка нормативных правовых актов, обеспечивающие создание и функционирование учреждений постинтернатной адаптации, меры по решению жилищной проблемы и трудоустройства детей-сирот. Так, планируется закрепление права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на проживание в жилых помещениях, построенных в ходе реализации президентской программы.

Подпрограммой "Дети-инвалиды" предусмотрено создание условий для полноценной жизни, интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития.

Приоритетное внимание уделено повышению эффективности профилактики детской инвалидности, включая выявление и устранение факторов риска во время беременности, снижение частоты врожденных пороков развития, обеспечение безопасных родов. Подпрограммой предусмотрено проведение мониторинга причин инвалидности детей до 18 лет. [13].


. Анализ "Программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни"


Программа соответствует Закону РФ "Об образовании" и Типовому положению об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлена на духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса, на формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия, как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников.

Принципы программы:

гуманистическая направленность (отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития);

принцип природосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);

культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);

принцип эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков);

принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетенции личности (стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении).

Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг - ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении. [5].

Конспекты занятий по формированию социальных умений и навыков у воспитанников интернатных учреждений.

.Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни.

Тема: Правила и последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета.

-6 лет:

Цель: обучить детей правилам и последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета.

Материалы занятия: плакаты и картинки с изображением детей, совершающих утренний и вечерний туалет, атрибуты личной гигиены: зубная щетка, паста, мыло, расческа.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я вам расскажу о том, как правильно совершать утренний и вечерний туалет. Чистить зубки, умываться, расчесываться нужно для того, чтобы быть красивыми и здоровыми. Проснувшись утром, мы идем умываться: умываем лицо, моем руки и уши теплой водой. Чистим зубы: щетку держим в правой руке, движения щетки в полости рта производим сверху вниз и снизу вверх вертикально, а не горизонтально (преподаватель показывает правильные движения зубной щетки). Затем расчесываем волосы.

Придя с прогулки и перед каждым приемом пищи моем руки с мылом. Это необходимо делать для того, чтобы в наш организм не попали болезнетворные микробы, которые находятся в природной среде.

Вечером перед ночным отдыхом мы совершаем вечерний туалет: моем с мылом руки, ноги, чистим зубы.

.Этические нормы жизни как регулятор поведения людей.

Тема: "Сервировка стола".

-14 лет.

Цель: Способствовать формированию представления о сервировке стола к завтраку.

Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и мелкой моторики пальцев при складывании салфеток).

Формировать культуру поведения за столом, аккуратность и трудолюбие

Материалы занятия: образец сложенной готовой салфетки, плакаты с последовательностью изготовления салфеток; дидактический материал для каждого ученика. На доске слова А. де С. Экзюпери "Самая большая роскошь на свете-это роскошь человеческого общения"

Ход занятия:

.Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку (у каждого на столе: салфетки, десертная тарелка, нож, вилка, чайная чашка с блюдцем, ложечка).

Как настроение и самочувствие ребята? Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома всё хорошо, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сём. Если вас приглашают на чай, на чаепитие - значит, вас пригласили к общению. Для того, чтобы общение было приятным нужно красиво накрыть стол. Тема нашего урока - сервировка стола. А де С. Экзюпери сказал: "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения".

Правильная сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе, Обеспечивая присутствующих всеми необходимыми приборами и предметами. Сервировать стол необходимо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

Сервируя стол, его застилают цветной скатертью и используют основной набор посуды и приборов. Мы сегодня будем использовать не весь набор, а только, часть приборов, необходимых для завтрака. Для каждого человека ставят закусочную тарелку, наискосок справа- блюдце с чашкой, ручка которой обращена влево, чайную ложку кладут на блюдце ручкой вправо. Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх (если нет ножа то справа) нож справа лезвием к тарелке. В центре стола размещают блюдо с гастрономическими продуктами (колбаса, ветчина, сыр), если эти продукты присутствуют в завтраке. Каждый берет, что хочет и кладет себе на тарелку. На столе стоит масленка и нож, которым каждый отрезает себе кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом. Сахарницу и вазочку с вареньем, медом ставят на середину стола вместе с ложечкой для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каждый добавляет по вкусу.

У вас на столе стоят приборы, расставьте их так как я вам сейчас рассказала.

Салфетки - обязательный предмет сервировки стола. Они должны быть всегда чистыми и накрахмаленными. Салфетки кладутся на закусочную тарелку или с права от нее. Такие салфетки украсят и праздничный стол. Для этого необходимо уметь складывать салфетки.

.Инструктаж по различным способам складывания салфеток.

.Салфетка "Колонна"

.Исходная форма салфетка сложена по диагонали.

.Основание отогните вверх, потом назад примерно на 2-3 см.

.Начиная слева, скатайте салфетку в трубочку. Остающийся край заложите в нижний отогнутый край салфетки.

.Салфетка "Королевская лилия"

.Исходная форма салфетка лежит лицевой стороной вниз.

. Загните по очереди все ее углы к центру.

. Переверните салфетку.

. Снова загните ее углы к центру.

. Придерживая в центре углы, выдерните снизу уголки, чтобы они образовали "лепестки".

. Салфетка "Шапка с отворотом"

. Исходная форма салфетка сложена изнаночной стороной внутрь (сгиб слева).

. Сложите салфетку пополам еще раз, чтобы получился квадрат (сгиб внизу).

. Левый нижний угол заверните, оставляя 2-3 см до вершины.

. Боковые углы загните вовнутрь и закрепите друг в друге.

. Поставьте салфетку вертикально, чтобы получилась "шапка" с откидным воротом, одну из верхних вершин загните вниз.

.Салфетка "Веер в кольце"

.Исходная форма салфетка в расправленном виде лежит лицевой стороной вниз.

. Сложите салфетку "гармошкой" (2а).

. Согните ее в середине пополам.

. Заправьте салфетку в кольцо (либо поставьте в бокал) и расправьте "веер".

.Салфетка "Сумочка"

. Исходная форма сложите салфетку по вертикали пополам (сгиб справа).

. И ещё раз сложите пополам снизу вверх.

. Два слоя верхнего левого угла загните к центру.

. Загните к центру правый верхний угол.

. Получившийся треугольник отогните вниз по линии чуть ниже середины.

. Правый и левый верхние углы загните к середине.

. Получившийся треугольник отогните вниз на первый треугольник.

Беседа о культуре поведения.

Этикет-это установленный, принятый порядок поведения за столом. Так как мне хочется, чтобы и ты, и каждая, и, конечно, каждый мальчик знали, как вести себя во время обеда, ужина и завтрака, я расскажу сейчас о простейших правилах, которые нужно соблюдать за столом.

nНе опаздывай, будучи приглашен на обед, завтрак, ужин, чай.

nНе знакомь после того, как гости сели за стол. Не сиди слишком близко к столу или слишком далеко от него.

nНе затыкай салфетку за воротник и не раскладывай ее на груди. Салфетку следует класть на колени Не ешь суп с конца ложки. Не проси второй порции супа.

nНе сгибайся над тарелкой. Держись по возможности прямо.

nЕсли хочешь достать что-либо, не тянись через тарелку другого. Не бери хлеб вилкой, бери рукой.

nНикогда не подноси нож. ко рту. Не накладывай на вилку с помощью ножа. Бери на вилку столько, сколько на нее может поместиться без труда. Не ешь слишком быстро.

nНе наполняй рот большим количеством пищи, Не расставляй локти. Локти должны быть прижаты к бокам. Не ставь локти на стол.

nНе играй салфеткой, вилкой и другими принадлежностями стола. Не вытирай лицо салфеткой. Салфеткой можно лишь слегка провести по губам.

nБудучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивай свое блюдо первым. Подожди, когда закончат кушать гости. Это особенно важно, когда подано последнее блюдо.

nНе клади чайную ложку в стакан или чашку. Помешав чай или кофе, положи ложку на блюдце.

nНе складывай салфетку после того, как поел. Салфетку следует небрежно положить на стол.

Мы повторили с вами правила сервировки стола. Запомнили? А теперь проверим в форме игры "Сервировка стола". Вызываю вас по очереди, даю в руки предмет чайной посуды (ложка, чашка, блюдце, чайник, вилка, сахарница, конфетница, нож, молочница, салфетка). Вы должны сказать СТАВЯТ или КЛАДУТ этот предмет на стол. Например: "Я ставлю чайник на стол" И ставите на стол. "Я кладу ложку на стол. Ложка лежит на столе" Работа с фрагментом из электронного пособия.

Хорошо. Вы знаете, что должно стоять или лежать на столе. Теперь посмотрим, как вы сами накроете стол к завтраку. Перед накрыванием на стол повторим правила санитарной гигиены и ТБ, но сначала самостоятельно из ткани сложите салфетку. [8].

3.Формирование умений и навыков труда.

Тема: "Готовим блюда из рубленого мяса".

-18 лет.

Цель: познакомить с питательной ценностью мяса, дать понятие "натуральная рубка"; научить готовить натуральную рубку и изделия из нее; воспитывать культуру труда, самостоятельность, правила санитарии и гигиены; расширять активный словарь и развивать устную речь учащихся.

Оборудование: муляжи изделий из натуральной рубки, мясорубка, набор столовой посуды, столовые приборы, сковорода, лопаточка, разделочные доски, ножи, электроплита, скатерть, салфетки, набор соответствующих продуктов.

Словарь: натуральная рубка, панирование, формование, полуфабрикат, готовое изделие, ромштекс, бифштекс, шницель.

Дидактические материалы к занятию: разрезная технологическая карта, отчет о проделанной работе, инструкционно - технологические карты.

Ход учебного занятия:

Здравствуйте, девочки! Сядьте поудобнее, следите за осанкой, старайтесь быть красивыми во всем. Проверьте свою готовность к уроку.

На уроке вы познакомитесь с приготовлением блюд из натуральной рубки. Научитесь готовить бифштексы, шницеля, ромштексы. Будете соблюдать правила санитарии и гигиены.

Давайте повторим, какие знания и умения вам должны пригодиться сегодня на уроке.

.Почему важно при приготовлении пищи соблюдать правила санитарии гигиены и техники безопасности?

. Перечислите виды мяса, используемые человеком.

. Как определить доброкачественность мяса?

.Какие блюда можно приготовить из мяса.?

.Какие виды тепловой обработки применяют, при приготовлении мясных блюд.

Объясняет новый материал, демонстрирует муляжи из рубленого мяса.

Итак, приступаем к практической работе. На каждом рабочем месте лежат заготовленные продукты, технологические по приготовлению блюд, посуда, инструменты, приспособления.

Текущий инструктаж выполняется учителем по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.

Целевые обходы. Оказание помощи учащимся.

Итак ,ребята , мы приготовили на уроке вкусные, аппетитные изделия из натуральной рубки. Чтобы продегустировать эти блюда, необходимо засервировать стол.

Учитель организует работу по подведению итогов урока.

Что вы узнали нового и чему научились в процессе выполнения практической работы?

Выставление оценок за работу на уроке и комментирование их, оценивание урока вместе с детьми.

Спасибо за внимание и хорошую работу. [7].

Конспекты мероприятий по профориентации и профессиональной подготовке выпускников интернатных учреждений.

.Тема занятия: Тема: Моделирование фартуков.

Класс: 6.

Продолжительность учебного занятия: 90 минут.

Цели: ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия.

Научить подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки.

Развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, мыслительные действия в процессе работы с карточками-заданиями

Воспитать интерес к труду, чувство взаимопомощи, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе.

Оснащение урока: образцы фартуков, плакат "Модели фартуков", таблица: "Цветовые сочетания", иллюстрации, выкройка фартука в натуральную величину, образцы отделки швейных изделий, картонный шаблон, манекен, линейка, ножницы, карандаши, цветная бумага.

Профориентация: художник- модельер, закройщик.

Новые слова: моделирование, эскиз, бейка, кант, кружева, тесьма, аппликация.

Тип учебного занятия: комбинированный

Ход учебного занятия:

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. На рабочем месте у каждого учащегося : тетрадь, цветная бумага, клей, цветные карандаши, линейка, ножницы, шаблоны. Все учащиеся должны быть в специальной одежде.

Сегодня на уроке мы изучим новую тему. Тема нашего урока - моделирование фартука, но прежде чем приступить к новой теме, вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.

Повторение темы прошлого урока.

Вопросы:

.Для чего снимают мерки?

.На доске записать мерки и их названия, необходимые для построения чертежа фартука?

. Назовите линии чертежа фартука?

.Что называют конструированием?

Моделирование одежды - это разработка эскизного проекта (рисунка) изделия с изготовлением его образца.

Занимается моделированием одежды художник-модельер.

Художник по моделированию одежды может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, требования моды.

Он должен знать человеческую фигуру, ее пропорции и пластику, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела. Зародившийся образ модели художник-модельер воплощает графически - в эскизе, который может быть исполнен как в черно-белом, так и в цветном варианте.

Эскиз- это предварительный набросок, не разработанный в деталях.

Моделирование фартука заключается в изменении его деталей и применении отделки.

Каких знаменитых модельер вы знаете?

Рекомендации по подбору отделки:

·Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать однотонной, причем она должна совпадать с одним из цветов ткани.

·Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.

·Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым цветами.

·И наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

Виды отделок для фартука:

Тесьма и вьюнчик, аппликация, декоративная строчка, бейки и канты, вышивка, кружева, оборки и воланы.

Тесьма и вьюнчик.

Тесьма бывает разной ширины, одноцветная или с рисунком. Широкой тесьмой можно обрабатывать срезы изделия, тогда она одновременно служит и для отделки. Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку.

Аппликация.

В основном используется для отделки детских изделий, в том числе фартуков. Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Расположить её можно на любой детали- карманах, нагруднике, нижней части.

Декоративная строчка.

Выполняется нитками в тон основной ткани или контрастного цвета.

Лучше всего она смотрится на гладкокрашеной ткани. Прокладывают её обычно по контуру мелких деталей- карманов, нагрудника. Можно также отстрочить пояс, бретели

Бейки и канты.

Выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей или располагают в любом направлении.

Гладкокрашеные бейки на гладкокрашеных тканях можно сочетать с отделочными стежками. Канты из отделочной ткани делают различной ширины и располагают по краям деталей-карманов, нагрудника и нижней части фартука.

Вышивка и кружева.

Украшающие стежки располагают по прямой линии (вдоль обработанных срезов деталей) или по какому -либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать с отделочной тесьмой или бейкой.

Отделка кружевами придаёт изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку кружево лучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху детали или выпустить из-под обработанного края изделия.

Оборки и воланы.

Делают из основной или отделочной ткани. Их можно настрачивать вдоль бретелей. Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.

Итак, приступаем к практической работе! Но, прежде чем начать работу, вспомним правила ТБ при работе с ножницами и клеем. Провожу текущий инструктаж.

А сейчас девочки представьте себе, что каждая из вас выступит в роли художника- модельера, работающая в составе творческой группы.

Делю школьниц на 2 группы.

Задание №1 (время выполнения 5 мин).

Обе группы получают по одинаковому набору цветных эскизов различных моделей фартука. Нужно найти в них сходные черты (1 группа) и различия (2 группа). Представители групп по очереди называют выявленные признаки сходства и различия. Я вписываю их в таблицу на доске.


СходствоРазличие 1. У каждого фартука есть нагрудник и нижняя часть.1.Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии.2. У всех фартуков есть карманы.2.Карманы имеют разную форму.3. У всех фартуков есть бретели.3.Фартуки различаются по цвету.4. У всех фартуков есть отделка.4.Отделка у фартуков разная.5.У фартуков различная форма нижней части.

Подвожу учащихся к выводу, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой.

Фасоном называется то, чем одна модель отличается от другой.

Задание № 2 (время выполнения-5 мин).

.Подберите к фартуку из красной ткани отделку родственного цвета с помощью цветового круга.

.Подберите к фартуку из синей ткани отделку контрастного цвета.

.Какой цвет отделки подойдет для фартука из белой ткани в мелкий синий горох?

Задание № 3 (время выполнения-20 мин).

Каждый учащийся получает карточку-задание.

.Группа выполняет техническое моделирование, и назовем школьниц конструкторами-модельерами.

В соответствии с эскизом выполнить техническое моделирование изделия.

а) нанести на детали выкройки фасонные линии

б) нанести на детали выкройки надписи для раскроя

в) на листе цветной бумаги обвести шаблон основы чертежа, нанести фасонные линии. Разрезать полученный чертёж на отдельные детали и приклеить рядом с основой чертежа.

.Группа выполняет художественное моделирование и, будут называться художниками-модельерами.

а) по описанию модели нарисовать эскиз фартука

б) продумать цветовое решение и подобрать отделку.

Организую работу по проведению итогов урока:

Устный опрос учащихся:

. Что нового узнали на уроке?

. Что такое моделирование?

. В чём заключается работа художника по моделированию одежды? Модельера- конструктора?

В оставшееся время предлагаю разгадать кроссворд.

Выставляю оценки за работу на уроке, комментирую их, оцениваю вместе с детьми урок. [6].

2.Тема занятия: "Обработка воротника обтачного по отлёту и концам".

Класс: 9.

Модуль: создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Раздел: технология изготовления швейных изделий.

Продолжительность учебного занятия: 90 минут

Профориентация: швея, закройщик.

Дидактическое оснащение урока.

Цели урока:

1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков при обработке воротника обтачного по отлёту и концам;

2.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;

.Способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, творческой активности;

. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Методическое оснащение урока:

1)Материально- техническая база:

- мастерская трудового обучения;

машины 22 "А" класса, 51 "А" класса;

утюги, гладильные доски;

наборы ручных инструментов;

ткань для выполнения образцов

) Дидактическое обеспечение:

рабочая тетрадь;

плакат;

Учебно-техническая документация (УТД):

·инструкционные карты (ИК)

·инструкционно - технологические карты (ИТК)

·образцы поузловой обработки воротника;

·образцы воротника в готовом виде.

Ход урока:

1. Организационный момент:

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

. Повторение пройденного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

ØКакие виды застёжек существуют?

ØНазовите способы обработки застёжек?

ØРасскажите об особенностях обработки потайной (супатной) застёжки.

3. Изложение нового материала

В этом году вы будете изготавливать плечевое изделие с рукавами и воротником. Воротники, манжеты, клапаны, хлястики называются мелкими деталями. Обрабатываются они сходными способами. Сегодня я расскажу вам о том, как правильно обработать втачной воротник.

Предлагаю вам три способа обработки обтачных воротников:

·воротник, обтачной по отлету и концам;

·воротник с втачным кантом;

·воротник с втачным кружевом.

Каждая из вас вправе выбрать любой из этих вариантов, в зависимости от своего желания и способностей.

Для обработки обтачного воротника вам потребуется:

1.верхний воротник - 1 деталь;

2.нижний воротник - 1 деталь;

Воротник обтачной по отлёту и концам.

Припуски по всем срезам 0,7 - 1 см. Обе детали складываем лицевой стороной внутрь, смётываем по концам и отлёту. Обтачиваем со стороны подворотничка. Удаляем намётку, подрезаем уголки и скругления, иначе не сможете аккуратно вывернуть. После выворачивания, воротник выметать, проутюжить. Отметить надсечкой середину воротника. Это понадобиться при дальнейшей работе.

В воротниках со стойкой отделочную строчку выполняют после присоединения воротника к горловине. Для изделий из лёгких тканей воротник обрабатывают с прокладкой. Её накладывают на изнаночную сторону верхнего воротника, примётывают вокруг него на расстоянии 0,6 см. Дальнейшая обработка его аналогична обработке воротника без прокладки, но после обтачивания надо срезать прокладку, оставив 0,15 - 0, 2 см. до шва обтачивания.

Воротник с втачным кантом.

Втачной кант в готовом виде может иметь ширину 0,2 - 0,5 см. Он примётывается на лицевую сторону верхнего воротника и настрачивается от сгиба на ширину канта. Верхний и нижний воротник складываем лицевыми сторонами внутрь. Смётываем и обтачиваем со стороны воротника. Срезаем излишки ширины шва в углах и на скруглениях, детали выворачиваем, вымётываем, приутюживаем.

Воротник с втачным кружевом.

Обрабатывается подобно предыдущему. Отличия: длина линии втачивания уменьшается по концам на ширину кружева (например, на 1+1 см. при ширине кружева 1 см). Хлопчатобумажное и льняное кружево декатируют. Если ткань тонкая и прозрачная, верхний воротник предварительно намётывают на прокладку. Длина кружева больше длины внешних краёв воротника примерно на 1,5 (для посадки).

Кружево прикалывают "рабочим" краем к лицевой стороне воротника, распределяя сборки равномерно, примётывают. Затем обе детали воротника смётывают, обтачивают ит.д.

. Закрепление знаний учащихся.

1.Какие детали необходимы для обработки втачного воротника?

2.Какова последовательность обработки воротника обтачного по отлёту и концам?

3.Как выкраивается втачной кант?

4.Какова последовательность обработки воротника с втачным кантом?

5. Какова последовательность обработки воротника с втачным кружевом?

6.Как правильно произвести ВТО воротника?

. Работа в тетрадях

Учащиеся записывают число, тему урока, зарисовывают воротник, наименование деталей кроя, последовательность обработки.

. Физкультминутка.

ØИсходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами. 25 - 30 секунд.

ØИсходное положение - сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 - 45 секунд.

ØИсходное положение - стоя у окна. Медленно переводите взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30 - 45 секунд.

. Практическая работа.

.1. Вводный инструктаж.

Практический показ "Обработки воротника обтачного по отлёту и концам"

. Определяем лицевую и изнаночную сторону ткани, нить основы и утка.

. Раскладываем лекала на ткани, обмеляем тонко отточенным мелом, вырезаем.

. Нижний воротник подрезаем относительно верхнего на 0,2 по концам и отлёту.

. Намётываем верхний воротник на нижний

. Обтачиваем воротник, со стороны подворотничка.

. Стежки удаляем, подрезаем в углах и скруглениях.

. Вымётываем кант со стороны нижнего воротника из верхнего.

. Проутюживаем воротник.

. На середине делаем надсечку.

Учитель показывает приёмы в работе.

Затем демонстрирует технологию изготовления втачного канта и приёмы припосаживания кружева.

При выполнении практической работы необходимо соблюдать ПТБ и СГТ при работе с ножницами, иглами, булавками, на швейных машинах. Кроме этого необходимо пользоваться инструкционными картами (ИК) и инструкционно - технологическими картами (ИТК), образцами поузловой обработки и в готовом виде.

На рабочих столах наглядные пособия, инструкционные карты.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

. Текущий инструктаж учителя.

.3.1. Формирование новых умений:

проверка организации рабочих мест учащихся;

проверка организации начала работы учащихся;

соблюдение правил техники безопасности;

.3.2. Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией

.3.3. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению этапов обработки воротника

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;

оказание помощи учащимся,

рациональное использование учебного времени учащимися.

. Заключительный инструктаж учителя.

анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

. Уборка рабочих мест.

. Подведение итогов урока учителем.

Цели занятия достигнуты, все справились с заданием на "хорошо" и "отлично" (демонстрация лучших работ).

Выставление оценок в журнал и в дневники учащихся. [6].


Теги: Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии  Диплом  Педагогика
Просмотров: 8749
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии
Назад