Познавательная деятельности дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики


Познавательная деятельности дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики


Лукина Светлана Владимировна

аспирантка 4 года обучения

ВГАФК, г.Волгоград

заведующая МДОУ д/с № 79 "Мечта" г.Волжский

руководитель методического объединения

инструкторов по физическому воспитанию г.Волжского


Одна из актуальных задач - это познание детьми окружающего мира и адаптация в нем. Разрушающие воздействие человека ведет к необратимым последствиям, поэтому созидательные качества и любовь к семье, природе, родному краю, воспитание патриотизма надо прививать с детства.

Важным периодом в жизни человека является отрезок от 3 до 7 лет. К концу этого периода ребенок входит в общественную жизнь и утверждает себя как член общества. У детей развивается познавательный интерес к окружающему - они наблюдают за тем, что происходит вокруг них: отношения в семье, между людьми; наблюдают за животными - весь природный мир приковывают детское внимание. Пытаясь познать окружающее они копируют то, что происходит вокруг них: "как мама разговаривает с папой, как ветерок шевелит листочки, как растет травка и распускается цветок". Все это ребенок переносит на свою модель существования. Привитие любви к семье, родному краю, воспитывать в них самые лучшие качества, устремить к Ценностям Добра, Красоты, Истины - самое благодатное время это дошкольный возраст.

Возникает необходимость поиска новых форм организации занятий по физическому воспитанию, на которых двигательная деятельность чередовалась или сочеталась с познавательной. В этой связи популярными в дошкольном образовании становятся интегрированные занятия, курсы (О.А. Куревина "Синтез искусств", 2002) не связанные или косвенно связанные с физическим воспитанием.

В настоящее время известны научные исследования касающиеся реализации интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста (М.П.Асташина, 1997; С.В.Менькова, 1998, 2000; Н.Ю.Мищенко, 2003; М.А.Правдов, 2004; Н.А.Фомина, 2004 и др.). Нельзя ограничивать физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленный на формирование только двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека.

Важна взаимосвязь физического и умственного воспитания основано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено новым подходом и развивающим содержанием. Взаимосвязь ведет к: укреплению здоровья; прививает любовь к физическим упражнениям; формирует у ребенка целостность картины окружающего мира; развивает интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); формирует первоначальные представления о себе и ближайшем окружении.

В этом возрасте закладываются базовые знания знакомство с миром, отношения в нем. В процессе движения ребенок активно осваивает окружающее его пространство и познает его. Эти представления дают возможность глубже постигать явления окружающей действительности, их связи и зависимости.

Дошкольник познает мир изучая его свойства, особенности, учится взаимодействовать, любить и беречь его.

Накопленные сведения о большом мире являются серьезной базой для дальнейшего вхождения в социум. Эта база требует от него определенных умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений, установление осмысленных взаимосвязей нашего мира; дальнейшее формирование положительного отношения к окружающему. Обычно интерес познания к жизни вызывается не одной, а множеством одновременно действующих причин; не одним взаимодействием, а целой совокупностью факторов. Особенно дети старшего дошкольного возраста активно пытаются узнать все происходящее вокруг и копировать отношения. Главная цель - найти свое место в жизни, понимать окружающее и ценить то, что имеешь. Плавно подвести детей к пониманию, что они открыли для себя определенную интересную область знаний; в последующем они будут узнавать из нее еще много интересного, важного и полезного.

Наиболее эффективными для реализации этой цели на физкультурных занятий являются средства сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, учитывающие возрастные особенности психического развития ребенка и строящиеся на приоритете музыкальной сюжетно-ролевой игры-драматизации и многообразия двигательных действий, с помощью которых создаются музыкально-двигательные образы (Н.А.Фомина, 1996, 2004, 2007; С.Ю.Максимова, 2002, 2007; Е.П.Прописнова, 2003, 2007). Построенные по сюжетам (отношения между людьми; взаимодействие человека и природы) они оказывают помощь в осмыслении происходящего, помогают детям понять и принять мир. Разбор и осмысление "причины", "следствие" и "анализ". Комплексы ритмической гимнастики составлены согласно с задачами по физическому воспитанию и темами из предмета знакомство с окружающим. Одинаковое количество часов по программе этих предметов позволяет объединить их. Все двигательные действия связаны с действиями и имеют сюжет из окружающего мира.

Любое двигательное действие запоминается лучше, если оно содержит информацию, которая связывает ребенка с миром. Эффективное использование на занятиях комплекса разнообразных упражнений и музыки с различной информацией об окружающем способствует повышению функциональной подвижности нервных процессов и совершенствованию работы ЦНС. Физическая подготовленность дошкольников, уровень развития их психических процессов, а также знания о мире значительно повысятся при условии использования в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения физкультурных интегрированных занятий на основе двигательной и познавательной деятельности, базирующихся на сюжетно-ролевой ритмической гимнастике и дидактическом материале программы по разделу знакомство с окружающим.

Происходит формирование устойчивого интереса к окружающему миру через двигательную деятельность и дает положительные результаты. Активное использование информации о мире способствует углублению и укреплению знаний. Дети с большим интересом знакомятся с окружающим миром и копируют его.

Ребят характеризует большая осознанность восприятия движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений и уровне усвоения полученного информационного материала. /Э.Я.Степаненкова/.

На занятиях дети получают физическую нагрузку, приобретают знания о насекомых, животных, людях и социальных явлениях. Происходит укрепление здоровья, развитие физических качеств, ознакомление, расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. В процессе мыслительной деятельности возникают вопросы, предположения - это является мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе работы с детьми дошкольного возраста формируется база ясных знаний, происходит непрерывный рост. Содержательное упорядочивание способствует формированию знаний в познавательном развитии ребенка. Происходит знакомство детей с причинно-следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира. Через поступки и поведение героев дошкольники познают окружающее. Полученные знания (нестандартно) через движения более долговечны.

Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего. Происходит обучение его самостоятельно ориентироваться и действовать в мире. Главная задача для педагога заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения задач. Радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает ребенка.

сюжетный ролевой гимнастика познавательный дошкольник

Список литературы


1.Белая К.Ю. интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ. Управление ДОУ № 4 2003г. с 89-96.

2.Горина Е.В. "Физкультурно-оздоровительная методика музыкально-ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста" Автореерат дис...кпн: 13.00.04 /Е.В.Горина; Ю.В.Менхин. - М.: РГУФК, 2006. - 25с.- Библиограф.: с24-25

3.Долян Е.И. Театральная студия как реализация интегрированного подхода в обучении и воспитании. Начальная школа № 11 2007г. с 91-93.

.Дыбина О.В. "Ребенок и окружающий мир" Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозайка - Синтез, М., _ 2006 - 100с.

.Кантан В.В. "Раннее физическое развитие ребенка"

.Мищенко Н.Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Автореф.дис., кпн 13.00.04 /Н.Ю.Мищенко; Урал ГАФК - Челябинск, 2003. - 23с.

.Погребная Е.А. Танцевально - двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физического воспитания детей 5-6 лет: Автореф.дис...кпн: 13.00.04 /Е.А.Погребная; Куб ГАФК.- Краснодар, 2003. - 26с.

.Попкова Т.В. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-6 лет в детском саду: Автореф.дис...кпн:/13.00.04/ С-ПбГАФК им.П.Ф.Лезгафта С-Пб 1998. - 23с.

.Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Москва 2002 г.

.Фомина Н.А. Музыкально - двигательная подготовка в системе физического воспитания. Учебно- методическое пособие. Волгоград 2000


Теги: Познавательная деятельности дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики  Доклад  Педагогика
Просмотров: 48928
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Познавательная деятельности дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики
Назад