СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки учения o соотношении политики и морали Никколо Макиавелли
.1 Макиавелизм
Глава 2. Учение о соотношении политики и морали Никколо Макиавелли
.1 Понятие морали. Соотношение политики и морали
.2 Мораль в политике
Глава 3, Связь учений Макиавелли и Макиавелизма со современностью. Макиавеллизм как явление современного общества
.1 Макиавели и современность
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мораль и политика - это два очень разные друг от друга понятия, которым очень сложно сразу дать точнoe, всеобъемлющее определения. Большинство из нас глубоко убеждены, что политика - это грязное дело. Это точное выражение стало распространённым штампом для всех нас. И действительно, в расстановке каждой политической силы трудно провести какой-то моральный раздел, по одну сторону которого могут оказаться неподкупные и честные люди, а по другую сторону только продажные и коварные деятели. Политика во многих книгах трактуется как искусство возможного, что и, в некотором понимании, оправдывает компромиссы и дурные сделки. Частые субъекты всех политических отношений (партии, политические лидеры, общественные организации), озабочены только тем, чтобы их деятельность не выходила за рамки того правового поля, которое существует в конкретной стране, и не вызывала применения государственных санкций. Но совсем иное дело говорить о морали, ведь уходить от ее норм не означает карать закон, а совесть, если конечно она имеется у того или другого человека и суд всей общественности. Вопрос о соотношении политики и морали можно решить однозначно. Но всегда ли это так. Аморален ли политик, который жертвует сотнями жизнями людей ради спасения своих миллионов. И морален ли поступивший иначе.
В данной работе анализируется творчество Никколо Макиавелли, человека, мыслителя, политика, учение которого уже в течение пяти веков называют аморальным.
Мы считаем, что трудно представить себе более сложные и менее ускользающие, уловимые, и столь же острые и спорные взаимодействия, чем политика и мораль. Поэтому исследование и анализ соотношений политики и морали давно привлекает наше внимание.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что Николло Макиавелли интересен до сих пор, и есть еще много деталей в его учениях, которые интересны и современны не смотря на их возраст.
Задачей курсовой работы является выяснение соотношений политики и морали в учениях Н. Макиавелли.
Предмет исследования - учение Н. Макиавелли о политике и морали.
Цель работы всестороннее изучение, обобщение и конечно, анализ соотношений политики и морали в учениях Макиавелли, которые имеются в научной литературе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе в основном говорится об исторических предпосылках учений Макиавелли и о макиавеллизме. Вторая глава состоит из двух частей. В первой части говорится о соотношении морали и политики, во второй, о морали в политике вообще. В третьей главе мы попробовали найти связь между мыслями Макиавелли и макиавеллизмом и современностью.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕНИЯ O СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
мораль политика макиавелли учение
Главное и основное отличие Никколо Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения в основном заключается в том, что он в своих сочинениях руководствовался не абстрактными идеями торжества божественного и доброго, а реальным, истинным опытом конкретной человеческой жизни, идеями пользы для жизни и целесообразности. «Имея намерение сделать что-то полезное и доброе для понимающих, людей- писал он в „Государе, - я предпочел следовать не воображаемой правде, а действительной жизни - в отличие от тех многих писателей и мыслителей, которые изобразили страны и государства, каких в действительной жизни никто не знал, не видел и не слышал» .
Смотря с этой точки зрения, можно сказать, что в этом смысле Макиавелли проявил себя как сторонник самого жесткого реализма, так как он считал, что добрые, хорошие, истые мечтания о прекрасном обычному человеку не дают ничего хорошего, а только мешают строить свое будущее.
Долгие годы наблюдения над человеческой жизнью привели Николло Макиавелли к глубокому убеждению в том, что человек - это очень эгоистическое существо, которое во всех своих поступках только руководствуется собственными дурными или хорошими интересами. И по мнению Макиавелли мыслителя, интерес можно считать самым могущественный и можно сказать, что даже единственный стимул человеческой деятельности. Некоторые проявления человеческого интереса могут быть достаточно различными, однако самый важный из них связан с сохранением своей собственности, имущества и, конечно, может быть связана с приобретением новой собственности и нового имущества. Макиавелли всегда утверждал и писал о том, что «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества» . В одной из множества работ мыслителя встречается даже такой, довольно резкий пассаж, который подчеркивает неискоренимый эгоизм человеческой натуры. В целом о людях можно сказать, что они существа неблагодарные и даже непостоянные, человек склонен к обману и лицемерию, и что большинству людей отпугивает резкая опасность, она влечет нажива. И иначе говоря, Макиавелли всем своим читателям показывает, что человека можно считать просто бесконечным сочетанием и добра и зла, и что зло столь же присуще человеческой натуре как и добро.
По мнению Макиавелли, каждый человек не только эгоистичен, но он и очень свободен в своих обычных жизненных действиях и поступках. В христианском понимании человеческой сущности утверждалось, что человек во всей своей природе подчинен высшему Божественному Провидению, которое заранее определено Богом нашей судьбе, то Макиавелли в силу своего опыта и исследований формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Великий мыслитель пишет, что человеческая судьба не «фатум», а «фортуна». Человеческая судьба никогда не может быть определена со стороны судьбы-фортуны. И более того, в «Государе», флорентийский мыслитель пытается даже начистую вычислить некие соотношения - насколько наша жизнь зависит от высших божественных обстоятельств, а насколько от нас самих. Анализируя все эти мысли и выводы, Макиавелли приходит к следующему выводу, что «фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» .
Своей натурой, мыслитель сам будучи «человеком действия», приходит к следующему выводу, что главное в человеке - это способность к некой деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению новых целей, которая может быть основанна на неком эгоистическом интересе. Такую способность к человеческой деятельности он называет «доблестью». «Вирту» присуща не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Анализируя прошедшие исторические факты, однако, мы видим, что в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья «доблесть» заставляет и дает конечно возможность им сделать выдающиеся поступки и совершим благие дела,тем самым двигать всю историю человечества. В своих учениях, Макиавелли призывает человека брать пример с тех людей, которые осознают потребность своего времени и способных делать то, что необходимо в данный жизненный момент.
1.1 Макиавеллизм
Макиавеллизм, это понятие, которое употребляется, чтобы охарактеризовать некие образа действий человека или какой-то организации. Принцип поведения этих людей, или организаций, особенно в политике, может являться использование любых, и конечно аморальных, средств, для достижения тех целей, которые они преследуют. Термин Макиавеллизм произошел от имени итальянского государственного деятеля, мыслителя и писателя Макиавелли, который признавал, и в неких детялях описывал, что в политике можно преступать законы морали во имя великих целей, например для спасения страны от захватчиков. В этом нашли отражение принципы политиков молодой итальянской буржуазии XVI в., которая стремилась к национальному объединению и укреплению независимости раздробленной и истерзанной врагами Италии. Но поскольку итальянская буржуазия в то время еще должным образом не осознала свои исторические задачи, не имела достаточные средствами для их решения, то она и уповала на силу княжеской власти, абсолютной монархии, и готова была признать законность любых средств, применяемых ею для создания сильного централизованного государства. Гегель, отделяя взгляды Макиавелли от Макиавеллизма, подчеркивал, что он начертал путь, который считается необходимым для спасения Италии в «условиях испорченности и слепого бешенства того времени». Принцип Макиавелли особенно характерен для политики современного империализма.
Сегодня понятие "макиавеллизм" часто используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм можно считать научной категорией, которая широко распространена в зарубежных психологических исследованиях, но практически не очень мало используется в отечественной психологии.
Макиавеллизм является одним из тех понятий, которые характеризуют отношения к другому человеку как к средству, которым можно пренебречь в погоне за личным благом.
Термин макиавеллизм своим происхождением обязан учению итальянского мыслителя, но далеко не тождественен его учению. Из некоторых писменных основ, нам становится известно, что исторический термин макиавеллизм применяется с давних времен. В начале 17-ого веке начали употреблять термин макиавеллизм.
Основное содержание термина-понятия макиавеллизм видоизменялось и формировалось на основе отдельных положений из произведений флорентийского писателя.
И кратко говоря, в макиавеллизме как совокупности разных политических взглядов, мы можем выделить в качестве основных следующие идеи:
üПостоянство и несовершенство человеческой природы, которая определяет и воздействует на характер и динамику общественной жизни.
üМысль о государстве, что с его интересами оно является самоцелью;
üВ политике утверждение о решающей роли фактора силы;
üПоложение о неразделённости политики и морали.
ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
Никколо Макиавелли самый яркий представитель периода возрождения. Он имеет множество политических мыслей, которые могут считасьтя современными до сих пор.
Макиавелли прежде всего вошел в историю своей политической мыслю, он первый, кто создал новую науку о политике, которая называется политология, так как до этого не существовала такая наука. Великий мыслитель говорит, что политика отделяется как от теологии, так и от этики тоже. Мыслитель в своих работах доказывает, что политические исторические события, изменения и передвижения в государстве происходят не сами собой, или по Божьей воле, и даже не из прихоти или фантазии людей-политиков, а имеют конкретный, объективный характер. Будет и неуместно и недопустимо решать политические проблемы, только руководствуясь моральными соображениями, так как власть и политика уже являются аморальными явлениями.
Понятие политики, как объективного явления, строило прочный фундамент политической теории как опытной и точной науки, по мнению мыслителя которое объясняет прошлые события, управляет настоящим и в настоящее время может прогнозировать будущее любого государства. Введение термина ,,государство'' в политическую науку нашего времени мы связываем именно с именем Николло Макиавелли. Великий ученый считал, что все государства создавал не Бог, его создавали люди, исходя из потребности общего человеческого блага.
Сначала люди жили отдельно друг от друга, но потом, в течение веков объединились, чтобы лучше защищаться от врагов. Они избирали из своей среды главаря, самого сильнейшего и храбрейшего из них, и стали ему подчиняться. Люди, создавав государства, считали, что целью государства является обеспечение каждого члена имуществом. Безопасность своих членов тоже является обязательством государства. Чтобы достичь этой цели, люди принимают законы и назначаются наказания. Но со временем, потомки вождей все больше отклонялись от справедливости после того, как власть стала наследственной, и они перешли к угнетение собственного народа.
Все государства в результате монархия со временем превращается в тиранию, не имеющую права на существование и которая должна быть уничтожена со стороны тирана. После уничтожения тирании, много лет спустя наступает аристократическое правление государств, со временем оно превращается в олигархию, которая испытывает участие тирании. Годы спустя народ вводит новое, народное правление, после чего круговорот форм государства год за годом повторяется.
Николло Макиавелли различает друг от друга аристократию, монархию, народ.
Эти три формы государственного правления он считает правильными, но в то же время считает их неустойчивыми. Самый лучшей из этих трех форм государств, по его мнению, это смешанная форма государства, в этой форме сочетаются элементы всех правильных форм. Макиавелли сравнивает все преимущества различных форм государственного правления, и отдает предпочтения виду нынешней республики, так как она наиболее соответствует требованиям свободы и равенства членов государства. Вид республика, как вид правления государством, является более устойчивой, чем монархия. Государство лучше приспосабливается к некоторым различным условиям жизни, обеспечивает мощь и единство государства. Республика, как феномен равенства людей в государстве, порождает в людях патриотизм. Исходя из этого, Макиавелли ставит народ на вышине, даже выше монарха, так как считает его более умным, но не важнее.
Эти идеи изложены со стороны Макиавелли в его разных исторических трудах. Основное содержание его работ составляют описание образа идеального, по его мнению, правитель должен сам осуществлять и укреплять свою власть.
В своих учениях Макиавелли утверждал о том, чтобы достичь своих целей в политике, правитель должен или может несмотря на требования собственной морали использовать любые средства: прибегать к ничтожному обману, действовать ложью и грубой силой, и даже физическим образом уничтожать своих политических противников. Правитель должен быть неким образом быть похож на сильного льва, чтобы смог запугивать волков, и на хитрого лиса тоже, чтобы не попасть в ловушку.
А чем же могла быть вызвана такая позиция? Конечно, прежде всего они могли быть вызваны историческими обстоятельствами. Тогдашняя Италия была раздроблена на несколько враждующих княжеств, которые враждовали между собой, и к тому же подвергались тяжким нападкам со стороны нескольких иностранных завоевателей. Будучи флорентинцем и итальянским патриотом, мыслитель страстно желал, чтобы Италия объединилась в единое государство.
Такая позиция Макиавелли объясняется одной из основных аксиом его собственной политической философии. Объясняется мыслью о том, что люди, по своей природе, являются эгоистичными, злыми и порочным и существами, их беспокоит не само благо государства, а прежде всего свои собственные материальные интересы. Макиавелли говорит о том, что люди могут смириться с потерей собственной власти и свободы, даже со смертью родного отца, но никогда и никому не могут простить потери собственного имущества. Политика на самом деле призвана отвечать порочной природе обычных людей. Правитель должен быть убежден, что знать очень честолюбивая, а народ чернь, которая может увлекаться внешними успехами и эффектами. Покорность государственных подданных лучше гарантируют страх и принуждение.
Однако, правитель должен сам опекать своих подданных и он должен постараться, как можно больше без крайней нужды не прибегать к их притеснении. Государственный правитель должен свои действия направлять таким образом, чтобы эти поступки со стороны людей были восприняты как благие дела и благотворительность. Макиавелли говорит, что благотворительность нужно проявлять только в малых дозах, так как в только в этом случае она длиться дольше и подданные могут ощущать его как можно лучше и полнее.
Анализируя все эти мысли и утверждения, можно сделать вывод, что в целом Макиавелли сделал очень весомый вклад в развитие всей политической мысли.
.1 Соотношение политики и морали. Понятие морали
Мораль считается особой формой сознания общества или вид общественных отношений, в основе которых в основном лежат гуманистические идеалы: духовность, добро, честность, справедливость, нравственность, и т.д.. Мораль, согласно теориям, призвана удерживать человека от неблаговидных поступков.
Общим между моралью и политикой является то, что и то и другое призваны управлять поведением людей. Но методы управления существенно различаются друг от друга. Мораль прежде всего опирается на внутренние убеждения. Главным критерием оценки разных человеческих проступок является порицание окружающих или собственная совесть. Политика в основном опирается на использование принудительных мер, на силу, а критерием оценки поступка является суд.
У морали и политики различные источники и разные основания для создания структуры управления. Мораль в основном опирается на существующих в обществе общих ценностях, традициях, обычаях, т. е. она имеет ценностно-нормативную основу. В основе этой политики лежат интересы самых различных социальных групп нынешнего общества, которые трансформируются в законы и нормы.
Другими различиями, которые существенны между моралью и политикой является то, что все моральные требования носят универсальный, постоянный характер и не зависят от какой-либо конкретной ситуации. Политика же должна учитывать все самые реальные условия и действовать также в зависимости от складывающейся в этот момент ситуации.
Проблемы соотношения морали и политики волновали людей еще в древних государствах. Например, такие яркие мыслители Древнего мира, как Сократ, Аристотель, Конфуций, Платон, Лао-Цзы считали, что добрые и хорошие законы не могут считаться гарантией справедливого правления государством, если не существуют соответствующие моральные качества, которыми должны быть у каждого правителя. Мыслители не разделяли и мораль и политику .
Теоретическая первая попытка разделения морали и политики была предпринята со стороны Макиавелли. Он считал, что все люди по своей природе весьма коварны. Поэтому для того, чтобы правителю удерживать свою власть, он может использовать любые средства в случае необходимости, и даже аморальные.
Безнравственная, аморальная, политика широко применялась различными тоталитарными режимами тогдашней власти: коммунистическими фашистскими, националистическими. Реформирование Армении с начала 90-х гг. XX в. проводилось под лозунгами демократии и свободы, но методы, которые используются при этом и средства были не только с нравственной точки зрения аморальными, но и с точки зрения правовой- преступными. В результате основные богатства страны были разграблены группой приближенных к президенту лиц .
Безнравственная политика на первый взгляд кажется более прагматичной и эффективной, но со временем она развращает и самих политиков и разлагает общество. В принимаемых политических решениях начинают доминировать не общественные, а личные и корпоративные интересы правящей элиты. Страна начинает жить по понятиям, а не по законам. Коррумпированные политики и чиновники стремятся вокруг себя создать систему круговой поруки. Быть добропорядочным и честным становится опасно и невыгодно.
Управлять обществом, также невозможно руководствуясь только моральными принципами. Во-первых, мораль имеет ограниченную зону действия во пространстве и времени. Например, то, что одобряют некоторые люди, другие могут осуждать то, что вчера считалось аморальным, сегодня может и восприниматься как должное и правильное; то, что для одних людей хорошо, для других может и быть плохо, и т. д. Во-вторых, моральные принципы в техническом плане сложно «переложить» на язык конкретных правовых норм и управленческих решений. Поэтому в демократическом обществе мораль и политика должны совмещаться органическим образом.
Совместить мораль с политикой весьма сложно.
При возникновении конкретных политических интересов, мораль, как правило, отходит на второй план, а для достижения интересов иногда используются аморальные средства и методы. Мы считаем, что нельзя надеяться на то, что в своих решениях сами политики будут руководствоваться моральными принципами.
2.2 Мораль в политике
Мораль находит свое выражение в поступках любого человека по отношению к семье, обществу, коллективу, властным структурам и т.д. Ценности моральности со временем меняются и различаются у разных народов и слоев нашего населения. Основными, но не единственными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хорошее поведение, обычай, деятельность», что «порядочно, прилично, достойно» и т.д. Кроме социальных оценок и ценностей к господствующей морали, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение» людей. Мораль можно понимать как составную часть индивидуального мировоззрения человека, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.
Поскольку считается что политика сегодня является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные нормы и ценности, которые имеют отношение к политическому миру, к его разным отношениям, институтам, политическому мировоззрению и поведению разных членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются политической деятельности отдельных лиц и в виде оценки политического курса в целом.
Мораль в некоторых случаях удерживает человека от крайних форм плохого или хорошего поведения, она способствует разрешению противоречий между эго индивида и всей общностью. В древние времена первичные человеческие коллективы регулировали взаимодействие людей с помощью неких обычаев, табу, традиций, а также таких институтов социального контроля, как община и семья. С ослаблением традиционных форм социального контроля и возникновением сложных общностей и возросла роль политических институтов, которые начали осуществлять общие властно-регуляционные функции в развитии нашего общества, а мораль стала регулировать поведения, нравственные нормы поведения.
Общее между моралью и политикой состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к основной сфере социального выбора, в силу чего изменчивы и подвижны; являются регуляторами поведения некоторых людей.
Некоторые императивы морали кажется носят характер идеалов, с которыми мы можем, или следует сообразовывать самые лучшие действия; она оценивает внутреннее, субъективное переживание поступков. Но политика более целенаправленна и «приземлена». Она ориентирована на достижение определенных результатов и целей. Важная особенность политики является ее опора на силу, то, что она использует принудительные санкции за невыполнение неких важных требований. А мораль, наоборот, опирается на «санкции» совести людей.
Но нам хорошо известно, что уголовно-правовые нормы существуют, возникают, и реализуются как формализованное единство моральных установлений и правовых воззрений общества. Весьма показателен здесь институт обороны.
И так, существует также «корпоративная» мораль, существуют некоторые моральные нормы, принятые в определенных региональных, национальных и иных структурах общества и которые оправдывают применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах. Например, дуэль как способ защиты части и т.д..
В течение веков, со стороны великих мыслителей и политиков выделяются следующие подходы к взаимоотношению морали и политики:
üморализаторский подход. Это означает, что политика должна иметь не только высокие нравственные цели, как справедливость, общее благо, но и при любых обстоятельствах не должна нарушать нравственные принципы, такие как благожелательность к людям, правдивость, честность.
üценностно-нейтральный подход. Этот подход означает игнорирование нравственных ценностей со стороны политики. Такой подход делает политику аморальной. В некоторых работах Н. Макиавелли описаны способы формирования твердой государственной власти, которое действует по принципу «цель оправдывает средства».
üкомпромиссный подход. Этот подход преобладает среди многих нравственных политиков и ученых. Он исходит из признания необходимости учета всех нравственных норм в политике.
Влияние нравственности на политику должно осуществляться и может осуществляться по ряду некоторых направлений. Это - выбор адекватных средств и методов и постановка нравственных целей в реальной ситуации, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от средств и методов, которые используются в процессе их достижения. Целью политики должна выступать не власть ради власти, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей.
В отличие от политикана, демократический политик, должен бороться за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно задачи. И поэтому подлинный успех политика считается, прежде всего, успех программы его деятельность.
ГЛАВА 3. СВЯЗЬ УЧЕНИЙ МАКИАВЕЛЛИ И МАКИАВЕЛИЗМА СО СОВРЕМЕННОСТЬЮ МАКИАВЕЛЛИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Сегодня новые социально-экономические отношения между государствами порождают иные стили взаимоотношений между людьми, которые влияют на взаимопонимание между ними. Формирование рекламного бизнеса, рыночной экономики, предвыборные дебаты затрагивают некие проблемы межличностного влияния и эффективного воздействия средств массовой информации на нынешнее население.
В гуманитарном познании современного человека проблема манипуляции общественным сознанием и индивидуальным поведением изучается в двух разных аспектах: как нарушение прав людей икак причина нарушения взаимопонимания между разными людьми.
На протяжении веков манипуляция всегда находила себе разное применение. Иногда несколько меняется вид манипуляции, но основная часть остается прежней:
üрастут степень и масштабы активного использования психологической манипуляции;
üчеловек как объединение, личность, социальные группы - целенаправленно рассматриваются как личные объекты, средства достижения целей за счет манипулирования;
üсами манипуляторы превращаются в объекты собственной манипуляции;
üчувство личной уверенности и безопасности сменяется на чувство собственной беззащитности и ничтожности
üдаже лидеры вместо безопасности и уверенности чувствуют тревогу, они подвержены сомнениям, некому цинизму, скептицизму.
В 2000 году статус слова «манипуляция», его понятийное содержание и оно как феномен, значительно изменила свою роль в структуре психологического знания с адаптацией нового понятия «макиавеллизм». Образ мыслей, убеждения и поведений служит основой для итальянского историка, политика и дипломата Макиавелли.
Макиавеллизм это как психический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных мотивационных, когнитивных, и поведенческих характеристик. Это устойчивая черта некоторых отдельных личностей, выражающая систему отношений индивида к другим людям, социальной действительности. К чертам личности макиавеллиста можно отнести следующие:
üидеологический нейтралитет
üвладение навыками и умениями манипуляции
üсокрытие истинных намерений людей
üэмоциональная отчужденность
üориентируются на проблему, а не на собеседника
üготовность временно или навсегда изменить свою точку зрения, если это конечно выгодно
üнедоверчивость к окружающим
üдоминирование социально-статусных и экономических ценностей над моральными и гуманистическими ценностями
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что макиавеллист - «это тот субъект, который может манипулировать другими людьми на основе собственного кредо, своих собственных жизненных принципов, которые могут служить ему оправданием своего манипуляторного поведения». Это можно сделать только осознанно и только ради своей выгоды. И нету никакого чувства вины! И этот человек, очень часто оказывается достаточно ярким примером для других людей, потому что для других людей заразительным является не только его спокойная уверенность в правоте но и его уверенность в себе. Макиавеллист манипулируя другими людьми не нарушает контакт с этими людьми, а именно потому, что ведет себя естественно, в результате возникает ложное чувство взаимопонимания.
3.1 Никколо Макиавелли и современность
«...Желающий предвидеть будущее должен обратиться к прошедшему. ... Все события в мире во всякое время могут быть сопоставимы с подобными им в старину. Природа людей ... во все времена почти одна и та же». Как представляется, такими глубокими словами знаменитый флорентинец Никколо Макиавелли заканчивает одну из последних глав своего трактата «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» . Макиавелли получил глубокое и основательное классическое школьное образование, его жизненная деятельность прошли на протяжении нескольких бурных и жестоких эпох, когда процветали политические заговоры, интриги и конфликты.
Годы его государственной деятельности падают на период расцвета республиканского правления во Флоренции, а расцвет творческой и жизненной деятельности приходится на период крушения этой республики. В это время он создал свои знаменитые трактаты «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», и множество художественных произведений и некоторые пьес.
Исследуя взгляды Макиавелли, мы все более и более убеждаемся в том, что политика и мораль могут быть совместимы. И наоборот, политика, не основанная на морили, это вещь недопустимая. Политик, по мнению Макиавелли, обязан руководствоваться всеми нормами и правами, и конечно моралью.
Мы пришли к выводу, что политика не только может быть совместима с моралью и нравственными ценностями, но и именно политика с большой буквы, а не грязное политиканство, единственно и способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей. Многие современные политики, к сожалению, сами для себя почти всегда определяют, что нравственно, а что нет. Отсюда те многочисленные расхождения с общечеловеческими понятиями о морали, которые мы наблюдаем у известных в некоторых странах лиц.
История всего прошедшего века подтверждает представления Макиавелли о власти, о безнравственности всех политиков и политики, о неизбежности государственной жестокости и государственного насилия. В нашей работе, мы решили рассмотреть малую часть его представлений и сравнить с деяниями власти и политиков нашей современности, и не только в нашей стране, а во всем мире, используя цитаты из вышеприведенных трактатов. Сегодня у части населения модно искать свои дворянские корни. Наглядное подтверждение этому - последовательность действий при разрушении государственного строя СССР. Макиавелли писал, что самый простой путь погубить республику, где народ допущен к власти, - это втянуть ее в рискованные предприятия, там, где весомо слово народа, они всегда будут oдобрены с готовностью, а противоположные мнения выслушаны не будут .
Макиавелли как -то сказал, что если кто-то пожелает заняться преобразованиями, и чтобы они ни у кого не вызывали протеста, он должен сохранить хотя бы следы прежних порядков. В таком случае народ не заподозрит изменений существующего строя, даже если новые установления будут несколько противоположны прежним.
Этот вывод имеет свое подтверждение не только в прошлом, но и сейчас, когда намеренно или бездействием уничтожается все, что относится к эпохе социализма.
Основные положения, которые написал Макиавелли в своем «Государе» не потеряли своей актуальности и в современной политике:
üособая роль законов в жизни общества (ГЛАВА V);
üидеи демократии (ГЛАВА IX);
üукрепление границ и защита государства (ГЛАВА XII);
üотношение лидера государства к народу, его (ГЛАВЫ XV-XIX);
То, что законы можно нарушать, Николло связывал с обеспечением общественной безопасности: «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами..». Макиавелли считал, что право является орудием власти и силы, и правом можно доказать эту силу..
марта 2012 г. прошли выборы Президента РФ. Проблема борьбы за власть встала с особой остротой. Ни для кого не является секретом тот факт, что в этой борьбе используют не всегда честные методы. Макиавелли говорил, что политика никогда не может быть честной, она всегда «грязное дело». Слова Макиавелли: «Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить» .
Может ли теория Макиавелли быть применима и к современности? Мы можем, в качестве примера рассмотреть события России в 90-х гг. ХХ век напоминал Италию XVI века. В эти годы в стране отсутствовало единство. В начале 90-х годов вслед за распадом СССР была реальной опасность распада и России. Парад суверенитетов, охвативший российские автономии, привел на грань выхода из России Армению, Татарстана, Чечни и т.д. В этих условиях актуальной становится концепция Макиавелли о «О гражданском единовластии» (ГЛАВА IX), в которой фактически обосновываются все идеи нынешней демократии. В этой главе Макиавелли пишет: «Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут» . Единовластие становится всеобщим гражданским, если утверждается по требованию всего народа. Можно сказать, что это та ситуация, которая произошла в России в 90-е годы.
Долгое время наше общественное сознание было изолировано от социально-экономических воззрений Запада. Мы не имели эту интеллектуальную традицию, и с готовностью воспринимаем её готовые, отдельные к употреблению, постулаты. И уже повсюду слышны рассуждения о «среднем классе», который якобы должен играть у нас такую же роль, как и в западных странах.
Мы можем привести много таких примеров. В том числе - рассуждения о взаимоотношениях «толпы» и «элиты» и Рассуждения, восходящие к Никколо Макиавелли, и которые совершенно не принимают во внимание точную специфику общественно-исторических процессов, которые имели и имеют место в разных государствах и у разных народов.
Однако, слово «элита», как понятие, или как феномен, в последние годы очень прочно закрепилась в нашем общественно-политическом лексиконе. Оно даже можно сказать опустилось на бытовой уровень, то есть туда, где идеологиям, строго говоря, не место. Мы можем повсюду встретить-элитные учебные заведения, элитный алкоголь, элитная недвижимость.
И при этом, как бы игнорируется смысл этого понятия, которое восходит к латыни времён римской республики - ведь французское «elite» - от латинского «electus», что значит «избранный».
Здесь нельзя не заметить - украинская «демократия» на самом деле отражает некую странную связь между выборностью и элитарностью. Однако более важной представляется связь между элитой и её общественной функцией. Это слово, как и многое другое, приняла довольно извращённую форму.
Еще Макиавелли обратил внимание на то, что эта модель не работает, раскрыв трагическую невозможность элиты быть лучшей частью общества, по крайней мере, в течение длительного времени. Он выявил закон циркуляции элит. Когда данная элита перестаёт быть лучшей частью общества, она должна уйти. Эту элиту сменяет некая новая элита, которую Макиавелли назвал «элитой львов». Однако «элита львов» постепенно перерождается в «элиту лис», что является первым признаком её деградации и грядущей смены элит.
Исходя из некоторых исследований политики в Украине, мы можем сказать, что и эта модель, кажется, тоже не работает. В Украине никогда не было «элиты львов». Они начали свой исторический путь как независимое государство с элитой лис, затем шакалов и крыс, и, конечно, это ни для кого не секрет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Макиавелли можно сказать единственный в своем роде мыслитель, который жил в Эпохе Возрождения, сумел весьма определенно постичь смысл основных тенденций эпохи, в которой жил, смысл её политических устремлений, требований и изложить, сформулировать их так, что они становились не просто высказываниями, афоризмами и максимами, а чтобы смогли самым активным способом воздействовать на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая создать и увидеть свою новую Италию.
Мы исследовали взгляды великих людей о Макиавелли, и выявили, что некоторые из них относятся к произведениям и к личности Макиавелли противоречиво. Некоторые очень резко негативно, за то, что он безжалостно и беспощадно раскрывал механизмы политической власти, ее задачи, средства, и цели, и за то, что он доводил логику развития своего класса и своей эпохи до конца. А некоторые из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, дела и мысли которого пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.
Макиавелли был первым в истории, кто отделил политику от морали и религии и сделал её самостоятельной и автономной дисциплиной, с присущими ей принципами и законами, которые отличаются от законов религии и морали. Согласно Макиавелли, политика это есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в его мировоззрении. Политическая идеология мыслителя направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать единое и могучее, государство.
Для нас человек Макиавелли и его творчество имеют конкретно-историческую и прежде всего культурную большую ценность. Макиавелли, будучи одним из самых крупных и замечательных представителей эпохи возрождения, связывает животворные традиции культуры и мысли с новым временем и новой современностью. Из его учений перед нами предстает вся политическая интеллектуальная и социальная картина эпохи Возрождения. Эта картина восстает перед нами всеми ее гуманистическими достижениями и со всеми противоречиями, конкретно исторической ограниченностью, борьбой и исканиями. На его произведениях особенно четко и ясно можно заметить, как из исторического диалога, из истории и из осмысления прошлых времен, рождается новая политическая и новая жизненная теория. Мы в учениях Макиавелли ясно видим, как из критически-творческого освоения традиции, он создает новаторство и как из ретроспективы рассматриваемой с самых острых проблем современной жизни и позиций самых фундаментальных вырабатывается новая перспектива исторического развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Большая Российская юридическая энциклопедия. М., 2000, с. 810.
2.Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002, с. 623.
.Горфункель А. Х. Филисофия эпохи Возрождения. Учеб. Пособие.-М.: Высш. Школа, 1980.-368с.
.Долгов К. Н. Гуманизм, возрождение и политическая философия Николо Макиавелли. М., 1982, с. 598.
.История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. М., 2002, с. 688.
.Краткая философская энциклопедия. М., 1994, с. 576.
7.Макиавелли Н. Государь: Сочинения исторические и политические; Сочинения художественные: сборник /пер. с итал. Г. Муравьевой. - М: Эксмо, 2009. - 512 с.
8.Макиавелли. Избранное / Под ред. И. Б. Бочкало. М., 1998, с. 520.
.Мальцев В. А. Основы политологии. Учебник для вузов. М., 1997, с. 480.
10.Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
11.Пугачев В. П. Введение в политологию. М., 1996, с. 612.
.Пугачев В. П. Основы государства и права. М, 1998, с. 625.
13.Пугачев В.П. «Введение в политологию» - М.: ИНФРА, 1996. - 344 с.