Нацизм как форма политической идеологии в XX веке

Содержание


Введение

Глава 1. Основные положения внутренней политики

.1 Государство и нация

.2 Экономика и пропаганда

Глава 2. Основные положения внешней политики

.1 Геополитика

.2 Причины катастрофы Германии на мировой арене

Заключение

Библиография


Введение


Актуальность темы курсовой работы как никогда высока в настоящее время, особенно в России. Это обусловлено тем, что все больше и больше молодежи и людей среднего возраста начинают интересоваться Гитлером, его «Майн Кампф» и национал-социализмом соответственно. Более того позже интерес перерастает в мировоззрение, люди начинают следовать идеологии национал-социализма, принципам Гитлера.

Они смело пропагандируют учение в массы. Собственно поэтому и появился неонацизм - термин, употребляемый для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками нацистских организаций. В России - стране победительнице нацизма во многих городах нередко можно увидеть неофашистов, даже в день победы.

На протяжении уже более 80 лет, с тех пор как «Майн Кампф» вышла в печать, можно наблюдать неугасаемый интерес к этой теме. Ежегодно продолжает выходить огромное количество книг по данной тематике, новые ученые берутся анализировать библию национал -социализма и ее автора, появляются новые точки зрения, углы понимания и так далее. И так будет еще долго, так как слишком велик феномен Гитлера и его учения в истории всего мира.

Степень научной разработанности темы.

В отечественной политической науке наиболее значимый вклад внесли Мельников Д. Е., Черная Л. Б., Алданов М. А и другие.

Среди западных исследователей следует отметить работы Геббельса Й., Кершоу Я., Лакера У. и другие.

Анализ научной разработанности проблемы позволяет сформулировать следующие основные концептуальные выводы:

до сих пор до конца неизвестна как сама личность Гитлера, так и его главные жизненные принципы. К сожалению, у большинства людей, когда они слышат фамилию нацистского лидера, возникает лишь одна ассоциация «плохо», а так быть не должно, это однобокий взгляд.

в соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ, на территории Российской Федерации запрещено распространение экстремистских материалов (в их число включены также труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, - а значит, и книга Адольфа Гитлера «Моя борьба»), соответственно с момента публикации книги на русском языке в 1992 году еще не появилось, да и не могло появиться, достойных аналитических работ данной книги среди русских умов.

Данные обстоятельства предопределили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач настоящего исследования.

Целью курсовой является концептуальные системно-контркультурные истоки нацизма как философско-политического образования, выявить его смысл в основных положениях работы Адольфа Гитлера «Моя борьба».

Учитывая недостаточную степень разработанности рассматриваемой проблемы, необходимо решить следующие основные задачи для достижения поставленной цели:

·определить содержание понятия «национал-социализм»;

·проследить эволюцию форм политической организации нацистского течения;

·выявить теоретические истоки нацизма;

·выделить основные философские компоненты политического концепта нацизма.

Объектом исследования является нацизм как проявление политической и философской мысли, как форма политической идеологии в XX веке.

Предметом исследования избрана работа Адольфа Гитлера « Моя борьба».

В основу рабочей гипотезы закладывается явление нацизма как политического феномена, то есть совокупности политических проявлений, принципов и положений Теоретико-методологическую базу исследования составляют общенаучные принципы познания политической жизни общества, положения и принципы политической науки, концепции развития политических процессов, результаты исследований отечественных и зарубежных учёных в сфере объекта и предмета исследования, соответствующие положения и выводы указанных авторов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе означенной проблемы и результатах исследования, что может быть использовано и учтено при подготовке курса лекций и семинарских занятий

На кафедре политологии, в ИМО и СПН, а также Лицее при МГЛУ.

Апробация исследования. Положения, результаты и выводы данной работы апробированы и изложены в ходе семинарских занятий и публичной защиты.

Структура исследования определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (первая из 2-х параграфов, вторая из 2-х параграфов, заключения и списка литературы).

нацизм политический гитлер мировой


Глава 1. Основные положения внутренней политики


.1 Государство и нация


1 апреля 1924 г. Адольф Гитлер был заключен в крепость Ландcберг - согласно приговору мюнхенского суда. Благодаря этому он получил досуг, позволивший ему засесть за написание «Майн Кампф». Он решился в двух томах не только изложить цели фашистского движения, но и дать картину его развития. При этом он получил возможность изложить также историю своего собственного развития, поскольку ему нужно было «разрушить те гнусные легенды, которые сочинялись еврейской прессой с целью его компрометации. (4, 128).

В «Майн кампф» он обстоятельно изложил свою политическую программу. В гитлеровской Германии эту книгу считали библией национал-социализма, многие немцы верили, что нацистский лидер способен воплотить в жизнь все, что наметил на страницах своей книги. Ближайшее окружение Гитлера было разочаровано первым томом «Майн кампф». Приспешники фюрера не без основания говорили что книга Гитлера скучная, неудобоваримая и что она написана плохим языком. Некоторые современные историки также уверяют, что «Майн кампф» не достигла своей цели, ибо даже после прихода к власти нацистов эту книгу читали из-под палки. Эти историки не правы. «Майн кампф» отнюдь не была неудачей, несмотря на то, что это - скучная, нудная книга, которую только и можно одолеть из-под палки. Миллионы немцев «Майн кампф» все же прочли, еще миллионы держали ее у себя дома. И это зачастую была их единственная книга. Многие усвоили кое-что из этого труда. Тем самым книга сделала свое дело, помогла донести до большинства немцев ряд реакционных идей, без которых было бы невозможно двенадцатилетнее господство гитлеровцев. Первоначально Гитлер озаглавил свою книгу "Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости". Однако издатель Макс Аман, не удовлетворяясь столь длинным названием, сократил его до "Моя борьба". Книга имела громадный успех и оказалась весьма прибыльной. К 1932 было продано 5,2 млн. экземпляров; она была переведена на 11 языков. Всем молодоженам Германии при регистрации брака навязывали покупку одного экземпляра "Майн кампф". Огромные тиражи сделали Гитлера миллионером. Большую часть гонорара, полученного им от первого издания "Майн кампф", Гитлер отдал на нужды русской церкви в Берлине. Может быть, он сделал это в знак благодарности генералу Бискупскому, на квартире которого, по слухам, он скрывался после провала мюнхенского путча 1923 года.

Главный идея и посыл книги «Моя борьба» это вопрос о нации. Огромное количество страниц уделено размышлениям и выводам Гитлера по этом проблематике. Национальный и социальный - два тождественных понятия. Быть социальным означает так построить государство и жизнь народа, чтобы каждый действовал в интересах народа и был настолько убежден в его благостности и безусловной правоте, чтобы быть в состоянии умереть за него. Поэтому образцовым можно считать лишь то государство, которое не только соответствует жизненным условиям представляемого им народа, но и само своим существованием на деле обеспечивает дальнейшее развитие этого народа. Государство - не экономическая, а национальная организация. Цель и смысл существования государства в том, чтобы дать народу все необходимое и предоставить ему столько власти, сколько он того заслуживает.(5, 17) Первейшая обязанность государства - сохранять и поддерживать свои расовые основы.

Гитлер сформулировал семь пунктов "обязанностей государства":

. Понятие "раса" необходимо поставить в центре внимания.

. Необходимо сохранять расовую чистоту.

. В качестве первоочередной задачи ввести практику современного контроля за рождаемостью. Больным или слабым должно быть запрещено иметь детей. Германская нация должна быть подготовлена к будущему лидерству.

. Необходимо поощрять занятия спортом среди молодежи до беспрецедентного уровня подготовленности.

. Необходимо сделать армейскую службу окончательной и высшей школой.

. Особое значение следует уделять изучению расового вопроса в школах.

. Необходимо пробуждать среди граждан патриотизм и национальную гордость. (5, 136)

Немало слов было уделено проблеме воспитания. Всей постановкой дела воспитания государство должно внушить своему народу сознание того, что нация вновь станет непобедимой. Преданность, верность, готовность к самопожертвованию, уменье молчать - вот добродетели, которые очень нужны великому народу. Систематически поддерживать и воспитывать в школе эти чувства - дело гораздо более важное, чем многое из того, что заполняет ныне наши учебные программы. Такой же важной задачей воспитания является - систематически отучивать от слезливых жалоб, от вечного хныканья. Школа должна воспитывать детей в той мысли, что надо уметь, когда приходится, молча переносить и страдания и справедливые удары.

Государство будет воспитывать в юношестве со школьной скамьи чувство ответственности и готовность мужественно отстаивать свое мнение. Это необходимо нам так же, как и систематическое воспитание в молодежи воли и решимости к действию.

Молодой мозг не должен быть обременен вещами, которые ему на 95% не нужны и которые он поэтому быстро забывает. Задача должна заключаться в том, чтобы каждому учащемуся дать хотя бы небольшой, но самый важный запас тех сведений, которые ему действительно необходимы для дальнейшей жизни и которые он сможет применить с пользой для всего общества. Благодаря этому в учебных программах очистилось бы время для необходимых физических упражнений и для других дисциплин.

Особенно необходимо внести серьезные изменения в нынешнее преподавание истории. Одной из важных задач нашего государства поэтому явится забота о том, чтобы наконец был написан такой курс истории, в котором доминирующее положение займет расовая проблема.

Молодой человек должен выходить из школы не полупацифистом, демократом и т. п., а настоящим немцем.

Кто действительно любит свой народ, тот всегда должен быть готов подтвердить это подлинной жертвой. Ни один юноша и ни одна девушка не должны покидать стен школы, не поняв до конца, какое гигантское решающее значение имеет вопрос о чистоте крови. Только так можно создать основы расового возрождения нашего народа. Только на этих путях выкуем мы все предпосылки нашего дальнейшего культурного развития.

Государство поставит себе задачу сорганизовать дело воспитания так, чтобы оно обеспечило постоянный приток свежей крови и постоянное обновление личного состава умственно руководящих слоев. На государстве лежит прямой долг систематически и планомерно выискивать во всей массе народа наиболее способных и одаренных людей и ставить этих людей на службу обществу. Государство и государственные должности должны существовать не для того, чтобы обеспечивать хорошую жизнь отдельному классу, а для того, чтобы выполнять свои действительно высокие обязанности. Но это будет возможно лишь тогда, когда носителями государственной власти принципиально будут являться только самые способные, самые энергичные и сильные волей люди. Наше государство будет судить о человеке не потому, какую именно работу он делает, а по тому, каково качество его труда.

С идеальной точки зрения труд того и другого в глазах общества одинаков, раз только каждый из них в своей области работает с одинаковой добросовестностью. Будущее разумное государство поставит себе задачей давать каждому отдельному человеку работу, действительно соответствующую его способностям.

В будущем государство будет вести подразделение жителей страны на три класса: граждане, подданные и иностранцы.

Самый факт рождения в данном государстве будет обеспечивать только право подданства. Подданство как таковое не дает еще права занимать общественные должности и участвовать в политической деятельности. Подданный в любой момент может отказаться от подданства в Германии и стать гражданином той страны, которая соответствует его национальности. Иностранец будет отличаться от подданного только тем, что он пользуется подданством в другой стране. Молодой подданный немецкой национальности будет обязан проходить ту же школу, что и всякий немец. Подданный далее обязан подчиниться всем требованиям государства в вопросах физического воспитания, а также проходить военную службу. Государство учредит всеобщую воинскую повинность; через военную службу будет проходить каждый немец, и армия будет использовать его так, как это соответствует его физическим и духовным способностям. И вот тот молодой человек, который будет вполне безупречен и вполне здоров, по окончание военной службы в торжественной обстановке получит права гражданина.

У преступников, изменников, бесхарактерных и бесчестных людей государство в любой момент может отнять права гражданства.

Немецкие девушки являются лишь подданными и права гражданства будут получать только после замужества. Но женщинам, живущим своим собственным трудом, в известных случаях могут быть предоставляемы гражданские права и независимо от замужества.

Небольшой блок о роли личности в обществе и государстве тоже весьма интересен для рассмотрения. Открытия делает не масса, организовывает и думает не большинство, а только и исключительно отдельный человек - личность. (5, 731).

Правильно организованным нужно признать то общество, которое больше всего идет навстречу этим творческим силам, облегчает им работу и дает им возможность с пользой трудиться для всех людей. Итак организация не только не должна мешать тому, чтобы личность выделялась из массы, но напротив она должна сама этому содействовать и это облегчать. Немецкое государство в интересах всех своих граждан позаботится о том, чтобы роль личности была признана во всех без исключения областях. Только так будет существовать возможность каждому сделать как можно больше для общества и получить как можно больше для самого себя.

Лучшей формой государства, лучшим государственным устройством будет то, которое естественно и неизбежно будет выдвигать на самые высокие места самых выдающихся сынов народа. Задача государства заключается в том, чтобы, начиная с крохотного муниципалитета и кончая высшими органами страны, создать такую организацию, которая полностью обеспечивает торжество принципа личности.

Таким образом наше государство будет выглядеть так.

Начиная с общины и кончая главными руководящими органами государства, нигде не будет представительных органов, которые что бы то ни было решали бы по принципу большинства. Будут только совещательные органы, имеющие задачей помогать данному избранному вождю, который и ставит людей на соответствующие посты. Представительные органы с самого начала разделим на 1) политические палаты и 2) профессиональные сословные палаты. Чтобы сделать возможным плодотворное сотрудничество обоих учреждений, над нами будет поставлен специальный сенат людей избранных.

Ни в палатах, ни в сенате никогда не будет никаких голосований. Каждый член учреждения имеет только совещательный голос, но не решающий. Решает только соответствующий председатель, несущий и ответственность.

Только при неуклонном применении в жизнь этого сочетания абсолютной ответственности с абсолютной властью мы постепенно создадим такую отборную корпорацию вождей, о которой сейчас в эпоху безответственного парламентаризма не приходится и мечтать. В « Моей борьбе» понятия государство и нация неотделимы. Арийская или индоевропейская раса и, прежде всего, германская, или тевтонская, является «избранным народом», от которого зависит само существование человека на планете. Попробуйте устранить роль арийской расы на будущие времена, и, быть может, уже всего через несколько тысячелетий земля опять будет погружена во мрак, человеческая культура погибнет и мир опустеет.

Именно арийцы создали, так сказать, фундамент и стены всех человеческих творений. «Все, чем мы восхищаемся на этой земле, будь то достижения в области науки или техники, - творение рук немногих наций и, вероятно, скорее всего, одной единственной расы. Все достижения нашей Kultur есть заслуга этой нации». (14, 45) По его мнению, этой единственной расой является арийская.

Гитлер призывал немцев присоединиться к параду победы «избранных рас». Гитлер поделил все человечество на три категории: создатели цивилизации, носители цивилизации и разрушители цивилизации. К первой группе он отнес арийскую расу, то есть германскую и североамериканскую цивилизации, как имеющие первостепенное значение. Постепенное мировое распространение арийской цивилизации вплоть до японцев и других "морально зависимых рас" привело к созданию второй категории - носителей цивилизации. К этой группе Гитлер причислил в основном народы Востока. Только по внешнему виду японцы и иные носители цивилизации остаются азиатами; по внутренней сути они являются арийцами. К третьей категории - разрушителей цивилизации - Гитлер отнес евреев.

Многие страницы книги посвящены презрительному отношению Гитлера к евреям. «Резкой противоположностью арийцу является еврей. Едва ли какая-нибудь нация на земле обладала инстинктом самосохранения в той степени, в какой его развил так называемый "избранный народ». Евреи никогда не имели своей собственной культуры, они всегда заимствовали ее у других и развивали свой интеллект, вступая в контакт с другими народами. В отличие от арийцев, стремление евреев к самосохранению не выходит за рамки личного. Еврейская раса обладала только мнимой культурой. (5, 641).

По мнению Гитлера, евреи были паразитами на теле других народов, создавая государство в государстве и не желая уходить. (5, 123) Для Гитлера иудаизм даже не являлся религией. Талмуд не является религиозной книгой, это всего лишь практическое руководство по удобной жизни в нынешнем мире. Религиозные доктрины иудаизма посвящены сохранению в чистоте еврейской крови, а не религии как таковой. Еврейский дух, писал Гитлер, работал на разрушение Германии. «Черноволосый еврейский юноша часами поджидает с сатанинской радостью в глазах ничего не подозревающих арийских девушек, которых он опозорит своей кровью и таким образом обкрадет нацию. Любыми средствами, находящимися в его распоряжении, он стремится уничтожить расовые особенности немцев. Евреи даже привели негров на берега Рейна с определенной четкой целью в голове - уничтожить ненавистные белые расы путем «гибридизации», столкнув их с культурных и политических высот, чтобы самим вскарабкаться на освободившееся место». (5, 124). В мировой войне победил Иуда.

Природе противно смешивание высокой расы с нижестоящей расой. Такое смешение ставит под вопрос всю тысячелетнюю работу природы над делом усовершенствования человека. Каждое смешение крови арийцев с более низкостоящими народами неизбежно приводило к тому, что арийцы теряли свою роль носителей культуры. Результатом каждого скрещивания рас является:

а) снижение уровня более высокой расы;

б) физический и умственный регресс, а тем самым и начало, хотя и медленного, но систематического вырождения.

Содействовать этакому развитию означает грешить против воли Всевышнего. Все, чему мы изумляемся в этом мире, - наука и искусство, техника и открытия - все это только продукт творчества немногих народов, а первоначально, быть может, только одной расы. От них и зависит существование всей нашей культуры. Все великие культуры прошлого погибли только в результате того, что творческий народ вымирал в результате отравления крови.

Причина этой гибели всегда в последнем счете лежала в забвении той истины, что всякая культура зависит от человека, а не наоборот; что, таким образом, дабы сохранить культуру, надо сохранить данного творящего эту культуру человека.

Единственной причиной отмирания старых культур было смешение крови и вытекающее отсюда снижение уровня расы. Люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивляемости, присущей только чистой крови. Идеи гуманизма и пацифизма действительно, может быть, будут вполне у места тогда, когда вышестоящая раса предварительно завоюет весь мир и в самом деле станет господствовать над всей землей. Если так поставить вопрос, то идеи пацифизма и гуманизма перестанут быть вредными.

Главным врагом арийцев и "отравителем" крови, как можно было легко предположить, Гитлер считает евреев. «Прямую противоположность арийцу представляет еврей. Ни у одного другого народа в мире инстинкт самосохранения не развит в такой степени, как у так называемого избранного народа. Доказательством этому служит один факт существования этой расы на земле. Какой еще другой народ принимал участие в столь громадных переворотах и, тем не менее, вышел из всех катастроф человечества таким же, каким был и раньше? Что за бесконечно цепкая воля к жизни, к сохранению своего рода и вида». (2, 246) Интеллектуальные свойства евреев вырабатывались в течение тысячелетий. Но ум его есть не результат собственного развития, а результат наглядных уроков, получаемых им на опыте других народов. Умственное развитие евреев всегда находилось в зависимости от других народов. Он называет еврея "паразитом", "бациллой", "вампиром", "разъедающим грибком" человечества. Еврей несет с собой только смерть.

Так во все времена евреи гнездились в чужих государствах и образовывали внутри них свое собственное государство, маскируя последнее под псевдонимом «религиозная община». Все существование еврея толкает его непрерывно ко лжи. То же, что для жителя севера теплая одежда, то для еврея ложь.

Еврейское государство в Палестине нужно евреям вовсе не для того, чтобы там действительно жить, а только для того, чтобы создать себе там известную самостоятельную базу, не подчиненную какому бы то ни было контролю других государств, с тем, чтобы оттуда можно было продолжать политику мирового мошенничества.

Подчинить себе народ, сохранивший свою расовую чистоту, евреи никогда не смогут. Евреи в этом мире всегда будут господствовать только над народами, потерявшими чистоту крови, и они стараются разрушить чистоту расы. Все остальные проблемы по сравнению с расовой играют до смешного малую роль. Все остальные факторы имеют преходящее значение. Проблема же чистоты крови будет существовать до тех пор, пока будет существовать и сам человек. Чем более ослабевала воля к самосохранению в нашем народе, тем выше поднималась, тем ярче сияла еврейская звезда - звезда Давида.

В то же время среди женщин, с которыми он вступал в любовные связи, было нелегко отыскать чистокровных немок. Так, у него была связь с Гретл Слезак, хотя он отлично знал, что ее бабушка еврейка.

Помимо ненависти к евреям, Гитлер не обошел стороной и марксизм. Он возложил на марксистов вину за происходящее разложение национальной крови и утрату национальных идеалов в Германии. Марксизм будет подавлять германский национализм до тех пор, пока он, Гитлер, не возьмет на себя роль спасителя.

Марксизм - движение тех, кто не в состоянии мыслить логически, либо тех, кто отвернулся от всякой умственной работы вообще. Это - гигантская организация рабочей скотины, оставшейся без руководства.

Дьявольское влияние марксизма Гитлер приписал евреям, которые хотели бы вырвать с корнем носителей национального интеллекта и сделать рабами в их же собственной стране. Самым жутким примером подобных усилий является Россия, где, как писал Гитлер, тридцати миллионам позволили умереть от голода в страшных мучениях, в то время как образованные евреи и жулики с фондовой биржи добивались господства над великим народом. (5, 544).


.2 Экономика и пропаганда


Изложенные в "Майн кампф" экономические теории Гитлера полностью повторяют доктрины Готфрида Федера. Национальное самообеспечение и экономическая независимость должны прийти на смену международной торговле. Экономические интересы и деятельность руководителей экономики должны быть всецело подчинены расовым и национальным соображениям. Германия должна отрезать себя от остальной Европы и достичь полного самообеспечения. Достаточное для существования рейха количество продовольствия можно производить и внутри собственных границ или на территории сельскохозяйственных стран восточной Европы. Борьба против международного финансового капитала и кредитов стала основным моментом программы достижения независимости и свободы Германии. Крестьяне, рабочие, буржуазия, крупные промышленники - весь народ находился в зависимости от иностранного капитала. Необходимо освободить государство и народ от этой зависимости и создать национальный государственный капитализм. Рейхсбанк должен быть поставлен под правительственный контроль. Деньги на все государственные программы, такие как развитие гидроэнергетики и дорожное строительство должны быть получены через выпуск государственных беспроцентных облигаций. Необходимо создать строительные компании и промышленные банки, которые будут предоставлять беспроцентные займы. Любые состояния, накопленные во время 1-й мировой войны, следует считать приобретенными преступным путем. Полученные за счет военных заказов прибыли подлежат конфискации. Торговые кредиты должны находиться под контролем правительства. Вся система промышленных предприятий должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечить участие рабочих и служащих в прибылях.

Международный ссудный капитал требовал себе права выпускать и контролировать деньги любой страны. Владея несметными денежными запасами и правом эмиссии, они могут:

.Контролировать цены.

.Вызывать по желанию инфляцию или депрессию.

.Применять экономические санкции.

.Подкупать и коррумпировать государственных служащих для контроля над тарифами, налогами.

.Развязывать войны.

.Благодаря контролю над мировыми СМИ формировать общественное мнение в нужном им ключе.

В этом же блоке Гитлер говорит о необходимости ввода пенсионного обеспечения по старости.

Все эти шаги были возможны только при осуществлении одного из центральных положений книги Гитлера - провозглашение «идеи фюрера» и фюрерства. Для обоснования этой идеи Гитлер уподоблял человеческое общество биологическому организму, у которого должна быть голова, мозг. Мозг нации и есть ее фюрер. Избранный круг фюреров с «абсолютным авторитетом» и «абсолютной ответственностью» он противопоставлял «безответственной» демократической парламентской системе. Гитлер предлагал немцам беспрекословное подчинение «во имя общего блага» и железную дисциплину.

Что же говорится в «Майн кампф» о пропаганде, о методах вербовки сторонников Задача пропаганды заключается в том, чтобы воздействовать на массу, сделать доступным ее пониманию отдельные важные, хотя и немногочисленные факты, события, необходимости, о которых масса до сих пор не имела и понятия.

Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить. Всякая пропаганда должна быть доступной для массы; ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать. Чем к большему количеству людей обращается пропаганда, тем элементарнее должен быть ее идейный уровень. (3, 22).

Искусство пропаганды заключается в том, чтобы правильно понять чувственный мир широкой массы; только это дает возможность в психологически понятной форме сделать доступной массам ту или другую идею.

Гитлер признает, что вся его тактика построена на использовании слабости людей. Массу он характеризует следующим образом: «Широкие массы состоят отнюдь не из одних профессоров и дипломатов, и те незначительные отвлеченные знания, которыми они обладают, направляют их скорее в сферу чувств. Их положительные и отрицательные эмоции, обусловленные чувством, являются благодаря этому необычайно стойкими. Веру труднее поколебать, нежели знание, любовь меньше подвержена переменам, нежели уважение, ненависть более длительна, нежели неприязнь; движущей силой всех гигантских переворотов являлись не научные открытия - они не воодушевляли массы, - а овладевавший массами фанатизм и иногда также подстегивавшая их истерия...». (14, 81) Как ни убога эта «теория», но именно она была одной из движущих сил фашизма в Германии, рассчитанная на одурачивание широких слоев немецкого народа.

В «Майн кампф» даются также некоторые совершенно конкретные советы по части пропаганды. «Восприимчивость масс, - заявлял Гитлер, - очень ограничена, понимание - незначительно, зато забывчивость велика». Из этого Гитлер делал вывод: «Только того, кто будет повторять тысячи раз простейшие понятия, масса захочет запомнить». А вот вторая рекомендация фюрера: «Если уж врать, то врать беззастенчиво; крупной лжи поверят скорей, чем мелкой... Люди и сами иногда лгут в мелочах, но чересчур большой лжи они стыдятся. Поэтому им не придет в голову, что их так нагло обманывают». (5, 156). Общеизвестно, что Гитлеру, а также другим нацистским фюрерам - Геббельсу, Герингу и т. д. - удавалось доводить собравшихся до исступления. И наконец, важнейшей составной частью нацистской пропаганды была тактика устрашения. Уже на ранних этапах Гитлер использовал насилие и террор как важное оружие. С помощью террора он внушал обывателю мысль о силе нацистов и необходимости послушания. Одним из важнейших событий в жизни национал-социалистической партии были так называемые 25 пунктов. Первейшая задача этих тезисов состоит в том, чтобы дать простому человеку из народа ясное грубое представление о том, чего хочет наше движение. Эти тезисы являются известным политическим символом веры.

«Двадцать пять пунктов» впервые оглашены А. Гитлером 24.02.1920 года. С 01.04.1920 года - официальная программа НСДАП. В них говорилось об объединении всех немцев в Великую Германию, равноправии для немецкого народа наравне с другими нациями и отмены положений Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров, требовании жизненного пространства для расселения избыточного германского населения. Далее пункты о гражданстве: гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к германской нации, независимо религиозной принадлежности. Ни один еврей не может быть отнесен к германской нации и являться гражданином Германии. Тот, кто не является гражданином Германии, может проживать в ней как гость, на правах иностранца. Право избирать и быть избранным должно принадлежать исключительно гражданам Германии. Государство обязано в первую очередь заботиться о возможностях для работы и жизни граждан Германии. Вся иммиграция в Германию лиц негерманской расы должна быть приостановлена. Мы требуем, чтобы все лица негерманской расы, которые иммигрировали в Германию после 2 августа 1914 года, немедленно покинули рейх. Все граждане государства должны обладать равными правами и обязанностями. Первейшей обязанностью каждого гражданина Германии будет выполнение работы, умственной или физической.

Далее требование о национализации промышленных трестов, значительном увеличении пенсионного обеспечения, проведения земельной реформы в соответствии с интересами германской нации, принятия закона о безвозмездной конфискации земли для общественных нужд.

Так же было выдвинуто важное условие о безжалостной борьбе с преступностью, введение смертно казни для преступников против германского народа, ростовщиков, спекулянтов, вне зависимости от общественного положения, религиозной и национальной принадлежности.

Более того с самого начала развития сознания ребенка школа должна целенаправленно обучать учащихся пониманию идеи государства, особо талантливые дети бедных родителей должны получать образование за счет государства. Государство должно направить все усилия на оздоровление нации: обеспечить защиту материнства и детства, запретить детский труд, улучшить физическое состояние.

Одними из последних пунктов по списку, но не по значению были ликвидация наемного войска и создание народной армии, создание германской национальной прессы, все редакторы и издатели германских газет должны быть гражданами Германии, свобода всем религиозным вероисповеданиям в государстве до тех пор, пока они не представляют угрозы для него и не выступают против морали и чувств германской расы и создания сильной централизованной имперской власти, сословных палат и палат по профессиям для осуществления принятых империей общих законов в отдельных федеральных землях.


Глава 2. Основные положения внешней политики


.1 Геополитика


Философия Гитлера - сплошной плагиат: отдельные положения взяты из самых различных источников. При этом процесс заимствования происходил не тем способом, каким он обычно происходит, т. е. Гитлер не сообщал обывателю мысли, почерпнутые, скажем, из Ницше или Шпенглера. Свою идеологию фюрер, как говорилось выше, черпал из вторых рук, не из трудов философов, а из популярных изложений этих трудов. Каждый обыватель уже слышал что-то о «расе господ», о «закате Европы», о сверхчеловеке Ницше.

Если взгляды фюрера на развитие общества можно определить как самый примитивный и вульгарный социальный дарвинизм, то его воззрения в области внешней политики сложились под сильным влиянием геополитиков. Основателями «учения» геополитиков считаются Фридрих Ратцель и Рудольф Челлен.

Из учения геополитиков фюрер заимствовал прежде всего теорию «жизненного пространства». В «Майн кампф» Гитлер писал: «Внешняя политика национального государства имеет своей целью обеспечить существование объединенной в государстве расы посредством создания здорового, жизненного и естественного соотношения между числом и ростом населения, с одной стороны, и величиной и качеством пространства - с другой. Только достаточно обширное пространство на земле может обеспечить народу свободу существования». (5, 487).

Всю историю человечества Гитлер свел к истории борьбы за «жизненное пространство». Борьба всегда носила и неизбежно должна носить жестокий, кровопролитный характер. Однако Гитлер не просто перенял, но и «усовершенствовал» учение геополитиков. Право на сформулированную выше «геополитическую пропорцию» между числом населения и размером пространства, на котором оно проживает, он признавал лишь за одним немецким народом, за «арийской расой».

Цель Гитлера - «собирание немецких земель», образование в центре Европы мощного рейха, германского «костяка», состоящего не только из собственно Германии, но и из всех территорий, населенных немецкими меньшинствами или народами, причисленными нацистами к «немецкой культуре». (5, 792). Цель этой политики, продолжал он, подчинить германскому руководству Голландию, Бельгию, Северную Францию, Эльзас и Лотарингию, Люксембург, Швейцарию, Австрию, Чехословакию, часть Югославии и Румынии и прибалтийские страны. Необходимо создать, писал он, единый блок из ста миллионов немцев» для проведения истинно немецкой политики в Европе.

Политика «дранг нах Остен», то есть экспансия на Восток как раз предполагала уничтожение сил, которые были способны воспрепятствовать экспансионистской политике Германии и завоеванию господствующих позиций в континентальной части Европы. Такой силой Гитлер считал в первую очередь Францию. Смертельным врагом Германии остается Франция, ее гегемония в Европе должна быть уничтожена. ( 5, 564). В антифранцузской политике Гитлер рекомендовал опираться на союз с традиционными соперниками Франции. В Европе для Германии могут существовать лишь два союзника - Англия и Италия. Затем Англию он хотел лишить наиболее прибыльных колоний и, сделав подвассальным государством, поручить ей наблюдение за остальным колониальным миром. Италии была уготована роль главного германского стража в бассейне Средиземного моря. Обе страны, а также Финляндию, Швецию, Норвегию и Испанию Гитлер рассматривал как «вспомогательные государства», которые под руководством «немецкой расы господ» призваны поддерживать «железный порядок» в Европе. И наконец, все эти планы агрессии венчал еще один «тотальный план» - план установления «мировой нацистской империи». Лишь таким путем человечество добьется победы пацифистской идеи, т. е. уничтожения войн поскольку немцам уже не за что будет воевать!« Тот, кто искренне добивается победы пацифизма, - продолжал демагогически разглагольствовать Гитлер, - должен всеми средствами содействовать завоеванию мира немцами».(5, 344).


2.2 Причины катастрофы Германии на мировой арене


Вопрос о подлинных причинах германской катастрофы имеет поэтому решающее значение для такого политического движения, которое ставит себе главной целью преодоление катастрофы. Крах на фронте сам по себе был только результатом целого ряда болезней, постигших немецкую нацию еще до начала войны. Военное поражение явилось только первым, до очевидности бесспорным внешним подтверждением того, что Германия уже давно заболела. Сама же болезнь заключалась в яде морального разложения, в ослаблении инстинкта самосохранения, во всей той внутренней слабости, во всех тех разнообразных недомоганиях, которые давно уже подтачивали весь фундамент государства.

Уже до начала мировой войны через посредство акционерных обществ все германское хозяйство все более подпадало под контроль интернационального капитала. Гитлер говорит о неслыханной половинчатости и слабости всего политического руководства судьбами государства как в области внутренней, так и в области внешней политики. Вина за эту половинчатость лежит прежде всего именно на рейхстаге. А ведь именно эта половинчатость была главной причиной нашей политической катастрофы. Слаба и половинчата была внешняя политика. Все это еще было более или менее терпимо, если бы жертвой этой половинчатости не стала та главная сила, от которой зависело все существование государства - армия.

Окровавленные тени сотен тысяч лучших сынов Германии, павших жертвой бессовестности этих парламентских преступников, погнавших нашу молодежь на смерть без того, чтобы дать ей возможность вовремя получить надлежащую военную подготовку. Жизнью этой прекрасной молодежи, миллионами калек и убитых заплатило отечество только за то, чтобы несколько сот обманщиков народа могли невозбранно заниматься своими политическими мошенничествами, шантажом или в лучшем случае тупоумным экспериментированием на живом теле народа.

Потеря нами войны за свободу и независимость немецкой нации была только результатом половинчатости и слабости в деле подготовки наших военных сил - половинчатости, которая проникла во все области нашей жизни уже в довоенные годы.

Сухопутной армии мы не давали достаточного количества надлежаще обученных рекрутов. Во флоте тоже господствовала половинчатость. Преступники старались лишить и это важнейшее оружие национальной защиты его главной ценности. Еще хуже было то, что яд половинчатости проник и в самое руководство флота.

Во флоте упрочилась тенденция все наши военные суда строить так, чтобы размеры их всегда несколько уступали размерам аналогичных судов англичан.

А уже после проигранной войны германскую революцию сделал отнюдь не сам народ, согласно Гитлеру, а только гнусная шайка дезертиров, сутенеров и прочей сволочи. Рядовой фронтовик рад был окончанию войны и был счастлив, что может вернуться на родину. Подлинные организаторы революции, дергавшие ее за веревочку, евреи оценили тогдашнюю ситуацию трезво и со своей точки зрения правильно. Немецкий народ не созрел еще тогда к тому, чтобы его можно было бросить в кровавую лужу большевизма, как это удалось сделать в России. Это объяснялось тем, что расовое состояние немецкого народа все же являлось еще более благополучным и единство между немецкой интеллигенцией и немецким населением физического труда еще не было достаточно разрушено. Население России было сплошь безграмотное, чего конечно нельзя было сказать ни о Германии, ни о других западноевропейских народах. В России сама интеллигенция в большинстве своем принадлежит к нерусским национальностям и во всяком случае к неславянским расам. С тонким слоем интеллигенции в России легко было справиться, ибо между ним и широкими массами народа почти совсем не было посредствующих звеньев, а умственный и моральный уровень широкой массы народа был в России страшно низок. (5, 371).

В России все было легко. Надо было только натравить необразованную, не умеющую ни читать, ни писать массу на интеллигенцию. Этого было довольно, чтобы решить всю судьбу страны, и чтобы можно было считать революцию удавшейся. Вся неграмотная масса русского народа попала в полное рабство к еврейским диктаторам. Германии навязали революцию несмотря на то, что девять десятых народа не участвовали в этом, семь десятых народа высказались против нее, шесть десятых ненавидели ее и в конце концов только одна десятая активно в ней участвовала.(14, 53).

С 1918 г. руководящие правительственные сферы Германии, как писал Гитлер, ведут такую иностранную политику, которая стоит ниже всякой критики. Прослеживая эту их политику, приходится прийти к выводу, что эти сферы почти всегда и во всем планомерно работают против интересов немецкой нации.

Народу не хватает достаточной школы внешней политики. Внешняя политика является только средством к цели; сама же цель заключается в одном - в пользе для собственного народа. Внешняя политика может и должна исходить только из одного соображения: полезно ли данное предприятие твоему народу, принесет ли оно ему выгоды сейчас или в будущем или оно принесет ему только ущерб.

Целью современной германской внешней политики является подготовка условий, необходимых для восстановления независимости и свободы государства.

Для того, чтобы со временем вернуть назад оторванные территории нужно временно отодвинуть вопрос о возвращении отторгнутых областей и все внимание сконцентрировать на том, чтобы укрепить оставшиеся территории; надо добиться того, чтобы эти территории отвоевали себе политическую независимость.

Создать обстановку, которая дает возможность вернуть территории и которая поможет найти новых союзников, братьев по оружию, - такова задача внешней политики данного государства.

Эту политику можно было провести в союзе с Англией и Италией. Евреи сделают абсолютно все от них зависящее, чтобы поддержать прежнюю вражду ряда наций против Германии, а по возможности разжечь эту вражду еще больше, - в этом не может быть никакого сомнения.

Германия прежде всего будет стремиться установить здоровую, естественную, жизненную пропорцию между количеством населения и темпом его роста, с одной стороны, и количеством и качеством наших территорий, с другой.

Здоровой пропорцией можно считать лишь такое соотношение между указанными двумя величинами, которое целиком и полностью обеспечивает пропитание народа продуктами нашей собственной земли.


Заключение


В целом представленные в "Майн кампф" аргументы носили негативный характер и предназначались для всех недовольных элементов в Германии. Взгляды Гитлера носили ярко националистическую окраску, были откровенно социалистическими и антидемократическими. Кроме того, он проповедовал ярый антисемитизм, подвергал нападкам парламентаризм, католицизм и марксизм.

Сущность гитлеровской политики в нескольких словах, наверное, можно выразить так: неистовое стремление к свободе, национальной независимости и расовому возрождению своего народа. Все эти цели будут оставаться недостижимыми, пока реальная власть во всех странах находится в руках международного банковского капитала и его агентуры, состоящей из бесчисленных выродков и национал-предателей. Главная цель - избавиться от влияния этого капитала, сделать так, чтобы Германия стала полностью независимой, могла сама себя обеспечивать.

Немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства.

Всю историю человечества Гитлер свел к истории борьбы за «жизненное пространство». Борьба всегда носила и неизбежно должна носить жестокий, кровопролитный характер.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на всю критику Гитлера и его режима, в 1933 году, вскоре после егт прихода к власти, в Германии произошел подлинный экономический бум. Экономическое положение страны стало крепнуть буквально с каждым днем, и больше не было никакой инфляции. Достижение, которое, как писал крупнейший американский экономист Джон Кеннет Гэлбраит, «почти никто не оценил и мало кто заметил». Жизнь в Германии Гитлера перестала быть предметом финансовых спекуляций, и ее ценность начала определяться выполненной работой. «Мы сумели без золота и подачек международных банкиров поддержать ценность немецкой марки, - отмечал фюрер в одном из своих выступлений. Нашу марку поддерживает лишь немецкое трудолюбие, которому мы обязаны всем, что имеем. В то же время другие государства, зависящие от международных финансов, вынуждены производить девальвацию своих денег». (5, 129).

Мир вокруг нас страдает от неуверенности в будущем, и повсюду наблюдается безработица. В Германии же мы начинаем ощущать беспокойство только из-за того, что у нас нехватка рабочих рук".

Всего за несколько лет нищая, истощенная дискуссиями и международными спекулянтами страна превратилась в могучий и процветающий Третий рейх. Это было настоящее чудо, совершенное великим народом, обретшим великого вождя. Евреи всего мира держат всех людей за горло, но хотя бы в одной точке планеты народу и государству удалось освободиться от их тисков.

Если бы Гитлер вдруг умер в 1939 году, заметил как-то Вернер Мазер, то он вошел бы в историю как один из величайших политиков всех времен и народов.


Библиография


На русском языке:

. Алданов М. Гитлер. - Дон. -1992. -№ 5/6.

. Бланк А.С. Старый и новый фашизм. - М.: Издательство политической литерат3.

. Геббельс Й. Дневники. - Новая и новейшая история.- 1995. - № 1-3.

. Геббельс Й. Последние записки. - Смоленск.: Русич, 1993.

. Гитлер А. Моя Борьба. - Ростов-на-Дону.: ИТФ Т-Око, 1996.

. Кершоу Я. Гитлер. - Ростов-на-Дону.: Феникс,1997.

. Лакер У. Гитлер : легальный путь к власти. -Российская Федерация. - 1994. - № 8.

. Мельников Д., Чёрная Л. Преступник № 1. - М.: Наука, 1991.

. Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. -М.:Наука,1985.

. Райхшмир П.Ю. Происхождение фашизма. - М.: Наука,1981.

. Руге Г. Как Гитлер пришел к власти. -М.: Наука,1985.

. Толланд.А Гитлер. - М.: Республика,1993, т.1,2.

. Фест И. Гитлер . - М.: Республика,1993, т.1.

. Чёрная Л. Коричневые диктаторы. (Гитлер, Геринг, Гиммер, Геббельс, Борман, Риббентроп). -М.: Республика, 1992.

. Ширер У. Взлёт и падение Третьего рейха. - М.: Наука,1991.

Интернет:

.Румянцев В., Майн Кампф. http://www.hrono.ru/dokum/192_dok/mein_kampf.php


Теги: Нацизм как форма политической идеологии в XX веке  Курсовая работа (теория)  Политология
Просмотров: 18482
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нацизм как форма политической идеологии в XX веке
Назад