Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и понятие лоббизма как политико-правового института
.1 Понятие и становление лоббизма
.2 Подходы к сущности лоббистской деятельности
Глава2: Лоббизм в России
.1 Развитие и современное положение лоббизма в России
.2 Проблемы и перспективы развития института лоббизма в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм представляет собой социальный институт. К таким институтам возможно отнести и лоббизм.
Политическим процессам, отражающимся в правовой системе, свойственно наличие каких-либо интересов. В целом интересы характеризуются многосторонностью, где-то конфронтацией, где-то взаимовыгодным сотрудничеством. Так или иначе, эти интересы проецируются в правовой среде государства.
Одним из способов продвижения интересов в политико-правовых процессах является лоббирование. На мой взгляд, данное явление следует определять как комплекс мер, осуществляемый группами давления по установлению, изменению или сохранению содержания нормативного регулирования общественных отношений в узкокорпоративных интересах.
Реализация интересов посредством лоббизма обычно выводит из русла поэтапное достижение каких-либо общенациональных задач. Однако возможна и такая ситуация, когда группы давления заинтересованы в продвижении тех или иных вопросов, ускорения их разрешения. Лоббизм заключается в осуществлении воздействия на должностных лиц с целью преодоления нормативного барьера.
Лоббизм является важным инструментом проведения в жизнь такого демократического принципа, как плюрализм, при котором социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей, таких как политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации. Это связано с тем, что результаты лоббизма могут затрагивать интересы третьих лиц и (или) изменять элементы механизма правового регулирования общественных отношений в различных социальных сферах. В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность данной темы.
Цель работы - раскрыть развитие института лоббизма в современной России.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи
раскрыть понятие и сущность лоббизма
рассмотреть лоббирование как исторически сложившийся специфический политико-правовой институт;
рассмотреть современное состояние политического лоббизма в России;
проанализировать проблемы и перспективы развития лоббизма в России.
Объект работы - лоббизм как политико-правовое понятие.
Предмет - лоббизм в России.
1. Сущность и понятие лоббизма как политико-правового института
.1 Понятие и становление лоббизма
Согласно некоторым источникам, термин «лоббизм» впервые зафиксирован в 1829 г. Рассматриваемым термином обозначался круг постоянных посетителей коридоров Конгресса штата Олбани, активно пытавшихся влиять на принятие решений по различным вопросам.
Отправной точкой формирования лоббизма как института социально-политической жизни США послужила первая поправка к Конституции, гарантирующая права граждан обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
Первой реальной попыткой правового регулирования лоббирования можно назвать резолюцию, одобренную палатой представителей Конгресса США от 20 мая 1876 г. Эта резолюция содержала ограничения касательно противоправных методов лоббирования (подкуп, служебный подлог). Так или иначе термин «лоббирование» по мере своего развития начал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в ряде стран такая политика долгое время считалась предосудительной, и термин вошел в оборот лишь в XX в.
Тем не менее, лоббирование продолжало приобретать свою институциализацию в США, благодаря чему сегодня США представляют собой одно из немногих государств мира, где лоббизм признан легализованным политическим институтом и имеет государственное регулирование.
В 50-60 гг. XX в. термин «лоббизм» приобретает в мире широкое распространение и трактуется в основном как внепарламентский процесс взаимодействия государства и структур гражданского общества. Значительным новшеством в это время становится создание в рамках управленческих структур корпораций специальных отделов по взаимодействию с институтами публичной власти. Задачей таких отделов является налаживание связей с государственной и муниципальной властью в центре и на местах. В функции таких отделов входит: выявление политических, социальных и экономических приоритетов организаций, установка контактов с властями, выработка аргументов по корпоративно-значимым вопросам.
Таким образом, лоббирование имплементировалось в правовую систему Соединенных Штатов Америки. Впоследствии из США были смоделированы механизмы правового регулирования лоббистской деятельности в других англо-саксонских и романо-германских правовых системах. Хотя в странах из континентальной правовой семьи регулирование лоббизма как институционального явления не встречается. Нормативная база Германии, Франции, Австрии, Италии устанавливает различные формы представительства групп интересов в органах законодательной и исполнительной власти.
На общемировом уровне институт лоббизма не имеет четкой регламентации и, как следствие, происходят расхождения в установлении его определения.
.2 Подходы к сущности лоббистской деятельности
В научной литературе сложились различные подходы к сущности и регулированию лоббистской деятельности, но наибольшее распространение получили следующие.
. Плюралистический - группы давления образуются спонтанно, многочисленны, имеют различные интересы и конкурируют между собой за право получения того или иного ресурса. Такие группы характеризуются автономностью от государства и самостоятельностью в выборе интересов. Вместе с этим характер влияния на власть, как отмечает Р. Даль, определяется в результате жесткой конкурентной борьбы.
В данном случае необходимо ограничить только методы, средства и технологии противоправного лоббирования, закрепляя санкции за правонарушения неправомерного взаимоотношения с должностным лицом (шантаж, подкуп, дача взятки и др.).
Плюралистическое лоббирование заключается в свободной конкуренции между группами давления при «проталкивании» своих интересов в органах публичной власти.
Данный вид лоббирования исходит из плюралистической теории заинтересованных групп. Ее последователи основываются на базовом положении о наличии в обществе множества свободно конкурирующих групп, совокупный вектор действий которых сводится к определению политики государства.
. Корпоративистский - система представительства интересов, составные части которых различны функционально и иерархически расположены. Здесь корпоративистские организации - монополии, т. к. имеют санкционированное право на представительство в своей области в обмен на контроль за выбором и выдвижением требований. По данному подходу государство рассматривается как главный инструмент выявления интересов и сплочения вокруг них значимых общественных групп. В такой системе государство само отбирает и наделяет правом представительства и ресурсами определенную группу интересов (давления).
Корпоративное лоббирование заключается в ограниченном участии субъектов давления, которые монополизируют сферу представительства интересов и задающих параметры функционирования и развития общества. Корпоративное лоббирование может осуществляться снизу, когда субъекты отстаивают свои интересы, и по определенной договоренности с наиболее могущественной, например депутатской, группой о взаимной поддержке. Этот вид лоббирования исходит из концепции неокорпоративизма. Обычно подобные отношения складываются, когда носители интересов принимают участие или осуществляют взносы в избирательные кампании депутата или определенной партии.
В данном случае государство может осуществлять взаимодействие с организациями, имеющими на то монополию, исключая участие и представительство третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты. В таком случае образуется авторитарная система лоббирования. Правовое регулирование такой системы не будет иметь практического характера. Государство само, устанавливая правила, не заинтересовано в их изменении, даже если такие изменения будут иметь правовое закрепление.
В рамках первого подхода лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной власти с целью принятия ими необходимых решений.
Сторонники второго подхода связывают лоббизм исключительно с нормативно- правовым закреплением лоббизма, формами и методами взаимодействия государства с заинтересованными группами. В отличие от первого подхода господствующим аспектом здесь является юридико-институциональный подход.
Существует несколько классификаций лоббирования.
. В зависимости от способа осуществления лоббистской деятельности:
а) «теневое» лоббирование характеризуется тем, что процесс давления на органы власти сопутствует узким интересам и осуществляется с применением скрытых способов воздействия на власть, что проявляется в неправомерных механизмах такого влияния, а также в соответствующих методах, формах и технологиях лоббизма. «Теневое» лоббирование может привести к реализации частных, узкокорпоративных интересов, которые, как правило, противоречат объективным потребностям государства и общества;
б) «белое» (цивилизованное) лоббирование имеет своей основой противоположные механизмы реализации своих интересов через органы власти и в идеале должно соответствовать принципам законности, гласности и плюрализма. Сущность такого вида заключается в его открытости, прозрачности, а также содействии в доступе к властным структурам широких слоев населения, динамике развития социальных институтов.
. В зависимости от механизмов воздействия представительства групповых:
а) прямое лоббирование осуществляется при непосредственном контакте лоббиста с субъектом, пользующимся властными и распорядительными полномочиями;
б) косвенное (непрямое) лоббирование заключается в том, что отсутствуют прямые контакты, или же они имеются, но с лицами, не обладающими властными и распорядительными полномочиями, но имеющими возможность оказывать влияние на них.
Существуют различные виды лоббирования, которые демонстрируют его особенности. Учет таких особенностей имеет первостепенное значение при определении характера воздействия на органы государственной власти, т. к. именно с помощью этого возможно определить правомерность лоббирования, взаимоотношение субъектов лоббистской деятельности, а также правовую и политическую обоснованность лоббируемого вопроса.
Исходя из вышеизложенного, мы можем определить лоббирование как политико-правовой институт, представляющий собой процесс действия заинтересованных лиц по преодолению законодательных, административных, правоприменительных барьеров в целях реализации собственных интересов либо интересов третьих лиц посредством непосредственного воздействия на институты публичной власти.
. Лоббизм в России
.1 Развитие и современное положение лоббизма в России
Современный этап развития российской государственности характеризуется как трансформацией (модификацией) традиционных государственно политических институтов, так и возникновением и развитием принципиально новых, заимствованных из опыта зарубежных государств. К числу последних относится лоббистская деятельность. Тематика лоббизма находится сейчас в поле зрения ученых, властных структур и общественности, она является объектом различного рода исследований. Это вызвано значительными сдвигами, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, и коренными изменениями во взаимоотношениях власти и бизнеса.
В то же время, поскольку в России до сих пор не принят закон о лоббизме, зачастую данный вид деятельности ассоциируется в общественном сознании с чем-то не вполне вписывающимся в рамки правового государства.
Прежде всего, лоббизм преследует экономические цели. Поэтому проблема лоббирования затрагивает бизнес и предпринимательские структуры. Отношения лоббирования возникают по поводу конкретных законов, выделение кредитов и дотаций, выдачи лицензий и квот. Как показывает опыт США, расходы корпораций на содержание лоббистов не только окупаются, но и приносят большие доходы. Там официальными лоббистами могут быть только субъекты предпринимательской деятельности. В России из-за отсутствия соответствующего законодательства официальных лоббистов не существует. Не секрет, однако, что любая крупная корпорация имеет в своем штате людей, в обязанности которых входит взаимодействие с государственными органами.
Как отмечается в литературе, цивилизованное развитие современного российского общества диктует необходимость определения долгосрочной и ответственной государственной политики во взаимоотношении власти, бизнеса и общества. Необходим стратегический пакт между властью, бизнесом ,обществом, в котором были бы очерчены четкие взаимные права и обязательства, корпоративная и персональная ответственность за принятие и реализацию конкретных решений, определены легитимные правила, нормы, методы и процедуры разрешения возможных конфликтов и достижения поставленных целей. Одна из важнейших составных задач выстраивания четких правил и норм взаимодействия обществ, бизнеса и власти есть легитимация в обществе лоббистской деятельности и принятие государством правовых норм, ее регулирующих. Другими словами лоббистская деятельность является составной частью более общего вопроса нахождения оптимального баланса между интересами общества, личности, государства, во-первых, и введения этого процесса в правовые цивилизованные рамки, во-вторых.
При этом представляется, что специальный закон о лоббистской деятельности, помимо традиционных для подобного рода нормативных правовых актов вопросов, таких как субъекты лоббистской деятельности, объекты лоббистской деятельности, формы лоббистской деятельности, должен также отразить следующие вопросы: возможности контроля за деятельностью лоббистов и источниками их финансирования; порядок регистрации лоббистских групп; реализация принципа публичной открытости и повышения прозрачности лоббистской деятельности; регламентировать «кодекс поведения» лоббистов.
Следует согласиться с мнением, что переход к цивилизованной легальной модели лоббизма предполагает последовательное развитие демократии, институтов гражданского общества, повышения уровня доверия между всеми участками социальных взаимодействий, установление в стране диктатуры закона, т.е. создание сильного правового государства, способного как противостоять давлению ограниченных групп интересов, так и выполнить взятые на себя обязательства.
В российских условиях отсутствие закона о лоббистской деятельности снижает возможности общества контролировать лоббизм, устранять его негативные стороны. В немалой степени российскому обществу свойствен криминальный лоббизм. Базой лоббирования служат различные интересы: национальные, региональные, культурные, экологические и т. п., преломляющиеся в экономическом, политическом интересе.
Существующий фактически в России лоббизм также нуждается в цивилизованном отношении к нему государства и общественности, что со всей очевидностью делает необходимым вопрос его правовой легитимации.
Российский лоббизм, существуя достаточно открыто на протяжении вот уже более десятилетия, постоянно трансформируется. Наблюдаемые изменения и динамизм позволяют выделить следующие наиболее существенные этапы и тенденции его развития: поступательная плюрализация лоббизма; усиление регионального лоббирования; значительная подверженность палат Федерального Собрания давлению со стороны Администрации Президента РФ и правительства; фаворитизм и усиление бюрократически-административных методов в законотворческом процессе, вызванные отсутствием реальных правовых механизмов согласования групповых интересов. Некоторые группы интересов, имеющие доступ к президентским и правительственным структурам, получили возможность противопоставить свои корпоративные интересы общественным.
В настоящее время в России сохраняется преобладание отрицательного отношения общественного мнения к лоббизму, закулисная политика, встречные услуги, теневое влияние, «телефонное право», комплектование аппарата «своими людьми» и проч. Эти и подобные явления, характерные для лоббизма, дают основание для ассоциации его с взятками, коррупцией, преступными группировками и т. п.
Лоббированием занимаются и официальные структуры власти. Так, в Администрации Президента РФ было создано управление по взаимодействию с депутатами Федерального Собрания - фактически «президентские лоббисты». Заметен процесс развития и укрепления новых «групп интересов» в период президентских и думских выборов. Даже судебная власть становится объектом пристального внимания ведущих «групп интересов».
В последнее время появляются политики, способные занять высшие должности в государственных органах власти и добиваться популярности независимо от их принадлежности к какому - либо клану. Как следствие, возникла потребность в таких лоббистских образованиях, как «клиентелы» конгломераты структур, поддерживающих и группирующихся вокруг какого-либо политика, точнее, должностного лица.
Все сильнее проявляется тенденция использования лоббистами Масс-медиа в целях рекламы и борьбы «компроматов».
Весьма основательным, распространенным и эффективным стал лоббизм деловых кругов России, что свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций и участия в решении государственных задач. Технология формирования решения включает в себя такие фазы, как изучение проблемы, анализ исходной информации, оценка альтернатив и выбор оптимального варианта. Лоббистская структура повторяет эту же технологию, но с другой точки зрения и с другой целью. В отличие от западных классических аналогов, российский лоббизм сосредоточен, преимущественно, на правительственных структурах и других органах исполнительной власти и в меньшей степени влияет на парламент. Такое положение предопределено многими обстоятельствами и, прежде всего, тем, что практическая модель принятия государственных решений в значительной мере контролируется исполнительной властью. Важность президентского указа или правительственного акта часто бывает значительно весомее и важнее закона.
В лоббировании исполнительных органов власти используются также такие элементы технологии, как воздействие на процесс кадровых назначений, перемещений, политическая поддержка ведомств, давление через совещательные комитеты, выступления на слушаниях в регулирующих агентствах и др.
В условиях демократизации общества расширяется политико-правовое пространство, а вместе с ним - и возможности существования открытого лоббизма. Политические технологии, в системе которых лоббизм занимает особое место, выступают как совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в политической сфере. Они включают тактику, т. е. приемы достижения локального немедленного кратковременного результата, и стратегию - получение глубинного длительного эффекта. Использование тех или иных политических технологий способствует эффективности политического управления, регулированию политических процессов, устойчивости политической системы и всего политического пространства.
Особенно важен процесс становления лоббизма как формального института политической жизни общества. Здесь необходимо учитывать границы и координаты взаимодействия государства и предпринимательских кругов, проблемы государственного протекционизма.
.2 Проблемы и перспективы развития института лоббизма в России
Однако не всегда лоббирование носит позитивный характер. В условиях активного становления частного права, процесс лоббирования нормативных правовых актов усиливается, особенно это заметно при формировании отраслевого законодательства. Чаще всего это связано с тем, что лидеры и активные участники преступных сообществ оказывают негативное влияние на жизненно важные отрасли экономики и финансово-банковские структуры, создают значительные теневые капиталы, вторгаются в деятельность государственных властных структур, лоббируя свои интересы в законодательных, исполнительных и управленческих структурах, обеспечивая принятие выгодных для себя решений.
Актуальной задачей до сих пор остаются проблемы перевода анонимного (теневого) лоббизма в оптимальный институт лоббирования. И это достаточно важно, учитывая тот факт, что «значение лоббизма как демократического института законотворчества, по сути, означает постоянную легализованную корректировку законодательной деятельности в соответствии с динамикой и структурой интересов гражданского общества. В результате в поле зрения законодателей должны попадать не все частные или групповые интересы, а только те из них, которые обрели общественную значимость».
Отсутствие цивилизованной лоббистской деятельности обусловлено практически полным отсутствием опыта парламентской деятельности у наших законодателей, а также существующей практикой правительственного лоббизма, за которым стоят определённые группы давления на принятие парламентом Российской Федерации того или иного закона. Отсутствие законодательной базы для лоббистской деятельности объясняется самим конституционным устройством российской политической системы, при которой исполнительная власть занимает более выгодные и решающие позиции, нежели представительная. Это приводит к тому, что различные группы давления могут лоббировать принятие тех или иных государственных решений только через систему исполнительной власти, тем самым способствуя усилению её и без того сильной позиции.
Создание цивилизованного лоббирования позволит предпринимательским структурам, профессиональным союзам, некоммерческим организациям строить свои взаимоотношения с властью на гласной основе. Также, по мнению Е.Б. Тихомирова, законодательно отрегулированное правовое поле лоббизма обеспечит цивилизованное продвижение не только их интересов. В значительной степени оно будет содействовать продвижению в структуры власти интересов отдельных граждан и их объединений по общественным интересам.
Но может возникнуть следующая проблема. Она состоит в том, что часто не делается различия между понятиями «цивилизованный лоббизм» и «коррупция». Вместе с тем, с позиции государственного управления, различие между ними заключается в наличии при лоббировании жёсткой, установленной законом процедуры принятия решений, обеспечивающей свободное участие в ней заинтересованных сторон на конкурсной основе. В этом случае круг сторон, занятых в подготовке решения, расширяется до необходимого количества, что позволяет в полной мере учесть существующие в обществе интересы и позиции. Коррупция, наоборот, не только резко сужает количество лиц, участвующих в выработке решения, но и определяет их набор случайным образом, что обусловливает несоответствие значительной части принимаемых решений общественным устремлениям.
Не менее важной проблемой современной России является высокая степень монополизма. Среди всего множества типов монополизма наименее изученным остаётся институциональный, который выражается в доминировании определённых социально-экономических интересов посредством контроля за самими «правилами игры», по которым осуществляются взаимодействия. Одной из форм институционального монополизма является политический монополизм, который формируется в институтах власти. Соответственно, его субъектами выступают органы законодательной, исполнительной, судебной власти. Политический монополизм проявляется и в институтах самоуправления, определяющих локальные отношения власть - подчинение и существующих на уровне конкретной местности или конкретных социальных групп.
Сплочённая в единую вертикаль система законодательной, исполнительной и судебной властей образует базу для «узкокорпоративного» бизнеса. Указанная система укрепляется местным самоуправлением, монополией на традиционные СМИ и демонстрирует неизбежное управленческое бессилие и абсолютную безответственность за результаты деятельности. Способность прийти во власть (то, что в политически более развитом английском языке именуется «politic») никак не подкрепляется способностью не только к разумному, но даже и подчас к минимально осмысленному управлению страной. Последствия такого политического монополизма всегда плачевны.
Проследив всю цепочку «лоббизм-коррупция - монополизм», вывод можно сделать следующий. Все три рассмотренных явления - взаимовлияемые. И если в бизнесе их ещё можно обособить, то в политике - это нереально: степень её монополизированности всегда будет являться признаком вовлечённости и в лоббизм, и в коррупцию. При этом необходимо провести замену существующих социальных привычек и институтов, включая политический монополизм и преемственность власти. Безусловно, это потребует постепенного и неуклонного кадрового обновления всего бюрократического корпуса, наличия и привлечения людей, способных принимать сложные и адекватные публично-властные решения в свободно развивающемся обществе.
Лоббизм практически дополняет институциональную систему демократического представительства, позволяя группам интересов, не имеющим другой возможности, участвовать в принятии государственных решений или в обход легитимных процедур ускорять его.
Задача цивилизованного лоббизма - постоянная корректировка деятельности органов власти в соответствии с динамикой интересов важнейших групп и корпораций, определяющих экономическое развитие страны. Тем самым обеспечивается гибкое взаимодействие, взаимоприспособление властей и гражданского общества, когда в выигрыше должны оказаться обе стороны. В то же время лоббизм служит реализации групповых интересов через влияние на принятие решений органами власти.
Для придания российскому лоббизму цивилизованных форм необходимо укрепление всей государственной системы, формирование гражданского общества, что позволит создать институты, ограничивающие деятельность корпоративных монопольных структур рамками закона, сформировать системы социального партнерства, наладить современные и цивилизованные взаимоотношения бизнеса, государства и общества.
Уровень лоббирования предпринимателями своих интересов зависит от их принадлежности к двум основным группам: крупным или средним и малым представителям бизнеса. Естественно, что более агрессивно в этом отношении действуют первые, вторая группа (средние и малые предприниматели) в данной сфере самостоятельной активности не проявляет либо ограничивается лоббированием на местном уровне.
С другой стороны, нельзя не отметить то, что эта категория бизнеса для отстаивания своих интересов использует ресурс различных предпринимательских объединений, достаточно энергично включаясь в их деятельность.
Соперничество интересов различных групп, корпораций, бизнесменов надо рассматривать как процесс выработки некоего баланса политических сил, действующих в рамках демократически регулируемой конкуренции.
Государство при этом держит нейтралитет, осуществляя роль арбитра, обеспечивая примирение, взаимное приспособление всех соперничающих групп.
Обусловленный групповой природой общества, корпоративизмом, лоббизм, в свою очередь, динамизируется в зависимости от связей с государством, политикой.
Свое отражение эта взаимозависимость находит в теории отношений государства и бизнеса, его политической и социальной ответственности, в концепциях и опыте социального партнерства.
Лоббирование интересов бизнеса находится в тесной взаимосвязи с тем, что общество стремится осуществлять контроль за сферой бизнеса в целях минимизации ущерба, наносимого предпринимательством социальной и природной среде. Общество, осуществляя внешний контроль, заинтересовано в том, чтобы создать такой климат, такую среду для бизнеса, в которой его социальная ответственность становится выгодной. Наличие социальной и политической ответственности корпораций не только допустимо, но и важно для самого бизнеса: предприятия и организации морально ответственны за непосредственные и опосредованные результаты, прежде всего, своего труда.
Теории социально-политической ответственности бизнеса и примыкающие к ним теории преследуют, в конечном счете, одни и те же цели: укрепление позиций крупного капитала в системе политической власти; усиление влияния транснациональных корпораций в современных условиях. Утверждению отношений сотрудничества, а отсюда и трансформации лоббизма способствует практика социального партнерства, опирающаяся на четко отлаженный механизм взаимодействия участников производственного и политического процесса: трудящихся, предпринимателей и государства. Эффективность такого механизма в гражданском обществе основывается на целесообразном распределении прав и ответственности сторон за выработку и реализацию социально-экономической политики, за ее последствия.
Признание и легитимация лоббизма предполагают ответственность организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, и их профессиональных представителей. Законодательно важно предусмотреть материальную, административную, уголовную и иную ответственность при осуществлении представления тех или иных интересов.
Предпринимательство и связанный с ним лоббизм не могут быть свободными ни от деловой этики, ни от морали. Законодательные и этические предпосылки могут помочь очистить лоббизм от противоправных, коррупционных действий, оградить федеральные органы государственной власти от грубого и незаконного давления, содействовать повышению профессионализма и ответственности при выработке и осуществлении государственных решений.
При отсутствии закона о лоббировании можно выделить своего рода направленность движения групп давления по пути становления цивилизованного лоббизма. При этом возникают легитимные возможности совместного участия в выработке и принятии решений у представителей определенных общественных групп и специалистов высокого уровня. В связи с этим к числу ключевых задач институционализации лоббизма можно отнести формирование механизма вовлечения в лоббистскую деятельность, а также разработку технологий участия в ней представителей заинтересованных групп и специалистов определенных областей. Важнейшим условием общественного развития является решение таких проблем, как ограничение сфер деятельности аппарата государственной власти; обеспечение его открытости для контроля со стороны гражданского общества; реализация гласности и предсказуемости политических процессов; расширение круга активных участников этих процессов, обеспечивающих контроль над механизмом взаимодействия частных интересов и органов власти; формирование дополнительных преград на пути коррупции.
Реализации всех этих задач будет способствовать создание юридически регламентированной системы лоббизма. Действия лоббистов, независимо от их формы, должны не только строго регламентироваться законом, но и регулироваться моральными правилами, ограничениями (своеобразным этическим кодексом лоббиста), что является одной из приоритетных задач становления цивилизованного лоббизма.
Лоббизм становится приоритетным инструментом реализации рыночной демократии, которой присущи такие характерные черты, как открытость, гибкость, динамизм институтов власти. В рассматриваемых условиях проявляется открытость глобального порядка, позволяющая, например, в ходе выборов осуществлять борьбу за право участия в формировании институтов власти представителей определенных частных интересов. Открытость может проявляться и на оперативном уровне, когда данные представители становятся реальными участниками процесса принятия решений, в том числе и на законодательном уровне. В этом случае выигрывают, с одной стороны, власти, которые таким образом более эффективно выстраивают свою деятельность и приобретают больший рейтинг, с другой - само общество, которое получает возможность удовлетворить возникающие у его представителей потребности, наращивая производительные силы, получая импульс развития и оказывая влияние на развитие рыночной экономики и демократизацию жизнедеятельности.
На формирование института лоббизма и интенсивность его использования в законодательных и исполнительных органах власти в значительной степени влияют политический режим и иные особенности развития страны. Результат лоббистской деятельности может быть обусловлен определенными условиями: он может зависеть от характера групп интересов, а также стоящих за ними сил, их организованности, особенностей выдвигаемых требований, их положения в социальной структуре общества. Указанные выше факторы дают основание рассматривать практику применения лоббизма в законодательных и исполнительных органах власти как объективно существующий процесс и сформировавшийся институт, несущий в себе существенный демократический потенциал. Деятельность лоббистов во многом определяет демократичность обсуждений и принятия решений, так как при этом отражается многообразие социальных и политических интересов, невзирая на некоторую противоречивость ее влияния на парламент или правительство.
Мобильность реагирования органов власти на изменения интересов гражданского общества обусловливает результаты эффективного взаимодействия властей и общества. Система лоббизма, имеющая правовую регламентацию, обеспечивает гласность политического процесса, предупреждая проявления произвола аппарата государственной власти. Она предоставляет возможность обществу сделать данный процесс контролируемым, вовлекая новых участников в политический процесс, формируя взаимодействие групповых интересов и органов власти как условие недопущения проявлений коррупции.
Заключение
Таким образом, под понятием «лоббизм» в основном понимают деятельность организаций, которая влияет на органы государственной власти для содействия собственным интересам. Лоббирование как политико-правовое явление существовало и ранее, задолго до появления самого понятия. Лоббизм существовал и существует фактически в любом обществе, но степень его развитости, цивилизованности и интенсивность использования зависит от политической системы, характера политического режима, уровня политической культуры, правового регулирования лоббистской деятельности и других особенностей каждого конкретного общества и его страны. Единственное, что держало лоббирование на задворках политической системы, было отсутствие его правового регулирования. Со временем лоббизм в его традиционной интерпретации стал употребляться в США, где и получил нормативно-правовую институционализацию.
Лоббированию как специфическому политико-правовому институту присущи определенные характерные признаки, благодаря которым лоббирование разграничивается от этих таких смежных с ним явлений.
К таким признакам относятся:
) политический контакт, т. е. непосредственная связь носителей интересов с должностными лицами либо с их близкими либо направление определенного потока информации в адрес должностных лиц;
) ограниченность интересов, т. е. с помощью лоббирования осуществляются, как правило, сугубо личные, узкокорпоративные интересы, не соответствующие объективным потребностям государства и общества и, зачастую, противоречащие им;
) закрытый характер отношений - лоббирование исторически развивается в кулуарах и не всегда возможно отследить, кто же действительно стоит за тем или иным решением.
Неотъемлемой частью лоббирования являются его цели, в качестве которых выступают защита интересов или выгода. Защита интересов есть естественная, законодательно закрепленная, цель лоббирования.
Несмотря на то, что лоббирование не получило институциализации в современной российской правовой системе, формы представительства групп интересов и взаимодействия с институтами публичной власти постоянно развиваются. Важное место здесь занимают факторы развития, обусловливающие потребность в лоббистской деятельности, к которым следует отнести:
Во-первых, неравномерность образования новых субъектов общественно-политической жизни, в т. ч. различных хозяйственных корпораций и корпоративных групп, неравномерность процесса их роста и девальвации.
Во-вторых, не прямолинейность исторического процесса развития политико-правовой системы.
В-третьих, необходимость формирования нормативно-правовой базы.
правовой политический лоббизм анонимный
Список использованной литературы
1. Автономов А.С. Азбука лоббирования / А.С. Автономов. М.: ИРИС, 2004;
. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде / К.В. Арановский. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», -2003
3 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России / Н.А. Боброва. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2003.
. Блохин А.А., Верещагин В.В., Григорьев О.В. и др. Лоббизм в России: этапы большого пути // Экспертный институт. Избранные доклады (1992-1997). М., 1997;
. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.- 2004. -№ 4. -С. 26-34.
. Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. М., 2002.
. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Психологические особенности парламентской деятельности (на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). М., 2002
. Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005.
. Любимов А.П. Классификация видов лоббизма / А.П. Любимов. М.: АНО и КиАЦ, 1999
. Лепехин В.А. Группы интересов как основной субъект современной политической системы / В.А. Лепехин // Формирование партийно-политической системы в России. М.: Московский центр Карнеги, 1998;
. Меньшенина Н. К. Становление лоббизма в политическом процессе современной России // Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах: Сб. науч. ст. - Екатеринбург Институт философии УрО РАН.- 2004.- С. 287-288.
. Малько А. В. Лоббизм // Общественные науки и современность. -1995.
-№4.-С. 58-65.
. Нещадин А.А., Толстых П.А. Лоббизм: профессиональный опыт / П.А. Толстых // Капитал и Право.- 2005. -№ 7.
. Политологический словарь. Ч.1. М.: РАУ. 1994.
. Пименов Н.А. Лоббизм: проблемы и пути решения // «Государственная власть и местное самоуправление».- 2011, -№ 10. -С. 6-10.
. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз. 1984.
. Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью // Вестник Московского университета. Социология и политология. -2002. -№ 3. -С. 15-19.
. Толстых П.А. Практикум по лоббизму в России / П.А. Толстых. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.