Имидж политического лидера. Роль средств массовой информации в построении имиджа политического лидера

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


Контрольная работа

Имидж политического лидера. Роль средств массовой информации в построении имиджа политического лидера


Санкт-Петербург

2014Содержание


Введение

. Имидж политического лидера

. Политический имидж

.1 Политический имидж Франклина Рузвельта

.2 Политический имидж Джона Кеннеди

. Роль СМИ в формировании имиджа политического лидера

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Социально-политическая трансформация российского общества 90-х годов XX века кардинально изменила систему взаимоотношений между населением страны и институтами власти. В России до сих пор идет процесс становления и развития гражданского общества и правового государства. Между тем его становление невозможно без активного и сознательного включения в политические процессы большинства населения страны. Эти процессы сопровождаются изменением форм взаимодействия населения страны и представителей властных структур различного уровня. Существовавшая в советский период однолинейная связь между отправителем однотипной информации (официальные источники) и ее получателем (население) заменяется многоканальной связью, создающей для участников политического процесса новые возможности для активного включения в политические коммуникации.

Расширение поля взаимодействия субъектов политической коммуникации придает политике больший динамизм и остроту принимаемых решений и действий. В то же время этот процесс сопровождается лишь относительным взаимопониманием отдельных групп населения, а не общества в целом, согласие относительно необходимых политических решений достигается с большим трудом. Недоверие избирателей к власти выражается, в первую очередь, в пассивном поведении в период избирательных кампаний. Игнорирование выборов различного уровня, повторные выборы, высокий процент голосующих «против всех» ? яркие показатели пассивности большинства членов общества. Одной из главных причин такого положения является низкая эффективность политической коммуникации между ее субъектами.

Центральной фигурой, задающей тон политических выборов, является личность политического лидера, которая отражается в его имидже. Политический лидер существенным образом влияет на различные сферы жизни современного человека. Феномен современного политического лидера еще не достаточно осмыслен, как и тот факт, что под воздействием различных технологических приемов создания и продвижения политического имиджа, предпочтения избирателей становятся в большинстве случаев управляемыми и зависимыми от имиджевого фактора. Поэтому, вопрос, связанный с формированием, использованием и продвижением имиджа политического лидера в условиях современного общества, приобретает наибольшую актуальность.

Целью данной работы является определение роли СМИ в формировании имиджа политического лидера. Для этого определим понятие «политического лидера», раскроем политический имидж двух великих политиков, политический имидж которых формировался с использованием СМИ и сыграл важную роль в их политической карьере.


1. Имидж политического лидера


Имидж - категория, универсально применимая, к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета). А также к торговой марке и к предметам.

В коммерческой сфере имидж помогает продавать товары, передавать необходимую информацию потенциальным потребителям, формировать положительное отношение к той или иной фирме, компании, корпорации, товару. В социальной среде, имидж оказывает влияние на многие процессы, в том числе, и на поведение индивидов, на становление личности, на выбор профессии, так как имидж является категорией не только экономической, но и социальной.

Одним из наиболее интересных и актуальных продолжает оставаться понятие «имидж политического лидера». На сегодняшний день в России существуют сотни различных консалтинговых агентств, групп политтехнологов, которые в числе своих услуг декларируют формирование имиджа политического лидера. Появились профессиональные ассоциации и объединения, нацеленные на повышение профессионального уровня имиджмейкеров. Формируется новое направление в теоретической науке - имиджелогия. Тем не менее, имидж политического лидера продолжает оставаться одной из наименее изученных категорий, что прослеживается и в отсутствие устойчивого определения имиджа политического лидера.

Прежде, чем рассматривать подходы к определению имиджа политического лидера, необходимо определить, что подразумевается под «политическим лидером». Политический имидж тесно связан с политическим лидерством и для понимания политического лидерства важное значение имеет исследование его природы. Приоритет здесь принадлежит зарубежным политологам и социологам.

Существует разброс мнений в определении самого понятия «политическое лидерство». Одни исследователи делают акцент на взаимовлияние субъектов, политического процесса при совместной деятельности в политической сфере общества. Другие концентрируют внимание на эффективности результатов деятельности и в этом видят суть данного явления. Третьи считают лидерство одним из механизмов интеграции групповой деятельности, регулирования отношений между людьми, искусством установления согласия индивидов, социальных групп, политических институтов, общества в целом.

Тип взаимодействия в группе определяет формальное и неформальное лидерство. Лидер, обладающий авторитетом, высоким уровнем влияния на членов группы, компетентностью, образованностью, широтой взглядов, становится ее неформальным лидером.

Блондель А.Ж. считает, что, по сути, и по форме, лидерство есть феномен власти. Он рассматривает лидерство как способ ее организации, основанной на умении сплотить граждан в совместной деятельности.

Демидов А.И. и Федосеев А.А. отмечают, что «политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации».

Представляет интерес формулировка политического лидерства Фрелиха Н. и Оппенгеймера Дж. Это вид «политического предпринимательства» на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач на руководящие должности; специфика политического предпринимательства состоит в персонал из акции «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага».

Столь различные толкования понятия «политическое лидерство» свидетельствует о его важности и многоплановости. Для большинства теоретиков лидерство является феноменом, описывающим процессы влияния в группах, организациях, направленное на координацию групповых действий и отношений в ходе достижения групповой цели.

Некоторые исследователи отмечают, что политическое лидерство высокого уровня, по сравнению с лидерством в небольшой группе, имеет ряд существенных отличий и позволяет выделить два самостоятельных типа лидерства:

?лидерство «лицом к лицу», осуществляемое в небольших группах, где все участники процесса имеют возможность непосредственно взаимодействовать между собой;

?отдаленное лидерство, т.е. лидерство вождей, за которыми идут многочисленные массы. Важнейшей чертой данного типа лидерства является опосредованное общение, т.е. взаимодействие происходит с помощью различных СМИ и промежуточным элементом подобного взаимодействия выступает имидж.

В исследовании имиджа политического лидера представляет интерес именно отдаленное лидерство, в категорию которого относится политическое лидерство, так как политический лидер не может воздействовать на значительное число людей без использования средств массовой коммуникации.

У политики среди прочих свойств есть и такая неустранимая, естественная черта, как публичность. Имидж возникает только тогда, когда носитель имиджа становиться «публичным», т.е. когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия.

Но, так как лидер не может предстать перед аудиторией средств массовых коммуникаций «...во всей полноте своих человеческих проявлений, от лидера как бы абстрагируется определенный образ, включающий в себя реальные черты личности, и проекцию свойств отражающих интересы электората».

Проанализировав определения имиджа у различных авторов, можно отметить, что это явление достаточно сложное и неоднозначное. В большинстве изученных источников определения имиджа политического лидера идентичны друг другу. Приведем и рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Можно выделить два основных подхода к изучению имиджа политического лидера.

Согласно первому подходу имидж рассматривается как личностно- ориентированный, направленный на изучение восприятия политиком собственного имиджа («Я-концепция»). Это подход, ориентированный на психологические особенности политического лидера через выявление когнитивной, оценочной и поведенческой составляющих, где особое внимание уделяется психологическому аспекту изучения имиджа.

В рамках второго подхода рассматривается имидж ориентированный во вне, т.е. с точки зрения маркетинговых, рекламных, избирательных технологий, массовых средств коммуникаций. Имидж изучается как инструмент, механизм, средство, способ воздействия на социальные группы.

По мнению одного из первых исследователей проблемы имиджа политика в пост советских странах - Почепцова Г., имидж представляет собой «обращенное вовне «я» человека, так называемое его публичное «я». Автор поясняет, что за имиджем (т.е. публичным «я») может скрываться иное «я».

Тем не менее, публичное «я» не означает раскрытие реальной личности политика - это, скорее, конструирование публичного «я» на основе внутреннего «я», результат целенаправленной деятельности, как самого политика, так и ряда других субъектов. Данное определение имиджа политика наиболее расплывчатое, но, по сути, верное. Таким образом, следуя подходу автора, имидж это целенаправленно формируемый образ политика, основанный на неких реальных характеристиках субъекта, например таких, как пол, возраст, политическая принадлежность и т.п.

Рассматривая понятие имиджа Почепцова Г., мы можем провести аналогию между имиджем политика и упаковкой товара - с упаковкой мы знакомимся раньше, чем с самим товаром. Упаковка дает нам информацию о товаре, о его сроке годности, стране-производителе, составе и т.д. Упаковка информативна по своей сущности, даже ее цвет и размер дают нам некую информацию. И только, развернув упаковку, мы имеем возможность пользоваться самим товаром, оценивать те или иные его характеристики. Ту же самую функцию выполняет и имидж политического лидера. «Упаковка» политика далеко не всегда соответствует его реальному содержанию и, в некоторой степени дезориентирует избирателя, сводит проблему политических предпочтений, симпатий и выбора к борьбе имиджей. В результате, сильнейший политик тот, который сумеет понравиться целевой аудитории, а не более достойный.

В настоящее время есть проблема формирования имиджа политического лидера. Можно выделить несколько подходов к рассматриваемой проблеме.

Первый подход - технологический. В рамках данного подхода подробно изучаются и описываются формы передачи информации о лидере - биография, фотографии, - встречи с избирателями, листовки, реклама и т.д. Процесс создания имиджа рассматривается как ряд логически выстроенных приемов, презентующих политического лидера.

Другой подход - стратегический - предполагает изучение формирования имиджа как процесса разработки стратегии и тактики презентации политического лидера. Основной акцент делается на различных приемах - «тактики вывода героя», техники аттракциона и т.п.

Следующий - маркетинговый подход, рассматривает политику как конкурентный рынок, функционирующий по всем законам коммерческого маркетинга. Так, имидж ? это товар, который необходимо продать, покупателями выступают избиратели, единица расчета - голоса, места продаж - избирательные участки, и т.д.

Четвертый подход - манипулятивный - подразумевает формирование имиджа посредством жестких информационных или психологических атак сознания целевой аудитории имиджа. Это так называемые «информационные войны» и «психологические войны».

И последний, наименее разработанный подход - коммуникативный, в рамках которого рассматривается поэтапный процесс формирования имиджа, каналы имиджевой коммуникации, особенности их использования и восприятие имиджа политического лидера.


2. Политический имидж


.1 Политический имидж Франклина Рузвельта


Франклин Д. Рузвельт (1882-1945) - 32-й президент США (1933-1945), губернатор штата Нью-Йорк (1929-1931). Рузвельт является самым выдающимся, мощным и результативным американским политиком в XX веке. Президент Ф. Рузвельт остался в истории, как один из самых мужественных и сильных президентов США. Этому имиджу нисколько не вредило то обстоятельство, что большую часть своей жизни он провел в инвалидной коляске, лишенный возможности передвигаться.

О всенародной любви к этому президенту говорит то, что Рузвельта переизбирали на пост президента США четыре раза ? единственный случай за всю историю США, когда президент был избран более чем на два срока, в нарушение традиции, закрепленной законодательно только в 1951 году.

Благодаря доверительному настрою самого Рузвельта, к его политике относились лояльно, несмотря на то, что порой его решения носили прямо противоположный характер. Несгибаемая воля президента, его неустанно декларируемое желание помочь выжить «забытым американцам», не считаясь ни с какими постулатами тогдашней экономической науки, его открытость и доброжелательность по отношению к ним намного перевесили в глазах абсолютного большинства его современников конкретные издержки и ошибки Нового курса. Ф. Рузвельту досталась страна в глубочайшем экономическом кризисе: лавина банкротств, падение производства, многомиллионная армия безработных, безудержная проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и обездоленным, неограниченный произвол олигархической верхушки общества обнажили противоречия капиталистического устройства и породили тяжелейшую социальную напряженность. Впавшие в отчаяние, озлобленные толпы безработных штурмом брали муниципалитеты только для того, чтобы узнать о пустой казне и быть рассеянными с помощью слезоточивого газа и дубинок. Стране, проходящей через самую большую в своей истории экономическую депрессию и через самую кровавую мировую войну, требовалось возвратить потерянную уверенность.

Именно поэтому PR-специалисты во главе с Л. Говом (L. Howe) поставили задачу создать образ президента, максимально приближенного к народу, такого же простого американца, приверженного традиционным ценностям: семье, гражданскому долгу, родине. В США по сей день жив культ великих президентов, которые стали символами самоотверженной отваги, мудрости и преданности своей родине (А. Линкольн, Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон, Т. Рузвельт). Ф. Рузвельт должен был стать преемником и занять достойное место в их рядах. Помимо того, что политический лидер проводил революционные реформы, он демонстрировал эту преемственность всем своим видом. Даже имя Рузвельта складывались из имен некоторых их них - Б. Франклин, Т. Рузвельт.

Например, сохранилось множество фотографий, где президент откровенно копировал величественные позы выдающихся предшественников, которые вошли в историю, в основном, благодаря своим военным подвигам. Всем великим президентам был свойственен глубокомысленный и проницательный взгляд, направленный вверх, мужественная поза - рука на поясе, гордо поднятая голова. Рузвельт создавал впечатление бравого командира, стоящего на поле боя после удачного исхода битвы, что не могло не внушить американцам уверенность в победе над страшными врагами их современности. Тем самым, имидж президента был овеян героической и даже сверхъестественной аурой. В своих выступлениях перед аудиторией Рузвельт также проводил эту героическую, «командную» линию. Его голос был подчеркнуто пафосный, что достигалось его высокой тональностью и торжественной монотонностью. Свою речь он делил на смысловые отрезки, некоторые слова нарочно растягивал, а некоторые, наоборот, «проглатывал». Речь Рузвельта, как главнокомандующего, отличалась четкостью и уверенностью.

Президент не пользовался в своих выступлениях активной жестикуляцией. В большинстве случаев он плотно опирался руками на трибуну, чтобы продемонстрировать свою упорность и решительность. Основные движения, призванные придавать речи выразительность, Рузвельт совершал головой: каждое важное слово он сопровождал энергичным резким кивком, по ходу речи покачивал головой из стороны в сторону. По завершении выступления глава государства часто победно возносил руку вверх, сопровождая его лучезарной улыбкой победителя.

Все выступления президента отличались эмоциональностью и страстностью, что производило на публику завораживающий эффект. В своей биографии американский экономист Р. Тагвел (R. Tagvel), долгие годы наблюдавший Рузвельта, пишет: «Оглядываясь на путь Рузвельта, я вижу в качестве наиболее постоянной и поражающей его черты это пламя, которое всегда билось в глубине его личности. Жар, который оно генерировало, не позволял оставаться в покое, несмотря на инвалидность и, конечно же, несмотря на все, что казалось поражением; это пламя вращало турбины с почти безжалостной силой».

Ничто не должно было повредить имиджу Рузвельта, как героя, ведь наполовину парализованный лидер вряд ли сможет показаться населению сильным и энергичным человеком. Рузвельт был инвалидом, поэтому журналистов специально предупреждали, что при фото- и киносъемках нежелательно фиксировать камеру на нижней части туловища. Торс, руки Рузвельта выглядели атлетически, поскольку он продолжал тренировать их. Кстати, великих президентов часто фотографировали или рисовали погруженными в работу за столом, что также можно было расценивать как постоянную занятость лидера делами.

Рузвельт жил в эпоху, когда телевидение еще не оформилось как средство массовой информации, однако уже тогда политик и его PR-специалисты поняли важность и преимущества этого канала коммуникации по сравнению с радио, по которому президент производил большинство своих выступлений. Действительно, по радио было труднее продемонстрировать, пожалуй, самую яркую черту Рузвельта ? неистребимый оптимизм. Несмотря на парализованную нижнюю часть тела, президент отличался огромным жизнелюбием и энергией. Немецкий писатель Т. Манн (T. Mann) так охарактеризовал личность президента: «…трудно охарактеризовать эту смесь хитрости, солнечности, избалованности, кокетства и честной веры, но есть на нем какая-то печать благодати, и я привязался к нему как к прирожденному противнику того, что должно пасть».

Еще одной ролью, которую Рузвельту практически не приходилось играть, была роль потомственного аристократа, которым он являлся от рождения. Поэтому Рузвельт всегда был так элегантен и по моде одет, что его даже можно назвать щеголем. Он предпочитал шляпы, даже цилиндры, папиросы на мундштуке и высокосветское времяпрепровождение. Его манера вести себя была изысканно аристократической, с налетом беспечности и чувства превосходства. На первый взгляд может показаться, что этот образ не является удачным во время поголовной нищеты. Однако автор данного исследования считает, что данный имидж был в такой утрированной форме адресован не населению США, а другим странам и их руководству. Америка должна была при любых условиях сохранять за собой имидж преуспевающей и богатой страны, во главе которой стоит не обычный богатый олигарх, а истинный дворянин. Как ни странно, этот имидж Рузвельта прекрасно сочетался с ролью «своего парня», который тот продвигал своему населению. Президент, с рождения обладавший налетом снобизма и даже высокомерия, смог прекрасно войти в доверие к более низшим по происхождению слоям населения благодаря роли «доброго дядюшки». Это можно объяснить выдающимися способностями президента к перевоплощению.

Его отличала по-детски открытая улыбка, а глаза его излучали счастье и также улыбались. Он подавался своим телом вперед, тем самым демонстрируя открытость и готовность к диалогу. PR-специалистами и имиджмейкерами президента был выработан особый стиль одежды для доверительных бесед с населением: это был пиджак серо-голубого или болотного цвета и неизменный атрибут - черная бабочка в белый горошек. Эта бабочка несла основную смысловую нагрузку в данном образе Рузвельта: смешная, несерьезная, она должна была вызывать умиление и дружескую иронию, что, в свою очередь, приближало президента к народу, вызывало любовь и доверие с его стороны.

Помимо этого, в обращениях к народу президент обладал доверительной манерой речи. Вот как писала об этом американская журналистка Л. Хиккок «Весьма забавно, ? писала она, ? но все люди здесь (речь шла о шахтерских поселках Алабамы), кажется, полагают, что знают президента Рузвельта персонально! Это вызвано отчасти, я думаю, тем, что они слышали по радио его выступления, когда он говорил с ними самым дружеским, доверительным тоном. Подумайте только - они воображают, будто он беседовал с каждым из них в отдельности!»

Рузвельт и его PR-специалисты прекрасно знали, что юмор является лучшим лекарством от стресса, поэтому часто президент устраивал комедийные сеансы для народа, в которых примерял на себя различные роли. Этим же он способствовал продвижению своего имиджа «простого парня». Так, в одном из обращений Рузвельт устроил настоящее комедийное представление, уморительно спародировав членов республиканской партии и их утопические предложения. Его голос был дрожащим, блеющим, а жесты - наигранно призывными. Как любой юморист, президент добродушно и одобрительно улыбался в тот момент, когда зал взрывался бурным хохотом. Совсем другим Рузвельт предстал в роли олигарха, состроив типично для «разжиревших» капиталистов самодовольный вид. В одном из выступлений он даже изобразил Гитлера, с его истеричными жестами и манерой речи. Казалось бы, что шутить над такими вещами в разгар Второй мировой войны - это кощунство, однако в данном случае Рузвельт хотел показать всю несерьезность притязаний нацистского лидера на мировое господство, тем самым вселить в американский народ чувство облегчения.

Таким образом, Ф. Рузвельт является одним из ярчайших примеров значимости имиджа политического лидера. Несмотря на ограниченные физические возможности, Ф. Рузвельт остался в истории как один из самых мужественных и сильных президентов США.


.2 Политический имидж Джона Кеннеди


Джон Кеннеди (1917-1963) - 35-й президент США от Демократической партии (1961-1963). Дж. Кеннеди был самым молодым президентом в истории Америки и первым президентом-католиком. Являлся представителем одной из самых богатых и уважаемых семей США. За свою жизнь он выиграл все выборы, в которых участвовал.

Никакой другой президент XX века так не окрылял фантазию современников и не проник так глубоко в коллективное сознание американцев, как Дж. Кеннеди. Он сумел создать образ молодого, энергичного политика нового поколения, который заявил американцам о намерении вывести США на «новые рубежи». Именно этот образ существенно выделял Кеннеди на фоне зарубежных политических лидеров.

И это несмотря на серьезные проблемы с позвоночником, которые причиняли ему постоянные боли, и болезнь Аддисона. Кеннеди многократно приходилось делать инъекции новокаина <#"justify">1. Загайнов, А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению ? Казань, 2007. ? 256 с.

. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - М. : Макцентр, 1994. ? 59 с.

. Моррис, Д. Игры политиков / Пер с англ. Н. А. Анастасьева. ? М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. ? 381 с.

. Отц Е.В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората. - М. : ПроСофт, 2005. ? 56с.

. Политическая энциклопедия: в 2 т. - М.: Мысль, 1999. - Т. 2. - С.26

. Почепцов, Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - изд. 2-е. - СПб., 2001. ? 152 с.

. Селиверстова Ю.А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация / Ю.А. Селиверстова // Общенациональный научно-политический журнал «Власть» - М., 2011. - №1. ? С. 71-72.

. Смолякова, В.В. Имидж политического лидера в структуре коммуникативного пространства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. № 2. - 2000. ? 109 с.


Теги: Имидж политического лидера. Роль средств массовой информации в построении имиджа политического лидера  Контрольная работа  Политология
Просмотров: 13998
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Имидж политического лидера. Роль средств массовой информации в построении имиджа политического лидера
Назад