Формирование белорусской политической системы: проблемы и перспективы


Реферат на тему:

Формирование белорусской политической системы: проблемы и перспективы


Вряд ли кто-то будет оспаривать, что в Беларуси за последние 20 лет сложилась самобытная и уникальная политическая модель. В своем развитии она прошла несколько значимых этапов. В 1994-1996 годах, после избрания Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, происходил выбор пути дальнейшего развития страны, определение стратегических направлений. В тот период сохранялась поливариантность такого развития. Команда молодого белорусского Президента включала представителей различных политических и идеологических взглядов, внешнеполитической ориентации. На тот период наблюдался и определенный дисбаланс ветвей власти, когда полномочия Президента пересекались со сферой ответственности парламента, что в условиях социально-экономической нестабильности мешало определению четкого пути выхода из кризиса. Становление президентской (исполнительной) вертикали в стране, стремление депутатов парламента сохранить свой статус, к которому они привыкли за предыдущие три-четыре года всевластия Верховного Совета, предопредели ли острый политический кризис 1996 года, разрешившийся референдумом 24 ноября 1996 года и принятием новой редакции Конституции Республики Беларусь.

С 1996 по 2006 год происходило формирование той модели политического развития Беларуси, которая существует и поныне. Значительно укрепилась президентская власть, был создан двухпалатный парламент, наметились и окрепли связи между различными ветвями власти, сформировались свои традиции, устоялась управленческая культура, начала осуществляться государственная идеологическая политика. После выборов 2006 года постепенно наметилась, а затем и набрала силу тенденция к либерализации политической системы. Были внесены существенные изменения в ход избирательного процесса, активизировалось участие партий в политической жизни страны. Это поступательное развитие на некоторое время было прервано политическим конфликтом, который произошел вечером 19 декабря 2010 года, когда часть оппозиционных сил, предчувствуя свое поражение на выборах, предприняла попытку антиконституционных действий с целью срыва избирательного процесса.

Нынешняя политическая система Беларуси сформировалась во многом на «советском субстрате», то есть с учетом того опыта развития, типа политического лидерства, которые существовали в БССР. Это и понятно. Многие современные белорусские руководители состоялись как управленцы именно в тот период. По большому счету, модель правления, которая ныне действует в нашей стране, во многом отражает ожидания, существовавшие у советских граждан накануне перестройки. Они ждали перемен, изменений и политической, и социально-экономической ситуации, но при этом не хотели коренной ломки устоявшегося уклада жизни. То есть речь шла не столько о перестройке, сколько о ремонте советской системы. Такой «ремонт» и был осуществлен в Республике Беларусь. При этом белорусские власти отказались от ряда существенных, но отживших свое атрибутов советской системы: однопартийной диктатуры, «единственно правильной» партийно-государственной идеологии, которая контролировала все сферы жизни, канула в Лету и всесильная репрессивная машина.

Со времени обретения независимости произошли и существенные изменения в функционировании политической системы. На всех уровнях управленческой вертикали возросла концентрация властных полномочий. Скажем, в советский период на уровне района действовал комитет Компартии и фактически подчиненный ему исполком, который формально являлся высшим исполнительным органом власти. Теперь все властные полномочия, и политические, и хозяйственные, сконцентрированы в руках председателя райисполкома. И так по всей вертикали. Кроме того, больше не существует союзного центра, который играл ключевую роль в политической системе Беларуси советского периода. Тогда Москва принимала все важные, значимые решения, контролировала силовые структуры. Сейчас, в условиях суверенного развития, все эти полномочия сосредоточились, вполне естественно, на национальном уровне. Вместе с тем многие традиции, прежде всего в самом стиле управления, методике подбора и расстановки кадров, остались прежними.

Главной отличительной чертой белорусской модели стало прямое народовластие, осуществляемое как через выборы, так и путем республиканских референдумов. Власть в Республике Беларусь делает все возможное для усиления, а также поиска новых форм контроля со стороны общества над работой государственного аппарата. В качестве примера можно привести широкомасштабную кампанию 2010-2011 годов по мониторингу работы с жалобами и обращениями граждан, постоянное совершенствование этой работы.

Еще одна существенная характеристика - это значительная персонификация власти. Действительно, Александр Лукашенко, его политический талант и воля определяют то, как выглядит белорусская власть, как она взаимодействует с гражданами и обществом. Именно Президент является главным центром принятия политических решений.

Для белорусской политической системы характерна апартийность, то есть законодательство предусматривает все возможности для создания и работы политических партий, но при этом их влияние на общественно- политические процессы в стране крайне невелико. В Беларуси, где со времени обретения независимости выборы проходят по мажоритарному принципу, не сработал «закон Дюверже», согласно которому в этом случае должна сложиться двухпартийная система. Прежде всего, именно в силу фактической департизации белорусского общества этого не произошло.

В стране наблюдается повышенная политическая активность общественных объединений, прежде всего РОО «Белая Русь», ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», Федерации профсоюзов Беларуси, Белорусского союза женщин, Белорусского объединения ветеранов и др. Именно их представители зачастую составляют костяк избирательных комиссий, корпуса внутренних наблюдателей. Они же обладают и значительным представительством в парламенте и местных Советах.

Одной из отличительных черт белорусской политической модели является острая конфронтация между действующей властью и ее политическими оппонентами. Фактически оппозиция пребывает в собственной политической реальности. У нее своя символика, идеология, присутствует и внутренняя политическая борьба за влияние в своем кругу. Можно говорить о том, что в Республике Беларусь наблюдаются элементы двух противостоящих политических культур: гражданского большинства (доминирующая) и политической оппозиции (андеграундная). Каждая из них обладает своими идеологическими убеждениями и установками, стереотипами и нормами политического поведения. Что любопытно, подобные нормы и стереотипы уже воспроизводятся и новыми поколениями политиков, представляющих каждую из этих политических культур.

Необходимость определенных модификаций белорусской политической системы вызвана рядом факторов. Во-первых, внутренних. Экономические трудности, проявившиеся в 2011 году, являются индикатором назревшей потребности совершенствования управленческой системы, культуры работы госаппарата, его кадрового обновления. Кроме того, следует учитывать и то, что в Беларуси уже выросла полноценная возрастная генерация граждан, которые родились в суверенном государстве и не помнят времен СССР, а следовательно, в их среде не действуют стереотипы и нормы по- ведения советского общества, поэтому для их политической социализации необходимо применять новые, более современные фор- мы и методы работы. Важным фактором, влияющим на развитие белорусской политической системы, выступает и заявленная правительством широкая программа приватизации, в том числе с участием иностранного капитала, что с неизбежностью ставит вопрос о формах идеологической работы в трудовых коллективах тех предприятий, которые перейдут в частные руки.

Во-вторых, Республика Беларусь является средним (по территории и населению) европейским государством, а потому ее политическая система подвергается существенному влиянию извне, восприимчива к внешним факторам воздействия. В связи с этим следует учитывать новые тенденции в развитии политических систем других государств, прежде всего наших соседей на постсоветском пространстве, культивировать у себя политические институты, которые позволяют более эффективно взаимодействовать с партнерами в международном сообществе. Необходимо учитывать и те негативные аспекты, которые привели к падению ряда политических режимов на Ближнем Востоке в ходе так называемой «арабской весны» 2011 года.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время партийная жизнь в Республике Беларусь значительно оживет и активизируется. По состоянию на 1 января текущего года в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий и 976 партийных организаций, 35 профессиональных союзов и 22 790 профсоюзных организаций, 2325 общественных объединений, из них - 231 международное, 675 республиканских и 1419 местных. Поставлено на учет 35 634 организационные структуры данных объединений. В 2010 году зарегистрированы и поставлены на учет новые организационные структуры 8 политических партий, 608 профессиональных союзов, 4173 иных общественных объединений.

Однако, как уже отмечалось, реальное политическое влияние политических партий на ситуацию в Беларуси весьма ограниченное. Достаточно сказать, что во время выборов депутатов Палаты представителей четвертого созыва в 2008 году из 365 кандидатов в депутаты выдвигаться от политических партий решили только 30 человек, а всего в бюллетени для голосования попали 58 представителей политических партий [1]. В ту избирательную кампанию своих кандидатов выдвинули 8 политических партий, при этом наибольшую активность проявили Коммунистическая партия Беларуси (КПБ) - 15 кандидатов, Объединенная гражданская партия (ОГП) - 13 и Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) - 9. Это меньше, чем на предыдущих выборах 2004 года, когда только от политических партий было выдвинуто 186 партийных кандидатов.

Активность политических партий заметно возросла во время двух прошлогодних избирательных кампаний: выборов в местные Советы депутатов и выборов Президента Республики Беларусь. На местных выборах депутатские мандаты получили 306 представителей 8 политических партий (1,4 % депутатского корпуса), в том числе от Бело- русской аграрной партии Беларуси (БАП) - 28, Белорусской партии левых «Справедливый мир» (БПЛ «СМ») - 2, Белорусской патриотической партии - 1, Белорусской социал-демократической партии (Грома- да) (БСДП(Г)) - 1, Белорусской социально- спортивной партии (БССП) - 2, КПБ - 265, Либерально-демократической партии (ЛДП) - 1, Республиканской партии труда и справедливости (РПТС) - 6 [2]. Нужно отметить определенный, хотя и не очень значительный рост числа партийных представителей в местных Советах. На прошлых выборах в местные органы власти было избрано только 257 членов политических партий.

В ходе кампании по выборам Президента Республики Беларусь, состоявшимся 19 декабря 2010 года, степень участия политических партий на всех этапах предвыборной гонки была еще больше. Так, в участковые комиссии был выдвинут 2881 представитель от 10 политических партий [3]. Это очевидный рост по сравнению с предыдущими выборами. Однако на общем фоне увеличения электоральной активности всех объединений и организаций, а также простых граждан, доля политических партий оказалась не так уж велика - 3,4 %. В территориальные комиссии по проведению президентских выборов было включено 120 представителей 8 политических партий (6 % от общего состава): БАП - 1, БПЛ «СМ» - 5, БСДП(Г) - 1, КПБ - 87, ЛДП - 4, ОГП - 6, ПБНФ - 2, РПТС - 14. Для сравнения, доля представителей общественных объединений в составе территориальных избирательных комиссий составила 880 человек (44 %). РОО «Белая Русь», ОО «БРСМ» включили в состав комиссий этого уровня своих представителей больше, чем все политические партии вместе взятые - по 7,4 % и 7,1 % соответственно, а Федерация профсоюзов Беларуси выдвинула представителей почти в два раза больше - 11,7 % [4].

Самым существенным катализатором оживления партийной жизни в Беларуси должно стать ожидаемое превращение РОО «Белая Русь» в полноценную политическую партию. «Белая Русь» была создана 17 ноября 2007 года [5, с. 21]. Разговоры о том, что эта организация формируется как прообраз партии, которая будет поддерживать политический курс А.Г. Лукашенко, в экспертном сообществе ходили уже с момента регистрации объединения. Однако накануне парламентских выборов 2008 года руководство «Белой Руси» отсрочило реализацию этой идеи. Лидер организации Александр Радьков так обосновал это решение: «Для того чтобы стать политической партией, нужно время, нужно окрепнуть как общественному объединению. Однако мы не исключаем, что в дальнейшем, если мы будем развиваться по принятой на сегодняшний день программе, вопрос о создании политической партии на основе РОО «Белая Русь» станет актуальным» [6]. Очевидно, что за прошедшие почти четыре года объединение действительно окрепло организационно, а также накопило значительный опыт общественно значимой деятельности. Сейчас численность партии превышает 130 тыс. человек. Для мониторинга общественных настроений организация создала более 160 общественных приемных, куда граждане могут жаловаться на бездействие чиновников [5, с. 21]. И вот недавно, в августе этого года, председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анатолий Рубинов, находясь в Шкловском районе Могилевской области, заявил, что «Белая Русь» готова стать партией. «Бесспорно, вся инициатива должна исходить от людей, - отметил он. - Но по настроению я понимаю, что организация созрела к тому, чтобы повысить свою политическую роль, более активно проявлять себя» [7]. Судя по всему, процесс создания крупной центристской партии на основе «Белой Руси» (как вариант, ее названием может стать «Партия народного единства») вступил в завершающий этап. Безусловно, в целом это положительное явление, поскольку придаст дополнительный импульс политической жизни Беларуси, сделает ее динамичнее. Однако, учитывая опыт других стран, прежде всего России, а также исторический опыт Советского Союза, следует избежать ряда опасностей и ошибок, которые могут возникнуть на пути строительства новой партии.

Прежде всего, пока у «Белой Руси» наблюдаются серьезные проблемы с идеологией. Поддержка курса Президента Республики Беларусь - это стратегия, но никак не идеология. Руководству партии, простым членам организации следует определиться, лучше всего на основе широкой внутренней дискуссии, с будущей идеологической доктриной. Учитывая заявления лидеров партии, поддержку с их стороны действующей государственной идеологической политики, это может быть нечто среднее между умеренным социализмом и консерватизмом с опорой на традиционные для нашего общества ценности и социально ориентированное государство. Но эту идеологию следует четко сформулировать еще до самого момента преобразования в партию. Именно идеология скрепляет настоящую политическую партию, делает ее живой, отвечающей требованиям времени и общества организацией.

Правда, сейчас в политологических кругах бытует идея так называемого «антиидеологизма». Иногда даже говорят о конце идеологии как таковой. На самом деле, история знает только один пример успешного и долгого существования правящей партии без какой-либо устойчивой и четко выраженной идеологии. Это Институционно- революционная партия, которая находилась у власти в Мексике с 1929 по 2000 год. Но ее антиидеологизм был вынужденным, поскольку основатель партии президент Плутарко Кальес, убежденный атеист, за время своего правления закрутил такие идеологические гайки, проводя политику борьбы с церковью, что это вызвало гражданскую войну. Да и антиидеологизм был скорее призрачным, поскольку Институционно- революционная партия всегда тяготела к социализму. Не зря именно в Мексике нашел свой последний приют Лев Троцкий.

В качестве типичного примера партии без идеологии обычно приводят «Единую Россию». Но это явно не приносит ей политических дивидендов и не прибавляет авторитета в глазах избирателей. В последнее время эксперты отмечают падение рейтинга этой правящей в России партии. Не зря Владимир Путин даже был вынужден создать «Общероссийский народный фронт», чтобы хоть как-то подпереть валящуюся правящую партию. К тому же и сами лидеры «Единой России», и обслуживающие их политтехнологи понимают ущербность существования партии без идеологии. Борис Грызлов, выступая на XI съезде «Единой России» в ноябре 2009 года, провозгласил, что официальной идеологией партии будет консерватизм. Однако идеологию нельзя создать искусственно, тем более навязать ее членам партии спустя десять лет после ее создания. Это заведомо мертворожденное дитя.

Поэтому отцам-основателям «Белой Руси» следует избежать этих ошибок и уже сейчас, не теряя времени, заняться детальной разработкой идеологической платформы будущей партии. Вот что пишут о функциях идеологии представители политологической школы Белгосуниверситета: «Пока существует глубоко социально- стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально- группового мышления. Легитимируя власть определенных социальных сил, политические курсы и режимы, идеология является существенным элементом властеотношений в политике. Идеология всегда практически ориентирована на действие, она предназначена для идейной и целевой ориентации политического поведения» [8, с. 346]. Трудно не согласиться с коллегами. Для партии идеология - это и программа действия, и цемент, который укрепляет внутрипартийное единство, и своеобразный идентификационный код, позволяющий искать союзников, в том числе за рубежом.

Еще один вызов на пути нового партийного строительства - это опасность создания однопартийной или полуторапартийной системы (когда существует одна доминирующая и несколько декоративных партий). История, в том числе советская, доказывает, что подобные партийные системы с точки зрения политической эффективности крайне неудачны, поскольку требуют больших затрат на их поддержание. Кроме того, Александр Лукашенко пришел к власти в 1994 году и состоялся как Президент не в качестве лидера, представляющего интересы одной отдельно взятой партии (что, кстати, запрещено Конституцией Республики Беларусь), а как лидер всей нации. Поэтому при активизации политической жизни наиболее эффективна опора на несколько политических партий - так называемся зонтичная структура, при которой одна или несколько партий могут играть приоритетную роль.

Важно, чтобы не произошло огосударствление новой партии - чтобы она не стала «партией власти» в худшем понимании этого слова, когда райкомы смыкаются с райисполкомами и так по всей вертикали. В этом случае вообще теряется смысл партийного строительства.

Активизация партийной жизни неизбежно повлечет и новые изменения в избирательной системе. В 2010 году, накануне выборов Президента Республики Беларусь, в отечественное законодательство были внесены изменения, которые означали существенную модификацию избирательного процесса. Отныне стало проще и зарегистрировать инициативную группу по выдвижению кандидата, и собрать подписи избирателей. Оживился агитационно- пропагандистский этап избирательной кампании благодаря тому, что пикеты по сбору подписей не подпадают под закон о массовых мероприятиях и их можно проводить в любых не запрещенных местах. Белорусские граждане уже сумели убедиться в действенности такой формы во время президентских выборов. Коснулись изменения и финансирования избирательной кампании. Кандидаты в депутаты могут создавать собственные фонды, которые можно будет формировать как из бюджетных средств, выделяемых зарегистрированным кандидатам, так и за счет собственных или спонсорских денег.

В настоящее время наиболее обсуждаемым является вопрос перехода к пропорциональному представительству в Национальном собрании. При этом вряд ли приходится говорить, что страна в обозримом будущем перейдет к полностью пропорциональной системе. Кроме того, пропорциональная система противоречит сложившемуся принципу народовластия, когда каждый депутат держит напрямую отчет перед своими избирателями. Вместе с тем элементы пропорциональной системы необходимы. Например, политическая партия выдвигает в нескольких округах своих кандидатов в депутаты. Они не побеждают, поскольку набирают голосов меньше, чем их конкуренты, однако процент проголосовавших за них колеблется, скажем, от 5 до 25. Получается, что мнение этих избирателей при мажоритарной системе оказывается неучтенным. Пропорциональная система позволяет учитывать и мнение такого меньшинства. В связи с этим наиболее продуктивным представляется переход к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, когда часть депутатов избирается по партийным спискам, а часть - по-прежнему в избирательных округах. Смешанная система сочетает в себе достоинства и пропорциональной, и мажоритарной. В этом случае невозможно заручиться только голосами по партийному списку, необходимо иметь также кандидатов, которые победили в одномандатных округах. Люди должны знать своих избранников - принцип народовластия не нарушен, а народное представительство в органах власти не обезличивается.

Следует учитывать, что переход к смешанной избирательной системе повлечет ряд последствий. Во-первых, это неизбежно вызовет изменения в законодательстве, в том числе в Конституции Республики Беларусь и Избирательном кодексе. Отсюда встает вопрос, адресованный ученым-правоведам: потребует ли это проведения референдума или речь может идти о той части Конституции, которая не предполагает обязательного вынесения возможных изменений на общенародное голосование? Во-вторых, в настоящий момент на 110 депутатских мандатов имеется такое же количество избирательных округов. Если часть членов Палаты представителей будет избираться по партийным спискам, то следует либо увеличивать количество мест в нижней палате парламента, что вряд ли возможно в настоящий момент, либо существенно сокращать количество избирательных округов. А это может вызвать недовольство на местах среди самих избирателей. И сейчас нередки случаи, когда в один округ объединены 2-3 административных района. В-третьих, введение смешанной избирательной системы не остановится только на республиканском уровне. Скорее всего, такая же система будет введена и на местах. И там тоже придется либо увеличивать количество местных представителей, либо существенно сокращать представительство избирателей в местных органах власти.

Сейчас трудно сказать, ожидают ли существенные перемены идеологическую сферу. На самом деле, идеологическая политика, проводимая в Республике Беларусь, достаточно успешна и дает свои конкретные результаты. В связи с этим можно сослаться даже на данные исследователей, которые вовсе не являются сторонниками действующей власти. В 2009 году в рамках кампании «Будзьма» базирующимся в Литве «Белорусским институтом стратегических исследований» и лабораторией аксиометрических исследований «НОВАК» под руководством Виталия Силицкого и Надежды Ефимовой в Беларуси было проведено исследование «Чем нам гордиться: историческая память, национальные герои и бренды глазами современных белорусов». Его результаты весьма показательны. Среди опрошенных 72,6 % считают принятые на референдуме 14 мая 1995 года государственные символы одновременно и национальной символикой. При этом 51,8 % считают белорусов отдельной нацией с отдельной историей и культурой, а 41,9 % полагают, что вместе с украинцами и русскими белорусы составляют триединую славянскую нацию. Подобные представления практически полностью совпадают с теми идеологическими установками, которые за последние 17 лет проводились в белорусском обществе.

Любопытны и пристрастия белорусов в культуре. Лучшим литературным произведением белорусского автора опрошенные признали «Люди на болоте» Ивана Мележа, а лучшим писателем назвали Яку- ба Коласа (28,2 %) и Янку Купалу (26,7 %). Лучшей музыкальной группой признаны «Песняры» (39,8 %). Лучшими современны ми исполнителями стали Ядвига Поплавская (8 %), Александр Тиханович (7,9 %) и Ирина Дорофеева (7,6 %). Справедливости ради нужно признать, что 34,6 % респондентов не интересуются белорусскй эстрадой и не смогли назвать ни одного имени.

Самыми популярными историческими персонажами, по результатам опросов, стали Франциск Скорина (24,9 %), Петр Маше- ров (12,7 %), Кастусь Калиновский (7,1 %) и Евфросинья Полоцкая (4,1 %) [9].

Правда, нельзя согласиться с выводами, которые сделали авторы исследования. По их словам, в белорусском обществе произошла «десоветизация» исторического мировоззрения, а большая часть белорусов (около половины) не способна к содержательной символичной идентификации белорусского мира. Такую ситуацию исследователи назвали «переходным вакуумом», когда старые советские символы, идеи и герои отошли, а новые еще не оформились.

Откуда такой вывод? Возможно, из того, что 38,1 % считают главным источником национальной государственности Великое Княжество Литовское? Но этот исторический образ есть и в официальном государственном идеологическом контенте. Скорее, показательными являются ответы на вопрос, что является архитектурным символом Беларуси. На первое место респонденты поставили Мирский замок (17,7 %), сооруженный в XVI веке, но восстановленный и ставший брендом в период правления А.Г. Лукашенко, на втором месте - Брестская крепость (9,5 %), типично советский символ, остающийся актуальным и в современной Республике Беларусь, на третьем находится наиболее знаковое современное сооружение суверенной Беларуси, «алмаз знаний» - Национальная библиотека (5,7 %).

Выходит, и в культурном пространстве, и в сфере идеологии также наблюдается преемственность между советским прошлым Беларуси и современным суверенным периодом. При этом практически ни один из символов, слоганов, выдвигаемых оппонентами действующей власти, не является популярным, по-настоящему народным. В топ-лист попадают только те из них, которые одинаково принимаются и действующей властью. Можно с уверенностью сказать, что политическое и историческое сознание современных белорусов сформировалось под приоритетным влиянием тех установок, символов, постулатов, которые были сформированы официальной идеологией в период президентства А.Г. Лукашенко. И это блестящее политическое достижение.

В плане модификации идеологической политики речь может идти о совершенствовании ее организационных механизмов, более качественном отборе кадров, особенно на уровне местных органов власти, а также предприятий и организаций. Зачастую заместитель руководителя по идеологической работе - это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Руководство предприятия и коллектив воспринимают его как высокопоставленного массовика-затейника, организатора корпоративных мероприятий, который вспоминает о своей политической функции только на период избирательных и подписных кампаний. Это извращает суть идеологической работы, понижает ее продуктивность. Подобная негативная тенденция будет только усиливаться с переходом ряда предприятий в частные руки. Поэтому уже сейчас необходимо продумать комплекс мер по совершенствованию подбора и расстановки идеологических кадров. Возможно, в нынешних условиях было бы целесообразным назначать заместителей руководителей предприятий и организаций на государственном уровне лишь при согласовании с администрацией самого предприятия.

Конечно, белорусская политическая система за прошедшие годы доказала свою устойчивость и эффективность. Сформированная на принципах подлинного народовластия, она явилась одним из ключевых факторов успешного развития страны и выдержала серьезные вызовы, в том числе атаки извне. Проведение нескольких избирательных кампаний различного уровня и референдумов, обеспечение устойчивой и слаженной работы всех ветвей власти, сохранение политической стабильности в условиях нескольких волн «цветных революций» - все это в позитивном зачете отечественной политической модели. Однако очевидно, что дальнейшее успешное развитие возможно только при условии, если политическое руководство страны сумеет обеспечить определенную модификацию системы на марше. Ведь стабильность может быть долговременной только в обществе, которое способно к периодическому обновлению.


Литература

страна власть парламент президентский

1. Сведения о лицах, выдвинутых кандидатами в депутаты [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. - Режим доступа: #"justify">. Сведения о составе избранных депутатов местных Советов депутатов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. - Режим доступа: #"justify">. Сведения о выдвижении представителей в состав участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. - Режим доступа: #"justify">. Сведения о составе территориальных комиссий по выборам Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. - Режим доступа: #"justify">. Шарай, Н. «Белая Русь» - это белорусский ОНФ / Н. Шарай // Союзное государство. - 2011. - № 7.

. «Белая Русь» пока не стремится стать политической партией - А. Радьков [Электронный ресурс] / Портал информационного агентства «Интерфакс-Запад». - Режим доступа: #"justify">. Анатолий Рубинов: «Белая Русь» готова стать партией [Электронный ресурс] / Портал информационного агентства «БЕЛТА». - Режим доступа: #"justify">. Решетников, С.В. Политология: учебник / С.В. Решетников [и др.]; под ред. С.В. Решетникова. - 7-е изд., испр. - Минск, 2011.


Теги: Формирование белорусской политической системы: проблемы и перспективы  Реферат  Политология
Просмотров: 40418
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование белорусской политической системы: проблемы и перспективы
Назад