Конфликтное измерение национальной безопасности в современной России


КОНФЛИКТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Дипломная работа


Содержание


Введение

Глава первая. Конфликтная методология анализа национальной безопасности

.1Конфликтные способы взаимодействия в социуме

.2Роль конфликта в социальном развитии

Глава вторая. Влияние конфликта на систему национальной безопасности

.1 Понятие «национальной безопасности» РФ

.2 Конфликт и национальная безопасность

Глава третья. Конфликтные угрозы национальной безопасности РФ

.1 Внутренние конфликтные угрозы национальной безопасности

.2 Внешние конфликтные угрозы национальной безопасности

Заключение

Список литературы


Введение


Такое состояние общества как «национальная безопасность» существовало на протяжении всей долгой истории России и продолжает существовать по сей день. Проблема безопасности является теоретической и практической проблемой, и возникает тогда, когда собственность не принадлежит одному лицу, когда люди перестают быть собственностью, а свободы и права человека становятся принципом организации общества. Необходимо отметить, что в различные исторические эпохи развития государственности России и данное понятие так или иначе меняло свое содержание, так же как и принципы обеспечения национальной безопасности страны. Некоторые понятие, определяющие его, заменялись или дополнялись. Вместе с тем, изменялся и угол измерения и анализа данного социального явления, как с конфликтологической, так и политической, экономической, социологической, военной, исторической, психологической и других точек зрения. Что становится объяснимо при обращении к изучению общей системы «национальной безопасности», что становится невозможным без интеграции различных дисциплинарных подходов, различных научных знаний.

Целью данного исследования является изучение предмета данного исследования, то есть национальной безопасности в современной России, в сфере конфликтного измерения. Национальная безопасность рассматривается с точки зрения роли и значения конфликтов в становлении и развитии безопасности, тогда как конфликтное взаимодействие оказывает влияние на национальную безопасность. В свое время конфликт рассматривается как способ взаимодействия, находящийся внутри безопасности, оказывая влияние изнутри, с другой же стороны конфликт есть внешнее давление и угроза. Поэтому целью исследования является анализ роли и значения конфликта в становлении национальной безопасности или в анализ механизма влияния конфликта как способа негативного взаимодействия на национальную безопасность.

Задачи, которые ставились перед исследованием конфликтных измерений национальной безопасности в современной России, могут быть сформулированы как изучение целей, задач и способов достижения безопасности в обществе, и вокруг него; разрешения, управления и противодействия возможным конфликтам.

Такие факторы как переход к рыночным отношениям, постоянное реформирование институтов государства, будь то судебная власть, будь то правоохранительная система, коррупция, оказали влияние на нынешнем положении национальной безопасности.

В эпоху глобализации ценности и интересы Российской Федерации сталкиваются с другими мировыми культурами, такие столкновения происходят постоянно. С целью предотвращения конфликта между ними необходима разработка современной стратегии национальной безопасности.

Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения всех необходимых благ для существования развитого и защищенного общества. В системе национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается приоритет экономических факторов в социальной сфере, что отмечается принципиально важным для укрепления государства.

Понятие национальной безопасности также включает в себя такие конфликтные сферы в обществе как интересы граждан в сфере реализации своих конституционных прав личности и гражданина, достижения и поддержания общественного согласия в российском обществе, укрепления механизмов правового регулирования конфликтных взаимоотношений в обществе.

Так же многие авторы уделяют большое внимание историческому аспекту становления системы национальной безопасности Российской Федерации, что является важным и необходимым условием глубокого анализа данного явления.

Данное научное исследование базируется на основе системного подхода к анализу национальной безопасности, а также исторического подхода, основанного на выявлении исторических фактов, изучении возникновения и развития данного предмета исследования в хронологической последовательности с целью обнаружения свойств и тенденций развития национальной безопасности в Российской Федерации. Национальная безопасность рассматривается как политика государства, направленная на защиту интересов государства, общества и личности. Официальные статистические данные, данные Internet сайтов, периодической печати служили эмпирической базой исследования.

Научная новизна данного исследования создает массу сложностей с поиском литературы, тема нераскрыта на современном этапе, не является сферой научных исследований многого числа авторов, хотя и актуальна. Данная проблема объясняется новизной проблемы, которая стоит перед государством и обществом, слабой разработанностью этой проблемы, которая связана с малочисленной литературой по данной проблематике. Среди основных положений, которые демонстрируют научную новизну данной темы, можно отметить недостатки Концепции национальной безопасности; социальная напряженность, обусловленная недовольством населения, вызванным занимаемым ими положением в обществе, что может выразиться в форме конфликта (особенно сейчас, когда стоит страх перед кризисом); существование угроз внутриполитической безопасности и прочее.

В Российской Федерации после распада Советского Союза имела место смена научной парадигмы, а также произошел процесс поиска новой идентичности, как внутриполитическом смысле, так и во внешнеполитическом. Данное обстоятельство сильно повлияло на сложность разработки такой категории как «национальная безопасность».

В работе рассмотрены многочисленные противоречия, касающиеся отсутствия единого мнения по вопросам национальных интересов, моделей экономических и политических систем. В таких условиях сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованными от прошлого или порожденных настоящим.

В связи с этим весьма актуальным становится изучение интеллектуальных истоков российских теорий безопасности, трактовок «национальной безопасности», изучение сущности международной безопасности, оптимальных моделей устройства мира.

В Советском Союзе понятие «национальной безопасности» отсутствовало, речь шла лишь о международной безопасности. Со временем произошли изменения, и в 1990-х годах понятие «национальной безопасности» стало включать в себя не только военно-политическую сферу, но и экономическую, экологическую и демографическую. Стало уделяться внимание видам и уровням безопасности, операционным моделям, режимам и институтам международной безопасности, роль Российской Федерации в системе международной безопасности и отдельных режимах безопасности (региональных и функциональных).

Однако до сих пор предметная область сферы национальной безопасности окончательно не оформлена, а также не сформирована структурная база данной области.

Источниками теории безопасности Российской Федерации в постсоветский период были западные теории, основанных на парадигмах реализма, либерализма и глобализма, а также постпозитивизма. А также идеи евразийства, идеи Данилевского Н.Я., славянофильство, взгляды русской религиозной философской школы конца XIX-начала XX вв.

Перед Российской Федерацией стоял ряд новых нерешенных проблем, таких как незащищенность новообразованных государственных границ, незаконная миграция, терроризм, наркоторговля, контрабанда, религиозный, национальный и политический экстремизм, сепаратизм, притеснения русскоязычных в бывших советских республиках, массовые заболевания и эпидемии (СПИД, мультирезистентный туберкулез, дифтерия, гепатит и пр.).

Таким образом пришло осознание необходимости переключения внимания от проблем исключительно международной безопасности к национальным угрозам внутреннего характера. Процесс формирования теории национальной безопасности совпал с рядом внешнеполитических событий, которые не могли не оказать влияние на данный процесс. Речь идет о процессе глобализации и распаде СССР, что породило угрозы национальным традициям и ценностям, суверенитету различных государств.

Глава I. Конфликтная методология анализа национальной безопасности


1.1Конфликтные способы взаимодействия в социуме


Социум представляет их себя социальную систем <#"justify">·расовая,

·половая,

·возрастная,

·семейная,

·государственная,

·языковая,

·профессиональная,

·имущественная,

·территориальная,

·правовая,

·религиозная,

·партийная,

·психоидеологическая.

Изучение социальных групп, их классификаций и характеристик является важной составляющей анализа движущих сил политической жизни общества, и развития общества в целом, а также при анализе предотвращения и мирного регулирования возможных конфликтов в обществе.

Действительно, именно такое представление о конфликте и делает конфликтологию междисциплинарной наукой. Конфликтное взаимодействие в обществе для индивидов является нормой, а согласованность действий отступает на второй план. Конфликтное же взаимодействие становится необходимой реальностью в жизни, это можно сравнить с борьбой за выживание.

Для того, чтобы такая тенденция не «отменила» полностью согласованные связи в обществе конфликтологии на помощь приходит право, принуждение.

Конфликтное взаимодействие в обществе возникает под влиянием таких факторов как: конкуренция, неравное распределение власти, неформальные и незначимые отношения между личностями в обществе. Многие авторы считают, что любое конфликтное взаимодействие личностей, объединенных в группы или слои в обществе, являются отражением внутренних личностных конфликтов. Поэтому все конфликты, проявляющиеся в обществе, классифицируются так же как и конфликты личностные, то есть как мотивационные, когнитивные, ролевые. Для мотивационных форм конфликтное взаимодействия в обществе характерны столкновения противоречивых целей, стремлений, планов личностей, принадлежащих этому обществу. Для когнитивного конфликта в обществе характерно столкновение несовместимых систем ценностей, взглядов, точек зрения, интересов участников конфликта.

Ролевым же конфликтам в обществе характерны нарушения норм или правил взаимодействия. Причинами ролевых конфликтов могут служить столкновения функций, которые исполняют участники конфликта, а так же конкуренция при приеме на работу, например, или стремление личности или группы занять должное место в обществе, определенную роль играть. Ролевой конфликт может возникнуть при стремлении достичь определенный статус в обществе, при столкновении ролевых обязательств и внутренних качеств личности или группы общества. Так же играет роль ролевая подготовка к тому статусу или положению в обществе, важно, чтобы личность, группа, слой общества были готовы к будущей роли, правильно ее понимали, которую они достигли в обществе. Необходимо обучение формальным и неформальным правилам социального поведения для правильного исполнения социальной роли.

Таким образом, можно отметить, что ролевой конфликт в обществе может проистекать как внутри границ одной роли личности, так и между ролями. Ролевые конфликты в обществе становятся неощутимо только в случае интеграции культуры, то есть при наличии единых традиционных культурных комплексов, а так же социальной интеграции.

Ролевые конфликты в сложных обществах, без высокоинтегрированной традиционной культуры, представляют серьезную социальную проблему.

Существует два подхода, используемых при анализе структур любого общества: групповой и классовый подходы. Опираясь на групповой подход можно прийти к выводу о том, что наиболее благополучной группой в обществе становится та, которая оказывает наибольшее влияние на поведение большего количества отдельных индивидов. Помимо этого, конечно, существуют и внутренние групповые факторы, влияющие на успешность развития социальной группы в обществе, например: солидарность между участниками, степень распространенности группы, количество членов социальной группы.

Степень взаимодействия между членами общества определяет степень интенсивности конфликтного взаимодействия. Тесное взаимодействие членов общества вызывает большую опасность для общества. Общество представляет из себя систему множества взаимодействий, в которой существует множество социальных групп, так или иначе сталкивающихся периодически между собой.

Увеличение числа и интенсивности конфликтных взаимодействий в Российской Федерации обусловлено резким переходом от тоталитаризма к демократии, к становлению гражданского общества, в то время как раньше все недовольства и требования общества игнорировались, теперь же стали допустимы различные социальные устремления и интересы. Таким образом резко обострилась борьба за статусы и ресурсы, права личностей, общественных движений, политических партий, национальных общностей, социальных образований, движений и институтов. Следует отметить, что важнейшим признаком гражданского общества является наличие свободного общества, то есть объединения равноправных, автономных и активно действующих индивидов, самоорганизующихся групп, прямо не зависящих от самого государства. В таком обществе личности реализуют свои собственные потребности и желания, стремятся к достижению своих целей. А также как один из признаков гражданского общества в России, свободное распространение информации становится средством вступления членов общества во взаимодействие, в том числе и конфликтное.

Все конфликты, подавлявшиеся при тоталитаризме, теперь выплеснулись, сопровождаясь потерей ценностных ориентиров в обществе. При переходе от одной системы к другой число групп населения, находящихся между разными слоями или классами этого общества, становится намного больше.

В современной России ситуация с дифференциацией населения прикрывается утверждением преобладания «среднего класса», стремлением к нему. Однако, это зарывает противоречия, существующие между реально существующим и преобладающим классом малообеспеченного населения и довольно узким слоем обеспеченных граждан. Наличие обширного среднего класса в обществе является обязательным условием баланса социальных интересов и общественных предпочтений.

Уровень и качество жизни, профессиональную ориентацию, экономические приоритеты, основные ценностные установки являются показателями социальной структуры современного общества. По всем показателям можно наблюдать ухудшение и деформирование социальной структуры общества, что явилось следствием затяжного переходного процесса.

В современной России имеет место такая аномалия как несоответствие уровня образования и качества исполнения труда с уровнем оплаты труда. Научные работники, учителя, врачи, работники культуры имеют качественное образование, но очень низкие доходы. А взаимосвязь образования, профессии и дохода является обязательным основанием общества.

Следует отметить так же конфликтное взаимодействие между сущностью проводимых экономических и налоговых реформ и ожиданиями и стремлением большинства населения Российской Федерации. Имело место углубление экономических реформ, увеличение темпов роста экономики, и в то же время сокращение области свободы прессы и демократических изменений.

Процветание коррупции является еще одной областью конфликтного взаимодействия в современном российском обществе. Государство является в данном случае такой же жертвой коррупции, как и само население, так как средства, присвоенные коррумпированным чиновником, по закону принадлежат государству и населению.

Признаками коррупционного преступления являются: подрыв авторитета службы, органа государственной власти; незаконный характер получения средств, льгот, привилегий; наличие акта бездействия у совершающего преступления, без дополнительных средств, льгот, привилегий, то есть преследование корыстной заинтересованности, цели.

Согласно современным оценкам коррупции на 2008г. Российская Федерация занимает 147 место, с индексом 2.1. Конечно, коррупция имеет место в любом обществе, где предусмотрено делегирование власти отдельным социальным институтам. Как отмечено в Предисловии к «Основам борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения)» под редакцией Максимова С.В. «Предупреждение коррупции должно иметь приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением (в частности, репрессивными)». Под коррупцией мы понимаем подкупаемость и продажность чиновничьего аппарата, должностных лиц и т.д.

Антикоррупционный потенциал важен для существования бесконфликтного общества. При переходе в начале 1990-х годов от тоталитаризма к демократии многие демократические институты были уничтожены и до сих пор не восстановлены, например: «общественные правоохранительные организации населения (более чем 12-миллионная организация добровольных народных дружин по обеспечению общественного порядка, 500-тысячная организация народных контролеров) и общественные помощники должностных лиц правоохранительных органов, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка, общественные советы милиции и населения и многие другие, деятельность которых создавала атмосферу нетерпимости к правонарушениям».

Система сдержек и противовесов, а также другие принципы подотчетности в демократии созданы именно для устранения коррупции, но на практике получается, что она лишь сужает сферу распространения коррупции.

Бюрократическая система управления Российской Федерации делает уязвимой государство. Такая система управления, основанная на иерархии, призвана выполнять поставленные перед нею задачи эффективным способом. Важным признаков бюрократической системы управления является существование и рост слоя "бюрократов" - особой профессиональной части управляющего аппарата. В Российской Федерации понятия бюрократии воспринимается в негативном смысле в силу своей неэффективности и чрезмерной формализованности. Зачастую правила и задачи функционирования государства подчиняются целям сохранения и укрепления бюрократии. Например, сотрудниками Центробанка России являются 82 тысячи человек, эта цифра в три раза превышает численность сотрудников Федерального резервного банка Соединенных Штатов Америки - страны, численность населения которой вдвое больше численности населения Российской Федерации, а ВВП в 20 раз превышает аналогичный показатель для России.


1.2 Роль конфликта в социальном развитии


В любом обществе постоянно содержатся потенциально возможные конфликты, характер которых будет зависеть от характеристик самого общества.

Конфликт (лат. «конфлитус» - столкновение; «confligere» - ударить вместе) рассматривается учеными как столкновение сторон, обострение противоречий. Понятие само по себе носит негативный характер, однако, в некоторых случаях конфликт бывает полезен, так как является способом разрешения противоречий в обществе, между отдельными личностями или другими субъектами.

Для общества благоприятны конфликты, которые не затрагивают основы его существования. Такие конфликты служат неким способом переоценки норм и правил, характерных обществу, норм, которые необходимо соблюдать в этом обществе. Для того, чтобы конфликты внутри общества способствовали ее развитию, общество должно иметь уравновешенные отношения со внешней средой, а не находиться в состоянии противоборства с другими обществами.

Конфликт внутри общества может выступать в роли средства переформирования норм и отношений в обществе в связи с какими-либо новыми условиями. Таким образом, конфликт внутри общества способствует созданию условий равновесия и стабильности в обществе, постоянно образовывая новые нормы и правила.

Так же необходимо отметить, что конфликты внутри общества создают почву для развития индивидуальной активности членов общества. Личности формируются в группы по интересам, занимают определенные стороны в конфликте.

Конфликты же между обществами, то есть вражда, направленная на другое общество, отражается негативно на этом обществе, и является следствием нерешенных внутренних проблем, конфликтов, напряжений и противоречий. То есть общество, нуждается во внешнем конфликте, чтобы решить свои внутренние проблемы, неразрешенные противоречия, которые исчезают благодаря объединению общества против общего врага, то есть другого общества. Тот же самый механизм действует так же и в конфликтах между разными группами или слоями общества, то есть конфликт неизбежен, необходим для сплочения нескольких личностей или групп личностей против общего «врага».

Причина конфликтного взаимодействия в обществе - социальная дифференциация, социальное неравенство, то есть расслоение общества. Социальная дифференциация есть «как наличие в обществе социальной структуры, так и процесс, ведущий к возникновению новых видов деятельности, ролей <#"justify">Глава II. Влияние конфликта на систему национальной безопасности


2.1 Понятие «национальной безопасности» РФ


Современная ситуация вокруг Российской Федерации определяет актуальность темы, связанной с защитой интересов и обеспечением национальной безопасности страны. Особенно тема актуальна в связи с постоянным нарастанием внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны после распада СССР и перехода страны на рыночную экономику. Преодоление таких угроз становится невозможным без определения самой сущности такого явления как «национальная безопасность».

«Национальная безопасность» - это некая социально-философская категория, которая не определена еще в современной науке в полной мере. «Национальную безопасность» определяют как защиту от угроз интересам личности, общества или государства, различных по своей природе, внутренних или внешних. «Национальная безопасность» Российской Федерации имеет своей целью достижение достойного существования, благосостояния, как самого государства, так и народа, общества, отдельной личности, групп интересов и прочих объединений.

Принято считать, что основой «национальной безопасности» являются сохранение всех признаков государственности и суверенитета страны (таких как территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела государства), высокий уровень политического и экономического развития в стране, высокие или нормальные условия жизни населения и прочие условия достойного существования государства. Суверенитет государства предполагает полновластие государства на своей территории (внутренний суверенитет или суверенитет в государственно-правовом смысле), и независимость от другого какого-либо государства во внешних (внешний суверенитет) или внутренних делах (часть внутреннего суверенитета). Суверенитет в международно-правовом смысле означает независимость, что шире понятия внешнего суверенитета.

В работе Холмова Ю.П. «Предмет национальной безопасности» целями, которым служит Национальная безопасность Российской Федерации выражается: «благополучия всем гражданам и семьям, целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интересами».

«Национальная безопасность» определяется как «совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей».

Основными принципами «национальной безопасности» являются:

1.соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

2.единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

3.реальность (с учетом имеющихся ресурсов, средств) выдвигаемых задач;

4.соблюдение норм международного права и российских законов - при осуществлении мер принудительного характера (в т. ч. с использованием военной силы);

5.сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий в этой области органам государственной власти, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В условиях глобализации обеспечение национальной безопасности одного государства напрямую связано с обеспечением национальной безопасности других государств. Отсюда возникает понятие коллективной безопасности, достижение чего является целью таких международных организаций как Организация Объединенных Наций, Организация Северо-Атлантического договора, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Целью этих международных организаций является поддержание мира и безопасность в мире, что отражено в соответствующих уставных документах. В Уставе ООН, вступившем в силу 24 октября 1945г., целью указывается: «Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Объединенные усилия для обеспечения безопасности имеют более эффективные результаты, т.к. решать в одиночку такие проблемы становится невозможным в силу их глобальности.

Основными средствами обеспечения национальной безопасности принято считать дипломатические усилия по предотвращению конфликтов, контроль над вооружениями, развитие доверительных отношений в мире, защита прав человека, построение демократических институтов, а также обеспечение безопасности в иных аспектах, таких как экономическая, информационная, экологическая, правовая, духовно-нравственная, социальная.

В современном мире все больше обращаются к политическим инструментам обеспечения национальной безопасности, таким как заключение договоров и соглашений о сокращении вооружений, о военном и политическом сотрудничестве и прочем. Однако, следует понимать, что обеспечение национальной безопасности - не только своевременное предотвращение каких-либо угроз, но и создание достойных условий, стимулирующих развитие общества.

Основные задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации были изложены в Концепции Национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01. 2000 года):

.своевременное выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

.обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

.подъем экономики страны;

.обеспечение личной безопасности человека и гражданина;

.совершенствование системы государственной власти Российской Федерации;

.законопослушность граждан;

.равноправие и взаимовыгодное сотрудничество с ведущими государствами мира;

.высокий уровень военного потенциала государства;

.нераспространение оружия массового уничтожения;

.улучшение экологической ситуации в стране.

Концепция Национальной безопасности Российской Федерации является системой взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства, этот политический документ отражает политику и стратегию государства в сфере национальной безопасности. «Национальная безопасность» в данном документе определяется как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Национальная безопасность призвана обеспечить национальные интересы страны, то есть интересы личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальными интересами государства являются обеспечение прав и свобод личности («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»), высокий уровень жизни населения, создание правового социального государства, суверенитета и территориальной целостности страны, незыблемость конституционного строя, а также сохранение окружающей среды и многое другое. Национальные интересы государства являются всеобъемлющими и многочисленными, что понятно, т.к. они составляют основу национальной безопасности, что в свою очередь содержит все важнейшие принципы и направления государственной политики страны.

Экономический аспект обеспечения национальной безопасности страны объявляется приоритетным по сравнению с другими аспектами.

Сама система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту интересов государства, общества и личности.

Разработка и осуществление планов, формирование сил и средств обеспечения национальной безопасности - это задачи системы национальной безопасности. Структуру системы национальной безопасности составляют органы и силы безопасности; государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности; а также отдельные личности, граждане государства, реализующие меры по обеспечению национальной безопасности государства, такие как: защита национальных интересов, ведение дипломатической политики, поиск стратегических союзников, быстрое реагирование на угрозы, способность нанесения ответного удара.


2.2 Конфликт и национальная безопасность

конфликт национальный безопасность государство

В силу того, что понятие «национальной безопасности» ассоциируют с давними представлениями защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности, под защитой имеются в виду силовые методы. Именно эти методы и имеют место быть в современном мире. Их представляют законодательные, правоохранительные органы власти и органы безопасности страны.

Методы защиты государства, общества и личности постоянно укрепляются и совершенствуются под угрозой опасностей: террористических угроз, роста преступности, конфликтов и т.д.

Чтобы избежать конфликтов внутри государства (в качестве субъектов могут выступать и личности, и общество, и государство) необходимо не только укреплять органы защиты национальной безопасности Российской Федерации, но и создавать условия мирного существования внутри государства. Именно поэтому в современной России разрабатываются целые системы и различные мирные стратегии защиты от конфликтов: политических, социальных, и других.

Понятие «национальная безопасность» включает в себя политический конфликт, оно допускает этот тип конфликта в пределах норм правого порядка.

Политический конфликт, как «разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы», представляет из себя некий способ взаимодействия субъектов политики.

Социальный же конфликт является неотъемлемой частью жизни общества, в котором имеет место социальная неоднородность, различные уровни доходов, власти, и прочего. Субъекты такого вида конфликта - различные группы общества, своими действиями, направленными на реализацию своих целей, порождают социальную напряженность в обществе, что подрывает систему стабильности государства и общества, систему национальной безопасности государства.

Сущность социального конфликта изложена в работе Дарендорфа Р. (р. 1929г.) «Современный социальный конфликт» (Der moderne soziale Konflikt, 1992). Дарендорф Р. определяет социальные конфликт как противоборство класса большинства с теми, кто не относится к этому классу. Однако, он говорит о том, что из-за политического и экономического кризиса класс большинства так же чувствует себя неуверенно в своем положении в обществе, отсюда возникает опасность «аномии», отсутствия связей внутри общества, нет общей цели, объединяющей население. Взгляды Дарендорфа Р. являются актуальными в современной России, изучение связей и влияния социального конфликта на национальную безопасность государства не обходится без обращения к работе данного ученого.

Дарендорф Р. отмечает, что схожие социальные конфликты между различными слоями общества, вырастающие в разных обществах, не всегда имеют схожие источники своего проявления. В качестве примеров можно рассмотреть такие варианты социального конфликта, когда субъектами являются правительство государства и оппозиция, или государства и национальные или религиозные меньшинства и т.д.

Наиболее яркое выражение социального конфликта - это массовые действия, люди организовываются в группы для предъявления своих требований власти, устраивают акции протеста.

Социальный конфликт может оказаться «взрывом» в обществе, а может стабилизировать положение в обществе, убрать социальную напряженность и исключить его причины, разногласия его субъектов.

Задачи системы национальной безопасности заключаются в контроле степени интенсивности и насильственности возникающих конфликтов в обществе; создание таких условий в обществе, где нет возможности созреванию конфликта, например, отсутствие безработицы, нищеты и прочее. Такие условия будут способствовать защите индивидом своего положения в обществе. Однако не следует воспринимать наличие конфликтов в обществе как некое отклонение, напротив, одним из условий успешного разрешения конфликта является принятие его как необходимого и неизбежного для всех участников конфликта. Государство позволяет защищать свои интересы и положение индивидам с помощью конфликта в обществе (политического или социального) и конкуренции (в экономике). Таким образом, государство закладывает минимум участия в защите интересов индивидов до тех пор, пока не понадобится приложить максимум усилий для защиты интересов самого государства.

Система национальной безопасности для государства выступает в роли способа создания бесконфликтной обстановки в обществе. Именно для этого государство создает институты и стратегии обеспечения безопасности в государстве. При достижении определенного уровня безопасности государство прикладывает усилия для сохранения этого уровня, противодействуя возможным конфликтам, вызывающим опасность для безопасности.

Система национальной безопасности Российской Федерации - это такая политика государства во всех сферах жизни страны, которая использует в достижении своей цели, то есть безопасности и мирного сосуществования, использует различные методы, это и насилие, и диалог.

Конфликтное измерение системы национальной безопасности Российской Федерации позволяет ограничить рассмотрение объекта исследования целями, задачами и способами, которыми владеют институты, противодействующие конфликтам, управляющие конфликтами, разрешающие конфликты. В то время как действия государства и системы национальной безопасности по обеспечению достойной жизни отодвигаются на второй план.

Многие конфликтные ситуации внутри или вне общества чреваты насилием. Анализ многих внешних конфликтов государства, протекающих вне общества, приводит либо к использованию политики «двойных стандартов», либо к подчинению этих конфликтов к какой-либо группе по неким характеристикам. Это касается, например, этнополитических конфликтов, которые занимают особое место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Отсюда частая неэффективность стратегий и программ, используемых органами национальной безопасности Российской Федерации. Необходим отдельный подход к каждому частному случаю. Все локальные войны и конфликты постсоветского пространства составляют угрозы национальной безопасности Российской Федерации, почему она и принимает активное участие в их урегулировании мирными способами.

Межнациональные и межэтнические конфликты, связанные с Российской Федерацией, являются наиболее острыми по причине ожесточенности противоборства, сложности регулирования и разрешения. Следует отметить, что Российская Федерация, за последние года, насыщенные конфликтными ситуациями вокруг нее, показала явное предпочтение в средствах разрешения конфликтов. Речь идет о процессе переговоров, нежели о применении силы или оружия.

На постсоветском пространстве осталось достаточно неразрешенных глубоких конфликтов, которые получили свое выражение именно после распада Советского Союза. Для национальной безопасности Российской Федерации непризнанные республики, и «горячие точки» являются угрозой, представляющей большую опасность. Межэтнические противоречия усиливались, существовавшие конфликты обрели новую силу, произошло обострение в различных регионах бывшего Советского Союза (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Республика Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и т.д.). Межэтнические противоречия и конфликты заняли существенное место в общественной жизни России.

В стране, где проживают более 120 народов, в такой многонациональной стране, система национальной безопасности уделяет особое внимание усилиям, направленным на создание условий, способствующих сближению народов, населяющих Российскую Федерацию, сотрудничеству. А так же система национальной безопасности ведет государственную национальную и региональную политику, позволяющую обеспечить в России внутриполитическую стабильность. При решении этих задач используется комплексный подход, что составляет основу государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

К решению правовых, экономических, социальных и этнополитических конфликтов необходим комплексный подход при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов. Каждый конкретный конфликт на межнациональной почве имеет свои особенности, свои причины.

Россия является федерацией, и уже это является основой для всевозможных конфликтов. Острые конфликты, образовавшиеся после распада Советского Союза удалось урегулировать конституционным путем, подписанием особых двусторонних договоров. С Чечней же произошло иначе, политический конфликт плавно перешел в военный.

Все примеры межэтнических конфликтов, как и других, нуждаются в особом рассмотрении. Все существующие и потенциально возможные межэтнические и межнациональные конфликты, прямо или косвенно затрагивающие интересы Российской Федерации, могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах. Чеченский кризис показал, что вопросы целостности Российской Федерации и нерушимости его границ приобрели приоритетное значение в способах регулирования межэтнических проблем.


Глава III. Конфликтные угрозы национальной безопасности РФ


3.1 Внутренние конфликтные угрозы национальной безопасности


Прежде всего следует дать определение понятию угроза», что именно понимать под этим понятием. Согласно «Толковому словарю русского языка», «угроза» обладает двумя значениями. Во-первых, она предполагает запугивание, обещание причинить кому-либо вред, зло. Во-вторых, угроза означает возможную опасность. Под «угрозой» понимается некая возможная опасность, то есть возможность появления таких обстоятельств, которые могут повлиять на какой-либо объект, что приведет к какому-либо ухудшению состояния этого объекта, помешает его функционированию. Для того, чтобы справиться и устранить воздействие некой угрозы, опасности, необходимо в первую очередь ее идентифицировать, то есть обнаружить ее и установить ее характеристики. Обнаружение опасностей на современном этапе истории возможно с помощью различных социологических, конфликтологических, экспертных и прочих методов.

Угрозами национальной безопасности являются опасности, возникающие в сфере международной ситуации, состояния экономики, расслоения населения государства на узкий круг богатых и обширный круг малообеспеченных граждан, а также обострение межнациональных отношений. Во всех таких угрозах национальной безопасности необходимо видеть потенциально возможный конфликт, который нуждается в предотвращении. Необходимость предвидения угроз национальной безопасности и их устранения диктует обязанность разработки системы национальной безопасности, ее постоянного дополнения и пересмотра.

Критическое положение экономики Российской Федерации обуславливает социальный конфликт между различными слоями общества, то есть между широким кругом неблагоустроенных и узким кругом богатых и обеспеченных граждан. В то же время низкий уровень политической и общей культуры населения в целом приводит к возникновению предпосылок острейших конфликтов в обществе.

Терроризм несет внутреннюю угрозу национальной безопасности, нарушая принцип территориальной целостности государства, а также правопорядку, стабильности, миру и согласию внутри государства.

Российская Федерация, после Соединенных Штатов Америки, занимает второе место в рейтингах наиболее пострадавших государств от терроризма.

Терроризм - есть идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Министерство обороны Российской Федерации, занимаясь непосредственно борьбой с терроризмом, решает следующие вопросы:

)защита оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

)защита объектов Министерства обороны Российской Федерации;

)безопасность национального морского судоходства, воздушного пространства;

)контртеррористические операции, то есть «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств», проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций.

Для устранения угрозы террористических актов Министерство обороны Российской Федерации занимается анализом информации о распространении угроз международного терроризма, о тенденциях международного терроризма. А также организация мероприятий по устранению существующих террористических групп и формирований, деятельность по противодействию формирования террористических настроений у населения.

По разным данным в период с 2005 по 2007 гг. на территории Российской Федерации было совершено 411 террористических актов.

Терроризм ставит под угрозу не только жизни и здоровье людей, различные материальные объекты (здания, и т.д.), но и безопасность страны (внешнюю и внутреннюю), цели и интересы государства, независимость и суверенитет, основы общественного строя и безопасность граждан государства.

Согласно Концепции Национальной Безопасности Российской Федерации 2000 г., терроризм угрожает экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной и экологической сферам государства.

Терроризм ухудшает функционирование государства, снижает уровень устойчивого развития экономики. Таким образом, возникает необходимость совершенствование финансово-экономической политики Российской Федерации, создание устойчивости банковской системы государства, а также усиление государственного регулирования в экономике. Все эти моменты изложены в Концепции Национальной безопасности Российской Федерации 2000г.

Террористическая угроза национальной безопасности России в духовной сфере описывает Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2000 г., согласно которой, террористические вызовы затрудняют духовное возрождение многонационального народа России, несут угрозу конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни, а также индивидуальному, групповому и общественному сознанию. Постоянные сообщения СМИ о террористических актах пропагандируют насилие, опасность представляется распространение идеологии террористических организаций.

Самим возникновением террористические группировки, акты ухудшают деятельность государства, доверие к этому государству со стороны других государств (например, ухудшается туристический наплыв в страну), так как прямая обязанность государства - сохранение безопасности его граждан, а появление террористических актов означает, что государство не справляется со своими обязанностями. Терроризм не позволяет достигать высокий уровень благосостояния населения. В конце концов, терроризм нарушает неотъемлемое право на жизнь. Наибольшую опасность в данной сфере представляют действия, направленные против объектов, связанных с ядерным оружием, системами управления АЭС, промышленными предприятиями, аэропортами и т.д. Чернобыльская авария, произошедшая 26 апреля 1986г., нанесла мировой атомной энергетике серьезный удар, до 2002года ни в Северной Америке, ни в Западной Европе не было построено ни одной новой АЭС, что было также связано с сильным давлением общественного мнения. Такие аварии показывают невероятную степень губительности применения такого «оружия», если оно будет использовано в качестве террористической цели поражения.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации помимо опасности выступают в роли некого способа предотвращения конфликта, так как можно сказать «подают сигнал» о назревании конфликта. Своевременное распознавание и устранение возможных причин возникновения конфликта, предполагающее применение совокупности политических, дипломатических, военных и иных мер на ранних фазах его развития, является главной задачей охраны национальной безопасности Российской Федерации.

3.2 Внешние конфликтные угрозы национальной безопасности


В разные годы среди важнейших приоритетов Российской Федерации выделялись различные сферы международных отношений, представляющие угрозу национальной безопасности страны. Уже не одно десятилетие одним из таких приоритетов является политика ядерного сдерживания, что означает некую способность государств-противников не прибегать к ядерному оружию, так как логика приводит к неизбежному результату применения такого оружия - тотальному взаимоуничтожению, проигрышу обеих сторон. Однако, не смотря на политику ядерного сдерживания, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), государства продолжают развивать ядерное вооружение, вместо проведения политики ядерного разоружения. Ведь в статье IV и Преамбуле к Уставу Договора о нераспространении ядерного оружия государства-члены обязуются сокращать и уничтожать свои ядерные запасы. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный Договор и его организация не эффективно справляются с поставленными целями и задачами, что политика ядерного сдерживания не способна обеспечить безопасность государствам, даже самим членам Договора.

Ядерное сдерживание - не идеальное средство обеспечения безопасности государства, однако и ее упразднение пока невозможно в силу того, что нет хотя бы такого сдерживающего фактора. Международная ситуация в данном аспекте вопроса нуждается в осознании акторами мировой политики необходимости наложения на себя ряда новых обязательств и ограничений. Необходима ратификация соглашения с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) тех государств, которые этого еще не сделали, и далее - контроль над всеми важными ядерными объектами и материалами.

Конфликтные угрозы национальной безопасности Российской Федерации исходят от всех государств, не подписавших ДНЯО, особенно от тех, с которыми граничит Российская Федерация, то есть от Корейской Народно-Демократической Республики. Хотя с другой стороны между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой подписаны достаточно соглашений и договоров о сотрудничестве, в том числе и в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, а также Российская Федерация часто оказывает гуманитарную помощь Корейской Народно-Демократической Республике.

КНДР ратифицировала ДНЯО, но отозвала свою подпись после конфликта с МАГАТЭ, а спустя год, 13 июня 1994г., вышла из МАГАТЭ. В ходе многочисленных переговоров относительно ядерной программы КНДР всегда выступала против уничтожения своей ядерной инфраструктуры и свертывания своей ядерной программы. Российская Федерация, вместе с Китаем и Южной Кореей признавали право КНДР использовать ядерную энергию в мирных целях, что отвергалось Соединенными Штатами Америки и Японией. После проведения нескольких ступеней переговоров с КНДР по вопросам ядерной политики, после отказа от участия в них, КНДР в 2006г. впервые произвела ядерный взрыв, после того как открыта заявила о создании в стране ядерного оружия. Конечно, такой шаг имел за собой жесткие последствия, предложенные Соединенными Штатами Америки, на КНДР было оказано экономическое давление, однако, поддержки остальных государств-участников переговоров Соединенные Штаты Америки не получили. КНДР не раз шла на уступки в ходе переговоров, давала согласие на прекращение своих ядерных испытаний, однако из-за накаленных отношений с Соединенными Штатами Америки, переговоры заканчивались неудачей. В итоге в 2006г. Ядерные испытания Корейской Народно-Демократической Республики возобновились и сразу несколько ракет были взорваны в международных водах, а несколько из них в десятках километров от морских границ Российской Федерации, в российской экономической зоне. Российская Федерация в лице Президента, Путина В.В., выступила с речью об уроне политике нераспространения ядерного оружия, который нанесли испытания Корейской Народно-Демократической Республики.

Необходимость сохранения мира вокруг Корейской Народно-Демократической Республики толкает к расширению мандата шестисторонних переговоров (Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Япония, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Южная Корея). Корейская Народно-Демократическая Республика имеет возможность согласиться на поэтапный отказ от своей ядерной программы в обмен на гарантии безопасности, сотрудничество и гуманитарную помощь от Российской Федерации и других участников переговоров. То есть предлагаются мероприятия по облегчению тягот мирного населения в условиях, когда местная власть не в состоянии обеспечить, или не имеет желание население жизненно важными предметами потребления. Совершенно очевидно, что Корейская Народно-Демократическая Республика не может допустить военного конфликта, так как для нее, равно как и для других сторон, это равнозначно катастрофе, более того, существование самой республики может встать под вопрос. Все же переговоры зашли в тупик, они приостановлены, и их продолжение и эффективность будет зависеть исключительно от гибкости политики Соединенных Штатов Америки и Корейской Народно-Демократической Республики.

Ядерная гонка, начавшаяся с противоборства двух супердержав, Соединенных Штатов Америки и СССР, продолжается по сей день, хоть и не в такой открытой форме. Для Российской Федерации, как и для любой другой страны мира это представляется огромную угрозу безопасности и миру. Примеры поражения ядерного оружия чудовищны, и к сожалению имеется не один пример такого применения, вспомнить хотя бы Хиросиму и Нагасаки в августе 1945г., когда впервые было использовано ядерное оружие. Российская Федерация с целью не допущения таких угроз в будущем ведет политику ядерного сдерживания и разоружения, однако не всегда эффективно во всех сферах, в связи с чем переговоры, соглашения и прочее в данной сфере постоянно дорабатывается. Противоречивость же вопроса вырастает из двойного подхода к данному вопросу: с одной стороны - политика сдерживания, с другой - готовность применить ядерное оружие для защиты себя и своих союзников, или в ответ на такое применение, или для «демонстрации решимости руководства страны защищать свои интересы».

Понятно также, что эта «ядерная гонка» обусловлена также опасностью принизить военную мощь Российской Федерации, ее политическое, экономическое и военное влияние в международных отношениях. Точно также как и опасность национальной безопасности Российской Федерации составляют территориальные притязания, конфликты вблизи ее границ, международный терроризм, расширение НАТО на восток, возможность появления вблизи границ РФ военных иностранных баз, а также низкая эффективность работы таких международных организаций как ООН и ОБСЕ.

Российская Федерация показывает явные шаги по преодолению значительных трудностей последнего времени в отношениях с Соединенными Штатами Америки, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности.

Трудности российско-американских отношений прежде всего касаются проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. При активном диалоге с Соединенными Штатами Америки возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам.

Российская Федерация постоянно повышает качество борьбы с терроризмом, выступает с новыми предложениями повышения качества защиты и охраны безопасности не только самой России, но и всей Европы.

Угрозы терроризма касаются не только внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации, надо отметить, что эта проблема касается многих сфер функционирования государства. Она касается и межнациональных, международных, межгрупповых и межклассовых уровней.

Вторая Чеченская война, начавшаяся в 1999г., была названа серией контртеррористических операций, имела целью прекращения массовых похищений людей, захватов заложников, похищения нефти из скважин, контрабанды наркотиков и прочего, терактов и нападений на соседние российские территории. Все это имело место быть на территории Чеченской Республики. Криминальные структуру долго не получали наказания, совершали свои преступления год за годом, что привело к открытому конфликту между Чеченской Республикой и Российской Федерацией.

Противодействие терроризму предусмотрено законодательством Российской Федерации, а именно пресечение и предупреждение терактов. Законодательство позволяет Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации привлекать к противодействию терроризму и вооруженные силы.

В 2006г. в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке, Путину В.В. было дано разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений специального назначения для борьбы с терроризмом. Позже в Федеральный Закон «О противодействии терроризму» и «О Федеральной Службе Безопасности» были внесены поправки, дающие право Президенту Российской Федерации единолично принимать решение об использовании специальных подразделений Федеральной Службы Безопасности за пределами России. Согласно словарям Организации Североатлантического договора <#"justify">За последние годы межнациональные конфликты вспыхивали не раз вблизи границ Российской Федерации. Столкновение различных этнополитических интересов народностей в многонациональных государствах и есть межнациональный конфликт. Политические, экономические, социально-психологические (то есть межнациональные барьеры общения, например), территориальные притязания государств бывшего Советского Союза выступают в качестве конфликтных угроз национальной безопасности России. Зона острых кризисных точек, представляющих угрозы безопасности Российской Федерации, составляет регион Северного Кавказа, а также миграционные процессы в Краснодарском крае, вспышки сепаратизма в таких субъектах России как Татарстан, Башкортостан, Республика Коми, ряд республик Поволжья и Карелии.

Многонациональный состав Российской Федерации объясняет такое количество болевых точек, от которых исходят конфликтные угрозы. Россия сформирована по так называемому этнотерриториальному признаку, то есть и по этнонациональному, и по территориальному. Как считают многие авторы, именно отказ от такого принципа в пользу культурно-национального приведет к конфликтам.

Заключение


Интеграция с международными системами безопасности, наряду с соблюдением интересов личности, общества и государства, является основным принципом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность подразумевает, что государство, общество и социум служат интересам личности, каждой отдельной личности. Партнером государства в деле обеспечения национальной безопасности является общество, обладающее признаками сплоченного, единого, законопослушного народа, лишенного расслоения членов общества. Существуют различные концепции национальной безопасности России в зависимости от того, какие национальные интересы ставить на первое место: экономические, политические, социальные, экологические, оборонные, информационные. До 1997 г. в России не было документов, отражающих концепцию национальной безопасности.

В связи с тем, что постсоветское пространство имело тенденцию к объединению вокруг Российской Федерации, влияние России в этом пространстве выросло и растет до сих пор. Это касается не только политических отношений, но и энергетических, хотя эти отношения также политизированы. Россия в качестве державы, в том числе энергетической державы, предполагает рост влияния своей политики на мировую. Такая политика сталкивается с противоречиями со стороны других акторов мировой политики, держав, таких как Соединенные Штаты Америки. В данной работе были рассмотрены основные внутренние и внешние конфликтные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, однако необходимо осознание того, что это только ключевые моменты, наиболее актуальные, выносящиеся на повестку дня политических деятелей и прочих.

Немаловажным вопросом также является проблема управления последствиями, произошедшими в силу того, что не все угрозы возможно предотвратить, например, те, которые исходят от внешней среды.

Формирование и развитие государства, государственного аппарата является результатом взаимодействия и сочетания нескольких факторов, таких как: представления руководителей государства о наиболее оптимальном устройстве государства; объективных потребностей развития политической, экономической, духовной сфер существования государства; самих внутренних источников саморазвития государства.

Однако, необходимо подчеркнуть, что достижение лучших результатов, касающихся благосостояния общества и государства, возможно при учете всех писанных и неписанных законов, норм, правил и т.д. К сожалению, на практике мы получаем отклонения от норм, провозглашающих безопасность, высокий уровень жизни, отсутствие конфликтов, касающихся основ государства или самого общества.

Как отмечают многие авторы в Российской Федерации существует проблема выбора национальной политики и стратегии поведения в конфликтах и конфликтных ситуациях. Происходит это в первую очередь из-за того, что для Российской Федерации проблема государственного самоопределения занимает центральное место, возможно по причине частичной несформированности современной российской государственной идентичности. Речь идет о применении различных типов политического и социального действия. В одном случае, например, касающемся принадлежности спорной территории, Российская Федерация уступает, с целью устранения возможного конфликта. В другом случае - происходит провозглашение России «великой империей», в связи с чем происходит ориентация государственной политики на восстановление своих прав.

Таким образом, необходимо отметить, что выбор государственной политики, формирование национальной политики должно иметь более открытый доступ для общества в целом, а не только для узкого круга политических деятелей.

Важным приоритетом ведения государственной политики является правовая регуляция конфликтных ситуаций, а также качественное повышение интеллектуального, прежде всего научного, обеспечения решений в области национальной политики.

Конфликтные сферы взаимодействия в российском обществе возникают по причине ряда факторов, таких как: расовая, религиозная нетерпимость; неправильная политика властей; борьба за сферы влияния; тяжелая жизнь людей; зависть, бытовые причины; алкоголизм, наркомания; склонность молодежи к конфликтам.

Высшими приоритетами государственной политики Российской Федерации отмечаются защита интересов личности, общества и государства. Именно поэтому система национальной безопасности государства ведет работы по укреплению и сохранению суверенитета и территориальной целостности государства, а также обеспечению прочных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе; формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка; успешному проведению демократических преобразований, укреплению основ конституционного строя, соблюдению прав и свобод человека. Все перечисленные действия имеют целью устранение возможных конфликтов в обществе или государстве, представляющих опасность национальной безопасности государства.

Российской Федерации, как великой державе, как одного из самых влиятельных центров современного мира, необходим рост политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

Насыщенное и конструктивное сотрудничество в области обеспечения безопасности на международном уровне строится на основе должного учета интересов сторон и безоговорочного выполнения принятых на себя взаимных обязательств. Взаимодействие на международной арене является для Российской Федерации важным ресурсом отстаивания своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России. Так отмечено в Концепции внешней политики Российской Федерации (28 июня 2000 года).

Необходимо отметить, что обеспечение национальной, а также международной безопасности, выработка стратегии национальной безопасности являются предметом пристального внимания политических, военных, академических и прочих кругов не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Данная сфера затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности членов общества, самого общества как целого организма, а также и самого государства. В то же время необходимо подчеркнуть, что нет единого мнения в выработке единой стратегии или концепции национальной безопасности государства.


Список литературы


1.Арбатов А., Дровкин В. Ядерное сдерживание и нераспространение. М., 2005г. (<#"justify">2.Ачкасов В.А. Сравнительная политология: Курс лекций. - СПб.: Социологическое об-во им. М.М. Ковалевского, 2002.

3.Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб. Пособие. М., НОУ, 1998.

4.Вебер М. Основные социологические понятия (<#"justify">12.Добкин Г.С. Социальная напряженность и ее влияние на политическую ситуацию в Российской Федерации // Безопасность. - 1998, № 1 - 2.

13.Добреньков В.И. Эволюция политической безопасности страны//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.

14.Договор о нераспространении ядерного оружия (<#"justify">15.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета №87, 28 сентября 2000 г.

16.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение (#"justify">17.Закон Российской Федерации «О безопасности» (№2446-1 от 5.03.92, в ред. Закона РФ 22.12.92, №4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93, №2288).

18.История создания, правовой статус, структура и основные направления деятельности Совета Безопасности // (<#"justify">20.Карпов В.И. Основы теории обеспечения безопасности личности, общества и государства: Учеб. пособие / В. И. Карпов, Д. Б. Павлов; Моск. гос. ун-т путей сообщ., Юрид. ин-т. - М. : ЮИ МГУПС, 2000.

21.Козер Л.А. Функции социального конфликта (<#"justify">22.Конституция Российской Федерации. М., Юрид. лит., 1993.

23.Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52.

24.Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета, 2000, 18 января.

25.Кротов Д.В. Политическая безопасность России (на материалах Южного Федерального округа) // <#"justify">26.Крупник П.А. К вопросу о понятии «политическая безопасность» // Конфликтология. 2005, №3.

27.Крупник П.А. Социально-структурные детерминанты конфликта и безопасности / Конфликт - политика - общество: Сб. науч. статей кафедры конфликтологии С.-Петербургского государственного университета / Под ред. А.И. Беглова, А.И. Стребкова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007.

28.Крупник П.А., Рац С.В., Стребков А.И. Глобализация конфликтности и снижение безопасности в современной России / Конфликты в обществе / Под ред.чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой, проф. Е.И. Степанова, канд.тех.наук Н.И. Диденко, канд.ист.наук Е.А. Ивановой. - СПб.: Изд-во «Наука», 2006.

29.Крупник П.А., Рукинов В.А., Стребков А.И. Политическое сознание и система безопасности в России на переломе веков и отношений: конфликтологический аспект // Конфликтология. Научно-практический журнал. 2006, №4.

30.Крупник П.А., Стребков А.И. Политическое сознание и система безопасности в трансформирующемся обществе: конфликтологический аспект / Конфликт - политика - общество: Сб. науч. статей кафедры конфликтологии С.-Петербургского государственного университета / Под ред. А.И. Беглова, А.И. Стребкова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007.

31.Межнациональные конфликты в России (#"justify">32.Мельников М.А. Конфликтогенные факторы в сфере массового информирования и средства минимизации их влияния / Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.

33.Национальная безопасность (<#"justify">34.Национальная безопасность России: доктрина и реальность // ПОЛИТЭКС=POLITEX: Политическая экспертиза: Альманах. Вып. 2. - СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2005.

35.Национальная и государственная безопасность (<#"justify">51.Семченков А.С. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2002, № 2.

52.Словарь Военно-Политических и военных терминов Россия-НАТО (2001г.) <#"justify">54.Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.

55.Состав Совета Безопасности Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1328, в редакции Указов Президента Российской Федерации от 9 апреля 2007 г. № 447, октября 2007 г. № 1339 и от 18 октября 2007 г. № 1383) // (<http://www.scrf.gov.ru/persons/sections/>).

56.Стенограмма Круглого стола: Национальная безопасность России: доктрина и реальность // ПОЛИТЭКС = PLITEX: Политическая экспертиза: Альманах. Вып. 2. - СПб.: Изд-во С.-Петрб.ун-та, 2005.

57.Степанов Е.И., Никовская Л.И. Конфликтный потенциал политики в трансформируемом российском обществе / Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.

58.Стребков А.И. Государство: конфликт и принуждение к согласию / От Древней Руси до современной России: Сборник научных статей в честь 60-летия Александра Якимовича Дягтерева. СПб.: ООО «Русская коллекция», СПб., 2006.

59.Стребков А.И. Индивидуальная легитимация социальной политики современных государств. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. полит. наук. СПб., 2000. С. 234.

60.Стребков А.И. К вопросу об общей теории конфликта. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 3. 2001.

61.Стребков А.И. Не убегающий от теоретического осмысления политический конфликт / Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия Мыслители. Выпуск 5. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

62.Стребков А.И., Филатова Н.В. Право и мирные стратегии в разрешении политического конфликта // Время и право, СПб., 2004, №1.

63.Стребков А.И. Роль конфликтологических знаний в формировании гражданского общества (<http://www.conflictolog2.isras.ru/docs/journal/1_04/strebkov.htm>).

64.Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации. Общие данные. // (<http://www.mvd.ru/struct/>).

65.Структура органов Федеральной службы безопасности // (<http://www.fsb.ru/structure/structure.html>).

66.Толковый русский словарь. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 2004 (http://ak.ak22.net/dict/).

67.Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», принятый Государственной Думой 22 февраля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 226-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 4-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ) // <http://www.fsb.ru/under/>

68.Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» // (<http://www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html>).

69.Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // (http:www.rg.ru/2006/07/29/).

70.Федеральный Закон «О безопасности». (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ). Ст. 2., Ст. 8. // (<http://www.infotecs.ru/law/zakon16.htm>).

71.Хлобустов О.М. Политическая безопасность как феномен общественной жизни//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. 1997, № 29.

72.Холмов Ю.П. Предмет национальной безопасности (<http://zhurnal.lib.ru/h/holmogorow_j_p/n4.shtml>).

73.Экономический словарь (<http://abc.informbureau.com/>).


Теги: Конфликтное измерение национальной безопасности в современной России  Диплом  Политология
Просмотров: 31279
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Конфликтное измерение национальной безопасности в современной России
Назад