Утопический социализм в идеях Р. Оуэна и его современников

Институт журналистики и литературного творчества


Утопический социализм в идеях Р. Оуэна и его современников

Реферат по дисциплине: Политология


Выполнила студентка 2 курса Репина Л.А.

Преподаватель: Шарова В.Л.


Москва, 2013

1. Общее понятие термина «социализм»


Термин «социализм» в литературе впервые был впервые употреблен французским философом и политэкономом Пьером Леру в его работе «Индивидуализм и социализм», напечатанной в "Revue Encyclop é dique" (1834)

Изначально социализм, прежде всего, противопоставлялся термину «индивидуализм». Социализм явился как новый термин, обозначающий нечто противоположное устоявшемуся идеалу хозяйственного строя и частной собственности, нечто подчеркивающее важность общественного сотрудничества.

Политическая идеология, созданная на основе философских идей социализма, настаивала на создании общества, в котором бы невозможным было угнетение и эксплуатация одним человеком другого в силу всеобщего равенства и справедливости. При этом среди целей общества, построенного по принципу социалистической идеологии, главенствующее место занимает отъем индивидуальной частной собственности с целью препятствия дифференциации доходов, а также возвращение средств и ресурсов собственности в их первоначальное состояние. Основными признаками социализма помимо тотального контроля отношений собственности являются:

Народовластие: законы принимаются при помощи народного голосования

Ответственность исполнительной власти: Материальная, и, если предусмотрено законом, и уголовная ответственность за результаты деятельности высших руководителей исполнительной власти. Народ оценивает эффективность деятельности, что ограничивает возможность эксплуатации за счет властного положения.

Равные возможности информационного обмена: граждане, желающие выступить в первый раз в средствах массовой информации, имеют равные шансы для этого. Возможность продолжать пользоваться средствами массовой информации зависит лишь от пожеланий аудитории.

Народное правосудие: решения по судебным делам принимаются большинством голосов народных заседателей (присяжных), а роль профессионального председателя суда заключается в ведении заседания суда в соответствии с процедурой, установленной законом.

Народная армия: всеобщая воинская обязанность с возможностью альтернативной службы.

«Социализм - это государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией» В.И. Ленин

·Это интересно: В настоящее время ярким представителем социалистической республики является Корейская Народно-Демократическая Республика. В 2010 году в галерее современного искусства ВинЗавод проходила выставка искусства Северной Кореи «..И подо льдом течет вода», обнаружившая удивительное сходство с плакатами агитационного характера, распространенными в СССР. Воочию можно было убедиться в исключительном народном самосознании или, по крайней мере, стойкой идеологии КНДР, на сегодняшний день во всем продолжающую советскую.


. Утопический социализм


По праву отцом утопического социализма можно считать Томаса Мора - английского мыслителя, писателя и гуманиста 16 века. Его произведение «Утопия», опубликованное в 1516 году, по своему замыслу является абсолютным воплощением социалистической мысли. Среди литературных источников утопии - сочинения Платона, романы-путешествия 16 века, а также поэтические баллады. В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Он создал идеальное государство Утопия, в котором господствует общественная собственность, общественное производство, справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать, а в свободное время изучать науки и искусства. Все произведённое является общественным достоянием, а изобилие материальных благ позволяет распределять их по потребностям.

К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн - «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развили самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права», характерную для социалистических воззрений эпохи Просвещения.

" Я не знаю, какие идеи сейчас причисляются термину миллениума, но я знаю, что общество может существовать без преступности, без нищеты, здоровым, с минимальными, если вообще имеющими место быть бедами, с образованностью и счастьем, приумножившимися во сто крат, и на данный момент не что иное, как невежество отдаляет такой тип общества от того, чтоб стать универсальным.» Из обращения Роберта Оуэна к жителям Нью-Ланарка

Одним из первых теоретиков утопического социализма 19 века был Роберт Оуэн, английский философ и педагог. Роберт Оуэн родился в 1771 году в Ньютоне, небольшом городке графства Монгомери. Родители его были бедные люди и потому не могли дать ему хорошего теоретического образования. Заботясь только о том, чтобы сын их имел возможность впоследствии добывать себе хлеб, они предназначили Роберта с самого раннего возраста к чисто практической деятельности. Девяти лет он был уже сидельцем в лавке одного купца и очень рано выказал необыкновенную практическую сметливость. В качестве купеческого приказчика и поверенного он разъезжал по разным городам и местечкам Англии и в этих поездках и торговых сделках приобрел множество практических сведений и даже успел составить себе некоторый достаток. Восемнадцати лет Овэн был уже в доле у основателя обширной хлопчатобумажной фабрики, Дэля, на дочери которого потом он женился. Через несколько времени Дэль и совсем сдал на руки Овэна свою фабрику, с которой никак не мог справиться. Это было в 1789 году, и отсюда начинается блестящий период практической деятельности Овэна.

Ему удалось стать совладельцем, а затем и управляющем хлопковой мануфактуры в Нью-Ланарке. На фабрике он хотел провести социальный эксперимент и показать, что забота о наемных рабочих может быть на руку работодателю. Это вылилось в его идею о системе «патроната», которую он выразил в сочинении «Эссе о формировании характера» и которая доказывала идеи Просвещения о человеке как о продукте окружающей среды и условий его воспитания. «Человек в силу своей естественной организации принужден получать свои чувства и убеждения (извне и) независимо от своей воли». В 1810-е годы фабрика имела грандиозный успех среди посетителей и рабочих. На фабрике в Нью-Ланарке был запрещен труд детей до 10 лет и сокращен рабочий день до 10 часов 45 минут, что было неслыханным новшеством для того времени, когда значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, трудящиеся наравне со взрослыми по 14-16 часов в день. « … многие считают Роберта Оуэна утопистом, растратившим свое состояние в безумных филантропических предприятиях. Между тем мы видим теперь, что большая часть его жизни прошла в борьбе с тем ближайшим злом и в изыскании практических средств помощи окружающим в тех бедствиях, которые происходили у него на глазах. Первый и единственный вначале радетель о фабричных рабочих и их детях, Роберт Оуэн являлся одним из лучших знатоков фабричного дела в Англии, знакомым с ним до мельчайших технических подробностей».

С ухудшением экономического положения в Англии Оуэн предложил правительству идею создания корпоративных поселков, где могли бы трудиться бедняки. Но его идеи были встречены непониманием. С этого момента начинается активная философская деятельность Оуэна, он продвигает свои идеи, пишет множество работ. Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идей коммунизма. В последние годы своей жизни Оуэн ограничился почти исключительно теоретической пропагандой своих идей. Однако к этому периоду относится и его Манифест королеве Виктории, вызвавший столько нападок со стороны министров: "Манифест Роберта Оуэна, изобретателя и основателя системы разумного общества и религии". Приведу некоторые пункты из него, на мой взгляд, фиксирующие утопическую идею наиболее ярко:. Система общественного устройства, господствовавшая до нашего времени, имеет своим источником призрачные понятия, которые произошли от первобытного, грубого состояния человеческого ума, лишенного основательных знаний. . История человечества неотразимо доказывает неразвитость доселе человеческого ума, и каждая из ее страниц подтверждает в подробностях, как безумны и бестолковы были его стремления. . Вместо этой системы глубокого невежества, принуждающей человека делаться с детства, по уму и по образу действий, существом неразумным, непоследовательным и не способным понимать самые нелепые свои ошибки, я предлагаю ныне всем народам мира другую систему общественного устройства. Это система совершенно новая, основанная на началах, выведенных из неизменных фактов, находящаяся в полной гармонии с законами природы. Это система, в которой каждому обеспечивается общее содействие всех и всем - содействие каждого, - принцип, удивительно удобный для того, чтобы произвести как можно больше добра и как можно меньше несчастий.. Эта система так различна от нынешней, и в теории, и в практике, и во всем своем характере, что она произведет свои реформы спокойно, тихо, последовательно и в таком порядке, что никто не потерпит пи малейшего ущерба в своих интересах нравственных и вещественных, а, напротив, всякий найдет в ней удовлетворение и благо для себя, во всяком месте, во всяком народе.. Так как эти две системы совершенно противоположны, то ясно, что слияние между ними невозможно ни в каком случае, даже тогда, когда одна из них исчезнет в другой. Старая система основана на заблуждении и не может защищать себя иначе, как с помощью уверток и лжи. Новая система основана на истине и не допустит никакого обмана - ни в общественной, ни в частной жизни, ни между отдельными личностями, ни между пародами.

Идеи Оуэна были переосмыслены Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, Владимиром Лениным, Александром Герценом. Разумеется, взгляд Герцена, который сам проповедовал утопический крестьянский социализм, был существенно иной. Но и для Маркса и для Герцена Оуэн был одним из патриархов социализма. Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических экспериментов в Советской России после 1917 года. «Уже одних его трудов по народному воспитанию, в частности учреждения первых в Англии школ для детей младшего возраста, не говоря уже о его широких, гуманных взглядах на это великое дело, - вполне достаточно, чтобы поставить его в ряду первых работников на пользу общества».

Известный социолог и философ, а также один из основателей школы утопического социализма, француз Анри Сен-Симон, считал, что Рантье (лица, живущие за счет ренты) - эти общественные паразиты - суть рак, которым страдают современные государства. Именно промышленный класс приносит наибольшую пользу государству и имеет наибольшие способности для управления делами государства. С этой точки зрения нужно переделать состав палаты, чтобы устранить из неё «военных», «потребителей, ничего не производящих», которых он прямо называет антинациональной партией. «Промышленный принцип основывается на принципе полного равенства». Политическая свобода есть необходимое следствие прогрессивного развития; но раз она достигнута, она перестает быть конечной целью. Индивидуализм слишком развил и без того сильный в человеке эгоизм; теперь нужно постараться организовать производство на принципах ассоциации, что скоро приведет к развитию естественных чувств солидарности и взаимной братской преданности. Лозунг индивидуализма - борьба людей друг против друга; лозунг принципа ассоциации - борьба людей в союзе друг с другом против природы.

Идеи французского философа-утописта способствовали формированию коммунистической идеологии (в статье «Три источника и три составных части марксизма» В.И. Ленин назвал утопический социализм Сен-Симона, Фурье и Оуэна одним из трёх источников марксизма). Лозунг «От каждого по его способностям, каждому - по его труду» (так называемый «принцип социализма»), провозглашённый в Конституции СССР 1936 года, восходит к тезису, выдвинутому в книге С.-А. Базара «Изложение учения Сен-Симона» (1829) (во введении к этой книге, Базар формулирует данный тезис в следующей форме: «Каждому по его способности, каждой способности по её делам»)

Маркс и Энегельс отделяли Сен-Симона и Фурье от Оуэна, считая, что идеи последнего носят ярко выраженный коммунистический характер. У Маркса читаем: В рикардовский период политической экономии перед нами выступают вместе с тем и противники [буржуазной политической экономии] - коммунизм (Оуэн) и социализм (Фурье, Сен-Симон)... У Энгельса: Переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна. Как мы видели, системы Сен-Симона и Фурье не были до конца социалистическими. В их будущем обществе оставалась частная собственность с теми или иными ограничениями, оставались и капиталисты, в той или иной форме распоряжающиеся средствами производства и получающие доход от капитала. Система Оуэна не только носит последовательно-социалистический характер, но и рисует вторую, высшую фазу коммунизма, где полностью ликвидирована частная собственность и даже всякие классовые различия, существует обязательность труда для всех и, на основе роста производительных сил, распределение по потребностям. Оуэнова утопия совершенно лишена религиозной и мистической окраски, ее отличает известный реализм, порой даже деловой практицизм. От этого система Оуэна не становится, конечно, менее утопичной. Как Сен-Симон и Фурье, он не видел действительных путей, которые ведут в коммунистическое общество.

Другой философ и социолог Франции 19 века - Шарль Фурье. Его сочинение «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» положило начало всему его последующему социально-экономическому учению. "Если у Сен-Симона,- писал Энгельс,- мы встречаем гениальную широту взгляда, вследствие чего его воззрения содержат в зародыше почти все не строго экономические мысли позднейших социалистов, то у Фурье мы находим критику существующего общественного строя, в которой чисто французское остроумие сочетается с большой глубиной анализа... Фурье - не только критик; всегда жизнерадостный по своей натуре, он становится сатириком, и даже одним из величайших сатириков всех времен". Фурье принадлежат также многие замечательные мысли об устройстве будущего социалистического общества. В одной из своих ранних статей Энгельс говорит, что у школы Фурье ценно "научное изыскание, трезвое, свободное от предрассудков, систематическое мышление, короче - социальная философия...". Эта социальная философия, которая была предшественницей исторического материализма Маркса и Энгельса, прежде всего и образует вклад Фурье в науку политической экономии. Силой обстоятельств Фурье обращается к критике положения дел: «Нищета и разврат» - вот как короче всего, по мнению Фурье, характеризуются все те печальные экономические и нравственные условия, в которых живёт большая часть человечества. Он выделяет виды «паразитов», не только не вовлеченных в общественно полезную деятельность, но и препятствующих ее организации, которая, по словами Фурье, могла бы «достаточно прокормить и паразитов», будь она правильно организована. Кроме того, условия человеческого труда таковы, что трудящийся всегда получает вознаграждение за чей-то счет, таким образом, интересы управляющих и рабочих противоречат друг другу, царит анархия и отвращение к труду. Критике Фурье также подвергается ситуация с браком, полная лицемерия, утаивания, разврата и развала института семьи. Все это приводит философа к разработке теории « страстного влечения». Вся судьба человечества предначертана Богом, им же установлены законы, по которым движутся все тела небесные и земные, и человеку нужно только познать эти законы и покорно следовать им. Законы всех родов движений одинаковы, а потому и основной закон социального движения заключается в тяготении, аттракции. Если страсти приносят вред, то виноват в этом дурной общественный порядок. Бог не создал для людей принудительных мер, а дал им только страсти, между прочим, и влечение к производительным работам, иногда, по-видимому, самым отвратительным. «Бог сделал хорошо всё, что сделал», и человеку остаётся только понять указания природы и следовать им. Нужно создать такие условия общественной жизни, при которых ни одна страсть человека не оставалась бы неудовлетворённой и не оказалась бы в антагонизме со страстью другого индивидуума: тогда конечное и полное удовлетворение «страстного влечения», не говоря уже о громадной экономии в принудительных средствах, приведёт с собой «согласие между творением и творцом», всеобщее счастье, всеобщую внутреннюю и внешнюю гармонию.

С точки зрения буржуазного здравого смысла Фурье, как и Сен-Симон, был, конечно, почти сумасшедшим. Остряки даже обыгрывали по этому поводу фамилии великих утопистов (saint - святой, fou - безумец). Но он был из тех безумцев, о которых сказал Беранже:


Господа! Если к правде святой

Мир дороги найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

утопический социализм оуэн фурье


Заключение


Идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна образуют то наследие предшествующих мыслителей, которое было использовано Марксом при создании его революционного учения об обществе.


«...Первоначальный социализм, - писал В.И. Ленин в статье «Три источника и три составных части марксизма», - был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества.

Эти великие задачи были решены марксизмом. Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку. Для этого было необходимо, взяв из утопического социализма его прогрессивную, революционную сторону, преобразовать и развить ее на основе высших достижений общественных наук первой половины XIX в. Такими достижениями были немецкая классическая философия и английская классическая буржуазная политэкономия. Учение марксизма выросло из критической переработки всей суммы идей, развитых в общественных пауках самыми передовыми мыслителями предшествующей эпохи.


Список использованной литературы


1.http://ru.wikipedia.org В.И. Ленин «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (1917) http://vslovare.ru/slovo/sotzializm А. Каменский «Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность» - Биографический очерк

.Добролюбов Н. А. «Роберт Овэн и его попытки общественных реформ.» Собрание сочинений в трех томах, Том второй. Статьи и рецензии 1859 М., "Художественная литература", 1987

.Оуэн Р. Высказывания о воспитании и образовании Аникин А. «ЮностьНауки» (2001)

.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

.Константинов Н.А. , Медынский Е.Н. , Шабаева М.Ф. История педагогики.- М., 1982 .

6.С-А Базар. Изложение учения Сен-Симона, 1961

.http://www.robert-owen.com/quotes.htm Robert Owen's Quest for Universal Harmony - extracts from his published works

8.Е. Н. Лобачёва, 22.3. «Экономическая мысль Средневековья», стр. 440


Теги: Утопический социализм в идеях Р. Оуэна и его современников  Реферат  Политология
Просмотров: 30954
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Утопический социализм в идеях Р. Оуэна и его современников
Назад