Формы проявления тоталитарной власти

Содержание


Введение

Глава 1. Общая характеристика тоталитаризма

Глава 2. Исторические формы тоталитаризма

.1 Восточный тоталитаризм

.2 Крепостнический тоталитаризм

.3 Революционный тоталитаризм

Глава 3. Тоталитаризм ХХ века

.1 Сталинизм

.2 Итальянский фашизм

.3 Национал-социализм

.4 Религиозный тоталитаризм

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В истории человечества было не мало страниц, окрашенных кровью и грязью. Войны, мятежи, революции, государственные перевороты, грабительские набеги, насилие властителей над подданными и беспощадная месть подданных, обращенная против низвергнутых властителей, - все это неотъемлемая часть прошлого человечества. Книгу истории, конечно, не назовешь легким чтением, но даже самые мрачные страницы, которые порой хочется вырвать из этой книги, намертво вросли в переплет, и с их существованием приходится считаться. Насколько внимательно и вдумчиво мы прочитаем текст, повествующий о преступлениях далекого и недавнего прошлого, во многом зависит и содержание еще не написанных страниц, зависит наше будущее. Разумеется, было бы наивно искать в минувшем готовые ответы на сегодняшние и завтрашние вопросы. Испаниский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), немало размышлявший о трагических событиях ХХ века, писал: «Прошлое не может сказать, что нам делать. Но оно может предупредить, чего нам не делать». Чтобы услышать эти предупреждения, нужно, конечно, знать и понимать - знать, что происходило, понимать почему.

Целью данной работы является анализ всевозможных форм проявления тоталитарной власти и основных черт тоталитаризма, проявлявшихся в различные исторические периоды. Для достижения этой цели нужно решить ряд следующих задач:

) проанализировать истоки этого явления, определить его исторические корни;

) рассмотреть наиболее крайние формы проявления тоталитаризма в ХХ веке (национал-социализм и социализм);

) показать возможности дальнейшего существования и развития тоталитаризма.

Нужно заметить, что отечественная литература, посвещенная тоталитаризму и его историческим формам стала появляться только в последние 20-30 лет, что вобщем-то не удивительно, учитывая политический строй нашей страны на протяжении 1920-80-х гг. Что же касается иностранной литературы, то зарубежные политологи, историки, философы обращались к указанной проблеме уже на протяжении всей второй половины ХХ века, оказывая особое внимание проблемем фашизма и национал-социализма. Поэтому мы считаем необходимым еще раз обратитьс к данной теме и последовательно рассмотреть все возможные формы проявления тоталитарной власти.


Глава 1. Общая характеристика тоталитаризма


Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, что означает «весь, полный, целый». Обычно под тоталитаризмом имеют в виду политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Данное утверждение, конечно же, не ознчает, что та или иная идея, положенная в основу тоталитарного режима и соответствующей ему политической системы, непременно плоха. Действительно, что плохого, скажем, в идеях социального равенства и социальной справедливости, в идее уничтожения эксплуатации человека человеком или в идее национального возрождения и создания сильного, авторитетного на международной арене государства? Однако желание любыми средствами и как можно скорее воплотить их в жизнь, не считаясь ни с объективными обстоятельствами (спецификой предшествующего экономического, политического, социального, духовного развития страны), ни с состоянием субъективного фактора (общим недостаточно высоким уровнем сознания и культуры населения, отсутствием адекватного понимания смысла воплощаемой идеи всеми реальными участниками процесса преобразований и т.п.), способствует формированию соответствующей политической системы.

Каковы же признаки, позволяющие отличать тоталитаризм от других типов политической системы - демократии и авторитаризма? Американские исследователи К. Фридрих и З. Бжезинский выделили шесть таких признаков:

) единственная массовая политическая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

) официальная идеология, которую власти стремятся распространить на всех членов общества;

) монополия государства на средства массовой информации (эту «четвертую власть» современного мира);

) монополия государства на все средства вооруженной борьбы;

) особая система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

) жестко централизованная система управления экономикой.

Следует подчеркнуть, что именно совокупность всех указанных признаков позволяет считать тот или иной режим тоталитарным, хотя отдельные признаки тоталитаризма возникли еще в глубокой древности. Как известно, древний Рим дал человечеству образцы жесточайших терриристических диктатур - достаточно вспомнить имена таких тиранов, как Сулла и Калигула. В древнем Египте существовала жестокая система хозяйственного управления. В средневековой Европе долгое время господствовала официальная моноидеология - католицизм, противники которого (настоящие и мнимые) сурово карались инквизицией вплоть до их физического истребления. В империях Александра Македонского и Чингисхана впервые родилась мысль о завоевании мирового господства. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм сложился лишь в ХХ в.

Как правило, тоталитаризм зарождается в период кризисных ситуаций, когда общество подвергается сильнейшим перегрузкам. В самом деле, в условиях, когда происходит ломка традиционных общественных структур и рвутся привычные экономические, политические, социальные, идеологические, культурные и даже родственные связи между людьми, а в результате распадаются те социальные группы (или, как иногда говорят, «социальные ниши»), в которых человек только и мог чувствовать себя полноценным гражданином и членом общества, у людей формируются ощущения страха, панические, если не сказать апокалиптические, настроения. И тогда в обществе нередко появляется «спаситель» в лице одного человека или партии, которым удается прийти к власти за счет какой-то понятной и устраивающей большинство людей идеи, отрицающей недостатки существующего уклада жизни. Ясность, простота и доступность идеи для широких масс порожают и у них, и у вождей иллюзию быстрого воплощения ее в жизнь благодаря энтузиазму, единому порыву.

Что способствует возникновению тоталитаризма в нынешних условиях? Во-первых, наличие так называемой демократии, при которой становятся политически активными и получают каналы для выражения своей воли миллионы людей. Дело в том, что демократическая система предоставляет слово всем участникам политического процесса, в том числе и своим собственным противникам. И если в нормальной ситуации эта оппозиция обычно находится на обочине общественной жизни и не покушается на господствующий строй, то тогда, когда огромные массы народа возбуждены, деморализованы и готовы поверить любому обещанию улучшения жизни, из чьих бы уст оно ни исходило, политическая роль активизирующейся оппозиции может вырасти многократно. В этом случае, если в стране нет глубоко укоренившихся демократических традиций и правосознания, возбужденные массы могут привести сторонников тоталитаризма к власти вполне законным путем - вспомним хотя бы, как пришел к власти Гитлер.

Во-вторых, этому способствует широкое распространение техники в общественной жизни и в быту (радио, телевидения, телефона, прессы), что позволяет жестче контролировать политические процессы и манипулировать сознанием людей, проникая в сферу их повседневных интересов.

И наконец, в-третьих, немалую роль играет высокая степень концентрации производства, всей экономической жизни страны, что позволяет государству целиком подчинять их своей власти и вести точный учет всего и вся, планировать развитие хозяйства вплоть до мелочей.

В таких условиях утрачивается база для существования гражданского общества и правового государства с их правами и свободами, потому что абсолютная, ничем реально не ограниченная, всеохватывающая властть вождя, партии, государства (формально закон ограничивает ее, но они его, как правило, игнорируют) лишает гражданское общество самостоятельности. Кроме того, человек выступает уже не как гражданин, жизнь и поведение которого могут подчиняться только закону и который наделен неотъемлемыми правами, а как всецело подчиненный некой единой воле, по существу бесправный подданый верховной власти.

Регулирование повседневной жизни людей при этом нередко принимает уродливые формы: от невозможности без санкций властей, скажем, приобрести (купить) квартиру по собственному желанию и вкусу или выехать за границу, по собственному выбору вступить в брак, как это имело место, например, в полпотовской Кампучии.

Здесь практически не существует разделения властей, все ветви власти непосредственно или опосредованно связаны между собой, и, видимо, поэтому для большинства стран с тоталитарным политическим режимом характерно отсутствие независимого суда. Более того, в ряде случаев приходится говорить о существовании внесудебных органов, специально создаваемых в определенные периоды для выполнения карательных функций, независимо от того, есть решение официальных властей о применении санкций по отношению к какому-то конкретному лицу (или группе лиц) или нет. В некоторых странах роль внесудебных инстанций играла сама правящая партия или особо уполномоченные в ней лица, которые, например, в период регулярных массовых чисток выявляли неугодных и передавали их в руки репрессивных органов государства. В такие годы даже высшие руководители страны не могли быть уверены в своей безопасности: неосторожно сказанное слово и даже просто подозрение в нелояльности могли служить поводом для их физического устранения.

В ряде случаев репрессивные органы пытаются подменить собой другие политические и властные структуры, чтобы таким образом установить всеобщий контроль за жизнью общества и каждого человека. Система взаимной слежки и доносительства в кругах, близких к власти как в центре, так и на местах, создает напряженную ситуацию во всех властных структурах, что не может не отражаться на нравственном здоровье общества в целом.

Многие тысячи людей, пытающиеся по разным соображениям противостоять новой власти (после ее укрепления), борющихся против каких-то отрицательных ее сторон, ошибок и подсчетов, беспощадно караются, отправляются в специальные лагеря, насильственно используются в качестве дармовой рабочей силы на различных хозяйственных и строительных объектах.

Создаются и всевозможные преграды инакомыслию: запрещается издание оппозиционной литературы, высказывание «крамольных» мыслей, критических суждений устно или в средствах массовой информации и т.п. Однако вследствие этого политическая система постепенно утрачивает способность к самокритике и правильной, здоровой реакции на справедливые замечания; со временем она все больше утверждается в мысли о собственной непогрешимости. Но при закрытом характере системы это означало не что иное, как начало ее закостенения, застоя. Борьба и единство противоположностей, лежащие в основе всякого, в том числе и общественного, развития, заменяются единомыслием, категорическим неприятием иного мнения, кроме общепринятого, что и служит причиной прекращения развития, движения общества вперед, возможного благодаря успешному разрешению постоянно возникающих в жизни противоречий разного рода.

Абсолютная власть в условиях тоталитарного режима может иметь различную форму, и не только форму диктатуры, открыто бросающей вызов демократии в собственной стране и за рубежом, но даже и демократии, которая на поверку оказывается таковой чисто номинально (по названию), когда выборы, если они вообще проводятся, то, как правило, безальтернативны, многопартийность, если она и существует, то мало что значит в реальной жизни, а сохраняется скорее для проформы, чем для действительного отстаивания интересов различных социальных слоев и групп; высшие лица в государстве не избираются, а назначаются. Обычно первым лицом государства является глава правящей партии. Система назначений сверху до низу всего аппарата управления способствует его быстрой бюрократизации, предельной централизации власти.

Главные направления политики вырабатываются чаще всего не на основе согласия партий (в тех странах, где остается многопартийная система), а руководством, иногда единолично - высшим лицом правящей партии от ее имени. Решения партийных съездов обязательны для исполнения не только членами партии, но и всеми государственными и общественными организациями, всеми гражданами страны. При такой ситуации считается, что ошибаться могут отдельные функционеры аппарата и даже лидеры партии, но не вся партия, орентирующаяся на выдвинутые ею идею и цель.

Слово «тоталитаризм» в политический лексикон вощло в 20-е гг. ХХ века. Его активно использовали и отождествляли со сталинским режимом в СССР и фашистскими режимами Италии и Германии. В действительности тоталитарные взгляды существуют более 2000 лет. Еще в V в. до н.э. античный философ Гераклит считал, что, обладая мудростью и совершенным знанием можно управлять решительно всеми вещами. Детально тоталитарные идеи разработаны у Платона, социалистов-утопистов, Руссо, Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и др.

По вопросу о времени возникновения тоталитаризма существуют разные точки зрения. Одни считают его вечным спутником истории государства, другие - достоянием индустриальной эпохи, а третьи - феноменом ХХ века. Вместе с тем нет сомнения, что проявление отдельных черт и характеристик тоталитаризма имеет длинную историю. Можно выделить некоторые формы этих проявлений:

) восточная форма;

) крепостническая форма;

) религозная форма;

) революционный тоталитаризм;

) фашизм;

) сталинизм.

Рассмотрим эти формы более подробно.


Глава 2. Исторические формы тоталитаризма


.1 Восточная форма тоталитаризма


Мощная централизованная структура складывалась в неевропейском мире на протяжении тысячелетий не на основе рыночно-частнособственнических отношений. Привычная командно-административная форма отношений абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и робкий обслуживающий ее и не имевший ни свобод, ни гарантий, ни привелегий восточный рынок. Власть здесь была первоначалом. Власть, команда, администрирование довлели абсолютно, тогда как отношения собственности, необходимые для регулирования хозяйства, были явлением производным, вторичным по отношению к власти. На Востоке рынок и собственник находятся в зависимости от государства и обслуживают нужды прежде всего правящего слоя. Государство же здесь твердо стоит над обществом и соответственно над экономикой общества, а его правящие слои живут за счет достояния общества и выполняют в этом обществе функции господствующего класса.

Иерархическая лестница управления в восточных государствах оказывалась по меньшей мере трехступенчатой; возникли три уровня - высший общегосударственный, средний региональный и местный. При этом на высшем уровне фиксируется заметная специализация административной деятельности - военачальники, жрецы, главы канцелярий или ремесленных служб, администраторы широкого профиля, казначеи и хранители казенных амбаров, управители дворцовых или храмовых служб. Администрация на региональном уровне была много проще и имела чаще всего двойное подчинение - главе регионального подразделения и соответствующим службам и управлениям центра. Здесь специализация была много слабее и функции нередко совмещались. Тем более все это было характерно для местного уровня, где по традиции на главу общины падала львиная доля всех административных забот о благосостоянии общинного коллектива, а также о своевременных выплатах ренты-налога в казну и организации необходимых для коллектива и для государства общественных работ. Сооружались все монументальные городские и иные сооружения за счет труда крестьян, привлекавшихся к общественным народам в свободное от сельскохозяйственных забот время, к тому же поочередно.

Таким образом, восточное государство сосредоточило в своих руках политическую, экономическую и духовную власть, что придавало ему деспотические черты. Через своих чиновников государство организовывало производство. От этих чиновников оказался полностью зависимым, зачастую являющийся формально свободным, человек.


2.2 Крепостническая форма тоталитаризма


Основная масса населения (крестьяне) прикреплена к земле и находится в полной власти собственника земли - государства, огусадарствленной церкви, помещика. Последние в свою очередь находятся в полной власти абсолютного монарха и обязаны служить государству. Наиболее полно такая форма тоталитаризма была реализована в условиях крепостнической России.

Тоталитарные тенденции в России имеют прочные, уходящие в глубь веков корни. Причин тому много. Исходным является тот факт, что Московское государство изначально формируется как вотчина, хозяйство московской княжеской династии, ее фамильная собственность, а не как политический союз народа. Для общественного сознания того времени были неразрывными понятия государства и московского князя как хозяина государства. Именно этим определялась неограниченная власть московского князя, который самостоятельно определял условия и формы жизнедеятельности людей в своем доме - государстве.

Основные же причины сильных тоталитарных традиций заключаются в том, что на протяжении всей своей истории Россия принуждена была вести частые войны с многочисленными и жестокими врагами, которые во многом превосходили ее по численности и боеготовности. Зачастую в этих войнах решался вопрос о самом праве на существование русского народа. Только с XV по XVIII века восточные соседи Руси (татары и турки) захватили и обратили в рабство около 5 млн. русских пленников. Эти цифры будут особенно впечатлять, если учесть, что в 1678 г. в России проживало всего лишь 5,6 млн. жителей, из которых около 1 млн. составляло население недавно присоединенной Левобережной Украины.

Из 537 лет, прошедших после Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 г. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов и коалиций, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две - с пятью, двадцать пять раз воевала с тремя противниками и тридцать семь раз - с двумя. Начиная с XIII в. и по ХХ в., Россия по меньшей мере раз в столетие подвергалась опустошительному нашествию и довольно часто одновременно с нескольких сторон. В XVI в. боевые действия длились 43 года, в XVII в. - 48 лет, в XVIIIв. - 56 лет.

В этих условиях государство требовало от своего народа столько богатства, труда и жизней, сколько это было нужно для победы. А народ во имя самосохранения должен был все это отдавать не раздумывая. Это была реальая судьба России.

Подчинить делу победы все ресурсы страны, потребовать от народа абсолютной жертвенности и самоотдачи могла не только сильная, централизованная, тоталитарная, но и авторитетная власть. Россия обошла своих соседей и всю Европу в степени концентрации государственной власти. В этом оказались ее преимущество и источник победы. Тоталитаризм был ответом России на тот исторический вызов, который вынужден был принять русский народ.

Усилению тоталитарных черт способствовала и милитаризация России, что было естественным в виду постоянной угрозы агрессии извне. Военная мощь превратила Россию в ведущую державу мира, игравшую важную роль в установлении определенного миропорядка. Происходило, говоря словами В.О.Ключевского, «неестественное отношение внешней политики государства к внутреннему росту народа... Государство пухло, а народ хирел».

Несправедливый общественный строй, обревавший большую часть населения на нищету и абсолютную незащищенность от произвола помещиков и чиновников, порождал частые социальные потрясения, крестьянские волнения, восстания и даже войны. Чтобы держать народ в повиновении также нужна была жестская тоталитарная власть. Трудности управления огромной страной с многонациональным населением, исповедующим различные религии, при отсутствии развитых рыночных отношений, сплачивающих народ общими экономическими интересами, усилили тенденцию к тоталитарным методам управления.

Наиболее отчетливо тоталитарная традиция на Руси сложилась во времена Ивана Грозного.

Иван Грозный провел земскую реформу, в результате которой государственное наместничье управление (на основе кормления) на местах было заменено местным выборным самоуправлением. Вопреки современным представлениям о самоуправлении это отнюдь не означало расширения пространства гражданского общества. Органы земского самоуправления были наделены правом не столько ведать своими земскими делами, сколько выполнять ряд общегосударственных поручений. Земские общества из своей среды обязаны были выбирать ответственных исполнителей «государева дела»: сбор прямых и косвенных налогов, таможенных пошлин, эксплуатацию доходных казенных статей. Исправность сбора доходов обеспечивала имущественную ответственность сборщиков и земского общества. Это делало органы самоуправления куда более эффективными в единии порученных им государственных дел, чем любой государственный чиновничий аппарат. Если не добирались назначенные по смете суммы, то за них платили избиратели, т.е. земское общество. Выбирать тогда значило отвечать за выборных. В обязанности земского самоуправления вменялись также судебные и полицейские обязанности. В основу самоуправления, таким образом, были положены начала государственной ответственности, выражающиеся в двойной обязательной поруке местных миров - за своих выборных и за самих себя, за каждого из своих членов. Круговая порука усилила эффективность государственного управления, углубила процесс огосударствления общества и обеспечила соблюдение интересов государства более эффективно, чем чиновничье управление.

Служение государству было безвозмездным. Сословия отличались одно от другого не правами по отношению к государственной власти, а обязанностями, которые государство распределило между ними и которые могло увеличить по своему усмотрению. В Московском государстве не было ни свободных полноправных лиц, ни свободных и автономных сословий. В нем господствовало начало повинности, которое оставляло слишкомм мало места частным интересам, личным или сословным, принося их в жертву государства.

В XVII в. утвердилась сословно-крепостническая разновидность тоталитаризма. Усилиям государства по концентрации сил общества мешала подвижность и пестрота общественного состава. С воцарением Михаила Романова все общество было поделено на неподвижные сословия, со строго предписанными каждому из них повинностями. Принадлежность к сословию определялась рождением. Новый порядок поддерживался суровыми мерами. Так, посадские прикреплялись к своим посадам с такой строгостью, что за переход из посада в посад, даже за женитьбу вне посада грозила смертная казнь.

Сложившийся режим претерпел в последующие годы сравнительно незначительные изменения. В 1762 г. дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, в 1765 помещики получили судебно-полицейскую власть над крепостными. Таким образом крестьянин потерял признаки правоспособного лица. Такой порядок существовал до реформ Александра II. Освобождение крестьян, развитие самоуправления привели к эволюции сословно-крепостнического тоталитаризма в авторитарно-тоталитарный режим, приобретший к началу ХХ века заметные либеральные черты.


2.3 Революционный тоталиитаризм


Характеризуется сильным влиянием гуманнистической идеологии и выступает под лозунгами свободы, равенства, братства, в разные эпохи наделяя их неодинаковым содержанием.

В XIX в. в разных странах Европы возникали революционные организации, ставившие своей целью захват власти во имя кардинального преобразования общественных отношений. Это были, как правило, небольшие и хорошо законспирированные группы заговорщиков, вдохновлявшихся общей идеей.

Неутомимым устроителем антиправительственных заговоров был французский социалист Луи Огюст Бланки (1805-1881). Созданное им «Общество времен года», ставившее целью изменение политического строя и строя социального, было организовано примерно так же, как и тоталитарные партии, занимавшиеся подпольной борьбой. Однако бланкистские заговоры не привели к победе тоталитаризма, так как во Франции не было для него достаточной социальной базы.

Мысль о необходимости сплоченной революционной организации была популярна и среди русских революционеров. Ее развивал П.Н.Ткачев (1844-1886), в чьих работах содержатся почти все основные элементы тоталитарных воззрений. Но для успешной реализации идей П.Н.Ткачева было недостаточно создать революционную организацию, нужна была масса, готовая следовать за решительными революционерами. На рубеже XIX - XX вв. в России оформляется тоталитарная партия - партия большевиков. Долгий и трудный процесс формирования дисциплинированной партии фанатиков-революционеров умело направлялся Лениным, придававшим первостепенное значение именно ядру тоталитарного движения.

Тоталитарная партия легко отказывается от лозунгов и даже от самых принципиальных программных положений, легко меняет тактику и политику, но неизменно сохраняет верность вождю и ориентацию на те идеи, которые могут обеспечить ей достаточно широкую поддержку. Пропаганда тоталитарной партии рассчитана на толпу, которую нужно не убеждать, а вести за собой.

Основной целью революционного тоталитаризма является разрушение старого мира «до основания», быстрое преобразование общества на новых основаниях и формирование нового человека. При этом ведется жестокая борьба с теми, кто считается противником революционных преобразований. Мораль и право подчиняюся революционной целесообразности.


Глава 3. Тоталитаризм ХХ века


.1 Сталинизм


Сталинизм - это наиболее завершенная разновидность левого тоталитаризма, многое унаследовавшая от революционноо тоталитаризма большевиков.

Ядром большевистского учения стала «диктатура полетариата». В этой формуле сторонников тоталитаризма привлекали и признание активной роли государства, насильственными мерами устанавливающего «новый общественный строй», и оправдание любых жестоких мер тем, что они нужны для блага большинства. Затем следует отметить довольно последовательную ориентацию русских большевиков на уравнительный (социалистический) идеал, чего не было в Германии и Италии. Причины этого следует искать в сохранении общинного мироощущения русских крестьян и выходцев из крестьянской среды, а также в социальном положении потенциальных сторонников тоталитаризма.

Кроме того, Россия была многонациональной страной со смешанным населением, что во многом определило интернационалистскую оболочку отечественного тоталитаризма. Начиная с 1930-х гг. шовинизм постепенно становился составной частью большевистской идеологии.

Еще одна особенность идеологии большевизма - менее откровенный разрыв с традиционными ценностями, признание гуманизма, более осторожные антидемократические декларации.

В 1920-е гг. начинает постепенно создаваться мощная карательная машина, способная выполнять необходимые тоталитаризму функции массового террора, был установлен всеобъемлющий контроль над информацией, началась борьба с действительным и мнимым инакомыслием, было организовано постоянное пропагандистское воздействие на массы.

В государстве-обществе каждый должен был ощущать себя немного палачом и немного жертвой. Террор и пропаганда, переплетаясь и усиливая друг друга, внушали человеку чувство опасности, исходящей от бесчисленных врагов, чувство вины и страх за эту вину. Террор и пропаганда сеяли в обществе подозрительность, препятствовавшую неформальным, доверительным отношениям между людьми; объединяться следовало только под контролем государства и во имя его целей.

Тоталитаризм стремится не только преодолеть трудности, но и уничтожить их источник. Постоянный источник противоречий, осложняющих социальное развитие, но и стимулирующих это развитие, - неоднородность общества. Усилению социальной однородности в СССР способствовала коллективизация, проведенная насильственными методами на рубеже 1920-30-х гг. Общество, состоящее из совершенно одинаковых, лишенных индивидуальных черт «людей-винтиков», построить, конечно, невозможно, однако вполне реальным оказалось приближение к этому идеалу.


3.2 Итальянский фашизм


Движение итальянских фашистов оформилось после первой мировой войны. Неуверенность в завтрашнем дне и неудовлетворенные амбиции сторонников сильной Италии способствовали популярности радикальных политических партий.

Название движения восходит к итальянскому слову «fascio» - «пучок, связка». В древнем Риме пучок прутьев был символом власти должностных сил республики. В 1890-е гг. символом «фашио» обозначались объединения мятежных сицилийских крестьян. Удачно выбранное название, напоминающее о величии древнего Рима, и о революционных традициях, способствовало успешной пропаганде фашистов.

Первый съезд фашистских организаций состоялся в марте 1919 г. На нем были выработаны основные программные положения. Фашистскую партию возглавил Бенито Муссолини. 1922-26 гг. были временем постепенного перехода от конституционной монархии к фашистской диктатуре. На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов; фашисты использовали демократические институты как прикрытие антиконституционных мер. Попытки оппозиции оказать мирное давление на формирующийся тоталитрарный режим только дали властям основание для лишения политических противников их мандатов. В 1926 г. правительство получило право издавать декреты без согласия парламента, были запрещены все партии, кроме фашистской, были закрыты оппозиционные газеты, арестованы некоторые лидеры оппозиции.

В 1926 г. сформировалась однопартийная диктатура фашистов. Тоталитарное государство мыслилось фашистами как государство корпоративное. Корпорацией фашисты называли объединение людей, занятых в какой-либо отрасли народного хозяйства; в состав корпорации входили рабочие, служащие различного ранга, предприниматели; номинальным главой каждой из 22 корпораций считался сам Муссолини.

Система вертикальных связей, пронизывающих все общество, охватила и сельскую местность, где Муссолини упрочил остатки сохранившихся и в ХХ в. полуфеодальных отношений: ввел административную зависимость крестьян-арендаторов от землевладельцев, подчинив последних государственному контролю.

Важной особенностью итальянского фашизма было терпимое отношение к некоторым традиционным политическим институтам и силам. Кроме того, Муссолини приходилось считаться и с влиянием Церкви.

Таким образом, упрочившаяся фашистская диктатура сочетала в себе черты государства тоталитарного и авторитарного (опирающегося на традиционные институты власти).


3.3 Национал-социализм

тоталитаризм сталинизм фашизм социализм

Первая мировая война и поражение Германии во многом определили особенности формирования немецкого тоталитаризма.

Национал-социалистическое движение, возникшее в 1919 г., стремилось совместить крайний шовинизм и уравнительные идеи. В центре гитлеровского национализма была идея немецкого народа и арийской (нордической) расы. Государство рассматривалось как нечто производное от «народного духа».

В 1933 г. были распущены профсоюзы и СДПГ. Другие оппозиционные партии были принуждены заявить о самороспуске, после чего правительство Гитлера запретило образование новых партий. В 1934 г. были упразднены и местные парламенты (ландаги).

Параллельно создавались структуры новой власти. В декабре 1933 г. был издан закон «Об обеспечении единства партии и государства»: партийные органы стали выполнять государственные функции. Вместо профсоюзов создавался Немецкий трудовой фронт, принудительное объединение рабочих, служащих и предпринимателей. Был установлен полный партийно-государственный контроль за сельскохозяйственным производством и общественной жизнью деревни.

Гитлер, как и всякий пришедший к власти диктатор тоталитарного типа, стремился избавиться от возможных конкурентов и от потенциальной оппозиции в движении, при поддержке которого была завоевана власть.


3.4 Религиозный тоталитаризм


Его специфической чертой является господствующая роль той или иной религиозной идеологии. В современную эпоху наибольшую тоталитарную направленность имеет исламский фундаментализм, набирающий силу на востоке и утвердившийся во времена Хомейни в Иране. Он пронизывает и подчиняет себе экономику, политику, государство, социальную и духовную жизнь общества, быт народа.

Рухолла Мусави Хомейни пришел к власти в 1978 г. Он утверждал, что необходима замена монархии «исламской республикой» Главное в такой республике - верховная власть священного Закона, предписанного Кораном, пророком Мохаммедом, имамом Али. Верховным же толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, является правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей.

В 1979 г. после падения монархи, в стране появляется множество общественных и политических организаций, ассоциаций, групп (в одном только Тегеране их было более ста), придерживавшихся самых различных взглядов на будущее социальное и политическое устройство. Но Хомейни не поддерживал открыто ни одну их них. Придерживаясь подобного образа действий, во всех перипетиях ожесточенной внутриполитической борьбы Хомейни всякий раз оказывался в наиболее выгодной для него позиции, позволяющей ему неизменно фигурировать в роли «отца нации». Он сохранял уважение каждой из этих группировок до тех пор, пока не запрещал окончательно ее политическую активность.

Постепенно он полностью подчинил себе революционные комитеты и революционные трибуналы. Тоже самое произошло с самоуправленческими комиссиями рабочих и служащих на предприятиях.

В мечетях создавались тщательно законспирированные штаб-квартиры огромной неформальной организации «партии Аллаха», объединяющей религиозных фанатиков. Была провозглашена программа исламизации общественных и семейных отношений, образования и управления. Проводились «чистки» лиц, скомпрометировавших себя связями с шахистским режимом и отступивших от исламского «морального кодекса».


Заключение


Таким образом, в данном исследовании были рассмотрены основные виды и формы тоталитарных режимов. Безусловно, число их на егодняшний день значительно больше, но рассмотреть их все мы не имели возможности. Рассмотренные формы тоталитарных режимов позволяют сделать следующие выводы.

Тоталитарные режимы, используя некоторые методы «традиционных» авторитарных диктатур, сочетая их со всеобъемлющим массовым террором и разрушением всех социальных институтов (от политических объединений до семьи), создают искусственный синтез государства и общества. Это противоестественное соединение существует до тех пор, пока сохраняется возможность, опираясь на поддержку и соучастие большого количества людей, отсекать от государсова-общества все чужеродное, все, что потенциально способно стать основой воссоздания гражданского общества, независимого государства.

Тоталитарный процесс, изначально направленный против всего человеческого в человеке, будь то пороки или достоинсива, неизбежно приходит в противоречие с интересами участников этого процесса, которые, несмотря ни на что, остаются людьми и не могут полностью игнорировать свои частные стремления. После бесплодных попыток примирить непримиримое государство тоталитаризма приходит к краху.


Список использованной литературы


1.Авербух Р.А. Италия в первой и второй мировых войнах. М., 1946

2.Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

.Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1993.

.Дробышев А.А. Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, либерализм, демократия. Омск, 1997.

.Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т.1. М., 1987.

.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42.

.Лунев С.Н. 70 лет истории и три этапа тоталитаризма в СССР // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

.Мусский И.А. 100 великих диктаторов. М., 2002.

.Нестеров Ф. Связь времен. М., 1984.

.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.

.Сергеев А.Г. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. М., 2003.

.Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10-12.

.Brzezinsky Z., Friedrich C. Totalitarian Dictalitarian and Autocracy. Cambridge, 1956.


Теги: Формы проявления тоталитарной власти  Курсовая работа (теория)  Политология
Просмотров: 38865
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формы проявления тоталитарной власти
Назад