Фашизм как форма тоталитаризма

Содержание


Введение

. Общая характеристика тоталитаризма

. Особенности фашизма как тоталитарного общества

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В истории человечества было немало страниц, окрашенных кровью и грязью. Войны, мятежи, революции, государственные перевороты, грабительские набеги, насилие властителей над подданными и беспощадная месть подданных, обращенная против низвергнутых властителей, - все это неотъемлемая часть прошлого человечества. Книгу истории, конечно, не назовешь легким чтением, но даже самые мрачные страницы, которые порой хочется вырвать из этой книги, намертво вросли в переплет, и с их существованием приходится считаться. Насколько внимательно и вдумчиво мы прочитаем текст, повествующий о преступлениях далекого и недавнего прошлого, во многом зависит и содержание еще не написанных страниц, зависит наше будущее. Разумеется, было бы наивно искать в минувшем готовые ответы на сегодняшние и завтрашние вопросы. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), немало размышлявший о трагических событиях ХХ века, писал: «Прошлое не может сказать, что нам делать. Но оно может предупредить, чего нам не делать». Чтобы услышать эти предупреждения, нужно, конечно, знать и понимать - знать, что происходило, понимать почему.

Целью данной работы является анализ всевозможных форм проявления тоталитарной власти и основных черт тоталитаризма, проявлявшихся в различные исторические периоды. Для достижения этой цели нужно решить ряд следующих задач:

) проанализировать истоки этого явления, определить его исторические корни;

) рассмотреть наиболее крайние формы проявления тоталитаризма в ХХ веке (национал-социализм и социализм);

) показать возможности дальнейшего существования и развития тоталитаризма.

Нужно заметить, что отечественная литература, посвященная тоталитаризму и его историческим формам стала появляться только в последние 20-30 лет, что в общем-то не удивительно, учитывая политический строй нашей страны на протяжении 1920-80-х гг. Что же касается иностранной литературы, то зарубежные политологи, историки, философы обращались к указанной проблеме уже на протяжении всей второй половины ХХ века, оказывая особое внимание проблемам фашизма и национал-социализма. Поэтому мы считаем необходимым еще раз обратиться к данной теме и последовательно рассмотреть все возможные формы проявления тоталитарной власти.


1. Общая характеристика тоталитаризма


Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, что означает «весь, полный, целый». Обычно под тоталитаризмом имеют в виду политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Данное утверждение, конечно же, не означает, что та или иная идея, положенная в основу тоталитарного режима и соответствующей ему политической системы, непременно плоха. Действительно, что плохого, скажем, в идеях социального равенства и социальной справедливости, в идее уничтожения эксплуатации человека человеком или в идее национального возрождения и создания сильного, авторитетного на международной арене государства? Однако желание любыми средствами и как можно скорее воплотить их в жизнь, не считаясь ни с объективными обстоятельствами (спецификой предшествующего экономического, политического, социального, духовного развития страны), ни с состоянием субъективного фактора (общим недостаточно высоким уровнем сознания и культуры населения, отсутствием адекватного понимания смысла воплощаемой идеи всеми реальными участниками процесса преобразований и т.п.), способствует формированию соответствующей политической системы.

Каковы же признаки, позволяющие отличать тоталитаризм от других типов политической системы - демократии и авторитаризма? Американские исследователи К.Фридрих и З.Бжезинский выделили шесть таких признаков:

) единственная массовая политическая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

) официальная идеология, которую власти стремятся распространить на всех членов общества;

) монополия государства на средства массовой информации (эту «четвертую власть» современного мира);

) монополия государства на все средства вооруженной борьбы;

) особая система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

) жестко централизованная система управления экономикой.

Следует подчеркнуть, что именно совокупность всех указанных признаков позволяет считать тот или иной режим тоталитарным, хотя отдельные признаки тоталитаризма возникли еще в глубокой древности. Как известно, древний Рим дал человечеству образцы жесточайших террористических диктатур - достаточно вспомнить имена таких тиранов, как Сулла и Калигула. В древнем Египте существовала жестокая система хозяйственного управления. В средневековой Европе долгое время господствовала официальная моноидеология - католицизм, противники которого (настоящие и мнимые) сурово карались инквизицией вплоть до их физического истребления. В империях Александра Македонского и Чингисхана впервые родилась мысль о завоевании мирового господства. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм сложился лишь в ХХ в.

Как правило, тоталитаризм зарождается в период кризисных ситуаций, когда общество подвергается сильнейшим перегрузкам. В самом деле, в условиях, когда происходит ломка традиционных общественных структур и рвутся привычные экономические, политические, социальные, идеологические, культурные и даже родственные связи между людьми, а в результате распадаются те социальные группы (или, как иногда говорят, «социальные ниши»), в которых человек только и мог чувствовать себя полноценным гражданином и членом общества, у людей формируются ощущения страха, панические, если не сказать апокалиптические, настроения. И тогда в обществе нередко появляется «спаситель» в лице одного человека или партии, которым удается прийти к власти за счет какой-то понятной и устраивающей большинство людей идеи, отрицающей недостатки существующего уклада жизни. Ясность, простота и доступность идеи для широких масс порождают и у них, и у вождей иллюзию быстрого воплощения ее в жизнь благодаря энтузиазму, единому порыву.

Что способствует возникновению тоталитаризма в нынешних условиях? Во-первых, наличие так называемой демократии, при которой становятся политически активными и получают каналы для выражения своей воли миллионы людей. Дело в том, что демократическая система предоставляет слово всем участникам политического процесса, в том числе и своим собственным противникам. И если в нормальной ситуации эта оппозиция обычно находится на обочине общественной жизни и не покушается на господствующий строй, то тогда, когда огромные массы народа возбуждены, деморализованы и готовы поверить любому обещанию улучшения жизни, из чьих бы уст оно ни исходило, политическая роль активизирующейся оппозиции может вырасти многократно. В этом случае, если в стране нет глубоко укоренившихся демократических традиций и правосознания, возбужденные массы могут привести сторонников тоталитаризма к власти вполне законным путем - вспомним хотя бы, как пришел к власти Гитлер.

Во-вторых, этому способствует широкое распространение техники в общественной жизни и в быту (радио, телевидения, телефона, прессы), что позволяет жестче контролировать политические процессы и манипулировать сознанием людей, проникая в сферу их повседневных интересов.

И наконец, в-третьих, немалую роль играет высокая степень концентрации производства, всей экономической жизни страны, что позволяет государству целиком подчинять их своей власти и вести точный учет всего и вся, планировать развитие хозяйства вплоть до мелочей.

В таких условиях утрачивается база для существования гражданского общества и правового государства с их правами и свободами, потому что абсолютная, ничем реально не ограниченная, всеохватывающая власть вождя, партии, государства (формально закон ограничивает ее, но они его, как правило, игнорируют) лишает гражданское общество самостоятельности. Кроме того, человек выступает уже не как гражданин, жизнь и поведение которого могут подчиняться только закону и который наделен неотъемлемыми правами, а как всецело подчиненный некой единой воле, по существу бесправный подданный верховной власти.

Регулирование повседневной жизни людей при этом нередко принимает уродливые формы: от невозможности без санкций властей, скажем, приобрести (купить) квартиру по собственному желанию и вкусу или выехать за границу, по собственному выбору вступить в брак, как это имело место, например, в полпотовской Кампучии.

Здесь практически не существует разделения властей, все ветви власти непосредственно или опосредованно связаны между собой, и, видимо, поэтому для большинства стран с тоталитарным политическим режимом характерно отсутствие независимого суда. Более того, в ряде случаев приходится говорить о существовании внесудебных органов, специально создаваемых в определенные периоды для выполнения карательных функций, независимо от того, есть решение официальных властей о применении санкций по отношению к какому-то конкретному лицу (или группе лиц) или нет. В некоторых странах роль внесудебных инстанций играла сама правящая партия или особо уполномоченные в ней лица, которые, например, в период регулярных массовых чисток выявляли неугодных и передавали их в руки репрессивных органов государства. В такие годы даже высшие руководители страны не могли быть уверены в своей безопасности: неосторожно сказанное слово и даже просто подозрение в нелояльности могли служить поводом для их физического устранения.

В ряде случаев репрессивные органы пытаются подменить собой другие политические и властные структуры, чтобы таким образом установить всеобщий контроль за жизнью общества и каждого человека. Система взаимной слежки и доносительства в кругах, близких к власти как в центре, так и на местах, создает напряженную ситуацию во всех властных структурах, что не может не отражаться на нравственном здоровье общества в целом.

Многие тысячи людей, пытающиеся по разным соображениям противостоять новой власти (после ее укрепления), борющихся против каких-то отрицательных ее сторон, ошибок и подсчетов, беспощадно караются, отправляются в специальные лагеря, насильственно используются в качестве дармовой рабочей силы на различных хозяйственных и строительных объектах.

Создаются и всевозможные преграды инакомыслию: запрещается издание оппозиционной литературы, высказывание «крамольных» мыслей, критических суждений устно или в средствах массовой информации и т.п. Однако вследствие этого политическая система постепенно утрачивает способность к самокритике и правильной, здоровой реакции на справедливые замечания; со временем она все больше утверждается в мысли о собственной непогрешимости. Но при закрытом характере системы это означало не что иное, как начало ее закостенения, застоя. Борьба и единство противоположностей, лежащие в основе всякого, в том числе и общественного, развития, заменяются единомыслием, категорическим неприятием иного мнения, кроме общепринятого, что и служит причиной прекращения развития, движения общества вперед, возможного благодаря успешному разрешению постоянно возникающих в жизни противоречий разного рода.

Абсолютная власть в условиях тоталитарного режима может иметь различную форму, и не только форму диктатуры, открыто бросающей вызов демократии в собственной стране и за рубежом, но даже и демократии, которая на поверку оказывается таковой чисто номинально (по названию), когда выборы, если они вообще проводятся, то, как правило, безальтернативны, многопартийность, если она и существует, то мало что значит в реальной жизни, а сохраняется скорее для проформы, чем для действительного отстаивания интересов различных социальных слоев и групп; высшие лица в государстве не избираются, а назначаются. Обычно первым лицом государства является глава правящей партии. Система назначений сверху до низу всего аппарата управления способствует его быстрой бюрократизации, предельной централизации власти.

Главные направления политики вырабатываются чаще всего не на основе согласия партий (в тех странах, где остается многопартийная система), а руководством, иногда единолично - высшим лицом правящей партии от ее имени. Решения партийных съездов обязательны для исполнения не только членами партии, но и всеми государственными и общественными организациями, всеми гражданами страны. При такой ситуации считается, что ошибаться могут отдельные функционеры аппарата и даже лидеры партии, но не вся партия, ориентирующаяся на выдвинутые ею идею и цель.

Слово «тоталитаризм» в политический лексикон вошло в 20-е гг. ХХ века. Его активно использовали и отождествляли со сталинским режимом в СССР и фашистскими режимами Италии и Германии. В действительности тоталитарные взгляды существуют более 2000 лет. Еще в V в. до н.э. античный философ Гераклит считал, что, обладая мудростью и совершенным знанием можно управлять решительно всеми вещами. Детально тоталитарные идеи разработаны у Платона, социалистов-утопистов, Руссо, Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и др.

По вопросу о времени возникновения тоталитаризма существуют разные точки зрения. Одни считают его вечным спутником истории государства, другие - достоянием индустриальной эпохи, а третьи - феноменом ХХ века. Вместе с тем нет сомнения, что проявление отдельных черт и характеристик тоталитаризма имеет длинную историю. Можно выделить некоторые формы этих проявлений:

) восточная форма;

) крепостническая форма;

) религиозная форма;

) революционный тоталитаризм;

) фашизм;

) сталинизм.

Рассмотрим эти формы более подробно.


2. Особенности фашизма как тоталитарного общества

тоталитаризм фашизм национал социализм

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм основывался на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Как разновидность фашизма выступает национал-социализм, который нередко рассматривают как отдельную форму тоталитарного режима.

Фашизм - правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы.

Движение итальянских фашистов оформилось после первой мировой войны. Неуверенность в завтрашнем дне и неудовлетворенные амбиции сторонников сильной Италии способствовали популярности радикальных политических партий.

Название движения восходит к итальянскому слову fascio - «пучок, связка». В древнем Риме пучок прутьев был символом власти должностных сил республики - консулов, диктаторов - и одновременно орудием наказания. В 1890-е гг. символом «фашио» обозначались объединения мятежных сицилийских крестьян. Удачно выбранное название, напоминающее о величии древнего Рима, и о революционных традициях, способствовало успешной пропаганде фашистов.

Первый съезд фашистских организаций состоялся в марте 1919 г. На нем были выработаны основные программные положения. Фашистскую партию возглавил Бенито Муссолини. 1922-26 гг. были временем постепенного перехода от конституционной монархии к фашистской диктатуре. На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов; фашисты использовали демократические институты как прикрытие антиконституционных мер. Попытки оппозиции оказать мирное давление на формирующийся тоталитарный режим только дали властям основание для лишения политических противников их мандатов. В 1926 г. правительство получило право издавать декреты без согласия парламента, были запрещены все партии, кроме фашистской, были закрыты оппозиционные газеты, арестованы некоторые лидеры оппозиции.

В 1926 г. сформировалась однопартийная диктатура фашистов. Тоталитарное государство мыслилось фашистами как государство корпоративное. Корпорацией фашисты называли объединение людей, занятых в какой-либо отрасли народного хозяйства; в состав корпорации входили рабочие, служащие различного ранга, предприниматели; номинальным главой каждой из 22 корпораций считался сам Муссолини.

Система вертикальных связей, пронизывающих все общество, охватила и сельскую местность, где Муссолини упрочил остатки сохранившихся и в ХХ в. полуфеодальных отношений: ввел административную зависимость крестьян-арендаторов от землевладельцев, подчинив последних государственному контролю.

Важной особенностью итальянского фашизма было терпимое отношение к некоторым традиционным политическим институтам и силам. Кроме того, Муссолини приходилось считаться и с влиянием Церкви.

Таким образом, упрочившаяся фашистская диктатура сочетала в себе черты государства тоталитарного и авторитарного (опирающегося на традиционные институты власти).

Первая мировая война и поражение Германии во многом определили особенности формирования немецкого тоталитаризма.

Национал-социалистическое движение, возникшее в 1919 г., стремилось совместить крайний шовинизм и уравнительные идеи. В центре гитлеровского национализма была идея немецкого народа и арийской (нордической) расы. Государство рассматривалось как нечто производное от «народного духа».

В 1933 г. были распущены профсоюзы и СДПГ. Другие оппозиционные партии были принуждены заявить о самороспуске, после чего правительство Гитлера запретило образование новых партий. В 1934 г. были упразднены и местные парламенты (ландтаги).

Параллельно создавались структуры новой власти. В декабре 1933 г. был издан закон «Об обеспечении единства партии и государства»: партийные органы стали выполнять государственные функции. Вместо профсоюзов создавался Немецкий трудовой фронт, принудительное объединение рабочих, служащих и предпринимателей. Был установлен полный партийно-государственный контроль за сельскохозяйственным производством и общественной жизнью деревни.

Гитлер, как и всякий пришедший к власти диктатор тоталитарного типа, стремился избавиться от возможных конкурентов и от потенциальной оппозиции в движении, при поддержке которого была завоевана власть.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов Государственной власти, сращивание партий профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.


Заключение


Рассмотренные формы фашистских тоталитарных режимов позволяют сделать следующие выводы.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях - послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

Тоталитарные режимы, используя некоторые методы «традиционных» авторитарных диктатур, сочетая их со всеобъемлющим массовым террором и разрушением всех социальных институтов (от политических объединений до семьи), создают искусственный синтез государства и общества. Это противоестественное соединение существует до тех пор, пока сохраняется возможность, опираясь на поддержку и соучастие большого количества людей, отсекать от государства-общества все чужеродное, все, что потенциально способно стать основой воссоздания гражданского общества, независимого государства.

Тоталитарный процесс, изначально направленный против всего человеческого в человеке, будь то пороки или достоинства, неизбежно приходит в противоречие с интересами участников этого процесса, которые, несмотря ни на что, остаются людьми и не могут полностью игнорировать свои частные стремления. После бесплодных попыток примирить непримиримое государство тоталитаризма приходит к краху.


Список использованной литературы


1.Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 2006.

2.Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 2003.

.Дробышев А.А. Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, либерализм, демократия. Омск, 2007.

.Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т.1. М., 2007.

.Лунев С.Н. 70 лет истории и три этапа тоталитаризма в СССР // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 2009.

.Мусский И.А. 100 великих диктаторов. М., 2002.

.Нестеров Ф. Связь времен. М., 2004.

.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 2009. №3.

.Сергеев А.Г. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. М., 2003.

.Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 2000. №10-12.


Теги: Фашизм как форма тоталитаризма  Реферат  Политология
Просмотров: 5283
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Фашизм как форма тоталитаризма
Назад