Актуальные проблемы российской правовой политики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Факультет экономики и права

Факультет очного обучения

Кафедра истории и теории государства и права


КУРСОВАЯ РАБОТА

Актуальные проблемы российской правовой политики


Руководитель

Ю.Б. Багаутдинова

Студент

Н.А. Третьякова


Бузулук 2013


Аннотация


Тема курсовой работы: «Актуальные проблемы российской правовой политики».

Первая глава посвящена понятию правовая политика, ее структура и основные элементы. Отражены факторы, влияющие на развитие правовой политики.

Во второй главе раскрыты основные принципы правовой политики и формы реализации.

В третьей главе раскрыты проблемы правовой политики в России и перспективы ее развития.


Содержание


Введение

Общетеоретические аспекты правовой политики

.1 Понятие правовой политики

.2 Структура правовой политики и ее элементы

. Общая характеристика российской правовой политики

.1 Сущность и основные принципы правовой политики

.2 Формы реализации правовой политики в современной России

. Проблемы и перспективы развития правовой политики в России

.1 Российская правовая политика: вызовы и угрозы 21 века

.2 Перспективы развития правовой политики в России

Заключение

Список использованных источников

угроза политическая система правовая политика


Введение


Актуальность темы исследования. В условиях проводимых в современной России преобразований особую роль призвана играть правовая политика как одна из наиболее важных разновидностей государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества. Как отмечает профессор А.В. Малько: «Сейчас, в условиях правовой реформы, на первый план все больше выходит политика правовая, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности».Именно поэтому правовая политики обусловлена следующими факторами:

.Эта политика направлена на упорядочение правовой сферы и которая может оптимизировать экономические, политические, социальные и другие правоотношения.

2.Правовая политика согласует и упорядочивает и согласует действующие в государстве правовые акты. Как отмечает И.А.Иванников «с развитием и усложнением общественных отношений, научно-технического прогресса увеличивается количество нормативно-правовых актов, прецедентов и других норм права. Поэтому человеку все труднее становится ориентироваться в потоке юридической информации, что ведет к увеличению юридической безграмотности населения».

.Правовая политика способна регулировать межнациональные отношения, особенно в регионах, где тесно взаимодействуют интересы многих наций и народностей, где время от времени возникают конфликты и междоусобицы. Об этом нам свидетельствует Северный Кавказ, где для разрешения межнациональных конфликтов необходимы знания и умения с использованием правовой политики. По мнению профессора Д.Ю.Шапсугова «одной из главных политико-правовых проблем развития современного Северного Кавказа является разработка и реализация научно-обоснованной правовой политики государства».

Целью курсовой работы является рассмотрение основ теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена, анализ факторов, обусловливающих ее формирование, функционирование и достижение целей и задач.

Для реализации данной цели выдвигаются следующие научные задачи:

.рассмотреть основы правовой политики

2.дать понятие и структура правовой политики

3.рассмотреть проблемы и перспективы развития российской правовой политики

Объектом исследования являются политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе.

Предмет исследования составляют закономерности формирования и реализации государственной политики, определяющей цели политико-правового развития и задачи правового регулирования и направленной на обеспечение проводимых реформ, демократизацию общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране.

Актуальность разработки. Анализ степени научной разработки правовой политики показывает, что еще в трудах ученых-юристов конца XIX - начала XX веков, таких как Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий и др. этой проблеме уделяется определенное внимание и, в частности, упоминается сам термин «правовая политика». Характерно, что исторически правовая политика рассматривалась ими не как реально существующее явление, а как набор определенных идей, взглядов, представлений о праве и неправе, как прикладная наука, призванная оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права.

Важные мысли, касающиеся права и политики, высказывали и такие российские мыслители как И.А. Ильин, Н.Н. Кареев, Б.Н. Чичерин и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на шесть подразделов, заключения, списка использованных источников.


1. Общетеоретические аспекты правовой политики


1.1 Понятие правовой политики


В последние годы термин «правовая политика» используется довольно часто. Его используют ученые, представители властных структур, журналисты. Как отмечает А.П. Коробова «в юридической науке до сих пор не выработаны единые подходы к толкованию этого термина, поэтому словосочетание «правовая политика» нередко наделяется разными смыслами». Нам хочется проанализировать наиболее распространенные точки зрения по указанной проблематике.

Термином «правовая политика» нередко обозначается политика государства в сфере (области) права. Например, А.М. Яковлева трактует правовую (или юридическую) политику как политику государства в области права.У потребление в таком смысле словосочетании «правовая политика» встречается и у других авторов. Однако, словосочетание «правовая политика» часто используется как синоним выражений «легитимная политика», «законная политика». Например, Ю.В. Пермяков пишет, что, «если власть опирается на право, есть все основания говорить о правовой политике».В.А. Рудковский считает, что « по своей сути правовая политика- это политика, основанная на праве (облеченная в правовую форму), учитывающая его объективные свойства и возможности, признающая социальную ценность права». Иными словами, если политика осуществляется в правовых рамках, она вполне может претендовать на то, чтобы именоваться правовой. Сочетание «правовая политика» может обозначать политику, осуществляемую с помощью правовых средств. В официальных документах и научных трудах о правовой политике чаще всего говорится именно в таком ключе.

Действительно, государственная политика в любой сфере общественного бытия может претворяться в жизнь посредством как правовых, так и не правовых средств. Н.И. Матузов формулирует краткое определение правовой политики, сделав акцент на главном признаке: «Правовая политика есть политика, проводимая с помощью правовых средств».

В теории государства и права встречается употребление словосочетание « правовая политика» в смысле стратегии деятельности государства в сфере правового регулирования. Иногда говорят о правовом поле, правовом пространстве, правовой реальности, правовой жизни, но все равно при этом имеют в виду ту сферу общественных отношений, в которой действуют правовые нормы. Например, Н.И. Матузов пишет, что правовая политика - это «комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием « правовое пространство» и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочивании) со стороны публичной власти».

Отношение к правовой политике как совокупности политических воздействий, опосредующих процессы создания и реализации права, основывается на следующих посылках. Мы считаем, что наряду с правовым регулированием политических отношений, использованием права в процессе осуществления политических функций социальный механизм взаимосвязи политики и права охватывает также и область правовой (или юридической) политики, которая представляет собой разновидность политического опосредования правового развития, один из аспектов действия политического фактора в правовом регулировании. Объектом этого вида политической деятельности являются сами правовые явления.

Некоторые авторы считают возможным истолковывать правовую политику как совокупность действий правового характера, направленных на достижение определенных целей. Так, Н.И. Матузов указывает на то, что «правовая политика представляет собой также и сознательно-волевую деятельность соответствующих субъектов, включая граждан, направленную на достижение практических результатов».

Взгляд на правовую политику как на один из типов социального управления, в особенности управления процессами, протекающими в сфере духовного развития социума, сложился под влиянием рассмотрения проблемы правовой политики в качественно иной плоскости: не сточки зрения политологии или юриспруденции, а с позиции такой отрасли знаний, как социальная психология, точнее, на стыке последней с общей теорией государства и права.

Итак, мы можем сделать вывод, что в юридической науке пока не сложилось четкого понимания того, что есть правовая политика и в каком значении надлежит употреблять этот термин. Попытаемся разобраться в природе и сущности этого уникального явления.


1.2 Структура правовой политики и ее элементы


В современной научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Самым распространенным является разграничение в политике ее содержания, формы, процесса, элементов и уровней. Содержание политики. Сфера влияния политики - политические отношения людей. Они выражают устойчивый характер взаимосвязей социальных групп между собой по поводу власти. Сюда входят многообразные действия элиты и электората, элиты и оппозиции, лидеров, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Вся эта деятельность составляет содержание политической жизни общества. Политика тесно связана с уровнем развития политического сознания общества. Оно определяет качество и эффективность функционирования власти, всей политической системы общества. Содержание политики выражается также в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она ставит и решает, в мотивах и механизмах принятия и выполнения политических решений. Формы политики. Политика проводится в жизнь посредством особых институтов власти. Сюда входят: государство, партии и партийные системы, группы интересов, различные общественно-политические институты. Они составляют организационную структуру политики, определяют, согласно современной классификации, ее форму. Форма политики воплощается также в законах, политических и правовых нормах. Элементы политики. В качестве самостоятельных элементов политики можно выделить: а) институты власти и борьбы за нее; б) нормативные идеи: политико-правовые нормы, программы и избирательные платформы политических партий и т. п.; в) политическое сознание, менталитет (образ мыслей, душевный склад народа), ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды и теории, традиции общества.

Уровни и виды политики: а) макроуровень характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах; б) микроуровень - это политическая деятельность партий, общественных объединений и т. п., а также местное самоуправление; в) мегауровень относится к политической деятельности международных организаций (ООН, НАТО и т. п.). В этой иерархии детерминирующим является макроуровень.

Виды политики прямо зависят от характера потребностей социальных групп и индивидов. Это экономические, социальные, духовные, национальные и другие интересы. Им соответствуют экономическая, культурная, национальная и другие виды политики. Может быть проведено еще более дробное деление: административная, хозяйственная и т. п. политика. Выделяют также два основных направления политики: внутреннюю и внешнюю.

Факторы, влияющие на формирование политики, весьма многочисленны: это потребности, интересы и ожидания социальных групп и индивидов, моральные и правовые нормы общества, история, традиции, менталитет общества и лидеров, их психология, наконец, географическая среда, географическое положение государства, а также некоторые другие.

Суммируя сказанное, мы можем сделать следующие выводы:

. Правовая политика - это реальный феномен, который выражается в целой совокупности государственно-властных решений, охватываемых общим теоретическим понятием "правовая политика".

. Правовая политика - не только диалектически развивающееся явление, имеющее естественно-историческую природу (правовая политика развивается вместе с развитием государства, права и общества), но и многоэлементное, многоаспектное и разнонаправленное, противоречивое явление в виде деятельности, имеющей различные формы.

. В силу того что правовая политика является специфическим правовым и политическим одновременно явлением, этот феномен "являет себя" в следующих пяти формах: 1) правотворческая форма; 2) правоприменительная форма; 3) правоохранительная форма; 4) контрольно- надзорная форма; 5) учредительная форма правовой политики. Правовая политика может протекать исключительно в этих формах, о которых мы сказали выше. Если деятельность государства или его органов протекает иначе, чем в вышеозначенных формах, то это не может трактоваться как деятельность по реализации правовой политики.

. Правовая политика всегда есть цепь последовательных (либо в какой-то части противоречивых) актов политической воли, политико-правовой деятельности, "обернутой" в форму правовых решений.

. Правовая политика имеет свою сложную и многоуровневую структуру. В составе правовой политики можно обнаружить следующие элементы: а) субъекты правовой политики; б) формы (средства) правовой политики; в) содержание правовой политики; г) объекты правовой политики.


2. Общая характеристика российской правовой политики


2.1 Сущность и основные принципы правовой политики


Представления о сущности правовой политики и социальном назначении могут быть значительно углублены и конкретизированы при исследовании ее принципов.

Между тем, как показывает анализ юридической литературы, принципы правовой политики еще не были предметом самостоятельного исследования в теории права, в связи с чем, целостного взгляда на эту проблему пока не сложилось. Однако, с учетом возникших потребностей в обосновании правовой политики как феномена политико-правовой действительности и ее особой роли в осуществлении общегосударственной политики, становится вполне очевидным, что разработка принципов правовой политики имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

При исследовании принципов правовой политики мы, с одной стороны, опираемся, на лингвистическое понимание слова «принцип», имеющее в переводе с латинского языка три значения: 1) исходное положение теории, учения; 2) руководящая идея, правило поведения; 3) внутреннее убеждение, взгляды. С другой стороны, исходим из того, что в юридической науке под принципами понимаются; прежде всего исходные положения, идеи, а также требования, которые лежат в основе какого-либо правового явления. Именно такой смысл и вкладывается нами в категорию «принципы правовой политики».

В этом контексте принципы правовой политики можно определить как исходные определяющие идеи, установки, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования правовой политики.

Согласно концепции единства естественного и позитивного права нравственные принципы составляют естественные законы, символизирующие фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные в провозглашенной ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека . К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ как источник власти, человек - высшая ценность, охрана прав человека - цель и обязанность государства. Закрепив основные неотчуждаемые и прирожденные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ (Гл. 1 и 2) признала и гарантировала ряд проистекающих из них прав граждан.

К организационным принципам относятся федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.

Формирование и реализация правовой политики немыслимы без опоры на принцип федерализма, отражающего федеральное устройство России. Наиболее важным положением является здесь то, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4). В этой связи отметим, что согласно ст. 76 Конституции РФ: 1) по предметам ведения российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; 2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; 4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; 6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.

Как видим, принцип федерализма играет особо важную роль в упорядочении, взаимодействии и соотношении федеральных и региональных нормативных правовых актов.. Он служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся расхождений между федеральным и региональным, законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей федерации правовой системы.

Принцип законности закреплен Конституцией РФ (ст. 15). Он утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны и сферы действия правовой политики, начиная с ее формирования в процессе правотворчества и, заканчивая всеми формами ее реализации.

Одним из принципов, определяющих выполнение правом, в том числе и правовой политикой, своей социальной роли является сочетание убеждения и принуждения.

Отметим, что убеждение и принуждение не являются юридическими явлениями и категориями. В то же время они служат универсальным методом функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Они используются во всех разновидностях социальных регуляторов - обычаях, нравственных, корпоративных, религиозных и др. социальных нормах.

Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в рамках правовой политики состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства. Поэтому убеждение и принуждение являются государственной правовой политикой, за которой стоит аппарат государства. Вследствие этого убеждение и принуждение приобретают юридический характер и поэтому они используются в качестве средства, метода, принципа осуществления правовой политикой своих целей и задач. Одновременно в этой роли убеждение и принуждение выступают и как средство охраны норм, сформированных действием правовой политики от нарушений.

Важным принципом - требованием к правовой политике выступает принцип сочетания стимулов и ограничений. Он ориентирует на парное использование таких юридических средств как: правомочия, дозволения, охраняемые запреты, приостановления, наказания и др. виды юридической ответственности. Данный принцип пронизывает всю правовую материю, включая такой ее феномен, как правовая политика.

Как справедливо замечает А.В. Малько, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально-полезному поведению, но и сдерживать поведение социально-вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества».

Так же хочется нам отметить, что принципы правовой политики в отличие от принципов права, обладающие большой устойчивостью и остающиеся неизменными в течение длительного времени не остаются неизменными, раз и навсегда данными. Напротив, они динамичны, выражают общее состояние и тенденции развития правовой и политической систем общества, а также особенности влияния на ни других социальных факторов (экономика, идеология, наука), т.е. правовая политика подстраивается под изменения в обществе.

Так же мы считаем целесообразно отметить принципы выстраивания правовой политики в современной России:

§четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства;

§предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;

§ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;

§комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучаюшей);

§повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности как результаты правовой политики, что выражается в уверенности граждан, в гарантирование их статуса, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий власти.

На основе всего выше сказанного, мы может сказать, что принципы правовой политики в современной России являются демократическими и основаны на интересах граждан. Следующим, что нам хочется рассмотреть в данной главе для общей характеристики правовой политики в современной России - это формы правовой политики.


2.2 Формы реализации правовой политики в современной России


Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.

Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации. Впервые регионы получили право принимать законы - нормативные акты высшей юридической силы. Однако они оказались в принципе не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает подготовленные кадры творцов права, достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса.

Автор А.В. Малько считает, что «сегодняшняя Конституция, легитимность которой под большим вопросом, создавалась второпях, в узких и темных коридорах власти и под конкретного президента- Б.Н. Ельцина. В силу этих и многих других причин она не содержит полноценной системы гарантий, провозглашенных ею прав и свобод личности. Названные гарантии должны воплотиться в системе соответствующих юридических обязанностей и юридической ответственности в отношении органов публичной власти и

должностных лиц.».С этим мы не можем не согласится, речь идет о своеобразной «нравственно-правовой клетке для власти» (специальные законы, регламенты, этические кодексы и т. д.), с помощью чего статус чиновников должен трансформироваться из «привилегированного» в действительно «обслуживающий» гражданское общество и личность. Необходимо установить реальную ответственность как для высших органов государственной власти и соответствующих должностных лиц (начиная с полноцен- ных импичмента для президента, вотума недоверия правительству и т. д.), так и для всего остального «служивого люда». Мы считаем, что для этого необходимы прочные нормативно - правовые акты, которые бы создавали благоприятные условия для право защиты, которые бы повышали ее надежность и гарантированность.

Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав право применения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т. п.

Как считает А.В. Малько, «Правоприменительная форма реализации нацелена на оптимизацию деятельности правоприменительно-защитных органов, на устранение ошибок и иных недостатков в их работе. В частности,

Европейский Суд по правам человека неоднократно обращал внимание на системные ошибки нашего судебно-правового механизма, на тотальное неисполнение судебных решений и пр. Поэтому в целях более качественной правозащиты в современных российских условиях важно активнее использовать влияние Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского Суда по правам человека на правозащитную деятельность суда.»

Кроме того, мы считаем, что требуется дальнейшее совершенствование специализированных институтов, связанных с защитой прав личности: уполномоченных по правам человека, адвокатуры, нотариата и т.д. По нашему мнению это улучшит реализацию правоприменительной формы реализации правовой политики в России, так как не мало важную роль играет кто реализует для нас эту функцию.

Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы выступает то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.

Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридическая наука - важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.

Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас, как никогда, мы наблюдаем как повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у студентов-выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.

Информационно-воспитательная форма ? осуществляется в доведении до сведения граждан, широких слоев населения страны официальных взглядов на вопросы правовой политики, а также в оказании целенаправленного воздействия на различные слои общества с целью повышения степени их правовой информированности, уровня их правосознания, правовой культуры и правомерной активности.

Организационно-техническая форма ? воплощается в проведении субъектами правовой политики, и прежде всего, органами государственной власти и местного самоуправления, текущих организационных мероприятий, связанных с принятием управленческих решений, с вопросами кадрового, материального, информационного и иного обеспечения проведения государственной правовой политики.

Из рассмотренных нами форм реализации правовой политики в Росси, мы можем сделать вывод о том, что это очень сложный и многогранный механизм, который на данный момент нуждается в усовершенствовании.


3. Проблемы и перспективы развития российской правовой политики


3.1 Российская правовая политика: вызовы и угрозы 21 века


В настоящее время у нас существует множество угроз, вызовов и рисков, порождающих не только у нас крайнее беспокойство и страх, но и у всего мирового сообщества (акты терроризма с многочисленными жертвами; ядерное оружие и иное оружие массового поражения; СПИД; наркомания; и даже торговля людьми).

Кроме глобальных проблем и угроз существуют и локальные проблемы, касающиеся только отдельных стран, но они так или иначе все взаимосвязаны. Из этого можно сделать вывод, что не смотря на сверхновое оружие и развивающуюся медицину мы становимся вся более уязвимее и менее защищенными.

Что касается внутрироссийских проблем, то они у всех у нас на слуху. Они активно обсуждаются в прессе, озвучиваются официальной властью, но можно сказать, что от этого их меньше не становится.

В этой главе мы не будем рассматривать положительные изменения и перемены развития новой России (демократия, свобода, плюрализм, открытость, идеологический и политический плюрализм). Мы затронем только проблемные аспекты российской правовой политики (бедность, смертность, коррупция, преступность, засилье и произвол чиновников, сращивание бюрократии, криминала и бизнеса и т.д.). Эти многие другие (более мелкие) проблемы являются платой за проводимые реформы в нашем государстве. Страна вот уже 15 лет находится в переходном периоде «из неоткуда в некуда» (В.Полевин), поскольку цель движения точно не определена. Во имя чего народ терпит лишения, приносит жертвы? Что будет со страной через 5-10 лет? Это не может не вызывать у нас беспокойства. По данным фонда «Общественное мнение», 46% россиян полагают, что в целом страна идет «не туда».

«Россия пока только ищет наиболее оптимальное устройство общества и тип управления, оптимальные способы применения общепризнанных институтов и инструментов демократии с учетом своего исторического опыта и опыта других стран».Обратим внимание: ищет, учится, набирается опыта, но самостоятельно и бесплатно. Общие (т.е. базовые) принципы всякой демократии мы, безусловно, признаем и по мере своего развития осуществляем. Развивается же новая Россия всего 15 лет, т.е. мы находимся еще в начале пути, в то время как Запад шел к этому состоянию более двухсот лет.

По мнению А. Ципко, «сама по себе демократическая Россия никому не нужна. Западу и его политическому лобби в нашей стране нужна управляемая и слабая Россия.» А «лобби» - это в основном те из культурной, идеологической и журналистской элиты, кто за немалые деньги занимается «интерпретацией действительности» в нужном ключе. Стоит нам задуматься, зачем это необходимо Западу и как скоро это случится? И не случилось ли уже?

Но вернемся к нашим внутренним делам и проблемам в стране, к тем ошибкам, которые нам так дорого обходятся. Председатель счетной палаты С.Степашин называет все это «завалами», которые еще долго придется разгребать. Один из главных «завалов» состоит в том, что урон от «реформ» в России в 2,5 раза превышает потери СССР в Великой Отечественной войне. Только ущерб от приватизации составил 45 млрд. долл. (не говоря уже о многих других ущербах, не поддающихся денежному выражению).

Наиболее печальным итогом этих экспериментов является то, что страна до сих пор не может выбраться из нищеты, в то время как другие государства, вставшие вместе с нами или чуть раньше на путь перемен, давно обогнали нас. А ведь «ликвидация нищеты и бедности» - одна из главных целей ООН.

Еще один вызов времени- коррупция. Депутат Госдумы, председатель конфедерации промышленников и предпринимателей Е.Панина: «Кресло чиновника, допущенного к "разрулированию" финансовых и сырьевых потоков, стоит сегодня несколько миллионов долларов». Первый вице-спикер Госдумы Л. Слиска: «Депутатский мандат в первой пятерке списка некоторых партий оценивается сейчас в 7 млн. долл., а фигуранты, у которых криминальное прошлое и рыльце в пушку, платят и до 10 млн.»

Поданным фонда «Индем», общий объем взяток на российском коррупционном рынке составляет сегодня примерно 40 млрд. долл. Услуги на этом рынке в 2,5 раза превышают федеральный бюджет. За последние 4 года зафиксирован 10-кратный рост мздоимства. При этом около 80% взяток поглощает исполнительная власть. Словом, положение с коррупцией в стране критическое.

Катастрофически растет бюрократия, что, несомненно, угрожает будущему нашего Отечества. Чиновников сейчас в стране 1,5 млн. - больше, чем численность армии. И при том, что давно нет Госплана, Госснаба, государство постепенно уходит из экономики, уже нет практически ни одного государственного торгового предприятия, в то время как министерства торговли существуют во всех субъектах Федерации. Есть такое ведомство и в центре. Штаты везде раздуты. И над этим стоит задуматься в серьез.

Так же нельзя не упомянуть и высокую смертность. По одному миллиону россиян уходят в «мир иной». Возникла угроза подрыва генофонда нации. Начиная с 1991 г. по официальной статистике Россия потеряла 10 млн. человек. Только в 2004 г. число умерших в 1,5 раза превысило рождаемость. Резко возрос суицид. Каждый год в стране добровольно уходят из жизни 60 тыс. человек, из них 8 тыс. детей. Из 6 млн. наркоманов две трети - молодые люди до 25 лет, их тоже ожидает преждевременная смерть. Выходит наши реформы - это «реформы на крови».

Серьезную угрозу представляет собой запредельная преступность, имеющая, как известно, социальные корни. Достаточно сказать, что две трети из числа совершивших преступления не имеют постоянного источника дохода. Организованный криминальный мир бросает вызов обществу, государству.

Таким образом, правовая политика государства в социальной сфере была и остается крайне неэффективной. Стране сегодня, как никогда, нужна сильная социально-правовая политика.

Нельзя только с помощью одних только правовых средств, в декретно-волевом порядке, побороть бедность, преступность, коррупцию, алкоголизм. Эти средства должны использоваться в совокупности с другими мерами - экономическими, политическими, организационными. Лишь тогда они могут дать желаемый эффект, а не остаться на бумаге.

В следующем подразделе мы попытаемся определить перспективы развития правовой политики в России.


3.2 Перспективы развития правовой политики в России


Мы полагаем, что несмотря на все метаморфозы и неурядицы, крайне неблагоприятные объективные и субъективные факторы, гибкая, разумная и глубоко продуманная правовая политика способна многое изменить к лучшему, ответить более или менее адекватно на вызовы времени, ограничить риски, минимизировать угрозы, направить происходящее в обществе процессы в конструктивное русло.

С помощью правовых инструментов, законодательных мер можно придать реформам более социально ориентированный характер, сократить неестественно большой разрыв в доходах граждан, введя, например, прогрессивный подоходный налог, как это делается во многих странах.

Успешное правовое развитие страны не менее важно, чем социально-экономическое. А правовая стабильность, урегулированность, четкий правовой порядок - это необходимые предпосылки становления нормальных рыночных отношений.

Правовая политика не должна быть на последнем месте, после экономической, политической, социальной и других видов политики, а напротив, занимать лидирующее место и прокладывать им путь.

В юридической политике, как нигде, очень важен прогноз, предвидение. Правовая политика должна обладать способность диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно их профилактировать. Ведь лучше на ранней стадии начать "лечение" назревших проблем, чем потом еще и разбирать последствия.

Так же необходимо усиление жесткости и эффективности российской правовой политики. Она должна быть более волевой и целенаправленной, призванной укреплять порядок в стране и чувство правовой защищенности и безопасности у граждан. Так же на наш взгляд, необходимо создание условий для свободного, естественного развития индивидов и выстраивание эффективного механизма правового взаимодействия между обществом и государством.

Сегодня, как никогда, лидеру нашей страны нужна прочная социальная опора и эффективные правовые инструменты и его твердая политическая воля.

Если политическая стабильность в стране более-менее устойчива, то этого нельзя сказать о правовой стабильности. Предлагаем улучшить качество законодательной продукции, чтобы у людей не терялась вера в незыблемость правопорядка и устоев жизни.

Не мало важную роль играет борьба с коррупцией. В антикоррупционных документах ООН И Совета Европы допускаются возможности введения такого понятия как незаконное обогащение. Оно означает, что если должностное лицо, подозреваемое во взятках, не в состоянии доказать легальное происхождение нажитого им имущества и активов, то его можно привлечь к ответственности. Взятие на вооружение такой нормы российским законодательством могло бы существенно повысить эффективность борьбы с коррупцией.

Предлагаем также лишать VIP-персон неприкосновенности, а преступников - собственности (конфискация).

Более того, ставится вопрос о ликвидации особого порядка уголовного преследования в отношении членов избирательной комиссий, судей, адвокатов, прокуроров и следователей, а также некоторых других должностных лиц.

Конечно, совсем истребить коррупцию не получится, так как она есть в любом государстве, но минимизирует ее.

Сегодня фундаментальная задача состоит в том, чтобы найти по возможности адекватные ответы на риски, вызовы и угрозы, возникшие перед Россией в последнее пятнадцатилетие. Нужны прорывы по многим направлениям. Для этого в качестве условий и инструментов необходимы: сильное государство, эффективные законы, четкая программа действий, ясная цель, справедливое правосудие, зрелое гражданское общество, социальная стабильность, твердая воля национального лидера.

Совокупность этих базовых предпосылок и обстоятельств обуславливает необходимость разработки и проведения новой гибкой, глубоко продуманной и научно обоснованной правовой политики.

В нынешней ситуации право, законы, юридическая система, их потенциальные возможности могут сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, дать импульс и ориентиры для продолжения реформ, улучшения жизни людей. Но реформы не должны быть «хроническими» и бесплодными. Социальный реванш - вот что необходимо сегодня стране.


Заключение


Рассмотрев, на наш взгляд, достаточно актуальную тему исследования хотелось бы сделать следующие выводы.

На наш взгляд, правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия.

Правовая политика представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни. В связи с проводимыми в России политико-правовыми преобразованиями выработка научно обоснованной и эффективной правовой политики становится первоочередной задачей современной юридической науки и практики. От степени решения этой задачи зависит легитимный характер реформ и их проведение в правовом русле.

В формировании и реализации правовой политики в большей или меньшей степени принимают участие все субъекты политико-правовой жизни. От высших представительных органов государства, определяющих стратегию правовой политики, до органов управления, реализующих тактику, и до отдельного гражданина. Особая роль среди них отводится правотворческим и правоприменительным органам, которые, формируя и реализуя основные направления правовой политики, создают правовые предписания и методами убеждения и принуждения добиваются их претворения в жизнь.

В процессе формирования правовой политики определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, планируется правотворческая деятельность, устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам, разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т. д. Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя. Конституция становится основой существующей правовой политики.

Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:

1.преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства;

2.борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;

.выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;

.поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;

.улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;

.устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;

7.укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.


Список использованных источников


1 Нормативные правовые акты


1.1 Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г // Российская газета. 2009 г. 21 января.

.2 Президентское послание Федеральному Собранию 2005 года // Российская газета.2005.26 апреля


2 Специальная, научная, учебная литература


.3 Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Норма. 2003.

2.3 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов Н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003.

.4 Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М., 2003. ИГ «Юрист».

.5 Яковлева А.М. Уголовная политика и проблемы криминализации// Проблемы советской уголовной политики/ /отв. Ред. А.И. Коробеев. Владивосток, 1995.

.6 Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике государства// Правоведение.1997,№ 4.С. 151; Приходько И.М. Роль юридических ограничений в осуществлении правовой политики в России // Правоведение. 1997. №4 С.348

.7 Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: учеб. Пособие. Самара, 1993.С. 520

.8Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: дис. … канн. Юрид. Наук. Волгоград, 1997.С 354

.9 Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. С.257.

.10 Матузов Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика. С. 350.

2.11 Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / А. В. Малько - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002 - 300 с.

.12 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько - изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004 - 768 с.

.13 Теория государства и права: учебник для студ. вузов, обучение по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В. К. Бабаева - М.: Юристъ, 1999 - 592 с.

.14Российская правовая политика: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.,2003.С. 202

.15 Правовая политика России: теория и практика : монография/ П68 под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.С.750

.16 Правовая политика и развитие российского законодательства в условиях модернизации: сборник докладов / под ред. д-ра юрид. наук А.В. Малько, д-ра юрид. наук В.М. Шафирова, док. юрид. наук А.В. Усса. - Красноярск : СФУ, 2012. - 138 с.

.17 Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991. С. 24.

.18 См.:Пашенцев Д.А. Теория государства и права России: Учебное пособие / Д. А. Пашенцев - М.: Эксмо, 2004, С. 135.

2.19 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1994. С. 589.

2.20 Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. С. 345.

.21 Матузов Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика. С.265.

.22 Большой юридический словарь/ Под Ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских- 2-е изд. Перераб. И доп.- М.:ИНФРА, 2004.С. 269.

2.23 Малько А.В. Формы реализации и виды правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,2003.С.156

2.24 Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: дис. … канн. Юрид. Наук. Волгоград, 1997.С 8


3 Периодические издания


.25 Суицид нашего времени//Литературная Газета.2005.20-26 июля.


Теги: Актуальные проблемы российской правовой политики  Курсовая работа (теория)  Политология
Просмотров: 27265
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Актуальные проблемы российской правовой политики
Назад