Харизматические лидеры России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

Направление 081100.62 - Государственное и муниципальное управление


КУРСОВАЯ РАБОТА

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ

по дисциплине "Политология"


Выполнил студент Шипилов Н.А.

Группа ГОО-11

Научный руководитель Верхутина М.В.,

канд. полит. наук, доцент кафедры


Брянск 2012

Содержание


Введение

1. Владимир Ильич Ульянов

1.1 Краткая биография

1.2 Общественная жизнь юного Ульянова

1.3 Первая эмиграция (1900-1905)

2. Иосиф Виссарионович Джугашвили

2.1 Краткая биография

2.2 Образование. Вступление в революционную деятельность

2.3 Революционная деятельность юного Кобы

2.4 Аресты и ссылки Иосифа Джугашвили

2.5 Участие в общественной жизни

3. Проявление харизмы Сталина и Ленина

3.1 Сталинизм

3.2 Культ личности Сталина

3.4 Культ личности Ленина

3.5 Формирование полномасштабного культа с 1923 года

3.6 Итоговая характеристика двух культов

Заключение

Список источников и литературы

Введение


Актуальность темы. Харизма является самым необходимым качеством для лидера, который хочет придти к власти, удержаться на своём посту и осуществлять возложенные на него обязанности.

В настоящее время две личности, рассматриваемые в курсовой работе являются довольно дискуссионными, особенно их сторона в виде харизмы. Одним нравится политика проводимая данными лидерами другие осуждают её и по сей день. И до сих пор этот вопрос остаётся спорным правильно ли всё делали данные вожди, с невероятной харизмой или же нет? Возможно, данная работа кому-то откроет глаза на правду в данном вопросе.

Целью курсовой работы является обзор влияния харизмы на исторический процесс на конкретных примерах, а именно Владимир Ильич Ульянов и Иосиф Виссарионович Джугашвили.

Задачами моей курсовой является: во первых, раскрытие определение понятия харизмы, во-вторых, пояснение значения харизмы в истории на примере двух харизматических лидеров и обобщение всего материала в данной теме.

Предмет исследования - политология.

Объект исследования - харизма двух вождей: Владимир Ильич Ульянов и Иосиф Виссарионович Джугашвили.

Для начала приведём несколько определений основных понятий, с которыми придётся работать для освещения данной темы.

Харизма (от греч. <#"center">1. Владимир Ильич Ульянов


1.1 Краткая биография


Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 10 (22) апреля <#"justify">харизматический лидер сталин ленин

По мнению Ричарда Пайпса <#"center">1.2 Общественная жизнь юного Ульянова


Осенью 1888 года <#"center">2. Иосиф Виссарионович Джугашвили


2.1 Краткая биография


Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия-Джугашвили <#"center">2.2 Образование. Вступление в революционную деятельность


В 1886 году <#"center">2.3 Революционная деятельность юного Кобы


До 1917 года Иосиф Джугашвили пользовался большим количеством псевдонимов <#"center">2.4 Аресты и ссылки Иосифа Джугашвили


В 1901-1902 <#"center">2.5 Участие в общественной жизни


В ночь на 16 октября на расширенном заседании ЦК выступил против позиции Л.Б. Каменева и Г. Е Зиновьева, которые проголосовали против решения о восстании; был избран членом Военно-революционного центра <#"center">3. Проявление харизмы Сталина и Ленина


3.1 Сталинизм


Сталинизм - политическая система <#"center">3.2 Культ личности Сталина


Культ личности Сталина - выражение, обозначающее возвеличивание личности И.В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, в государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. Выражение "культ личности <#"center">3.4 Культ личности Ленина


Вокруг имени Ленина <#"center">3.5 Формирование полномасштабного культа с 1923 года


После третьего инсульта 10 марта 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. По описанию Ричарда Пайпса, после удара он стал способен произносить только односложные слова: "вот-вот" и "съезд-съезд". Началась ожесточённая борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко аппелировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; Нина Тумаркин подчёркивает, что в совершенно сознательном раздувании культа в 1923-1924 годах участвовали как правящая в тот момент "тройка" Зиновьев-Каменев-Сталин, так и противостоявший им Троцкий. Все претенденты на роль преемника Ленина написали множество хвалебных статей о нём. Несколько особняком в этом ряду стояли статьи Троцкого, упорно изображавшего себя, как равную Ленину фигуру. Так, в одной из своих статей Троцкий рассказывал о следующем комичном случае: однажды, когда Троцкому жали ботинки, Ленин одолжил ему свои. Но для Троцкого они тоже оказались тесными.

Искренность большевистских вождей, с 1923 года активно начавших раздувать ленинский культ, представляется довольно сомнительной. Так, во время январской партконференции 1924 года Сталин предал гласности изъятый из официальных протоколов XI съезда (1922) фрагмент выступления "дециста" Сапронова, в котором Сапронов назвал Ленина "невеждой" и "олигархом". Годом позднее Сапронов публично заявлял о "гениальности" Ленина. Сам же Сталин, в 1922 году убедившись в серьёзности болезни Ленина, даже затребовал медицинскую литературу, изучив которую, заметил в кругу своих соратников: "Ленину капут". Это сталинское замечание дошло до самого Ленина, посчитавшего эту фразу оскорбительной. Если верить мемуарам Бажанова, Сталин после смерти Ленина, когда считал, что его никто не видит, прямо радовался, что для него, наконец расчищена дорога к власти [Leninism. su <#"center">3.6 Итоговая характеристика двух культов


Ленин с головы до пят человек нового мира. В этом его огромная особенность, в этом его непередаваемое очарование.

Существуют марксистские идеи, существует марксистская тактика, существует марксистский характер. Марксистский характер был у Ленина, которому всякий из нас должен посильно подражать.

Владимир Ильич не принадлежал к числу тех людей, величие которых становится ясным только после их смерти; наоборот, мы все, даже встречавшиеся с ним в постоянном обиходе, прекрасно сознавали, что среди нас живет гений, что среди нас живет историческая фигура мирового масштаба. Да и вряд ли можно найти человека, у которого отсутствовало бы сознание этого необычайного и ни с чем не сравнимого величия нашего современника Ульянова-Ленина. Не принадлежит Владимир Ильич и к числу таких лиц, которых жизненная сила и мощное влияние тускнеют со смертью, любовь к которым ослабевает после прекращения их материального существования как личности.

Марксизм учит, что великие дела нельзя совершить без великого энтузиазма, что великие эпохи неизбежно его порождают.

И энтузиазм был в огромной мере присущ Владимиру Ильичу. Это был человек широчайшей любви, жгучей ненависти, страстного стремления к правде жизни, к будущему, которое он видел ясно и приблизить к которому человечество было в конце концов его единственной целью.

Товарищи, велика фигура Ленина в русской истории. Он сделал Россию самой передовой, самой близкой к коммунизму республикой мира. Он смыл наш позор сотен лет рабства, он поставил Россию впереди всех народов мира. Он больше чем кто-нибудь другой дал свободу ее национальным меньшинствам, он связал неразрывными узами рабочих и крестьян, он, создавший Советскую власть, в то же время начертал своей рукой, что по мере изживания контрреволюционных настроений надо распространить советские права на все население без исключения и понимать Советскую власть, как втягивание в живую, реальную, подлинную государственную работу всех, до самого отсталого крестьянина. Когда мы говорим, что велик Ленин в русской истории, велик Ленин в мировой истории, мы вовсе не отрекаемся от нашего марксистского учения о том, что роль личности ограничена. Ленин был создан всем ходом русской революции. Ленин был создан мощной волей созревавшего русского пролетариата. Ленин был создан нынешними мировыми событиями. Ленин есть отражение, создание, воплощение великой борьбы рабочих и крестьян всего мира. Мы вступили в великую эпоху, поэтому у нас появляются великие люди, и первый из них Ленин [Луначарский А. В.].

Подводя итог, мы можем сказать, что культ Сталина - одного из более жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества, и по сей день остается, пожалуй, наименее проясненной для общественного сознания и понятой им безмерной трагедией, которой отмечен XX век. Иначе, откуда бы взяться столь настойчиво рождаемой мощной волне призывов "покончить с критикой", " не тревожить память", "не очернять славное прошлое"? Если мы уступим агрессивному нежеланию знать всю правду и только правду о минувшем, не обречем ли мы уже сегодня на новую трагедию самих себя и на "судьбы безвестные" наших детей? У нас уже есть в этой области печальный опыт. Сокрушительная, казалось бы, волна разоблачения Сталина и его культа, последовавшая после XX съезда, не смогла выкорчевать из народного сознания демонических мифов, связанных с его именем, - прошло немного времени, изменились условия, и вся эта демонология снова принялась бурно возрастать.

И дело было не только в воле сверху, диктовавшей реабилитацию вождя, сначала исподволь и незаметно, а затем все более открыто и целеустремленно - этому способствовали и мощные токи снизу, пресловутым символом которых стали сталинские фотографии на стеклах трудяг-грузовиков. Мы глубоко убеждены, что такой поворот, в конце 50-х - начале 60-х, казавшийся немыслимым, во многом стал возможен потому, что разоблачение Сталина не сопровождалось глубоким осмыслением его фигуры - а главное, порожденной им модели развития - в общественном сознании нашей страны. - 20 - Время истории, привычно и сострадательно превращая в шрамы вчерашние мучительные ожоги драм и трагедий отдельных людей и целых народов, способно удержать цепкой и неподкупной памятью своей правду фактов, дающих в естественной сцепке и последовательности единственный и верный шифр к прочтению интерпретации самой истории. Свыше 30 лет был недоступен нашей широкой общественности доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, хотя с позиций сегодняшнего дня мы видим всю его ограниченность и недоговоренность, чрезмерную сосредоточенность на личности, а не на феномене сталинизма. Всего лишь год-полтора назад сквозь толщу спрессовавшихся лет прорвались к нынешним поколениям голоса Н. Бухарина, Ф. Раскольникова, М. Рютина. Возможно, именно под воздействием накопившейся энергии казавшегося нескончаемым ожидания столь стремительно раскручивается ныне пружина исторической памяти, не только донося до нас правдивую картину нашего собственного прошлого, но и давая обществу силу двигаться в сторону лучшего будущего.

Заключение


Харизматический лидер отличается от деспота или тирана тем, что формально не обладает неограниченной властью, но в тоже время харизматический лидер близок и постоянно стремится к ней. Власть харизматического лидера в отличие от власти тирана или деспота может быть легитимной. В современной России нет такого харизматического лидера, и этому служат несколько причин, таких как многопартийность, разделение властей, большое количество свобод и прав людей. Иными словами демократический строй противоречит харизматическому лидеру. И правда, невозможно себе представить в демократическом государстве, где права и свободы людей соблюдаются, а перед законом все равны, правителя обладающего практически безграничной властью, который одним словом может уничтожить любого неугодного ему человека.

На основе материалов работы можно сделать вывод: харизматический лидер достигает власти путём личных качеств и в борьбе за неё, не останавливаясь ни перед чем. Когда такой лидер у власти, страна либо будет крепнуть с каждым днём, любо он загубит её своими массовыми репрессиями. Но в основном этот человек держит всю власть в своих руках и никому, ни за что её не отдаст. Он достаточно хороший управленец, умный и образованный человек, порой жестокий, и чаще будет использовать метод кнута, нежели пряника.

Мы можем многое выявить для себя, и многое понять, например, то, что каким бы Иосиф Виссарионович ни показывал себя неверующим, как бы он ни отвергал церковь, мы видим, что он с отличием закончил православную семинарию.

Итак, итогом данной работы станет, то, что данная тема очень актуальна, а читать про харизматических лидеров очень захватывающе и интересно. Мы можем узнать огромное количество информации, и сделать большое количество выводов. Например, то, что каким бы ты себя заядлым коммунистом не показывал всё равно ты будешь верить в сверхъестественную силу. Во вторых для того чтобы достичь таких же высот в управлении надо не просто расстреливать всех направо и налево, но и быть образованным начитанным человеком который может поставить всех людей так как ему этого хочется. Два человека представленные в курсовой работе, сколько бы они ни были спорными личностями, сколько бы споров по их поводу ни было, их нужно чтить, как память, а не гнобить как это многие делают, осуждая их поступки.

Список источников и литературы


1.В. Никонов. Иосиф Грозный // Полис, 2010, №2.

2.Е. Громов. Сталин: искусство и власть // Полис, 2007, №3.

.Ю. Жуков. Сталин: тайны власти // Полис, 2009, № 11.

.А. Мартиросян.22 июня. Правда генералиссимуса // Аспект Пресс, 2009.

.С. Миронин. Сталинский порядок // Аспект Пресс, 2009.

.Лев Балаян. Сталин: хронология жизни и деятельности (часть I) // Аспект Пресс, 2004.

.Лев Балаян. Сталин: хронология жизни и деятельности (часть II) // Аспект Пресс, 2004.

.Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В 10 т. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС - М.: Политиздат, 1989-1991 г. г. (Том 1)

.С.К. Гиль. Шесть лет с В.И. Лениным. Воспоминания личного шофёра Владимира Ильича Ленина. Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1957 г.

.Ю.М. Лопухин. Болезнь, смерть и бальзамирование В.И. Ленина. Правда и мифы. Москва. Издательство "Республика", 1997.

.А.Т. Рыбин. Рядом со Сталиным. Москва. Издательство "Республика", 1997.

.12. Романенко К.К. Борьба и победы Иосифа Сталина. Тайны "Завещания Ленина". Яуза, Эксмо 2007 год

.Р.И. Косолапов. Слово товарищу Сталину. Алгоритм. Эксмо 2002

.В.И. Кардашов, С.Н. Семанов. Сталин: Жизнь и наследие. Новатор 1997

.Г.В. Вернадский. Ленин - красный диктатор. Аграф 2000

.Фердинанд Оссендовский Ленин. Партизан 2006

.Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. Академический проспект 1997

.Б.Н. Бессонов. Владимир Ленин - собиратель земель Русских. Алгоритм 2007

.В.И. Ленин. Из архивов радио. В.И. Ленин. Радио России 2009

20.<http://www.inosmi.ru/>-'Идейные' убийцы: Ленин был не лучше Сталина и Гитлера? ("The Washington Post <http://www.inosmi.ru/washingtonpost_com/>", США <http://www.inosmi.ru/magazines/country_usa/>)

.Leninism. su <http://leninism.su/> - Ленин: революционер, мыслитель, человек.

.http://ru. wikipedia.org/wiki/ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0> - Википелия

.<http://www.peoples.ru-Люди>


Теги: Харизматические лидеры России  Курсовая работа (теория)  Политология
Просмотров: 33929
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Харизматические лидеры России
Назад