Оппозиция как политический институт: сравнительный анализ ее статуса в современных обществах


Организация избирательного процесса в регионе


Оглавление


Введение

. Принципы избирательного процесса в Российской Федерации

. Выборы в регионах России: пути становления

. Избирательный процесс в регионе: организационные модели, их оценка

. СМИ в регионах. Их влияние на избирательный процесс

. Организация избирательного процесса в регионах: учет особенностей

Заключение

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы


Введение


Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Избирательный процесс образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, это один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления.


выборы российский регион информатизация

1. Принципы избирательного процесса в Российской Федерации


Избирательный процесс в Российской Федерации проводится строго в соответствии с нормативными актами, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

) Конституция РФ, конституции республик в составе Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); другие федеральные законы, а также законы субъектов Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в органы гocударственной власти и органы местного самоуправления;

) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав в Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.


2. Выборы в регионах России: пути становления


Принятие новой российской Конституции в 1993 году и федеральных законов о выборах дали колоссальный импульс для развития демократической системы и распространения ее принципов в стране. Вслед за предоставлением населению права свободно выбирать главу государства был изменен и порядок формирования исполнительной власти в регионах. На место назначенцев пришли всенародно избранные президенты автономных республик, губернаторы краев и областей, мэры городов. Выборы, в буквальном смысле слова, зашагали по стране. Все региональные политики были вовлечены в избирательную процедуру, что подразумевало сбор подписей, процедуру регистрации кандидатов, проведение предвыборной агитации. Борьба за голоса избирателей потребовала полномасштабного использования средств массовой информации, в первую очередь, региональных, ориентированных на проживающее в регионе население.

Начало избирательного марафона в регионах Российской Федерации совпало с завершением первой стадии масштабного процесса реформирования экономики страны, с так называемой «ваучерной приватизацией». Основной целью данного этапа реформ стало создание за короткий промежуток времени в постсоветском обществе нового класса собственников. Однако существовавшая на тот момент слабая юридическая база, недостаточная правовая защита населения, невысокий уровень экономических знаний в стране в целом, весьма низкая номинальная стоимость приватизационных чеков, - эти, а также целый ряд других факторов привели к тому, что вместо равномерного распределения собственности среди граждан Российской Федерации основные средства производства были сконцентрированы в руках узкого круга лиц из числа бывшей советской номенклатуры, чиновников «новой волны», представителей криминального мира.

В таких условиях стремление проводить выборы в регионах Российской Федерации в соответствии с общемировой практикой и традициями развитых стран натолкнулось на сложившиеся в ходе приватизации экономические и политические реалии. До финансового кризиса 1998 года монетарный фактор играл значимую роль в выборном процессе. В этой сфере стали вращаться достаточно солидные денежные средства, что повлияло на развитие политической рекламы и практику ее активного размещения в СМИ, способствовало привлечению к подготовке и проведению избирательных кампаний специалистов в области паблик рилейшнз (PR), вызвало всплеск интереса к политическому консалтингу.

Однако после кризиса, в условиях, когда расходование значительных средств на организацию и проведение выборов стало проблемой, политтехнологи и консультанты стали полагаться на более дешевые, лобовые, но все же воздействующие на широкие массы методы ведения агитации, используемые либо тоталитарными режимами, либо демократиями, находящимися на начальной стадии своего развития. Все это позволило характеризовать методы проведения российских избирательных кампаний как «грязные» технологии. Впервые, данные методики поддержки кандидатов были использованы в период избирательной кампании в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Вслед за ней ни одна региональная политическая кампания не обходится без упоминания об использовании тех или иных «грязных» технологий.

Тем не менее, тщательное изучение зарубежного избирательного опыта организации избирательных кампаний показывает: все, что так широко распространено сегодня в Российской Федерации, используется или использовалось ранее в других странах, выбравших демократию в качестве способа организации политического устройства. Избирательные кампании в регионах России в своих основных чертах повторяют модели организации и проведения выборов, разработанные в западных странах.

3. Избирательный процесс в регионе: организационные модели, их

оценка


К настоящему моменту известны три основных модели: «командная» (ее еще называют военной), «коммерческая», и «цифровая». Остановимся подробнее на данных моделях, чтобы лучше представить характер избирательного процесса и соответственно выделить некоторые типологические особенности поведения СМИ в период выборов.

Зарождение «командной» модели проведения и освещения президентской предвыборной кампании произошло в начале XIX века. «Командная» модель предвыборной кампании означала фактическую зависимость кандидата от лидеров выдвигавшей его партии. Именно партийные боссы руководили ходом избирательной кампании. Их влияние было обеспечено связями с крупными промышленниками и финансистами, чьи интересы партийные лидеры по сути и выражали. Политические боссы при подготовке к выборам больше полагались на практику подкупа голосов, чем на методы воздействия на общественное мнение с помощью прессы. Однако с расширением влияния прессы на общество и затем с появлением радио роль средств массовой информации в предвыборном процессе усилилась. В результате кандидаты получили возможность несколько дистанцировать от себя лидеров политических партий и обратиться к помощи консультантов по СМИ, специалистов в области паблик рилейшнз.

Переход от «командной» модели организации и проведения выборов к «коммерческой» начался в середине 1920-х гг., когда радио стало мощным и влиятельным СМИ, обеспечивающим кандидатам непосредственный доступ к огромной аудитории избирателей в обход партийных боссов. Полностью переход от одной модели организации избирательной кампании к другой завершился только в начале 1950-х гг. Сутью «коммерческой» модели стала идея предлагать кандидата избирателям с помощью тех же методов, какие используются для продвижения обычного товара с помощью коммерческой рекламы. Полностью переход от «командной» модели проведения предвыборной кампании к «коммерческой» завершился в эпоху телевидения. Именно в 1950-е - 1970-е гг. значительно возросла роль телевизионной политической рекламы в процессе успешного проведения предвыборной кампании кандидатов. Соответственно и кандидаты начали тщательно разрабатывать стратегию своей предвыборной кампании с учетом возможностей телевидения. Использование «коммерческой» модели привело к тому, что главную роль в организации и проведении избирательной кампании стала играть собственная команда кандидата.

Однако при этом кампания выросла в цене, стала протяженнее во времени, и, главное, акцент переместился с партийной программы на личные характеристики кандидата. В 1970-е гг. видеокультура в мире стала заметно преобладать над вербальной культурой, а телевидение в системе видеокультуры заняло главное место. Информация, полученная избирателями из телевизионной политической рекламы и информационных телепрограмм, стала определяющим фактором в процессе принятия решения в день выборов. По этой же причине роль консультантов по вопросам телевидения и политической телерекламы стала ключевой. Специалисты в этой области получили такой же социальный статус, как и известные адвокаты и продюсеры.

Технологическая революция конца 1980-х - начала 1990 гг. способствовала началу процесса формирования новой модели организации и проведения выборов, «цифровой» модели.

После повсеместного введения спутниковых технологий, распространения цифровой коммуникации, мобильных средств связи увеличилась скорость передачи информации. Журналисты стали использовать новейшие достижения коммуникационной техники: спутниковые телефоны, факс-модемы, персональные компьютеры и факсы. Возникло новое понятие рабочего кабинета журналиста - «виртуальный офис». Это означало, что журналист получил возможность работать в режиме реального времени своей аудитории вне зависимости от собственного местонахождения в данный момент. Принципы виртуального кабинета следом за журналистами стали использовать и кандидаты. Благодаря современным коммуникационным технологиям кандидаты перестали зависеть от времени и расстояния: спутниковые телефоны и персональные портативные компьютеры позволяют им работать в режиме реального времени.

Переход к «цифровой» модели свидетельствует и об интенсификации использования возможностей так называемых «новых» СМИ, основное преимущество которых интерактивность. Например, онлайновых изданий, существующих только в Интернете, компьютерных бюллетеней, цифровых спутниковых телепрограмм. Благодаря широкому использованию «новых» (цифровых) СМИ кандидаты сумели обеспечить себе прямой доступ к избирателям. Освоение цифровой модели привело также к попыткам кандидатов с помощью цифровых спутниковых и компьютерных технологий установить непосредственный контакт с избирателями, что уже некоторые исследователи массовой коммуникации называют начальным этапом реализации концепции «прямой» демократии. «Прямая» демократия, иначе демократия без посредников (лидеров политических партий, журналистов), - процесс, позволяющий установить непосредственный контакт между избирателями и кандидатами. Одновременно и у избирателей появляется возможность установления контакта с кандидатом без посредников.

Однако, несмотря на то, что наступила новая эра коммуникационных технологий, она не изменила полностью весь электоральный процесс. Время от времени наблюдается возврат к «коммерческой» и даже «командной» моделям. Это происходит в зависимости от политической ситуации.

Российская политическая реальность последнего десятилетия указывает на полное или частичное использование обозначенных моделей в организации и проведении выборов. Если до финансового кризиса 1998 года как кандидаты, так и их консультанты и помощники старались следовать более современной «коммерческой» модели, то послекризисная ситуация способствовала возврату к тактике «командной» модели. Хотя следует заметить, что наблюдаются и попытки совершить скачок от «командной», минуя «коммерческую», непосредственно к «цифровой» модели (практика ФЭП в кампании 2000 г). Правда, такие попытки носят пока эпизодический характер и не стали системой.

Поскольку доминирующей моделью выборов в регионах Российской Федерации на настоящий момент (после 1998 года) является «командная», то свойственные ей черты это:

во-первых, низкий доступ избирателей к информации о кандидатах и их программах, контроль региональных СМИ со стороны властных структур или влиятельных финансово-промышленных групп;

во-вторых, высокая степень фальсификаций в процессе выборов, использования административного и судебного ресурсов как средства давления на кандидатов;

в-третьих, регулирование процесса волеизъявления граждан с помощью все тех же административных ресурсов.

Степень применения на практике командной модели напрямую зависит от экономического положения регионов, которые заметным образом отличаются один от другого. Можно выделить пять основных групп регионов Российской Федерации:

экономически развитые центры - города Москва, Санкт-Петербург;

регионы-доноры;

дотационные регионы;

регионы, зависящие от одного предприятия (концерна, холдинга), расположенного на их территории;

национальные автономии.

Соответственно степень использования ресурсов командной модели возрастает от первой обозначенной группы к последней.

4. СМИ в регионах. Их влияние на избирательный процесс


Ситуацию с российскими региональными выборами существенным образом определяет и то положение, которое сложилось со средствами массовой информации. Если принять во внимание ситуацию с периодической печатью, то общей тенденцией следует считать снижение влияния прессы в период политической кампании. Это стало прямым следствием неразвитости рекламного рынка, что, в свою очередь, отражает экономическую ситуацию в регионах, но не позволяет газетам добиваться финансовой независимости. Вместо того, чтобы выполнять роль важного источника политической информации в период выборов, редакции местных газет, борясь за выживание, фактически становятся рупором той или иной заинтересованной структуры, вынуждены участвовать в информационных войнах.

Наглядным образом такая ситуация проявилась в Свердловской области, где большая часть выходящих газет поделены между «Белым» и «Серым» домами (соответственно областная и городская администрации). С их страниц политические оппоненты - губернатор и мэр- ведут непрекращающуюся полемику, которая очень часто выливается в откровенный скандал. В других регионах, например, Ростовской области ежедневные газеты и вовсе отсутствуют ( на рынке доминируют еженедельники), а население текущую информацию получает с помощью электронных СМИ. В тех же регионах, где газетам все-таки удается сохранить относительную независимость в суждениях и оценках, журналисты подвергаются нападкам, а в некоторых случаях это заканчивается весьма трагически (Смоленская область). Есть и примеры, когда роль местной ежедневной газеты начинают выполнять издания, полностью финансируемые финансово-промышленной структурой и распространяемые бесплатно (Липецкая область).

В таких условиях именно телевидение могло бы стать важным средством получения объективной информации о кандидатах и их программах в период выборов. Но еще накануне кампании все кандидаты стараются заручиться либо поддержкой определенной телекомпании, либо полностью подчинить ее своим политическим нуждам. Так, в период избирательной кампании в Нижегородской области все местные телестанции были ангажированы кандидатами, в уже упомянутой Липецкой области действующий губернатор, который собирался переизбираться на второй срок, сделал все возможное для подчинения себе ведущей телестанции ТВК.

Чаще всего только онлайновым СМИ удается сохранить в период избирательной кампании независимость. Например, во время выборов в Республике Кабардино-Балкарии только интернет-издание передавало достоверные сведения о ходе предвыборной кампании, все остальные СМИ подвергались тщательному контролю со стороны местной Администрации.

Сложное, а порой и вовсе бедственное положение СМИ в регионах, было усугублено и решениями Центральной избирательной комиссии, а также нормативными документами, принятыми Государственной Думой. Так, согласно новой редакции «Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», СМИ фактически лишаются возможности предоставлять аудитории аналитическую информацию, так как она может рассматриваться как агитация в поддержку того или иного кандидата, а значит признана незаконной. Инструкции и распоряжения из центра дополняются и местным нормотворчеством. Так, в частности, инструкции областной избирательной комиссии Свердловской области существенным образом ограничивают участие СМИ в выборах.

В целом, можно отметить, что СМИ в период региональных избирательных кампаний оказались «зажаты» между двумя крупными силами: с одной стороны, олигархами, способными в условиях низкой прибыльности медиа бизнеса легко оказывать влияние на газеты, радио и телестанции, с другой стороны, органами власти, которые с помощью административных ресурсов (налоговые и финансовые проверки, арендная плата, расценки на технические услуги и распространение, влияние на рекламодателей и др.) уже со своей стороны воздействуют на СМИ. Ожидать, что в таких условиях, СМИ в полной мере могут выполнять функцию независимого информационного посредника между кандидатами и аудиторией, компаса избирательной кампании, ее навигатора, не приходится.

Но необходимо отметить и тот факт, что за последние годы выборы в регионах Российской Федерации в полной мере превратились в политический институт, освещение деятельности которого в СМИ строго регулируется общероссийским и местным законодательством. Так, современная предвыборная кампания в Российской Федерации разделена на три этапа: этап подготовки к выборам (почти три года), этап сбора подписей и регистрации кандидатов, и этап непосредственной подготовки к дню голосования, когда в соответствии с Законом, в СМИ разрешена предвыборная агитация. В соответствии с таким делением различаются и этапы освещения кампании средствами массовой информации, для каждого из которых характерно использование соответствующих методов и приемов.

Впрочем, несмотря на то, что региональные выборные кампании стали устоявшимся институтом, следует обратить внимание и на тенденцию падения интереса к выборам среди населения. Так, если в 1997 г. в местных выборах в городе Самаре приняли участие около 40 процентов граждан, то в 2001 году этот показатель составил уже 33 процента. Сходная ситуация и во многих других регионах. Этот и другие факты указывают на то, что выборы в регионах Российской Федерации в соответствии с командной моделью постепенно приближаются к кризисной черте, что неминуемо снова вызовет к жизни коммерческую модель. Стабильное экономическое развитие страны позволит модернизировать имеющиеся каналы связи и более широко внедрять новейшие информационные технологии (в частности, расширить число пользователей интернет), что может уже в ближайшее время привести к воплощению на практике элементов цифровой модели, хотя бы в отдельных регионах.

Кроме того, существующая в настоящее время в рамках командной модели практика, когда кандидат и, следовательно, информация о нем в прессе появляются непосредственно перед выборами (как правило, на двух последних этапах кампании), пресса лишена возможности публиковать аналитические материалы о программе кандидата и всем очевидно использование административного ресурса являются важнейшими причинами потери интереса граждан к выборам. Неожиданная после нескольких лет исключительной активности электората ситуация вызвала к жизни идею о назначении губернаторов, мэров и т.д. Однако эта же проблема уже сегодня привела многих участников политического процесса к пониманию необходимости перестроить принципы проведения предвыборной агитации.


. Организация избирательного процесса в регионах: учет

особенностей


Основная тенденция в развитии предвыборных стратегий на сегодняшний день заключается во все возрастающем внимании к местным выборам. Это и неудивительно - распад империи привел к децентрализации во многих сферах общественной жизни, включая коммуникации, управление производством, осуществление властных полномочий.

Команды «сверху» сегодня не очень действенны - практически брошенные на произвол судьбы регионы пытаются самостоятельно организовать свое существование, набирают силу и начинают влиять на курс «государственного» корабля. От того, какой «цвет» приобретут на политической карте страны субъекты федераций, будут зависеть результаты выборов национального масштаба. С другой стороны - обладание властью на местах предоставляет неограниченные возможности для самореализации политикам всех мастей и является отличной стартовой площадкой на пути к вершинам этой самой власти. Поэтому все чаще в списках местных кандидатов появляются столичные политические и общественные деятели.

Организация предвыборных кампаний в областных и краевых масштабах в целом базируется на общих правилах разработки рекламных стратегий, однако существует ряд особенностей.

Эффективность использования маркетинговых технологий применительно к избирательной ситуации наконец-то оценена отечественными политиками, и строится в соответствии с классическим маркетинговым принципом - принципом сегментирования аудитории. Но правильное определение сегментов с целью адресного воздействия на различные электоральные группы (как, собственно, и разработка эффективных обращений) невозможно без проведения серьезных социологических исследований, с чем проблемы практически у всех команд претендентов на высокие посты. Дело даже не в объеме и стоимости исследований, а в их правильном выборе и качестве исполнения, в соответствии получаемых данных реальной картине.

Как правило, решая участвовать в выборах, претендент уже обладает определенной информацией из «своих» достоверных источников. Однако для того, чтобы ориентироваться в проблемах округа, кандидат не должен пренебрегать никакой информацией. Он может нацеливаться на ту ее часть, которая представляется ему необходимой, но кандидат, притязающий на широкий обзор проблем, должен работать с самыми различными материалами. Сбор информации начинается задолго до выборов и заканчивается уже после оглашения выборных результатов. Информационные ресурсы можно разделить на несколько групп: исследование «пространства» (округа), на котором будет разворачиваться выборная кампания; исследования избирателей (общественного мнения); исследования по средствам массовой информации; исследования кандидатов-оппонентов; исследования команд и спонсоров оппонентов; исследование прошлых выборов.

Российский избиратель имеет ряд особенностей.

Прежде всего он соотносит любого политического лидера с тем набором идеологических ценностей, который свойственен ему самому, выбирает из среды «себе подобных» - поэтому определение ведущих идеологий в регионе необходимо. В ряде случаев нет необходимости проводить специальное исследование, «цвет» того или иного края или области уже известен, и поскольку основные параметры электорального пространства уже определены в предыдущих кампаниях, разумнее воспользоваться этими сведениями - и попытаться либо совместить свои возможности с реальностью, либо выбрать округ «по себе».

Существует некий набор черт, характеризующий российского избирателя в целом. На местах эти особенности проявляются особенно ярко в силу устойчивости традиций и достаточно трудного внедрения в массовое сознание каких бы то ни было новаций. Российский электорат в большинстве своем обладает так называемым типом срединного мышления и характеризуется конформизмом, непротивлением насилию, архаическими обычаями верноподданичества. Вдали от центра активнее проявляется автократическая традиция русской политической культуры, устойчивее представление о российской государственности, связанной с обликом сильного государства и вождя. Это объясняется, в частности, тем, что в провинции значительнее ощущается распад ролевой структуры социальной среды, активизируется мифологическое сознание, в котором уважение к власти одновременно основывается на представлении о святости и силе этой власти, что ставит лидера-вождя как бы над любыми законами и нормами морали.

Характерные для русского избирателя в целом стереотипы политического поведения - склонность искать причины неудач во внешнем окружении, а не внутри себя, ориентация сознания на будущее, вера в социальное чудо - в «глубинке» особенно актуальны. Там также все еще сильны убеждение в исключительности страны и ее исторического пути (расцениваемых как в положительном так и в отрицательном смысле), склонность считать способность идти на компромиссы признаком слабости, стирание граней между политическим и неполитическим, общественным и личным.

Как правило, в ситуации местных выборов больше отказывающихся от голосования, поскольку еще сохраняется неверие в возможности местной власти и вообще какие бы то ни было перемены. Нежелание участвовать в голосовании не исключает данную аудиторию из фокуса внимания политической рекламы.

Ее задачей становится сначала привлечение «отказников» к самому процессу голосования, формирование потребности участия в выборах, затем трансформация этой потребности в установку голосовать определенным образом.

При оценке данных социологических исследований стоит помнить, что восприятие самими людьми собственного материального положения может не совпадать с выкладками социологов, особенно в регионах, где уровень жизни существенно отличается от жизни в крупных городах, а определяемые потребительские «корзины» не соответствуют реальным потребностям в самом необходимом. Кроме того, важен психологический «потолок» материальных запросов избирателей - т.е. недовольными, например, экономическими преобразованиями, могут быть как люди объективно малоимущие, так и те, кто имеет достаток. В тесное взаимодействие с фактором материального положения вступают тип мышления граждан, и характер восприятия ими окружающего мира.

Религиозные и географические отличия и связанные с ними политические традиции, местное и политическое окружение, как факторы, формирующие политический выбор, в условиях местных выборов приобретают особое значение. В условиях России географический фактор - это прежде всего фактор этнический. Распад социалистической «империи» усилил этнодифференцирующие тенденции в российском обществе. Самосознание этноса как отдельной, отличной, а порой и противостоящей другим общности, воплощается в стереотипах поведения, мифах, ритуалах, символах, традициях. Планируя рекламную кампанию, необходимо учитывать все эти особенности. В поведении избирателя большое значение имеет и групповое влияние позиций большинства населения в местности, где он проживает, - не случайно и в маленьких городах существует так называемое голосование кварталов.

В выборах в местные органы власти в последнее время сталкиваются интересы местных претендентов и кандидатов «со стороны». Существует различный подход к имиджевой стратегии популярного политика и малоизвестного. В региональных выборах акценты несколько смещаются - местный кандидат может быть хорошо знаком избирателям, особенно если он занимает какой-либо пост, либо баллотируется повторно, а о «чужаке» сведения весьма приблизительные, если только это не личность, обладающая всенародной известностью. Для неизвестного появление в избранном крае лучше в период затишья, когда немного политических событий. Впервые появляющийся на публике политик (в нашем случае, появляющийся перед новой публикой политик) должен совершить ряд символических действий - в первую очередь, решительно определиться.

Идеологические предпочтения в ряде регионов уже стали традиционными. Скажем, Ростовская область считается «красной» зоной. Вероятнее, здесь лучше пройдут «носители» новой коммунистической идеи. Отстройка от конкурентов возможна по пути объявления монополии на какую-либо политическую идею или политический ярлык. Если идеологическое противостояние не слишком напряженно, можно выделиться, акцентируя нравственные качества - честность, нравственность, доступность народу. Подчеркнуть свои преимущества перед противниками возможно, предлагая более короткие (или реальные) сроки, более эффективные (простые, действенные, по мнению избирателей) способы и средства решения проблем.

Что касается самой постановки задач, то всегда, на выборах любого уровня, стоит помнить о соответствии этого самого уровня и возможных полномочий, то есть не предлагать того, что заведомо «не в нашей власти». Например, неэффективно на выборах губернатора обещать остановить инфляцию, продолжать экономические реформы, гораздо грамотнее обозначить пути выживания округа в ситуации кризиса, предложить новые формы организации внутренней жизни с наименьшими потерями, продемонстрировать знание наболевших местных проблем и предложить способы их решения. Помня о том, что провинциальному сознанию свойственен традиционализм, не стоит предлагать слишком оригинальные идеи, и, поскольку к новому лицу всегда относятся с некоторой долей осторожности, рекомендуется формулировать предложения не слишком определенно и слегка расплывчато, чтобы произвести впечатление на большее число избирателей.

Готовность принять на себя ответственность за положение дел в регионе и глубина понимания лидером основных социально-экономических проблем - качества, без которых невозможно навести мосты между лидером и массами. Вот некоторые рекомендации специалистов относительно разработки программ кандидатов: в предлагаемой кандидатом программе должны сохраняться уже знакомые избирателю формулы подхода к решению проблем, внедренных в его сознание в качестве первоочередных многократным повторением в СМИ, программа по содержанию не должна сильно отличаться от господствующих в обществе представлений, чтобы легко восприниматься электоратом, но по форме представления программа без новаций обойтись не может, в противном случае она будет неинтересной.

В отечественной литературе по организации избирательных кампаний предлагается строить программы кандидатов по следующей схеме:

Констатация существующих в обществе проблем.

Основные меры по решению этих проблем, необходимые по мнению кандидата в депутаты.

Возможный вклад будущего депутата в осуществление этих мер (выдвижение законопроекта, реализация программы социальной помощи, содействие учреждению фонда и т.д.).

Кандидату, не проживающему постоянно в регионе, где принято решение баллотироваться, практически невозможно выиграть, если соперник - действующий и успешный правитель, разумнее попытаться внедриться в другом округе.

Популярного политика (имеется в виду как местный лидер, так и человек со стороны, обладающий уже укрепившимся в сознании электората имиджем) радикально изменить нельзя. Тем более, что в регионах устойчивы стереотипы, возникшие достаточно давно, - и основная причина этого то, что лидеры национального масштаба обращают свои взоры на региональные проблемы только в период выборов в Государственную думу, либо вообще оставляют их без внимания. При противостоянии местного и «чужака» последний должен убедительно и доходчиво доказать населению, что он многое сможет сделать в силу своих связей, известности, обширного опыта работы, умения решать конкретные проблемы. Акцентировать внимание на решении тех проблем, которые под силу только ему и с которыми местные власти до сих пор не справлялись и справиться из-за собственной беспомощности не смогут. Если он до достижения вершин власти когда-то был избран в регионах - что он там сделал для людей исключительного, такого, чего не могли добиться другие? Профессиональный опыт, занимаемая до этого, желательно более высокая, должность имеют существенное значение - если справлялся с большим грузом обязанностей, то подавно справится и с новыми.

Известного (местного или нет) политика необходимо представить по-новому. Это могут быть новые связи между качествами. Новые акценты на известных качествах в трансформации на новую реальность. Новые ситуативные контексты. Трансформация недостатков, ставших достоянием общественности, в достоинства. Для лидера «со стороны» необходимо опираться на человеческие характеристики, более, чем другим, подчеркивать, что он близок к народу (родился, вырос, трудился в провинции, ценит традиции), вообще основное внимание уделить тем качествам, которые создают впечатление теплоты, человечности, поскольку всегда существующий разрыв между лидером как таковым и массой увеличивается прямо пропорционально удаленности от столицы.

Один из излюбленных приемов политических стратегов - так называемые «свидетельства знаменитости» - безусловно, очень эффективный способ мобилизовать народ к избирательным урнам. Особенно активно на региональных выборах используются концертные выступления известных исполнителей, своего рода агитбригады. Не стоит забывать и о том, что приглашение известного лица может сработать как образ-вампир и затмить «предмет» рекламы. Золотое правило - соотнесение уровня выборов с размахом политических акций. Вообще, выступление известного лица в поддержку кандидата рекомендуется использовать не более одного раза, чтобы не возникало эффекта его восприятия как «заказной» рекламы.

Идеально, когда «звезда» родом из этих мест, либо в качестве «свидетельства знаменитости» выступают местные лидеры мнений (авторитетные люди, деятели культуры, шоу-бизнеса, спорта, журналисты, местные представители власти, пользующиеся популярностью и доверием, вообще - местные знаменитости).

Для оценки силы воздействия различных видов коммуникации необходимо проанализировать средства массовой информации в том политическом пространстве, где будет разворачиваться кампания. Следует четко представлять положение с традиционными СМИ, к которым относятся печатные издания региона выборов (газеты, еженедельники, журналы, бюллетени); центральное, региональное, районное, местное и локальное (кабельное) телевидение; радио, в основном региональное в диапазонах СВ, УКВ, и FM.

Для того чтобы использовать возможности СМИ на 100% и рационально распределить силы и ресурсы кампании, одновременно достигая высокого эффекта, необходимо определить «вес» каждого из региональных СМИ, причем как общий, так и программный. Специалисты называют следующие параметры для расчета: отношение «затраты/аудитория», т.е. до какого количества потенциальных избирателей дойдет единица информации и за какую цену; определение «внутреннего» веса в самом СМИ; день выпуска (будни или выходной); время выпуска (утро, вечер); место (страница, полоса и пр.); цвет и шрифт, содержание соседних материалов, подпись конкретного журналиста.

Для электронных СМИ внутренний вес определяется, исходя из дня выпуска, времени выхода в сутках, привязки к популярным передачам, программного «веса» СМИ.

Для реализации огромного комплекса разнообразных программ выборной кампании (в зависимости от выбранных электоральных групп) необходимо совершенно однозначно знать предпочитаемые СМИ и их внутренний «вес» у данных категорий избирателей, т.е. совершенно конкретно определить аудиторию СМИ (возраст, пол, образование, интересы, территория проживания, национальность).

Вот некоторые особенности использования различных коммуникационных каналов для ведения политической кампании в регионах. В рамках телевидения предпочтительны информационно- новостийные блоки - «система упоминаний» о кандидате и его деятельности на благо района, города, области; прокат видео- и радиороликов не более одного раза в день, иначе наступит пресыщение (некоторые специалисты вообще высказывают серьезные сомнения по поводу эффективности использования телевизионных роликов в российских выборах).

Злоупотребление контрпропагандистскими блоками, компрометирующими деятельность конкурентов, их программы и методы ведения кампании, имеет обыкновение бить по заказчику подобных материалов. Российской аудитории, очень чутко реагирующей на поведение политика в эфире, вообще претят чрезмерная ирония и едкие замечания, для нее важны гармоничность его выступления, умение рационально резонировать своему собеседнику, дозирование эмоциональной вовлеченности при съемке. Среди качеств, предпочтительных для положительного восприятия лидера, но упускаемых отечественными политиками, называются терпимость к собеседникам и соперникам, умение ответственно поддержать своего зрителя - выглядеть компетентным в его глазах, владение собой в плане самоподачи.

Планируя кампанию в местной прессе, стоит помнить, что обычные предвыборные призывы, биографии из «отдела кадров», подробнейшие предвыборные программы плюс стандартная фотография едва ли привлекут внимание и симпатии избирателей. Лучше поискать нестандартные приемы, которые ранее не использовались в предвыборных кампаниях в данном округе (хорошо бы внимательно проанализировать предыдущие выборы). При выборе конкретного издания для размещения материалов важно учесть, что якобы популярные среди рекламодателей бесплатные газеты получают многие, а читают далеко не все. Это же относится к большинству «официальных» районных, городских и областных газет. Выпуски областных, городских и районных газет повышенного тиража имеют смысл лишь при налаженной системе их доставки.

Предвыборные материалы, использующиеся для рассылки, раздачи и уличной коммуникации, не должны быть слишком глянцевыми, слишком яркими и слишком многочисленными - излишняя расточительность порождает недоверие и раздражение. Однако высокое полиграфическое качество необходимо. Азбучные истины, касающиеся разработки рекламных материалов - большие тексты на размещаемых на улицах обращениях никто не станет читать, оклеивание заборов неэффективно, так как требует постоянного контроля за состоянием агитационных материалов, крупномасштабные рекламные щиты в поддержку кандидата в городскую или районную думу выглядят претенциозно. Для региональных и достаточно локальных выборов идеальна почтовая рассылка.

Брошюры «Итоги деятельности кандидата на посту...», «Программы» и материалы, содержащие большой текстовый массив, не имеет смысла раздавать на улицах или размещать по почтовым ящикам. Лучше - на встречах с избирателями - туда приходят те, кто действительно интересуется предложениями и жизненным багажом кандидата. Для встреч с избирателей, митингов, уличной раздачи идеально подойдут буклеты, но при условии, что в сложенном виде они имеют небольшой размер.

Один из действительно эффективных методов завоевания голосов избирателей - встречи с кандидатом, однако, если кандидата заменяют доверенные лица, необходимо учитывать репутацию, которой эти люди пользуются среди будущих избирателей. Лучше, если это будут лидеры мнений - их поддержка может внести неоценимый вклад в кампанию.

Избирательная кампания в местные органы власти должна вестись согласно всем признанным правилам электоральной игры, которая не прощает небрежности, снисходительности и упования на «глупость» провинциального избирателя.


Заключение


В регионах все активнее говорят о том, что кандидат на выборную должность должен вести непрерывную избирательную кампанию. Это означает, что любой политик, который стремится реализовать свои амбиции, должен вести постоянную, ни на один день не прекращающуюся кампанию, т. е. задаче избрания или переизбрания на выборную должность должна быть подчинена вся деятельность, если не вся жизнь, будущего кандидата. Такое понимание избирательного процесса и роли кандидата в нем говорит о появлении в России значительной группы людей, избравших политику своей профессией, что является не просто знаком успешной адаптации западного опыта, а одной из составляющих эффективно функционирующей демократической системы.


Список использованной литературы


1. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью: учебное пособие/ под ред. Э.М.Короткова - М.: ФБК-ПРЕСС,2002.

. Варакута С.А., Егоров Ю.Н., Связи с общественностью: учебное пособие.-М.:ИНФРА-М,2001.

. Связи с общественностью в политике и государственном управлении// под ред. В.С. Комаровского.-М.:РАГС,2001.

. PR сегодня : новые подходы, исследования, международная практика- М.: ИМИДЖ-Контакт :ИНФРА-М,2002.

.Ольшанский Д.В. Политический PR.- СПб.: Питер,2003.

. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000.

Интернет-ресурсы.

. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации #"justify">. Конституция Рoссийской Фeдерации #"justify">. Профессиональный pr-портал Sovetnik.ru http://www.sovetnik.ru/journal/archive/


Теги: Оппозиция как политический институт: сравнительный анализ ее статуса в современных обществах  Диплом  Политология
Просмотров: 44892
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Оппозиция как политический институт: сравнительный анализ ее статуса в современных обществах
Назад