"Географическая ось истории" Х. Маккиндера. Геополитические приоритеты мусульманского мира

ВВЕДЕНИЕ


Хэлфорд Маккиндер (1861-1947) - английский ученый-геополитик, который основал понятие heartland (хартленд) - сердце мира, и считал, что Евразия является центром глобальных политических процессов. Маккиндер получил географическое образовании и в 1887-1900 гг. преподавал в Оксфордском университете. В 1900-1925 гг. Маккиндер - профессор географии Лондонского университета и директор Лондонской экономической школы. Он известен своим высоким положением в мире британской политики, поэтому был не только кабинетным ученым, но и практическим деятелем, непосредственно участвуя в принятии множества политических решений.

Хартленд (от англ. Heartland - «срединная земля», «сердцевинная земля») - массивная северо-восточная часть Евразии, окаймляемая с юга и востока горными системами, однако её границы определяются по-разному различными исследователями. Представляет собой основное понятие геополитической концепции, озвученной 25 января 1904 г. Хэлфордом Дж. Маккиндером в докладе Королевскому географическому обществу и позже опубликованной в знаменитой статье «Географическая ось истории». Данная концепция стала отправной точкой для развития классической западной геополитики и геостратегии. Однако сам термин «Хартленд» стал использоваться в концепции начиная с книги «Демократические идеалы и реальность» (1919), заменив «ось истории». В работе же 1904 г. лишь мимоходом, через дефис, упоминается «the heart-land of the Euro-Asia».


1. «Географическая ось истории» Х. Маккиндера


Рис. 1. Соотношение Хартленда и территории СССР (1920-х гг.)


января 1904 г. Маккиндер выступил на заседании Королевского географического общества с докладом Географическая ось истории. В нем он сформулировал свою геополитическую концепцию. В 1919 и 1943 гг. Маккиндер внес в нее определенные коррективы.

Согласно концепции Маккиндера, определяющим моментом в судьбе народов и государств является их географическое положение. Причем влияние географического положения страны на ее внешнюю и внутреннюю политику по мере исторического развития не уменьшается, а становится более значительным. Суть основной идеи Маккиндера состояла в том, что роль осевого региона мировой политики и истории играет огромное внутреннее пространство Евразии и что господство над этим пространством может явиться основой для мирового господства. Окидывая беглым взглядом, широкие потоки истории, - писал он, - нельзя избавиться от мысли об определенном давлении на нее географических реальностей. Обширные пространства Евразии, недоступные морским судам, но в древности открытые для полчищ кочевников, покрываемые сегодня сетью железных дорог, - не являются ли именно они осевым регионом мировой политики? Здесь существовали и продолжают существовать условия для создания мобильной военной и экономической мощи... Россия заменила Монгольскую империю. Место былых центробежных рейдов степных народов заняло ее давление на Финляндию, Скандинавию, Польшу, Турцию, Персию и Китай. В мире в целом она занимает центральную стратегическую позицию, сравнимую с позицией, занимаемой Германией в Европе. Она может наносить удары по всем направлениям, но и сама получать удары со всех направлений... Мало вероятно, чтобы какая-либо из мыслимых социальных революций могла бы изменить ее фундаментальное отношение к бескрайним географическим пределам ее существования... За осевым регионом, в большом внутреннем полумесяце, расположены Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай; во внешнем же полумесяце - Англия, Южная Африка, Австралия, Соединенные Штаты, Канада и Япония...

Маккиндер считал, что любая континентальная держава (будь то Россия, Германия или даже Китай), захватившая господствующее положение в осевом регионе, может обойти с флангов морской мир, к которому принадлежала в первую голову Великобритания. В этой связи он предостерегал против опасности русско-германского сближения, которое могло бы объединить наиболее крупные и динамичные осевые народы, способные вместе сокрушить мощь Британии. В качестве одного из средств он предлагал укрепление англо-русского взаимопонимания.

Маккиндер утверждает, что для государства самым выгодным географическим положением было бы срединное, центральное положение. Центральность - понятие относительное и может варьироваться в каждом конкретном географическом контексте. Но с планетарной точки зрения в центре мира лежит Евразийский континент, а в его центре - сердце мира, хартленд.

Хартленд является ключевой территорией в более общем контексте - в пределах Мирового Острова (World Island). В Мировой Остров Маккиндер включает три континента - Азию, Африку и Европу. Таким образом, Маккиндер создает иерархию планетарного пространства через систему концентрических кругов. В самом центре - географическая ось истории или осевой ареал (pivot area). Это геополитическое понятие географически тождественно России. Та же осевая реальность называется хартленд, земля сердцевины.

Далее идет внутренний, или окраинный, полумесяц (inner or marginal crescent). Это - пояс, совпадающий с береговыми пространствами Евразийского континента. Согласно Маккиндеру, внутренний полумесяц представляет собой зону наиболее интенсивного развития цивилизации. Это соответствует исторической гипотезе о том, что цивилизация возникла изначально на берегах рек или морей, - так называемой потамической теории. Надо заметить, что эта теория является существенным моментом всех геополитических конструкций. Пересечение водного и сухопутного пространств является ключевым фактором истории народов и государств. Далее идет более внешний круг: внешний, или островной, полумесяц (outer or insular crescent). Это зона целиком внешняя (географически и культурно) относительно материковой массы Мирового Острова.

Маккиндер считал, что главной задачей англосаксонской геополитики является недопущение образования стратегического континентального союза вокруг географической оси истории. Следовательно, стратегия сил внешнего полумесяца состоит в том, чтобы оторвать максимальное количество береговых пространств от хартленда и поставить их под влияние островной цивилизации.

Маккиндер считает, что весь ход истории детерминирован следующими процессами. Из центра хартленда на его периферию оказывается постоянное давление так называемых разбойников суши. Особенно ярко и наглядно это отразилось в монгольских завоеваниях. Но им предшествовали скифы, гунны, аланы и т.д. Цивилизации, проистекающие из географической оси истории, из самых внутренних пространств хартленда, имеют, по мнению Маккиндера, авторитарный, иерархический, недемократический и неторговый характер. В древнем мире он воплощен в обществе, подобном Спарте или Древнему Риму.

Извне, из регионов островного полумесяца, на Мировой Остров осуществляется давление так называемых разбойников моря или островных жителей. Это - колониальные экспедиции, проистекающие из внеевразийского центра, стремящиеся уравновесить сухопутные импульсы, проистекающие из внутренних пределов континента. Для цивилизации внешнего полумесяца характерны торговый характер и демократические формы политики. В древности таким характером отличались Афинское государство и Карфаген.

Между этими двумя полярными цивилизационно-географическими импульсами находится зона внутреннего полумесяца, которая, будучи двойственной и постоянно испытывая на себе противоположные культурные явления, была наиболее подвижной и стала благодаря этому местом приоритетного развития цивилизации.

История, по Маккиндеру, географически вращается вокруг континентальной оси. Эта история яснее всего ощущается именно в пространстве внутреннего полумесяца, тогда как в хартленде царит застывший архаизм, а во внешнем полумесяце - некий цивилизационный хаос.

Маккиндер делит всю геополитическую историю мира на три этапа:

. Доколумбова эпоха. В ней народы, принадлежащие периферии Мирового Острова, например, римляне, живут под постоянной угрозой завоевания со стороны сил сердцевинной земли. Для римлян это были германцы, гунны, аланы, парфяне и т.д. Для средневековой ойкумены - Золотая Орда.

. Колумбова эпоха. В этот период представители внутреннего полумесяца (береговых зон) отправляются на завоевание неизвестных территорий планеты, не встречая нигде серьезного сопротивления.

. Постколумбова эпоха. Незавоеванных земель больше не существует. Динамические пульсации цивилизаций обречены на столкновение, увлекая народы земли во вселенскую гражданскую войну.

Связь между историей и географией нужна Маккиндеру только для того, чтобы доказывать неправомерность возникновения таких государственных образований или общественных формаций, которые, по его словам, противоречат требованиям географической инерции.

В книге Демократические идеалы и реальность, ставшей сразу настольной книгой каждого интересующегося геополитикой, Маккиндер развил дальше свою теорию осевого региона, видоизменив в ней некоторые прежние положения. Хартленд - так он стал называть осевой регион - был расширен им за счет включения в него Тибета и Монголии на востоке и Восточной и Центральной Европы - на западе. Новые границы хартленда определялись им с учетом прогресса в развитии сухопутного и воздушного транспорта, роста населения и индустриализации. В книге он вновь подтвердил свои опасения относительно Германии как державы, стратегически расположенной выгоднее, чем любое другое европейское государство в борьбе за доминирование в хартленде. Овладев в нем господствующим положением, Германия, по его мнению, могла бы с помощью созданной ею морской силы предпринять попытку завоевания господства над всем миром.

Свои сложные геополитические построения Маккиндер воплотил в ставших знаменитыми трех взаимосвязанных максимах: Кто правит Восточной Европой, господствует над хартлендом. Кто правит хартлендом, господствует над Мировым Островом. Кто правит Мировым Островом, господствует над миром. Поэтому, утверждал Маккиндер, для предотвращения следующей мировой войны необходимо создать блок независимых стран, расположенных между Германией и Россией, для сохранения баланса сил на Евразийском континенте.

Эти положения содержались в официальном послании Маккиндера в Версаль, где в 1919 г. перекраивалась карта Европы. Она была воспринята как идея создания полосы буферных государств в Восточной Европе для размежевания Германии и России. Эти государства были созданы путем мирных переговоров, но оказались, как показало Мюнхенское соглашение 1938 г., неэффективным буфером. И мир не избежал новой катастрофической войны.

Сам Маккиндер отождествлял интересы Великобритании с интересами англосаксонского островного мира, то есть с позицией внешнего полумесяца. В такой ситуации основа геополитической ориентации островного мира ему виделась в максимальном ослаблении хартленда и в предельно возможном расширении влияния внешнего полумесяца на полумесяц внутренний.

Нетрудно понять, что именно Маккиндер заложил в англосаксонскую геополитику, ставшую через полвека геополитикой США и Североатлантического союза, основную тенденцию: любыми способами препятствовать самой возможности создания Евразийского блока, созданию стратегического союза России и Германии, геополитическому усилению хартленда и его экспансии. Основное практическое положение Маккиндера заключалось в том, что островное положение Великобритании требует от нее сопротивления силам, исходящим из колыбели потрясений - из области, находящейся на стыке Европы и Азии, между Уралом и Кавказом. Отсюда, по Макиндеру, шли переселения народов, искони угрожавшие древним цивилизациям. Объединение, или союз, народов, находящихся по обе стороны колыбели потрясений, в частности русских и немцев, угрожает Великобритании, которая обязана, поэтому объединить под своим руководством народы, расположенные на краю или окраине Евразии.

Подобными геополитическими соображениями Маккиндер обосновывает законность британских притязаний на всю окраину Евразии (то есть на территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Индии и Юго-Восточной Азии плюс опорные пункты в Китае), а также правильность британской политики окружения Германии и союза с Японией. Одновременно с этим Маккиндер считал основной задачей британской внешней политики предотвращение союза (объединения) России и Германии.

Маккиндер, выражая британские интересы, страшился одновременно и России, и Германии. Извечный страх, что Россия может захватить Дарданеллы, прибрать к рукам Османскую империю и выйти к Индии - этой жемчужине Британской короны, - довлел и над английской практической политикой, и над ее теоретическими умами. Россия, утверждал Маккиндер, стремится к овладению прибрежными странами с незамерзающим морем. Английское же господство в Британской мировой империи основано как раз на владении прибрежными странами Европы, вследствие чего всякое изменение соотношения сил в прибрежных странах должно подорвать позиции Англии.

В 1943 г., в разгар Второй мировой войны, редактор журнала Форин афферс пригласил престарелого Маккиндера (ему было уже 82 года) порассуждать относительно его идей в контексте положения вещей в мире. В статье Круглый мир (world) и завоевание мира (реасе), написанной по этому поводу, Маккиндер утверждал, что если Советский Союз выйдет из войны победителем над Германией, то он превратится в величайшую сухопутную державу на планете. Вместе с тем он подверг значительной ревизии свою первоначальную концепцию. Теперь, по его схеме, хартленд включал, помимо громоздкого массива суши Северного полушария, Сахару, пустыни Центральной Азии, Арктику и субарктические земли Сибири и Северной Америки. В этой схеме Северная Атлантика стала Средиземным океаном. Это пространство он рассматривал как опорную точку Земли, отделенную от другого главного региона - муссонных территорий Индии и Китая. По мере наращивания мощи этот регион, говорил Маккиндер, может стать противовесом Северному полушарию. В своей версии, названной второй географической концепцией, Маккиндер отказался от прежнего жесткого дихотомного противопоставления сухопутных и морских держав. Это и не удивительно, если учесть, что в обеих мировых войнах континентальные и морские державы находились во взаимных союзах. Собственно говоря, англо-русская Антанта 1907 г. никак не укладывалась в рамки первоначальной концепции Маккиндера. Тем более противоречила ей тройственная ось Берлин-Рим-Токио. А пребывание океанических держав США и Великобритании в антигитлеровской коалиции с континентальным Советским Союзом вовсе подрывало его конструкции.

В целом идеи Маккиндера не были приняты научным сообществом, несмотря на его высокое положение не только в политике, но и в самой научной среде. Даже тот факт, что почти полвека он активно и успешно участвовал в создании английской стратегии в международных вопросах на основании своей интерпретации политической и географической истории мира, не мог заставить скептиков признать ценность и эффективность геополитики как дисциплины.

Несмотря на непрекращающуюся до сих пор критику концепции Маккиндера, она, как истинно оригинальная теория, продолжает жить и привлекать к себе внимание практиков и теоретиков международных отношений. Взлеты и падения интереса к ней прямо пропорциональны происходящим изменениям в мировой геополитической ситуации: серьезные сдвиги и обострения тотчас вызывают повышенное внимание и к доктрине Маккиндера.


. Сущность геополитических приоритетов мусульманского мира


В последнее время в мире все больший интерес вызывает феномен «исламского возрождения» (исламской пассионарности) в странах Ближнего и Среднего Востока. Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г. в Иране. По таким показателям, как напряжение общественных сил, накал страстей в самом Иране и в мире, число жертв, принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, она не имеет прецедентов в странах третьего мира. Велико влияние революции не только на страны исламского мира, но и на геополитические, национальные интересы всех государств планеты.

Россия и Иран: новая реальность

В 1990-х гг. Иран постепенно укреплял свои геополитические позиции на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в России, начинал налаживать контакты с Западом. В декабре 1997 г. в Тегеране прошло Восьмое совещание в верхах государств-членов Исламской конференции, нормализовавшее отношения Ирана с арабскими странами, которые со времени свержения проамериканского режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви в ходе революции 1979 г. видели в персидском соседе источник экспорта радикального ислама пуританского толка.

Улучшение отношений Ирана с ближайшими и дальними странами говорит об отказе от идеологизации внешней политики. Какие векторы ее развития предпочтет наш южный сосед? Это далеко не праздный вопрос. Объективно геополитическое положение наших двух стран толкает их навстречу друг другу. Но комбинаций построения геополитических сил в важнейшем геостратегическом регионе планеты может быть очень много. Это понимают как страны региона, так и Запад. Со стороны США делаются постоянные попытки перехватить инициативу. Американцы реально мыслят и понимают, что в XXI в. Иран будет лидером в Северо-Западной Азии, включающей Ближний и Средний Восток, Афганистан и Пакистан,

Тегеран подписали договор, по которому ядерные отходы с Бушера должны возвращаться в Россию.

Осуждая страны, стремящиеся создать ядерную бомбу, американцы вновь применяют двойные стандарты, готовясь применить санкции против Ирана или КНДР. Но они, как правило, словно набирают в рот воды, если речь идет об Израиле, который уже давно построил такую бомбу, да и не одну. «Израиль находится в окружении враждебных государств», - таков главный аргумент тех, кто призывает оставить еврейское государство в покое. Вашингтон как будто забывает, что после двух войн, развязанных им под надуманными предлогами, в соседних с Ираном странах Афганистане и Ираке, Тегеран также оказался во враждебном кольце.

История подтверждает тезис о том, что американская внешняя политика - это сплошное лицемерие, фарисейство. Именно об этом пишет президент Исламской республики Иран президенту Соединенных Штатов Америки в обстоятельном, аргументированном письме. Высокопарные словеса Буша и Блэра о защите интересов мирового сообщества не в состоянии оправдать главные цели США - нанести даже ядерный удар по Ирану. Поэтому Россия и Китай прилагают немало дипломатических усилий, чтобы остудить горячие головы в Вашингтоне и Лондоне.

Стратегический союзник России в оккупации

Ирак имеет интересную и любопытную историю: по библейским преданиям, в междуречье Тигра и Евфрата был Эдем - рай, где Бог поселил первоначально Адама и Еву. Кроме того, Ирак - это родина самых древних цивилизаций на планете, наследник великолепной арабской культуры. Багдад арабского халифата был центром мудрости, медицины, математики. Арабы говорили, что чернила ученого так же драгоценны, как кровь святого. Благодаря арабам человечество может постигать мысли греческих и римских философов.

В течение длительного периода между Советским Союзом и Ираком существовали самые тесные и дружеские отношения. Вместе с китайскими и французскими дипломатами Москва добивается (хотя и не всегда настойчиво) передачи взаимодействия с временной администрацией Ирака под контроль ООН.

Россия и Турция: что впереди?

История отношений России и Османской империи - это в большей части история продолжительных войн и перемирий. Отсчет надо вести с того момента, когда погибла Византия, а ее герб во время княжения Ивана III был передан Москве. С тех пор две страны-соседки и стали «злейшими друзьями». Этому способствовали победы первого генералиссимуса России воеводы A.C. Шеина. Вершиной его полководческого успеха стало взятие Азова в 1696 г. Победа не только открывала России выход в Черное море, но и стала первым крупным успехом в ряду других. Только в XVIII в. между Россией и Турцией было пять войн. Были походы Петра I, Суворова, Потемкина, осада Севастополя войсками Турции, Англии и Франции. Но наступило время, когда талантливый русский генерал Скобелев довел своих гвардейцев-гренадеров до ворот «Царьграда» - Константинополя, освободил братушек-славян. Поэтому прозападная ориентация Турции вполне понятна, но идеологически эта ориентация стала оформляться к концу XIX в.

Речь о пантюркизме - своего рода политическом исламе. Его основы были заложены теоретиками турецкого национализма, в первую очередь Исмаилом Гаспирали и Юсуфом Акчура. Но особенно широкое развитие идеи пантюркизма получили с приходом к власти в 1908 г. младотурок. Первоначально эти взгляды использовались как орудие против колониальных захватчиков - стран Европы - для очищения турецкого языка от арабского и персидского влияния. Но в 1920-х гг. Антанта, без России, «заставила подписать османского султана Мудросское перемирие, которое разделило Османскую империю между союзниками». Нашелся лидер, несогласный с этим разделом: это Кемаль-паша. В районе Анкары (до 1922 г.- Ангора) он объявил о начале борьбы турецких националистов против Антанты и войск султана. Все вооружение закавказского фронта, было передано Кемаль-паше. От русских, по признанию турецкого историка Джавдета Керима, было получено огромное количество орудий, ружей и снарядов.

Народу Курдистана следует оказать как минимум такую же помощь, какую оказывает Турция сепаратистским движениям в России, т.е. оружием, военно-технической подготовкой борцов сопротивления, финансовыми средствами». Автор безо всяких сомнений считает, что «Турция - враг России» и полагает, что «борющиеся курды - это сильнейший козырь России в расчетах и прикидках с НАТО и Турцией... Анкара должна быть серьезно озабочена: курды смогут взорвать Турцию изнутри». Он видит курдскую проблему в более глобальном геополитическом ракурсе: «Силовое создание курдского государства, которое присоединится к оси Берлин-Москва-Токио, резко усилит роль России на Среднем Востоке». Другие специалисты по Среднему Востоку полагают, что турецко-курдские отношения - внутреннее дело Турции и неразумно нынешней России вмешиваться в сложные политико-военные игры.

Тегеран, как и Москва, заинтересован в создании на Кавказе транспортного коридора с севера на юг, связанного с Туркменией. Анкара при поддержке США стремится направить основные торговые, нефтяные, газовые и другие потоки с востока на запад. Для России очень важно иметь несколько конкурирующих проектов транспортировки нефти и газа. Самое главное, чтобы нефть из Черного моря направлялась не через Черноморские проливы, контролируемые Турцией. Прокладка нефтепровода в турецкий порт Джейхан, а не по маршруту Баку - Новороссийск, подорвала влияние России в Закавказье и позволила Турции реализовать многие геополитические и геостратегические интересы, связанные во многом с контролем проливов из Черного моря в Средиземное. Черное море, по меткому определению адмирала Ушакова, остается «бутылкой, горлышко которой заткнуто турецкой пробкой».

Роль Саудовской Аравии в регионе

Саудовская Аравия - это край «черного золота», родина ислама, страна Мекки и Медины - наиболее священных мест для миллионов мусульман. Саудовская Аравия занимает особое положение не только на арабской, исламской, но и на всей международной арене.

Саудовская Аравия намерена наладить производство российских гражданских вертолетов фирмы «Камов» - одних из лучших в мире. Принц также вел переговоры о сотрудничестве в военной области. Саудовский рынок - один из крупнейших в регионе. Пока же Москва занимает в нем мизерную долю - всего 0,2% товарооборота Саудовской Аравии. Поставляем мы бумагу, металл, древесину. Между странами достигнуто соглашение о создании совместной рабочей группы по борьбе с международным терроризмом, включая и Чечню.

Эти факты говорят о многом: о неприятии современной политике США, о том, что власти королевства, сделавшие в свое время ставку на Америку, вынуждены балансировать между внутренними угрозами, которые могут возникнуть в случае сохранения проамериканского курса, и вероятными внешними. Например, в американской печати были публикации о замене династии саудов на династию хашемитов - прямых наследников пророка Мохаммеда.

Учитывая огромную финансовую роль и важное геополитическое положение Саудовской Аравии, российская дипломатия прилагает большие усилия для налаживания прочных экономических связей и военно-технического сотрудничества, так как родина пророка Мохаммеда с каждым годом играет все более заметную роль на геополитическом пространстве не только Ближнего и Среднего Востока, но и всего мира.

Афганистан - Пакистан: ударная армия ислама или гнездо терроризма?

В 1978 г. был убит глава Афганистана Мухаммад Дауд (из десяти правителей этой страны в XX в. семерых лишили жизни, трое умерли своей смертью, вовремя уехав из страны). С тех пор в стране практически не прекращается гражданская война. В конце 1980-х гг. в гражданскую войну вступил и Пакистан. Желая укрепить свое лидерство в Центральной и Южной Азии, военно-политическое руководство Исламской Республики Пакистан при помощи Управления межведомственной разведки и религиозных организаций.

Не исключено, что на территории нынешнего Афганистана и частично Пакистана и Ирана могут быть образованы новые государства по этническому признаку: Пуштунистан, Хазараджат, объединенный Таджикистан, объединенный Узбекистан, объединенный Туркменистан и Белуджистан. Полевые командиры Талибана требуют себе земли и воли. Часть этой земли они видят в Афганистане, часть - в Пакистане. Создание микрогосударств - путь очень длительный, и многое зависит от того, какие интересы будут преследовать влиятельные внешние силы, в первую очередь США, Западная Европа и исламские государства.

Что такое "мусульманский мир" сегодня?..

Быстрое завершение войны в Ираке и возникшее убеждение в том, что жизнь иракского народа теперь изменится к лучшему, содействовали некоторому повышению имиджа Америки. Однако в большинстве стран отношение к Соединенным Штатам стало заметно хуже, чем год назад.

Война увеличила брешь между американцами и западноевропейцами, еще больше возбудила исламский мир, ослабила поддержку войны против терроризма и значительно уменьшила доверие мировой общественности к ООН и НАТО - структурам, на которых базировались принципы регулирования международных отношений после Второй мировой войны.

Хотя опрос общественного мнения, проведенный сразу после иракской войны, дал весьма негативную оценку Америке, ее народу и политике, более глубокий анализ, проведенный исследовательским центром The Pew Research Center, выявил широкую общественную поддержку фундаментальных экономических и политических ценностей, которыми издавна руководствуются Соединенные Штаты.

Негативное отношение мусульман к Соединенным Штатам, свойственное в основном странам Ближнего Востока, распространилось на мусульманское население Индонезии и Нигерии. За период, прошедший с прошлого лета, позитивный рейтинг Соединенных Штатов сократился в Индонезии с 61 процента до 15 процентов, а среди мусульман Нигерии с 71 процента до 38 процентов.

Под влиянием войны в Ираке все больше мусульман проявляют озабоченность по поводу растущей угрозы исламу. В частности, семь из каждых восьми опрошенных представителей мусульманского населения обеспокоены тем, что Соединенные Штаты могут представлять военную угрозу и для их стран. Даже в Кувейте, где население в целом благожелательно относится к США, 53 процента опрошенных высказывают некоторую тревогу по поводу того, что Соединенные Штаты могут в определенных условиях угрожать их безопасности. Примечательно, что стабильное большинство мусульман палестинской автономии, Индонезии и Иордании, а также почти половина мусульман в Марокко и Пакистане доверяют Усаме бен Ладену, считая, что он "будет действовать правильно" в мировых делах. Что касается палестинцев, то из них в бен Ладена верит 71 процент.

Несмотря на растущий антиамериканизм и существенную поддержку Усамы бен Ладена, в мусульманском мире наблюдается большая тяга к демократическим свободам. Широкий опрос населения в 44 странах показывает, что население мусульманских государств высоко ценит свободу слова, свободу печати, многопартийную систему и равенство перед законом.

Подобные настроения характерны и для населения монархий, таких как Иордания и Кувейт, а также для авторитарных государств, например для Узбекистана и Пакистана. Фактически в ходе опросов общественного мнения большинство мусульманского населения более решительно высказалось в пользу демократических свобод в отличие от жителей некоторых государств Восточной Европы, в частности России и Болгарии. По последним данным, относящимся к периоду после иракской войны, большинство мусульманского населения продолжает верить, что западная демократическая система может действовать и у них. Это подтверждается примером таких преимущественно мусульманских стран, как Кувейт (83 процента мусульман) и Бангладеш (57 процентов мусульман), а также в многоконфессиональных государствах, например в Нигерии (75 процентов мусульман).

В настоящее время в Нигерии нет существенных разногласий между мусульманами и немусульманами. Лишь в Индонезии и Турции значительная часть населения считает, что демократия - это западный образ жизни, который чужд их странам. (Так считают 35 процентов населения в Индонезии и 37 процентов в Турции.)

В то же время большинство мусульман подчеркивают важную и в некоторых случаях возрастающую роль ислама и религиозных лидеров в политической жизни их стран. Однако эта точка зрения не означает отказа мусульман от поддержки такой системы правления, которая может обеспечить им гражданские свободы и политические права, действующие в демократических государствах.

В странах с различными конфессиями мусульмане, равно как и немусульмане, в основном придерживаются мнения, что религия - это личное дело каждого человека. Например, в Нигерии шесть из каждых десяти мусульман в той же пропорции, что и немусульмане, полностью согласны с тем, что религия должна быть отделена от государственной политики. В Ливане между мусульманами и немусульманами существуют лишь незначительные разногласия по этому вопросу.

Географическое распространение

Рис. 2. Карта мира стран с большинством мусульман


Страны с самым многочисленным мусульманским населением (2009): Индонезия 203 миллиона, Пакистан 174 миллиона, Индия 161 миллион, Бангладеш 145 миллионов, Египет 79 миллионов, Нигерия 78 миллионов, Иран 74 миллиона, Турция 74 миллиона, Алжир 34 миллиона, Марокко 32 миллиона, Ирак 30 миллионов, Судан 30 миллионов, Афганистан 28 миллионов, Эфиопия 28 миллионов, Узбекистан 26 миллионов, Саудовская Аравия 25 миллионов, Йемен 23 миллиона, Китай 22 миллиона, Сирия 20 миллионов, Россия 16 миллионов.

Много мусульман не только живут, но также и имеют официальный статус в следующих регионах:

Юго-западная Азия: Арабские страны, такие как Саудовская Аравия, Ирак, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Неарабские страны, такие как Иран;

Африка: североафриканские страны, такие как Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет; Северо-восточные африканские страны как Сомали, Somaliland (фактическое государство), Эритрея, Эфиопия, Джибути и Судан; и западноафриканские страны как Мали, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Нигер и Нигерия;

Южная Европа: Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Северный Кипр и Турция;

Восточная Европа: (Северный Кавказ и Idel-Урал) и Украина (особенно в Крыме);

Средняя Азия: Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан;

Южная Азия: Пакистан, Бангладеш, и Мальдивы;

Восточная Азия: части Китая (Синьцзян и Ningxia);

Юго-Восточная Азия: Индонезия, Бруней и Малайзия.

Страны Юго-западной Азии, и многих в Северной и Северо-восточной Африке считают частью Большего Ближнего Востока.

В Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Татарстане, Башкирии в России, мусульмане находятся в большинстве.

Некоторые определения также включали бы значительные мусульманские меньшинства в:

несколько стран Европы (Из которых мусульманское население на Кипре, России, Черногории, Болгарии, Франции, Нидерландах и Дании составляет по крайней мере 5 % общей численности населения той страны, и больше чем с 37 миллионами мусульман, все вместе, живя в России, Франции, Германии, Соединенном Королевстве, Нидерландах и Италии);

несколько областей России, кроме этнических республик выше (Адыгея, Северная Осетия и т.д.);

некоторые части Индии (у Индии есть третье по величине население мусульман любой страны; см.: Ислам в Индии);

Сингапур, Мьянма, Pattani (Таиланд), и Минданао (Филиппины);

Гайана, Suriname, Тринидад и Тобаго;

Демократическая республика Конго, Бурунди, Малави, Южной Африки, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Уганды, Эфиопия;

Крым в Украине.

Много людей в исламских странах видят Ислам, проявленный с политической точки зрения как Исламизм. Политический Ислам силен во всех странах с большинством мусульман. Исламские партии в Турции, Пакистане и Алжире пришли к власти на провинциальном уровне. Многие в этих движениях называют себя исламистами, который также иногда описывает более воинственные исламские группы. Отношения между этими группами (в демократических странах обычно есть, по крайней мере, одна Исламская партия) и их взглядами демократии сложны.

Некоторые из этих групп обвиняются в осуществлении исламистского терроризма.

Конфликты с Израилем

Израиль подвергается переменным уровням враждебности в мусульманском мире из-за создания государства Израиля в Палестине, известной евреям как Земля Израиля, который является священным и для евреев и для мусульман, и из-за длительного арабско-израильского конфликта и израильско-палестинского конфликта.

Турция была первым государством с большинством мусульман, которое признает Израиль, только спустя один год после его основания, и у них есть самые долгие общие близкие военные и экономические связи. До иранской Революции Иран и Израиль поддержали сильную политическую дружбу, однако текущее иранское правительство является решительно антиизраильским и неоднократно призывало к разрушению Израиля. Однажды в состоянии войны, и Египет и Иордания установили дипломатические отношения и подписали мирные договоры с Израилем, и пытается решить, что конфликт с палестинцами привел ко многим временным соглашениям. Девять неарабских мусульманских государств поддерживают дипломатические связи с Израилем, и с 1994, государства Персидского залива уменьшили свое осуществление арабского бойкота с Саудовской Аравией, даже объявляя ее конец в 2005, хотя это должно все же отменить свои санкции. У государств как Марокко, которые сделали, чтобы многочисленное еврейское население вообще, были менее враждебные отношения с Израилем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Многие учёные считают понятие Хартленд слишком упрощенным (см. редукционизм), устаревшим и мало применимым к современным геополитическим процессам, тем более что при написании своих статей Х. Маккиндер так и не смог предсказать реальное геополитическое развитие событий.

Давид Хусон (1962) определял хартленд как наиболее важную внутреннюю часть любого государства. Этим определением термину придавался не столько геополитический, сколько географический смысл. Так, под «советским хартлендом» он понимал территорию между средним течением Волги и озером Байкал, имеющую как богатые ресурсы, так и значительное население.

Термин хартленд используется как синоним среднего запада США (Midwest) или центральная часть какой-либо страны, штата (например «хартленд Флориды»), региона в экономическом, культурном или геополитическом смысле


маккиндер хартленд геополитический мусульманский

ЛИТЕРАТУРА


Маккиндер X. Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4

Макиндер Х. Дж. Круглый мир и достижение мира // Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 1994. Вып. 1., H. J. «The Geographical Pivot of History». The Geographical Journal, Vol. 23, No. 4. (Apr., 1904), pp. 421-437.H. J. Democratic Ideals and Reality. N.Y. 1942.H. J. The Round World and the Winning of Peace // «Foreign Affairs», XXI, 1943. № 4.S.B. Geography and Politics in a Divided World. L. 1964., David J. M. «A New Soviet Heartland?». The Geographical Journal, Vol. 128, No.1. (Mar., 1962), pp. 19-29.

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001.

Эндрю Коут. Что такое "мусульманский мир" сегодня?.. 27.07.2003.

Дунаев В. «Обогащенный Иран» // Известия. 2003. 7 августа.

Ахмадинеджад М. Вопросы без ответов // Советская Россия. 2006. № 59.

Сергеев В. Буш и Блэр снова в коалиции // Российская газета. 2006. 26 мая.

Иванов В., Викторов А. Иран подвергнется кибернетическим атакам // Независимое военное обозрение. 2006. № 6.

Российская газета. 2003. 22 октября.

Митрофанов A.B. Шаги новой геополитики. М., 1997.

Смирнов А. Аравийские пески не так уж далеки // Независимая газета. 2003. 23 сентября.

1.


Теги: "Географическая ось истории" Х. Маккиндера. Геополитические приоритеты мусульманского мира  Контрольная работа  Политология
Просмотров: 50774
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: "Географическая ось истории" Х. Маккиндера. Геополитические приоритеты мусульманского мира
Назад