Теоретический исследование подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ

Содержание


Введение

Глава 1. Развитие учений о суверенитете

Глава 2. Понятие суверенитета и его виды

.1 Понятие суверенитета

.2 Виды суверенитета

Глава 3 Проблема самоопределения субъектов Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Суверенитет является необходимой предпосылкой осуществления Россией самостоятельной и эффективной политики. Участие нашего общества и государства в экономических, политических, идеологических и других глобальных процессах предполагает одновременное укрепление народного суверенитета, эффективное выражение его в деятельности государственных институтов.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что с древнейших времен и до наших дней вопросы суверенитета являются одной из основных проблем международного, межгосударственного общения, приобретая новые акценты в изменяющихся исторических условиях.

Предмет исследования: суверенитет государства.

Объект исследования: изучение суверенитета в Российской Федерации.

Следует признать, что стремление к формированию однополярного мира, попытки воздействия на международные процессы, частые, а иногда и небезуспешные попытки государств, стали частью политики ряда зарубежных экономически развитых стран, являющихся конкурентами России в глобальных процессах. В этих условиях обеспечение независимости народовластия является актуальной задачей для нашего государства, а сам суверенитет приобретает черты наиболее фундаментальной социальной ценности. Не случайно Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. обратил внимание на то, что именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению ее суверенитета. Причем место России в современном мире будет определяться лишь тем, насколько сильными и успешными мы будем.

Цель исследования: на основе изучения теоретической и нормативной литературы по вопросам суверенитета государства изучить подходы к проблемам самоопределения субъектов РФ.

Задачи: для выполнения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить историко-теоретические подходы к определению понятия суверенитет;

-рассмотреть понятие и виды суверенитета;

-выявить проблемы самоопределения субъектов Российской Федерации.


Глава 1 Развитие учений о суверенитете


Исторически первоначально концепция суверенитета в первую очередь ассоциировалась с монархической формой правления и конкретно с абсолютной монархией. Основное значение законодательных актов и постановлений начиная с Великой хартии вольности 1215 года и кончая Биллем о правах 1689 года сводилось к ограничению власти монарха-суверена в Англии.

Английское королевство стало первым государством-нацией в Европе, причем государством, основанным на принципах конституционализма и идеях парламентаризма. По мере распространения его опыта и в результате революционных преобразований во Франции это произошло и в других европейских странах. Упразднение 6 августа 1806 года Священной Римской империи германской нации в результате наполеоновских войн вызвало политические противоречия в европейских государствах, которые могли быть разрешены только посредством деятельности верховной власти, которая была бы наделена высшими и неделимыми полномочиями в каждой стране. Отказавшись от принципа имперского суверенитета, территориальные государства утвердились в качестве доминирующей формы государственности в Европе.

Принятие конституций в первой половине XIX столетия в большинстве европейских монархий, ограничивших властные полномочия государства в сфере права собственности, обеспечивших разделение властей, создавших альтернативу чрезмерной централизации, дифференцировало идеи суверенитета и монархию.

Постепенно формировалась концепция народного суверенитета. Понятие «суверенитет» стало отражать статус и важнейшие характеристики государства как феномена. В то же время суверенитет стал реальным признаком сильных государств, диктующих свою волю слабым государствам и служащих им моделью государственности как таковой.

Хотя конституция Соединенных Штатов Америки, первый конституционный акт в истории, созданный народным представительством, то есть представительной властью, избранной народом, не содержит точной дефиниции понятия «суверенитет», вполне очевидно, что в его основе лежит идея народного суверенитета. Это следует из вводной первой фразы конституции: «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Так как конституция обладает высшей юридической силой на всей территории США, а создателем ее прямо провозглашен народ, в данном акте абсолютно ясно установлено происхождение, истечение власти и суверенитета только от народа. Впрочем, впервые этот принцип был установлен уже в Декларации независимости 1776 года, в заключительном ее абзаце определено, что создание независимого суверенного государства осуществляется «от имени и по уполномочию доброго народа… колоний».

В современных условиях, когда интенсивно обсуждаются проблемы глобализации, появились определенные сомнения в том, что суверенитет является необходимым элементом реальной политической жизни и, соответственно, необходимым элементом в правовой науке.

Одна из проблем, непосредственно связанных с понятием «суверенитет», - наличие расхождений между «суверенитетом факта» и «суверенитетом признания». В свое время об этом писал Гегель: «Народ как государство есть дух в своей субстанциальной разумности и непосредственной действительности, поэтому он есть абсолютная власть на земле; следовательно, каждое государство обладает суверенной самостоятельностью по отношению к другому. Быть таковым для другого, то есть быть признанным им, есть его первое абсолютное право» . Таким образом, Гегель как бы определял, что сам факт существования заключает в себе признание.

Проблемы теории суверенитета связаны с решением властью задач по обеспечению гарантий повиновения, по обеспечению авторитета власти, базирующегося на внутренней и внешней ее легитимности. Эта проблема была обозначена уже в работах Ж.Бодена, созданных в XVI веке. Американский исследователь С.Лейкофф в этой связи писал, что в концепции Бодена содержится утверждение, что без собственного согласия подданные не могут облагаться налогами.

В противном случае были бы сняты все ограничения, препятствующие полному присвоению монархом их собственности. Отсюда следует естественное ограничение применения государственного насилия (на что указывают и некоторые современные исследователи).

Идея о том, что не может быть налогообложения без представительной власти, устанавливающей налоги, стала одной из главных идей американской революции. При этом очевидно, что представительная власть ограничивает суверенитет власти исполнительной, то есть парламент принимает часть суверенитета.

Анализ энциклопедических статей, посвященных понятию «суверенитет», проведенный В.Цымбурским, показал, что они как правило исходят из констатации связи суверенитета с властью; при этом определяются: внутренний суверенитет с возможностью для государства распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также с изданием законов и принуждением подданных к их исполнению, и внешний суверенитет с возможностью проводить независимую политику, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, объявлять им войну и заключать мир.

Очевидные примеры современного состояния могут быть предварены куда более ранними - практикой уступок со стороны суверенных королей и князей части своих прерогатив имперскому правительству в Берлине, после провозглашения Германской империи 18 января 1871 года.

Кроме того, в истории существовала сложная ситуация наличия «внутреннего» суверенитета без «суверенитета внешнего» в государствах-доминионах, функционировавших в составе Британской империи.

Концепция суверенитета с использованием пополняемых и модернизируемых списков сопутствующих понятий - power (власть-могущество), community (общность), obligations (обязательства), legitimacy (легитимность), authority (власть-авторитет), state (государство), government (правительство), constitution (конституция) - является, безусловно, конструктивной, так как позволяет анализировать конкретный суверенитет учитывая комплекс реальных обстоятельств.

Представляется, неправомерным рассматривать «признание суверенитета» как некое механическое к нему прибавление. Суверенитет создается актом признания, но не всегда, а лишь в определенных условиях. Общим для возникновения суверенитета Балтийских республик осенью 1991 года и для ликвидации суверенитета Чехословакии над частью ее территории в 1938-м была слабость и нестабильность государства - в первом случае СССР, во втором - Чехословацкой республики, а также воля других государств, воспользовавшихся своим суверенным правом признания суверенитета отделяющихся частей этих государств.

Видимо, вполне обоснован вывод о том, что «реальная суверенность того или иного режима определяется вовсе не требованиями права как таковыми, но соотношением между реальным властным потенциалом, которым соответствующий субъект располагает, и масштабом его признания мировым сообществом суверенов. С этой точки зрения можно говорить о большей или меньшей «материализованности» суверенитета.

Русский консервативный философ начала XX века Н.Н. Алексеев считал, что теория суверенитета была изначально теорией политической и призвана была решить чисто политический вопрос: кому должна принадлежать верховная власть в нормальном государстве и какими свойствами она должна обладать.

Ссылаясь на известного правоведа Г.Еллинека, он писал о том, что понятие суверенитета «родилось в борьбе представителей папской партии со сторонниками партии королевской, причем католики, чтобы унизить королевскую власть, выставили лжеисторическую гипотезу, что всякая государственная власть произошла из договора, когда-то заключенного между королем и народом. Так и родилась теория народного суверенитета».

Действительно, вхождение понятия «суверенитет» в политическую теорию в конце XVI века было связано с кризисом имперской христианской государственности под властью Рима (с ее идеей «распыленного суверенитета», говоря современным научным языком) и с утверждением трактовки национальных государств как самостоятельных, самодовлеющих организмов. Именно в это время Ж.Боден поставил вопрос о прерогативах политической власти, которые позволяли бы ей исключить наличие на своей территории иной власти, превосходящей или равной ей по силе. Характерно, что Бодену само государство виделось уже не полисным политическим союзом и не столько определенным политическим сообществом (той же совокупностью домохозяйств), сколько ближайшим и непосредственным реализатором суверенной власти. Подобным реализатором, согласно Бодену, не в состоянии быть все сообщество людей целиком. Но может (и должен) быть государь (либо верховный орган), управляющий всем «множеством семей». Жан Боден наделял власть двумя свойствами - абсолютности и вечности. Характеристика суверенной власти как «вечной» относится только к жизни того, кто обладает властью. Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютность суверенитета означает, что суверенная власть предоставляется вне каких-либо условий и ограничений. Суверен не подчиняется повелениям других людей и может «давать законы подданным и отменять, лишать силы бесполезные законы, заменяя их другими...». Однако «абсолютная власть государей и суверенных властителей никоим образом не распространяется на законы Бога и природы». При этом Боден считал лучшим государственным устройством абсолютную монархию - она обеспечивает выполнение воли монарха в любом случае, кроме тех, которые противоречат естественным или божественным законам.

Суверенитет обладает, по Бодену, пятью свойствами:

) суверенитет един и неделим - он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими;

) суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу;

)суверенная власть неограниченна и надзаконна - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет;

) суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам;

) суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям.

Все атрибуты суверенитета, согласно Бодену, не могут быть отчуждаемы и не могут быть потеряны в связи с истечением срока давности, причем даже на государственную собственность не распространяется действие срока давности.


Глава 2. Понятие суверенитета и его виды


.1 Понятие суверенитета


Конструктивным методом анализа понятия суверенитет является его трактовка как состояния, определяемого, с одной стороны, в рамках модели «существует - не существует», а с другой - в рамках оценочно-сравнительной модели «существует в такой-то степени», «более суверенен, чем…», «суверенен в таком-то круге вопросов». Любой суверенитет в каком-то смысле частичен и ограничен - как ограничена любая власть.

Можно утверждать, что понятие «суверенитет» является связующим звеном между юридической наукой (суверенитет де-юре) и политической наукой (суверенитет де-факто), между желаемой (или декларируемой) моделью государственной власти и ее реальным состоянием.

Понятие суверенитета является сложным и многомерным, трудно не согласиться с М.Н. Марченко, который отмечает, что, несмотря на традиционность и кажущиеся простоту и обыденность определения понятия и содержания суверенитета, эта тематика имеет важное теоретическое и практическое значение.

Возрастание значимости указанной тематики находится в прямой связи с попытками обоснования концепций, ставящих под сомнение ценность суверенитета в глобальной политике и призванных идеологически обеспечивать вмешательство во внутренние дела государств, экономическую, политическую, духовную экспансию.

В международном плане все более открыто ставится под сомнение действовавшая три с половиной века так называемая Вестфальская правовая система с такими центральными принципами, закрепленными в уставе ООН и перешедшими в конституции государств, как государственный суверенитет, неправомочность вмешательства во внутренние дела и нерушимость границ.

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни».

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».

Итак, государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.


.2 Виды суверенитета


Формирование системы национальных суверенных государств, тем не менее, не означает того, что в каждом конкретном случае за понятием государственного суверенитета стоит одно и то же содержание. Суверенитет некоторых стран является более полным, чем у других, а в отдельных случаях представлен в качестве юридической фикции. Эти факты становятся очевидными, если посмотреть на отдельные составляющие понятия суверенитета.

Для полноценного участия во внешней политике государство должно обладать Международным юридическим суверенитетом - это один из самых главных видов суверенитета.

Международный юридический суверенитет связан со взаимным признанием государств. Государства в международной системе, подобно гражданам страны во внутренней политике, свободны и равны.

Так же существуют такие виды суверенитетов:

Вестфальский суверенитет - исключение внешних источников власти как de jure (юридически), так и de facto (фактически). Согласно этому принципу, в рамках собственных границ государство обладает монополией на принятие решений.

Внутренний суверенитет - внутренние полномочия государственных структур и способность эффективно влиять на поведение населения. Эта возможность государства в решающей степени зависит от лояльности граждан.

Суверенитет взаимозависимости - способность государств контролировать движения через свои границы. Эта способность никогда не была абсолютной, но особенно ограниченной стали возможности государства в связи с развитием технологий.

Легко увидеть, что не каждое государство обладает в полной мере всеми видами суверенитета. Так, например, Тайвань способен контролировать как свои границы, так и население, однако не обладает международным юридическим суверенитетом, а вестфальский суверенитет ограничен фактическим протекторатом США. Соответственно внешняя политика такого государства носит в себе ограниченный характер. В слаборазвитых странах нередко складывается другая ситуация: международное признание и фактическое невмешательство в дела страны сопровождается неспособностью правительства эффективно поддерживать гражданский мир.

Процессы подрыва целостности государственного суверенитета идет сразу с нескольких сторон: от других государств, от внутригосударственных регионов, от общественных и коммерческих организаций. В этой ситуации имеет смысл обратить внимание на конкурентов.

Присущие государству признаки суверенитета - верховенство и независимость - неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории. Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрению сущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридических признаков государственного суверенитета.

Территориальное верховенство. Верховенство государства на своей территории (территориальное верховенство) означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории. Государство обладает полновластием, полнотой публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. Отдельные изъятия из такого полновластия (установление иммунитета от юрисдикции государства) возможны лишь при условии согласия на то и соответствующего волеизъявления данного государства. Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории.

Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе. Государство обладает верховенством в пределах своей территории исключительно в силу собственных свойств, порождаемых объективными условиями жизни организованного в государство общества.

Территориальное верховенство государства проявляется и в том, что в его руках концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властное принуждение может применяться органом государства от лица государства либо непосредственно на то управомоченной негосударственной организацией, правомочия и само существование которой зависят исключительно от воли государства. Монополизация государством властного принуждения вовсе не означает, что государство только и делает, что принуждает исполнять свою волю, но означает, что только государство может принуждать властными методами и средствами.

Верховенство государства выражается также в том, что только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение. Лишь воля государства, выраженная управомоченным на то органом (органами) государственной власти, становится правом. Существо такой государственной воли, выраженной в праве, определяется, естественно, материальными условиями жизни и деятельности организованного в государстве общества.

Территориальное верховенство государства, проявляющееся в деятельности государственной власти, проистекает, в частности, из двух качественных особенностей последней - ее единства и юридической неограниченности.

Единство государственной власти состоит в том, что система ее органов составляет в совокупности единую государственную власть. Юридическое единство государственной власти выражает то, что: а) совокупная компетенция органов государственной власти охватывает все правомочия, необходимые для осуществления функций государства, и б) различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения. Все это должно предусматриваться и обеспечиваться внутренним правом государства.

Единству государственной власти, следовательно, отнюдь не противоречит распределение функций и правомочий государства между органами государственной власти, составляющими в своей совокупности единую государственную власть. Это не разделение власти, а ее организация.

Международное право безусловно исходит из единства государственной власти. Так, согласно одному из положений разрабатываемого Комиссией международного права Проекта статей об ответственности государств, поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние такого государства (ст. 5). Поведение органа государства, административно-территориального подразделения или организма, управомоченного осуществлять определенные прерогативы государственной власти, при тех же условиях должно в соответствии с международным правом рассматриваться как деяние государства, даже если в данном случае этот орган превысил свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушил инструкции, касающиеся его деятельности (ст. 10).

Таким образом, территориальное верховенство государства осуществляется не отдельными органами государственной власти, а государственной властью как единым целым. Если бы государственная власть состояла из нескольких независимых друг от друга органов, то в пределах данного государства было бы несколько осуществляющих территориальное верховенство властей или вообще не существовало бы никакой верховной государственной власти.

Другой качественной особенностью государственной власти является ее юридическая неограниченность. Действительно, из самого территориального верховенства государства следует неограниченность государственной власти какими-либо внешними правовыми предписаниями, иначе верховной была бы такая предписывающая власть. Государственная власть не ограничена и национальным правом, поскольку она действует на основе ею же установленного права. Государство в лице государственной власти может изменить или отменить те или иные нормы государственного права, издать иную конституцию. Только государство в лице государственной власти устанавливает национальное право, сам порядок правотворчества и в этом смысле стоит над правом.

Иными словами, юридическая неограниченность государственной власти означает лишь то, что над ней нет высшей власти, предписывающей ей нормы поведения.

Независимость государства. Независимость государства в международных отношениях есть признак государственного суверенитета, имеющий в виду прежде всего и главным образом его независимость во взаимоотношениях с другими государствами - основными субъектами международного права.

Если во внутригосударственных общественных отношениях государство выступает как обладающее исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории, то в противоположность этому для международных отношений характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над ними власти, обладающей компетенцией предписывать им правила поведения в международном общении. Тем самым они взаимно независимы.

Естественно, речь идет о независимости государств как юридической категории, устанавливаемой и регламентируемой международным правом с добровольного на то согласия заинтересованных государств. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозависимость государств в разрешении все обостряющихся глобальных проблем современности, порождающая необходимость их сотрудничества и регулирование их взаимоотношений международным правом как совокупностью и системой юридически обязательных норм общего и локального характера. Альтернативы такому регулированию по взаимному согласию государств путем учреждения некой стоящей над государствами мировой власти нет, по крайней мере государства и народы мира пока к тому явно не готовы.

Поэтому в основе современного международного права лежит выраженное в его основополагающих нормах требование строгого уважения государствами суверенитета друг друга. Основными такими нормами являются нормы-принципы о суверенном равенстве государств; неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; мирном разрешении межгосударственных споров; межгосударственном сотрудничестве.

В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах: в независимости государства в его внутренних делах (внутренняя независимость) и в его независимости во внешних делах (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.

Государства могут брать и действительно берут международные обязательства об определенном обращении с находящимися на их территории юридическими и физическими лицами любой или иностранной принадлежности, подлежащие исполнению в их внутреннем порядке или правопорядке. Однако такие обязательства не могут затрагивать и не затрагивают основного существа их компетенции во внутренних делах (внутренней независимости) - сферы их общественно-политического устройства. Каждое государство свободно и независимо от других государств устанавливает такой общественный и государственный строй и правопорядок, которые отвечают уровню развития, потребностям и интересам организованного в данное государство общества.

Именно поэтому государства различают в прошлом и настоящем по их социальному устройству (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические или иные) и по форме правления: монархии (абсолютные, ограниченные, конституционные), республики (парламентские и президентские), деспотии, диктатуры, тоталитарные государства, автократии и демократии (представительные и непосредственные) и т.д. Иначе говоря, соответствующие характеристики выявляют те или иные различия между государствами. Единственной общей характеристикой государств является присущий любому из них суверенитет.

Независимость государства в международных отношениях проявляется, в частности, в том, что юридически обязательной для государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило поведения, в отношении которого имеется на то прямое его согласие. Никакое другое государство или группа государств не могут предписывать государству правила его поведения в международных отношениях.


Глава 3 Проблема самоопределения субъектов РФ

суверенитет государство политологический независимость

12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, государственный суверенитет РСФСР провозглашён на всей её территории. Формально РСФСР никогда не утрачивала своего суверенитета, все союзные и российские конституции подтверждали суверенитет РСФСР и её право на выход из СССР, но реальным суверенитетом РСФСР не обладала. В 1991 году, после распада СССР, Российская Федерация окончательно обрела государственный суверенитет. Суверенитет закреплён и в Конституции РФ 1993 года как одна из основ конституционного строя (в преамбуле говорится также о возрождении суверенной государственности).

Таким образом, конституционно - правовой механизм обеспечения народного и государственного суверенитета в самом общем виде можно определить как основанную на Конституции систему правовых средств, результатом взаимодействия которых является возможность российского народа самостоятельно и свободно решать вопросы своего существования и развития.

Особенности этого механизма заключаются в том, что конституционное право регулирует базовые, фундаментальные отношения, которые возникают в экономической, политической, духовной, других сферах жизни общества и поэтому является ведущей отраслью права России, в том числе и в сфере обеспечения суверенитета.

Положения норм конституционного права, направленные на обеспечение суверенитета, развиваются и конкретизируются в:

-базовых отраслях права (гражданском, административном, уголовном праве и соответствующих им процессуальных отраслях);

-специальных отраслях права (финансовом, земельном, и др.);

-комплексных отраслях права (информационном, экологическом и др.).

Учитывая то, что обеспечение суверенитета является комплексной задачей, охватывающей практически все сферы существования общества и государства, совокупность соответствующих конституционных положений и положений текущего законодательства необходимо рассматривать как единую систему, обладающую признаками целостности, иерархии, формализации и интеграции. К основным проблемам этой системы относится обеспечение ее оптимальности, устойчивости и непротиворечивости. Эта проблема является частью другой, гораздо более широкой проблематики. Сегодня социальное регулирование нуждается в познании именно как единая система, включающая в себя правовые нормы, нормы морали и нравственности.

Поэтому представляется, что в данных конкретно - исторических условиях нуждается в разработке правовая теория, которую можно было бы назвать «регулятивным монизмом».

Наиболее значимым актом, выражающим конституционно - правовой механизм обеспечения народного и государственного суверенитета, является Конституция. В ее составе можно выделить:

) нормы, устанавливающие основы независимости народовластия и особенности государственно - властного выражения народного суверенитета (ст.3, ст.79, ст.80, группы норм, определяющих полномочия органов государственной власти, содержащиеся в Главах 4 - 7 Конституции);

) нормы, определяющие территориально - властное единство России (ст.4 - 5, ст.13, ст.46, ст.67, ст.71 - 72) Конституции;

) нормы, закрепляющие экономическое единство России (ст.8, ст. 74 - 75 Конституции);

) нормы, выражающие социальное и культурное единство России (ст.29, ст.44, ст.68 Конституции);

) нормы, определяющие независимость России в сфере реализации и защиты прав ее граждан, иностранных граждан и апатридов (ст.61, ст.62, ст.63 Конституции);

) нормы, направленные на обеспечение защиты суверенитета (ст.59, нормы, определяющих полномочия органов государственной власти в сфере защиты суверенитета, содержащиеся в Главах 4 - 6 Конституции).

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Анализ Конституции дает основания полагать, что конституционное понятие «суверенитет» имеет оценочный характер, а конституционные нормы, содержащиеся в Главах 1 - 2 Конституции и устанавливающие основы суверенитета представляют собой, как правило, нормы - принципы.

Выражение элементов конституционно - правового механизма обеспечения народного и государственного суверенитета в текущем законодательстве трудно признать системно упорядоченным. В обозримом российском законодательстве понятие «суверенитет» употребляется в 1978 нормах, относящихся к различным отраслям права и обладающих невысокой степенью координации.

Например: Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» в качестве основных объектов безопасности определяются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Несложно заметить, что перечень понятий, применяемых для характеристики объектов безопасности является неполным. Представляется, что к таким объектам, наряду с государственным, должен быть отнесен и суверенитет российского многонационального народа, более того, единство его суверенитета.


Заключение


Итак, в курсовой работе были рассмотрены основные вопросы теории государственного суверенитета, понятие и виды суверенитета, а так же проблема суверенитета в рамках Российской Федерации. Из рассмотренных материалов можно сделать следующие выводы: общепризнанным в отечественной литературе, особенно международно-правовой, является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Следовательно, «суверенитет» - это юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридические свойства, присущие государству. Юридические признаки суверенитета (верховенство и независимость) выражают подлинные качественные особенности любого государства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Государство существует как реальная сила, способная осуществлять верховную власть на своей территории и выступать в качестве суверенной независимой организации в международных отношениях.

Суверенитет в его классическом международно-правовом понимании - как полная и нераздельная государственная власть - корректируется современным технологическим и экономическим развитием, новыми правилами современного конституционного и международного права.

Из-за нововведений в сфере международных коммуникаций и транспортного сообщения государственные границы более не являются существенным препятствием, все национальные экономические системы взаимозависимы.

Участие в международных организациях, в частности в таких объединениях, как Содружество Независимых Государств, Европейский союз, постепенно уменьшает сумму прав, вкладываемых в суверенитет.

Тем не менее, суверенитет продолжает играть очень важную (иногда деструктивную, иногда конструктивную) роль в международных отношениях. Теорию суверенитета ждут великие изменения в связи с ростом взаимозависимости государств. Он должен быть адаптирован к современным потребностям для распределения власти внутри государства и координации властей вне его.

Устройство каждого государства по-своему уникально, поэтому его невозможно механически перенести в другую страну. Однако изучение опыта разных стран позволяет выявить наиболее общие черты и закономерности федерализма, что уже само по себе представляет немалый интерес для России, решающей в настоящее время многие проблемы, связанные с федеративным государственным устройством. Кроме того, изучение зарубежного опыта показывает, какие институты и насколько эффективно работают в тех или иных конкретно-исторических условиях. Сравнивая российскую ситуацию с положением в той или иной федерации, можно прийти к выводу о том, какие институты в Российской Федерации могут действительно способствовать укреплению и успешному развитию государственности.

Таким образом, знание зарубежного опыта поможет не допустить воспроизведения неэффективных механизмов и моделей и внедрять передовые достижения в сфере государственного строительства, отвечающие потребностям современной России.


Список использованной литературы


Нормативные акты:

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), М., 2009.

.Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год и программе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по его реализации» от 25 мая 2005 г. № 161-СФ

Источники:

1.Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

.Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1923.

.Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Литература:

1.Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 т. Т.1. М.: Юристъ, 2007.

.Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 2 - е изд. М.: Омега-Л, 2005.

.Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова.М.: Юрид. лит., 2004. С. 66 - 69.

.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 76 - 77.

.Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М, 2007.

.История политических и правовых учений / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 224.

.Марченко М. Н. Государственный суверенитет: Проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. С. 186.

.Общая теория государства и права. Т.1. Общая теория государства. Отв. Редакторы Д. А. Керимов, В. С. Петров, Л., Изд - во Ленинградского университета, 1968. С. 47.

9.Порфирьев А. К вопросу об актуальности понятия «суверенитет» // Материалы Международной научно-практической конференции «Глобализация, права человека и право». М., 27 апреля 2006 г. С. 4 -5.

10.Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Юристъ, 2001. С. 84.

.Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 4 -е изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. С. 21.

.Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт. М, 2001. С. 88-89.

.Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. 4 - е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 102-103.

.Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2005. С. 395-397.


Теги: Теоретический исследование подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ  Диплом  Политология
Просмотров: 37904
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Теоретический исследование подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ
Назад