Электоральная активность современной российской молодёжи

Пути повышения электоральной активности современной российской молодёжи


Одной из актуальных проблем современного российского общества является невысокая социальная и политическая активность россиян. При этом для развития общества и, как следствие, государства, необходимо, чтобы все слои населения принимали участие в жизни страны.

Молодёжь - это та часть населения Российской Федерации, устремлениями и действиями которой в скором будущем станет определяться приоритетность и направление развития внешней и внутренней политики, механизмы управления обществом, реализация намеченных задач в развитии страны. Именно поэтому так губительна и опасна для российского общества незаинтересованность молодёжи общественной и политической сферами жизни общества.

Одним из следствий этой незаинтересованности является снижение желания реализации своего электорального права.

Определение причин снижения электоральной активности и методов её стимулирования - одна из актуальнейших задач современной социологии, её решение позволит привлечь граждан к политическому процессу.

Молодёжь, как часть российского общества, характеризуется теми же особенностями политических воззрений, характерными для подавляющего числа граждан, всего общества в целом.

Исследования показывают, что интерес к общественно-политической жизни у россиян снижается. Пики общественно-политической активности россиян приходились на 2004 и 2007 гг., тогда никак не проявила себя в этой сфере только треть граждан (32 и 39% соответственно).[1] Наиболее пассивно россияне ведут себя сейчас - две трети опрошенных игнорируют общественную и политическую жизнь страны (61%).

Активность же остальных в этой сфере чаще всего сводится к участию в выборах (27%). Наиболее массовыми, согласно ответам респондентов, оказались выборы 2004 г., когда избирали президента страны (55%).[3]

Остальные же, кто сегодня как-то себя проявляет в этой сфере, чаще всего сообщают, что участвовали в коллективном благоустройстве (8%, три года назад - 15%). Еще 4% участвовали в сборе вещей и средств для попавших в беду, по 2% - в сборе подписей в преддверии выборов и работе домового комитета.[4]

Ключевые аргументы россиян, игнорирующих общественно-политическую жизнь страны, за последние четыре года изменились. Если раньше респонденты чаще всего сетовали на бесполезность своего участия (29%) и недостаточную квалификацию (27%), то сегодня доминирующим аргументом является отсутствие интереса к политической сфере в принципе (36%). На втором месте - уверенность в бесполезности усилий (25%), на третьем - недостаточная квалификация и отсутствие возможностей этим заниматься (18-19%).[5]

Значительно реже фигурируют как причины отсутствие симпатичных общественно-политических организаций (7%), достойных лидеров (5%), уверенность в том, что президент со всем может справиться сам (4 против 10% в 2007 г.), убежденность в том, что политика - «грязное дело» (2 против 6%).[6]

Однако нельзя однозначно говорить об устоявшейся тенденции игнорирования молодёжью политической жизни страны. В условиях слабого развития самоорганизации молодёжи велика роль попечительской функции государства. Поэтому, естественно, что большинство юношей и девушек ожидают решения многих своих проблем именно от государства.

«Молодёжная политика государства становится в глазах молодёжи приоритетной, она относится к этой политике с повышенным вниманием/

Нынешнюю молодёжную политику государства однозначно положительно оценивают 15,3% , т.е. 5,7 млн. человек. Это невысокий показатель, но он больше, чем был 10 лет назад - 5, 4%. Большинство - 41,7% - придерживаются мнения, что в России в интересах молодёжи «что-то делается, но это мало заметно». Недовольны результатами нынешней молодёжной политики российской власти 32% молодёжи (11,8 млн. человек), ещё 11% затрудняются оценить эффективность такой политики».[7]

«Доля оценивающих нынешнюю молодёжную политику власти как эффективную составляет среди юношей - 15,3%, девушек - 15,4%; как неэффективную, соответственно 37,2% и 26,8%».[8]

На вопрос о причинах такой электоральной активности исследователи дают разнообразные ответы.

·Десакрализация общества и наиболее восприимчивой его части -

молодежи, потеря общечеловеческих ориентиров,

·Несформированность аналитического мышления,

·Недостаточное количество доступно изложенной информации о выборах,

·Правовой нигилизм,

·Недоверие к власти,

·Концентрация законодательной власти в руках властвующей элиты, не оставляющая шансов на реальное участие молодежи в выработке и реализации молодёжной политики.

Основным решением проблемы недостаточной политической активности является увеличение явки избирателей через достижение заинтересованности политической жизнью страны в среде молодёжи, повышение привлекательности хода проведения выборов, расширение его форм и методов проведения.

Одним из наиболее современных направлений в развитии методов проведения голосования является право выбора через сеть Интернет или иную информационно-коммуникационную сеть передачи данных. Данное направление в развитии избирательной системы, без сомнения, вызовет интерес не только у молодых людей, однако оно еще находится в разработке и требует существенного дополнения.

«Реформировать мир - это значит реформировать воспитание»[9], каждое изменение в жизни общественных институтов начинается и завершается благодаря изменениям общественного сознания, устремлений и желаний общества. Любые попытки формирования или изменения уже существующих общественных структур, без воздействия на ценностные ориентиры молодёжи, её моральные и нравственные убеждения, будут по определению направлены на внешние, вторичные аспекты функционирования этих структур, по причине того, что базовым, основополагающим аспектом в них является человек с его самосознанием и мировоззрением.

Наиболее значимым фактором, негативно влияющим на заинтересованность политической сферой жизни общества является отсутствие устоявшейся системы ценностей. Причем разработка системы ценностей не представляет особой проблемы. Самое сложное в данной ситуации донести данные ценности до молодёжи, которая сознательно ограждает себя от основных источников информации.

Существуют основные общечеловеческие ценности, апробированные годами истории цивилизаций всего мира:

·Стремление к законности, гуманизму, высоким ценностным идеалам,

·Воспитание гражданской гордости, патриотизма,

·Стремление к обретению семьи, детей, здорового поколения,

·Повышение социальной активности населения, через воспитание правосознания, создание гражданского общества, а затем, построение правового государства.

Следует создать такие способы коммуникации, которые смогут донести все эти ценности до молодёжи.

Разработка и создание долгосрочных проектов по реализации насущных проблем молодежи (трудоустройство, квартирный вопрос, уровень заработной платы, помощь молодым семьям и т. д.) с активным привлечением к реализации данных проектов своих потенциальных избирателей, отстаивание их интересов и прав, провозглашенных в международных правовых актах и национальном законодательстве, могут создать положительный имидж у молодежи, а значит, и вызвать формирование общественно значимых интересов в их среде.

Из вышесказанного необходимо констатировать, что в привлечение молодежи к политическому процессу должны быть задействованы как государственные институты власти, так и не государственные. Широкое участие молодежных, волонтерских, общественных организации, студенческих научных кружков и обществ в работе избирательных комиссий различного уровня, открытость и защищенность наблюдателей оппозиционных политических объединений при подсчете голосов, публикация фактов фальсификации на страницах как государственных, так и независимых СМИ будут способствовать повышению уровня доверия среди молодежи, повышению ее правовой грамотности и политической активности.

Молодёжь в любом обществе была и остаётся наиболее активной и деятельной его частью. Молодёжь России - не исключение. Она действительно заинтересована в решении не только собственных проблем, но в реализации государственных задач, помощи обществу в целом. Для конструктивного взаимодействия государственной власти и молодёжи, необходима заинтересованность политических субъектов проблемами молодёжи, готовность прислушиваться к её мнению, восприятие молодого поколения как полноправной части общества, способной к адекватному сотрудничеству. Воспитание в молодом поколении чувства собственного достоинства, патриотизма, чувства ответственности за происходящие в жизни страны события и желания эффективно влиять на них в соответствии со своими интересами, в совокупности с необходимым уровнем правовой культуры, будет способствовать осознанию собственной роли в отношениях между властью и гражданином. Только открытость и действительное желание сотрудничества с молодёжью со стороны власти, будет гарантом добровольного участия молодого поколения в политической жизни страны, и, в частности, реализации своего электорального права.

общество выборы россияне политика


Список используемой литературы


1)Сборник научных трудов межрегиональной научно-практической конференции на тему: «МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА», Курск, 2007.

2)М.К. Горшков, Ф. Э. Шереги, «Молодёжь России: социологический портрет», Издание второе, 2010

)[Материалы и данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)]/http://wciom.ru


Теги: Электоральная активность современной российской молодёжи  Реферат  Политология
Просмотров: 27573
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Электоральная активность современной российской молодёжи
Назад