У истоков элитаризма

Содержание


Введение

1. Истоки элитаризма

2. Теория элиты Вильфредо Парето

3. Теория элит Гаэтано Моски

. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Заключение

Список литературы


Введение


В различные эпохи роль элиты в обществе была либо определяющей, либо ее влияние на общественные процессы существенно возрастала. Происходящие в последнее время общественные преобразования, значительно актуализируют проблему изучения элиты. Мировое развитие показывает возрастание роли элиты в жизни общества, потому что они могут служить как аспектом порядка и стабильности, так и хаоса и неустойчивости.

Элитные группы российского общества стали в последнее десятилетие предметом пристального внимания отечественных ученых; различные аспекты процессов ротации элит заняли устойчивое положение среди приоритетных тем российской науки.

Теории элит - это социально-философские концепции, доказывающие, что элита - ведущая составная часть общества (социальная доминанта), осуществляющая функции управления социокультурным развитием, Социолого-философские источники констатируют, что научный анализ элиты был запретной темой для отечественной науки советского периода. В отличие от нее западная наука активно исследовала элиту как феномен социального развития.

Теория элиты в различных формах разрабатывалась практически на всем протяжении истории социальной науки: Платон, Аристотель ("Политика"), Шарль Луи Монтескье ("О духе законов"), Жан Жак Руссо ("Общественный договор"), Алексис де Токвиль ("Демократия в Америке") и.д. В своем современном виде элитарные теории сформировались на рубеже 19 - 20 вв. и сегодня представлены рядом классических, главным образом социополитических школ: Вебер, В.Парето, Г. Моска, Р. Михельс, К. Манхейм и др. В данной работе мы рассмотрим основные положения элитарных теорий.

1. Истоки элитаризма

элита социальный олигархия эгалитаризм

В истории развития социально-философского знания по проблеме социального неравенства сложились две основные точки зрения, которые затем оформились в два противоположных по содержанию направления - элитаризм и эгалитаризм.

Элитаризм представляет собой совокупность социально-философских концепций, признающих, что в любом обществе существует естественное неравенство между людьми, которое обусловливает наличие двух необходимых частей социальной структуры - элиты (активного меньшинства) и массы (менее активного большинства).

Эгалитаризм как противостоящее элитаризму идейное течение отстаивает идеи уравнительности как основы справедливой организации социальной жизни, включая имущественное равенство, и расценивает существование элиты в обществе как вызов фундаментальной социальной ценности-равенству.

С позиций элитаризма выделение элиты и массы является нормативом социальной жизни и в некоторых случаях рассматривается даже как атрибут цивилизации: отсутствие же такого разделения говорит о неразвитости общества.

Элитаризм может рассматриваться в нескольких ипостасях: как способ анализа социальной неоднородности; как методология научного познания; как социально-философская концепция; как идеология элиты, выражающая мировоззрения представителей этой страты.

Элитаризм прошел в своем развитии ряд этапов, расширяясь при этом содержательно. Изначально элитаризм формировался в рамках социально-философского знания в форме аристократического элитаризма (Платон, Аристотель. Августин Блаженный, Аквинский, Ницше, Ортега-и-Гассет, Бердяев и др.); с середины XIX в. возникает так называемый классический элитаризм, создателями которого являются Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, в своих трудах акцентирующие внимание на политической сфере общества; с конца XIX - начала XX вв. формируются современные концепции элитаризма, в которых отражается современная социальная дифференциация, обладающая достаточно сложным со структурной точки зрения характером.

Несмотря на множество различий общими для элитаризма являются следующие положения:

.В любом обществе существует естественное неравенство людей, предопределяющее извечное деление общества на активное меньшинство (элиту) и пассивное большинство (массу), неизбежное господство одних и подчинение других. Как отмечает Л. Саниетебан, "разделение на элиту и массы является общим для всех систем, и в нем: коренится одна из важнейших причин их внутренних конфликтов. Дуализм элиты и масс является фактом, не содержащим в себе какой-либо оценки".

.В силу того обстоятельства, что все общество чисто физически и в силу отсутствия специальных знаний, способностей не может участвовать в принятии социально-значимых решений, и далеко не всегда граждане стремятся участвовать в управлении обществом, эту функцию неизбежно принимает на себя ограниченный крут лиц - элита. Элитаристы ставят под сомнение способность "человека с улицы" четко формулировать свои интересы, особенно в тех специфических сферах, которые отдалены от его каждодневных жизненных проблем.

.Дихотомия "элита - масса" является ведущим методологическим принципом элитаризма. Элита и массы образуют парные категории, теряющие свой смысл вне сопоставления. "Лучшую часть" людей можно выделить только из их общей массы (если бы не было этой массу, то не с кем было бы сравнивать), поэтому противопоставление элиты массам является основным методологическим принципом всех элитаристских теорий.

. Элита рассматривается в качестве основной силы социодикамики: масса же объявляется пассивной и аморфной, не только не оказывающей никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащей в себе потенциал разрушительной силы, способной обратиться против достижений цивилизации.

. Между элитами и массой существует определенная "психологическая дистанция", что обусловлено спецификой элитарного сознания, которое качественно отлично от сознания массового.

Важной задачей исследования элитарных слоев является определение элиты, т. е. обнаружение того, что же является таковой для данного общества. Еще Сенека в своем знаменитом трактате "О счастливой жизни" утверждал, что "предметом нашего исследования должен быть вопрос о том, какой образ действий наиболее достоин человека, а не о том, какой чаше всего встречается: о том, что делает нас способными к обладанию вечным счастьем, а не о том, что одобряется чернью, этой наихудшей истолковательницей истины. Одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности. К черни же я отношу не только простонародье, но и венценосцев. Я не смотрю на цвет одежд, в которые облекаются люди. При оценке человека я не верю глазам: у меня есть лучшее, более верное мерило для того, чтобы отличить истину ото лжи. О духовном достоинстве должен судить дух".

Термин "элита" многозначен, что говорит о многомерности изучаемого явления. Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется, то получится весьма пестрая картина. Идентификация элиты как социальной общности основывается на системе социальных, культурологических и социально-психологических критериев. Перечислим наиболее распространенные определения "элиты", указывающие на необходимые ее представителям качества. Итак, в обществознании к "элите" относят:

людей с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет);

чиновников высшего звена, обладающих формальной властью в организациях и институтах, определяющих жизнь в обществе (Р. Дай);

харизматических личностей (М. Вебер);

творческое меньшинство общества, противоположное нетворческому большинству (А. Тойнби);

меньшинство, имеющее наибольшее влияние в обществе и/или осуществляющее в нем наиболее важные функции (С. Келлер);

лидеров или выдающихся представителей любых социальных групп - профессиональных, этнических, локальных ("элиту" летчиков, шахматистов и даже воров) (М. Боден);

лиц, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето);

наиболее активных в политическом отношении субъектов, ориентированных на власть (Г. Моска);

людей с высоким положением в обществе и, в силу этого, оказывающих влияние на социальный прогресс (Л. Дюпре);

владеющих наибольшими состояниями или имеющих наибольший престиж (П. Лассуэлл);

обладающих властными полномочиями (А. Этциони);

занимающих ведущие позиции в политической, экономической и культурной жизни общества (В. Геттсмэн);

наиболее квалифицированных специалистов, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма);

людей, обладающих качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты);

лиц" осуществляющих в государстве власть, принимающих важнейшие решения и контролирующих их выполнение посредством бюрократического аппарата (Л. Санистебан).

Из приведенных дефиниций видно, что само содержательное определение элиты зависит от исходных теоретических посылок, что обусловливает множественность существующих элитаристских концепций. Таким образом, сегодня можно говорить о существовании различных подходов и, как следствие, различных методологических оснований в определении элиты. Речь идет о выделении той социальной категории, той социальной группы, которую можно вычленить а любом социальном образовании по качественным признакам (по социальному или имущественному статусу, отношению к власти" профессиональным навыкам, интеллектуальным или творческим способностям и т. д."). Определенный набор этих качественных характеристик является основанием для "разрезания" социума на элиту и массу и определяет тип элиты.


2. Теория элиты Вильфредо Парето


Вильфредо Парето, социолог и экономист родился 15 июля 1848 г. в Париже. Родился он в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики.

В 90-е годы он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии.

Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. Но постепенно он осознает недостаточность и представлений о человеке как о homo oeconomicus - человеке экономическом. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии.

Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, - "Трактат по общей социологии". Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале "Трактат" был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг.

Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.

Правящая и неправящая элиты.

Согласно этому трактату, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины "правящий класс", "господствующий класс", "аристократия", "высший слой", это просто объективно "лучшие" в определенной области деятельности: "Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т.п.".

В целом социальная структура общества изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита ("высший слой"), а остальную часть - основная масса населения ("низший слой").

Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора.

С другой стороны, в "Трактате" встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, не обладая соответствующими качествами.

Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой.

По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе "естественного отбора". В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто.

И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Какие же качества присущи элите и массам? Тут следует обратить внимание на психологическую концепцию Парето. Согласно этой концепции все человеческие поступки делятся на логические и нелогические; первые определяются осознанными целями, вторые - неосознанны, иррациональны. Комплекс побудительных инстинктов, стремлений, чувств и интересов составляет, константу любого нелогического действия, которую он называл остатком (reside). Вторым основным элементом нелогических действий являются интерпретации этих остатков, которые объясняют их. Этот тип явлений Парето называл производными (derivasion).

В основу всех общественных явлений Парето положил определенную классификацию "остатков" и "производных", которые, вступая во взаимодействия друг с другом и определяют конкретный социальный процесс. Существуют два основных класса остатков:

Класс 1й - "инстинкт комбинации", то есть способность к изобретению, воображению, творческому мышлению и

Класс 2й - "упорство агрегатов", то есть вялая, консервативная тенденция.

Вполне естественно, что людям, обладающим остатком 2го класса свойственно быть массой, толпой, а те, кто наделён остатками первого типа - быть элитой, выдвигать политических лидеров.

Исходя из этой схемы, Парето строил объяснение механизмов общественной жизни.

По его мнению любой общественный процесс распадается на 3 цикла: политический, экономический, идеологический. Каждый цикл определяется двумя основными типами элит - в экономике это рантье и спекулянты, в идеологии - оптимисты и скептики, в политике - львы и лисы.

Львами Парето называл политических вождей, убежденных в абсолютности своей веры в идеальные цели, использующих власть для их осуществления. Для этого типа элит характерен консерватизм в правлении.

Лисами Парето называл тех политических лидеров, которые не верят в абсолютность своих целей и используют для достижения власти обман и политические спекуляции.

Львы отдают предпочтение насилию для подавления оппозиции.

Лисы стремятся поддерживать свою власть пропагандой, прибегать к гибкости, хитрости, силе убеждения. Этот тип элиты свойственен демократическим режимам, которые Парето называл "плутократической демагогией".

Парето выдвинул идею, согласно которой история - арена постоянной борьбы разных типов элит за власть. Каждый тип не способен решить всех проблем управления поэтому необходима постоянная смена (циркуляция) элит.

Циркуляция элит.

Циркуляция элит необходима для поддержания социального равновесия. Как же она происходит, спросите вы. Отвечаю. Между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку.

В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев.

В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" и "рантье": в первой из них преобладают "осадки" первого класса, во второй - второго. "Спекулянты", обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. "Спекулянты" часто "служат причиной изменений и экономического и социального прогресса". Рантье. наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают "рантье", остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют "спекулянты", лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.


3. Теория элит Гаэтано Моски


Гаэтано Моска - выдающийся итальянский политолог, родился в 1858г.

В 1896 г. вышла его книга "Элементы политической науки", а в 1923 г. - её дополненное издание. В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием "Правящий класс".

Понятию "элита" Моска предпочитал термины "правящий класс" и "политический класс", употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является как бы базой для правящего класса.

Теория правящего класса

Правящие классы стремятся не только к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. В любом обществе действует тенденция к образованию "наследственных каст" правящего класса.

Но чем можно объяснить деградацию господствующего класса и появление на его месте нового?

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска считал генеральной линией развития общества борьбу двух тенденций: стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создает некое ритмическое развертывание исторического процесса.

Прерывание "замкнутости" социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, новых религиозных и идейных движений или иных причин ведет к тому, что "наиболее активные, ловкие и смелые" выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы. "Молекулярное обновление политического класса" сохраняется до тех пор, пока не наступит новый "период социальной стабильности".

Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе, знания богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим обществом).

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их своим потомкам, стремится к превращению в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, порождающее периодические конфликты элиты с определенными частями нижних слоев.

"В действительности можно сказать, что вся история цивилизованного человечества, - говорит Г. Моска, - сводится к конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству и стремлением к вторжению на их место новых сил".

Оценивая вклад Гаэтано Моска в развитие итальянской и мировой социологии, отметим, что с его именем, как и с именем Вильфредо Парето, связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.

Спор между Моска и Парето о приоритете в данной области, разгоревшийся в начале XX в., представляется в наше время беспредметным. Различия в теориях обоих социологов, а также в понятиях ("властвующая элита" у Парето и "правящий класс" у Моска) при близости результатов говорят лишь о том, что оба они увидели сходные черты развития своей страны и выразили предчувствие наступления тоталитаризма.

Исследователи итальянской социологии отмечают, что концепцию элит более детально разработал Парето, причем с акцентом на экономические явления. Моска основное внимание уделил структуре политического механизма.

Главная заслуга Моски - выделение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой.

Марксизм отвергался им вполне четко, и тем не менее его знакомство с работами Маркса не прошло бесследно, так как в проблеме образования и смены правящих классов наряду с психологическими факторами учтены и роль частной собственности на землю, и появление новых источников богатств, и некоторые другие идеи Карла Маркса. Даже в критике марксизма он формально пользовался марксистскими терминами и стилем.

Моска однако, не является консерватором. Скорее он вдумчивый аналитик и проницательный политик, которому политическая ситуация его времени не дала радужных надежд. Труды его окрашены в минорные тона, но он и не является законченным пессимистом, так как стремится найти хоть какие-нибудь основания для политического развития в сторону более полной демократии (несмотря на иллюзорность надежд на демократические идеалы), преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.

Кстати, насчёт олигархии. Этим занимался учёный, взгляды которого мы рассмотрим сейчас. Пишите.


4. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса


Роберт Михельс политолог и социолог родился 9 января 1876 года в Кельне, умер в Риме 3 мая 1936. По происхождению он был немец, в 1926 принял итальянское гражданство. Наряду с Г. Моской, В. Парето считается одним из основателей элитологии, а также социологии политических партий. То есть в отличие от Парето и Моски он изучал в 1ю очередь политические партии, а не всё общество в целом.

Первые политологические сочинения Михельса отличались максимализмом; в них утверждалось, что подлинная демократия - непосредственная, прямая, демократия, а представительная демократия несет в себе зародыш олигархичности. Однако в своем главном труде "Социология политической партии в условиях демократии" (1911) Михельс приходит к выводу, что олигархия - неизбежная форма жизни крупных социальных структур.

Известность Михельса связана прежде всего со сформулированным им "железным законом олигархических тенденций": демократия, дабы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому масса должна довериться, так как не может осуществлять свой прямой контроль над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию.

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс, к несменяемости лидеров, к вождизму. Функционеры даже левых партий, особенно избранные членами парламентов, меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, поднимающих массы к активной политической деятельности, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов - консерваторы и приспособленцы.

Также Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Он особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе, как и в партиях, действует "железный закон олигархических тенденций". Его суть состоит в том, что развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и равнодушны к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс. Из действия "закона олигархических тенденций" Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

Заключение


Итак, подведём итоги сегодняшнего занятия.

Политическая элита - это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Существование политической элиты обусловлено действием следующих основных факторов:

в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

г) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

В приводимых рассуждениях рассмотрены так сказать, психологические причины существования элиты. Однако одних только эмоциональных качеств недостаточно для успешного осуществления какой бы то ни было деятельности. Совершенно необходимым качеством является профессионализм в избранной области.

Политическое образование свойственно больше или меньшей степени любому современному обществу. Но особенно велика его роль в демократическом государстве, где от уровня политической компетенции граждан зависит качественный состав органов власти, решение многих жизненно важных вопросов.


Список литературы


1.Гадлевская О.В. Элитаризм как социально-философская концепция: методологический анализ / О.В. Гадлевская // Проблемы управления. - №3. - 2007. - С. 210-214.

2.Гельман В. Я. Изучение политических элит в России: проблемы и альтернативы / В. Я. Гельман, И. Г. Тарусина / / Политическая наука. - 2003. - N1. - С. 53-78.

.Иванова М.Г. Социологическая интерпретация понятия политическая элита / М.Г. Иванова // Материалы XXXVII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2007 год. Том первый. Естественные и точные науки. Технические и прикладные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 236 с.

.Кошелева А.В. Теория элит и элитарный спорт в российском обществе / Кошелева А.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 4. - С. 86-90.

.Политология : курс лекций / С. Н. Бабурин, [и др.], отв. ред. Б. Н. Бессонов . - М. : НОРМА , 2007. - 271 с.

.Политология : учебник / общ. ред. А. Г. Грязнова . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ИНФРА-М , 2007. - 395 с.

.Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.

.Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии : учебник для вузов / А. И. Соловьев . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Аспект-Пресс , 2008. - 575 с.

.Теория политики : учебное пособие для ВУЗов / ред. Б. А. Исаев . - СПб. [и др.] : Питер , 2008. - 460 с.


Теги: У истоков элитаризма  Реферат  Политология
Просмотров: 20648
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: У истоков элитаризма
Назад