Учение о власти. Легитимность власти

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА "История"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Политология"

на тему: "Учение о власти. Легитимность власти"


Набережные Челны - 2011

Оглавление


Введение

Сущность власти

Субъект и объект власти

Ресурсы власти

Процесс и виды власти

Легитимность власти

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, целью которых является сохранение или создание наиболее приемлемых для определённых социальных слоёв, а также общества в целом, условий и способов осуществления власти. Власти, являющейся основой любых политических отношений и движущей силой всей политической жизни. Поэтому учение о власти является основополагающим в политологии - единой интегральной науке о политике. Политику же можно охарактеризовать как деятельность в сфере отношений больших групп людей по поводу власти.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Однако наиболее законченное выражение понятие власти находит в политической сфере. Власть - это способность и возможность проводить свою волю в межчеловеческих и межгрупповых коммуникациях, реализовывать намеченные цели, заставлять других людей подчиняться. Политическая власть в масштабах государства имеет следующее определение: это тонкое искусство государственного управления обществом - совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии и движения, профсоюзы, различные общественные организации - это главные составные элементы разветвлённого механизма, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Важнейшим условием функционирования власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние, при котором большинство народа признает законность и справедливость власти. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть опирается на силовое принуждение.

Проблема эффективности оказывается напрямую связанной с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении властной элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса - добровольного согласия на то основной части населения. Признание данной политической власти, ее институтов, решений и действий правомерными в политологии называют легитимностью. Таким образом, легитимность политической власти связана с ее эффективностью, а понятие легитимности, отражающее отношения к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности власти.

Идеальной легитимности, 100% поддержки населением не бывает. В любом обществе есть люди, с недоверием относящиеся к власти. Наконец, в демократичном обществе всегда существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

Целью данной работы является изучение власти, а также важно раскрыть понятие легитимности власти.


Сущность власти


Исторически понятие "власть" (от греч. cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - "политами", регулирование их поведения с помощью различных средств называлось "политика". Так исторически и логически между понятиями "власть" и "политика" возникла смысловая связь, отражённая в формуле "политическая власть".

Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций, государств. Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

В современном мире существует множество трактовок термина "власть". При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Мы не будем анализировать все существующие подходы к определению сущности власти, но выделим и разберем наиболее распространенные из них: теологический, бихевиористский, психологический, системный и социологический.

Теологическое (целевое) определение характеризует власть как способность достижения поставленных целей. Такой подход трактует власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром.

Бихевиористский (поведенческий) подход рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. При этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Таким образом, политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Психологическое понимание власти характеризует ее как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в концентрированной энергии ("властной воли" или "волей власти" - Ф. Ницше), заставляющей других людей повиноваться. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению - других. Воля к власти рассматривается здесь как естественное состояние человека, она связана с проявлением бессознательных структур психики человека.

Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный подход исходит не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Такая трактовка рассматривает власть как способность системы выполнять ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.

Наряду с выше перечисленными толкованиями существует еще и социологический подход, который не исключает волевого начала в сущности власти, но акцент здесь переносится с властной воли на социальное взаимодействие. Здесь власть выступает как социальное отношение, проявляющееся в возможности и способности одной стороны этого отношения проводить свою волю, добиваться своих целей вопреки желанию другой стороны, навязывать этой другой стороне определенную линию поведения.

В социологическом определении природы власти можно условно выделить структурно-функционалистские концепции, которые рассматривают власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Таким образом, власть - это свойство социальных статусов, руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Все приведённые трактовки сущности власти не исключают друг друга, а лишь подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена. Разобравшись в природе политической власти нам нужно определить ее структуру, тогда мы сможем понять, как именно власть осуществляет свою "властную волю".

Основными компонентами структуры власти, как непосредственными ее носителями, являются субъект и объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия, обеспечивающими стабильность всей властвующей системы.


Субъект и объект власти


Субъекту власти во властных отношениях принадлежит определяющая роль. Он воплощает активное, направляющее начало власти; задает тон в содержании и характере властных отношений. Субъектом власти может быть как отдельный человек или организация, так и целая социальная общность вплоть до организаций мирового уровня.

Субъект политической власти имеет сложный, многоуровневый характер. Первичными субъектами являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

Для возникновения властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность, субъект должен быть компетентным, уметь использовать ресурсы, должен знать состояние и настроение подчинённых, обладать авторитетом. Большинство людей не испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, то есть служит средством достижения других целей.

Отражением первостепенной роли субъекта во властных отношениях в обыденном сознании явилось отождествление этих отношений с носителем власти. Так, например, говорят о решениях власти, подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через властное повеление - приказ, распоряжение и т.д. В нём предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются санкции, которые влечёт за собой выполнение или невыполнение властного повеления. От приказа, характера содержащихся в нём требований, во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта - второго важнейшего элемента власти.

Власть всегда двухстороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Объект власти в таком контексте является пассивным началом, на которое воздействует субъект. При этом подразумевается обязательное подчинение объекта, в противном случае нет и проявления власти как таковой, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В такой ситуации субъект обязан навязать свою волю объекту, подчинить его себе и добиться своей цели.

Объект власти не стоит представлять как абсолютно пассивное начало. Объект может оказать сопротивление, у него всегда есть, пусть крайний, но всё же выбор - быть наказанным, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы за свои права.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство. Готовность подчиняться зависит от ряда факторов: от собственных качеств (потребностей, сознания, культуры) объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Преобладание в обществе людей привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих "твёрдой руки", является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Итак, в самом общем виде властное взаимодействие субъекта и объекта можно определить как стремление субъекта изменить поведение объекта для достижения определенной цели. Властное отношение начинается с того, что у субъекта должна появиться цель для проявления властной воли по отношению к объекту. После чего субъект властным повелением воздействует на объект, давая понять последнему какого поведения от него он ждет. Если объект ведет себя в соответствии с этими ожиданиями, то процесс взаимодействия заканчивается и властные отношения осуществились. Если же объект оказывает сопротивление, то субъект начинает применять различные санкции. Достижение цели субъектом власти приводит к появлению уверенности в своих силах и новых мотивах власти.


Ресурсы власти


Главной причиной подчинения объектов власти субъектам является неравномерное распределение ресурсов власти. Согласно теории "социального обмена" (П. Блау и др.) в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие таких ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняясь им.

Ресурсами власти служит все, что может использоваться субъектом ради укрепления своей власти. При столь обобщенном понимании ресурсов утрачивается их специфика, следовательно, для изучения власти предпочтительнее более точная формулировка ресурсов как средств, обеспечивающих влияние субъекта на объект власти. Поэтому мы рассмотрим типологию ресурсов по сферам жизнедеятельности общества и характеру воздействия на объект власти.

Наиболее широкую картину дает классификация ресурсов по сферам жизнедеятельности общества: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные и демографические.

Экономическими ресурсами являются инвестиционная, научно-техническая, налоговая, таможенная политика, а также капиталы, товары и прочие материальные ценности.

Социальные ресурсы - способы повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной сфере. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Юридические ресурсы - это законодательство и иные документы, истолковывающие его применение в выгодном для правящих групп смысле, а также институты и организации, обеспечивающие его применение.

Административно-силовые ресурсы обеспечивают жизненно важные функции государства. К ним относятся структуры законодательной и исполнительной власти, органы безопасности, разведки и министерства внутренних дел.

Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания и информация, а также средства их получения и распространения (институты науки и образования, средства массовой информации и др.). В ходе общественного развития в наши дни знания и информация в силу свои преимуществ (бесконечности, общедоступности, демократичности) становятся важнейшим ресурсом власти и утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью, такие традиционные ресурсы, как сила и богатство. Как считает известный политолог О. Тоффлер в современном мире знания и информация "подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти".

Демографические ресурсы - люди, универсальный, многофункциональный ресурс, производящий другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (административно-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д.

Ресурсы власти также можно разделить по характеру воздействия, функциональной роли на организационные, нормативные, поощрительные и принудительные.

Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение властных повелений до исполнителя и обеспечения надежного контроля.

Нормативные ресурсы ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с выполнением профессионального долга.

Поощрительные ресурсы - это материальные и социальные блага, при помощи которых власть поддерживает определенные слои населения (например, повышение зарплаты, социальных выплат, улучшение условий труда и т.д.).

Принудительные ресурсы - комплекс мер силового и административного воздействия или угроза применения санкций за невыполнение распоряжений власти: угроза потери собственности, увольнение с работы, заключение под стражу и др.

На выбор ресурсов, используемых властью в тех или иных обстоятельствах, влияет целый набор факторов: состояние экономического развития (спад или подъем), уровень жизни, зрелость гражданского общества, политическая культура населения, элит и лидеров. Разумеется, использовать ресурсы власти нужно грамотно, т.к. они являются обоюдоострым инструментом управления: при уместном профессиональном использовании они укрепляют и усиливают власть, но при некомпетентном подходе способны подтачивать и разрушать власть, что приводит к нестабильности в обществе и возникновению кризисов и революций.

Процесс и виды власти


В политической жизни отношения властвования представляют собой сложный процесс взаимодействия вовлеченных в них разнообразных структур, которые выражают различный характер доминирования и подчинения всевозможных социальных групп. При этом властные взаимосвязи независимо от типа политической системы всегда обладают некими способностями воздействия на поведение граждан.

Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты власти приводятся в движение. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами и механизмом властвования - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право.

Существуют два главных способа властвования. Первый способ побуждает объект к определённым, угодным субъекту действиям, второй блокирует нежелательные действия объекта, обеспечивая его бездействие во благо субъекта власти. Реальное проявление в обществе второго способа политической власти состоит в её способности исключать из сферы общественных дискуссий и политических решений определённые темы и, тем самым, предотвращать их адекватное понимание в массовом сознании.

Кроме того, власть имеет возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. Например, авторитет политического лидера может стимулировать действия его сторонников в духе определенных заветов даже после его смерти.

Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности) и другими.

Чтобы понять, как осуществляется процесс властвования, нужно определить виды власти. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается: экономическая, социальная, юридическая, административно-силовая и культурно-информационная.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, право собственности различные материальные ценности. Как правило, экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку осуществляет контроль над средствами достижения всех наших целей.

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре (статусов, должностей, льгот и привилегий). Современные государства обладают большой социальной властью, при помощи которой они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.

Юридическая власть - это форма правового отношения между субъектами, когда субъективное право одного удовлетворяется исполнением соответствующей обязанности другим участником правоотношения. При этом управомоченный субъект вправе прибегнуть к принудительному воздействию на обязанного с целью добиться того, чтобы его требование (субъективное право) было удовлетворено и реализовано.

Административно-силовая власть опирается на силовые ресурсы и выполняет контроль над людьми благодаря возможности применить физическую силу, либо угрожать ее применением. Административно-силовую власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.

Культурно-информационная власть является, прежде всего, властью над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки.

Кроме вышеописанных видов властей существует еще и политическая власть, которая обладает рядом основных отличительных признаков:

1.легальность использования силы в пределах государства;

2.верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы;

.моноцентричность власти, наличие в лице государства единого центра принятия решений;

Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них.


Легитимность власти


История понятия "легитимность" восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Тогда легитимность трактовалась, как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV века начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая (с точки зрения её формирования). Легитимность связана с наличием у власти авторитета, её соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с согласием общества в области основополагающих политических аспектов.

В научный обиход термин "легитимность" ввёл немецкий ученый М. Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и рационально-правовая.

Традиционная легитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому для стабильности демократии, полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, харизму руководителя. В некоторых случаях она даже обожествляется и, таким образом, создается культ его личности. Харизматическая легитимность также базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Рационально-правовая (демократическая) легитимность основывается на уважении к рационально принятым правилам формирования власти. Её источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Легитимность власти не ограничивается тремя вышеописанными типами, существуют и другие. Один из них - идеологическая легитимность, суть которой состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. В зависимости от того, на кого направлена идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. Другой тип - онтологическая легитимность, которая основывается на соответствии политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Обобщая различные подходы к определению сущности легитимности и её типологии, можно сделать вывод, что легитимность представляет собой определённый исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом. Легитимность власти - важнейшее условие политической стабильности. По мнению ряда ученых, исследующих страны "третьего мира", отличающиеся частыми государственными переворотами, понятие легитимности политической власти применимо не ко всем государствам, а лишь к тем из них, граждане которых идентифицируют себя с народом и государством, в котором они проживают. Если же у большинства населения не сформировалось чувство принадлежности к своей стране и государству, не развито политическое сознание в целом, то имеет место политическое отчуждение населения от власти, борьба кланов, племенной и региональный сепаратизм и т.п. Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера государства; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; демонстрации в поддержку власти.

Ещё одним видом легитимности власти является ее легальность, которая основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Легальность власти (легальное господство) возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. Бюрократия, по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства.

Легитимность власти также характеризуется ее эффективностью. Эффективность власти - это её результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий и требований граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора её стабильности, доверия к ней и поддержки её гражданами.

Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счёте, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на её эффективность, то есть удовлетворение его требований. Достичь эффективности, не обладая легитимностью, то есть признанием и поддержкой граждан, невозможно.

Заключение

политический власть легитимность

Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, различного рода организациях и коллективах, во всем государстве. Политическая власть - это специальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида.

Структура власти состоит из: субъекта, объекта власти, источников, оснований и ресурсов власти. Власть в обществе выполняет определённые функции: господство, руководство, контроль, управление, координация, организация и мобилизация.

Эффективность власти является одной из ее наиболее важных характеристик, которая показывает степень выполнения ею своих задач и функций. Сама эффективность во многом зависит от легитимности власти, которая в свою очередь определяется взаимоотношениями между управляющими и управляемыми по поводу происхождения, использования и подчинения власти. В отличие от легитимности, которая является феноменом политическим, легальность власти - юридический феномен, при котором легальность устанавливается и гарантируется властью, носит исключительно рациональный характер.

Познание власти - трудный процесс. Но, как отмечал французский учёный М. Фуко, "зная власть, мы ответим и на вопрос: кто мы?".


Список использованной литературы


1. Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2004. - 320 с.

. Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и дополн. - М.: Книжный дом "Университет" (КДУ), 2001. - 716 с.

. Круглова Г.А. Политология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Асар, 2009. - 304 с.

. Марченко М.Н. Политология: Курс лекций. Изд. 4-е, перераб. и дополн. - М.: Юристъ, 2003. - 683 с.

5. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Приор - Издат, 2005. - 432 с.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. Издание 3-е, перераб. и дополн. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 447 с.

. Радугин А.А. Политология: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. и дополн. - М.: Центр, 2003. - 336 с.


Теги: Учение о власти. Легитимность власти  Реферат  Политология
Просмотров: 47346
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Учение о власти. Легитимность власти
Назад