Организация работы по проведению камеральных налоговых проверок


Организация работы по проведению камеральных налоговых проверок


Дьяконов А.Г.


Введение


С 30 июня 2013 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Полностью данный Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ разрабатывался и был принят в целях создания условий для предотвращения уклонения от уплаты налогов, в том числе с использованием фирм-«однодневок». При таких обстоятельствах закономерно, что его положения значительно расширяют полномочия налоговых органов и ужесточают налоговый контроль. Поэтому неудивительно, что, прежде всего, они касаются администрирования НДС как самого «проблемного» налога с точки зрения бюджеа. Причем некоторые из них заслуживают внимания даже тех хозяйствующих субъектов, которые, по существу, плательщиками данного налога не являются.


1. Изменения в бухгалтерском учете


Изменения, внесенные в законодательство о бухгалтерском учете, касаются вопросов хранения документов бухгалтерского учета. Статья 29 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дополнена нормой, согласно которой при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета. Порядок их передачи определяется организацией самостоятельно.

Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. Соответственно, экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

К данным требованиям добавилась обязанность прописывать порядок передачи документов при смене руководителя и обеспечивать его выполнение.


. Направление документов по адресу


В то же время Закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ предусматривает внесение ряда изменений в налоговом законодательстве, отдельные из которых предлагаются к рассмотрению.

С 30 июля 2013 года статья 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса Российской Федерации дополнена новым пунктом 5, согласно которому четко установлено, по каким адресам должны направляться по почте все документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий. В частности, с указанной даты налоговые органы направляют юридическому лицу корреспонденцию почтовым отправлением только по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

За физическим лицом установлено право иметь адрес, отличный от адреса места жительства, по которому налоговые органы обязаны направлять корреспонденцию. Такой адрес должен быть указан в Едином государственном реестре налогоплательщиков на основании заявления физического лица.

При этом на основании поправки, внесенной Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ в пункт 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ, в случае направления документа налоговым органом по почте заказным письмом независимо от фактического положения дел датой его получения будет считаться шестой день со дня почтового отправления.


.Квитанция о приеме документов


Согласно новому пункту 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ с 1 января 2015 года лица, на которых возложена обязанность представить налоговую декларацию в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При этом указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. За невыполнение данной нормы предусмотрено приостановление операций по счетам в банке.


4. Приостановление операций по счетам


Пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы вынести решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке, если тот не представил декларацию в течение 10 дней после окончания установленного срока ее представления. С 1 января 2015 года в соответствии с изменениями, внесенными в данную норму Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ, налоговый орган может принять такое решение в течение трех лет со дня истечения того же срока.

Внесенными в пункт 3 статьи 76 НК РФ изменениями с 1 января 2015 года предусмотрено новое основание для приостановления операций по счетам - за неисполнение налогоплательщиком - организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме трех видов документов:

требования о представлении документов;

требования о представлении пояснений;

уведомления о вызове в налоговый орган.

Принятие решения о блокировании счетов производится в течение 10 дней со дня истечения 6-ти дневного срока для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

Кроме того, в статье 76 НК РФ вводится новый пункт 3.1, согласно которому разблокировка счетов будет осуществляться в следующем порядке:

если счет закрыт за непредставление декларации - не позднее одного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации;

если не отправлена квитанция о приеме документов - не позднее одного дня, следующего за днем передачи квитанции о приеме документов, дня представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом (при направлении требования о представлении документов (пояснений)), явки представителя организации в налоговый орган (при направлении уведомления о вызове в налоговый орган).

Нормы о приостановлении операций по счетам распространяются на всех лиц, обязанных представлять налоговые декларации (пункт 11 статьи 176 НК РФ), то есть все эти правила будут распространяться не только на налогоплательщиков и налоговых агентов, но и на организации и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять декларации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Одновременно следует учитывать, что согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 04.07.2013 № 03-02-07/25590, Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам в банках в случаях непредставления налогоплательщиками в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности.


. Камеральная проверка


Существенные изменения внесены в статью 88 «Камеральная налоговая проверка» Налогового кодекса РФ. При этом они имеют разные сроки вступления в силу.

С 1 января 2014 года в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 88 НК РФ, налоговым органам дано право при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей этой декларации (расчета).

Аналогичная норма введена и при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка. С 01.01.2014 года налогоплательщику необходимо будет обосновать размер полученного убытка.

Кроме того, в статью 88 НК РФ введен новый пункт 8.3, согласно которому с 01.01.2014 года в рамках камеральной проверки уточненной декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для ее представления, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы такие показатели до и после изменений.

В соответствии с пунктом 10 статьи 88 НК РФ указанные правила распространяются не только на налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, но и на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

С 1 января 2015 года в новой редакции будет действовать пункт 8.1 статьи 88 НК РФ. Если в настоящее время в этом пункте речь идет об особенностях камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль и НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества, которые без изменений переносятся в пункт 8.2 статьи 88 НК РФ, то с 2015 года пункт 8.1 статьи 88 НК РФ посвящен особенностям камеральной налоговой проверки деклараций по НДС. Суть новшеств сводится к тому, что при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, выявлении каких-либо несоответствий показателей, содержащихся в декларации налогоплательщика, в сравнении со сведениями, содержащимися в декларациях по НДС других лиц или в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленных в налоговый орган иными лицами, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении подлежащей уплате в бюджет или о завышении заявленной к возмещению суммы НДС, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Также с 1 января 2015 года согласно пункту 1 статьи 91 НК РФ в рамках камеральной проверки налоговые органы смогут попасть на территорию или в помещение проверяемого лица. Эта норма ограничена случаями, предусмотренными пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ: при подаче декларации по НДС, в которой заявлено возмещение, и при выявлении каких-либо противоречий, свидетельствующих о занижении подлежащего уплате НДС (завышение заявленного к возмещению НДС).

Аналогично, согласно новой редакции пункта 1 статьи 92 НК РФ налоговые органы смогут проводить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная проверка деклараций по НДС в тех же случаях, что и истребовать дополнительные документы (пункты 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ)

Доступ на территорию проверяемого лица и осмотр может быть осуществлен в рамках камеральной проверки только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утвержденого руководителем налогового органа или его заместителем.


.Истребование документов


С 30 июля 2013 года согласно новой редакции пункта 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган наделен правом на истребование вне рамок налоговых проверок не только информации, но и документов относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.


7. Налоговая отчетность


С 1 января 2014 года вступила в силу новая редакция абзацев 3 - 5 пункта 3 статьи 80 НК РФ, согласно которым налоговая декларация должна представляться в налоговые органы в электронном виде. Кроме того, статьей 80 НК РФ предусматриваются определенные требования к оператору электронного документооборота, через которого эти декларации должны представляться в налоговый орган. Эти требования к оператору, который должен являться российской организацией, устанавливает ФНС России.

По-прежнему обязанность представлять налоговые декларации только в электронном виде установлена для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек.

И в особую группу выделены налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй Налогового кодекса РФ применительно к конкретному налогу. Согласно новому пункту 12 статьи 80 НК РФ на них распространяются все правила, установленные данной статьей Налогового кодекса РФ.

Здесь заложен переход к одним из главных налоговых новшеств всего законодательного акта, которое состоит в том, что все налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами) независимо от среднесписочной численности работников обязаны представлять налоговые декларации по этому налогу исключительно в электронной форме (пункт 5 статьи 174 НК РФ).

Кроме того, пунктом 5 статьи 174 НК РФ в новой редакции определяет еще целый ряд субъектов, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме. К таким субъектам относятся:

с 01.01.2014 года - лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру с выделением в нем суммы НДС (абзац 5 пункта 3 статьи 80, пункт 5 статьи 173, пункт 5 статьи 174 НК РФ);

с 01.01.2015 года - налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора (абз.5 п.3 ст.80, п.5ст.174 НК РФ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 88 НК РФ с 1 января 2014 года на указанных лиц будут распространяться правила проведения камеральных проверок.

Таким образом, право выбора между бумажной и электронной формой декларации, как и способа ее представления (лично, почтой или по ТКС), при условии соблюдения ограничения численности штата сохранено главой 21 Налогового кодекса РФ в новой редакции только за налоговыми агентами по НДС, которые не являются налогоплательщиками НДС или освобождены от обязанности уплачивать НДС.

Но и они утратят это право с 1 января 2015 года в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров (поручения, комиссии, агентского).


. Посредники


Кстати, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, согласно новому пункту 3.1 статьи 169 НК РФ с 1 января 2014 года обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур в отношении такой деятельности, а с 1 января 2015 года на основании введенному пункту 5.2 статьи 174 НК РФ обязаны представлять эти налоговые регистры в налоговый орган в электронном виде в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


. Показатели декларации


С 1 января 2014 года вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 174 НК РФ, согласно которому в декларацию по НДС включаются:

сведения, указанные в в книге покупок и продаж;

сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;

сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах лицами, перечисленными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

При этом пункт 7 статьи 80 НК РФ, которым предусмотрен запрет на включение Федеральной налоговой службой в разрабатываемую форму налоговой декларации сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов за исключением сведений, перечисленных подпунктах 1 - 5 данного пункта, дополнен подпунктом 6, согласно которому новым исключением из этого правила являются сведения, подлежащие включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.


. Представление декларации в электронном виде


Следует иметь ввиду, что в соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 08.10.2013 № 03-07-15/41875, представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость должно производиться налогоплательщиками (в том числе являющимися налоговыми агентами), а также лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, начиная с налогового периода за 1 квартал 2014 года. Кроме того, налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, вправе представлять уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды, предшествующие налоговому периоду первого квартала 2014 года, в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ

Кроме того, письмом ФНС России от 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594 «Об обязательном представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» разъяснено, что обязанность представлять налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота отсутствует в следующих случаях:

освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

переход на упрощенную систему налогообложения;

переход на уплату единого сельскохозяйственного налога;

применение патентной системы налогообложения.

При этом в случае если налогоплательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов налогообложения по НДС, то на основании пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования абзаца первого пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) об обязательном электронном декларировании не распространяются.

Одновременно, в связи с переходом на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) Федеральная налоговая служба письмом от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 рекомендовала налогоплательщикам и налоговым агентам начиная с 1 января 2014 года до утверждения новых форм деклараций в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО.


. Налоговые санкции


Внесенная в пункт 1 статьи 119 НК РФ поправка исключает указание на субъекта правонарушения - налогоплательщика и с 1 января 2014 года распространяет ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации помимо налогоплательщиков также и на иных лиц, на которых нормами Налогового кодекса РФ возложена обязанность по представлению декларации (как в электронном, так и в бумажном виде). Соответственно, по данной статье подлежат привлечению к ответственности и налоговые агенты и лица, не являющиеся плательщиками НДС, если ими выставлены счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

В то же время данная поправка ужесточает порядок определения размера ответственности за несвоевременное представление декларации. Так, с 01.01.2014 года штраф подлежит исчислению исходя из не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации. То есть для применения к налогоплательщику минимальной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей необходимо, чтобы сумма налога, подлежащая уплате на основании этой декларации, была уплачена не просто к моменту представления декларации, а еще и в установленный нормами Налогового кодекса РФ срок. Если этот последний срок будет пропущен, то размер штрафа будет определяться именно исходя из не уплаченной в этот срок суммы, отраженной в налоговой декларации, даже если к моменту ее представления эта сумма уплачена полностью.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты…» внесены поправки в статью 120 Налогового кодекса РФ, согласно которым с 1 января 2014 года ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения распространяется на всех лиц, допустивших перечисленные в данной норме нарушения.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ, с 1 января 2014 года:

штраф по статье 126 НК РФ подлежит взысканию за непредставление истребованных документов, а по статье 129.1 НК РФ - за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации (пункт 6 статьи 93.1 НК РФ);

к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ подлежат привлечению не только организации, но и предприниматели. Размер штрафа для предпринимателей составит такую же сумму, как и для юридических лиц - 10 тыс. рублей. Кроме того. В данной норме установлена санкция и для физических лиц, не являющихся предпринимателями, - одна тысяча рублей.


. Таможенный НДС

бухгалтерский отчетность декларация

Вниманию представителей налоговых органов предлагается освещение некоторых проблем, возникающих при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость налогоплательщиками по осуществленным ими операциям ввоза товаров в режиме реэкспорта, когда необходим контроль соблюдения, так называемого, «принципа зеркальности» возвращаемых налогоплательщику и восстанавливаемых им к уплате в бюджет сумм НДС.

В соответствии со статьей 296 Таможенного кодекса Таможенного союза «реэкспорт - это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза…, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов…».

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке - при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы НДС возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При этом право на вывоз ранее ввезенных товаров в режиме реэкспорта должно быть документально подтверждено налогоплательщиком и контролируется таможенным органом.

На основании положений статьи 170 Налогового кодекса РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации по реэкспортируемым товарам, принятые к вычету налогоплательщиками, подлежат восстановлению к уплате в бюджет. Причем ранее уплаченный таможенным органам НДС при ввозе товаров должен быть восстановлен к уплате в бюджет на дату такого реэкспорта.

В связи с этим в целях налогового контроля полноты подлежащих восстановлению налогоплательщиком к уплате в бюджет сумм НДС актуален вопрос о своевременном получении налоговыми органами от таможенных органов в рамках взаимодействия и проведения скоординированных проверок полных сведений о дате вывоза товаров в режиме реэкспорта, их количестве и стоимости, а также о сумме НДС, подлежащей возврату таможенным органом налогоплательщику или зачету в счет погашения обязательств налогоплательщика перед таможенными органами.

Немаловажна для налоговых органов и информация о представленном налогоплательщиком таможенным органам документальном обосновании причин такого вывоза товаров, поскольку в этой ситуации изменяется целевое назначение использования ввозимых товаров, что, в свою очередь, может служить основанием для отказа в применении налогоплательщиком вычетов по НДС, заявленных по ввезенным товарам.

В отношении корректировки таможенной стоимости импортируемых товаров следует отметить, что налоговые органы Ростовской области на постоянной основе осуществляют сотрудничество с таможенными органами области. Так, на основании информации о возвратах денежных средств налогоплательщикам, поступающей от таможенных органов в соответствии с «Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы" от 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1 за 2012 год территориальными налоговыми органами области установлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в неправомерном применении отдельными налогоплательщиками вычетов по НДС, уплаченному при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но впоследствии возвращенному по судебным решениям, вынесенным при обжаловании импортерами решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости ввозимых товаров. По данным нарушениям пресечено двойное предъявление к вычету налога на добавленную стоимость и в большинстве случаев налогоплательщиками самостоятельно исключены из состава налоговых вычетов по уточненным декларациям, представленным после уведомления налогоплательщика о выявленном правонарушении с требованием о представлении соответствующих пояснений.

В этой ситуации следует учитывать, что поскольку налогоплательщик уведомлен об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ налогоплательщик не может быть освобожден от ответственности за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость по уточненной декларации даже, если до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Очевидно, что в целях контроля за полнотой восстанавливаемых к уплате в бюджет сумм НДС, подлежащих возврату таможенными органами налогоплательщикам, налоговым органам необходима информация не только о возвращенных налогоплательщикам таможенными органами суммам НДС, но и о проведенных таможенными органами зачетах подлежащих возврату сумм НДС в счет погашения задолженности налогоплательщиков перед таможенными органами или в счет уплаты авансовых платежей по таможенным пошлинам и сборам.

Следует отметить, что до настоящего времени вопрос о периоде восстановления сумм НДС, возвращенных или подлежащих возврату налогоплательщику таможенным органом по решению суда, нормами Налогового кодекса РФ не урегулирован. Минфин России не изменил свою позицию о том, что, если по решению суда взыскание таможенным органом суммы НДС признано неправомерным и данная сумма подлежит возврату налогоплательщику таможенным органом, налогоплательщик, принявший к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором производились указанные налоговые вычеты. В то же время арбитражные суды не поддерживают данные разъяснения Минфина России.

Корректировка таможенной стоимости товаров производится в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 68 Таможенного Кодекса Таможенного союза и Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров". Если судебным актом либо решением вышестоящего таможенного органа решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, согласно которому были уплачены (взысканы) таможенные пошлины, налоги, признано незаконным, то таможенный орган в течение 10 рабочих дней с момента поступления такого судебного акта или решения вышестоящего таможенного органа (если в судебном акте или решении не указан иной срок) в порядке, установленном Решением, заполняет форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие экземпляры не позднее рабочего дня, следующего за днем заполнения (Письмо ФТС России от 11.08.2011 N 01-11/38437).

Отдельные налогоплательщики, оспаривая в суде указанные корректировки, производят восстановление излишне принятой к вычету суммы "таможенного" НДС в налоговой декларации, представленной за налоговый период, в котором были получены формы корректировок таможенной стоимости (КТС), содержащие "минусовые" показатели сумм налога. И арбитражные суды признают это правомерным.

Из этого следует, что налоговые органы имеют достаточную судебную перспективу требовать от налогоплательщиков, оспоривших в суде указанные корректировки, восстановления излишне заявленного к вычету «таможенного» НДС в уточненных налоговых декларациях за период, соответствующий дате составления таможенным органом или получения налогоплательщиком формы корректировок таможенной стоимости, заполненной на основании судебного акта или решения вышестоящего таможенного органа о признании незаконным корректировки таможенной стоимости. Но в любом случае восстановление «таможенного» НДС к уплате в бюджет в периоде возврата или зачета таможенным органом денежных средств налогоплательщику не может быть признано правомерным.

В этой ситуации необходимо получение налоговыми органами от таможенных органов информации не только о возвратах (зачетах) денежных средств, но и сведения о производимых корректировках с уменьшением таможенной стоимости. При этом в рамках проводимых мероприятий налогового контроля за обоснованностью применения налогоплательщиками вычетов по НДС налоговым органам следует в полном объеме использовать сведения, содержащиеся в информационном ресурсе «Таможня», о формах корректировки таможенной стоимости с отрицательными показателями.


Теги: Организация работы по проведению камеральных налоговых проверок  Статья  Бухучет, управленческий учет
Просмотров: 17505
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация работы по проведению камеральных налоговых проверок
Назад