Политические партии

АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

По дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

 

Тема: «Политические партии»

Выполнил: студент ИПиП, ПиМНО 55гр. Чемерис Д.Ю.

Проверил: Дронченко А.И.

Работа оценена_____________

Комсомольск-на-Амуре

2008


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Понятие групп интересов……………………………………………………..4

а) Функции групп интересов…………………………………………………….4

б) Типология групп интересов……………………………………………….…..СОК ЛИТЕРАТУРЫ...ской  партии….4

2. Политические партии………………………………………………………….5

а) Понятие политической  партии……………………….………………………5

б) Происхождение и сущность партий………………………………………….6

в) Задачи, функции, права и обязанности политических партий……………..7

г) Функции политических партий……………………………………………….8

д) Типы партий и партийных систем……………………………………………9

е) Разновидности партийных систем……………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальностью темы доклада явилось то, что:

1) В нынешней обстановке, политической жизни России, сложилась такая ситуация, при которой стоит вопрос о целесообразности существования многопартийной системы. Господство, фактически, одной партии при принятии законопроектов, при многопартийной системе.

2) На сегодняшний момент существует единственная организация, структура, которая борется за власть. И вопрос о партиях остается актуальным, для этого необходимо проанализировать, проследить развитие партии с ее становления.


Задачи:

1. Дать определение понятию «группы интересов», рассмотреть их задачи, функционирование…

2. Дать определение понятию «партия».

3. Рассмотреть сущность, происхождение, задачи и типологию партий.

Методом доклада является анализ учебной литературы по политологии. 


1. Понятие групп интересов.


Группы интересов – это по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть - экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д.

а) Функции групп интересов

Группы интересов прежде всего выполняют функцию артикулирования интересов, т.е. преобразования социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты, предоставлению льгот для пенсионеров, отставке отдельных министров или правительства в целом и т.д.

б) Типология групп интересов

В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов

Так, с точки зрения происхождения и степени организованности выделяются анемические и институциональные группы интересов. Первый тип характризует объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например толпы, демонстрации, митинги).

В противоположность им институциональные группы - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна.

Учитывая специализацию их действий, выделяют неассоциативные и ассоциативные группы. Источником возникновения первых выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность также, как и у аномических групп, непостоянна, малоструктурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).

По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые. Например, относящиеся к первому типу лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте. После результативного решения своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода.

Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом (например, союзы потребителей в экономической области, творческие союзы - в сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).

 

2. Политические партии

а) Понятие политической  партии


    Разумеется, в разных странах определения «политическим партиям» не совпадают, не  во  всех из них перечислены все наиболее существенные  черты:

    1) объединение граждан государства,  достигших  совершеннолетия,

как правило,  18 лет, пользующихся политическими и гражданскими  правами.  Лица  без  гражданства  и   иностранные граждане, как правило, членами партии быть не  могут.

    2)  устойчивая  организация,  объединяющая  членов  на  длительной  или

постоянной основе на базе идеологических факторов,  прежде  всего,  общности

политических  убеждений  и  целей,   что   концентрированно   выражается   в

программных  документах  партии:  идеологический  фактор,  как  обязательный признак членства, отличает  партию  от  других  общественных  объединений  — профсоюзов, женских организаций, обществ культурного характера и др.;

    3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не  является

их целью. Правда, партия может создавать какие-то  организации,  примыкающие

к ней, которые занимаются даже производством, но такое  производство  должно

соответствовать направлениям  деятельности  партии,  например,  изготовление

членских билетов, партийных документов  и  т.  д.,  можно  получать  прибыль

также от лекционной и иной творческой работы;

    4) партия имеет своей целью завоевание политической власти,  участие  в

формировании органов государства, прежде всего — правительства.

    Главное в деятельности партии —  достижение  политических  целей,  даже

если она создана для участия в политической жизни общества, а не защита социальных и иных  интересов своих членов, как, например, у профсоюзов.

Помимо других реквизитов, в том  числе  количества  членов

партии и процента собранных голосов,  важнейшим  требованием,  предъявляемым законом к национальной партии, является публичный,  а  не  частный  интерес, преследуемый ею в своей деятельности.


б) Происхождение и сущность партий

Партии, как явление политической жизни, возникли сравнительно недавно. Первые в современном смысле слова партии появились в 70-80-е годы XVII в. в Англии. В других странах они возникли преимущественно во второй половине XIX в.

В современной политологии вслед за М.Вебером, выделяют три этапа формирования партий: 1) аристократическая группировка; 2) политический клуб; 3) массовая партия. Полностью все три этапа в своем развитии прошли только английские партии. Политические клубы появились в 30-50-е годы XIX в. и отличались от аристократических группировок более широкой социальной базой, крепостью идеологических связей, более совершенной организационной структурой.

После изменения избирательного законодательства в Англии в первой половине XIX в. на базе клубов и комитетов по поддержке кандидатов стали формироваться массовые партии. В других странах Европы образование массовых партий происходит преимущественно во второй половине XIX в., что также было обусловлено расширением избирательного права. Массовые партии с момента возникновения были ориентированы на увеличение своей численности, расширение политической деятельности.

В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.

Электорально-парламентский. Первоначальным этапом новой партии является возникновение парламентской группы, объединяющей депутатов одного политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.

Позже Кеннет выделил еще один путь создания партий - унитарный (слияние или раскол партий).

В разное время определения партии восходят к схеме, намеченной еще в XVIII в. Д. Юмом. Он различал три типа: партий - партии принципов, партии интересов и партии пристрастности. В начале XIX в. англичанин Р. Берк предложил называть партиями группы людей, объединившихся на основе общих взглядов для  обеспечения совместными усилиями национальных интересов. Его современник Б. Констан считал, что партия – это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину. В этом случае партия выступает, прежде всего, как носитель идеологии. Позже М. Вебер рассматривал партию как ассоциацию добровольных членов, цель деятельности которых обеспечить власть внутри корпоративной группы для своих лидеров, с тем, чтобы добиться духовных или материальных преимуществ для своего активного членства. В марксистском понимании партии акцент делается на классовый характер. Партия в этом случае рассматривается как политическая организация, выражающая интересы общественного класса или слоя, наиболее активная, сознательная и организованная его часть.

Современными исследователями выделяется, как правило, четыре, характеризующих партию признака: партия является носителем определенной идеологии; партия - это организация, то есть длительное объединение людей; цель партии – завоевание или участие в осуществлении власти; каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. Можно использовать определение партии Кермона: партия есть организационная сила, объединяющая людей одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для участия в органах власти или для ориентации властей на достижение своих требований.

Политические партии необходимо отличать от других организаций в политической системе: политических движений, заинтересованных и вооруженных групп.

Политические движения представляют собой форму общественного движения, имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Заинтересованные группы - это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным вопросам, не претендуя на высшую политическую власть в обществе. Заинтересованные группы пытаются влиять на политическую элиту, а не управлять непосредственно.

Вооруженные группы - это группы лиц или организации, использующие для достижения политических целей средства физического насилия.


в) Задачи, функции, права и обязанности политических партий


         В XIX  в.  политические  партии  представляли

собой организации, предназначенные преимущественно для  проведения  выборов, и не проявляли заметной активности в периоды между выборами. Современные  взгляды  на  политические  партии,  как  на постоянно

действующий  институт  политической  системы,  роль   которого   отнюдь   не

ограничена лишь участием в  выборах.  Именно  такой  подход  характерен  для

новейшего  законодательства  о  политических  партиях.

    К   политическим относятся:

- участие в формировании и деятельности государственных  органов  и органов местного самоуправления;

- рекрутирование политических кадров;

- содействие осуществлению политических прав граждан;

- осуществление связи между  обществом  и  государством,  т.е.  посредническая функция.

    Важное значение  придается  идеологической  функции   -   агитационно-

пропагандистской деятельности, направленной  на  формирование  общественного мнения и  политического  сознания  граждан.

     Если суммировать соответствующие положения законодательства  отдельных стран, то можно выделить следующие права политических партий:

    1) политические права и свободы: право  участвовать  в  формировании  и

деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей  идеологии  и программы; свобода распространения информации о своей деятельности;  свобода организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций,  шествий и т. д.); право свободного  доступа  к  государственным  средствам  массовой информации  и  право  учреждать  свои  средства  (издательства,   радио-   и телестанции, печатные  органы);  право  создавать  с  другими  политическими партиями различного рода коалиции и блоки  (избирательные,  парламентские  и правительственные); право устанавливать международные  связи  с  зарубежными политическими партиями и их международными объединениями;

    2)  имущественные  права:   право   собственности;   право   заниматься

разрешенной законом предпринимательской  деятельностью;  право  получать  от государства материальную и финансовую поддержку в различных  формах  (прямое и косвенное государственное финансирование, предоставление  различного  рода налоговых льгот и привилегий).

    Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства.  Первое:  все

права политических партий являются коллективными, ибо  хотя  многие  из  них совпадают  с   индивидуальными   конституционными   правами   граждан,   они принадлежат  не  отдельным  индивидам,  а  их  объединениям  -  политическим партиям - как  специфическим  субъектам,  права  и  могут  быть  реализованы только ими.

    Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое  распространение

получает закрепление в качестве основных таких прав, как право на  свободный

доступ к государственным средствам массовой информации и   получение   государственной финансовой   поддержки. Эти   основные   права   конкретизируются   как специальными законами о политических партиях, так и  иными  законодательными актами (избирательными  законами,  законами  о  финансировании  политических партий, законами о парламентских фракциях и т. п.).

    Следует отметить, что в конкретном  перечне  обязанностей  политических

партий, предусматриваемом законодательством отдельных  стран,  находят  свое отражение особенности  их  политического  развития.  Так,  в  освободившихся странах, где сильны межэтническая рознь, сепаратизм  и  регионализм,  важное значение  приобретают  такие  обязанности,  как   уважение   территориальной целостности,  укрепление  национального  единства 


г) Функции политических партий

Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Неотъемлемой задачей деятельности партий является углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, разнообразными политическими институтами. Как правило, это происходит в процессе выдвижения партийных программ, определения союзников и противников среди участников политического процесса, включающих, кстати, и иные партийные образования.

Ну и, наконец, еще одной важнейшей функцией партий является политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти.

Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях. Выдвигая кандидатов в законодательные органы государства, партии предпринимают активные действия, направленные не только на поддержку своих представителей, но и на распространение определенных идей, внедрение их в массовое сознание граждан.

 

д) Типы партий и партийных систем

Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий - идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагматические, или «патронажные» (3. Ньюмен) - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например, Швейцарская евангелическая партия) и идеологические (многочисленные социалистические, национальные и др.) объединения.

Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований образования этих институтов власти. Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма). Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.


е) Разновидности партийных систем

Собственно партийные системы принято классифицировать, прежде всего, по качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, многопартийные (конкурентные, состязательные) - с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типоло-гизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений.


МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Роль партии в структурировании результатов выборов  заметно уменьшилась.  Часто люди голосуют не за партию, а за "имидж" того или иного кандидата,  созданный  коммерческими средствами массовой информации.

Благодаря своей  гибкой  современной  структуре партии могут успешно влиять на избирателей, отражая в своих программах  различные требования социальных групп.

Тем не менее,  нет института, который успешнее справлялся бы  с тремя важнейшими функциями - передачи власти,  политической мобилизации масс и легитимации существующих режимов, чем партии.

В работе были рассмотрены такие понятия как «группы интересов», «партии», их сущность, функции, типология и происхождение…

Анализ является поверхностным и вскрывает самые заметные и существенные стороны партогенеза и функционирования политических партий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. - Краткий политологический словарь.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. - Введение в политологию. 2000 г.

3. Малетин С.С. – Политология

4. Гостева С.Р. - Лекция по дисциплине Политология. Государство и политические режимы.

5. Малетин С.С. - Политология. Учебное пособие. 1998 г.

6. Политология. Учебник под редакцией профессора М.А. Василика

7. Малетин С.С. - ПОЛИТОЛОГИЯ. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения. Новосибирск - 1998


Теги: Политические партии   Доклад  Политология
Просмотров: 3094
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Политические партии
Назад