Психология группы осужденных


Психология группы осужденных


1. Понятие коллектива в психологии


Отечественная психологическая наука дает следующее определение коллектива: коллектив - это группа людей, связанных между собой общественно-значимой деятельностью, общностью целей, взглядов, норм поведения и средств деятельности, взаимно влияющих друг на друга.

Какова же роль коллектива в жизни?

Основы теории психологии коллектива и управления им в свое время разработал выдающийся педагог, психолог и писатель А.С. Макаренко. Ныне серьезно этой темой занимается Я.В. Подоляк.

Итак, коллектив - это социальная группа. Однако. не всякая группа может быть коллективом.

Для решения этого вопроса мы должны определиться, какими основными признаками характеризуется коллектив.

Это: - группа людей

· взаимно влияющих друг на друга;

· связанных между собой общностью позиций, целей, совместной деятельностью, единством волевого управления;

· общность средств деятельности;

· сознательный характер объединения;

· относительная устойчивость;

· выраженность организационной структуры;

· наличие органов координационной деятельности.

Какие же бывают виды коллективов? В первую очередь, мы выделяем:

ПЕРВИЧНЫЕ - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой (бригада, отделение);

ВТОРИЧНЫЕ - коллективы, состоящие из нескольких первичных, могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой (отряд);

ОСНОВНЫЕ - осужденные объединены общим руководством, совместной деятельностью и расположением.

Во-вторых, в зависимости от основного вида деятельности коллективы бывают: производственные, учебные и так далее.

Итак, мы подошли к определению коллектива осужденных.

КОЛЛЕКТИВ ОСУЖДЕННЫХ - организованное объединение осужденных на основе дифференцированного отбывания наказания под руководством единоначальника.

Сущность коллектива заключается в том, что это:

¨ организованная группа, поддерживающая определенные дисциплинарные условия, способные автономно выполнять хозяйственно-бытовые, производственные, учебные, и другие задачи;

¨ организованная общность осужденных, предназначенная для совместного отбывания наказания, характеризующаяся единством выполнения требований администрации, общностью коллективистской психологии.

А какова же диалектика формирования коллектива осужденных?

Проанализировав, мы получим следующее:

1. СЛУЧАЙНАЯ ГРУППА - начальное объединение людей на основе их территориальной близости в данный момент (в карантине);

2. НЕОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА - объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных личностных контактов (в библиотеке, медчасти, клубе и т.д.);

3. ОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА - объединение людей, способных к эффективным совместным действиям (в отряде, производственной бригаде, учебном классе и т.д.). Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

. низкий уровень (ассоциация) - объединение на основе приказа (вновь прибывшие) или интереса (любители шахмат) 7-12 человек, 3-5 дней.

. средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная деятельность и дисциплина. Возникает через 10-15 дней. 2-3 группы по 3-6 осужденных (землячества).

. высокий уровень (автономизация) - четкая организованная структура и дисциплина, внутреннее единство целей и мотивов деятельности.

. высший уровень - коллектив (иногда лжеколлектив - корпорация).

А сейчас рассмотрим стадии развития коллектива, которые определяют тот или иной характер управленческого воздействия. Наблюдения за развитием ряда коллективов позволяют выделить 4 основных стадии развития коллектива, а именно:

  1. стадия социального единства;
  2. стадия товарищества;
  3. стадия социальной зрелости;
  4. стадия самоуправления.

ПЕРВАЯ - начальная стадия развития коллектива характеризуется тем, что большинство осужденных сознательно относятся к своим обязанностям и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей, которая не противоречит общественному мнению.

На стадии социального единства осужденные устанавливают многообразные контакты для выполнения производственных и общественных заданий, соблюдают нормы взаимоотношений. Руководитель изучает вновь прибывшее пополнение и следит за тем, чтобы в коллективе не возникали конфликты. Он привлекает наиболее способных осужденных к решению некоторых задач по управлению отрядом (адаптация, взаимопомощь, общественная работа). На этой стадии, когда происходят значительные перемены в отряде, возникают серьезные трудности по сплочению коллектива и объединению микрогрупп на коллективной основе. Бывает, что одна небольшая группировка безнравственных осужденных является источником воровских взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития коллектива. Он разбивается на группы и подгруппы и начальнику отряда приходится начинать всю работу по сплочению с самого начала.

НА ВТОРОЙ стадии развития коллектива осужденных, в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные взаимоотношения между осужденными. Руководитель может обнаружить достаточно стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Воздействуя на эти параметры, руководитель более эффективно управляет коллективом и каждым осужденным в отдельности.

Стадия позитивных отношений создает благоприятные условия для демократизации управления и всестороннего развития личности осужденного. Испытывая чувство доверия к начальнику, симпатии и уважения к своим товарищам, осужденный проявляет сознательность, инициативность и активность. Он приобретает авторитет, уважение, становится опорой начальника отряда.

На этой стадии меняется и стиль управления. Если на первой стадии начальник отряда воспринимается, как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он становится уважаемым руководителем, который сочетает требовательность с заботой о подчиненных, единоначалие с опорой на актив отряда.

В управлении коллективом значительную роль играют производственные, хозяйственные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства осужденных и способствуют достижению высоких результатов в выполнении задач.

ТРЕТЬЯ стадия развития коллектива может быть названа стадией социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаимодействие между осужденными основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности.

Для социально зрелого коллектива процесс адаптации вновь прибывших осужденных протекает быстро и незаметно, так как каждая личность отвечает не только за себя, но и за других осужденных, во взаимоотношениях между людьми господствует честность, доверие и дружба. В коллективе преобладает здоровый социально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности осужденного.

ЧЕТВЕРТАЯ стадия - коллектив понимает своего руководителя, как говорится, с полуслова и воспринимает его требования как свои собственные. Это еще более высокая ступень - стадия самоуправления.

Рассмотренные стадии развития коллектива осужденных являются типичными для коллективов всех видов. Однако, темпы развития могут быть различными в зависимости от социально-психологической подготовки руководителя, индивидуальных особенностей осужденных, характера решаемых коллективом задач. Следовательно, общие закономерности развития коллектива должны учитываться начальником отряда и конкретизироваться в зависимости от сложившихся условий его деятельности.

А сейчас углубимся в специфику коллектива осужденных.

Коллективу осужденных, как и любому коллективу нашего общества присущи все наиболее общие признаки коллектива. В то же время он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив.

В чем же они состоят?

. Свойственная только коллективу осужденных задача - соблюдение установленных Законом правил отбывания наказания, сохранение прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание им помощи в социальной адаптации;

. Осуществление задачи достигается на принципах законности, гуманизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (осуществление задачи путем диктатуры приводит к образованию лжеколлектива);

. Своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива;

. Строгая централизация управления, объединение людей по общественно-нравственным признакам;

. Относительная однообразность, стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности;

. Оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких;

. Значительную роль в деятельности членов коллектива играют материальные стимулы;

. Нестабильность коллектива.

Нынешний коллектив отличается тем, что с перечисленными признаками, уже известными связями, в нем проявляется ряд других нравственно-психологических сил. Имеется в виду то духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого, которое их объединяет, связывает, «притягивает» друг к другу. Оно складывается из следующих компонентов:

¨ общности нравственных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Для осужденных эти нормы закреплены в правах и обязанностях оговоренных УИК. Знакомство с УИК - важная составная часть морально-психологической подготовки к отбыванию наказания;

¨ совместной деятельности, имеющей общественное значение;

¨ наличие у всех членов коллектива стремления к освобождению.

Существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В их структуре психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что коллективы решают различные задачи, имеют свои профессиональные особенности (в зависимости от направленности производства)

Одним из критериев дифференциации коллективов является разделение осужденных по условиям отбывания наказаний.

Различают коллективы по типу внутри коллективного общения: в одних коллективах деловое общение, взаимодействие составляют основу коллективной деятельности (производственная бригада), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной деятельностью (хозобслуга).

Учитываются также качественные характеристики: уровень общественно-нравственной зрелости, сплоченности, дисциплины, достигнутых результатов.

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой обычно называют ОСНОВНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ.

Есть также художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам. Они являются самыми близкими с личностью коллективами и называются - КОНТАКТНЫМИ.

Своеобразно соотношение в отряде различных по широте коллективов. Контактные коллективы могут составлять полнокровные ячейки, прочную структуру бригады, включенную в коллектив отряда. Бывает однако, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность коллектива подразделения снижается.

Каждый осужденный, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного, а также других. Например, являясь специалистом в коллективе отряда, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, как активист является членом коллектива избранной секции и так далее.

Разнообразие коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

Важным компонентом, составляющим характеристику коллектива отряда, является его психология.

По содержанию ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА включает в себя те непосредственные психологические реакции, которые формируются у осужденных в результате конкретных взаимоотношений с другими людьми, со средой и закрепляются как общепризнанные. Отдельные, не связанные в логическую схему представления достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков.

Если же говорить о СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИИ коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено известное содержание, то следует назвать:

¨ коллективное мнение;

¨ коллективное настроение;

¨ коллективные традиции;

¨ взаимоотношения;

а также:

¨ коллективные привычки;

¨ коллективные запросы;

¨ коллективные ценности (интересы, взгляды, убеждения);

¨ психологическая готовность;

¨ психологическая устойчивость;

¨ нравственный климат и др.

Они определяются в определенной устремленности группы людей, в конкретных отношениях, но в этих отношениях преобладают интересы группы; в действиях, но преимущественно имеющих узкогрупповое значение.

Поскольку психология коллектива составляет ту атмосферу, в которой живет осужденный, постольку под ее влиянием формируется и индивидуальное сознание. Воспитательная работа должна быть направлена на формирование такого индивидуального сознания, его мировоззренческого и психологического компонентов, которое помогает вновь прибывшим или самоизолирующимся осужденным сблизиться с другими членами коллектива, сформировать здоровую нравственную (моральную) атмосферу.

Говоря о чертах психологии коллектива отряда необходимо, прежде всего, выделить:

. Целенаправленность и целеустремленность; слаженность; степень развития требовательности в коллективе.

. Самостоятельность отдельных членов и коллектива в целом.


2. Сущность и структура психологии коллектива


Повседневная практика подтверждает, что эффективному управлению коллективом в значительной степени способствует анализ индивидуальных и групповых мнений, тех настроений, которые создают коллективное психическое состояние.

Итак, остановился на таком важнейшем элементе психологии коллектива, как КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ. Оно представляет собой совокупность индивидуальных оценочных суждений большинства осужденных к различным явлениям и событиям. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения, ценностные ориентации осужденных.

Известно, что каждый осужденный вольно или невольно соизмеряет свои поступки и деятельность с мнением начальника отряда и большинства членов коллектива, а также наиболее авторитетных осужденных. Это своего рода закономерность, ибо коллективное мнение, выражающее разум, волю и чувства большинства, вызывает у человека стремление к самосовершенствованию. Побудительная сила коллективного мнения объясняется также тем, что личность опасается отрицательных оценок и упреков большинства, которые могут снизить ее авторитет в коллективе.

Важную роль в управлении коллективным мнением играет сплоченность осужденных. Так, когда коллектив только что создается, сформировать единое мнение начальнику отряда гораздо труднее потому, что осужденные еще не сблизились и не понимают друг друга, а также существуют разнонаправленные установки мелких неформальных групп. Известно, что молодой человек с повышенным вниманием относится к мнению осужденных, длительно отбывающих срок наказания. В этот период наблюдается, так называемая податливость, или говоря иначе, восприимчивость новичков к мнениям отдельных отрицательных лидеров. Именно тогда в коллективе может появиться индивидуально-групповое мнение, отличающееся от мнения начальника отряда и большинства осужденных. Как правило, отрицательное мнение берет под защиту нерадивых, недисциплинированных лиц и вступает в противоречие с общим мнением коллектива.

Власть и опыт, уважение и доверие делают авторитетным и впечатляющим каждое слово руководителя. Одно это, не говоря уже о других причинах, обязывает сотрудника избегать опрометчивых суждений, скороспелых выводов. Психологи рекомендуют: прежде чем произнести вслух какую-либо мысль, начальник обязан тщательно продумать ее, так как она непременно отразится на поведении подчиненных. Коллективное мнение - явление динамичное, развивающееся.

Как социально-психологический процесс оно имеет три условных этапа развития. На первом этапе осужденные воспринимают, переживают и оценивают поступок или событие, у каждого из них появляется своя субъективная оценка и индивидуальное мнение - суждение. На втором этапе формирования общего мнения осужденные обмениваются мыслями и оценками. Этот этап может проходить либо спокойно, либо в спорах, в зависимости от того, насколько информация затрагивает интересы каждой личности. С момента обмена мнениями, с момента дискуссий и обсуждений начинается процесс становления общественного мнения. На третьем этапе развития общего мнения участвуют группы осужденных, которые имеют различные статусы, убеждения, интересы, опыт. Чем сильнее затрагивает поступок или событие общие интересы осужденных, наиболее значимые вопросы жизнедеятельности, тем активнее спорят и отстаивают групповые интересы и взгляды. В дальнейшем различные мнения объединяются вокруг основных точек зрения и в процессе дискуссии складывается общее коллективное мнение.

Каковы же методы и условия формирования коллективного мнения.

Методами являются:

· индивидуальные беседы;

· групповые беседы;

· различные собрания.

С проблемой формирования коллективного мнения тесно связан и вопрос его эффективного использования в воспитательных целях, организации его воздействия на личность и коллектив.

Наиболее эффективное воздействие коллективного мнения на людей достигается при соблюдении следующих условий:

¨ постоянная коммуникативная связь с подчиненными;

¨ регулярное информирование подчиненных о событиях, происходящих в коллективе и вокруг него;

¨ предварительная подготовка к восприятию определенного мнения;

¨ развитие гласности и культуры дискуссий;

¨ умелый подбор наиболее целесообразных форм и методов воздействия;

¨ соблюдение педагогического такта;

¨ обеспечение правильного сочетания и взаимодействия между коллективными и административными средствами воздействия, между материальным и моральным стимулированием поощрительной практики.

Следующей подструктурой психологии коллектива осужденных являются НАСТРОЕНИЯ.

НАСТРОЕНИЯ представляют собой преимущественно эмоциональную сторону, от которой прямо зависит результат деятельности. Это частный случай совместных переживаний, овладевших на какое-то время коллективом и каждым человеком в нем.

Основные свойства коллективных настроений: преимущественная детерминация определяется социальными факторами, особая заразительность, большая побудительная сила и особый динамизм.

В условиях коллектива эмоциональный фактор проявляется особенно рельефно и зримо. Этому способствует ряд обстоятельств, среди которых и позитивный характер целей, во имя которых люди способны на самопожертвование.

Значение коллективных настроений трудно переоценить. Ведь только в сочетании с определенными эмоциональными состояниями (эмоциональный подъем, возбуждение) в полную силу проявляются знания, умения и навыки отдельных людей, слаженность всего коллектива. Отрицательные же групповые настроения, например, уныние, отчаяние, противодействие снижают, а порой, могут парализовать коллективную слаженность, активность.

Создание ровного тона, оптимального коллективного настроя, во многом зависит от настроения самого сотрудника-руководителя. Ему всегда важно быть уверенным, добрым, уметь не поддаваться отрицательным настроениям, уметь разрешить конфликты, возникающие иногда между людьми в коллективе.

Явления духовной жизни, возникающие в контактном общении, взаимных отношениях и взаимодействии людей, нередко фиксируются в традициях, групповых привычках.

ТРАДИЦИИ - это установившиеся в коллективе строго определенные действия и отношения, соблюдение которых стало коллективной потребностью.

Совокупность традиций в коллективе представляет собой важнейший элемент внутриколлективной социально-психологической атмосферы, в которой пребывает личность.

Традиции многообразны и многочисленны. Условно их можно различать по следующим признакам:

. По содержанию: трудовые, бытовые, учебные.

. По сферам проявления: моральные, правовые, художественные.

. По принадлежности к различным общностям людей: национальные, классовые, территориальные, профессиональные, возрастные, внутриколлективные.

Ведущими среди всех традиций в целом, а также каждого коллектива осужденных являются классовые традиции.

В отрядах складываются, как правило, положительные коллективные традиции. Отрицательные же - не редкое явление и весьма значительно отражающееся на поступках и поведении людей, на дисциплине и организованности.

Иногда возникают традиции «дедовщина» (привилегии авторитетов), групповщина. Предупреждение возникновения таких явлений, разрушение их в самом начале - одна из важных задач сотрудников учреждения. Сложившиеся традиции разрушить значительно труднее.

Большая воспитательная значимость побуждает руководителей коллектива постоянно влиять на динамику их возникновения и действия, кропотливо отбирать, поддерживать, создавать положительные традиции.

Особое звено в психологии коллектива - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, которые в коллективе осужденных весьма многогранны, динамичны и имеют свои черты и качества на различных уровнях пребывания в колонии.

Характеризуя сущность взаимоотношений, надо отметить - это отношения между осужденными в процессе их совместной учебно-производственной и повседневной деятельности. Именно в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются важнейшие формы взаимовлияний и контактов осужденных, группового и коллективного воздействия.

Принято выделять следующие виды взаимоотношений:

¨ общественные;

¨ межличностные;

¨ общественно-групповые.

Общественные - это отношения осужденных в процессе выполнения общественных обязанностей. Они регулируются УИК, ведомственными нормативными документами и для них характерны взаимное уважение, коллективизм, готовность к взаимовыручке.

Взаимоотношения между начальниками и подчиненными строятся на принципах единоначалия и субординации, на взаимном уважении и авторитете. Повиновение начальнику не подавляет личности осужденного, их интересы совпадают, они служат единой цели - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Формирование позитивных взаимоотношений и сплоченности начинается с оценки адаптации осужденных к коллективу, стиля их общения, психологической совместимости и элементов групповой сплоченности. Зная эти показатели, можно конкретно регулировать отношения начальников к подчиненным, отношения подчиненных к начальникам и отношения между самими осужденными.

Особое место в психологии коллектива занимают МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Они представляют собой своеобразную сеть непосредственных личностных взаимосвязей, которые проявляются в поведенческих актах, способах взаимовлияния, особенностях внутри- и межгруппового общения. Исследования и повседневная практика показывают, что эффективность коллективной деятельности во многом зависит от качества взаимоотношений, от того, в какой мере они соответствуют требованиям этических аспектов субкультуры.

Межличностные отношения формируются в результате зарождения в сознании людей чувства доверия и симпатии к своим товарищам по отряду. Они создаются обоюдными, преимущественно эмоциональными реакциями, переходящими в устойчивые и прочные чувства товарищества. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений - это ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЖДОМУ ИЗ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые называются поступками и качествами личности другого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище. Знакомясь с другими людьми, оценивая их поступки, знания, осужденный проникает уважением к ним, готовностью к совместным действиям. Позиция имеет, следовательно, и определенную действенную сторону - готовность, стремление к соответствующим действиям по отношению к своим товарищам. В случае, когда позиции людей характеризуются взаимностью, между ними образуется прочная двусторонняя социально-психологическая связь.

Сеть межличностных отношений в развитом коллективе объединяет всех осужденных. Тем не менее положение членов коллектива в этой системе отношений неодинаково. Одни из них привлекают к себе симпатии большего числа товарищей, другие - меньшего. Есть осужденные, слабо связанные с другими лицами, находящиеся как бы на периферии или даже вне коллектива. Это те, которые почему-либо не завоевали уважения в своей микрогруппе или же потеряли его. Временный отрыв от коллектива может быть обусловлен конфликтом, ссорой, а также другими причинами, которые порождают предпосылки замкнутости того или иного человека, его отход от коллектива. Положение осужденного в сети межличностных отношений характеризуется также определенной мерой влияния, возможностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. Это положение личности в коллективе получило название АВТОРИТЕТА.

Бывают случаи, когда межличностные отношения складываются стихийно, без направляющего воздействия начальника отряда, активистов, под влиянием нравственно незрелых людей и микрогрупп, вследствие чего нарушается взаимность в отношениях. Авторитеты опираются тогда на чуждые нашей морали нормы. Товарищеские отношения подменяются попытками ущемления личного достоинства осужденных. Гармония взаимоотношений сменяется стремлением к превосходству, навязыванию своей воли более слабым, другими нарушениями дисциплинарных норм. Отсюда понятно, что начальники отрядов должны хорошо знать взаимоотношения в коллективе, положение каждого осужденного в социально-психологической структуре отряда.

Как отмечалось выше основными характеристиками взаимоотношений являются:

· степень адаптации личности;

· стиль межличностного общения;

· уровень психологической совместимости;

· сплоченность коллектива.

Сплоченность - интегральная характеристика коллектива, отражающая прочность, единство и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимоотношений.

Исследования в этой области позволили квалифицировать следующие виды сплоченности в коллективе:

· учебная;

· хозяйственная;

· спортивная;

· социальная.

Имея, естественно, свои специфические черты каждый из вышеперечисленных видов сплоченности, в свою очередь, выделяет и общие моменты воздействия начальника службы на достижение сплоченности конкретного коллектива отряда. В качестве таких факторов, влияющих на сплоченность можно назвать:

· расстановка кадров;

· движение информации;

· перемещение осужденных;

· совместная деятельность;

· процесс руководства.

Успех здесь напрямую будет зависеть от педагогического мастерства офицера-руководителя.

Причем важно помнить, что особенно тесные отношения наблюдаются в малых группах. Микрогруппы возникают на основе потребности в достижении совместной цели, в совместном проведении свободного времени, а иногда на основе отрицательного отношения к соблюдению дисциплины, к начальнику отряда. В последнем случае, с такой микрогруппой надо провести воспитательную работу, показать коллективу вред ее направленности, а лидера при необходимости перевести в другой более подготовленный коллектив. Для налаживания взаимоотношений начальнику отряда важно создавать условия для самоутверждения, завоевания положительного авторитета в коллективе каждым осужденным.

И последнее, коллектив характеризуется свойственным ему социально-психологическим климатом. Под социально-психологическим климатом (атмосферой, микроклиматом, нравственным климатом) понимают совокупность его качеств и состояний, которые определяют самочувствия каждого его члена, степень удовлетворения им своих социальных потребностей (в общении, признании, уважении, дружбе, раскрытии своих способностей и других) и преобладающие коллективные настроения. Необходимым условием благоприятного климата в коллективе является хорошая, стабильная структура коллектива, высокая психологическая совместимость всех членов, а его результатом - привлекательность коллектива для всех его членов, стремление внести максимальный личный вклад в результат общей деятельности.

коллектив осужденный нравственный поведение


Теги: Психология группы осужденных  Лекция  Психология
Просмотров: 42111
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Психология группы осужденных
Назад