Эрих Фромм «Искусство любить»
Вопрос о том, что такое любовь на самом деле, люди задают уже не одно тысячелетие. Конечно, книга «Искусство любить» Эриха Фромма не претендует на истину в последней инстанции или на подробную инструкцию, но позволяет просто по-новому, с другой стороны взглянуть на сущность и проблемы этого чувства. Книга возвращает нас из мира фрейдовских инстинктов и их потребления в мир любви, как главнейшего состояния души и созидательной деятельности человека.
Все начинается с вопроса «является ли любовь искусством?». Давно замечено, что для большинства людей суть любви состоит в том, чтобы быть любимым, позволять себя любить, а не в проявлении любви, как таковой, к другому человеку, в способности уметь любить. "Любовь - это искусство...; если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы мы хотели овладеть... искусством". Фромм пишет, что достойными затраты сил на обучение надо считать только те вещи, при помощи которых можно приобрести деньги или престиж, а любовь, которая приносит пользу «только душе», но бесполезна в современном смысле, является роскошью.
Следующая глава «Теория любви» призвана познакомить читателя с самыми истоками этого удивительного чувства, чувства любви. «Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение».
В своей работе Э. Фромм детально рассматривает различные виды, а также различные объекты любви. Существует несколько видов самого прекрасного чувства на земле, которые Фромм называет объектами: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к богу. Любовь, по его мнению, - это, прежде всего, не отношение к конкретному объекту, а определенная жизненная позиция индивида, структура характера, определяющая его связь с миром, и между разными видами любви нет принципиальных различий в выборе предмета. Чувством, лежащим в основе всех остальных видов любви, автор называет братскую любовь и подразумевает под ней, прежде всего, существование таких качеств, как забота, уважение, ответственность, знание человека. Фромм, в отличие от, например, Фрейда утверждает, что этот вид любви есть любовь ко всем человеческим существам, и ее главный признак - отсутствие исключительности, «она основана на чувстве, что все люди - единое целое».
Лично для меня наиболее любопытным оказалось разделение любви на отцовскую и материнскую. Так, по Фромму, материнская любовь является константой, ее нельзя заслужить или лишится; она абсолютна. Она безусловна. Для любой матери важно, чтобы ребенок был, и не так важно, что он сделал. Вследствие чего у детей и формируется, так называемое, «право на ошибку». Однако, ее любовь не является воспитывающей, так как в маленьком человеке формируется эгоизм и вседозволенность. Отцовская любовь, напротив, полностью противоположна материнской, её нужно добиваться. Она оценивающая, ведь мужчина понимает своего ребенка отчужденно; он понимает и принимает его только разумом. Он воспитывает свое чадо, оценивает его поступки, ожидает выполнения возложенных на него задач (для отца очень важно знать правильно ли поступает его ребенок) и, таким образом, происходит социализация сына или дочери. Отец любит лучшего сына, который похож на него, который наиболее послушен и подходит для того, чтобы стать его преемником и унаследовать его имущество. Хотя, по-моему, конкретно данное утверждение не совсем соответствует истине (можно ли разлюбить своего ребенка, если он не оправдал твои надежды?).
В отличие от братской и материнской любви, как утверждает автор, эротическая любовь - это желание полного слияния, соединения с единственным человеком. Здесь автор отмечает тот небезынтересный факт, что эротическую любовь зачастую путают с кратковременной влюбленностью. Для них близость устанавливается, прежде всего, через половой контакт. Как утверждает автор, это самая обманчивая форма любви.
Практически все повествование Фромм строит вокруг любви как парадигмы жизни. Он исходит из мысли, что любой индивид одинок и стремится разделить это одиночество одним из 4 способов: оргиастический (психотропный) способ, используя который можно ненадолго избавиться от одиночества; способ единения с толпой; творчество и, наконец, любовь. Все вышеперечисленные способы, кроме последнего, касаются только самого индивида, в то время как последний способ, то есть любовь, является непременно действием, затрагивающим двух или более людей. Именно в любви, мне кажется, автор видит «спасительный свет», выводящий из тьмы одиночества.
Любовь по Фромму - это взаимопожертвование, взаимоотдача, взаимопомощь. Главное слово в любви - давать, дарить. Я тебе даю и не жду ничего взамен. Противоположностью любви, ее антиподом, автор считает так называемые симбиотические состояния, не "истинную любовь", когда индивид не может жить без объекта своего обожания. Такое состояние ведет, по мнению Фромма и моему тоже, к замене своего эго на эго объекта "любви". Такое состояние можно сравнить с наркозависимостью, печальные последствия которого всем известны. Далее гений выделяет два основных типа любви: плодотворная любовь, которая проявляет себя в полноте жизни, способности наслаждаться и дарить любовь ко всей окружающей реальности. Объектом любви в таком случае может стать любой предмет или любое живое существо. фромм любовь психологический чувство
И вторая форма любви - не плодотворная, когда человек пытается обладать чем-то или кем-то, тем самым пытаясь восполнить собственное ощущение полноты жизни. Такая форма любви эгоистична. При этом такой эгоизм говорит скорее не о том, что человек любит себя, а о том, что в нем к себе слишком мало любви, именно поэтому в попытке обладать, он старается восполнить внутреннюю пустоту. А так как любви к себе на самом деле у него почти нет, то и попытки овладеть все больше и больше чем-то или кем-то ни к каким продуктивным результатам не приводят.
Религиозная форма любви, которая называется любовью к богу, в психологическом смысле не является чем-то отличным. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Природа человеческой любви к Богу соответствует природе его любви к человеку.
Автор утверждает, что полноценной гармонии с миром и с самим собой можно достигнуть только посредством любви. Последняя - это не только чувство, определенный набор эмоций, но и осознанный выбор человека. "Если я могу сказать кому-то "Я тебя люблю", то нужно, чтобы я мог этим сказать: "В тебе я люблю всех; любя тебя, я люблю весь мир, в тебе я люблю и себя самого".
Еще раз хочу отметить, что любовь рассмотрена не только как эротическая, но и как любовь братская (ко всем людям), любовь и любовь к себе. Чтобы любить кого-то, нужно любить всех. А чтобы любить ближнего как самого себя, необходимо сначала собственно себя и полюбить. Вывод автора весьма актуален: только любящий самого себя человек способен дарить это чувство другим. Причем Фромм разделяет чувство любви к себе и нарциссизм, построенное скорее на боязни себя, своей сущности, чем на любви. Также человек не может любить кого-либо, не любя саму жизнь.
Стоит обратить внимание, что, говоря о любви, Фромм постоянно апеллирует к социальной структуре общества, в которой, по его мнению, необходимы важные и радикальные изменения, которые и были описаны в работе. Собственно сущность книги автор выражает сам, заключая в итоге, что любовь - единственный разумный и полный ответ на проблему человеческого существования, и тогда любое общество, исключающее любовь, несет в себе противоречие. В итоге, говорит автор, верить в возможность любви как в социальный, а не только исключительный индивидуальный феномен - значит иметь рациональную веру, основанную на самой природе человека.
В конце книги автор объясняет некоторые аспекты "практической любви", то есть, как к этому искусству подойти практически. Фромм не делает различия между любовью и любыми другими искусствами, в том смысле, что подход к ним одинаковый. Фромм дает весьма ценные и логичные рекомендации на этот счет.
Одна из самых известных работ Эриха Фромма - "Искусство любить" - посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь. Действительно ли любовь - искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение? Для большинства проблема любви - это, прежде всего, проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому.… Думаю, что этот шедевр необходимо читать и перечитывать всем; она действительно стоит неоднократного прочтения.