Современная психология: место в системе наук
Термин «психология» состоит из двух древнегреческих слов «psyche» - душа, «logos» - наука, учение, то есть психология - это наука о душе. Это и было первым определением предмета психологии, данное более 2000 лет назад Платоном.
Этапы развития психологии
В истории психологии можно выделить следующие основные этапы.
ЭТАП Донаучный период - Психология как наука о душе. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII в.);
В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
ЭТАП - Развитие представлений о психике в философских учениях (начало XVII в. - середина XIX в.).
Многие столетия, до 17 века психология оставалась наукой о душе. В XYII веке, когда появилось метафизическое объяснение действительности, начали говорить, что человеческий мозг имеет особое свойство - сознание (способность думать, чувствовать и т.д.)
Предметом психологии становится человеческое сознание и его изучение методом интроспекции (буквально «заглядывание внутрь»).
При интроспекции наблюдаемые явления «видимые» только тому в «душе» которого они протекают. Поэтому мы не можем проверить верно, ли осознает человек те психические процессы, которые протекают у него в голове. В связи с этим ряд ученых в начале XX века пришли к выводу, что психология, для того, чтобы стать наукой, должна наблюдать только то, что можно увидеть. Регистрировать поведение, поступки, т.е. реакции человека.
ЭТАП- Развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (с середины XIX века по настоящее время). Середина XIX в. - становление экспериментальной психологии.
-1920 годы - США - появляется направление в психологии - бихевиоризм (в пер. с англ. «поведение»). Основоположником бихевиоризма считается Джон Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Бихевиоризм определял предмет психологии как науку о поведении. Но с таким определением предмета психологии нельзя согласится, т.к. поступки и поведение человека определяются его мыслями, чувствами, желаниями.
- 1920 годы - Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.
Психика как предмет современной психологии
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.
Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Мозг и физико-химические процессы протекающие в нервной системе - материальны, а сама психика нематериальна, она результат этих процессов.
Основными функциями психики являются:
отражение свойств и связей действительности и
регулирование поведения и деятельности человека.
Отражение - это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта.
Существует ряд форм отражения:
Физическое отражение (сенсорное), например отражение света и звука.
Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
Физиологическая форма отражения (перцептивная).
Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом.
Психическое отражение (интеллектуальная) - отражение объективного мира в его связях и взаимоотношениях.
Особенности психического отражения заключаются в том, что благодаря ему обеспечиваются широкие многообразные связи организма со средой.
Важнейшей особенностью психического отражения является активность, как источник преобразования или поддержания связей с окружающим миром, выражающаяся в деятельности.
Сознание - высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.
В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:
) психические процессы
) психические состояния
) психические свойства.
Психические процессы включают познание, чувства и волю.
К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя.
Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни.
Воля обеспечивает регуляцию поведения.
Психические состояния личности - целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности. психология наука психика сознание
К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д.
Психические свойства личности - устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.
Основными задачами современной психологии являются:
·изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
·анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;
·изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;
·содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.
Основные методологические принципы
Отрасли современной психологии
Научная психология разделяется на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психические закономерности.
Отрасли фундаментальной психологии:
·общая психология;
·психология личности;
·дифференциальная психология;
·психофизиология;
·нейропсихология;
·социальная психология;
·психология развития;
·психология аномального развития (или специальная психология);
·сравнительная психология и зоопсихология.
Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека.
Психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.
Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.
Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы.
Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций.
Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.
Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).
Специальная психология изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития.
Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения.
Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.
Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей.
К отраслям прикладной психологии относятся:
·педагогическая психология;
·медицинская психология;
·психология искусства;
·психология религии;
·психология семьи и др.
Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.
Юридическая психология изучает психологические проблемы юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.
Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми.
Психология труда - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (НОТ).
Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.