Работа психолога с учащимися 9 класса

План работы психолога с учащимися 9 класса


Краткая характеристика возраста


В 9 классе обучаются люди 15-16 лет.

Этот возраст в большинстве классификаций относится к подростковому.

Социальная ситуация развития: подросток - общение со сверстниками - взрослый

Референтной группой для подростка являются сверстники.

Ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение.

Кризисы периода:

осознание значимости своего Я,

кризис половой идентичности,

нарциссический кризис,

кризис эгоцентричной доминанты.

Концентрация внимания на самом себе:

доминанта дали (курение, срыв уроков, не думают о том, что сегодня, думают только о будущем),

доминанта усилия, насилия (стремление к риску, к новшеству, сопровождается гормональным взрывом).

Психические новообразования:

). возникновение рефлексии, т.е. умение анализировать свои действия, отношение других к себе,

). осознание своей неповторимости и индивидуальности,

). открытие своего собственного Я,

). развитие романтичности, сентиментальности, эротичности, чувственности,

). постоянный поиск ответов на вопросы: кто я?; какой/какая я?

). переживание несоответствия между физиологической потребностью и социальным статусом.

Для юности характерен протест против всего из-за того, что личность приспосабливается к новым условиям, самоутверждается, стремится к самостоятельности, ищет свои ответы на вечные вопросы, пытается найти свой путь.

Диагностика.

Диагностируем:

отношение к учебной деятельности, преподавателям,

адаптированность,

мотивация к обучению,

самооценка,

уровень коммуникативной социальной компетентности,

опросник Айзенка (EPI) (темперамент, интровертированность экстравертированность),

методика «уровень сплоченности ученических коллективов»,

опросник межличностных отношений Т. Лири (шкала агрессивности).

Поскольку ведущим видом деятельности подростков является интимно-личностное общение, цель работы - выявить подростков, неуспешных в межличностных отношениях.

Кроме того, смотрим успеваемость (классный журнал), беседуем с учителями на тему взаимоотношений в классе. Наблюдаем за учителями. Смотрим, нет ли среди них конфликтов (особенно у классного руководителя учащихся). Если есть, то, как они проявляются и как влияют на учеников, как к этому относятся ученики.

Классный журнал и учителя могут дать информацию о неуспевающих учениках. Можно путем беседы выявить, нет ли у них жалоб на учащихся, а если есть, то в чем они выражаются, что предпринималось для улучшения ситуации и как это помогло/не помогло. Путем беседы и тестирования с учениками выявляем проблемы, существующие в данном классе.

Цель фронтальной диагностики - выявление «неблагополучных в общении детей».

Если таковые обнаружены, проводится индивидуальное обследование. Методики:

наблюдение,

беседа,

диагностика адаптации,

тревожность (Спилбергер или Леонгард - Шмишек),

агрессивность,

самооценка,

проективные методики (РНЖ и т.д.).

Углубленная диагностика «неблагополучных» школьников заключается в выявлении причин неуспешности. Это может быть как свойства личности самих учеников, так и социальная ситуация (например, бойкот сверстников, семейные проблемы).

Если весь класс погружен в конфликты, помимо индивидуальной проводится групповая работа со всем классом.

Поскольку 9 класс - конец средней школы, многие школьники задумываются о том, продолжать обучение в школе или пойти в профессиональное училище. Поэтому важным аспектом деятельности является помощь в выборе профессии. Для этого изучаются индивидуальные способности, возможности и интересы учеников, исходя из которых, даются рекомендации. Изучается классный журнал, чтобы узнать их предметная успеваемость, и тестируется: восприятие, интеллект, мышление, воображение, долговременную и коротковременную память, волевые качества. Так же проводятся беседы об их интересах и планах на будущее.

Методики профориентации:

краткий ориентировочный тест (КОТ),

опросник Кеттела,

«карта интересов» Е. А. Голомштока,

опросник профессиональных предпочтений,

опросник профессиональной готовности ОПГ-5.

психолог учащийся коррекционный

Коррекционная работа


Групповые мероприятия:

тренинг на групповое взаимодействие (тренируем работу в команде, взамимопомощь и т.д.) для групповой работы важно так распределить участие, чтобы успешные подростки не перехватывали инициативу,

тренинг на сплоченность коллектива (возможно люди, неуспешные в общении самоустраняются, так как не чувствуют себя частью коллектива),

игротерапия,

профориентация.

Индивидуально:

беседы,

консультирование (в том числе и учителей),

снятие тревожности,

когнитивная терапия,

развитие навыков общения (групповая работы). Создаем коррекционные группы из «неблагополучных» учеников (возможно с добавлением из парллельного класса) с аналогичными проблемами:

тренинг на развитие лидерских навыков (если выявленные ученик или ученики замкнуты),

формирование базисных копинг-стратегий (преодоление стресса),

моделирование ситуаций.


Теги: Работа психолога с учащимися 9 класса  Методичка  Психология
Просмотров: 21647
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Работа психолога с учащимися 9 класса
Назад