Оптимизация формирования учетной политики организации (на примерах выявленных нарушений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности)

Оптимизация формирования учетной политики организации (на примерах выявленных нарушений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности)

бухгалтерский учетный политика

На сегодняшний день акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, находятся в стадии перманентного изменения. Введение новых "правил игры" не добавляет ясности счетным работникам и контролерам, а напротив, ставит перед ними новые вопросы. Как следствие, субъекты хозяйствования вынуждены обращаться за разъяснениями в соответствующие государственные органы, нести дополнительные расходы на консалтинг и т.д.

Несмотря на предпринимаемые меры, работа субъектов хозяйствования по приведению в соответствие с действующим законодательством бухгалтерского учета и отчетности, как правило, не приносит в полной мере ожидаемого результата. С приходом на проверку контролирующих органов нарушения законодательства, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, устанавливаются практически в каждом первом случае, что приводит к применению административных штрафов к работникам бухгалтерии.

Необходимо отметить, что большинство субъектов хозяйствования полагают, что основным вопросом при формировании учетной политики для них являются верное начисление и своевременное перечисление налогов и иных платежей в бюджет. С этим мнением трудно не согласиться, тем более что ответственность (вплоть до уголовной) за нарушения налогового законодательства страны гораздо более существенна по сравнению с ответственностью за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.

Вместе с тем следует знать, что в соответствии с абзацем пятым части первой статьи 8 Закона Республики Беларусь от 09.01.2006 N 94-З "О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений" административные правонарушения, по которым вынесены постановления о наложении административных взысканий, подлежат регистрации и учету в единой государственной системе регистрации и учета правонарушений и хранению в едином государственном банке данных о правонарушениях.

Таким образом, данная информация может быть в установленном порядке запрошена и изучена соответствующими органами, например, при получении допуска к работе с секретными документами, поступлении на государственную службу и т.д.

В связи с этим в данной статье на примерах нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, рассмотрим вопрос по оптимизации формирования учетной политики организации.

В настоящее время, как и ранее, в специализированной прессе, информационно-правовых системах, печатных изданиях имеется множество методического материала по формированию учетной политики организаций. Большинство приведенных источников описывают общие, усредненные подходы по формированию учетной политики с оговоркой, что в своей учетной политике организация может предусмотреть иные способы и методы ведения учета, необходимые ей исходя из осуществляемых хозяйственных операций.

Отдельные организации при формировании учетной политики, вместо того чтобы "примерить" на себя вышеуказанный методический материал и переработать его с учетом своих особенностей осуществления хозяйственной деятельности (в части бухгалтерского учета), не утруждаются и формируют свою учетную политику "с шаблона", которая не включает в себя исчерпывающее описание методов и способов учета осуществляемых конкретной организацией хозяйственных операций.

Ниже рассмотрим ряд примеров нарушений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, установленных в организациях, по которым вынесены постановления о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

При анализе нижеприведенных примеров нарушений следует учесть, что отдельные нормативные правовые акты, о которых идет речь в данной статье, на сегодняшний день утратили силу, в то же время в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности (к которым относится и статья 12.1 КоАП) не позднее трех лет со дня его совершения.

В связи с этим приведенные примеры не утратили своей актуальности.

Пример 1. Выборочной проверкой соблюдения ООО "Н" законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности установлено, что главный бухгалтер общества П., в обязанности которой согласно должностной инструкции входит составление бухгалтерской отчетности, допустила нарушение части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон о бухгалтерском учете), пунктов 5, 6, 7, 9 Инструкции по бухгалтерскому учету раскрытия информации об аффилированных лицах, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.12.2006 N 161 (далее - Инструкция N 161), в бухгалтерской отчетности общества за 2011 год не раскрыта следующая информация о хозяйственных операциях с аффилированными лицами:

сумма приобретенных или проданных товаров;

сумма оказанных или полученных услуг;

сумма выполненных или полученных работ;

сумма приобретенных, проданных основных средств и других активов;

сумма полученной арендной платы, сумма уплаченной арендной платы;

сумма переданных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

сумма финансовых операций, включая предоставление займов и участие в уставных фондах других организаций;

сумма предоставленных и полученных гарантий и залогов;

размер вознаграждения, выплачиваемого руководящим работникам;

сумма непогашенных сальдо взаиморасчетов на начало и конец отчетного периода;

сумма остатков задолженности по балансовым счетам на начало и конец отчетного периода.

Справочно. Согласно пункту 5 Инструкции N 161 общество раскрывает информацию об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности независимо от наличия операций с этими аффилированными лицами.

В нарушение пункта 10 Инструкции N 161 вышеуказанная информация об аффилированных лицах не раскрыта обществом в пояснительной записке обособленно за 2011 год.

Так, согласно учетным данным общества в адрес индивидуального предпринимателя Л. (жена учредителя и директора общества) за период с января по декабрь 2011 г. обществом перечислено денежных средств в сумме 694,2 млн.руб. (аренда склада, стикеровка товара и др.).

Кроме того, согласно учетным данным общества в адрес индивидуального предпринимателя К. (жена второго учредителя и заместителя директора общества) за период с января по декабрь 2011 г. обществом перечислено денежных средств в сумме 144,9 млн.руб. (аренда транспорта, стикеровка товара, договор использования торговой марки, договоры поручения по реализации товара).

Вышеприведенное нарушение стало возможным по причине того, что в нарушение абзаца второго части пятой статьи 6 Закона о бухгалтерском учете положение об учетной политике общества не включает в себя описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета расчетов с аффилированными лицами.

Как следствие, главный бухгалтер ООО "Н" привлечена к административной ответственности в соответствии с частью первой статьи 12.1 КоАП.

Пример 2. Выборочной проверкой соблюдения ООО "Р" в 2011 году законодательства по вопросам бухгалтерского учета и отчетности установлено следующее.

Согласно договору безвозмездного пользования автомобилями от 29.12.2010 без номера обществом был получен от физического лица в безвозмездное пользование автомобиль "Хундай Н-100 Портер", государственный номер 1111-6. В соответствии с актом приема-передачи от 05.01.2011 и актом сдачи-приемки от 15.01.2011 без номера вышеуказанный автомобиль передан ООО "Р" и согласно учетным данным общества (первичные учетные документы - путевые листы) используется предприятием при осуществлении предпринимательской деятельности.

В нарушение частей четвертой и пятой статьи 8 Закона о бухгалтерском учете, части первой пункта 2, части первой пункта 5 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 N 118 (далее - Инструкция N 118), общество не приняло к бухгалтерскому учету в качестве основных средств вышеуказанный автомобиль.

Справочно. В соответствии с приложением 1 к Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 N 19 "Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь" в бухгалтерском балансе (форма 1) по строке 001 отражаются арендованные (в том числе полученные в пользование, лизинг) основные средства.

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 3 Инструкции N 118 к основным средствам относятся объекты основных средств, приведенные во Временном республиканском классификаторе амортизируемых основных средств и нормативных сроках их службы, утвержденных Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 N 186 (далее - Классификатор).

В соответствии с Классификатором к основным средствам относятся автомобили-такси среднего класса (с рабочим объемом двигателя более 1,8 до 3,5 л (шифр 50419)).

По состоянию на момент проверки данное нарушение устранено. Вышеуказанный автомобиль, полученный предприятием в безвозмездное пользование, стоимостью 40 млн.руб. поставлен на учет общества на забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства".

Необходимо отметить, что в нарушение абзаца второго части пятой статьи 6 Закона о бухгалтерском учете положение об учетной политике общества в целях бухгалтерского и налогового учета на 2011 год, утвержденное приказом общества от 29.12.2010 N 1, не включает в себя описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета основных средств, полученных предприятием в безвозмездное пользование.

В ходе проверки данное нарушение устранено, приказом от 15.07.2011 N 55-д в учетную политику общества внесены соответствующие дополнения.

Не обеспечила соблюдение действующего законодательства при ведении бухгалтерского учета и отчетности главный бухгалтер ООО "Р", которая согласно подпунктам 1, 2 пункта 2 должностной инструкции главному бухгалтеру, утвержденной директором ООО "Р" 27.10.2008, должна осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, согласно части первой статьи 12.1 КоАП главный бухгалтер привлечена к административной ответственности.

Пример 3. Выборочной проверкой соблюдения предприятием законодательства по бухгалтерскому учету за период с 01.01.2010 по 28.02.2011 установлено следующее.

В нарушение части четвертой статьи 8 Закона о бухгалтерском учете предприятие не произвело своевременную регистрацию на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по учету бетонного забора.

В нарушение части пятой ст. 8 Закона о бухгалтерском учете данные хозяйственные операции не зафиксированы обществом в бухгалтерском учете на дату их совершения и не отражены в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями.

В нарушение части первой пункта 5 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 N 127 (далее - Инструкция N 127), для учета движения основных средств в качестве первичных учетных документов в части учета бетонного забора предприятием не применялись формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 N 168.

В нарушение части первой пункта 8 Инструкции N 127 предприятием не велся аналитический учет бетонного забора на инвентарных карточках учета основных средств по форме ОС-6.

В нарушение части первой пункта 2, пункта 5 Инструкции N 118 предприятие не приняло к бухгалтерскому учету в качестве основных средств вышеуказанный бетонный забор, который непосредственно прилегает к зданию магазина предприятия.

Справочно. В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 3 Инструкции N 118 к основным средствам относятся объекты основных средств, приведенные в Классификаторе.

В соответствии с Классификатором заборы (ограждения) железобетонные относятся к основным средствам (шифр 20351), нормативный срок службы 30,3 года.

В нарушение части четвертой статьи 8 Закона о бухгалтерском учете предприятие не произвело своевременную регистрацию на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по учету трех гаражей (временные (нетитульные) сооружения).

В нарушение части пятой ст. 8 Закона о бухгалтерском учете данные хозяйственные операции не зафиксированы обществом в бухгалтерском учете на дату их совершения и не отражены в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями (допущение временной определенности хозяйственных операций).

В нарушение пункта 2 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133 (далее - Инструкция N 133), предприятием в качестве запасов к бухгалтерскому учету не приняты вышеуказанные временные (нетитульные) гаражи.

Справочно. В соответствии с абзацем 3 части первой пункта 3 Инструкции N 133 к запасам относятся временные (нетитульные) сооружения и приспособления. В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89, временные (нетитульные) сооружения и приспособления учитываются на счете 10 "Материалы" субсчет 13 "Временные (нетитульные) сооружения и приспособления". В соответствии с Инструкцией о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов в строительстве, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 N 13, комиссией составляется акт об устройстве временного (нетитульного) сооружения (форма N 5).

В соответствии со статьей 7 Закона о бухгалтерском учете в компетенцию главного бухгалтера входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации. В проверяемом периоде в должности главного бухгалтера работала Ч.

Не обеспечила соблюдение действующего законодательства главный бухгалтер предприятия Ч. (подпункт 3.5 пункта 3 должностной инструкции главному бухгалтеру), согласно части первой статьи 12.1 КоАП она привлечена к административной ответственности.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что приведенные выше примеры нарушений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности не привели к причинению вреда государству и иным физическим и юридическим лицам.

Однако по итогам данных проверок виновные должностные лица были привлечены к ответственности по статье 12.1 КоАП, согласно которой нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Кроме того, как отмечалось выше, информация о приведенных административных правонарушениях помещена в единый государственный банк данных о правонарушениях.

С учетом вышеизложенного основной рекомендацией по оптимизации формирования учетной политики организации являются необходимость тщательной проработки всех аспектов бухгалтерского учета, например, исходя из оборотно-сальдового баланса (главной книги) за предшествующий утверждению новой учетной политики год, а также анализ (сопоставление) вышеуказанных сводных учетных регистров с учетной политикой текущего года (истекших лет).

Кроме того, зачастую случается, что в организации возникает необходимость бухгалтерского учета хозяйственных операций, законодательство об учете которых изменилось после утверждения учетной политики либо учета нетипичных для данной организации хозяйственных операций, которые ранее в учете организации не отражались, в учетной политике способов и методов их учета нет.

Здесь важно помнить о том, что в соответствии с частью девятой статьи 6 Закона о бухгалтерском учете изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:

реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

изменения законодательства Республики Беларусь;

изменения условий деятельности.

Можно резюмировать, что сформированная учетная политика не является окончательным документом и должна анализироваться, сопоставляться с фактической бухгалтерией и новыми финансово-хозяйственными операциями на протяжении всего отчетного года (истекших лет) и при наличии вышеуказанных оснований изменяться, дополняться, что позволит бухгалтерским работникам избежать административной ответственности, предусмотренной частью первой статьи 12.1 КоАП.


Теги: Оптимизация формирования учетной политики организации (на примерах выявленных нарушений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности)  Статья  Бухучет, управленческий учет
Просмотров: 14420
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Оптимизация формирования учетной политики организации (на примерах выявленных нарушений законодательства о бухгалтерском учете и отчетности)
Назад