1. Понятие и виды хозяйственного учета
Для получения достоверных сведений о ходе хоз-х процессов, организуется хоз.учет.
Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства, с целью контроля и управления ими в условиях конкретного экономического строя.
Для определения кол-х характеристик исп-ся 3 вида измерителей:
). натуральные
). трудовые
). денежные
Виды хоз-го учета:
оперативный. Исп-ся для регистрации наблюдения и контроля и отдельных явл-ий финансово-хозяйственной деят-ти организации (фхд) с целью повседневного руководства денег. Сведения оперативного учета собираются на определенную дату устно, по тел., телеграфу, по факсу или отсылаются по почте в виде срочных извещений руководству организации, собственникам и гос.органам, если это предусмотрено зак-вом РФ.
Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их законом-ти фхд организации обществ. жизни и природы.
Бух.учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязат-х, доходов и расходов и их измен-ий, кот-е выр-ся в сплошном, непрерывном, док-ом выражении всех хоз-х операций.
Бух.учет состоит из 4-х частей:
.Теория БУ (ТБУ) - это наука, изучающая теоретич-е, методологич-ие основы и практич-ие рекомендации по организации системы бу в целом.
.финансовый учет - это система сбора учетной информации, кот. обеспечивает бух-ое оформление и регистрац. хоз. операций, а также составл-е финн. отчетности.
.управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, используемой внутри организации руковод-ми различных уровней.
Обобщает плановую, нормативную, прогнозную и аналитическую информацию об издержках произ-ва, группируя и учитывая их по:
?видам затрат
?месту возникновения затрат
?носителям затрат
.Налоговый учет- это система сбора, фиксации и обработки деловой и финансовой информации, необходимой для правильного, объективного исчисления налоговых обязательств, составл-я налоговой отчетности организации.
. Основные требования к ведению бух. учета и его задачи
Основные требования:
. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета .
. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).
. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, представление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.
Перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним -инвесторам, кредиторам и др.;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства РФ при осуществлении ей хозяйственных операций, за их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;
содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли.
. Бухгалтерский учет - составная часть управленческой и информационной системы организации
Учетная информация служит основой для принятия управленческих и финансовых решений. При этом она обеспечивает выполнение таких важнейших функций управления, как:
Информация - своевременное, качественное получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия взвешенных управленческих решений.
Планирование (задание) - процесс изложения порядка действий. Оно включает постановку цели, изыскание путей ее достижения и выбор оптимальных вариантов решения.
Контроль - процесс, позволяющий определить фактическое выполнение планов (заданий), для чего используют метод сопоставления фактических затрат и доходов с плановыми (заданиями).
Сохранность предполагает обеспечение за счет использования развернутого Плана счетов, который охватывает все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств, сохранность имущества организации.
Анализ - процесс последовательного изучения принятых решений с целью их улучшения.
Регулирование охватывает процессы реализации управленческих решений, принятие мер, направленных на устранение негативных отклонений в деятельности организации.
Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации.
Внутренние пользователи - лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых операций, выполнения других функций.
Внешние пользователи - сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом.
. Принципы БУ
Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; ее имущество строго обособлено от имущества ее совладельцев, работников и других организаций.
Принцип двойной записи - двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределенное использованием Двойной записи на счетах, т. е. одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счета и кредиту другого бухгалтерского счета.
Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке.
Принцип объективности (регистрации) состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учета, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Принцип осмотрительности (консерватизм) предполагает определенную степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, позволяющую избежать завышения активов, или доходов, и занижения обязательств, или расходов.
Принцип начислений исходит из того, что все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция.
Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение - составление баланса и отчетности за год, полугодие, квартал, месяц.
Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учетной информации - коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба ее интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.
Принцип денежного измерения предполагает количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов и применение в качестве единицы измерения валюты страны.
Принцип преемственности заключается в разумной приверженности национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.
. Система нормативного регулирования бух. учета в России
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.
-й уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон " О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
-й уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 15 ПБУ.
-й уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств; Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней.
-й уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
6. Общая характеристика предмета и метода бух. учета
Предметом бух. учета является упорядоченная и регламентированная информац.система, которая отражает имущество по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и рез-ты деят-ти организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.
Метод бух. учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изуч-ся предмет бух. учета.
Элементы методов бух. учета:
Документация, т.е. письменное свидетельство о совершенной хоз. операции, придающее юридич. силу данным бух. учета.
Инвентар-я- это уточнение фактического наличия имущ-ва и финн-х обязательств, путем сопоставления их с данными бух. учета на определенную дату.
Счета бух. учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущ-ва по составу, размещению и источникам образования, о хоз-х операц.по качествен. Однородным признакам, выраж-м в денеж-х, натур-х, трудовых измерителях.
Двойная запись- это взаимосвязанное отражение хоз-х операций на счетах бух. учета, тогда каждая операция одновременно записыв-ся по дебету одного счета и кредиту друг.счета на одинаковую сумм.
Денежн.оценка- денежн. выраж-е объектов бух. учета для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькуляция - это группировка затрат и опред-е себестоимости отдельных видов продукции и заготов-х матер-х ценностей.
Бух. баланс - это способ эконом-ой группировки и обобщение имущ-ва организ-ии по составу, размещению и источникам формирования, выраженной в денеж-ой оценке и составл-ой на определ-ю дату.
Бух. отчетность- это единая система данных об имущественном и финн-ом положении орган-ии, и о рез-х его хоз. деят-ти, составляемые на основе данных бух. учета по установ-м формам.
. Имущество организации по составу и размещению
) Внеоборотные активы.
). Основные ср-ва (счет 01) - совок-ть матер-веществ-х ценностей, используемых в кач-ве ср-в труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, либо для управл-я организ-ии в теч. периода, превышающего 12 мес., либо обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес. Орган-я имеет право не чаще 1 раза в год( на нач.отчетн.года) переоценивать объекты осн.ср-в, путем индексации, или прямого пересчета по рыночным ценам.
К основн. ср-м отн-ся: здания, сооружения, передаточные устр-ва, рабочие и силовые машины и оборудования, измерит-ые и регулирующие приборы и устр-ва, вычислит.техника, транспорт. ср-ва и т.д.
Классификация осн. ср-в:
. По отраслевому признаку:
ос пром-ти,ос в с/х,ос в лесное хоз-во,ос в транспорт.,ос в торговле
. По назначению:
Производств-е осн. фонды ( услуги транспорта, связи, торговли и т.д.)
Непроизв-е основн. ср-ва ( дет.сад, жилые дома, ясли, школы, больницы и т.д)
. По степени исп-я:
Действующие собств. устан. в цехах предпр-я
Запасные части, нах-ся в резерве
Бездейств-ие ( на консервации); ( излишние, не комплектные, нах-ся в стадии достройки до оборуд-я, реконструкции и частичная ликвидация)
. В зависим-ти от имеющихся прав на объекты:
Принадлеж. организ. на правах собств-ти
Нах-ся у организ-и в оперативном управл-и или хоз.ведении
Получ. организацией в аренду.
). К НМА отн-ся объекты, использ-ые в хоз. деят-ти в теч. периода превыш-ие 12 мес.; имеющие денежн. оценку, приносящую доход; облад-ие возм-ю идентификацией, но не яв-ся при этом матер-о веществ-ми ценностями для орган-ии.
Стоим-ть права;
Пользование природ. ресурсами, землей;
Стоим-ть права на изобретение; авторские права, патенты, товарные знаки; права на «ноу-хау»
Стоимость приобретенных брокерских мест или прав пользования брокерским местом;
Организационные расходы
Деловая репутация и т.п.
Орган. расходы - это расходы организации по оформлению учредит.: плата за консультации, регистрац., сборы; затраты на изготовл. штампов, печатей, рекламные расходы и т.д.
Деловая репут.- это превыш - е цены организации ( текущей цены) над стоимостью по бух балансу всех ее активов и обязат-в.
Доходн. вложения в мат ценности - это вложения орган-ии в часть им-ва, к-ые предоставл-ся организацией за плату во временное владение, пользование, с целью получения дохода.
Вложения во внеоборотные активы ( капитальные вложения) - это затраты орган-ии, связанные со строит-вом и приобретением осн. ср-в.
Долгосрочные финансовые вложения - это инвестиции организации, в гос. ценной бумаге, облигации и др.ценные бумаги(акции), в уставные(складочные) капилаты др.организаций в дочерние зависимые об-ва; предоставл.др. организациям займы.
II) Оборотные активы
. К ним отн-ся запасы и затраты. Это матер. ср-ва, кот-ые теряют или видоизменяют свою натур. форму, полностью потребляются в 1-ом произвед-ом цехе, целиком переносят свою стоим-ть на продукцию.
. готовая продукция, товары для перепродажи
Незавершенное произ-во - это продукция, не прошедшая всех стадий обработки, кот-е предусмотрены тех. процессом; незаконченные работы не принятые заказчиком.
Денежные ср-ва - это сумма наличных и безнал-х денежн.ср-в орган-ии.
Дебиторская задолж-ть - это задолж-ть организации юр. и физ.лиц за товары и услуги, продукцию по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.
Краткосрочные финансовые вложения - вложения в ценные бумаги, в предоставл в срок до 1 года.
. Источники образования имущества
Выд-ют собственные и заемные источники образов-я имущества.
I.собствен. источник ( собственные капитал) - это собственный капитал, т.е. чистая стоимость имущества, опред-ая как разница м/у стоимостью активов и ее обязат-ми.
Вкл.в себя: 1) уставный капитал- это совок-ть вкладов, взносов учредителей или участников в имущ-во в ден.выраж-и в орг-ию, при ее создании для обеспеч-я деят-ти……….
) добавочный капитал образ-ся за счет прироста стоим-ти внеоборотных активов, при их переоценке, за счет безвозмезлного поступления различ-х активов от юр.и физ.лиц, а также за счет разницы от продажи собств-х акций.
) резервный капитал - это часть собств-х ср-в орган-ии, кот-ая образуется за счет отчислений из чистой прибыли, в соотв-ии с действ-им законодат-вом
) нераспределенная прибыль ( непокрытый убыток) - оставшаяся после уплаты налога сумма прибыли,к-ая поступает в распоряжение орг-ии для дальнейшего расходования в соотв-ии с решением акционеров и собственника.
Может полность или частично распр-ся на выплату доходов учредителям; на финанс.обеспеч-е производственного развития орган-ии, на приобретение нового имущества, на отчисление в резервный капитал и др.
) целевое финансирование и поступления - это источник доп.ср-в, полученных из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов спец.назначения, от др.орган-ий, физ.лиц, в виде субсидий или дотаций.
) оценочные резервы создаются за счет прочих доходов орган-ии для регулир-я оценки отд-х объектов бух назначения.
Прочие доходы - полученные штрафы,пени и т.д.
.1 резервы по сомнительным долгам - по расчетам с др.орган-ми и гражданами за продукцию, товары, работы или услуги с отнесением сумм резервов на финанс-ые рез-ты.
Сомнительный долг- дебиторская задолж-ть.
.2 резервы под снижение стоим-ти мат-х ценностей
.3 резерв под обесценение вложений в ценные бумаги
.4 резервы предстоящих расходов и платежей
) доходы будущих периодов. Охватывает доходы, полученные в отчетном периоде по относящ-ся к будущим отчетн.периодам; предстоящие поступления задолж-ти по недостачам, к-ые выявлены в отчетном периоде за прошлые годы; разницу м/у суммой, подлежащих взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам ценностей.
) прибыль представляет собой конечный финансовый рез-т, выявленный за опред.период, на основании бух учета всех хоз.операций и оценки статей бух баланса по правилам, принятым в соотв-ии с « положением по ведению бух учета и бух отчетности РФ»
Прибыль- это сумма превыш-ая доходов над расходами, полученных за отчетный период от:
обычных видов деят-ти;(выручка от продажи товаров, от оказания услуг)
доходы от операционной деят-ти(продаем прочие активы)
от прочей деят-ти(штрафы, пении, неустойки)
от чрезвыч-ой деят-ти
Заемные источники
. долгосрочные обязат-ва(больше года). Обяз-ва орг-ии со сроком погашения более 1 года: а)долгосрочные кредиты банка
б) долгосрочные займы- ссуды юр. и физ.лиц(кромпе банков), полученные на срок более 1 года
. Краткосрочные обяз-ва:
а) краткосрочные кредиты банка- это ссуды, полученные на срок менее 1 года
б) краткосрочные займы- это ссуды юр. и физ.лиц, полученные на срок менее 1 года(кроме бынков)
в)кредиторская задолж-ть( счет 60,76,79) - это задолж-ть орган-ии др. юр. и физ.лицам, появл-ся в рез-те разрыва во времени, м/у предоставлением товарно-матер-х ценностей (ТМЦ), поступлением предварительного денежного аванса и датой их фактической оплаты и заполнение обязат-в перед сторонними лицами.
г) задолженность по расчетам с бюджетом возникает в следств. разрыва по времени начисления и даты платежа
д) долговые обяз-ва орг-ии перед своим персоналом по оплате труда(счет 70). Возникает с появлением разрыва во времени м/у начислением и датой выдачи з/п.
е) задолж-ть органов соц. страхов-я и др.учреждений(счет 69) возникает в рез-те разрыва м/у временем начисления и даты оплаты.
9. Хозяйственные операции и их результаты
Хоз.операции- это действие, которое отражает хоз.факторы, сделки, расчеты, рез-ты фин. деят-ти и т.п., состав и размещ-е имущ-ва, источники его образования.
Сфера снабжения - совок-ть операций, в рез-те которых организация обеспеч-ет себя покупными предметами и ср-ми труда, необходимыми для произ-ва.
Фактическая себестоимость приобретения (заготовления) произв-х запасов склад-ся из стоим-ти товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организ-ю.
Сфера произ-ва - в которой предметы труда превращаются в готовую продукцию, с помощью работников, кот-е воздействуют на них ср-ми труда и придают им новый вид или св-ва.
Готовая продукция - это изделия или продукты полность произведенные в данной орг-ии, отвечающие требованиям стандартов и технич-м условиям и сданной на склад готовой продукции.
Основные задачи учета в сфере произ-ва:
). опред-е объема произ-ва выпускаемой продукции в целом и по отдельным ее видам, который выражен в денежном и натур. измерении.
). Исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всей реализов-ой продукции.
). Контроль рацион-го использ-я матер-х, трудов-х и финансовых ресурвов.
Сфера продаж и фин-е рез-ты представ-ют собой совок-ть хоз.операций, связанных со сбытом и продажей продукции, продажей основных ср-в и прочих активов и определ-ем финн-х рез-тов деят-ти (прибыли или убытка)
Фактическая себестоимость проданной продукции (полная) склад-ся из произ-ой себест-ти и расходов по сбыту продукции. Разница м/у выручкой и полной фактич-ой себестоим-ю яв-ся финн-м результатом.
Задачи:
.контроль за ходом вып-я договоров- поставок по объему и ассортименту реализ-ой продукции.
.своевременное и полное исчисл-е сумм, получ-х за реализов-ую продукцию.
.выявл-е конечных фин.результ-ов деят-ти организации
. Сущность, строение и структура бух баланса
Бух баланс - это способ эк-ой группировки и обощения информации об имущ-ве по составу, функцион-ой роли и источником его формиров-я в денежной оценке на опред-ую дату.
Бух баланс представляет собой таблицу, состоящую из 2-х взаимосв-х сторон: левая сторона наз-ся актив и отражает состав и размещение хоз-х ср-в, а правая сторона наз-ся пассив, в котором фиксир-ся источники образов-я хоз.ср-в.
Отдельные пок-ли (строки) актива и пассива наз-ся статьями баланса.
Общий итог баланса наз-ся валютой баланса.
Баланс-нетто исп-ся в наст.время для цели максимально отвечать требованиям междунар.стандартов финн-ой отчетности(МСФО).
В балансе активы и пассивы предст-ся с подразделением в зависим-ти от срока обращения (погашения) на краткосрочный и долгосрочный.
Бух баланс-нетто имеет в активе 2 раздела:
внеоборотные активы
оборотные активы
В пассиве 3 раздела:
) капитал и резервы
) долгосрочные обяз-ва
) краткосрочный обяз-ва
В активе баланса имущ-во приведено по степени ликвидности:
?труднореализуемые активы
?медленнореализ-е активы (подраздел «запасы», раздела 2, кроме статьи «расходы будущих периодов»)
?быстрореализ-е активы (дебиторская задолж-ть и прочие активы)
?наиболее ликвидные активы (денеж.ср-ва и крсткосрочные финн-е вложения в ценные бумаги).
В пассиве баланса источники расположены в зависимости от срочности их погашения:
?постоянные пассивы (УК,резервный капитал и др)
?долгосрочные пассивы
?краткосрочные пассивы
?наиболее срочные обяз-ва (кредиторская задолж-ть)
. Типовые изменения в балансе, вызываемые хоз. операциями.
Хоз-ые операции могут изменять в балансе:
. статьи актива
. Статьи пассива
. статьи актива и пассива в сторону увелич-я остатков на одну и ту же сумму
. статьи актива и пассива в сторону уменьшения остатков на одну и ту же сумму
типа изм-ий в балансе:
« Первый» тип хоз-х операций хар-ся изменением только в активе баланса:
А+И1-И1= П
«Второй» тип операций хар-ся изменением только в пассиве баланса (т.е.меняются только источники):
А = П-И2+И2
«Третий» тип хар-ся одновременным изм-ем (увелич-ем) на равную сумму статей актива и пассива баланса. Итоги пассива и актива баланса на сумму хоз.операции:
А+И3=П+И3
«Четвертый» тип хар-ся уменьшением -//-//-//
Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на сумму хоз.операции:
А- И4 = П-И4
. План счетов
"Основные средства"АКТИВНЫЙ
"Амортизация основных средств"ПАССИВНЫЙ
"Доходные вложения в материальные ценности"АКТИВНЫЙ
"Нематериальные активы"АКТИВНЫЙ
"Амортизация нематериальных активов"ПАССИВНЫЙ
Оборуд к установке А
"Вложения во внеоборотные активы"АКТИВНЫЙ
"Отложенные налоговые активы"АКТИВНЫЙ
"Материалы"АКТИВНЫЙ
Животные на выращивании и откорме А
Резервы под снижение стоимости материальных ценностейА-П
Заготовление и приобретение материальных ценностейА-П
Отклонение в стоимости материальных ценностей А-П
"НДС по приобретенным ценностям"АКТИВНЫЙ
"Основное производство"АКТИВНЫЙ
Полуфабрикаты собственого производства А
"Вспомогательные производства"АКТИВНЫЙ
"Общепроизводственные расходы"АКТИВНЫЙ
"Общехозяйственные расходы"АКТИВНЫЙ
Брак в производстве А
"Обслуживающие производства и хозяйства"АКТИВНЫЙ
"Выпуск продукции (работ, услуг)"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Товары"АКТИВНЫЙ
"Торговая наценка"ПАССИВНЫЙ
"Готовая продукция"АКТИВНЫЙ
"Расходы на продажу"АКТИВНЫЙ
"Товары отгруженные"АКТИВНЫЙ
Выполненные этапы по незавершенным работам А
"Касса"АКТИВНЫЙ
"Расчетные счета"АКТИВНЫЙ
"Валютные счета"АКТИВНЫЙ
Спец счета в банке А
Преводы в пути А
"Финансовые вложения"АКТИВНЫЙ
Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги П
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Расчеты с покупателями и заказчиками"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
Резервы по сомнительным долгам П
"Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"ПАССИВНЫЙ
"Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"ПАССИВНЫЙ
"Расчеты по налогам и сборам"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"АКТИВНОПАССИВНЫЙ
"Расчеты с персоналом по оплате труда"ПАССИВНЫЙ
"Расчеты с подотчетными лицами"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Расчеты с персоналом по прочим операциям"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Расчеты с учредителями"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Отложенные налоговые обязательства"ПАССИВНЫЙ
"Внутрихозяйственные расчеты"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
Уставный капитал"ПАССИВНЫЙ
Собственные акции А
Резервный капитал П
Добавочный капитал П
"Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
Целевое финансирование А-П
"Продажи"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
"Прочие доходы и расходы"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
Недостачи и потери от порчи ценностей Активный
Резервы предстоящих расходов ПАССИВНЫЙ
"Расходы будущих периодов"АКТИВНЫЙ
"Доходы будущих периодов"ПАССИВНЫЙ
"Прибыли и убытки"АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ
Классификация документов
ПО НАЗНАЧЕНИЮ:
. оправдательные (счет, кассовый ордер);
. бухгалтерского оформления (бухгалтерская справка, расчеты);
. распорядительные (платежные поручения, приказ о приеме на работу и зачисление в штат)
. комбинированные (расчетно-платежные ведомости).
ПО ОБЪЕМУ СОДЕРЖАНИЯ:
. первичные (кассовый ордер, требование, накладная, чек)
. сводные (авансовый отчет, расчетно-платежная ведомость).
ПО СПОСОБУ СОСТАВЛЕНИЯ:
. разовые (требования, накладные);
. накопительные (лицевой счет, лимитно-заборная карта).
ПО МЕСТУ СОСТАВЛЕНИЯ:
. внутренние (накладные-требования);
. внешние (платежные требования или поручения, выписка банка)
Первичные документы по назначению разделяют:
Распорядительные - разрешают проведение хозяйственных операций, но не подтверждают их совершение (приказы, распоряжения) не отражается в учетных регистрах. Эти док-ты подписывают сотрудники организация, имеющие право давать распоряжения, отраженные в данных документах;
Исполнительные (оправдательные) - фиксируют факт совершения хозяйственной операции и свидетельствуют о получении, выдаче, расходовании материальных и денежных ресурсов, что непосредственно отражается в учетных регистрах (накладные, требования, приходные ор-дера, акты приемки и др.);
Документы бухгалтерского оформления - составляются в бухгалтерии в случаях, когда для записи хозяйственных операций других первичных документов нет (отчеты, справки, расчеты и др.)
Комбинированные документы - документы, имеющие разрешительно - оправдательный характер, оправдательный и бухгалтерского оформления (авансовый отчет, расходный кассовый ордер, платежная ведомость).
По порядку составления документы разделяют на первичные, которые составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения и сводные - оформляются на основании первичных однородных документов. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления, комбинированными.
По содержанию хозяйственных операций документы делятся на материальные документы - отражают наличие и движение средств и предметов труда. Денежные - отражают движение денежных средств. Например: чеки, выписки банка. Расчетные -отражают расчеты организация с юр и физ лицами. Например: платежные поручения.
По способу отражения операций документы бывают разовые. После составления разовый документ поступает в бухгалтерию и служит основанием для отражения в учете. Накопительные документы - составляются за определенный период для отражения однородных повторяющихся операций. В конце периода подсчитываются итоги для показателей, которые служат основанием для учетных записей.
По месту составления документы бывают внутренними , которые составляются для отражения внутренних операций организация. Например: кассовые приходные и расходные ордера. Внешние документы г составляются за пределами данного организация и поступают к нему в оформленном виде. Например: выписка из банка.
По порядку заполнения: документы, заполняемые вручную или на пишущей машинке и посредством средств вычислительной техники, т.е. автоматическое формирование первичного документа в момент отражение хозяйственной операции в информационной системе организация.
Форма документа определяется совокупностью показателей и их расположением в документе. Наименование показателей и их состав зависят от типа отражаемой хозяйственной операции. Первичные документы для придания им юридической силы имеют ряд обязательных показателей:
наименование документа (формы), код формы;
дата составления;
наименование организации;
содержание хозяйственной операции
измерители хозяйственной операции
наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяй-ственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
. Порядок составления и хранения документов
Своевременность оформления документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно по окончании операции.
Точность, ясность и полнота содержания операции, оформляемой документом. В каждом документе текст, характеризующий операцию, должен быть конкретным, с тем чтобы после заполнения не возникали неясности. Все показатели по форме документа должны быть заполнены, а свободные графы и строки прочеркнуты.
Четкое заполнение документа. Заполнение бланка документа должно производиться на машинке, чернилами или химическим карандашом, аккуратно и разборчиво. В документах не допускаются не оговоренные исправления. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа;
код формы;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственных операций;
измерители хозяйственных операций (количество, сумма);
должность лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровку, включая случай создания документов с применением вычислительной техники.
Документы на машинных носителях информации в обязательном порядке содержат:
наименование организации;
дату записи документа;
местонахождение организации;
код оператора, записавшего документ на магнитную ленту.
Документы на машинограммах обязательно содержат:
наименование и местонахождение организации;
дату составления.
Поступившие в бухгалтерию документы до записи в учетные регистры или передачи на машинно-счетную установку подвергаются бухгалтерской обработке, которая проводится в три этапа.
Группировка - это подборка документов в однородные группы не только по названиям, но и по документам, связанным с ними. Она позволяет подводить общие итоги по однородным документам, что значительно облегчает учетную обработку сгруппированных данных и дает возможность производить записи одной бухгалтерской проводкой.
Арифметическая проверка документов позволяет контролировать арифметические подсчеты итогов, правильность отражения количественных и стоимостных показателей.
Таксировка документов - выражение натуральных показателей в денежном измерении и подсчет суммы.
Под контировкой документов понимают уточнение счетов, на которые следует записать по дебету и кредиту оформленные в прилагаемых документах хозяйственные операции.
Все документы после окончательной бухгалтерской обработки подшиваются в папки и передаются на хранение в текущий архив, чем обеспечивается их сохранность и удобство хранения.
В зависимости от сроков хранения документы бывают:
временного хранения (до 10 лет включительно);
долговременного хранения (свыше 10 лет);
постоянного (вечного) хранения.
. Понятие виды и сроки проведения инвентаризации
Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Виды:
Частичная инвентаризация проводится один раз в год для каждого объекта.
Периодическая инвентаризация осуществляется в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.
Полная инвентаризация - это проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета.
Выборочная инвентаризация имеет место в организациях с большой номенклатурой ценностей в местах их хранения и переработки, а также на отдельных участках производства или при проверке работы материально ответственных лиц, например проверка наличных денежных средств в кассе.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:
по основным средствам - один раз в три года, а по библиотечным фондам - один раз в пять лет;
по капитальным вложениям - один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;
по незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырью и материалам - не ранее 1 октября отчетного года;
по товарам, сырью и материалам в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, - в период наименьших их остатков.
Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валют счетах, проводится один раз в месяц (как правило, на 1-е число каждого месяца).
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банка.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами, сумм задолженностей по недостачам и хищениям заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на бухгалтерских счетах.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
. Этапы и отражение результатов инвентаризации в учете
Бухгалтерия посылает дебиторам выписки из их лицевых счетов с требованием погашения задолженности или письменного подтверждения суммы долга. От кредиторов должна быть затребована выписка об остатках задолженности, с тем чтобы проверить правильность взаимных расчетов.
Работу по проведению инвентаризации целесообразно разделить на три этапа.
Первый - предварительная работа председателя инвентаризационной комиссии: изучаются объекты, подлежащие инвентаризации; организуется пломбирование мест хранения материальных ценностей; проверяется правильность весоизмерительных приборов.
Второй - члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и закрепляются за объектами, подлежащими инвентаризации. Они должны быть ознакомлены с инструкцией о порядке проведения инвентаризации, а также получить необходимые бланки для ее проведения.Третий - выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Она подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и председателем инвентаризационной комиссии.
По окончании проверки инвентаризационная комиссия составляет протокол (акт), отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации. Затем определяется порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета.
Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Если конкретные виновники недостачи не установлены, то разницы рассматриваются как недостача сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты - у коммерческой организации или увеличение расходов - у некоммерческой организации.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.
Таким образом, инвентаризация - важнейший инструмент определи соответствия фактического наличия имущества и обязательств данного бухгалтерского учета; она выполняет функцию контроля за сохранностью основных средств, товарно-материальных и денежных средств, выявляет внутрихозяйственные резервы с целью последующего их использования дает информационный материал, необходимый для принятия управленческих решений.
баланс инвентаризация документ учетный
27. Регистры бух учета и их виды
Учетные регистры-это таблицы спец формы, предназначенные для регистрации хоз-х операций.
)По внешнему виду:
бух книги-это учетные таблицы (листы бумаги со спец графофкой) они применяются для учета в бухгалтерии по местам произв-ва (цехи бригады склады).
Все страницы бух книги нумер-ся а в конце книги ставится подпись главного бухг-ра. Наиболее распр-ые-это книга Главная и книга складского учета.
карточки-это отдельные листы разграфленные для нужд учета изготовленные из бумаги или картона стандартного размера.
При открытии карточки регистр-ся в спец реестре в кот-м каждой карточке присваив-ся свой порядковый номер.
Свободные листы-это разновид-ть карточек… отличие состоит в способе хранения. Свободные листы находятся в спец регистраторах (папках). В любой момент кажд лист м.б. вынут из регистратора для записи подсчетов выборок.
) По характеру зависимости:
Хронологический регистр прим-ся для регистрации всех док-в в порядке их поступления без распределения по счетам.
Производится в спец регистрах журналах или реестрах. Цель: обеспеченение контроля за сохранностью док-в поступивших в бухгалтерию и правильн-ти записи в них. Также использ-ся для наведения справок. (регистр-й журнал,кассовая книга,журнал учета поступивших грузов,опись инвентар-х карточек по учету осн-х ср-в)
Систематические регистры ведут-ся для груп-ки бух записей по синтетич-м и аналитич-м счетам. (Главная книга-ведется для учета сгруппир-х операц по синтетич счетам)
Комбинир-е регистры сочетают хронологич-е и систематич-е записи. (книга-журнал,главная,некотор-е журн. ордера и ведомости)
) По объему содерж-я операций:
регистры синтетич-го учета открыв-ся для ведения синтетич-х счетов(без пояснит-го текста, с указанием только даты,номера и суммы бух проводки).
Относятся:реестр счетных док-в,главная книга.
регистры аналитич. учета служит для отраж-я показателей аналитич счетов и контроля за наличием и движением кажд вида мат ценностей.
) По строению:
Односторонние регистры - это различные карточки для учета материальных ценностей, расчетов и других операций. В них объединены отдельные графы дебетовых и кредитовых записей. Учет ведется на одном листе в денежных, натуральных или одновременно в обоих измерителях. Односторонние регистры применяются в синтетическом и аналитическом учете.
Двухсторонние регистры применяются в основном при ведении учета в книгах. Счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице - дебет, на правой - кредит). Двухсторонние регистры используются в синтетическом и аналитическом учете только при ручном способе учета.
Многографные регистры используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета.
Например: Учет движения материалов отражается в целом по предприятию, в разрезе отдельных материально-ответственных лиц, регистрируются затраты по предприятию, подразделениям и в разрезе статей затрат.
Линейные регистры это разновидность многограф-х регистров. Каждый аналитический счет отражается только на одной строке.(напр. Учет авансов выданных подотчетному лицу и всех расчетов по нему)
Шахматные регистры используются для одновременного отражения суммы по дебету одного счета и кредиту другого. Каждая сумма записывается на пересечении строки и графы. Пример: журналы-ордера № 10, 11, 13 и Главная книга.
. Исправление ошибок в документах и учетных регистрах
) Корректурный способ заключается в зачеркивании неправильного текста или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Исправление ошибки должно быть оговорено и подтверждено: утверждено в документе - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах и табуляграммах - подписью лица, производившего исправление. Оговорка дается на полях книги, карточки, журнала-ордера против строки исправленной записи.
В док-ах оформ-е денеж-е операции исправления даже оговоренные не допускаются. Эти док-ты при наличии в них ошибок подлежат замене новыми.
Корректурным способом пользуются для исправления ошибок, допущенных в результате описок, неправильного подсчета итогов, а также записи операции не в тот учетный регистр, который указан в бухгалтерской проводке. Если ошибки обнаружены в регистрах журнально-ордерной формы до проставления в них итогов.
После перенесения итогов регистра в Главную книгу никакие исправления не допускаются. В этом случае на сумму допущенной ошибки оформляют справку бухгалтерии, данные которой заносят в Главную книгу отдельной строкой. Они хранятся при соответствующих учетных регистрах.
) Дополнительная проводка применяется, когда в регистрах записана сумма меньше действительной. Она используется, если:- корреспонденция счетов указана правильно, но в меньшей сумме, чем следовало;-фактическая себестоимость продукции выше учетной или нормативной (плановой).
) Способ КРАСНОГО СТОРНО (отрицательная запись) применяется для:
исправления ошибочной корреспонденции счетов или записи большей, чем следовало, суммы. Сумма записывается в учетные регистры красными чернилами. При подсчетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Одновременно составляется проводка обычными чернилами, правильно отображающая произведенную операцию. При помощи способа красного сторно исправляются ошибки до и после подсчета итогов, в том числе и ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах.
при корректировке себестоимости продукции до фактической, если фактическая себестоимость продукции ниже учетной или нормативной (плановой).
Формы Бух учета
Форма бухгалтерского учета-это совокупность учетных регистров, предопред-х связь синтетического и аналитического учета методику и технику регистрации хоз-х операций,технологию и организацию учетного процесса.
Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются(4):
назначение, содержание, внешний вид и количество применяемых учетных регистров;
взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;
последовательность и способы записей в учетные регистры;
степень использования средств автоматизации в бухучете.
(1) Форма БУ журнал-главная-Это книжно-карточная форма учета, ведется в организациях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и некоторых финансовых органах.
Особенность этой формы - регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтетич учета объединены в одной комбинированной книге - «Журнал главная».
Схема
(2)Упрощенная форма БУ
М.б. использована малой организацией с простым технологическим процессом производства продукции, имеющим незначительное количество хозяйственных операций. Способы:
)простая форма БУ:Сущность в том, что регистрация первичной документации, распределение сумм соверш-х операций по счетам, которые являются регистром аналитического и синтетического учета, а также определение себест-ти продукции и финанс-го результата производятся в одном бух регистре - Книге учета хозяйственных операций.
).Форма БУ с использованием регистров учета имущ-ва малой организации.
В качестве учетных регистров применяются 8 ведомостей (В1-8В) для учета имущества организации, источников его образования и одна шахматная вед-ть(В9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей по счетам БУ.
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма №В-1;
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма №В-2;
Ведомость учета затрат на производство -форма№В3
Ведомость учета денежных средств и фондов - форма №В-4;
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-5;
Ведомость учета реализации - форма №В-6(оплата);
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-6(отгрузка);
Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма №В-7;
Ведомость учета оплаты труда - форма №В-8;
Ведомость (шахматная) - форма №В-9.
(3). Мемориальная форма
На каждую хоз операцию составляется мемориальный ордер. Поступающие в бухг-ю док-ты на протяжении опред-го периода накаплив-ся и регистр-тся в накопит-х ведомостях на основании сгруппир-х док-ов кажд бух проводка оформ-ся отдельным мемориальным ордером к которому прикреп-ся все относящ-ся к данной проводке документы.
Синтетический учет ведется в двух регистрах: регистрационном журнале(хронологическая);Главной книге(синтетическая запись)
Аналитический учет ведут на карточках и в книгах.
(4). Журнально-ордерная форма учета.
В основе этой формы лежит принцип накапливания данных первичных документов в разрезах которые обеспечивают синтетический и аналитический учет ср-ств и хоз-х операций по всем разделам БУ.
Хронологическая и систематическая записи осуществляются одновременно а оборотные вед-ти сост-ся только по счетам по которым ведутся карточки аналитич-го учета.
Применяются регистры:Журналы Ордера(К) и Вспомогательные ведомости(Д)
Жкрнал-ордер-этобух регистр построенный по шахматному принципу на свободных листах спец-го разграфления и заполняемые по кредитовому признаку:данные первичных док-ов регистр-ся только по КРЕДИТУ соответств-х счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в главную книгу которая исп-ся для обобщения данных из журналов ордеров взаимной проверки правильности произвед-х записей по отдельным счетам и для составления бух баланса(отчетности)
. Понятие и состав учетной политики
Назначение учетной политики-установление такой совокупности правил реализации кот-х обеспечила бы максимальный ЭФФЕКТ от ведения учета.
Эффект-этосвоевременное формир-е финанс-й и управленческой информ-ции ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
В вопросах учетной политики должны разбир-ся:
)руководитель т.к. он утверждает учетную политику.
)бухгалтер организации т.к. он формир-т учетную политику.
)аудитор т.к. учетная политика явл-ся одним из объектов аудиторской проверки.
)налоговый инспектор т.к. от многих принципов учетный политики зависит порядок формир-я того или иного объекта налогообложения.
Учетная политика организации-это ср-ва с помощью которого осущ-ся процесс реальной либерализации системы бух учета происходит совершенствование нормативной системы по БУ и бух отчетности и разреш-ся противоречия действующ-го законодат-ва в реализации реформирования бух учета в соответствии с международ-ми станд-ми финанс отчетности (МСФО)
В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». В декабре 1998 г. издана его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.)
Раздел 1. Общие положения. Учетная политика организации определяется как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности». К ним относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета.
Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование одного из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу с точки зрения перечня вопросов, решение которых входит в компетенцию руководства организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету.
Раздел 3. Раскрытие учетной политики. Под раскрытием учетной политики, согласно ПБУ, понимается придание ей гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Раздел 4. Изменение учетной политики. Может производиться в случаях:изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетное процесса без снижения степени достоверности информации;существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и иными причинами.
31. Аспекты учетной политики организации (методологическая, организационно-техническая)
Методические аспекты включают:
. Установление границ основных средств.
. Порядок начисления амортизации по основным средствам.
. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
. Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовки материальных ценностей.
. Метод оценки материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.
. Сроки погашения расходов будущих периодов.
. Вариант учета выпуска продукции.
. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
. Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
. Сроки списания доходов будущих периодов.
. Вариант распределения и использования чистой прибыли.
. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
. Порядок оценки кредиторской задолженности.
. Учет собственного капитала.
. Метод распределения расходов на продажу и др.
Организационно-технические аспекты включают:
. Выбор формы бухгалтерского учета.
. Организацию работы в бухгалтерии.
. Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
. План счетов бухгалтерского учета.
. Технологию обработки информации.
. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами.
Таким образом, при разработке учетной политики организации следует иметь в виду, что поскольку учетная политика утверждается приказом руководителя организации, то после его подписания указанный документ приобретает юридическую силу.
Раздел «Изменение учетной политики» предусматривает, что учетная политика организации принимается на ряд лет и не может ежегодно меняться. Изменения учетной политики допускаются лишь в случаях:
изменения законодательства РФ или нормативных документов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;
существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).
Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и использования (придания гласности) учетной информации, что позволяет расширить возможности организации в области учета не в жестком, а вариантном режиме.