Урок-обобщение по теме «Чередование гласных о/а в корнях с чередованием».

Краснодарский край

муниципальное образование город Армавир

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина


Урок-обобщение по теме «Чередование гласных о/а в корнях с чередованием».


Автор: Бондарева

Людмила Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы


Армавир

2012г.

Урок-обобщение по теме «Чередование гласных о/а в корнях с чередованием».

Цели и задачи урока: обобщить материал по данной теме; проверить знания условий употребления о/а в корнях -лаг- - -лож-, - раст- - -ращ- , -рос- - -росл- умение приводить свои примеры; вспомнить ССП и СПП.

Оборудование: ИКТ, текст.

Ход урока.

I.   Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы обобщим знания по теме «Чередование гласных о//а в корнях -лаг- - -лож-, - раст- - -ращ- - -рос- - -росл-».

Проверим, хорошо ли вы усвоили выбор написания этих гласных в данных корнях, умеете ли приводить свои примеры; вспомним ССП и СПП.

II. Проверка домашнего задания.

В начале урока проверим домашнее задание (параграф 38, упр. 303, 306) (делают выводы ребята).

III. Домашнее задание: параграф 38, упр. 309.

IV.   Синтаксическая минутка.

Вставить недостающие знаки препинания, выделить грамматические основу(ы), начертить схемы.

1.   Мы с товарищем предполагали выехать до рассвета, но поездка наша отложилась.

[ - = ], но [ - = ]. (ССП)

2.   Растительность здесь почти не встречалась, потому что долго не было дождей.

[ - = ], (потому что …).

- найдите слова в предложениях с чередующимися гласными о//а в корне слова (предполагали, отложилась, растительность).

- вспомните правила написания этих корней, приведите свои примеры.

V. Грамматическая зарядка.

- А сейчас «Грамматическая зарядка». Я вам называю слово, если в корне «а» - вы два раза хлопаете, а если «о» - то два раза топаете. Итак, начнем:

прилагать – х, уложу – т, расти – х, росла – т, прилагательное – х, сложение – т, вырастить – х, выращенный – х,росток – т (искл), отрастить – х (искл), слагаемое – х, полог – т (искл), ложится – т, излагать – х.

VI. Работа с ИКТ.

- А сейчас, ребята, умный филин проверит, как вы усвоили написание корней с чередующимися гласными о//а (сделать еще раз вывод).

VII. Распределительный диктант.

- Работа у доски (таблица заранее начерчена).

1. Проверяемые гласные в корне

2. Непроверяемые гласные в корне

3. Чередующиеся гласные о//а в корне




облако (2), подарить (1), зарастают (3), предположение (3), вестибюль (2), сложение (3), отрасль (3), располагаться (3), выращенный (3), бросать (1), коридор (2), картина (2), убегать (1), звезда (1), росток (3)

(Сделать выводы)

VIII. Проверочный текст (Самостоятельная работа на оценку на отдельных листах по вариантам).

IX. Подведение итогов урока.

Вариант 1.

1.   В каком ряду во всех словах пропущена буква «о»?

А) сл…жение, прил…гать, предл…жить

Б) предпол…жить, ул…жить, пол…г

В) зал…жить, сл…гаемое, предпол…жить


2.   В каком ряду во всех словах пропущена буква «а»?

А) р…стение, водор…сли, р…сточек

Б) выр…щивать, р…сла, отр…стил

В) подр…сти, выр…щенный, отр…сль


3.   Найти третье «лишнее» слово в каждом ряду.

А) прил…гательное, пол…жение, р…стение

Б) выр…щу, сл…жить, сл…гаемое

В) сл…жить, предл…гать, уд…рение


Теги: Урок-обобщение по теме «Чередование гласных о/а в корнях с чередованием».  Методичка  Русский язык, культура речи
Просмотров: 24073
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Урок-обобщение по теме «Чередование гласных о/а в корнях с чередованием».
Назад