Этнические конфликты в африканских странах

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра музеологии и истории культуры


Этнические конфликты в африканских странах


М.Ю.Сергеева

Ст. гр. ЗТРд-111

Руководитель:

к.п.н. доц. Л.Г. Гужова


Владимир 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия и сущности этнического конфликта

ГЛАВА 2. Особенности межэтнических конфликтов в Африке на современном этапе

Глава 3. Этнический конфликт тутси и хуту

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

этнический конфликт африканский

Одна из самых актуальных проблем на сегодня, что существуют во всем мире - межэтнические и межконфессиональные конфликты. Этому есть логическое объяснение, ведь конфликты такого рода очень сложно разрешить. Кроме того, они являются источниками политической нестабильности.

В современных условиях очень сложно назвать хотя бы одну этнически однородную страну. Люди разных национальностей сталкиваются с задачей найти оптимальный способ сосуществования на одной территории, однако, к сожалению, их мирная жизнь не всегда складывается.

Конфликты на почве этнических разногласий всегда занимали определенное место в истории человечества. Следует отметить, что даже при наличии значительного количества международных организаций, что регулируют политические отношения, число этнических конфликтов в современном мире продолжает расти. На это влияет глобализация, модернизация, массовые миграции населения.

Трудно переоценить актуальность данной проблемы. Конфликты такого характера опасны и могут привести к политической, социальной нестабильности, а это, в свою очередь, повлияет на государственность и целостность страны.

Данная работа состоит из трех логически связанных между собой разделов.

В первом разделе раскрывается теоретический, понятийный аспект межэтнического конфликта, причины его возникновения, типы и формы.

Во втором разделе речь идет об особенностях межэтнических конфликтов в Африке.

Третья глава посвящена проблеме урегулирования конфликта двух народностей на территории Африки - хуту и тутси.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА


В современной конфликтологии до сих пор нет единства относительно того, что содержит в себе понятие конфликта, насколько это широкое понятие, и чем ограничиваются объекты его исследования. Термин «конфликт» может включать как вооруженный конфликт, так и только политический кризис, как острые противоречия на международной арене, так и международную интервенцию. Дефиниция "конфликт" определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, что проявляется в острой форме. В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия

Ту же ситуацию можно наблюдать и в исследованиях проблемы этнического конфликта. «Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются на основе этнических признаков. Источником этнического конфликта, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия. Нарастание этнического конфликта сопровождается ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровня развития, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии». Отталкиваясь от самого определения этнического конфликта, возникают вопросы: насколько оправдано существование термина этнический конфликт в современной терминологии международных отношений? Или возможно возникновение конфликта только на основе этнической принадлежности людей или происходит всего лишь использование термина для сокрытия реальных целей и причин конфликта?

Рассматривая динамику этнических по форме конфликтов, следует подчеркнуть, что все они проходят один путь - от романтизма высшей идеи и веры в победу до осознания необходимости решения проблемы путем переговоров. Именно на этом этапе и важно четкое понимание реальных причин конфликта, объективных противоречий и удельного веса именно этнического компонента. Если рассмотреть корни конфликтов, которые получили определение этнических, будь то Чечня, Косово, Карабах или Грузия, то можно увидеть, что этнические противоречия в чистом виде составляют не более 10%. Фактически невозможно найти ни одного этнического конфликта, где главную роль играли экономические, территориальные или политические причины. Представитель Международного института исследований проблем мира (Норвегия) Дэн Смит, анализируя этнические конфликты, отмечал, что по своей сути это "конфликты за власть или доступ к экономическим ресурсам". По мнению ученого, "этнические различия в таких конфликтах играют роль инструмента, используемого политическими лидерами в своих целях".

Много этнических конфликтов возникают из лозунга «права наций на самоопределение». В данном случае возникает два казуса. Во-первых, столкновение двух принципов международного права, которые закреплены в Уставе ООН - «права наций на самоопределение» и «неприкосновенность существующих границ». Другая проблема - это тонкая грань между понятиями „нация и „этнос и, исходя из этого, какая группа имеет право использовать в своей борьбе этот принцип международного права, а какая нет.

Международная общественность всегда приветствует национально-освободительные движения, и ни одно демократическое государство не позволит себе заявить, что оно не согласна с этим принципом. Этнический же конфликт - это более чем острый вопрос для споров. С одной стороны, очень часто этнический конфликт возникает из-за желания этноса создать свое государство и отделиться, с другой стороны, исходя из политического определения сроков, этнос не равен нации. И в ситуации, когда отделения требует этнос, вспоминается еще один основной принцип международного права - нерушимость и неприкосновенность территориальной целостности государств. В результате чего мы приходим к практике двойных стандартов, где развитие этнического конфликта и возможности удовлетворения требования того или иного этноса влияют уже не объективные факторы и желания народа, а мнение и решение мирового сообщества, крупных государств, соседей; экономические и политические противоречия. Существует право наций на самоопределение или нет, эффективно оно или нет, принцип это или право - все остается сомнительным и спорным.

Российский исследователь В. А. Тишков в своей книге „О природе этнического конфликта выделяет несколько основных типов этнических конфликтов:

. Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов.

. Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования.

. Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов.

. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства.

. Конфликты, источниками которых являются последствия произвольных территориальных изменений (столкновения в ряде африканских стран).

. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном федеративном "пироге" (Чечня).

. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии (Кавказ-Москва).

. Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик (месхетинские турки в Узбекистане, чеченцы в Казахстане).

. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и какой должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами (Молдова, Казахстан).

Однако на практике мы видим, что не существует ни этого типа в чистом виде. Чаще всего требования автономии или независимости очень тесно связаны с экономической неудовлетворенностью интересов политической элиты. Логичным будет вопрос - не оговаривается этнический конфликт только количеством задействованных людей, красивыми и понятными лозунгами, сокрытием истинных целей и причин за завесой этнических противоречий.

Существует большое количество западных школ теории этнического конфликта, большинство из которых анализирует лишь отдельные причины конфликта. Так одной из самых распространенных теорий является теория „спящей красавицы. Согласно этой теории этнические конфликты существовали всегда, и причиной многих конфликтов является „унаследованная первичная ненависть. То есть человечество никак не может предупредить или решить этнические конфликты, ведь эти идеи и противоречия так укоренились в человеческое сознание, может никто уже и не помнит, с чего они начались, но на ментальном уровне считают другой этнос своим врагом.

Еще одной популярной теорией является теория модернизации, согласно которой один этнос развивается более активно и удачно, чем другой, как следствие возникает неравенство и чувство зависти, за что отстала за развитием группа начинает считать виной в этом более успешную и отстаивать свои „права. Эта причина возникновения этнического конфликта является одной из наиболее опасных, ведь устранение „причины не обязательно приведет к решению конфликта. Экономически развитые районы Испании баскские и Северная Ирландия является тому подтверждением, когда уровень экономического развития страны не влияет на разрешение конфликта. Теория модернизации подается и с другой стороны. В 70-е годы ХХ в. возникли идеи, согласно которых, с развитием и модернизацией общества, этнические конфликты перестанут существовать, и на их место придут классовые конфликты и оккупация земель. Опять же пример Испания, Канады и Ирландии подтверждает обратное.

Третья теория, которая заслуживает внимания, - это конструктивизм, в частности идея, что элиты манипулируют понятием национальной идентичности для достижения собственной цели. Классическим примером считается конфликт в Югославии, где начало противостояния возник именно из-за амбиции С. Милошевича, который использовал националистические лозунги для собственного закрепления у власти. Этот пример является весьма спорным, особенно в ситуации с Косово, но эта причина может быть одной из приоритетных при анализе этнических конфликтов на разных этапах их развития. С этой точки зрения также стоит рассмотреть конфликты на Кавказе, в Молдове, особенно в ситуации противостояния с Россией, и возможно в Крыму. Ведь на бытовом уровне не существует споров через принадлежность к разным этносам. Выводы, относительно этнической составляющей конфликтов возникают именно из речей и действий политической элиты, которая преследует свои собственные различные цели под лозунгами защиты этнических меньшинств или необходимости этнического противостояния.

В любом существующем конфликте закономерным является вопрос его урегулирования и разрешения. А также вопрос, насколько вероятно предотвращения конфликта вообще, или, как минимум, не допущение его перехода в вооруженную фазу.

Если предоставить этносу все права национальных меньшинств, закрепленные во множестве договоров и конвенций, - будет этнос настолько доволен существующим положением, что никогда не потребует как минимум автономии? А где взять гарантии, что не возникнет острая этническая борьба на бытовом уровне, ведь далеко не все этнические конфликты начинаются на высоком политическом уровне. Предоставление автономии, независимости, дробление государств по этническому признаку не дает гарантии решения уже существующей проблемы - ведь фрагментация ведет чаще всего к нестабильности в регионе.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В АФРИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Сегодня большое внимание мирового сообщества привлекают к себе страны третьего мира, особенно Африканский континент. Надлежащим образом от особенностей развития страны этого континента в начале ХХІ века объединила борьба за ликвидацию отставания от ведущих стран мира, укрепления своего суверенитета, экономическую независимость, социальный прогресс, за право распоряжаться богатством своих недр, своими человеческими и финансовыми ресурсами.

Как известно, Африка является одним из проблемных регионов в мире, именно по этой причине она и привлекает внимание мирового сообщества к себе. Негативные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных регионах этого континента. За постколониальный период там было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло 10 млн. человек, большая часть которых было гражданское население. Большинство населения осталось без крыши над головой и работы, миллионы людей стали беженцами против своей воли. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав привело к уменьшению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако впоследствии вспыхнули старые и появились новые.

В связи с этим «афропессимисты» считают, что социально-экономические и политические характеристики африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития и блокирует международные усилия по преодолению этой ситуации. В целом, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.

Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, состоит на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями. Хотя 90-е гг. ХХ в. были трудным и противоречивым периодом эволюции африканских стран, до второй половины текущего десятилетия в подавляющем большинстве государств наметились положительные сдвиги. Внутриполитические и международные отношения в Африке постепенно входят в нормальное русло.

В середине ХХ века Африку назвали пылающим континентом. От мыса Горн до Средиземного моря шла антиколониальная борьба, появлялись новые государства, где власть перехватывали друг у друга военные группировки, вспыхивали гражданские войны. Сейчас история повторяется. Сепаратизм, межэтнические и межконфессиональные столкновения, борьба за землю, воду и полезные ископаемые на фоне быстрого роста населения и скачка мировых цен на продовольствие снова превращают в пылающий континент. Зона нестабильности, начинаясь от Сомали, расширяется все больше: Эфиопия и Эритрея, Судан, Чад, Кения. Много проблем, которые имеет на сегодня Африка, уходят корнями в период колониализма и деколониализма. Например, большинство границ в колониальный период устанавливались без учета исторических, экономических и этнических особенностей. Именно поэтому этнические границы в Африке не совпадают с государственными, это привело к тому, что на этом континенте немного моноэтнических стран (Мадагаскар, Лесото, Ботсвана). В других странах было много конфликтов, которые приводили и к войнам, а присутствие колонизаторов еще больше ухудшило отношения между ними, хотя во время именно колонизации колонизаторы старались не допускать конфликтов на собственной территории, и в то же время побуждали племена до воинственных действий между соседями. После деколонизации колоний ситуация еще больше ухудшилась и остается неурегулированной до настоящего времени.

Ярким примером таких межэтнических конфликтов на африканской территории может быть такая страна как Гана, особенно северная ее часть. Северная Гана полна конфликтов, этнической принадлежности и собственности на землю, а также над тем, кто имеет право взять на себя определенные вождей. Примером может служить борьба между кланами Андани и Абуду в Дагбони в традиционной зоне.

Не менее интересным примером является Конго. В области Масис в Восточном Конго-Киншаса, бывшем Заире, является домом для четырех основных этнических групп - тва, хунд, хуту, и тутси, последние два являясь по сути Руанды иммигрантов и их потомков. С 1940-х годов, они все жили вместе, но в течение 50 лет они так и не нашли общего языка, что привело к массивным войнам между ними.

Слабые, несовершенные, чужие местным социумам государственные структуры часто не в состоянии справиться с межэтническими и межконфессиональными проблемами, когда каждая этническая группа отстаивает свои собственные, эгоистические, интересы. Данная ситуация характерна как для стран, находившихся под управлением военных структур, так и для формально гражданских, даже "демократически" созданных режимов.

К большому сожалению, ООН не достигла положительных результатов в области предотвращения или урегулирования военного конфликта в Африке. Их количество не уменьшается, в то время как военнослужащие ООН все чаще оказываются втянутые в боевые действия, или же попадают в плен к вооруженным группировками, а иногда и под перекрестные огни противоборствующих сторон.

Конфессиональные или этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая или религиозная психология стали основным фактором нестабильности в процессе развития или провоцирования конфликтов. Битва за ресурсы, власть или территории сопровождается опасением за собственную самоидентификацию - за судьбу своего этноса или конфессиональных групп, свою безопасность. Традиционным сознанием создается образ врага в достаточно жестких формах, при этом достижение компромисса, налаживание сотрудничества и взаимопонимания становится крайне проблематичным. Несмотря на то, что демократические принципы сосуществования различных концессий и этнических групп законодательно закреплено во многих конституциях и актах, на практике такие принципы не учитываются. Та или иная религиозная или этническая элита полагает, что имеет особые преимущества, а также определенные исторические заслуги, позволяют им претендовать на высшие должности в армии, администрации, на большую долю доходов и собственности. В условиях постоянной конфронтации люди воспитывают в себе фанатичную преданность интересам своей группы, часто доходят до полного отрицания прав другой группы. Политиками используются любые методы для сплочения той или иной этнической или конфессиональной группы против другой. С помощью средств массовой информации укрепляется групповая сплоченность, фанатизм, находится оправдание любых действий, включая самые жестокие, по отношению к другой группе. Негативные стереотипы и образ врага искусственно культивируется и закрепляется в сознании населения участниками конфликтов. Более того, негативное восприятие другого этноса или иной конфессиональной группы время целенаправленно культивируется правящей верхушкой для стимулирования продолжения войны и отвлечения большой части населения от внутренних социально-экономических проблем.

В заключение следует сказать, что Африка есть, была и будет всегда проблемной территорией. Это связанно с тем, что когда государства на этом континенте принимали независимость, они не учли этнический аспект этого вопроса, что и привело к углублению противоречий между этническими группами, которые были и до того.


ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ТУТСИ И ХУТУ


Конфликт между двумя африканскими народностями хуту и тутси длится уже не первое столетие. Его причины очень простые: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - была нарушена единственная в своем роде "общественная договоренность", существовавшая между двумя африканскими народами на протяжении как минимум пяти веков.

Дело в том, что в конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту, а в XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси зовут баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси повезло. Завоевав страну, они смогли создать здесь своеобразную экономическую систему под названием убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своего рода симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п.

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократами. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Анголе) образовали своеобразную «благородную» касту. У земледельцев не было права владеть скотом, они занимались лишь его выпасом на определенных условиях. У них также не было права занимать административные посты. Так продолжалось длительное время. Но конфликт между двумя народами был неизбежен, ведь, несмотря на то, что как в Руанде, так и в Бурунди тутси составляют всего 10-15% населения, именно ими формируется основа военной и экономической элиты региона. Поэтому любыми свободными выборами обеспечиваются перевес хуту, которые в свою очередь начинают «отыгрываться» на тутси".

Результатом постоянных междоусобиц и межэтнической напряженности стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде. Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны - Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту сразу же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси начались в конце 80-х и достигли апогея в апреле 1994 года, когда примерно за неделю преимущественно деревянными мечами и мотыгами было убито около миллиона тутси. Сигналом к началу такого небывалого еще в Африке геноцида послужила смерть тогдашнего президента Руанды Хабьяримана, когда в апреле 1994 года самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди, был сбит ракетой "земля-воздух".

Тем не менее, тутси удалось быстро организовать армию и, вторгшись с территории Уганды, захватить власть в Руанде.

Реакция ООН на геноцид оказалась, мягко говоря, своеобразной. Тогдашний генсек Бутрос Гали, под давлением США, принял решение вывести миротворческие силы из Руанды - слишком уж большой опасности они там подвергались.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту произошло в 1965 году, но оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 г. в следствии военного переворота была провозглашена республика и в стране был установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., что приняло характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту были убиты и не менее ста тысяч стали беженцами. А в Бурунди утвердились представители народности тутси.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту начали оказывать помощь вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, которые были вынуждены бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалось вовлеченным еще одно государство - Конго.

В 1997 году в Демократической республики Конго произошли важные события. Местные тутси не стерпели присутствие в стране такого большого количества ненавистных хуту, и выступили с жесткими обвинениями в адрес тогдашнего президента Мобуту Сесе Секо. В результате в мае 1997 года к власти пришел Лоран-Дезире Кабила, свергнувший диктатора Мобуту. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, правившие как в Уганде, так и в Руанде.

Однако Кабила очень быстро поссорился с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылаются из страны все иностранные военные (преимущественно тутси) и гражданские чиновники и расформировывается подразделение конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерениях «восстановить средневековую империю тутси». В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованиями признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, что нарушили устав ООН.

В следствии хуту, которые сбежали из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли убежище в Конго, а в ответ Кагаме были введены на территорию этой страны свои войска. Война, что началась, быстро зашла в тупик, пока Лорана Кабила не был убили 16 января 2001 года. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была часть правды. Потом спецслужбы Конго нашли и приговорили к смертной казни убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Для того, чтобы война закончилась, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года двумя президентами - Кагаме и Кабила - подписано соглашение, по которому хуту, которые участвовали в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежали в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящиеся там 20-тысячные вооруженные силы.

Интересен то факт, что три из четырех стран, что участвовали в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность прекратить конфликт.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По некоторым данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая "Академия Хуту".

Пока все способы примирить тутси и хуту остаются без результата. Потерпел неудачу способ Нельсона Манделы, который был опробован в Южной Африке. Будучи международным посредником при проведении переговоров между правительством Бурунди и повстанцами, бывшим президентом ЮАР в 1993 году была предложена схема «один человек - один голос». Он заявил, что мирное урегулирование 7-летнего межэтнического конфликта может быть возможным только в случае отказа меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что "армия должна состоять, хотя бы наполовину, из другого народа - хуту, а голосование необходимо проводить согласно принципу один человек - один голос".

Сегодня власти Бурунди полагают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" будет означать продолжение войны. Поэтому необходимо создание системы чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той или другой этнической группы. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, но никому не известно сколько оно продлится.

Положение в Руанде более спокойное - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, в независимости от их национальной принадлежности. Но при этом жестоко преследует тех хуту, что виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются на основе этнических признаков. Источником этнического конфликта, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия.

Африка является одним из проблемных регионов в мире.Сепаратизм, межэтнические и межконфессиональные столкновения, борьба за землю, воду и полезные ископаемые на фоне быстрого роста населения и скачка мировых цен на продовольствие снова превращают в пылающий континент

Слабые, несовершенные, чужие местным социумам государственные структуры часто не в состоянии справиться с межэтническими и межконфессиональными проблемами, когда каждая этническая группа отстаивает свои собственные, эгоистические, интересы. Данная ситуация характерна как для стран, находившихся под управлением военных структур, так и для формально гражданских, даже "демократически" созданных режимов.

Но всё же, в конце концов, далеко не все африканские страны охвачены войнами, а некоторые - Намибия, Того, Гана, Бенин и другие - смогли избежать межэтнических столкновений в течение десятков лет. Есть и примеры, когда после долгого и кровопролитного конфликта стране удалось вернуться к прочному гражданскому миру. Это, прежде всего Мозамбик 90-х годов. Выборы 1999 года в Мозамбике прошли в условиях значительного экономического оживления. После долгих разрухи темпы ежегодного роста экономики достигли 5-6 процентов в первой половине 90-х годов и более 10% в конце 90-х годов. Иностранные инвесторы, особенно из ЮАР, выбирают Мозамбик в качестве места приложения капиталов. Конечно, точка отсчета для экономического роста настолько низка, что любое оживление может продемонстрировать высокие показатели.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Авксентьев, В.А. Этническая конфликтология / В.А. Авксентьев //- Ставрополь, 1996. Ч. 1. - 119 с.

Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов // М., 2004. - 213 с.

Бельский, В. Африка - континент конфликтов / В. Бельский // Международная жизнь. - 1997. - №8. - С. 12-21.

Емельянов, Андрей Современная конфликтность в Африке / А. Емельянов // Журнал теории международных отношений и политических процессов. - 2011. - №12. - С. 23-27.

Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ : Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000. - С.13-19.

Колесова, Л. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов/ Л. Колесова // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4 . - С.117-120.

Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. Методологический аспект / М. М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 1. - С. 31-39.

Мясников В. Африканское домино. Межэтнические конфликты охватили Кению и Чад / В. Мясников. Голос России. - 2007. - C. 7-9.

Независимое военное обозрение [Электронный ресурс]: Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию / Ю. Сумбатян / Москва: Институт Африки РАН, 1998

Поликанов, Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию // журнал "Националь". Д.В. - М., 1998. - № 32. - С. 12-15.

Тишков В. А. О природе этнического конфликта //Свободная мысль. -1993. -№ 4. -С. 8

Язон И. Этнические конфликты - бич Африки / И. Язон. - Голос России. - 2004. - C. 41-45.


Теги: Этнические конфликты в африканских странах  Реферат  Социология
Просмотров: 38190
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этнические конфликты в африканских странах
Назад