Этническая толерантность в российском обществе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

Гуманитарный институт

Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

Специальность «Социология»


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Этническая толерантность в российском обществе»


Выполнила Ким А. А.

гр. ГСЛ-211

Проверила

к. с. н., доцент Сазонова А.Л.


Москва 2013


Оглавление


Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения этнической толерантности

.1Сущность понятия «этническая толерантность»

.2Анализ факторов, влияющих на этническую толерантность в современной России

Глава 2. Социологический анализ

.1Специфика этнической толерантности россиян по различным исследованиям

.2Анализ развития межнациональных отношений в современной России

Заключение

Библиография


Введение


Вопросы обустройства российских народов, их самочувствия и перспектив развития, всегда были одними из наиболее существенных и значимых вопросов государственного строительства. Россия исторически сформировалась как многонациональная держава, в которую в свое время вошли сотни народов, составившие ее этническую мозаику, созидающие ее общий социально-духовный потенциал. Полиэтничность и многоконфессиональность России - ее богатство, огромное историческое достояние, которым важно разумно распорядиться. Поэтому как для этносов, так и для отдельных граждан многонациональной России существенное значение имеет состояние этнических отношений в стране. Развал Советского Союза, потеря идентичности и самоназвания «советский народ», глубочайший кризис экономики, идеологии, политики, государственного строительства, упадок жизненных сил общества взорвали национальное самосознание народов. Накал недовольства экономическим и политическим состоянием страны в переходный период стал переводиться в русло межнациональных обид и противостояний. Тысячи, людей погибли в XX и погибают в XXI веке в различных межэтнических и политических конфликтах. В общественном сознании чаще возбуждаются негативные моменты исторической памяти, а ценности дружбы, единства, взаимопонимания, позитивного сотрудничества, толерантности народов сдвинуты на второй план.

Социально-экономическая ситуация в России актуализировала проблемы межэтнической толерантности, проблемы трансформации установок толерантного сознания. Современный анализ межэтнических отношений, причин и следствий межэтнических конфликтов показывает, что толерантность - многогранный и далеко не однозначный феномен, имеющий помимо позитивных также и негативные стороны. В связи с этим появилась потребность по-новому осмыслить тему межэтнической толерантности, исследовать различные формы ее воплощения в общественном сознании и специфику проявления в сфере нравственности, религии, в праве и политике, выявить причины, препятствующие развитию толерантных отношений, и последствия межэтнической нетерпимости.

Эта тема настолько актуальна, что ее изучали: М. Вебер, Вольтер, Г. Гегель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Н. Макиавелли, М. Матраверс, Б. Риэрдон, В. Тирс, С. Хаммел, А. Шмитт, И. Шпис, Р. Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, Г. Л. Бардиер, Н.А. Бердяев, С.К. Бондырева, Ю.В. Бромлей, В.В. Глебкин, Л.М. Дробижева, Д. В. Зиновьев, В. М. Золотухин, П. М. Козырева, В. Г. Крысько, В.И. Ленин, М.О. Мнацаканян, В. С. Соловьев, П. Сорокин, А.А. Сусоколов, В.А. Тишков, А.В. Шипилов.

Объектом исследования является этническая толерантность.

Предметом исследования является этническая толерантность в современной России.

Цель: раскрыть содержание и проявления этнической толерантности в современном российском обществе.

Задачи исследования:

.Определить сущность понятия «этническая толерантность».

.Раскрыть факторы, влияющие на этническую толерантность в современной России.

.Определить специфику этнической толерантности россиян.

.Выявить тенденции развития межнациональных отношений в современной России.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ


1.1Сущность понятия «этническая толерантность


Толерантность - качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.

Толерантность этническая

) свойство этнич. общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни др. этносов;

) направленность этнич. сознания на признание и уважение ценности и самоценности человека, его потребностей и прав;

) культура эмпатического отношения к миру и к своей этнич. идентичности; 4) принцип поведения и деятельности, направленный на уравновешивание позиций субъектов и стабилизацию их отношений.

Понятие толерантность может входить в различные парадигмы и, в соответствии с этим, по-разному трактоваться. Л.Дробижева справедливо отмечала, что "теоретическая трактовка толерантности имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение".

В идеологическом ракурсе толерантность является системой ценностей и норм, которые присутствуют во многих современных цивилизационных концепциях, таких как "Глобальная этика", "Права человека", "Декларация Культуры Мира", "Декларация Земли" и т.д.

Представляется, что основными составляющими данной системы являются:

презумпция личности - оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

презумпция прав человека - каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

ценность следования нормам права;

ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

В России идеологическая трактовка толерантности тесно связана со схемами, разработанными большевистскими идеологами, в рамках которых понятие нетерпимости носило позитивно окрашенный характер, в то время как терпимость - явно негативный. В связи с этим, в представлениях многих людей понятие терпимости являлось синонимом понятий "бесхребетность", "безразличие", "беспринципность", "вседозволенность" и т.д. Позитивное восприятие толерантности имеет огромное идеологическое значение с точки зрения приобщения людей к системе ценностей современной глобальной этики.

Важно исследовать отношение представителей различных социальных групп к индивидам, группам, институтам с точки зрения их "презумпции невиновности". Безусловно, в целом ряде национальных, политических, социально-экономических групп есть относительно большое число людей, которые нарушают те или иные моральные или даже правовые нормы. Воспитание толерантности предполагает формирование в людях отношения к конкретному представителю каждой группы или института независимо от этого факта.

Для социологического анализа толерантности большое значение имеет анализ ее функций, который также необходимо осуществлять применительно к субъектам толерантности. Для институтов в качестве таких функций могут выступать:

а) стабильность общества и профилактика социальных конфликтов.

б) возможность включения в систему ценностей современной гуманистической этики и устранение противоречий между этическими требованиями современных международных документов и реальной деятельностью в политической, идеологической и культурной сферах.

в) создание ценностно-нормативной базы для воспитательной работы, формирования положительных идеалов и позитивного отношения к жизни у подрастающего поколения.

Для группы в качестве основных функций толерантного взаимодействия можно выделить следующие:

. Предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, формирование и поддержание стабильности группы;

. Создание имиджа стабильной и сплоченной группы, что крайне важно для взаимодействия с государственными структурами, с социальными группами и организациями;

. Создание базиса для привлечения в группу социально-адаптированных новых членов.

Для личности функции толерантности связаны:

. С резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

. С влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Важно понимать, что интолерантность, даже в своих крайних проявлениях, выполняет определенные функции, как для общества, так и для группы и личности. Здесь речь может идти о таких функциях как формирование образа врага; сплоченность группы, основанной на противопоставлении чужим; простота и четкость групповой и личностной идентификации; построение жестких, иерархических отношений в группе.

Указанные функции, их иерархия могут меняться в зависимости от социально-исторических условий и специфики функционирования института и группы.

Сущность этнической толерантности выражается в позиции личности, в совокупности отношений личности к представителям различных этнических культур, в том числе и к представителям своего этноса, и представляет собой совокупность следующих устойчивых отношений личности: принятие и уважение людей собственной этнической группы, принятие и уважение людей других этнических групп. Основными показателями сформированности этнической толерантности являются: знание национально-культурных традиций народов, совокупность системы взглядов, представлений и навыков культуры межнационального общения, позитивные личностные, социальные и коммуникативные установки, устойчивость эмоциональных реакций, владение техникой конструктивного поведения.


.2 Анализ факторов, влияющих на этническую толерантность в современной России

этнический толерантность межнациональный россия

1.Исторические факторы

Традиции толерантности и сотрудничества по отношению к различным этносам были в нашем государстве определяющими уже во время Киевской Руси, которая состояла из нескольких десятков славянских, финских, балтийских и тюркских племен, признавших политическую власть Киева. Причем это не было какое-то угнетаемое меньшинство. Например, тюрки управлялись своей собственной знатью - князьями и «лепшими мужами», и как сообщают летописи, целые отряды тюрков со своей знатью жили в самом Киеве.

В эпоху освобождения от вассалитета орды, московские правители создают татарское исламское царство на своей территории. Подобная практика у зарубежных историков вызывает удивление. Больше нигде не было примеров, чтобы побежденная элита не просто включалась в состав победителей, но ей еще и жаловались крестьяне из победившего народа. Причем правительству еще приходилось защищать русских крестьян от их новых помещиков, некоторые из которых пытались принудить русских перейти в ислам. По характеристике историка Г.В. Вернадского русский «царь не вмешивался в религиозные верования татарских и калмыцких вассалов и подданных. Русским казалось естественным, что восточные народы должны унаследовать свою собственную веру - будь то ислам или буддизм». Конечно, православие было религией, которой покровительствовало русское государство, однако, другие традиционные конфессии пользовались широкой свободой.

Если рассматривать далее вопросы межэтнической политки в царской России, то в Прибалтике, например, после ее завоевания русскими, привилегии местной немецко-балтийской элиты даже расширились по сравнению с предшествующим шведским временем. Все управление осталось в руках рыцарства и городов, специально гарантировались права протестантизма. В результате во второй половине XVIII в. представители провинции Шведского королевства - Финляндии просили русских царей завоевать их и принять под свою власть. В итоге, в 1809 г. Финляндия была присоединена к России.

В документе «Уложение о наказаниях за преступления», подписанном Николаем I в 1845 г., были детально квалифицированы все виды преступлений против чистоты веры и установлены соответствующие наказания. Свод законов в 14 томе содержит «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», который оставался без изменений вплоть до начала XX в.

.Политические факторы

Принято считать, что официальная идеология СССР негативно относилась к религии, однако данное мнение субъективно. На территории СССР существовали христианство, ислам, буддизм, а так же некоторые мелкие церковные и вероисповедные группы. Во время Великой Отечественной Войны, Сталин непосредственно обращался к религии. В мирное время, в СССР в 1976 действовало около 20 тыс. мест, где осуществлялась религиозная деятельность. Вся внутрицерковная деятельность осуществлялась на основании уставов и положений, принятых самими верующими на своих съездах и совещаниях.

Советское государство предоставляло в бесплатное пользование религиозных обществ молитвенные здания и культовое имущество, являвшиеся в СССР народным достоянием. В СССР существовал государственный орган - Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Главными задачами Совета являлись: контроль за соблюдением законодательства в области религии, изучение и обобщение практики применения законодательства о культах, содействие религиозным организациям в международных связях, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами.

КПСС постоянно требовал, чтобы вся антирелигиозная работа велась исключительно методами разъяснения и убеждения и не сопровождалась бы оскорблением религиозных чувств верующих и ущемлением их прав.

.Глобализация

Процессы глобализации, которые способствуют устранению барьеров в международной политической, экономической, культурной деятельности, интенсивный информационный обмен между жителями различных стран не позволяют никому оставаться в стороне от происходящего в мире. Поэтому необходимо вырабатывать новые подходы, искать новые формы взаимодействия. Весьма актуальным в этой связи представляется приобщение к национальным, интернациональным и общечеловеческим ценностям, так как только в своём единстве они способны обеспечить гармонизацию межнациональных, межрасовых, межэтнических отношений. Единственно возможной, оптимальной формой взаимоотношений между государствами с различным общественно-политическим и социально-экономическим устройством становятся международная консолидация и взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение, приятие и терпимость.

В мире не существует моноэтнических государств, поэтому залогом достижения в полиэтническом обществе толерантных отношений является создание благоприятной национальной среды, в качестве основных компонентов которой можно выделить определяемую общностью исторического развития материальную и духовную культуру, среду обитания (совокупность географических и климатических условий проживания), специфику менталитета, национального самосознания, накопленный социальный опыт, этнические традиции, обычаи и обряды, особенности языка, поведенческий этикет, специфику семейно-бытовых отношений, словом, весь уклад жизни, создающий реальные возможности для сохранения национальной самобытности и самодостаточности отдельного народа, для его оптимальной национальной самоидентификации.

Поэтому национальная политика должна в качестве основополагающих брать сегодня за основу в качестве моральных норм, прежде всего, те ценности и образцы поведения представителей разных национальностей, которые отвечают их коренным интересам.


ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


2.1 Специфика этнической толерантности россиян по различным исследованиям


. Москва, 11 сентября 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают развитие межнациональных отношений в стране за последний год и что, по их мнению, нужно сделать, чтобы остановить рост насилия на национальной почве. Свыше половины россиян - 55% - полагают, что состояние межнациональных отношений в нашей стране за последний год практически не изменилось. Улучшение отмечают 16% опрошенных, ухудшение практически столько же - 19%. Наиболее критично настроены жители Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых 25% фиксируют обострение этих отношений, а 11%, напротив, снижение напряжённости. Те респонденты, кто считает, что межнациональные отношения улучшились, указывают, что это проявляется, прежде всего, в росте терпимости и взаимопонимания между людьми (25%), в стабилизации ситуации в стране (19%), в том, что Россию стали больше уважать и ценить в мире (11%). Те, кто отмечает ухудшение этих отношений, делают акцент на росте межнациональной неприязни (29%), агрессивности, насилия и убийств (25%), террористических актах (14%). Приток мигрантов как серьёзный фактор обострения межнациональных отношений рассматривают лишь 6% опрошенных. По вопросу, кто виноват в ухудшении межнациональных отношений, - сами иммигранты, русские националисты или бездействующие власти - единого мнения не обнаружилось. Практически одинаково негативно оценивается роль самих мигрантов, неконтролируемый рост численности которых создает проблемы для коренного населения (22%), и бездействие властей, не решающих проблемы межнациональных отношений (20%). Гораздо реже (13%) люди говорят об активизации русских националистов. Несколько иначе выглядит ситуация для жителей двух столиц: они обвиняют в обострении ситуации прежде всего власти (40%). О том, что сама проблема надумана, и никакого роста межнациональной напряженности не происходит, заявили 3% опрошенных (а в городах с населением от 100 до 500 тыс. чел. - 10%). Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве? 42% опрошенных затруднились давать какие-либо рецепты на этот счет, ещё 13% проблем в этой сфере не видят и ничего предпринимать не рекомендуют. Остальные советуют развивать культуру межнационального общения, воспитывать толерантность в школах, через СМИ; решить социальные проблемы; ужесточить контроль над миграционными потоками; усилить борьбу с проявлениями межнациональной розни (по 6-8%).

. Москва, 7 декабря 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как оценивают межнациональные отношения в России жители Москвы и Санкт-Петербурга, и насколько они согласны с мнением, что во всех бедах страны виноваты люди нерусской национальности, живущие на ее территории.

И москвичи, и петербуржцы свидетельствуют об ухудшении межнационального климата в России, однако первые склонны отмечать повышение напряженности даже чаще (63% против 54%). Причем, если в Москве на ухудшение межнациональных отношений склонны указывать, прежде всего, 35-44-летние (69%), то Петербурге это мнение характерно также для людей старшего возраста (57-59%). В том, что в этой сфере никаких изменений за последний год не произошло, уверены 20% москвичей и 23% петербуржцев. В меньшинстве - те, кто свидетельствует об улучшении межнациональных отношений в стране (12 и 16% соответственно).

Тезис о том, что в бедах России виноваты живущие на территории страны люди нерусской национальности, ни москвичи, ни петербуржцы поддерживать не склонны (68 и 72% соответственно). Поддерживают его 27% москвичей и 24% петербуржцев. Среди московской молодежи таких респондентов меньше (34%), нежели среди петербургской (41%).

. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков.

Толерантное утверждение, получившее максимум согласий (83,4%) - «Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди». Толерантное утверждение, с которым, напротив, согласилось меньше всего респондентов (28,0%) - «Россия - многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности». То есть, если одобрение первого утверждения предполагает весьма умеренный уровень этнической толерантности (не надо быть особо терпимым, чтобы согласиться с ним), то одобрение второго утверждения свидетельствует об очень высоком уровне толерантности.

Среди интолерантных утверждений также укажем наиболее популярное (выбор которого свидетельствует о низком уровне интолерантности) - «Наплыв в Россию приезжих из стран ближнего зарубежья способствует росту преступности» (73,0% согласий). Наименее популярное (характерное для тех, чей уровень интолерантности очень высок) - «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда» (31,0% согласий).

Анализ распределения ОПЭТ анализ по полу и возрасту показал, что между юношами и девушками, а также между учащимися разных классов существуют определенные различия.

Так, среди девушек толерантных оказалось практически столько же, сколько и среди юношей (25 и 26%, соответственно), но вот интолерантных среди девушек существенно меньше: 14% по сравнению с 25% среди юношей.

Этот вывод косвенно подтверждается ответами на некоторые другие вопросы. Например, юноши вдвое чаще, чем девушки, отмечали, что их народ «лучше других народов» (38% против 17%). Три четверти девушек полагают, что их народ «не лучше и не хуже других народов»; у юношей же таких ответов лишь чуть больше половины. Девушки чаще, чем юноши, отвечали, что «ко всем народам относятся одинаково» (39% и 33%, соответственно).

Что касается влияния возраста на ОПЭТ, то выявилась любопытная закономерность. С восьмого по десятый класс удельный вес группы толерантных подростков плавно снижается (с 26% до 22%), а удельный вес группы интолерантных, напротив, последовательно растет (с 13% до 27%). Однако в самом старшем классе все неожиданно возвращается к исходному состоянию: среди одиннадцатиклассников толерантных вдвое больше, чем интолерантных (27% и 14%, соответственно).

. Религиозная толерантность россиян.

Доля выбравших ответ «да, определенно» на вопрос «Веришь ли ты в Бога?» составила у русских - 87%, у кумыков, ногайцев и украинцев - 100%, у ненцев - 92,9%. Мы видим, что, по крайней мере, по самоощущению весьма значительная часть молодых людей - верующие люди. Другой вопрос - что стоит за этим их признанием, как соотносятся в нем когнитивные, эмотивные и поведенческие элементы веры.

Но далеко не все из тех, кто признает себя верующим, одновременно считает себя и религиозным (имея в виду прежде всего обрядовую, ритуальную сторону религии). Показатель религиозности для всех этнических групп оказался заметно ниже показателя веры в Бога: на вопрос «Религиозный ли ты человек?» утвердительный ответ дали 34,8% русских, 66,7% кумыков и украинцев, 42,8% ненцев, 60% ногайцев.

Для преобладающей части русских и украинских респондентов «наиболее привлекательной религией» является их национальная религия - христианство; для абсолютного большинства ногайцев и кумыков - тоже национальная религия: ислам. Христианству отдают пальму первенства и свыше половины ненцев, но все же четвертая часть отдает предпочтение язычеству.

Утверждение, фиксирующее уровень религиозной интолерантности: «Самой главной религией в России должно быть православие», сочли верным большинство русских (52%) и треть украинских (33,3%) респондентов. Но для ненцев этот показатель составил еще меньше (14,3%). С противоположным суждением, фиксирующим толерантную установку: «Все религии, существующие в России, должны быть равноправны», согласились 73,9% русских, 71,4% ненцев, две трети украинцев свыше ¾ кумыков и 100% ногайцев.

Эта же тенденция прослеживается и тогда, когда речь идет о конкретных проявлениях религиозной жизни. К тому, что в нашем городе открываются новые церкви, положительно относятся 91% русских, 100% кумыков и украинцев, 80% ногайцев и 50% ненцев. Не значительно меняется картина, когда речь заходит о строительстве храмов иных конфессий - около 90% всех опрошенных относятся к этому положительно, остальные относятся равнодушно. То есть, отрицательных ответов нет вообще

Таким образом, большинство респондентов занимают более терпимую позицию в отношении других религий по сравнению с этнической толерантностью.

Таким образом, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической и межконфессиональной нетерпимости. Если в 2006 году об ухудшении межнационального климата в России говорили всего 19% респондентов, то в 2011 году данный показатель увеличился до 50%.Указанные формы нетерпимости нередко становятся средством экстремистских движений, разжигающих ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. В этих условиях формирование социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.


.2Анализ развития межнациональных отношений в современной России


Президент РФ Владимир Путин подтвердил от имени всех лидеров "большой восьмерки" приверженность стран G8 принципам толерантности и заявил, что для России толерантность имеет особое значение. "Если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства", - сказал В.Путин в ходе встречи с представителями "молодежной восьмерки".

Как подчеркнул В.Путин, "толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории вкладывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство".

Президент РФ как действующий председатель "восьмерки" заявил от имени всех лидеров о том, что G8 уделяет данной проблеме большое внимание. "Очевидно, что без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы", - сказал президент РФ.

Он признал, что вопросы толерантности и терпимости "связаны и с проблемами образования, и с проблемой адаптации мигрантов". "Это одна из ключевых проблем развития человечества", - заметил он.

"Для того, чтобы люди были толерантны, требуется серьезная, системная работа государства с определенными затратами", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области Рафгат Алтынбаев.

Сенатор подчеркнул, что подобное воспитание должно начинаться с семьи. Кроме того, на взгляд парламентария, "в школах необходимо ввести предметы, изучающие историю народов России и мира. Затем во всех субъектах Федерации возродить проведение фестивалей национальных культур, песен и плясок, подобных тем, что проходили в советские времена. И как можно больше говорить о культуре межнациональных отношений", - сказал Алтынбаев.

Закономерно, отметил председатель комитета, "если мигранты приезжают туда, где не очень хорошо живут, то в плохой жизни начинают винить именно их. А так как Россия нуждается в мигрантах, то мы все должны постараться воспитывать друг в друге принципы толерантности", - заключил Алтынбаев.

"Укреплению толерантности будет способствовать активное развитие современного международного права", - убежден заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев. "И российская дипломатия вполне может этому поспособствовать", - добавил он.

Сенатор обратил внимание на опыт нашей страны в этой проблеме. "В какой-то степени, Россия вполне может продемонстрировать опыт совместного сожительства более 130 национальностей. Конечно, трудно найти путь сближения друг с другом, но мы пытаемся", - заметил парламентарий.

Подчеркнув, что высказывание президента о толерантности очень важно, Лихачев коснулся глобализации. "Начало XXI века показало, что процессы глобализации - не только большое благо, но и трудности. Из-за сближения народов возникают проблемы с умением понимать, слушать и слышать друг друга. В мире сейчас много общих проблем, решать которые надо тоже сообща, а уровень взаимопонимания между народами, к сожалению, оставляет желать лучшего", - заключил заместитель председателя комитета.

"В новой России постоянно ищут национальную идею. У нас она должна быть построена на межнациональном согласии. И, если мы этого согласия достигнем, то все проблемы в государстве будут решаться намного успешнее", - заявил член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в СФ от правительства республики Ингушетия Исса Костоев.

Сенатор напомнил, что норма о равных для всех правах заложена в российской Конституции. "Но, к сожалению, пока эта норма о равноправии лишь декларация. Пока у нас смотрят больше на внешность. Если ты не славянской внешности, у тебя более темный цвет кожи, не тот разрез глаз, то ты попадаешь сразу в группу подозрительных, твои права начинают ущемляться", - с горечью отметил парламентарий.

"Национальные вещи, - отметил Костоев, - это обнаженный нерв: малейшее дуновение - организм заноет".

"Все студенты вузов должны повышать свою толерантность", - заявила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. При этом она добавила, что "пока, в лучшем случае, четверть студентов охвачены работой на повышение толерантности, а нужно сделать так, чтобы задействовать всех учащихся поголовно".

Депутат напомнила, что недавно в Санкт-Петербурге приняли программу гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявления ксенофобии, укрепления толерантности в городе на 2006-2010 годы. Документ, по словам Ивановой, "вполне соответствует духу времени, и его воплощение в жизнь пойдет Петербургу только на пользу".

В то же время, говоря о своих замечаниях к программе, заместитель председателя комитета указала на то, что "должна быть активизирована работа землячеств в вузах. Мы неоднократно проводили совместные проекты с Домом национальностей, под крышей которого собираются национальные объединения Петербурга, и я заметила, что землячества чаще всего представляют люди уже убеленные сединой. С молодежью надо работать активнее, чтобы в каждом вузе возродить землячества. Это может принести свои результаты", - уверена Иванова.

Кроме того, депутат убеждена, что эта программа "не должна стать одноразовой акцией. Необходима постоянная работа с этой темой", - подчеркнула заместитель председателя комитета.

"Для меня толерантность - это прежде всего нравственно-духовная категория, это - воспитание в духе уважения, принятия и правильного понимания культуры другого народа. Я твердо убежден, что именно искусство призвано вновь сплотить многочисленные народы, населяющие нашу родину в единую семью, восстановить порванные узы братства, именно оно поможет нашим народам быть толерантными друг к другу", - считает Президент Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации, Член Общественной палаты РФ Зураб Константинович Церетели.

Особая роль в воспитании толерантности принадлежит изобразительному искусству, которое сплачивает народы лучше всяких слов. Оно обладает исключительной силой. Воздействуя на умы и сердца людей, оно наполняет нашу жизнь добром, служит социально-нравственным ориентиром. Церетели уверен, что воспитывать толерантность надо с детства. "Когда рождаются дети, им необходимо давать цветные карандаши, чтобы они как можно больше рисовали, развивали глаза, руки. Пусть они рисуют друг друга, окружающий мир, слушают хорошую музыку и тогда, когда они вырастут, они будут терпимы и толерантны друг к другу".

"Язык искусства способствует установлению диалога между народами всего мира", - считает Зураб Церетели.

Говоря о проблеме национальной нетерпимости, скульптор подчеркнул, что это явление чуждое для России, привнесенное извне: "я не вижу и не чувствую ее". Не ощущал он этого и в молодости, когда "жил в любимом городе в полуподвале на Тверской".

Президент Владимир Путин <#"justify">1.Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2004. - 656 с.

.Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности - СПб. : С.-Пет. ун-т, 2005. 120 с.

.Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 5 с.

.Вызова В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: автореф. дис. д-ра психол. наук / В.М. Вызова. СПб, 1996. - 36 с.

.Герасимова М. Г. Россия: трансформирующееся общество. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2011.

.Гречко, П.К. Различия: от терпимости к культуре толерантности - М.: РУДН, 2006. - 415 с.

.Дробижева Л. М. Проблемы этнической толерантности в условиях роста этнического самосознания народов Российской Федерации. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003

.Дробижева Л. М. Толерантность в общественном сознании России - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

.Зиновьев, Д.В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога : монография / Д.В. Зиновьев, B.C. Нургалеев. - Красноярск : СибГТУ, 2007. -72 с.

.Золотухин, В.М. Толерантность : монография. Кемерово: Кузбас. гос. тех. ун-т, 2012. - 145 с.

.Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.

.Козырева П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - 176 с.

.Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 2003.

.Лекторский В. А. Философия, наука, цивилизация - М.: Эдиториал УРСС, 2003. 368 с.

.Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Бодалева А. А. - М.: Когито-Центр, 2011.

.Этническая толерантность в поликультурных регионах России / под ред. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. - М.: изд-во РУДН, 2002. - 296 с.

.Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России - М.: Социально-гуманитарные знания. 2005. - №3.1. C. 249-262.

.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования М.: Педагогика. 2008. - № 7. - С. 312.

.Колесов, Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (к проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) М.: Мир психологии. 2004. - № 3. - С. 9-19.

.Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции - М.: Социс. 2003. - № 8. - С. 54-63.

.Солдатова Г., Асмолов А., Шайгерова Л. О смыслах понятия толерантность /Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 8-19.

.Щербакова Ю. И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях: автореф. дис. к-та псих. Наук - 2010. - 99 с.

23.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) <http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=112521>

.Институт философии Российской Академии Наук <http://iph.ras.ru/elib/3028.html>

.Федеральное информационное агентство REGIONS.RU/«НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ» <http://regions.ru/news/1992580/>


Теги: Этническая толерантность в российском обществе  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 22600
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этническая толерантность в российском обществе
Назад