Тестовая традиция в социологии: индексный метод (аналитический метод)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ


Практическое занятие № 7

Тестовая традиция в социологии: индексный метод

(аналитический метод)

по дисциплине «Теория измерений»

.65 Социология


Выполнили:

Горовая Александра Михайловна

Ксенофонтова Алла Николаевна

Хрулёва Валерия Васильевна


г. Уссурийск


Пояснительная записка


Цель занятия: научиться использовать индексный метод для проверки эмпирических гипотез.


Содержание практического занятия


В ходе социологического исследования респондентам задавались следующие вопросы:



Используя индексный метод, проверить следующую гипотезу: уровень удовлетворенности изменяется в зависимости от года обучения.


Ход занятия

аналитический индекс социология

Для достижения поставленной цели используйте стратегию «Идеал». Данный прием технологии развития критического мышления используется для формирования умения решать проблемы. Стратегия «Идеал» предполагает следующие этапы:

1)Проблема: Проверка эмпирической гипотезы на основе индексного (аналитического метода).

2)«Д» - Доберитесь до ее сути. Проблема формулируется в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, и в нем должны отсутствовать отрицания (например, частица «не»).

Что нужно сделать, чтобы подтвердить истинность гипотезы?

)Варианты решения.

Проверить эмпирическую гипотезу нам поможет умозаключение по логическому квадрату и расчёт аналитического индекса.

Умозаключение по логическому квадрату - это такой вид непосредственных умозаключений, который позволяет получать вывод, учитывая свойства отношений между категорическими суждениями

Необходимо проанализировать все возможные сочетания вариантов ответа на эти два вопроса.

Таких сочетаний будет 9, т. е. после сбора информации мы можем столкнуться с 9 ситуациями. Каждая из них требует своей логико-содержательной интерпретации.

Все сочетания можно представить в виде логического квадрата, в котором каждая возможная ситуация должна быть проинтерпретирована согласно схеме:

минимальная удовлетворенность

максимальная удовлетворенность

А так же необходимо обратить внимание на промежуточные варианты, находящиеся между крайними позициями. Найти такие ситуации, которые содержат в себе противоречие, а, следовательно, должны быть исключены из анализа. Таким образом, получается:

?Доволен, другого не хочу (N++)

?Скорее доволен, чем недоволен (N+ ?)

?Недоволен, но приходится терпеть (N- ?)

?Жалею, что поступил в институт (N--)

?Мне все равно (N??)



Расчет индекса:

Естественной оценкой «уровня удовлетворенности» может служить относительная разница между числом «удовлетворенных» и числом «неудовлетворенных», т. е. доля этой разницы в общем числе всех опрошенных респондентов.



Коэффициент, равный 0,5 вводится для того, чтобы сделать равноправными «Скорее доволен, чем недоволен» и «Недоволен, но приходится терпеть».

)«А» - А теперь за работу. Выбор оптимального варианта(ов). Взвесив все «за» и «против», необходимо выбрать лучший(ие) вариант(ты) решения проблемы.

Для начала, мы с помощью программы SPSS разделили на 1 и 5 курс.

Шаг 1. Для нахождения закономерности между центральной тенденцией переменных «Возможности вуза» и увеличением оценки положения вуза совершили операцию: Данные - Расщепить файл.



Шаг 2. В диалоговом окне отметили пункт «Организовать вывод по группам», перенесли в правое окно переменную «vcourse», нажали «Ок».


Шаг 3. Вызвали диалоговое окно операции: Анализ - Описательные статистики - Таблица сопряженности.



Шаг 4. В появившемся окне из левого столбца перенесли переменные в правый столбец.



Шаг 5. Далее получили расчеты, на основе которых составлялись таблицы.


После проведённого «расщепления» нам уже легче построить логические квадраты. Мы сделали логические квадраты для первого и пятого курса, проанализировав все возможные сочетания вариантов ответа на два вопроса: «Жалеете ли вы, что учитесь на Вашем факультете?» и «Пришли бы Вы учиться на Ваш факультет (отделение)».


Таблица №1 (1 курс)


Доволен, другого не хочу (N++) = 181

Скорее доволен, чем недоволен (N+ ?) = 20

Недоволен, но приходится терпеть (N- ?) = 5

Жалею, что поступил в институт (N--) =13

Мне все равно (N??) = 11

P.S. N - это сумма двух одинаковых показателей.

Затем, полученные результаты мы применили в формуле для расчёта аналитического индекса:



Итого: I = 0.8

P.S. Коэффициент, равный 0,5 вводится для того, чтобы сделать равноправными «Скорее доволен, чем недоволен» и «Недоволен, но приходится терпеть».

Аналогичными действиями мы построили логический квадрат и рассчитали аналитический индекс для 5 курса.


Таблица №2 (5 курс)


Доволен, другого не хочу (N++) = 137

Скорее доволен, чем недоволен (N+ ?) = 44

Недоволен, но приходится терпеть (N- ?) = 17

Жалею, что поступил в институт (N--) =23

Мне все равно (N??) = 18

P.S. N - это сумма двух одинаковых показателей.

Затем, полученные результаты мы применили в формуле для расчёта аналитического индекса:



Итого: I = 0.5

5)Логические выводы.

По результатам расчётов с помощью индексного (аналитического метода) можно сказать, что естественная оценка уровня удовлетворенности изменяется в сторону уменьшения в зависимости от года обучения. Это можно увидеть на графике:



Теги: Тестовая традиция в социологии: индексный метод (аналитический метод)  Практическое задание  Социология
Просмотров: 7836
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Тестовая традиция в социологии: индексный метод (аналитический метод)
Назад