Субкультуры современного российского общества

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра экономической теории

Реферат на тему:

«Субкультуры современного российского общества»


Контрольная работа

По дисциплине: Социологии

Субкультуры современного российского общества


Выполнил:

Тарарин А.Ю.


Санкт-Петербург, 2014

Введение


Проблема субкультуры (особенно молодежной субкультуры) как социального феномена является относительно новой темой для анализа. Современное общество не однородно, каждый человек - это особенный микромир со своими интересами, проблемами, заботами. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, вместе достигнуть какой-либо цели, идеи. Именно таков по своей природе социальный механизм образования субкультур.

Жизнь, особенно на Западе, постепенно идет к тому, что разнообразные меньшинства, вместе взятые, становятся прочным и постоянно растущим большинством. Россия тут не исключение. На ум приходит фраза известного древнегреческого философа Аристотеля: «Город - единство непохожих». Также можно охарактеризовать и нашу страну в целом.

В узком смысле под субкультурой понимается система норм и ценностей, элитарная культура, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. В широком же смысле это возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками со свойственным им видением мира. Широкое понимание термина «субкультура» является более адекватным и применимым к исследованиям современных молодежных субкультур, чему в большей степени и уделено внимание в работе.

Общество воспроизводит себя биологически и социально через молодые поколения. Молодежь представляет будущее страны, а потому и настроения молодежи, ее поведение, самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический, политический и социально-психологический климат в данном обществе. Вот почему изучение молодежи и молодежной субкультуры позволяет выявить возможности дальнейшего развития общества в целом.

1. Теоретические основы исследования субкультуры


Субкультура (лат. sub - «под» и cultura - «культура», «подкультура») - это понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры (традиционной для общества) собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами [3].

Термин «субкультура» был выведен еще в 1950 году американским социологом Дэвидом Риcменом, который в своих исследованиях обозначил её как группу людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ понятия субкультуры провёл британский социолог Дик Хэбдидж. В своей книге «Субкультура: значение стиля» он утверждал, что субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Исследуемому понятию давалось немало обозначений и трактовок. Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения субкультур. Российский доктор биологических наук Виктор Дольник в своем труде «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР же для обозначения членов субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», откуда и появился всем известный жаргонизм «неформалы».

По мнению историка Федора Гайда, стоит четко понимать, что субкультура - это не клуб по интересам. Принципиальное её отличие состоит в том, что ценности субкультуры являются для ее адепта (последователя) базовыми, более важными, нежели все те, что разделяет остальная часть общества, окружающего мира в целом. Более того, субкультура не стремится к слишком активному расширению рядов, несмотря на часто провозглашаемые формальные лозунги об обратном. Для нее всегда характерно представление о собственной исключительности, подчас элитарности [4].

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Ни для кого не секрет, что современное общество перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами.

В современном российском обществе взаимодействуют множество культур. Среди них специалисты выделяют несколько наиболее заметных:

) высокая (элитарная), которая складывается из представителей фундаментальной науки и высшего образования, творцов талантливейших художественных открытий, признанных во всем мире;

) «советская», продолжающая традиции прошлого с их плюсами и минусами, основанная на приоритете общественного (коллективного) над личным (индивидуальным), на патерналистских отношениях культуры с государством;

) массовая, достаточно быстро преобразовавшаяся из обычной культурной информации, распространяемой с помощью «масс-медиа», в культуру массового потребления;

) субкультура «новых русских» - синкретическая, фрагментарная культура с преобладанием «статусного» потребления всевозможных ценностей, характеризующаяся как потребностями в самой лучшей, уникальной, индивидуализированной культуре, так и принципиальным бескультурьем;

) молодежная субкультура, через механизм которой молодое поколение самоутверждается, самовыражается, отграничивается от старого и творит новое.

Невозможно с уверенностью говорить о том, что субкультуры изолированы и антагонистичны, т.к. они имеют определенные отношения и с другими культурами. Родственные связи между культурами есть, и они позволяют проследить движение народов, изменения языка, взглядов и развитие человека в целом.

Отдельно стоит отметить, что в ряде случаев субкультура используется, чтобы ограничить себя от других субкультур и культуры общества в целом, а также противопоставить себя им. Примером может служить культура аутсайдеров, т.е. людей, ставящих себя вне общества (например, бомжи). В этом случае можно говорить уже не о субкультуре, а о контркультуре. Этот термин был введен в 1960-е годы для обозначения субкультур хиппи, которые открыто противопоставляли культуру раскрепощенных чувств господствующей буржуазной культуре с ее ханжеством и ориентацией на материальный интерес.

Как утверждает в своей научной диссертации кандидат социологических наук Брешин Алексей Андреевич, термины «контркультура» и «субкультура» являются близкими по значению, но имеют ряд принципиальных различий. Контркультура декларирует свое существование в виде митингов, протестов, демонстраций и т.д.; субкультура же противопоставляет себя окружающим, обозначая своё существование с помощью внешних атрибутов (одежда, аксессуары, акции). Кроме того, субкультура направлена на конструирование собственной реальности, тогда как деятельность контркультуры носит деструктивный характер (борьба с врагами, противниками). Субкультура - закрытое социокультурное явление, контркультура - открытое для борьбы и обладающее агрессивно-наступательной позицией [2].

Например, молодежная субкультура становится контркультурой в тот момент, когда появляется общий враг или противник. Им может быть как и традиционная культура, господствующая в обществе, так и иная отличающаяся по взглядам, ценностям или интересам субкультура. Не секрет, что множество субкультур довольно агрессивно настроены против друг друга. Ярким примером тому может служить извечное противостояние так называемых «музыкальных» субкультур - рэперов и панков.

Итак, субкультура может сформироваться естественным образом - на этнической, географической или традиционной религиозной почве. Однако так бывает не всегда: субкультура может возникнуть искусственно - в силу определенных возрастных, плотских, интеллектуальных или духовных интересов. Их природа иная, и возникают они по свободной воле и выбору самого человека: так возникают секты, гей-сообщества, «тусовки». Также возникают и молодежные субкультуры, с которыми человек связывает свою жизнь, свои интересы, пропитывается их духом и смотрит на мир и на самого себя их глазами.

Рассмотрим явление молодежных субкультур современного российского общества более подробно.


. Молодежные субкультуры современного общества

субкультура молодежь менталитет

Стремление молодежи проявлять себя в качестве творческой и социально активной группы является одним из ключевых факторов в развитии молодого поколения. Формы такого развития весьма разнообразны, и их особенности во многом зависят от того культурного периода, в котором молодежь живет и развивается. Молодежная субкультура в этом контексте является одним из значимых этапов социализации молодого поколения. Современная молодежная субкультура выступает не только как форма эпатажа (демонстративных шокирующих и провоцирующих действий) и неформального поведения, но и как способ интеграции молодежи в общество, а, следовательно, и как форма самореализации.

По мнению российского социолога Владимира Тимофеевича Лисовского, молодежь - это важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила, которую необходимо разумно использовать. Кроме того, это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [6].

В российской академической среде молодежная субкультура по большей части рассматривалась как социальный феномен, существующий отдельно от общества и культуры в целом. Вместе с тем молодежная субкультура представляет собой многогранное и многополярное социокультурное образование, которое влияет на культурные и социальные процессы общества и является одной из форм социальной реализации молодежи. С этой точки зрения, проблематика молодежных субкультур в социальных науках в достаточной степени не развивалась и не прорабатывалась.

Стоит сказать, что изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Отчасти это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.

Зинаида Васильевна Сикевич, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, трактует молодежную субкультуру как культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежная субкультура в её понимании - это характеристика именно целого поколения, причем существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению. [7].

Иная точка зрения отражена в позиции французского философа Мишеля Фуко, который настаивал на понимании того, что в части явления молодежных субкультур можно иметь дело только с общностью рассеянных событий. Т.е. нельзя присуждать субкультурные феномены всем молодым россиянам в равной степени. Аналогично высказывается по этому поводу Брешин А.А., добавляя при этом, что молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (определенный набор обязательно однородных ценностей), а лишь объединяет молодежь из разных социальных групп с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и их символическое обеспечение, соприкасаясь с которыми молодой человек чувствует себя «в своей тарелке», т.е. в обществе себе подобных, объединенных в данной локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей, не доступных взрослым.

Можно предположить, что молодежная субкультура выступает, с одной стороны, антагонистом по отношению «официальной» культуре, традиционной. С другой стороны, она является переходным этапом и дополнением к взрослой культуре, внося в нее новые традиции, способы познания, отношения к миру людей и миру вещей.

Вообще, за последние годы в нашей стране было создано немало иллюзорных мифов о молодежи, с одной стороны, идеализирующих, а с другой стороны, негативно оценивающих жизнь и поведение подрастающего поколения в целом. Поэтому для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов отдельных групп молодых людей, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается [6].

В настоящее время интерес к молодежным субкультурам стремительно растет. В средствах массовой информации регулярно публикуются статьи, посвященные новым молодежным субкультурам, а на фоне нестабильной ситуации в стране и экономического кризиса это особо актуально ввиду стремительного умножения молодежных сообществ, помогающих людям в трудных жизненных ситуациях. Помимо устоявшихся, известных на протяжении уже достаточно долгого периода времени субкультур, таких как панки, готы, эмо, хиппи, скинхеды, рокеры и т.д., появились новые, нашедшие отражение, например, в сфере массовой коммуникации, рекламы, медиа-индустрии. Примером тому служат массовые акции флэш-мобов, которые проходят не только в рамках города, страны, а в рамках всей планеты (например, акция «Час Земли», прошедшая в 2009 году, направленная на сохранение электроэнергии). В данном случае субкультура стала важным фактором эволюционного обновления и трансформации общества в постсовременное.

Однако большая часть представителей современного общества, придерживающихся традиционной культуры, отрицательно и даже в ряде случае агрессивно относится к молодежным субкультурам и их представителям (особенно к приверженцам второго и третьего уровня субкультур, о которых будет упомянуто далее). Злые неодобрительные взгляды, грубые обидные слова, осуждение и непонимание - это лишь малая доля того, что приходится испытывать современным «неформалам». Однако при этом никто не задумывается о том, почему происходит так, что молодые люди становятся жертвами современных социальных групп и течений.

К сожалению, в современной России многие представители вступающего в жизнь поколения оказываются ненужными обществу. Молодежь - это одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. На данный момент в обществе крайне низок престиж профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует у молодых людей растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, и как следствие, попытку реализовать себя хотя бы в небольшой, но, как им кажется, устойчивой социальной группе похожих друг на друга людей.

Как пишет Лисовский В.Т., широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры убивают у молодежи веру в свои силы и возможности. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания стало непросто. В итоге возрастает политизация молодежных движений, идет поиск «врага», на которого можно было бы свалить причины всех бед. Отсюда - ярое противостояние традиционным культурам.

Молодежь начинают бояться и ненавидеть, а это чревато серьезными социальными взрывами. Социальные ценности, которыми жили наши предки, в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и не наследуются современным поколением, поскольку кажутся им непригодными ни для настоящей, ни для будущей жизни [6]. Как результат, у молодых людей возникает новая идеология с собственными ценностями, моралью и нравственностью (или безнравственностью), т.е. появляется среда, в которой они чувствуют себя защищенными, среда, в которой им комфортно.

По мнению Брешина А.А., с методологической точки зрения, проблемы молодежной субкультуры чаще всего рассматриваются в рамках концепции социализации. Вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней является процессом сложным и противоречивым, насыщенным психологическими и иными трудностями. Очевидно, что молодежь ищет формы самостоятельной активности, нерегламентируемой извне. Чаще всего такие самодеятельные формы находятся в сфере досуговых и художественно-эстетических предпочтений. И именно в этой сфере молодежь выступает в качестве субъекта молодежной субкультуры, которая, хотя и не вызывает немедленных изменений в обществе, но влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и, в целом, на социальные и культурные характеристики эпохи [2].

Учитывая ранее перечисленное, становится совершенно ясно, почему современные молодые люди из всевозможных способов социализации избирают так называемое дискотечно-потребительское и субкультурное времяпровождение. Самовоспитание личности, её способности принять грамотные решения не работает в условиях современного общества. Мировой опыт учит, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.


. Российская специфика молодежных субкультур


Молодежные субкультуры для России - явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в современном понимании. Ребенок сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Как утверждает Ф. Гайда, подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно - каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной государственной идеологии или национальной идее, чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда отгораживало от непатриотического или эгоистического поведения.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, однако, не образовывали. Кроме того, субкультура - явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. Налицо имитация западного образца [4].

Все это лишний раз подтверждает факт влияния на образование тех или иных молодежных течений условий окружающей действительности и общественных факторов. Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Появляется необходимость отличаться от всего вокруг, и сразу же находится выход - новая социальная реальность.

Субкультурная активность молодежи зависит от многих факторов: от уровня образования (более выражено стремление присоединиться к той или иной субкультуре у лиц с низким уровнем образования), от возраста (в основном это молодые люди 16-18 лет), от места жительства (как уже было сказано, неформальные движения больше характерны для городской среды с её обилием социальных связей).

Брешин А.А. дает следующее деление субкультур [2]:

) по социально-правовому признаку:

· социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам;

· просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности;

· асоциальные;

) по направленности интересов:

· увлечение современной молодежной музыкой;

· околоспортивные - различные фанаты;

· философско-мистические;

· защитники окружающей среды;

) по групповому признаку:

· по образу жизни - «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры);

· по способам времяпрепровождений;

· по социальной позиции - экокультурные (Green Peace);

· по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.).

Выделенные типы классификации субкультур различаются по степени выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и базируются на выделении одного социально значимого признака, на котором строится классификация.

В общем, молодежные субкультуры, под которыми понимается гомогенная возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками, имеют свою специфику. У членов группы обнаруживается целый ряд общих черт. Определяющей общей чертой является возраст. Наряду с ним выявляются и другие общие черты: такие, например, как пол, социальная роль, социальное происхождение, соседские отношения и, наконец, образ мыслей и формы поведения. При такой трактовке субкультура понимается как любое неформальное молодежное объединение, которое имеет несколько основных уровней [5].

Обычно первый уровень - это сама группа молодых людей, объединенных общими интересами (к такой, например, относится субкультура флэш-моб). Второй уровень - это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями, декларируемыми их субкультурой (скинхеды, панки). Третий уровень - молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности (анархисты).

Можно выделить основные характеристики современных молодежных субкультур: кратковременность, наличие своеобразных правил поведения в обществе, минимализм в символике, строгий внутренний самоорганизующийся характер.

Однако на современном этапе в обществе присутствуют и такие субкультуры, которые не просто являются формой самореализации молодежи, но и представляют собой уникальное социокультурное и психологическое образование, отличающееся от ранее возникших и до сих пор имеющих место в мире субкультур склонностью к художественно-театральным постановкам (флэш-мобы) и граффити (райтеры) как уникальной формой уличного искусства. Из этого можно сделать вывод о том, что появление новых субкультурных образований в нашей стране обуславливается не только стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться от действительности, но и стремлением позиционировать себя и молодежь в целом как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержанию благоприятного климата в обществе.

Также важно отметить, что субкультурную молодежь в основном представляют люди из достаточно благополучных и состоятельных семей. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться, как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной молодежной организации, в группе равных. В таком случае молодежная субкультура превращается для молодого человека в своего рода игру, отсутствие которой у многих людей в молодости оборачивается в будущем неумением «вписываться в общество».

Как отмечает Светлана Игоревна Левикова, доктор философских наук, для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов [5]:

· отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая реакция эмансипации и негативизма);

· попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

С предпосылками молодежной субкультуры имеют дело в нескольких случаях, обычно в следующих:

· в семье, где имеет место излишний контроль родителей или, наоборот, предоставление подростку сверхсвободы, как уже отмечалось ранее;

· в формальной группе (организации), к которой принадлежат молодые люди (как правило, в учебном заведении);

· в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, потери товарищей), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается;

· среди безработных, а также временно или частично занятых.

Стоит отметить, что появление молодежных субкультур в России по большей части связано с влиянием Запада. Однако в российской среде некоторые из субкультур являются простым заимствованием, а другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Яркий пример тому - российские скинхеды (нацисты, расисты и т.д.), возникшие как движение в начале 90-х годов ХХ века. Хоть они и близки к западным аналогам по форме, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. В целом, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

По мнению Владимира Андреевича Лукова, российского культуролога и литературоведа, российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость в традиционном для Запада понимании, определяют три фактора.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В последние годы молодые люди с низким уровнем денежных доходов составляли около 20% населения, а своей возрастной группе - почти 28%. Доля же безработной молодежи насчитывала около 37%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур [7].

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности еще в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки преобладали повсеместно, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Этот драматический факт имеет непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России [7].

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Именно эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Вообще, основой любой субкультуры всегда является утопия - представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная.

Ф. Гайда пишет, что студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. В итоге все заканчивалось разочарованием. По мере сужения горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в таком состоянии вечно, это ведет к его подчинению и разрушению. Личность постепенно затрется, выгорит, а иллюзорное единство с единомышленниками разрушится [4].

Поводя итог, можно сказать, что субкультура - это то, что дает возможность человеку выразить себя как сильную, независимую личность. Она предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Однако нельзя забывать о том, что, в конечном счете, можно получить лишь полное отрешение от общества как такового, замкнуться в себе и навечно остаться в роли игрока в идеальный мир.


Заключение


Итак, современная молодежь - это важный субъект социальных перемен, огромная движущая сила страны. Её становление происходит в сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие молодых людей в настоящее и будущее.

Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую систему ценностей или создания новой системы морали общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации принимаются базовой, традиционной культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в обществе.

Таким образом, каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру современного общества то, что было выработано им в период молодости. Однако в современном мире возможно лишь элементное вхождение молодежной субкультуры в базовую культуру.

О молодежи сейчас много и принципиально спорят. Одни осуждают её за чрезмерное увлечение потребительством, другие - за снижение интереса к образованию или к политическим событиям, третьи - за пьянство и наркоманию, четвертые - за безнравственное поведение. Однако молодежь, как уже было сказано, очень разная и в корне неверно идентифицировать всех в одинаковой степени плохо. В целом, лишь строгий научный подход к анализу реального поведения и проблем, вступающих в жизнь поколений предоставит возможность делать обоснованные выводы, прогнозировать поведение молодежи в настоящем и будущем.


Список использованной литературы


1) Большой энциклопедический словарь (БЭС) // [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com/bes_a;

) Брешин А.А. Субкультура современной российской молодежи // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М.: Российский государственный социальный университет, 2010. - 147 с.;

) Википедия: свободная энциклопедия // [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org;

4) Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России: взгляд историка // Православие: Интернет-журнал, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal;

) Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект) // Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2002. - 334 с.;

) Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // Теоретический журнал «Credo», 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru;

) Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования, 2010. - №10. - С. 79-87.


Теги: Субкультуры современного российского общества  Реферат  Социология
Просмотров: 19311
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Субкультуры современного российского общества
Назад