Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

факультет социологии

Кафедра общей социологии


КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: «Общая социология»

Тема: Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе


Выполнила:

Синёва Мария Ивановна

курс. Группа 1013

Научный руководитель:

Меженин Ян Эдуардович

Преподаватель


Барнаул - 2013

Содержание


Введение

Глава 1. Общие характеристики социального конфликта

.1Определение социального конфликта

.2 Виды социальных конфликтов и их особенности

Глава 2. Взаимодействие лидера с группой

Глава 3. Роль лидера в решении конфликтов

Заключение

Список литературы


Введение


Конфликт - частое явление в обществе. С давних времён видна связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Именно поэтому, корни конфликта уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.

Так, Конфуций - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, лживость, лесть, и подобные черты. Напротив, полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым. Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими»; вести себя одинаково как с простым человеком, так и при встрече с важной персоной; не делать другим того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране». [17 с. 36]

В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предприняли древнегреческие философы. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» - единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, - это война - отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, одних она сделала рабами, других - свободными. Эти слова являлись одной из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития [7, с.7 1].

Конфликтам уделяли внимание и такие философы античности, как Платон и Аристотель. Они полагали, что человек по своей природе существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого - общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на источники конфликтов, которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других [17, с. 120].

В средние века Фома Аквинский развивал мысль, что войны допустимы в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны государства.

В период эпохи возрождения известные гуманисты выступали с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов: Т.Мор, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, Ф.Бекон.

Эразм Роттердамский указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические, психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.

По мнению Георга Гегеля (1779-1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, - с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты [1, с.7-8].

В более позднее время вопросами конфликта занимались: Льюис Козер, который рассматривал причины конфликтов, остроту конфликтов, длительность конфликтов и функции конфликтов. Ральф Дарендорф, разработавший модели теории конфликта и эмпирические условия социального конфликта. Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс, который разработал учение о противоречии и развитии модели конфликта революционного класса и социального изменения. Георг Зиммель выделял своеобразные факторы, влияющие на характер протекания конфликта - инстинкты любви и ненависти.

Во все времена существования человечества тема конфликта была и остаётся актуальной, так как в обществе постоянно возникают конфликтные ситуации. Если в древние времена люди конфликтовали из-за добычи на охоте, места собирательства и других бытовых условий, то с течением времени причины и последствия конфликтов становятся всё более разнообразными. К примеру, в настоящее время конфликты в обществе возникают из-за столкновения интересов его членов, территории, природных ресурсов, таких, как нефть, природный газ, различные горные породы и полезные ископаемые и тому подобных причин, которые в полном объёме перечислить невозможно.

Конфликт не только актуален, но и интересен, а особенно его виды, причины, различные классификации, которые очень разнообразны.

В данной работе мы рассмотрим, что такое конфликт, и в частности, социальный конфликт, дадим несколько его определений, выясним, какие существуют виды конфликтов, рассмотрим несколько классификаций конфликтов. Расскажем, кто такой лидер, выделим несколько видов лидеров, его функции в обществе, опишем, как лидер взаимодействует с группой, и выясним, как он помогает группе выйти из конфликта.

Таким образом, цель курсовой работы: выяснить, какую роль играет лидер в условиях конфликта в группе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

.Определить, что такое социальный конфликт.

.Изучить взаимодействие лидера и группы.

.Выяснить, как лидер способствует выводу группы из конфликта.

Объектом исследования является социальный конфликт.

Предмет исследования - стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе.

Гипотеза: Лидер занимает ведущую позицию в завершении конфликта в группе.


1. Общие характеристики социального конфликта


.1 Определение социального конфликта

социальный конфликт лидер

Понятие «социальный конфликт» появилось на много позже, чем сам конфликт. О конфликтах упоминалось еще в мифологии и религии разных народов. Например, в греческой мифологии о конфликте рассказывается в сюжете, связанном с «яблоком раздора» и «судом Париса». Это поэтический рассказ о том, как богиня раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» и как заспорили, кому предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятельные богини: Гера-супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина-богиня мудрости и справедливой войны; Афродита-богиня любви и красоты. За разрешением спора они обратились к Парису - юному царевичу из Трои. Тот отдал предпочтение Афродите, признав ее прекраснейшей из богинь.

Так же конфликт был и в библейском сказание о Каине и Авеле - сыновьях Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы Богу каждый по своим занятиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего». Бог благосклонно отнесся к дару Авеля, а «Каина и его дар не призрел». Это обстоятельство сильно расстроило Каина, вызвало у него ревность и зависть к брату. Произошла ссора, которая закончилась трагически - убийством Авеля.

Можно вспомнить также русские былины. Отражая события, происходившие в пору становления Древней Руси, они красочно повествуют о защите рубежей своей земли от врагов, общественно-политических конфликтах того времени, богатырских подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, одолевших в трудных противоборствах Соловья-разбойника, Идолище поганое и других чудищ.

В настоящее время существует несколько определений социального конфликта. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Впервые конфликт как социальное явление был сформулирован в работе Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В ней была высказана мысль о том, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Эти причины и являются движущей силой развития общества. [15, с. 4]

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. На Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под конфликтом он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению ученых, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют необходимые различные признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

По А. Г. Здравомыслову, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

У Ю.Г. Запрудского социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А. В. Дмитриев утверждал, что под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. [5, с. 10-11]

Я считаю, что более точное определение, из данных выше, является определение Л. Козера, так как, конфликт он определяет больше с социологической точки зрения. Кроме того, в его определении, конфликт обозначает столкновение интересов и ценностей различных социальных групп. Но, по моему мнению, оно не совсем полное, так как в нём и в определениях, данных остальными авторами, говорится, что конфликт - это противоречие между, либо двумя людьми, либо, человеком и группой, либо, группы с группой, а про внутриличностный конфликт ничего не говорится.

Внутриличностный конфликт - это противоречия человека самого с собой, то есть, когда перед человеком стоит какой-то выбор и он не может решиться как поступить. В таких ситуациях и возникает внутриличностный конфликт, одна часть человека говорит, что нужно поступить так, а другая - иначе. Некоторые авторы не упоминают его, потому что считают, что его нельзя назвать социальным конфликтом, по их мнению, он представляет собой лишь психологический конфликт. Я с этим не согласна, так как личность - устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько разных потребностей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определённых социальных отношений. Поэтому внутриличностный конфликт считается социальным конфликтом. [5, с. 12]

Чтобы как можно точнее дать определение социального конфликта, нужно учесть все его стороны и свойства. Итак, социальный конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. [5, с. 12] В данном определении отражены необходимые свойства конфликта, но чтобы как можно глубже его понять, нужно детально изучить его структуру, причины и динамику.

В данном параграфе мы выделили несколько определений социального конфликта. Каждый автор, который изучал это социальное явление, давал ему своё определение. Таким образом, мы видим, что существует множество позиций и определений данного социального явления. Одни авторы характеризуют его, как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе и, как форму отношений между членами общества, которая мотивирована противоборством интересов и потребностей. Другие авторы говорят, что социальный конфликт является особой формой исторического движения к новому социальному единству. А третьи, берут во внимание конфликт в самом прямом смысле, как прямое противоборство сторон, которое в будущем может перерасти в борьбу, которая принимает форму атаки или обороны.

Как уже выше сказано, определений понятия социальный конфликт в настоящее время очень много. Перечислить их все не является возможным, так как эта область знания существует достаточно долгое время, и кроме того, каких-либо резких отличий между этими понятиями нет, так что можно обойтись несколькими основными определениями социального конфликта, приведёнными выше.

1.2 Виды социальных конфликтов и их особенности


Существует несколько классификаций социальных конфликтов. Наиболее распространенные их классификации основаны на таких критериях, как: стороны конфликта; характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт; направленность конфликта; временные параметры конфликта; результативность конфликта.[15, с. 13]

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон. Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать и выделить пять иерархически связанных уровней:

·физиологические;

·в безопасности и защищенности;

·социальные;

·потребности в уважении;

·потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей, то и их можно свести в группы материальных, социальных и духовных потребностей.

В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

·индивидов, между ними;

·групп индивидов;

·крупных систем (или подсистем);

·деления общества на классы и слои;

·общества в целом;

·на региональном;

·глобальном уровне.

В социальной типологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

·внутриличностным;

·межличностным;

·между личностью и организацией, в которую она входит;

·межгрупповым (между организациями или группами одного или различного статуса);

·межгосударственным. [15. с. 13]

По данной типологии мы будем рассматривать конфликт между личностью и группой, в которую она входит.

А теперь рассмотрим по подробнее каждый из видов социальных конфликтов.

Внутриличностный конфликт. Носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх- Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для личности.

В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. В результате, например, может возникнуть конфликт нереализованного желания.

По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например: противоречие потребностей; противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; противоречие между различными ролями индивида; трудность выбора между различными вариантами поведения и т.д. [15, с. 14]

Следующий вид конфликта - межличностный конфликт. Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются: противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта, между родителем и ребёнком и др. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической и т.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что субъекты не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах.

Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении. [15, с. 14-15]

Конфликт между личностью и группой - является конфликтом, который мы более конкретно рассмотрим в рамках данной работы. Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция. [15, с. 15]

Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Малая социальная группа - это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья и т.п. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми.

Средние социальные группы - это, например, коллектив предприятия, учебного заведения и т.п. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа - относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или вне трудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам и т.п.). Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления.

К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения и т.п. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).

Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.

В современной отечественной конфликтологии в понятие «социальный конфликт» в большинстве случаев включаются все конфликты, происходящие в обществе.

Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к группе, отождествлении себя с другими ее членами, создании качества «мы», в отличие от «они» или «не мы». «Мы» - это свои, наши, «они» - это другие, отличающиеся от «нас». Таким образом, социальная идентификация своей оборотной стороной имеет социальную дифференциацию, которая содержит в себе возможность возникновения межгруппового конфликта. При этом основания социальной идентификации могут быть самые разные: экономические, социокультурные, расовые и т. д.

На уровне больших социальных групп причины конфликтов отличаются большей масштабностью и глубиной. Так, при возникновении этнических конфликтов важную роль часто играют территориальные притязания одного из этносов. В основе политических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе.

Как показывает мировая статистика, сегодня в мире конфликты носят в основном межгрупповой характер. Конфликтуют в основном те группы, которые различны по этническим, расовым, религиозным или культурным признакам. Чаще всего конфликты происходят тогда, когда этническим группам отказывается в удовлетворении их самых элементарных этнических потребностей. При этом одна из наиболее деликатных проблем - проблема национальных меньшинств, затрагивающая вопросы их статуса, культурной самобытности, возможности самовыражения. Следует также сказать, что сами конфликты между группами населения стали более смертоносными, интенсивными и устойчивыми во всем мире, что приводит к возрастанию жертв, среди гражданского населения. [15, с. 15-17]

Межгосударственный конфликт. Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат, прежде всего, противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях - опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами.

В этой связи сдержанный оптимизм вызывает тот факт, что за последнее десятилетие XX века, по некоторым данным, произошло изменение в доминировании типов конфликтов в мире, смещение их из межгосударственной сферы во внутригосударственную. Но оптимизм этот действительно сдержанный, потому что сами гражданские конфликты внутри стран стали более суровыми и смертоносными.

Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН - предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли. [15, с. 17-18]

Выше перечисленные типы конфликтов выделены на основе их субъектов, то есть, конфликтующих сторон конфликта. Все названные типы конфликтов взаимодействуют между собой и влияют друг на друга. Например, международный конфликт часто оказывает влияние на внутригосударственный. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязать межгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт, так или иначе, проявится в межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностный конфликт, но и международный, если, например, государственная власть находится в руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт может вызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д.

Классификация конфликтов по субъектам является самой распространённой, так как именно субъект играет главную роль в конфликте.

Возможна и такая классификация конфликтов как: по горизонтали; по вертикали; смешанные.

. горизонтальные - конфликты, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;

. вертикальные - конфликты между подчиненными и начальством;

. смешанными в данной классификации именуются те конфликты, в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные, которые составляют 70- 80% от всех остальных. [15, с. 18-19]

Существуют и другие типы конфликтов. В частности, у Г. Бисно изложены шесть типов конфликтов:

. конфликты интересов - характеризуются действительным переплетением интересов или обстоятельств;

. вынужденные конфликты - намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей;

. ложно соотнесенные конфликты - запутанные конфликты из-за несоответствия характеристик поведения участников, содержания и причин;

. иллюзорные конфликты - основанные на неправильном восприятии или непонимании;

. замещенные конфликты - в результате противоречий которых страдают личность или идея от действий участников конфликта или конфликтных идей;

. экспрессивные конфликты - характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм. [15, с. 19]

По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные; быстротечные; длительные (продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, такими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты).

Классификаций конфликтов очень много, мы перечислили лишь часть из них. Ни одна из вышеперечисленных классификаций не является законченной и поэтому является относительной и условной. Главной целью любой классификации является возможность помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения.

По моему мнению, наиболее удачной классификацией конфликтов является, та классификация, которая в данной работе описана подробнее других, то есть классификация в зависимости от числа конфликтующих. Так как благодаря ей, можно легко определить характеристики каждого типа конфликта и подобрать соответствующие пути выхода из них.

2. Взаимодействие лидера с группой


Чтобы выяснить, как взаимодействует лидер с группой, для начала нужно определить, кто такой лидер. Лидер является субъектом социального конфликта, то есть он играет главную роль в конфликте.

В самом общем смысле, лидер - это лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В. С. Соколов в учебнике «Социальная конфликтология» говорит о том, что субъектами общественного развития и социального конфликта выступают, прежде всего, политические лидеры. Это люди, обладающие выдающимися качествами, способные направлять и изменять ход развития общества, занимающие, как правило, ведущее политическое положение в государстве и обществе (царя, президента, генсека и т.п.). Как показывает история, выдающиеся политические лидеры появляются в переломные периоды развития стран и становятся инициаторами и организаторами идеологических, политических, экономических преобразований и социальных конфликтов в обществах.

Выдающиеся качества политических лидеров можно разделить на:

·природные (характер, воля, решительность, магнетизм, гипнотизм, интуиция);

·нравственные (беспринципность, властолюбие, жестокость, легкомыслие, с одной стороны, и гуманизм, принципиальность, ответственность, с другой стороны),

·профессиональные (мудрость, аналитичность, быстрая ориентация в политической обстановке, организаторские способности, готовность к компромиссам, эрудиция, ораторские способности и т.п.). [20, с. 40]

Я считаю, что вышеперечисленные качества, являются качествами не только политического лидера, но и любых других лидеров.

Существуют следующие типы лидеров:

·консерваторы (ориентированы на стабилизацию и сохранение существующего состояния обществ);

·реформаторы (ориентированы на радикальное преобразование и социальные конфликты в обществе мирными средствами);

·революционеры (ориентированы на разрушение старой формации и создание новой в результате насильственных преобразований).

Также среди лидеров выделяют:

·традиционных (власть получена традиционным способом, существующим в данной стране);

·харизматических (власть получена в результате поддержки народа, верящего в сверхъестественные способности лидера);

·легальных (конституционные выборы).

По моему мнению, самыми сильными в плане лидерства, являются харизматические лидеры, так как если такой лидер смог убедить народ, чтобы он его выбрал в качестве лидера, то и в дальнейшем он сможет вести народ за собой, опираясь на свои харизматические черты.

Основными функциями лидеров в обществе являются:

аналитическая (систематическое изучение ситуации в обществе);

представительская (выражает в своей деятельности интересы основных классов общества);

программирующая (разработка стратегии и тактики развития страны);

организаторская (мобилизация элиты, интеллигенции, народной массы на решение стоящих перед страной задач);

интегративная (направлена на поддержание целостности и стабильности в обществе, в частности, между разными классами и сферами общества).

Именно лидеры, особенно политические, выступают главным источником социальных конфликтов в обществе. Именно они определяют тот конфликт, который становится источником развития (или распада) данного общества. [20, с. 40-41]

Каждый лидер имеет свои индивидуальные черты, разные лидеры имеют различные стратегии управления и воздействия на группу, которая им подчиняется. У каждого лидера свой стиль руководства в группе. Стиль руководства - способ, система методов воздействия лидера на членов группы. Исследователи выделяют три основных стиля руководства:

Директивный стиль характеризуется высокой централизацией лидерства, доминированием единоначалия. Лидер требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению группы не прислушивается, все решает за группу сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры и т.п. Контроль очень строгий, детальный, лишающий членов группы инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль лидерства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в группе, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности членов группы.

Демократический стиль характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между лидером и группой. Лидер демократического стиля всегда выясняет мнение группы по важным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов группы по важным для них вопросам. Общение с группой проходит в форме просьб, пожеланий, советов, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Лидер стимулирует благоприятный психологический климат в группе, отстаивает интересы группы.

Либеральный стиль характеризуется отсутствием активного участия лидера в управлении группой. Такой лидер «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние группы. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Групповую деятельность пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где участники группы отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Нельзя говорить, что какой-то из этих стилей не имеет положительных черт, каждый из трёх стилей имеет свои положительные и отрицательные моменты. Хотя, по моему мнению, наиболее успешным стилем руководства является демократический, так как при совместной деятельности, принятии решений и равноправии , члены группы будут чувствовать себя спокойно и на них никто не будет давить, и это положительно скажется на групповой деятельности. Ведь, когда человек не ощущает давления, его мысли могут двигаться в любом направлении, и возможно, это сделает его деятельность более успешной.

В данной главе, мы разобрали, как лидер взаимодействует с группой, а для этого, выделили качества лидера, назвали типы лидеров, перечислили функции лидера в обществе и охарактеризовали три стиля руководства. Таким образом, из этой главы мы увидели, что существуют различные типы, виды и функции лидеров. Именно благодаря им, деятельность лидеров в группе и характер их управления являются такими разными, хотя всех лидеров объединяет то, что в группе они пользуются большим признанным авторитетом и обладают влиянием среди членов своей группы.

3. Роль лидера в решении конфликтов


Лидер играет немаловажную роль в решении конфликта. Если группа серьёзно настроена на конфликт, не важно, внутригрупповой, межгрупповой, конфликт с лидером или какой-либо другой, то лидер играет ведущую роль в том, чтобы повлиять на группу и вывести её из этого конфликта.

Существует несколько возможных вариантов завершения конфликта:

) устранение конфликта;

) урегулирование конфликта;

) разрешение конфликта.

Таким образом, завершение и разрешение конфликта - это разные, хотя и взаимосвязанные результаты и понятия, которые следует четко разграничивать. В этом смысле завершение конфликта - это его любое окончание. [20, с. 66]

Итак, рассмотрим подробнее каждый из возможных вариантов завершения конфликта:

. Устранение конфликта имеет следующее возможное завершение:

) уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой;

) уничтожение обеих противоборствующих сторон;

) перерастание одного конфликта в другой - как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противоборствующие стороны объединяются против третьей стороны.

. Урегулирование конфликта означает его завершение при следующих условиях:

) примирение противоборствующих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда цена победы дороже цены урегулирования;

) примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении.

. Разрешение конфликта выражается в устранении причин, его породивших, т.е. в устранении противоположности интересов противоборствующих субъектов.

Для разрешения (и урегулирования) социального конфликта приходится прилагать значительные усилия, так как самостоятельное разрешение конфликта невозможно. Если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой происходит.

Как было уже сказано выше, лидер является ведущим в конфликте, он либо пытается вывести её из него, либо сознательно или бессознательно настраивает группу против себя, чем и провоцирует конфликт. Если же конфликт возникает между членами группы, то лидер должен предпринять следующие действия для его разрешения, прежде всего, вскрыть этот конфликт. Далее правильно оценить ситуацию. Отличить внешний повод от подлинной причины столкновения. Причина может быть не осознанной самими конфликтующими или сознательно скрываться ими, но она, как в зеркале, отражается в тех средствах и действиях, которые каждый применяет для достижения своей цели. Так же необходимо понимать, насколько противоречивы интересы спорящих. Только после анализа конфликта, лидер сможет принять верное решение, как нужно выводить группу из конфликтной ситуации, чтобы не ущемить права и интересы обеих конфликтующих сторон.

По моему мнению, именно лидер должен анализировать конфликт и помочь группе выйти из него, так как, обладая статусом лидера, он лучше других разбирается в сложных ситуациях, в данном случае в конфликте. Кроме этого, только лидер обладает правом управлять группой, поэтому кому как не ему направлять группу в нужном направлении, в данной ситуации, по пути выхода из конфликта.

В данной главе мы выяснили, что при конфликте в группе основную роль в разрешении этого конфликта и выход из него играет лидер группы. Так же мы определили, как лидер может способствовать решению конфликта. И выявили пошаговые действия, с помощью которых лидер сможет сначала проанализировать конфликт, а затем и постепенно вывести группу из него.

Заключение


Как уже было сказано, тема социального конфликта является актуальной в настоящее время, так как общество является бесконечным полем для различных споров, которые в последующем их развитии перерастают в социальные конфликты. Особенно, по моему мнению, интересны и актуальны для общества пути выхода из конфликта и то, как лидер способствует тому, чтобы предотвратить конфликт в группе или подтолкнуть её к завершению конфликта.

В ходе написания курсовой работы по теме «Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе», мы детально разобрали, что такое социальный конфликт, выяснили какие существуют классификации конфликтов и на какие виды делятся конфликты. А именно, мы дали несколько определений понятию социальный конфликт и из этого сделали вывод, что существует множество позиций и определений данного социального явления. Одни авторы характеризуют его, как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе и, как форму отношений между членами общества, которая мотивирована противоборством интересов и потребностей. Другие авторы говорят, что социальный конфликт является особой формой исторического движения к новому социальному единству. А третьи, берут во внимание конфликт в самом прямом смысле, как противоборство сторон, которое в будущем может перерасти в борьбу, которая принимает форму атаки или обороны. В ходе этого исследования, мы пришла к выводу, что социальный конфликт - это противоборство интересов и целей двух сторон, либо, двух «Я» одного человека, либо двух человек, либо человека и группы, либо двух групп.

Так же в рамках данной работы было описано, как взаимодействует лидер с группой. Для этого, мы выделили качества лидера, назвали типы лидеров, перечислили функции лидера в обществе и охарактеризовали три стиля руководства. Благодаря этому, мы увидели, что существуют различные типы, виды и функции лидеров. Исходя из выделенных качеств лидера, стало очевидно, что лидеры с разными характерами и точками зрения на управление группой, имеют разные отношения с группой, по-разному руководят и им характерны различные особенности взаимодействия с группой.

При раскрытии цели курсовой работы, мы пришли к выводу, что при конфликте в группе основную роль в его разрешении играет лидер этой группы. А именно, чтобы разрешить конфликт в группе, лидеру сначала нужно его вскрыть и проанализировать, а затем переходить к конкретным действиям по его либо предотвращению, если он еще не успел в полной мере раскрыться, либо к его устранению, если группа уже поглощена конфликтом.

Таким образом, в рамках данной курсовой работы мы выполнили все поставленные цели и задачи, и подтвердили гипотезу о том, что лидер занимает ведущую позицию в завершении конфликта в группе.

Список используемой литературы


.Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. - М. : Учебное пособие, 1990. - 114 с.

.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Учебное пособие, 1996. - 228 с.

3.Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога /А.Я. Анцупов, А.И. Шепилов. - М. : ВУ, 1995. - 98 с.

.Бройнинг, Г. Руководство по ведению переговоров / Г. Бройнинг. - М. : ИНИОН, 1996. - 48 с.

.Буртовая, Е.В. Конфликтология / Е.В. Буртовая. - М. :Учебное пособие, 2002. - 218 с.

.Волков, Б. С. Конфликтология / Б.С. Волков, К.В. Волкова. - М. : Альма Матер, 2006. - 384 с.

7.Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. - М. : ЭКМОС, 2000. - 320 с.

.Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт / Р. Дарендорф. - М. : Иностранная литература, 1993. № 4.

.Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф . - М. : Социс, 1994. № 5.

.Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. - М. : Учебное пособие, 1993. - 134 с.

.Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - 218 с.

.Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин. - М. : Учебное пособие, 1989. - 164 с.

.Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. - М.: ЭКСМОС, 2001. - 126 с.

.Здравомыслов, А.Т. Социология конфликта / А.Т. Здравомыслов. - М. : Учебное пособие, 1995. - 246 с.

.Зеленков, М.Ю. Социальная конфликтология / М.Ю. Зеленков. - М. : Юридический институт МИИТа, 2003. - 262с.

.Зигерт, В. Руководить без конфликта / В. Зигерт, Л. Ланге. - М. : ИНИОН, 1993. - 72 с.

17.Конфликтология / А.Я Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 302с.

.Кинсбурский, А. В. Политические конфликты в оценках российской элиты / А.В. Кинсбурский. - М. : Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. - Вып. 9, 1995. - 148 с.

19.Козер, Л.А. Завершение конфликта / Л.А. Козер. - М. : ИНИОН, 1991. - 216 с.

.Соколов, С.В. Социальная конфликтология / С.В. Соколов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 236 с.

.Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатов. - М. : Смысл, 1998. - 192 с.

.Чумиков, А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия / А. Чумиков. - М. : Социс. 1995. № 3.


Теги: Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 41100
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе
Назад