История философской проблемы "периодизации и типологии"

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права


Реферат на тему

«История философской проблемы «периодизации и типологии»


Москва 2014 г.

Содержание


Введение

. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры в жизни человека и общества

. Типология культур и цивилизаций, критерии типологии

. Основные школы и направления в западной философии культуры 19в: неокантианство, марксизм, философия жизни, фрейдизм

. История западных культурологических учений 20 века

. Теория локальных культур (цивилизаций) Н Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина

. История культурологических учений в России

. Типы культур

Заключение

Список литературы


Введение


Проблема типологии или периодизации культуры как научная философская проблема чрезвычайно сложна. У нее не только нет однозначного решения, но нет согласия в исходных основаниях и подходах к решению проблемы. Можно выделить два основных подхода к типологизации культур.

Первый подход отталкивается от заданного изначально и осуществляющегося на всех этапах единства культурно-исторического процесса. В рамках этого подхода предполагается, что культура человечества развивалась через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые одновременно представляют собой основные типы культуры. Везде эти этапы были одни и те же, хотя допускается, что какие-то регионы или народы не прошли все этапы, отставая в своем развитии.

В России указанный подход известен прежде всего в его марксистском варианте. Десятилетиями он внедрялся как единственно верный, его бесконечно обосновывали или просто повторяли как нечто аксиоматически очевидное. Если первый подход к периодизации и типологизации можно обозначить как универсалистский, то второй - как концепции локальных культур. Самым крупным и влиятельным его выразителем был германский философ культуры О. Шпенглер. Вот его формулировка собственного понимания культуры.

В противоположность установке культурологии XIX в. на принципиальную замкнутость систем терминов и символов каждой из этих культурных традиций аналогичные исследования XX в. характеризуются общей установкой на культурологическое сближение ранее мыслимых разобщенными традиций. В частности, характерным показателем тенденции к синтезу между западной и восточной культурами является взаимное скрещивание элементов той и другой ветви, что приводит к появлению новых культурных разновидностей (таковы, например, с одной стороны, культура современной Японии или, с другой - культурный плюрализм многочисленных буддистских обществ в Европе и Америке).

Целью работы является философский анализ культурной типологизации временных параметров периодизации истории культуры .

Исходя из намеченной цели, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть объективные предпосылки понимания истории как социокультурного процесса;

показать сущность периодизации;

рассмотреть культурно-исторический процесс как единый и закономерный с точки зрения философских концепций ;

рассмотреть различный типы культур.


1. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры в жизни человека и общества


Понятие культура включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает процесс творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

К материальной культуре относят: средства производства, орудия труда, технический уровень производства, Все эти явления связаны с содержанием производительных сил и производственных отношений.

К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, язык, религиозные воззрения. Духовная культура содержит наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования. Деление культуры на материальную и духовную культуру, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга.

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция - возделывание, взращивание духа. Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая). Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак). Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.


2. Типология культур и цивилизаций, критерии типологии


Тип цивилизации - методологическое понятие, используемое для определения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

В основу типологии положены четыре основных критерия:

) общие фундаментальные черты духовной жизни;

) общность экономического развития;

) взаимопереплетение культур;

) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);- племена Африки

) восточный тип цивилизации;

) западный тип цивилизации;

) современный тип цивилизации.

Типология культур - классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по какому-либо критерию, присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации - единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные культуры); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность. (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.)

В качестве критерия классификации Данилевский использовал тип человеческой деятельности. Он выделял 4 типа деятельности: религиозная (характерна для еврейской одноосновной культуры), культурная (характерна для древнегреческой одноосновной культуры), политическая (характерна для древнеримской одноосновной культуры), общественно-экономическая. Он выделял одноосновные, двухосновные, трехосновные, четырехосновные культуры. По его мнению, четырехосновной культурой должна была стать славянская культура.

Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Шпенглер строит свою типологию исходя из идей существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу.

Восточный тип цивилизации - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

. Традиционализм - ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) - тип цивилизационного развития, Европы и Северной Америки. Особенности:

) динамизм, ориентация на новизну;

) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

) индивидуализм, установка на автономию личности;

) рациональность;

) идеалы свободы, равенства, терпимости;

) уважение к частной собственности;

) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Историческая типология культуры- классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Критерии для выделения разных типов культур могут быть различные. Это могут быть: этнографические критерии, пространственно-географические критерии, хронологическо-временные, ценностные ориентации.


3. Основные школы и направления в западной философии культуры 19в: неокантианство, марксизм, философия жизни, фрейдизм


Неокантианство.

Расцвет неокантианства приходится на 90-е г 19в и 20-е 20в. Главные сферы изучения: гносеология, философия науки (методы научного исследования), аксиология ( о ценностях). Ценности- идеальные нормы, не зависящие от человеческих потребностей и желаний. В связи с этим формируется проблема: а где и как они существуют? Одни считали , что человек соотносит с ценностями своё восприятие тех или иных явлений, поступков. Другие- ценности не существуют, они значат. Третьи стремление к идеальным ценностям люди реализуют в ценностных благах (основных сферах культуры)-истина: наука, добро-этика, право, красота- эстетика.

Проблема исследования методов научного исследования. Методы исследования естественных и гуманитарных наук принципиально различны. Науки о природе пользуются номотетическими методами (законодательное искусство), выводящих из отдельных явлений общие законы и понятия). Науки о культуре пользуются идеографическими методами(описательными), описывающий индивидуальные, неповторимые особенности явлений культуры.

Неокантианство представлено двумя философскими школами: а) Марбургской (Г.Коген, Э. Кассирер). Они абсолютизируют кантовские положения об активности субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд, Генрих Риккерт). Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях. Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.

Марксизм.

Карл Маркс не был культурологом, но концепция Маркса несет в себе вполне определенные культурно-философские представления. Вначале образ культуры у молодого Маркса прорисовывается через Абсолютный Дух. Но уже вскоре, он утверждает предметность человеческой деятельности, сплавляя воедино материальное и идеальное, образует особую структуру, по существу являющуюся носительницей культуры. Даже человеческие чувства у Маркса носят предметно-культурный характер, встроены в социальное бытие и являются результатом всей всемирной истории. Уже в ранних работах Маркса появляется деятельная тема, и культура понимается как деятельность. Маркс стремится воплотить целостное, универсальное видение человека и культуры, понятой как единство во многообразии, человеческой деятельности, утверждающей человеческое начало в мире. При этом сущность человека и культуры видится в их социальности. Индивид есть общественное существо. Индивида самого по себе - мыслящего, страдающего, наполненного внутренней жизнью, индивида как особого рода культурной реальности для Маркса не существует.

Философия жизни

. Шопенгауэр. Всё существующее Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсальный феномен, а каждая сила в природе - как воля. Человек есть проявление воли, его природа поэтому иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле.

.Ницше. Выделял разные начала культуры:

) аполоническое начало, 2) иррациональное начало.

. Дильтей- науки о духе- описательная психология, рациональные методы не работают.

.Зиммель- культура- вторичное бытие, вторая жизнь.

В основе антология. Занимаются проблемами антологического статуса культуры. Каково отношение культуры к бытию, какого типа бытие представляет собой культура. В большинстве случаев представители этого направления определяют культуру как вторичное, неподлинное, иллюзорное бытие.

Психоанализ

В основе концепции фрейда- либидо (от лат. Желание, влечение, страсть). У фрейда эта психическая энергия связана с сексуальным влечением, движущая сила всей психической, социальной и культурной деятельности человека, ключ к пониманию человеческой психологии во всех её проявлениях. Три способа расходования энергии либодо: 1) желание реализуется- чувство психического удовлетворения 2) желание не реализуется- вытеснение желания в бессознательное- невроз.3) сублимация- переключение, переориентация энергии либидо на какую- либо, одобряемую обществом деятельность, не связанную с инстинктами.

Таким обрахом культура по Фрейду результат сублиации либидо. Причина кризиса культуры в непрерывном конфликте между сверх я и оно.

с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго);

«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкт человека.

«Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»).

неокантианство фрейдизм духовный культура

4. История западных культурологических учений 20 века


Особенности развития западной философии культуры 20в. Характеризуются:

.развитие и расцвет экзистенциализма и структурализма

. в Европе расцвет тоталитарных политических режимов.

. Начиная с 60-х- 70-х годов кризис большинства направлений философии.

Экзистенциализм- (существование) философия человеческого существования. Экзистенция- человеческое бытие в мире. Оно неуловимо в понятиях, рационально не познаваемое, неразрывно связано с человеческой свободой. Ему противостоит мир повседневности, который подавляет свободу человека, растворяя человеческую личность в своих структурах, нормах ценностях. Прорыва к подлинному бытию возможен через переживания смерти, страха, отчаяния, боли. Критика культуры как омертвление человеческого существования, разрыва с подлинным бытием.

Игровая теория культуры- исследование роли мифов, фантазии в мировой цивилизации, игры как всеобщего принципа становления человеческой культуры. Игра- сущность культуры, специфический тип поведения, суть которого в сознательном и добровольном следовании правилам, установленным самими людьми. Человеческая игра противостоит миру природы, где господствуют объективные законы, инстинктыю. Кризис культуры 20в Хёйзинге связываетс стремлением к «игре без правил». Игровая теория культуры подчеркивает антиавторитаризм игры, допущение возможностей выбора игровых средств, отсутствие гнета «серьезности». Основоположник игровой теории культуры Хейзинги

Культурная антропология- изучает не самотические ,не биологические аспекты жизнедеятельности человека, исследует культуру как форму жизни и деятельности человека, особую среду обитания людей. В рамках культурной антропологии можно выделить: 1) этнография- собирание фактического материала, сведений о культурах различных стран и народов. «) этнология- теоретическое обобщение фактов, сравнительный анализ, изучение законов развития культур. 3) материалы лингвистики, археологии, психологии, регионоведения.

Структурализм- Барт, Леви-Стросс, Фуко. Особенность структурализма- поиск и изучение в различных сферах культуры структур- т.е устойчивых отношений между элементами целого, сохраняющих своё постоянство при различного рода изменениях.


. Теория локальных культур (цивилизаций) Н Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина


Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Данилевскому. Он не признает понятие «человечество», реальные единицы истории- культурно-исторические типы. Главные типы культур в 19 веке: германо- романский ( европейский) и славянский (Россия и славянские народы). Славянский тип сможет сочетать в себе все 4 основы: религиозную, культурную, политическую, социальную. Он отвечает на вопрос: почему Россию не воспринимают как европейскую страну? Между Россией и Европой существует невидимая, но всеми ощущаемая граница, не географическая, а культурная.

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Шпенглера. Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Главная концептуальная идея- идея множественности культуры. Он использует метод исторической морфологии, описывает уникальные особенности культур. Шпенглер выделял 7 умерших- изучающихся по остаткам культур: египетская, индийская, китайская, вавилонская, греко-римская, византийско- арабская, культура мая. 1 живая- европейская. Каждая культура существует 1000-1500лет, в основе любой заложен неповторимый пра-символ, определяющий все особенности данной культуры.

Более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Тойнби. Религия- главный фактор выделения цивилизаций. История- процесс развития не человечества в целом, а прежде всего отдельных человеческих обществ. Стадии развития цивилизации: 1. Возникновение. 2. Рост- связан с деятельностью «творческого меньшинства». 3. Надлом- раскол среди «творческого меньшинства, революции, войны. 4.упадок- новое господствующее меньшинство, опирающееся на силу денег, оружия. 5. Разложение и гибель.

Теория вызова и ответа, говорит о том, что вызов- это природное или социальное явления, которое ставит существующую цивилизацию под угрозу. Ответ- способность цивилизации приспособиться к новым условиям и выжить.

Сорокин. История- циклическое развитие социально- культурных систем, ядром которых является определенное мировоззрение. Общество находится в процессе постоянных изменений, которые имеют определенный ритм и периодичность. Время от времени в социально- культурных системах происходят радикальные изменения мировоззрения, отсюда войны, революции, террор. Вслед за этим меняются все остальные элементы культуры. Три типа мировоззрения:

. Чувственный- ориентирован на чувственные удовольствия

. Идеациональный- направлен на интеллектуальное наслаждение

. Идеалистический-мировоззрение, направленное духовность, религиозность, альтруизм.


6. История культурологических учений в России


Предпосылки появления западников и славянофилов- дворянская интеллигенция, изучавшая немецкую философию. Интеллектуальным вызовом стало философское письмо Чаадаева, в котором поднимались вопросы о месте России среди других народов, об отношении к западной цивилизации, об оценке петровских реформ.

Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) - не существует единой общечеловеческой цивилизации. Культура народа- органические образования. Основа- народный дух. (религия, искусство, государственная жизнь). В России народный дух принципиально отличается от европейского. Петр исказил культуру, преобразовал общество, расколол его на два уклада: почва- крестьяне, цивилизация- дворянство. Почва не менялась, цивилизация- иностранцы в собственной стране. Петр убил душу русскую, превратил Россию в Европейскую цивилизацию.

Западники.(Герцен, Белинский, Тургенев, Ломоносов, Чаадаев). Есть единая человеческая цивилизация. Россия тоже страна европейская, но не на высокой ступени, как бы окраина Европы. Петр вернул Россию на путь европейский. Это самые яркие реформы. Главное мерило- прогресс, стремление вернуть Россию к европейским стандартам.

Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних.

Евразийцы - это представители нового начала в мышлении и жизни, это группа деятелей, работающих на основе нового отношения к коренным, определяющим жизнь вопросам. Евразийцы дают новое географическое и историческое понимание России и всего того мира, который они именуют российским или "евразийским". Евразийство сочетало в себе противоречивым образом обращение как к религии, с одной стороны, и к эколого-географической среде - с другой. Это противоречивое сочетание с самого начала составляло особенность евразийства, которая нашла свое выражение и в философии истории, и философии культуры.

Природно-экологический подход к феномену и процессам культуры, постепенно возобладавший в идеологии евразийства, позволил его теоретикам осмыслить единство природы и культуры, учесть в типологии культур специфику отношения к природе тех или иных социальных групп. Другим общеметодологическим принципом евразийства выступает принцип полицентризма, противопоставленный европоцентризму. История человечества в евразийской теории рассматривается не как единое целое с единственным историко-культурным центром в Европе, а как мозаичная целостность, разбитая на ландшафты.

Культурная мысль советского периода имела 3 направления:

)Деятельностный подход, рассматривает культуру как особую форму человеческой деятельности, в которой своеобразно проявляются творческие способности человека.

) охватывает различные аспекты истории культуры.

) семиотическое направление, представлено семиотической школой (Лотман, Топоров, Успенский)- наука изучающая знаки и знаковую систему.


7. Типы культур


Античный тип культуры: характерные черты, достижения, историческое значение.

Античность (восходит к лат. - древность) - в общем смысле это слово означает «греко-римская древность». Синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Это было античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества. К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного искусства. Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других.

Основные черты:

Антропоцентризм- Самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка.

Рационализм- Все, что сначала вызывает удивление, осваивается затем не мистически, а логически, оно непременно должно быть рационально объяснено (разум основой познания).

Индивидуализм- означает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством.

Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки и римляне дали человечеству:

образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;

высокоразвитую мифологию; своеобразную религию; художественность и образность мышления; изумительный театр, танец, музыку, песню;

совершеннейшую архитектуру; скульптуру; живопись; разнообразное прикладное искусство; глубочайшую философию

науку (дали начала многим отраслям знаний и научной терминологии);

сформировали исторический тип мышления;

подлинное право, правовую психологию, правовое мышление и правовое поведение;

образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;

демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;

новые формы социальности, подчеркнули значимость личностного начала; 18) образцы общения, образования и воспитания;

оригинальное военное искусство, создали идеалы героизма и патриотизма;

новые формы хозяйствования и экономической деятельности .

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.

Средневековый тип культуры. Культура средневековой Западной Европы.

Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. Становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен и античной культуры. Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма.

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период перехода от античности к собственно средневековью. Раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия.

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы.

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия

Средневековые типы культуры. Византийская христианская культура.

Византийская цивилизация это христианская цивилизация. Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую.

Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Христианство при Константине (V в.) превратилось в государственную религию, византийская церковь стала привилегированной организацией. В IV-V вв. сложилось монашество, сыгравшее значительную роль в истории церкви. Были выработана христианская догматика, окончательно сформирован культ, введены основные обряды и установлен твердый порядок богослужения - с этой целью создавались особые литургические книги. Появилась церковная музыка, религиозная поэзия, организовывались торжественные шествия с зажженными свечами («крестные ходы»). Был утвержден культ святых, создан полный церковный календарь (святцы). Догматическими вопросами в основном занимались Вселенские соборы, которые собирались византийским императором. На них кроме восточных иерархов незначительно была представлена и западная церковь.

В византийской империи православные иерархи, за редким исключением, не претендовали на главенство над могущественной светской властью. Церковь проповедовала единение церкви и государства. Византийская православная церковь при христианизации варварских народов не требовала, чтобы греческий язык стал единственным языком литургии. Она допускала богослужения на местных языках. Зачастую эта политика обеспечивала успех миссионерам православной церкви.

Средневековые типы культуры. Средневековый арабо- мусульманский Восток.

Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата - великой державы, простиравшей свои владения на огромной территории - от Индии до Испании. Процесс взаимодействия культур различных народов, подчиненных арабами, породил новую высокоразвитую культуру, идеологической основой которой стал ислам, а языком - арабский. Важнейший принцип ислама - монотеизм - вера в единого бога. Идея монотеизма в исламе выражена наиболее строго, чётко и последовательно: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».

Характерная черта исламской картины мира - фатализм, покорность судьбе. Всё в мире предопределено божественной волей, каждому человеку Аллах заранее назначил его судьбу, определил его поступки, направление деятельности.

Важнейшей особенностью арабо-мусульманской культуры было то, что она складывалась как сложный результат синтеза различных культурных традиций.

Арабские художники избегали создавать рельефы, выпуклые скульптурные изображения на плоскости, так как им казалось, что они слишком напоминают живые образцы. Они вообще не признавали трехмерного изображения фигур и достигали объемного эффекта сложной цветовой гаммой на плоскости изображения. Кораническое представление о том, что мир сотворен Аллахом как нечто законченное и целостное, породило чувство универсальной гармонии, отразившееся в особой соразмерности пропорций, в согласованном и точном ритме их узоров.

Большое развитие получает орнамент. Арабески - особый вид орнамента, состоящего из сочетания геометрических фигур и стилизованных изображений растений - растительного орнамента. В орнамент часто включается эпиграфический элемент - надпись с прославлением Аллаха, также выполненная в условном стиле.

Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе. Переход от средневекового типа культуры к культуре нового времени.

Возрождение- эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» .

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой.

В основе нового мышления лежало светское вольномыслие. Аскетизм средневековой морали не соответствовал жизненной практике. (Аскетизм ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей). Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье. Основа мировоззрения эпохи- гуманизм- признание ценности человека, как личности. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Реформа?ция (лат.- исправление, восстановление) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества. Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, появление национальной буржуазии, (третьего сословия) которая не желала тратить деньги на дорогую церковь, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви.

Переход от Средневековья к новому времени происходит через эпоху возрождения.

Развитие индивидуального, личностного начала в творчестве, отход от средневековой традиционности, появление потребности в упорядоченных естественнонаучных знаниях, и в основанных на определенных научных знаниях технике, специализация и профессионализация всех видов творчества, постепенная секуляризация культуры и многое другое: все это и сделало возможным появление западных форм культуры.


Заключение


Учение об общественно-экономической формации и цивилизационная концепция общественного развития являются важнейшим методологическим инструментом как изучения истории общества, так и познания, и преобразования современной действительности. Эти теории общественного развития позволяют углубить наше представление о многих сторонах исторического развития, изучить единство и многообразие исторического процесса, провести типологизацию всеобщей истории.

Как уже нами отмечалось, теория общественно-экономических формаций создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным, основные характеристики данной теории также кратко освещены. Представляется целесообразным представить сравнительный анализ сущности общественно-экономической формации и цивилизационной концепции общественного развития

Для правильного понимания категории общественно-экономической формации важен, прежде всего, вопрос о ее гносеологической природе. Понятие формации не совпадает непосредственно с общественными порядками отдельных стран. Однако из этого несовпадения нельзя делать вывод о том, что формация - умозрительная конструкция, своего рода «мыслительная модель», не совпадающая с социальной реальностью того или иного исторического времени.

Общее никогда не тождественно единичному, но оно выражает существенные связи и отношения, присущие как единичному, так и особенному. Применительно к общественно-экономическим формациям задача состоит в том, чтобы в ходе разработки теорий отдельных обществ (например, рабовладельческого, феодального и т. д.) точнее выразить их общие черты и их специфические проявления. Соотношение общего, особенного и единичного в каждой формации требует конкретно-исторического исследования.

Прежде всего, общественно-экономическую формацию можно охарактеризовать как исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Это, по выражению К. Маркса, «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». Называя при этом в качестве примера общественно-экономических формаций феодальное и буржуазное общества, Маркс отмечал, что каждое из них «знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества».

Итак, отметим, что категория общественно-экономической формации характеризуется, во-первых, своим историзмом и, во-вторых, тем, что она охватывает каждое общество в его целостности. Выражает системный подход к обществу, к его структуре (например, политико-юридические и идеологические надстройки).

В отличие от таких категорий, как производительные силы, производственные отношения, способ производства, государство, право и др., отражающих различные стороны жизни общества, общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи.

Безусловно, что перечеркнуть или умалить значение марксистской типологии исторического процесса и понимания истории нельзя. Однако существуют и другие подходы в рассмотрении закономерностей исторического развития общества. Многие философы истории считают, что теории общественно-экономических формаций недостаточно для понимания сущности истории и ее типологизации, и нужно обратиться не только к такому «приземленному» эмпирическому факту, как производство, а к типам культуры и цивилизации, к лежащим в их основе специфическим духовным ценностям. В этом плане следует указать на теории, которые рассматривают историю посредством изучения крупных социальных феноменов, существующих в виде целостностей. Н. Данилевский называет их культурно-историческими типами, О. Шпенглер - развитыми культурами, П. Сорокин - «метакультурами», А. Тойнби - цивилизациями.

Эти социальные и культурные суперсистемы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной группой. Они выходят за пределы географических или расовых границ. Однако, подобно глубинным течениям, они определяют характер всех более мелких социальных образований и являются подлинными целостными единствами в океане социальных и культурных феноменов.

Проблема цивилизаций ставит перед исследователями новые актуальные задачи, решение которых предполагает научный подход и философскую проработанность. Сущность кризисов, переживаемых отдельными культурами, в частности, западноевропейской культурой; будущее западного мира; усиление культурной идентичности и всплеск национализма; отношение современного человека к религии, технике, науке; взаимоотношения Востока и Запада - все это важные и актуальные проблемы, которые находятся сейчас в центре внимания.

История в глазах современных людей - уже не чередование событий, определяющих судьбы отдельных народов, их возникновение, расцвет и исчезновение. Мы воспринимаем теперь наше прошлое как чередование крупных целостных образований, моделью которых может служить античная культура. Одним из них, хотя и незавершенным, является западноевропейская культура. Цивилизация становится, таким образом, основной категорией современной исторической науки.


Список литературы


1.Аверинцев С.С. Морфология культуры О.Шпенглера. Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества .- М., 2001

2.Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.- М.Наука ,2007

.Губман Б.Л. Смысл истории А.Тойнби. - М.: Наука, 2001

.Гуревич П.С. Культурология. - М.: Гардарика, 2003

.Гуревич П.С. Философия культуры. - М.:Гранд, 2004

.Каган М.С. Философия культура. - СПб.: Питер, 2006

.Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер,

.Лосский Н.О. История русской философии. - М.:Политиздат,2003

.Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван.: Культура, 1996

.Соловьев П.А. Национальный вопрос в России.- М.:ООО «Издательство АСТ, 2000

.- Соколов А.Н.Типология и периодизация культуры. С.-Петербург: Союз, 2000

.Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. Санкт-Петербург: Союз, 2001

.Скворцова Е.М Теория и история культуры.- М.: ЮНИТИ, 2009

.Тойнби А. Постижение истории. - М.: Наука, 2006

.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. - В 2-х т. Т.1. Образ и действительность. - М.: Айрис- пресс, 2004

.Шендрик А.И. Теория культуры. - М.:ЮНИТИ, 2002


Теги: История философской проблемы "периодизации и типологии"  Реферат  Философия
Просмотров: 20355
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: История философской проблемы "периодизации и типологии"
Назад