Экология и эсхатология: философский оттенок

Содержание


Введение

Глава 1. Экология как философское понятие

.1 Понятие экологии и экологической этики в современной философии

.2 Основные направления и противоречия современной экологии как философского понятия

Глава 2. Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире

.1 Понятие и особенности эсхатологии

.2 Факторы, определяющие формирование эсхатологического сознания

.3 Влияние философских эсхатологических взглядов на экологию общества

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В современном мире, когда происходит расширение производственных процессов, экономики стран оказываются все более интегрированными, актуальность приобретает вопрос о взаимодействии человека и природы. Данная проблема рассматривалась философами в разные века, однако вследствие усиления негативного влияния человека на природные явления, с середины 20 века эта научно-философская область приобрела особое значение. Появилась реальная угроза экологической катастрофы, стала очевидна необходимость снижения потребительского отношения к природе.

Соответственно, чтобы обеспечить человечеству дальнейшее благополучное существование, стоит пересмотреть экологическую концепцию общества, а также создавать и развивать программу устойчивого развития государств, в которой была бы учтена связь человека и природы.

Сегодня часто говорят о развитии экологического кризиса. В чем же состоят истоки такого кризиса? Сейчас все большее количество специалистов утверждает, что глубинные истоки экологического кризиса лежат не в самом значительном антропогенном воздействии человека на природу, а в кризисе духовном.

Пересмотр духовных ценностей означает концентрацию на этических принципах. Этику определяют как «метанаучное творчество по пониманию человеком своей жизнедеятельности и обоснованию ее наилучших перспектив».

Так, говоря о связи экологии и этики, можно выделить понятие экологической этики. Это новое понятие представляет собой философское обоснование экологической концепции и помогает оценить экологические процессы с социо-прагматической точки зрения.

Экологическая этика на данный момент - понятие часто применяемое и востребованное. Экология сама по себе изучает не просто природу, но природу как предмет общественного интереса, а экологическая этика анализирует, как, сохранив выгоды от использования природных ресурсов, сохранить и саму природу.

В философии система отношений «человек-природа» можно рассматривать с нескольких точек зрения. Так, говоря об экологической катастрофе, мы связываем ее с учением о конце света, а рассматривая глубинную связь человека и природы и место человека в этой системе, можно говорить о месте рассматриваемых понятий в истории космоса. Так, в философии экологические аспекты находят отражение в эсхатологическом направлении. Эсхатология - это (от греч. eschatos последний, конечный и logos - учение) в христианской догматике учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различают индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную - учение о цели космоса и истории и их конце.

Итак, цель реферата - проследить философскую связь между экологией и эсхатологией. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)рассмотреть развитие экологии в контексте философских учений;

2)показать особенности эсхатологии;

)сделать вывод о том, как эколого-эсхатологическое философское направление влияет на современную концепцию развития человечества.

экология этика философия эсхатология

Глава 1. Экология как философское понятие


.1 Понятие экологии и экологической этики в современной философии


Для того, чтобы определить место экологии в современных философских направлениях, рассмотрим понятие экологии.

Согласно классическому определению, данному Э. Геккелем, который ввел сам данный термин, экология - это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Современное определение несколько шире. Это наука о взаимодействии живы организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Однако однозначного определения экологии не существует. Ряд ученых рассматривает это понятие лишь как биологический термин. По нашему мнению и в контексте рассматриваемой темы, такая трактовка неверна. Конечно, экология включает в себя вопросы о взаимоотношении организмов окружающей среды и проблемы борьбы за существование. Но справедливо утверждать, что эти явления - понятия также философские. Каково место человека в экологии? Какое влияние оказывает человек на природу? Ответы на эти вопросы лежат в ряде философских учений.

Экология - это комплексная мировоззренческая наука, которая рассматривает взаимосвязи живых организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой.

Ученые выделяют разные виды отношений человека к природе. Они таковы:

) безнравственное отношение (поджог леса, рубка деревьев, убийство животных ради забавы либо с целью демонстрации своей силы);

) утилитарное отношение (к природе относятся в основном как к источнику ресурсов, необходимых для поддержания человеческого благополучия и комфорта);

) теоретическое, научное отношение, развивающееся в противовес сугубо утилитарному (для ученого познание - не источник материальных выгод, а моральное удовлетворение от исследования объективных законов природы, основ мироздания);

4)эстетическое отношение.

Данные виды взаимоотношений человека и природы приводят нас к пониманию философии экологии и формированию понятия экологической этики. Современный экофилософ В.Е. Борейко определяет экологическую этику как «учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека».

Экологическая этика наиболее точно отражает глубинные противоречия связей природы и человека. Это часть этического направления философской мысли, которая опирается как на общее понимание моральных принципов, так и на понятийный аппарат нормативной этики.

Как и философская этика, этика экологическая имеет объектом изучения нравственность, однако подходит к этому понятию с принципиально новой позиции. Так, формирование экологической этики связано с противостоянием антропоцентризму и концентрации на био- и экоцентрической концепциях.

Стоит остановиться на антропоцентрической идее. Согласно ей, человек - это центр Вселенной и всех мировых процессов. Атропоцентрическое мировоззрение ведет начало еще со времен Сократа и Протагора. «Человек есть мера всех вещей» - провозгласил Протагор. В дальнейшем концепция развивалась в учениях схоластиков, патристиков. В эпоху Возрождения антропоцентризм приобретает светский характер, а человек начинает рассматриваться как причастное к Богу. Однако позднее, вследствие научных открытий, антропоцентрическая теория становится все менее очевидной для общества. Позиции антропоцентризма сильно пошатнулись с созданием гелиоцентрической системы мира Коперника, эволюционной теории Чарльза Дарвина. Экология вносит дополнительный смысл в понимание сущности антропоцентризма: человек осознал себя хозяином и покорителем природы, считая себя вправе получать из окружающего мира необходимые ресурсы, в том числе путём ущемления других биологических видов.

В био- и экоцентризме природа выступает в качестве субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего некими моральными правами. Ее интересы ставятся во главу угла.

Современные философы рассматривают концепцию экогуманизма.

Это направление, которое включает человека в космическое развитие биосферы, а также утверждает единство и неразделимость судеб человечества и природы.

В современном мире проблема, как было отмечено во введении к работе, приобретает глобальный характер. Экологическую этику необходимо рассматривать в свете ее глобального, международного значения. Глобализация, а именно процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, приводит к пониманию планетарной ответственности, необходимости долгосрочного планирования, учета перспектив не только экономического, но и экологического развития, поиска путей выживания человеческого рода. Противоречивой для философии остается проблема соотношения индивидуальной и коллективной ответственности человека перед природой и перед будущими поколениями.


.2 Основные противоречия современной экологии как философского понятия


Рассмотрев понятие экологи в философском контексте, стоит задуматься о противоречиях, создаваемых философским подходом к экологии.

Так, экофилософия выходит за рамки исключительно этической проблематики и осмысляет вопрос о взаимоотношениях природы и человека в глобальном мировоззренческом плане.

В 1970-е годы в философии появляется понятие глубинной экологии. Вводит этот термин норвежский философ А. Несс. Это одна из школ экологической философии.

Это направление критикует основные принципы западного общества.

С одной стороны, глубинная экология опирается на принципы биоцентризма, а с другой - придает значение персоне человека в концепции восточных религий.

Экологическая этика, как достаточно молодое явление в философии, хранит в себе немало противоречий. Постараемся определить, в чем же заключаются эти противоречия.

Во-первых, имеется различие между антропоцентрическими и биоцентрическими взглядами. Здесь встает вопрос о том, как урегулировать эго-интересы человека и интересы природы; также выясняется, имеет ли природа интересы вообще. Стоит еще определить, полезна ли экологическая этика человеку, который, вне зависимости от теорий и направлений, почти всегда стремится максимизировать свою выгоду.

Еще один противоречивый вопрос заключается в том, что можно определить под контроль экологической этики, какие природные явления или процессы она охватывает. Некоторые ученые полагают, что это вся биосфера земли, другие - что это ограниченный ряд живых организмов, третьи расширяют сферу применения экоэтики до вселенских масштабов.

При рассмотрении экологии как вселенского понятия обретают силу эсхатологические мотивы.

Имеется философская теория «благоговения перед жизнью». Эта идея - источник идеи о необходимости пробуждения чувства любви и сострадания к природе, теория, сформулированная Альбертом Швейцером, возникшая в первой трети XX века, когда экология как наука о взаимосвязи человека и окружающей среды находилась на начальном этапе.

Для оценки природных явлений Швейцер использует такие моральные категории, как жизнь и смерть. По его мнению, благо - это то, что служит поддержанию жизни, а все противоположное этому - это зло.

Однако гуманизм Швейцера не учитывает то, что человек, находясь на высшей ступени пищевой пирамиды, ради поддержания существования вынужден лишать жизни многие живые существа. Противостоит этой идее, в свою очередь, мысль о вегетарианстве.

Сегодня дуализм Швейцера - это некое воззвание к человеческой совести, препятствующей неуемному потреблению и бездумному уничтожению природы. Сами же по себе природные явления не могут подлежать моральной оценке, так как нравственный закон, согласно Канту, живет только внутри нас.

В процессе транснационализации общественных и культурных процессов стран мира возникает и вопрос о коллективной ответственности человека перед природой. Эта тема стала обсуждаться исследователями с 70-х гг. XX века. Однако то, каким образом должна распределяться и проявлять себя коллективная ответственность - остается сегодня вопросом, на который нет однозначного ответа.

Коллективная ответственность - понятие неопределенное, и многие исследователи могут трактовать его по-своему. Стремясь преодолеть эти трудности, исследователь Питер Френч в работах «Корпорация как субъект морали», «Коллективная и корпоративная ответственность» выдвигает идею признания морального статуса за определенным сообществом, корпорацией. При этом коллективное намерение, являющееся одной из сущностных черт ответственности, осуществляется «во внутренней корпоративной структуре принятия решений».

Здесь сделан вывод о том, что моральная ответственность группы должна соотноситься с индивидуальной ответственностью каждого члена группы.

Сегодня экология и этика природы связаны с предположением о неизбежности вселенской катастрофы и конца света.

Так, появляются эсхатологические статьи, раскрывающие вопрос об экологической этике и ее необходимости в другом ключе. Например, автор статьи «Этика и эсхатология» В.И. Курашов отмечает бессмысленность заботы о будущих поколениях людей с научно-рационалистической точки зрения, потому что «феномен индивидуального человеческого существования есть результат «воли» случая в природных процессах. Другими словами, то, что осуществился переход из возможности в действительность и Вы появились на свет или же наоборот, такого перехода не произошло, статистически усредняется уже на уровне популяционного подхода. При таком взгляде индивидуальное человеческое существование не имеет смысла».

Здесь приоритетное положение занимает утверждение о превосходстве природы над человеком.

Вышеупомянутый автор В.И. Курашов называет, таким образом, еще одно противоречие экологической этики: «По нашему мнению без привлечения религиозного мировоззрения и религиозной эсхатологии экологический призыв к сохранению природы и жизни на Земле не может найти убедительного оправдания в научном знании».

Эта мысль имеет свои основания, однако крайние ее проявления ведут к агрессивным действиям, могут вызвать развитие экотерроризма.

Поэтому изучение связи экологии и эсхатологии требует дальнейшего развития и приведения философских изысканий по этому вопросу к единой концепции.


Глава 2. Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире


.1 Понятие и особенности эсхатологии


Для того, чтобы разобраться в глубинной философской связи экологии и эсхатологии, рассмотрим понятие эсхатологии. Как уже было отмечено в нашей работе, эсхатология представляет собой направление религиозного мировоззрения, касающееся предпосылки о конечности судьбы человеческой личности и всего сущего во Вселенной. От греческого слово «эсхатология» переводится как «последний, конечный».

Различают два направления эсхатологии: индивидуальная эсхатология, рассказывающая о посмертных судьбах единичной человеческой души, и универсальная эсхатология, предполагающая собой учение о цели и назначении космической и человеческой истории, об исчерпании ими своего смысла, об их конце и о том, что за этим концом последует.

Два направления эсхатологии тесно связаны межу собой, однако это соотношение обладает разной интенсивностью в различных государствах или обществах. Степень изученности эсхатологии и интереса к данному философскому направлению также разнится по регионам мира.

Индивидуальная эсхатология проявляется в учениях о душе человека и ее бытие после смерти.

Кроме того, это направление эсхатологии исходит из того, что мироздание не имеет конца и предполагает вечный круговорот всего живого. Это порождает столкновение данной идеи с предметом эсхатологии в принципе, так как эсхатология учит о конечности бытия. Натуралистически космос интерпретируется как биоорганизм, тело которого устаревает, но периодически сменяется молодыми составляющими. Поэтому учения о мировых катастрофах становятся мыслью не о полном конце, а о круговороте, смене циклов.

С точки зрения индивидуальной эсхатологии, все живое растворяется в постоянном круговороте, а смерть становится новой ступенью существования и возвращает умерших в материнское лоно Земли. На практике эта мысль выражалась тем, что на первобытных стадиях культуры была распространена вера в то, что умерший возвращается на землю в теле новорожденного из своего рода; затем эта вера оформляется в религиозно-философские доктрины о переселении душ (например, в буддизме, пифагореизме, каббалистике и т.д.).

Данные древние мысли переосмыслялись и в 19-20 вв. Так, было создано учение Шопенгауэра о неразрушимой волевой сердцевине нашего «я», после каждой смерти продуцирующей новую жизнь. У Ницше известна теория вечного возвращения. Получается, что человеческие души живут в вечном круговороте. В некоторых религиях это воспринимается как безнадежность. В буддизме, например, полагают, что круг перерождений порочен, а преодолеть его можно, достигнув нирваны. Нирвана - это единственно возможное окончательное, абсолютное избавление.

Очевидно, что эсхатология оказывается связана с содержанием личной и вселенской судьбы в контексте мироздания. Эсхатологическая концепция имела значительное влияние в древнем Египте, древнем Израиле и в иудаизме.

В древнем Египте эсхатологическая мысль разрабатывала проблему смерти и личного бессмертия, рассматривала загробную жизнь как положительное бытие, по своей конкретной наполненности никак не уступающее земной жизни, однако в отличие от нее стоящее под знаком окончательной стабильности и потому несравнимо более важное. По мнению древних египтян, жизнь тела человека - это приготовление к жизни в вечности.

Согласно библейским традициям, необходимо сосредоточиться не на существовании отдельного индивида, а на судьбе всего народа и мира, на религиозном осмыслении всемирной истории как процесса, направляемого личной волей единого Бога. Интерес к эсхатологии был усилен историческими катастрофами, постигшими иудейский народ (вавилонское пленение 586 до н.э., разрушение Иерусалима римлянами в 70, кровавые репрессии против веры иудеев при Адриане).

В Средневековье, особенно в европейском христианстве, индивидуальная эсхатология стала переходить к эсхатологии всемирной.

Появилось учение об эрах Отца, Сына и Святого Духа. В некоторых регионах мира происходит разочарование в теократии (учении о божественности властителя), в частности, русскими старообрядчиками царь перестает восприниматься как посланник Божий.

В 20 веке эсхатология также получает развитие в религиозной мысли человечества. В ходе ускорения исторического развития, трансформации политического и экономического мира, распространения СМИ, эсхатологические мотивы приобретают уже некий вульгарный характер. Апокалипсис, Армагеддон, жизнь после смерти становятся частными сюжетами фильмов ужасов и бестселлеров.

«Общество потребления» переводит эсхатологию из сугубо религиозного течения в социальное явление, находящее отражение в современной культуре и литературе. Серьезные эсхатологические изыскания сегодня становятся редкостью.


.2 Факторы, определяющие формирование эсхатологического сознания


Обсуждая эсхатологию, важно сказать о возникновении самого эсхатологического сознания в человеческой душе. Есть ряд факторов, приводящих к формированию эсхатологических переживаний.

К ним относится политика властных и идеологических институтов, задающая дистанцию между должным и сущим.

Рассогласование реальности и модели, воплощенной в концепции должного, неустранимо. Это приводит к ряду социальных и психологических последствий. Специфический комплекс вины, переживаемый традиционным человеком в силу причастности к уклонению от невыполнимого должного, рождает возможность социального манипулирования. Властные и идеологические институты возлагают на себя функции формулирования и надзора за соблюдением должного. Отсюда у властей возникает социальный интерес в том, чтобы формулировки должного оказывались практически невыполнимыми, а агенты власти не подлежали суду подвластных с позиции должного. Агент власти обретает возможность извлекать разнообразные блага и преимущества (статусные, психологические, денежные) из факта несоответствия реальной социальной практики должному в пределах подведомственности.

Это ведет к росту тревожности, чувства вины, повышению манипулируемости человека. Все это устраивает власть.

Важно, что дистанция между должным и сущим часто несет в себе позитивный, мобилизующий и воспитательный потенциал. Веками он использовался для развития общества. Однако этот потенциал может быть не только использован на благо общества как целого, но «приватизирован» правящим слоем.

Растет уровень насилия, развиваются авторитарные политические режимы, из-за этого возникают бунты и деструктивные движения.

В таких обществах эсхатологические настроения оказываются естественной реакцией на стресс навязанных изменений. А это ведет к уклонению от должного.

Крах устойчивого мира, к которому традиционный субъект более или менее адаптирован, переживается как конец Вселенной и торжество хаоса.

Неприятие происходящего обостряется при переходах общества через стадиальные рубежи, когда изменение носит тотальный характер, переходах от раннего государства к зрелому, от жизни на периферии или в рамках догосударственной окраины к жизни в пределах регулярного государства. От крестьянского общества к урбанистическому, от бесписьменной фольклорной культуры к письменной. От одной идеологии к другой. Наконец, от конкретной идеологии к ситуации деидеологизации. Все эти ситуации осмысливаются в рамках эсхатологической парадигмы и провоцируют эсхатологические настроения.

В нашей стране эсхатологическое сознание провоцируется периферийным статусом российской цивилизации.

Главная особенность периферийной цивилизации состоит в том, что она развивается заново, без какой-либо базы. В своем развитии периферийная цивилизация лишена опоры в предшествующем цикле. Наращиваемый веками культурный слой - минимизирован и качественно не соответствует задачам цивилизационного строительства, а использование его предельно интенсифицировано.

В этой ситуации эсхатологизм выражается в бегстве от динамики, от сложной жизни в цивилизации, надежде на то, что однажды испытание историей завершится.


.3 Влияние философских эсхатологических взглядов на экологию общества


Проанализировав современное состояние экологической философии, а также развитие эсхатологических взглядов, рассмотрим связь этих двух понятий, тесно связанных друг с другом в сегодняшней философии.

Сейчас уже около 20 лет ведущие ученые говорят об устойчивой взаимосвязи экологии, экономики и философии. Свое отражение эта мысль нашла в Концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году. Согласно Концеепции, приоритетным предполагалось устойчивое развитие каждой страны и мира в целом.

Однако действительность показала, что ни одна страна не может не стоять на пути устойчивого развития. За последние 10-15 лет в мире стало больше людей, лишенных доступа к чистой воде, Мировой океан опустел, темп сокращения биоразнообразия не снижается, а возрастает, площади лесов катастрофически уменьшаются, зоны пустынь и полупустынь расширяются, смертность населения от загрязнения воздуха превысила число погибающих в автокатастрофах, возросли показатели онкологических заболеваний. Стремительно ухудшается состояние окружающей среды во всем мире.

Концепция устойчивого развития, казалось бы, замечательно объединяющая экологию с экономикой, привела к малозаметным результатам. Имеется ряд причин, препятствующих эффективному применению концепции устойчивого развития. Возможно, основная причина - это излишняя крупномасштабность, глобальность и оторванность этой концепции от реальной жизни.

Кроме того, на пороге 20-21 веков возникла угроза ядерной войны, демографические, экологические глобальные проблемы. Это вело к тому, что в религиозном сознании нарастали мистические настроения, углублялась эсхатологическая направленность, усиливался интерес к катастрофам и трагедиям, их апокалипсическая трактовка. Формируется мысль о бессмысленности человеческого существования.

В экологии возникают «языческие мотивы», а в биосфере некоторые ученые стали усматривать наличие особых информационных принципов, ведущих к созиданию упорядоченности, что, по их мнению, согласуется с современной наукой.

Стали создаваться так называемые «экопоселения», практикующие языческое «лечение природой и космическим разумом» с мистическим призванием сил, «дремлющих в природе».

В начале 90-х годов возник ряд религиозных формирований, таких как «союз венедов», «Тезаурус», пропагандирующих этническую избранность и экологию.

В конце XX века активизировали свою деятельность эзотерические и гностические группы, в проповеди которых «сценарии экологической катастрофы стали все больше занимать современных сектантов, ждущих апокалипсиса, особенно среди тех, кого вдохновляют идеи Нового века».

Итак, связь экологии и эсхатологии проявляется в переплетении концепций о конечности мира, опасении экологической катастрофы и чувства обреченности, сформировавшегося под влиянием неких социальных и политических явлений.


Заключение


Таким образом, в работе были рассмотрены два явления, имеющие актуальное значение для современного мира: экология и эсхатология.

С одной стороны, экология приобретает сегодня философский оттенок и становится уже не просто проблемой защиты окружающей среду, но вопросом о сохранении социума.

С другой стороны, эсхатология как учение о конечности сущего на земле, оказывается результатом социо-экономических и экологических проблем.


Список использованной литературы


1.Борейко В.Е. Экологическая этика в Вузе. - Киев, 2004.

.Канке В.А. Современная этика - М., 2009, с. 341-348.

.Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 - 1995, с.29-36.

.Основы экологической этики Под общ. ред. Т.В. Мишаткиной и С.П.Кундаса - Минск, 2008.

.Платонова А.В. Этика ответственности в техногенной цивилизации: проблема субъекта / http://sociosphera.ucoz.ru.

.Шевчук Ю.С. Глубинные противоречия в экологическом образовании / Слушания на тему «Экологическая культура»/ X?V Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития» - Великий Новгород, 2008.

.Мегре В. Новая цивилизация. Москва-Санкт-Петербург, 2006. С. 18-19.


Теги: Экология и эсхатология: философский оттенок  Контрольная работа  Философия
Просмотров: 47562
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экология и эсхатология: философский оттенок
Назад