Философия как духовное явление – акт сознания, высказанный вслух


Философия как духовное явление - акт сознания, высказанный вслух


Коваль Е.Н.


Философия - стержень, проходящий через все ступени развития человеческого мышления, это основа, - то, от чего мышление отталкивается и что даёт возможность развития всему человечеству, его переходу на качественно новый уровень. Однако само философское мышление возможно лишь по причине существования самого Человека, - особенности его сущности, его предназначения, - ведь «философия есть такое занятие, такое мышление о предметах, любых (это могут быть предметы физической науки, проблемы нравственности, эстетики, социальные проблемы и т.п.), когда они рассматриваются под углом зрения … человеческого предназначения.

А человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком. <…? Теперь я выражусь иначе. Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему. Образ и подобие Божье - это символ, соотнесенно с которым человек исполняется в качестве Человека. <…? А именно: человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. И вот эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отражении самого себя символом «образ и подобие Божье». То есть Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [1, 58].

Сущность человека, в первую очередь, проявляет себя посредством способности творить, созидать, создавать. Воля к конституированию себя и реальности - сущностная деятельность Человека: деятельность, соответствующая сущности человека, имеет целью творить создавать и созидать - это и есть утверждение Жизни. В разное время, разные мыслители приходили к данному пониманию человека и его назначения по-разному. Однако важным моментом является не столько понимание, сколько необходимость осознанного концентрирования и направленности всех жизненных сил на утверждение заданной сущности посредством своей деятельности в режиме конституирования - творческого созидания и совершенствования себя, и как следствии, реальности, - процесса, в котором сознание не пассивно воспринимает мир, а активно его воссоздаёт в себе, из себя и для себя. Как писал некогда Ницше - «воля к экономии высокого стиля: сплачивать свою силу, своё вдохновение. Уважение к себе; любовь к себе; безусловная свобода относительно себя... Человек в этом состоянии изменяет вещи до тех пор, пока они не начнут отражать его мощь, - пока они не станут рефлексами его совершенства. Эта потребность превращать в совершенное есть - искусство» [2, 135].

Идея того, что человек - творец, и что он может создать даже самого себя - не нова. Её проповедниками выступали различные мыслители различных столетий. Так, Пико делла Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека» пишет: «тогда принял Бог человека как творение неопределённого образа и, поставив его в центре мира, сказал: «…Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, какой ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению души твоей и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!» [3, 509]. И, как пишет Леонардо да Винчи («Книга о живописи») ощутив себя творцом самого себя, человек начал осознавать и убеждаться, что может создавать и вещи, что было первым шагом к конституированию реальности.[4, 543]. Данное убеждение разделяли различные люди, различных профессий, - и чем ближе к нашему времени, тем больше мыслителей приходят к необходимости становления нового типа человека с новым образом мышления. Человека, который вырабатывая в себе новые качества, выстраивая для себя новые нормы, создавая нечто принципиально новое, сам творит себя, и как следствие, начинает менять окружающую его реальность. «Инженер и художник теперь, - это не просто «техник», каким он был в древности и в Средние века, это - Творец. В своей деятельности он не просто создаёт жизненные удобства - он, подобно божественному творцу, творит само бытие: красоту и уродство, смешное и жалкое, а по существу он мог бы сотворить даже светила… Художник подражает теперь не столько созданиям бога: в созданиях бога, т. е. природных вещах, он стремится теперь увидеть закон их построения» [5, 516].

Вот как характеризует данную ситуацию Кант: «Это не что иное, как личность, то есть свобода и независимость от механизма всей природы, рассматриваемая вместе с тем как способность существа, которое подчинено особым, а именно данным его же собственным разумом, чистым практическим законам…».[6, 509]. Всё, в конечном счёте, поворачивается на сознание человека, на деятельность тождественную самой его сущности, где основными качествами человека становится осознанное концентрирование и направленность жизненных сил на построение самого себя, своей жизни. Как писал Фуко: «из идеи, что Я не дано нам, есть только одно логическое следствие: мы должны творить себя как произведение искусства … конституировать, делать себя, ориентируясь на реальность, осмысляя её, … делать свою жизнь как произведение искусств; жить и мыслить так, чтобы преодолевать своё сложившееся бытие; быть открытым новому, переосмыслять и себя и внешнюю реальность и другие».[7, 173].

Нормируя полученные знания об окружающем его мире и деконструируя традиционную, устаревшую, не справляющуюся с данностью реальность, человек, через творческое созидание своей жизни приведёт к обновлению и совершенствованию и окружающую его среду. Только сам человек может изменить реальность в соответствии со своим определенным планом и устроить её наилучшим образом. Настоящее существование человека возможно лишь при творческом воссоздании им реальности - ведь именно в такие моменты мы как нельзя осознаннее и разумнее относимся к жизни - мы сами выступаем её Творцами. Вот как об этом говорит Эрих Фромм: «то, что до сих пор считалось природой человека, было на самом деле отражением социальных норм и интересов, а не итогом объективного познания … наиглавнейшие принципы должны вытекать из природы жизни вообще и человеческой жизни в частности. Обобщая, можно сказать, что природа всякой жизни - это ее сохранение и утверждение. Любому живому организму присуще врожденное стремление к сохранению своего существования: именно этот факт позволил психологам сформулировать идею «инстинкта» самосохранения. Первая «обязанность» организма - быть живым. «Быть живым» - это динамическое, а не статическое понятие. Существование и раскрытие специфических сил организма - это одно и то же. Все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей. Отсюда цель человеческой жизни следует понимать как раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его природы. Однако не существует человека «вообще». Хотя основные качества человека свойственны всем представителям рода человеческого, тем не менее каждый человек всегда индивидуален, уникален, отличен от других. Он отличается особенностями черт характера, темпераментом, талантом, склонностями, так же как отличаются отпечатки его пальцев от отпечатков пальцев других. Он может превратить свои возможности в действительность только путем реализации своей индивидуальности. Долг быть живым означает то же, что и долг стать самим собой, развить свои возможности до зрелого состояния, сформировать свою личность» [8, 32].

В современной философии наибольший акцент на конституировании себя и реальности, как наилучшего пути развития нашей эпохи, делает В.М. Розин. «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Отсюда и вся жизнь человека должна быть подчинена высшей идее созидания окружающей реальности. Наша реальность - в нашей деятельности. Когда человек считает, что общество в котором он живёт неправильное, несправедливое и требует изменения… - надо измениться самому, тогда изменится и общество» [9, 99].

Человек всегда либо развивается, совершенствуется, либо деградирует. Он никогда не завершён, «не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий» [10, 56]. Однако для развития всегда необходимо нечто большее чем сам Человек - выход за заданные своей собственной природой и социумом границы - трансцендентность. Благодаря конституитивной сущности человека, благодаря наличию разума, мышления, феномена сознания - «которое я бы назвал обострённым чувством сознания, для человека судьбоносным, поскольку от этого сознания человек, как живое существо, не может отказаться. Человек всегда стремится к «высказыванию вслух того, от чего отказаться нельзя. - Это просто умение отдать себе отчёт в очевидности - в свидетельстве собственного сознания» [11, 9]. В человеке всегда присутствует понимание того, что если своим существованием не проявлять свою душу, не являть «сознание вслух», - собственно Человеческого бытия не ощутить, осознание себя и собственной жизни, - собственное бытие, - останется на уровне одомашненной скотины. «Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой» [12, 31].

Философское мышление существовало на протяжении всей истории, и ведёт своё начало с возникновения «человека разумного»: «говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия тоже оказывается способом его самосозидания. Это одно из орудий самоконструирования человеческого существа в его личностном аспекте» [10, 51]. Однако мы отличаем философию от остальных актов сознания и проявлений жизни сознания лишь тогда, когда высказываем её с помощью искусственного языка специальных теоретических понятий, категорий и с использованием профессиональных техник созданных специально для выражения такого способа мышления. Ведь пока данный акт не высказан, его невозможно определить - поэзия, музыка, художественное искусство, да и любой порыв души которым мы ощущаем себя живыми это лишь возможность реализовывать, воспроизводить себя в качестве Человека, самосозидая, конституируя себя и реальность. «Поэзия есть чувство собственного существования. Это философский акт. Но он философский, когда осуществлен с применением философских понятий. Тогда это философия, а не поэзия, конечно. Поэтому я и говорю, что отличить их очень трудно, если анализ осуществляется на уровне события» [13, 36].

Помимо этого, высказанность нужна философии не только для её определения в качестве таковой, но само высказывание это как бы её проверка - проверка на целостность и обоснованность. Часто мы сами не знаем, что мы на самом деле думаем, пока это не скажется вслух - высказывание - способ услышать свои мысли как-бы со стороны, а написание высказанного - способ их увидеть. Очень сложно изложить свои идеи на бумаге, не проговорив их вслух. И часто замечаешь, по крайней мере, я замечаю за собой, что мысль, которая в голове, не абсолютно идентична высказанной фразе. А написанная фраза, в любом случае, будет отличаться от сказанной вслух. Это характерно для любого «высказывания сознания», «ведь мысль существует только в исполнении, как и всякое явление сознания, как и всякое духовное явление. Она существует, повторяю, только в момент и внутри своего собственного вновь-исполнения. Ну так же, как, скажем, симфония, нотная запись которой, конечно же, еще не является музыкой. Чтобы была музыка, ее надо исполнить. Бытие симфонии, как и бытие книги, - это бытие смысла внутри существ, способных выполнить смысл» [13, 35]. Ведь знак зачастую не совпадает со значением напрямую, так как он как-бы «шифрует» это значение - упрощая понимания смысла для «посвящённых» и храня сакральные знания от иных. Помимо этого, проблема несовершенства передачи мысли - в разности способов её содержания. В голове она у нас содержится в форме образов, причём чаще всего весьма абстрактных и субъективных, высказываем мы её не сухим механическим словом, а стараясь вложить в неё как можно больше эмоций - как бы обрисовывая голосом образ в нашей голове, - на бумагу же, гораздо сложнее уже всё это перенести. «Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но, тем не менее, они есть» [14, 5]. Поэзия и музыка решает это по-своему, художественное искусство - по-своему. А философия эксплицирует сознание вслух, по правилам специально созданного для этого языка, понятиями и категориями, - которые общеприняты, чтобы быть общепонятными и наиболее соответствуют абстрактным мыслеобразам в голове.

Внутренняя потребность реализовывать, воспроизводить себя в качестве Человека, самосозидая, конституируя себя и реальность, заложена в самой природе Человека, поэтому мы и говорим о том, что философское мышление существовало с самого момента появления человека разумного, находя возможность своего проявления в различных способах выражения жизни сознания. Поэтому, выделяя философию из остальных актов сознания и проявлений жизни сознания, мы делаем акцент на том, что данное мироосознание, выражено путём высказывания сознания вслух с помощью искусственного языка специальных теоретических понятий, категорий и с использованием профессиональных техник созданных специально для выражения философского способа мышления. В основе же философского способа мышления, лежит процесс обращения от априорного знания к деятельностному разумению (сущностному пониманию), вследствие чего диалектично развивается человеческое мышление, однако целью является - творческое воссоздание-совершенствование себя в качестве Человека.


Литература


Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Ecce Homo. - М.: АСТ, Астрель, 2011.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинства человека // История эстетики. Т.1. - М:. 1962.

Леонардо да Винчи. Книга о живописи // История эстетики. - М:. 1962.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки; Становление и развитие первых науч. программ. - М:. 1980.

Кант И. Критика практического разума // Соч в 4 т. - М.: 1997.

Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2002.

Фромм Э. Гуманистическая этика. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. - Мн.: «Коллегиум», 1992.

Розин В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа // Журнал «Вопросы философии» №12, 2009.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. - СПб.: Лабиринт, 1996.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Философия - это сознание вслух // Журнал «Юность» № 12. - М., 1988.

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991.

Мамардашвили М.К. Быть философом - это судьба. - Киев: ж-л «Философская и социологическая мысль». № 2, 1989.

Мамардашвили. Лекции по античной философии. / М.К. Мамардашвили; Под ред. Ю.П.Сенокосова - М.: Аграф, 1997.


Теги: Философия как духовное явление – акт сознания, высказанный вслух  Статья  Философия
Просмотров: 21550
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Философия как духовное явление – акт сознания, высказанный вслух
Назад