Психоанализ и его философский смысл


Психоанализ и его философский смысл


Содержание


Введение

Глава I. Проблемы личности, общества и культуры в философии психоанализа

. Философия психоанализа: общая характеристика. Предпосылки появления философии психоанализа

. Человек, общество и культура в философии психоанализа

Глава II. Представления о человеке, обществе и культуре в дальнейшей философии психоанализа: К. Хорни и Э. Фромм

. Концепция К. Хорни

. Концепция Э. Фромма

Заключение

Список литературы


Введение


В этой работе рассматриваются концепции человека, общества и культуры в философии психоанализа. Данная тема особенно актуальна, поскольку философия психоанализа - это та область философского знания, которая и на сегодняшний день вызывает множество споров. В целом, созданные в рамках философии психоанализа теории человеческой психики, культуры и общества представляют огромный интерес благодаря своей самобытности и уникальности.

Также актуальность изучения психоанализа объясняется популярностью психоанализа в современной практике, тем, что идеи психоанализа продолжают жить в трудах, разработках многих исследователей. Это возможно объяснить уникальностью психоанализа и философии психоанализа.

Психоаналитическая концепция человеческой психики, культуры и общественного развития действительно интересна. Для З. Фрейда основополагающим являлся принцип о том, что человек обладает трехкомпонентной структурной моделью психики, особенности которой оказывают влияние на жизнь и деятельность человека, его отношения с обществом и культурой.

Что касается европейской культуры, то Фрейд и Юнг были солидарны в том, что она носит болезненный характер. Хочу также особо отметить, что К.Г. Юнг, хотя и являлся последователем идей Фрейда, расширил границы фрейдистской концепции либидо, доказал, что невозможно либидо рассматривать только как сексуальную энергию. Юнгом была разработана оригинальная концепция архетипов. В образах (архетипах) коллективного бессознательного Юнг видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Теории и идеи З. Фрейда получили свое развитие в трудах К. Хорни, Э. Фромма, которые основное внимание уделяли конфликту между индивидуальностью человека и социумом. Сегодня идеи Хорни и Фромма не утратили своей актуальности и вызывают пристальный интерес в связи с современным кризисом культуры и общества, носящим по сути глобальный характер.

Также актуальность исследования объясняется огромным влиянием философии психоанализа на культуру и искусство.

В целом, следующие положения психоаналитической теории повлияли на развитие многих направлений искусства: научное обоснование сферы бессознательного и механизмов ее взаимодействия с сознанием и деятельностью человека, в частности, акцентирование внимания на роли сексуально-эротической энергии (либидо) в психической деятельности человека, а через нее - в культуре, религии, искусстве; концепция сновидения, обоснование тесной связи между самим процессом формирования сновидений и творчеством; определение роли комплексов (в частности, эдипова) в человеческой жизни; реальность существования механизма сублимации; выявление сходства в деятельности ребенка, невротика и художника; выдвижение гипотезы, согласно которой искусство выполняет компенсаторную функцию.

Также отметим, что многих представителей авангарда и постмодернистской культуры весьма интересовала сфера бессознательного, они стремились донести до людей образы бессознательного посредством создаваемых ими произведений. Особенно сильным было влияние психоаналитической теории на такие течения, как экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, театр абсурда, литература «потока сознания», динамический абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, живопись действия. Кроме того, психоаналитическая теория и фрейдизм повлияли на творчество многих художников (Дали, Пикассо, Миро и др.), писателей (Кафка, Т.Манн, Гарсиа Маркес и др.) и кинорежиссеров (Феллини, Антониони, Бертоллучи и т.д.)

Благодаря влиянию психоанализа литература, кино и театр, живопись обратились к глубинным психическим процессам человеческой личности, появились новые герои, раздираемые психическими проблемами и комплексами.

В работе поставлена цель исследования понимания человека, общества и культуры в философии психоанализа.

Поставленная цель требует выполнения следующих задач:

.Представить общие сведения о философии психоанализа.

.Рассмотреть основные представления о человеке в философии психоанализа.

.Изучить представления о культуре и обществе в философии психоанализа.

.Рассмотреть концепции человека, общества и культуры в трудах К. Хорни и Э. Фромма, которые являлись последователями философии психоанализа.


Глава I. Проблемы личности, общества и культуры в философии психоанализа


. Философия психоанализа: общая характеристика. Предпосылки появления философии психоанализа


Психоанализ, если рассматривать его классическую форму, появился на рубеже 19 и 20 столетий. Именно тогда традиционные представления о психике человека, методах её исследования начали трансформироваться. Конечно же, рассматривались разные проблемы, однако самыми главными были две - в частности, речь идет о проблеме содержания психической реальности и, как более частном аспекте ее, вопросе о том, насколько правомерно свести психику к сознанию, во-вторых, решалась также проблема о методе исследования собственно психических явлений. Психоанализ появился в результате того, что его основатель З. Фрейд имел своеобразный взгляд на эти важнейшие проблемы, пытался их интерпретировать и разрешить.

Корни психоанализа следует искать в глубокой древности, в античности, когда появился интерес к познанию человеческой души. Особое внимание следует обратить на древнегреческую, древнекитайскую и древнеиндийскую философию.

Ещё древнегреческий философ Фалес говорил о том, что необходимо познать самого себя. Впоследствии данный принцип органично вошел в философскую систему Сократа. В целом, многие философы античности уделяли большое внимание постижению человека и его духовной жизни.

Фалес разграничивал душу и тело как две сущности бытия человека, которые не сводятся друг к другу. Он полагал, что душа и тело отличаются тем, что душа имеет свойство разумности, тогда как у тела нет такого свойства. Впоследствии представление о разумности души трансформировалось в учение о сознательности психической жизни человека. В XVII веке Декартом был сформулировал тезис о том, что психическое и сознательное тождественны. В последующие столетия картезианская линия сведения всего психического к сознательному была продолжена Брентано, Бундом, а также приверженцами рационалистического направления в философии, в рамках оформившихся в отдельные науки психологии, социологии.

Мыслителей прошлого в основном интересовал вопрос о сущности внутренней жизни человека, содержания его души, которое не поддается непосредственному наблюдению, как врожденным, так и приобретенным в процессе воспитания качествам, свойствам, чертам характера индивида. Они задавались вопросом о том, добр или зол человек по своей природе, способен ли он к контролю своих действий, или же он представляет собой существо, которое не способно к сдерживанию и обуздыванию своих страстей. Древнекитайскому философу Мэн-цзы принадлежит учение о доброй природе человека, которая повинуется естественному движению чувств. Его соотечественник Сюнь-цзы полагал, что природа человека является злой, он с самого своего рождения проникнут ненавистью.

В целом, представления о добре и зле, о том, как развиваются природные и приобретенные качества человека постоянно изменялись. Эти проблемы освещены в «Диалогах» Платона, и в «Мыслях» Паскаля, и в дискуссиях просветителей от Гельвеция до Руссо и Дидро, в современных философских системах эти вопросы также поднимаются. В зависимости от того, каким образом эти вопросы решались, формировались разные концепции человека, обоснования о том, что же представляет собой сущность природы человека, моральные требования к поведению человека.

Древнегреческие философы отмечали, что душа человека не может быть сведена исключительно к разумному началу. Согласно Платону, в душе каждого человека незримо дремлет дикое, звероподобное начало, которое под влиянием сытости и хмеля, отбросив всякий стыд и разум, стремится к удовлетворению своих вожделений.

Декарт посвятил отдельный трактат страстям человеческой души под названием «Страсти души». Здесь им была предпринята попытка классифицировать страсти, написать о той борьбе, которая происходит между «низшей» частью души, названной им «чувствующей», и «высшей» ее частью - «разумной». Декарт был убежден, что только воля способна дать человеку власть над собственными страстями.

Были и такие мыслители, которые полагали, что человеческие страсти не могут поддаваться контролю разума. Против абсолютизации власти разума над страстями выступил, например, Спиноза, утверждавший, что эта власть не безусловна. Еще более категорическую позицию по данному вопросу занял Юм, который утверждал, что «разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им».

В целом, проблема соотношения между разумом и страстями занимала важнейшее место в философских изысканиях. Постепенно эти изыскания начали переходить в аспект рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными восприятиями, идеями, побуждениями, мотивами поведения человека.

Лейбниц, к примеру, поднимал эту проблему в связи с тем, что им рассматривались так называемые «малые» «незаметные восприятия», которые остаются неосознанными человеком. Согласно мнению немецкого мыслителя, необходимо разумно постигать эти «незаметные восприятия» или «бессознательные страдания», в противном случае мы не можем получить полное представление о личности, о внутреннем мире «Я». Им была предпринята попытка проникнуть во внутренний мир человека, различения в личности сферы явлений «Я» и сферы сознания «Я».

Представление Лейбница о бессознательных психических актах нашло отражение в ряде философских систем, в которых проблематика бессознательного психического стала объектом самого пристального внимания. В частности, следует обратить внимание на работы таких мыслителей, как Кант, Гегель, Гельмгольц, Гербарт, а также философские рассуждения Шопенгауэра, Ницше, Э. Гартмана.

Кант рассматривал проблему бессознательного в том аспекте, что допускал возможность существования в человеческой душе «смутных» представлений, которые вводят рассудок в беспокойство, пытаются подчинить их своему влиянию.

Если допустить возможность существования данных представлений, возникает вопрос: как человек может знать о них, если он их не осознает? Такой вопрос был поставлен в свое время Локком, и именно на основании этого, как полагает Кант, английский философ пришел к отрицанию наличия в душе человека «смутных» представлений. Согласно же Канту, хотя непосредственно человек и не осознает подобных представлений, тем не менее опосредствованное опознание их возможно.

Философские рассуждения о бессознательном нашли свое отражение у Гегеля. В гегелевской «Философии духа», например, рассмотрение бессознательных актов духа соотносилось с освещением темного «бессознательного тайника», в котором «сохраняется мир «бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании». При этом Гегель подробно прослеживает, как именно образы и представления, дремлющие в глубинах человеческого существа, поднимаются на поверхность сознания, включаясь в житейский опыт человека. Нечто внешне похожее имеет место и в психоаналитическом учении Фрейда».

Также следует отметить другую линию в философии, в рамках которой рассмотрение проблемы бессознательного носило иррациональный характер. А. Шопенгауэр, который стремился развенчать гегелевский рационализм, в своем главном философском труде «Мир как воля и представление» выдвинул учение, согласно которому в качестве начала всего сущего выступает бессознательная воля, а первый факт сознания - это представление. В понимании Шопенгауэра, именно благодаря бессознательной воле создаются реальные объекты, которые за счет представления становятся доступными для человеческого сознания. В рассуждениях Шопенгауэра можно наблюдать, как бессознательное относится не только к сфере человеческого духа, но и к онтологическому бытию как таковому. Шопенгауэр делает вывод о том, что бессознательное имеет примат над сознанием: «Бессознательность - это изначальное и естественное состояние всех вещей; следовательно, она является той основой, из которой, в отдельных родах существ, как высший цвет ее, вырастает сознание: вот отчего бессознательное даже и на этой высокой ступени все еще преобладает».

Аналогичные выводы были получены также Ф. Ницше, который полагал, что бессознательность является необходимым условием любого совершенства.

Вместе с тем, концепция Ницше отличается тем, что бессознательное в ней не обладает глобальными характеристиками, поскольку для него не существует понятия онтологического бессознательного. Ницше непосредственно останавливает свое внимание на человеке, полагая, что человеческое существо изначально обладает бессознательной «волей к власти», которая является движущей: силой как любых человеческих деяний, так и исторического процесса в целом. Сознание человека отличается индифферентностью, а по отношению к бессознательному сознание играет вторичную роль. Данные представления Ницше Эти воззрения Ницше фрейдисты использовали в процессе формирования собственных теорий. Кроме того, отдельные аспекты учения Ницше возможно найти в психоаналитическом учении самого З. Фрейда, а также понятие «воля к власти» заняло центральное положение в индивидуальной психологии А. Адлера.

Также необходимо отметить, что проблемы бессознательного рассматривались в работах Э. Гартмана (в частности, это труд под названием «Философия бессознательного» (1869). В его теории - «метафизике бессознательного» - бессознательное выступает как неотъемлемый элемент человеческой психики, источник жизни и ее движущая сила. Интересно, что в гартмановской философии содержатся все элементы, позднее вошедшие в психоаналитическое учение Фрейда: это - признание важности бессознательного в жизнедеятельности каждого человека, выступление против сведения психики только к сознательным актам, подчеркивание роли бессознательного в творческом процессе личности, попытка осмысления тех сложных взаимосвязей между сознанием и бессознательным, которые существуют во внутреннем мире человека, но далеко не всегда осознаются им. Более того, в философии Гартмана поднимается вопрос о возможности осознания бессознательного, что стало предметом специального рассмотрения в психоаналитическом учении Фрейда. В этом плане для обоих мыслителей сознание человека представляется более важным, чем бессознательное. По крайней мере гартмановская философия внешне ориентирована на необходимость расширения сферы сознательного, разума.

Философия психоанализа представляет собой одно из самых известных направлений в европейской философии XX века. Философия психоанализа оказала огромное влияние не только на философские школы, но и на культуру в целом. В частности, особенно сильным это воздействие является в сфере искусства, литературы, театра, музыки, политики (речь идет о создании принципиально новых политических доктрин), общественной жизни (формирование различного рода общественных движений). Благодаря популярности психоанализа сама психология стала вызывать к себе гораздо больший интерес в западном мире.

Основателем психоанализа является З. Фрейд - врач-психиатр, а его философские традиции были продолжены Карлом-Густавом Юнгом, К. Хорни и Эрихом Фроммом.

Выводы. Итак, философию психоанализа ни в коем случае нельзя рассматривать только как метод, способный оказать психологическую помощь. Философия психоанализа имеет важную отличительную черту - обращенность к человеку, защита человеческой психики в различных и весьма многообразных её явлениях. Несомненно, цель психоанализа гораздо шире и многоаспектнее. В частности, в философии психоанализа не только была разработана динамическая концепция психики человека, методы лечения неврозов, но и весьма подробно рассматривались вопросы, связанные с проблемами философской антропологии, обществом и культурой. Как результат, появилось множество интересных оригинальных философских концепций культуры и философии жизни в рамках философии психоанализа.


2. Человек, общество и культура в философии психоанализа

философия психоанализ личность общество

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, однако после того, как в 1938 году Австрия была захвачена фашистами, Фрейду пришлось эмигрировать в Великобританию. Таким образом, именно с Веной связана основная деятельность Фрейда. В Вене Фрейд работал и выпустил свой первый фундаментальный труд по психоанализу «Толкование сновидений» (1899), которая приобрела особую популярность. Здесь же, в Вене, проходила деятельность Фрейда, направленная на создание международных организаций врачей-психоаналитиков, которые и сейчас работают практически во всем мире.

Если рассматривать творчество З. Фрейда в философском аспекте, то в нем возможно выделить два основных этапа. Первый этап связан с созданием концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных Фрейдом был сделан вывод о том, что в психике каждого человека существуют четко выраженные структурные образования, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное.

Фрейд отходит от принципов рационалистической европейской философской традиции, основное внимание обращая на ту часть психики, в которую вытесняются неосознанные желания человека, носящие иррациональный и вневременной характер. Та часть психики, которая препятствует реализации ключевых человеческих желаний и идей, была названа Фрейдом предсознанием. Функция предсознания заключается в цензуре желаний, которые характеризуют бессознательные стремления человека, кроме того, именно в предсознании рождается конфликт человека с самим собой, связанный с тем, что бессознательное подчиняется принципу удовольствия, а предсознание, в первую очередь, связано с реальностью и на эту реальность ориентируется. Таким образом, предсознание обуздывает желания бессознательного, не позволяет им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.

В процессе анализа бессознательного Фрейдом было введено в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Согласно философии Фрейда, либидо - это особый вид энергетики, оказывающий влияние на всю жизнь человека. Позже Фрейдом с либидо была связана не только эротическая любовь, но и все другие виды любви - себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд приходит к выводу, что «этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику».

На втором этапе творчества (1920-1939) концепция бессознательного в психике человека была значительно уточнена и дополнена. В частности, в сферу инстинктивных импульсов Фрейд включил первичные космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенной разработкой этого периода стало появление динамической концепции психики человека, куда включены следующие структуры: Оно, Я и сверх-Я. Оно, как полагал Фрейд, представляет собой «кипящий котел инстинктов», являющийся источником всех последующих противоречий и трудностей, возникающих в процессе человеческой жизни. Структура Я занимается реализацией, а точнее, выполняет функцию запрета импульсов Оно, согласовывает их с требованиями той социальной реальности, в которой человек живет, а сверх-Я играет роль судьи, общественного надзирателя над человеческой психикой, сверх-Я соотносит мысли и поступки с теми нормами и образцами поведения, который существуют в обществе.

Последователем идей З. Фрейда стал К.Г. Юнг. Стоит заметить, что во многих моментах Юнг выражал свое несогласие с теми концепциями, которые были разработаны Фрейдом.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач. В дальнейшем взгляды Юнга разошлись со взглядами Фрейда, в особенности это касается воззрений на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума. Величайшая заслуга Юнга состоит в том, что ему удалось внести в философию психоанализа новые положения, укрепившие позиции психоаналитической философии в целом, а также позволившие создать принципиально новое направление в философии культуры и психологии (аналитическая психология).

В процессе анализа бессознательного Юнг пришел к выводу, что неправомерно сводить все психические импульсы Оно только лишь к сексуальности, рассматривать либидо исключительно как энергию влечений, а тем более заниматься выведением всей европейской культуры из сублимаций индивида. В своем труде «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг охарактеризовал либидо как совокупность проявлений жизненной энергии, которые человек воспринимает в качестве бессознательного стремления или желания. Юнг также доказывал, что либидо человека не находится в постоянном состоянии, оно на протяжении человеческой жизни трансформируется, принимает формы, которые иногда весьма далеки от сексуальности. Кроме того, человеческое либидо может изменяться и возвращаться вспять под влиянием тех или иных обстоятельств жизни, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху.

Что же касается европейской культуры, то Фрейдом она была охарактеризована как культура, которую создали невротики, а именно, люди, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

В целом, каждый из уровней человеческой психики живет своей жизнью, однако реализуются плодов их деятельности чаще всего в искаженном виде, поскольку жизнь человека в обществе подчиняется не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое включен каждый индивид. Как полагал Фрейд, вся европейская культура - это культура запрета, а основные табу находятся как раз в сфере бессознательных импульсов, соответственно, вместе с развитием культуры развиваются также неврозы и усиливается дискомфорт человека. У человека сильно увеличивается чувство вины, он вынужден отказываться от своих истинных желаний. Для человека становится характерным преимущественно трагическое мироощущение, что и находит свое отражение в культуре и общественной деятельности.

Сам Фрейд признавался, что огромное влияние на него имела философия жизни, разработанная философом-иррационалистом Ф. Ницше.

К.Г. Юнг также создал собственную концепцию общественного и культурного развития, опираясь на теорию архетипов. Культурологическая концепция Юнга также основала на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Архетипы культуры - это своеобразные проявления коллективного бессознательного. Эти архетипы невозможно описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле «Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму».

Юнг исследовал то, каким образом соотносятся индивидуальное и социальное бытие человека, и пришел к выводу, что в истории человечества возможно найти различные выражения данной проблематики. Все зависит от специфики как восточной, так и западной культур.

Для востока характерен мистический характер, в восточной культуре сильны идеи мистического колеса жизни, реинкарнации, переселения душ. В условиях восточной культуры человек формируется при абсолютизации коллективного бессознательного, соответственно, всякое личностное начало в человеке нивелируется и даже принижается.

Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отличается пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Европейская культура обращена к достижению, успеху, к личностной победе, за счет чего в психике человека происходят серьезные изменения, сама психика серьезно ломается.

Вслед за многими другими философами на рубеже XIX - XX веков Юнг говорить о болезни европейской культуры и о необходимости её лечения. Юнгом был предложен следующий вариант решения: необходимо интегрировать сознательное и бессознательное начало в человеческой психике; в таком случае начинается формирование подлинной индивидуальности, то есть такого человека, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.

Из концепции архетипов культуры несколько позже появилась теория менталитета, которую подробно разрабатывали в современной гуманитарной науке. Под термином «менталитет» (от лат. mens - образ мыслей) обозначается система установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса относительно чувств, мыслей и поступков, согласно которой определяется поведение. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое оказывает влияние на поступки людей и на то, как они воспринимают и осмысливают действительность.

Юнг отмечал, что «Фрейд - великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого», что он «подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников».

Юнг полагал, что главной проблемой фрейдизма является тот факт, что Фрейд не предложил эффективную позитивную программу, поскольку психоанализ только лишь занимается развенчанием ложных ценностей XIX века, однако оставляет без внимания глубокий пласт психики, присущий каждому человеку.

В концепции Юнга бессознательное рассматривается как определенная совокупность некоторых фундаментальных образов - символов, которые представляют ценность для любой цивилизации (как, например, символ Древа Жизни). Этот и подобные ему символы уже невозможно описать исключительно в сфере инстинктов. Юнг полагал, что особенность его подхода к исследованию коллективного бессознательного заключается в синтезе строгой научности и метода свободных ассоциаций, которые позволяют выйти на значительно более высокий уровень научного обобщения.

В последние годы жизни Юнг обратился к исследованию акаузальных синхронных связей. Как он полагал, что многие события, особенно касающиеся духовной жизни народов, происходит синхронно, однако между ними не наблюдается причинной связи. Этот подход был интересен не только историками, философам и литераторам, но также и физикам, которые занимались исследованием проблем деления атомов (В. Паули и Э. Шрёдингер). Концепции культуры Фрейда и Юнга послужили основой для появления целого направления в культурологии - психоаналитической культурологии. В данном направлении объединились все учения психоанализа, в которых раскрывается психологическая обусловленность культурного творчества. При всем многообразии подходов в основном психоаналитическая культурология ориентируется на усвоение и переосмысление психоаналитической парадигмы Фрейда - установки на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей.

Основным исходным пунктом психоаналитической культурологии является идея о существовании единого в смысловом содержании психического пространства, которое протянулось от первичных психических реакций древнейшего человека до современных состояний духовной жизни каждого индивида.

Принцип тождества онто- и филогенеза, разработанный в психоанализе, выступает в качестве основания данной идеи. Согласно психоаналитической культурологии, проявление данного тождества находит отражение в том, что схожи смыслы и образы мифов и сказок древности, содержания инфантильных фантазий, снов, невротического бреда и плодов художественного воображения. Каждый неординарный фрагмент культурного мира психоаналитическая культурология рассматривает как проявление бессознательного, которое заявляет о себе при помощи многозначных универсальных символов, загадочных образов сновидений, навязчивых сюжетов, запретных тем для культуры.

Согласно психоаналитической концепции культуры, культурная жизнь индивида и человечества определяется следующими основными психическими детерминантами, которые установил Фрейд в конце 90-х гг. 19 века. В частности, Фрейдом были исследованы инфантильные переживания, которые он назвал отцовским комплексом. «Ядро этих переживаний в свете его интерпретации оказалось содержательно близким духовному строю мифа об Эдипе (отсюда иное название отцовского комплекса - Эдипов комплекс) и потаенным смыслам многих других феноменов культуры, что позволило Фрейду возвести Эдипов комплекс в ранг универсальной культурно-психологической константы духовной жизни человечества». В психоаналитической культурологии вводится понятие сублимации, под которой понимается средство плодотворного разрешения запретных, но неустранимых побуждений либидо и общепринятых норм, процесс, выражающийся в подмене запретных целей сексуальной страсти целями более «высокими», носящие несексуальный характер, на достижение которых человек и расходует свою энергию либидо. Как полагал Фрейд, источником и тайной культурного творчества как раз и является сублимация запретных импульсов либидо.

З. Фрейд, основываясь на своей теории человеческой психики и концепции бессознательного, сделал вывод о том, что вся человеческая культура создается на базе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в иные, так называемые сублимированные виды деятельности. Благодаря деятельности Юнга бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стали подробно исследоваться в науке, тогда как сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Этот подход отличается большей плодотворностью, чем концепция классического рационализма.

Что касается аспектов взаимоотношений личности и культурной среды, то в психоаналитической культурологии они раскрываются через противостояние индивида, которого одолевают могучие инстинкты, и культуры, которая накладывает на индивида определенные запреты. Соответственно, от культурного прогресса человек становится более невротичным.


Глава II. Представления о человеке, обществе и культуре в дальнейшей философии психоанализа: К. Хорни и Э. Фромм


. Концепция К. Хорни


Особое место в дальнейшем развитии философии психоанализа занимают работы Эриха Фромма и Карен Хорни, которые неоднократно заявляли о том, что созданная ими концепция может быть названа фрейдомарксизмом.

Эрих Фромм (1900-1980) после окончания университета и защиты докторской диссертации по философии работал в Берлинском институте психоанализа, а затем на протяжении нескольких лет в Институте социальных исследований Франкфурта на-Майне, где именно в это время закладывались основы будущей знаменитой Франкфуртской школы. После прихода к власти Э. Фромм уехал из Европы в Америку, где работал в разных вузах до 1974 года.

Карен Хорни (1885-1952) также работала в Берлинском институте психоанализа и также эмигрировала в США. К. Хорни на начальном этапе своего творчества являлась ортодоксальным сторонником идей З. Фрейда, однако тем не менее сразу же выразила сомнение в главном тезисе фрейдизма - биологической природе бессознательного, показав, что природа бессознательного заключена не в биологической природе инстинктов, а в обществе и его культуре, которые воздействуют на процесс формирования социокультурных традиций, а также и ментальности. В целом, именно К. Хорни удалось выявить основные функции бессознательного.

Основной функцией является приспособительная, поскольку через неё осуществляется выражение определенных социокультурных тенденций и происходит процесс сохранения определенных типов культуры. Соответственно, бессознательное следует связывать не столько с инстинктами, сколько с определенными общественными потребностями. К. Хорни также полагал, что все конфликты человека и культуры, человека и общества возможно разрешить. В целом, Э. Фроммом и К. Хорни были использованы достижения культурантропологии, чтобы доказать тот факт, что большинство невротических конфликтов определяется социокультурными, а не инстинктивными влечениями.

К. Хорни полагает, что причинами невротических состояний являются социальные болезни общества, а также конфликты в семье, ложная самореализация личности. Главной задачей психоанализа является помощь людям в выстраивании взаимоотношений с окружающим миром, в том, чтобы учиться избегать травм от влияния враждебной культуры.

Тезис о том, что в психике человека бессознательное имеет социальную природу, дали возможность Фромму и Хорни приступить к исследованию особенностей человека в ситуации, когда враждебные общественные отношения подавляют сущность человека. Благодаря этим исследованиям появилось понятие социального характера, которое является своего рода проекцией социальной структуры на биологические особенности индивида.

Согласно теории личности К. Хорни, для личности принципиальное значение имеют культурные и социальные влияния. Особое внимание К. Хорни уделила проблеме неврозов личности. Многие высказанные Хорни идеи помогли сделать важные открытия в области психоаналитики. Социокультурная ориентация Хорни основывается на полемике с фрейдистами. Дело в том, что анатомическая обусловленность женской психологии, эдипов комплекс, неизбежность определенной последовательности развития стадий либидо К. Хорни отвергались. К. Хорни отвергла фрейдовский психологизм и подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одной из первых удалось оценить, насколько значимыми являются общие социокультурные условия в развитии личности и формировании её неврозов.


2. Концепция Э. Фромма


Как полагал Э. Фромм, формирование типичных социальных характеров осуществляется под воздействием капиталистических отношений. Фромм выделил следующие социальные характеры: накопительский, эксплуататорский, рецептивный и рыночный. В социальном характере кристаллизуется психическая энергия человека, это - «определенного рода соотношение между реально существующими социально-экономическими отношениями и провозглашаемыми в обществе идеалами, и такое соотношение определяет изменение социальных характеров, а наименее изменяющаяся часть социально значимых ценностей составляет основу ментальности».

Э. Фромму и К. Хорни удалось объяснить причины отличия друг от друга народов, населяющих разные территории, а также отыскать объективный источник развития культуры - по их мнению, источником является несовпадение социального и индивидуального характеров.

Также следует особо выделить работу Э. Фромма «Бегство от свободы» (1941), в которой он рассматривает основные проблемы человеческого существования и главные противоречия бытия. Фромм приходит к выводу о том, что эти противоречия возникают по причине несовместимости уникальности каждого человека и всеобщего характера социума. Человек должен нести ответственность за свой выбор, что вызывает бегство от свободы, за счет чего возникают тоталитарные режимы и авторитарные методы управления. Именно люди собственными усилиями их и порождают.

В некоторых своих работах Э. Фромм также отмечал, что человек обладает неизменной сущностью, которая сохраняется как ядро во всех культурах и при всех исторических обстоятельствах, но это «не биологически заданная природа, а всегда «вторая природа», собственно человеческий мир культуры». Наконец, стоит сказать о том, какие потребности для человека Э. Фромм считал самыми важными. На первом месте стоит в общении, в межиндивидуальных связях, далее следуют потребность в творчестве, потребность в прочности и безопасности бытия; стремление к употреблению, поиск идентичности, а значит формирование образцов, идеалов, примеров для подражания, пятой потребностью является стремление к познанию и освоению мира.

Вывод. Среди главных проблем современной жизни Фромм называет несоответствие высокого уровня эмоционального развития человека и его же умственного развития. Этот конфликт носит глобальный характер и даже может угрожать самому существованию человечества. Социальный характер формируется благодаря воспитанию и социализации, однако человек оказывается не в состоянии освободиться от пороков западного типа культуры, направить свои способности к таким ценностям, как любовь, вера, гуманизм. Концепция Э. Фромма сыграла важную роль в осмыслении происходящих в европейской культуре процессов и кризисных явлений.


Заключение


Таким образом, философия психоанализа действительно уникальна и самобытна. Особое внимание следует обратить на психоаналитическую концепцию человеческой психики, культуры и общественного развития. Представители философии психоанализа стремились к осмыслению глобальных проблем человечества, в частности, места человека в мире, развитие личности, проблема взаимодействия между человеческой личностью и обществом.

Все представители психоанализа исходили из теорий личности, согласно которым у человека есть трехкомпонентная структурная модель психики, именно эта модель оказывает значительное влияние на то, каким образом человек выстраивает свои отношения с культурным пространством и обществом в целом.

В философии психоанализа важнейшее место занимает проблема развития европейской культуры. Фрейд и Юнг сходились во мнении о кризисном и болезненном характере европейской культуры.

Что касается отдельных представителей психоанализа, то здесь необходимо отметить особые заслуги К.Г. Юнга, хотя и являющегося последователем идей Фрейда, но в значительной степени расширившего границы фрейдистской концепции либидо. Юнгом была разработана оригинальная и крайне актуальная концепция архетипов, которая и сегодня представляет огромный интерес и используется во многих серьезных научных исследованиях. В образах (архетипах) коллективного бессознательного Юнг видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.

Теории и идеи З. Фрейда развивались в концепциях Э. Фромма и К. Хорни, которые стремились разрешить проблему причины появления конфликта между индивидуальностью человеческой личности и обществом.


Список литературы


1.Большой психологический словарь./Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Педагогика-Пресс, 2003.

2.Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт. коллектив: И.Т. Фролов и др. - М.: Республика, 2005./Электронный ресурс// <#"justify">4.Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов.// #"justify">.Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. [Ресурс локального доступа]

.Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006.

.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 1997.// http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm


Теги: Психоанализ и его философский смысл  Курсовая работа (теория)  Философия
Просмотров: 19967
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Психоанализ и его философский смысл
Назад