Н.Ф. Федоров. Дело спасения мира и себя

Н.Ф. Федоров. Дело спасения мира и себя


Для большинства людей Федоров Николай Федорович, один из основателей русского космизма, был фигурой загадочной. Родился Николай Федорович 7 июня 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии. Он был внебрачным сыном князя Гагарина Павла Ивановича, который принадлежал к одной из самых знатных фамилий в России. Фамилию и отчество Федоров получил от крестного отца. Жил в усадьбе отца до семи лет, потом учился в уездном училище, в гимназии в Тамбове и одесском лицее, который был вынужден покинуть по некоторым семейным обстоятельствам (дядя Николая Федоровича, Константин Иванович Гагарин, который платил за обучение племянника, скончался). Затем Федоров работает учителем географии и истории в Липецке, Богородске, Подольске. С 1869 года, когда он устроился работать в Чертковской библиотеке помощником библиотекаря. В Румянцевском музее Николай Федорович работал 25 лет, а в последние годы жизни он работал в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. 28 декабря 1903 года Федоров умер от воспаления легких в Мариинской больнице для бедных. Похоронен философ на кладбище Скорбященского монастыря.

Федоров оставил за собой сравнительно небольшое литературное наследство, кроме того, при жизни он очень мало издавал своих учений, и то анонимно, и лишь после его смерти его последователи опубликовали малую часть его трудов, оставшаяся часть не опубликована до сих пор. Философ вел аскетический образ жизни, это был настоящий отшельник, который жил только духовной жизнью (что доказывается его отношением к быту, удобствам и так далее). Он не старался иметь как больше имущества и денег, наоборот, Федоров делился своим жалованием, помогая нуждающимся, и от прибавок к жалованию отказывался. «Московским Сократом» Федорова назвали не только за его принципы в отношении к комфорту, но и за стремление и желание распространить свои учения через своих учеников, последователей. Он не позволял себя фотографировать или писать свой портрет, единственное изображение философа - его портрет, который тайком нарисовал Леонид Пастернак. Николай Федорович всегда поражал своими познаниями и осведомленностью во многих отраслях знаний. Он производил впечатление на общество, и стоит отметить, что впечатление это было столь велико, что к нему прислушивались многие выдающиеся личности того времени, например, Лев Толстой, Владимир Соловьев и Федор Достоевский. Однако, отзывы о его идее «общего дела», о которой будет сказано чуть ниже, были не однозначными. Соловьев сначала восторгался идеями Федорова, но затем несколько разочаровался в его учениях, но в письме к нему признавал его своим учителем и духовным отцом. Бердяев Н.А. считал правильным мысль о том, что Страшный суд можно избежать. Подвергает критике Федорова Фроловский в книге «Пути русского богословия», где говорит о том, что Николай Федорович подозрительно мало говорит нам о душе и о том, что именно умирает или воскрешается - телесная оболочка человека или же душа. К.Э. Циолковский называл Николая Федоровича «изумительным философом». И отзывов об идеях Федорова было довольно много.

Спустя три года, после смерти философа, вышел первый том его сочинений, который Кожевников назвал «Философия общего дела». Тираж составлял 480 экземпляров, каждый из которых был с пометкой «не для продажи». В 1913 году вышел второй том, а затем был издан и третий том под названием «Вселенское дело». И каждый из трех томов пронизывается главными идеями Федорова о воскрешении, об «общем деле» человечества. Очень важно добавить, что для многих исследователей было большой проблемой выявить чисто федоровские идеи, а не интерпретации его учеников. При очень не многочисленных публикациях последователи старались внести какие-то свои идеи и размышления по поводу основной темы, заданной Николаем Федоровичем.

Мы можем с уверенностью говорить, что Федоров заложил те основы, которые позволяют открыть новые пути для осмысления места человека во Вселенной.

Главная мысль, можно сказать, навязчивая идея, которая пронизывает все сочинения Федорова и является основной темой его размышления - это идея преодоления смерти, победа над ней и воскрешение умерших, и последнее Николай Федорович считал долгом всех людей, нашим «общим делом». Ведь по Федорову тот, кто не вернет жизнь тому, от кого ее получил, не достоин жизни. Здесь важно добавить, что именно сплоченность людей в реализации «общего дела» является проявлением важной особенности русского космизма - необходимости «всеединства» (данный термин употреблял Федоров и Соловьев). Философ не имел в виду воскрешение духовное, он предполагал воскрешение физическое, в буквальном смысле. И это с учетом того, что Федоров был человек религиозным, который считал себя православным христианином. Интересно также то, что в основе мировоззрения философа и его жизненной позиции лежала заповедь Сергия Радонежского «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». Но важно заметить, что, будучи христианином, Федоров утверждал, что человечество может избежать ада и Страшного суда. По его мнению, телесное воскрешение не будет считаться своеволием людей, направленным против воли Бога. Наоборот, Бог делает все через людей, то есть все деяния Бога могут проявляться в человеческих поступках, а значит, люди наделены некоторой свободой в своих действиях. В сочинении «В чем свобода?» Федоров пишет: «Ужели не поймем, что свобода без власти над природою и без управления ею-то же, что освобождение крестьян без земли?». Другими словами, философ говорит, что после реализации «всеобщего дела» человечество будет в гармонии с природой, а для реализации этой оно должно научиться управлять природой.

Воскрешая умерших, человечество будет приближаться к божественному. Федоров считал, что отделение божественного от земного - это полное искажение христианства, следовательно, задача людей - соединить небесное и земное.

Вместе с «общим делом» всего человечества философ рассматривал проблемы общества. Духовные и идейные разногласия, материальные неравенства, неравенства в образовании, и неравенства положений в обществе в целом - все это тревожило Федорова. Кроме того, разделение труда на умственный и физический он признает за кастовое устройство общества. Федоров предчувствовал все проблемы 20 века. В «Философии общего дела» философ отмечает нравственный упадок людей, забывание духовного предназначения человека. О позоре и унижении человечества свидетельствует буквально все: погоня за выгодой, угождение прихотям, капризам. Человек, по мнению Николая Федоровича, все больше приближается к животным, это и доказывает нравственную ущербность общества. Более того, воскрешение умерших Федоров ставит на первый план, потому что он делает вывод о том, что пока будет смерть - будет и бедность, а значит, все социальные проблемы вторичны. А осуществление проекта философа влечет за собой и решение проблемы неравенства людей.

«Московский Сократ» не признает смысл динамики общества, в котором люди в целях получения наибольшей выгоды получают наибольшее количество страданий. Философ в «Философии общего дела» говорит о «небратском» состоянии человечества, когда люди истребляют друг друга. Стоит заметить, что Федоров придавал особое значение техническому прогрессу и науке того времени, ведь именно наука - это, по его мнению, и есть средство реализации «общего дела», долга всего человечества. И не только прогресс может помочь в реализации общего дела, философ искренне верит в могущество человеческого разума и духа. И способность всех людей соединиться и общими усилиями совершить всеобщий долг как раз докажет это могущество. В «Философии общего дела» высказана мысль о том, что человечество неправильно поняло смысл описанных в Библии событий. Воскрешение Иисусом Христом Лазаря и само воскрешение Иисуса Христа показывает людям возможность преодоления смерти, а люди подумали иначе. То есть, выходит, что люди сами не понимают, какой силой они могут обладать, если объединятся. Кроме того, по Федорову, с развитием науки, техники и с динамикой общества, каждый человек ушел внутрь себя. Человек отделяется не только от живых, но и от умерших (даже самых близких). Философ считает, что мы никак не можем и не должны примиряться с главной трагедией всего человечества - смертью.

Возможно, его в такой степени тревожил его вопрос о будущем человечества, потому что он в полной мере осознавал затруднительное положение общества, которое вместо того, чтобы использовать научно-технические достижения в благих целях, используют все это против себя. Подробнее об этом говорится в сочинении «Об обращении оружия, т.е. орудий истребления, в орудия спасения». На Федорова огромное впечатление произвела информация об искусственном вызывании дождя при помощи взрывчатых веществ. Скорее всего, это сильно повлияло на возникновение мыслей об использовании достижений человечества для пользы общества.

В сочинении «О смертности» философ пишет, что смертность - это не необходимость, то есть ее можно избежать. В этом же сочинении Федоров говорит о причине существования смерти: христианство верит в торжество над смертью, но эта вера мертва, отсюда следует, что смерть существует. Также Николай Федорович упоминает о ложном счастье людей, которые гонятся за богатством. Для философа думать о личном счастье - это пустые мечты, неисполнимые желания и пустая трата времени. А значит, все человечество должно объединиться для решения общей задачи - задачи воскрешения мертвых. Люди не должны впустую проживать свои жизни. В этом сочинении Федоров указывает на причины существования смерти и ошибки общества.

Не менее интересным для меня показалось сочинение Николая Федоровича

«Конец сиротства; безграничное родство», в котором философ описывает мир будущего. «Этот день будет дивный, чудный, но не чудесный, ибо воскрешение будет делом не чуда, а знания и общего труда». Опять идет ссылка на старания всего человечества.

Есть несколько особенностей философии Федорова, которые показались для меня наиболее интересными и в некоторой степени удивили меня. Во-первых, очень интересен тот факт, что философ уделяет внимание изменению письменности. Казалось бы, какая связь между главной идеей Федорова и письменностью? Оказывается, все очень просто. Николай Федорович на примере изменения письма рассказывает об изменении и развитии общества. И надо сказать, что выводы его довольно правдивы. Готический почерк в средние века говорит нам об устремленности к Богу, строгости. Величавость букв в Древней Руси, неспешное письмо говорит о восприятии письма как труда. Новое время указывает на мелкое беглое письмо, что говорит нам о затерянности личности среди повседневной суеты.

Во-вторых, очень интересно то, что при описании своей некоей религиозной утопии философ говорит о воскрешении с некоторыми материалистическими чертами. Человека из множества пылинок, частиц, атомов, разбросанных по миру, можно воскресить при помощи технологий. Если человечество приложит максимум усилий, то сможет восстановить из праха отцов, который окружает всех людей, предков. То есть, человека можно собрать из множества частиц.

Для меня идеи Федорова показались достаточно интересными, меня поразило стремление философа к реализации «общего дела» и забота о всех людях. Федоров, как человек, предугадавший множество проблем 20 века, выдвинул идеи, которые, по его мнению, могли бы решить все эти проблемы.

С первого взгляда идеи Федорова могут показаться бредом, как и казалось многим людям. Но нельзя не отметить то стремление, с которым Николай Федорович хотел объединить все человечество ради общего дела. Философ думал о будущем всего человечества, и пусть его идеи несколько утопичны, но сам факт того, как Федоров относился к прошлому и предкам заставляет нас с уважением относиться к философу. Ярко выделяется глобальный, поистине космический характер проекта «общего дела». «Сияющее Царство Божие» - именно так видится Федорову мир будущего.

федоров космизм воскрешение смерть

Список литературы


1.Философия / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: АСТ: СЛОВО, 2009. - 672 с. - (Высшее образование)

2.Философия общего дела: Николай Федоров - Москва, Эксмо, 2008. -752 с.

.Радугин А.А. «Философия. Курс лекций» - М., Центр, 2004. - 336 с.

.Николай Федорович Федоров: биография [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">(дата обращения 15.02.13)

.История. Великие мыслители. Николай Федорович Федоров [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">.Биографический указатель. Федоров Николай Федорович. В. Зеньковский [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">.Великие мыслители. Николай Федорович Федоров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/69.htm (дата обращения: 15.02.13)


Теги: Н.Ф. Федоров. Дело спасения мира и себя  Эссе  Философия
Просмотров: 2505
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Н.Ф. Федоров. Дело спасения мира и себя
Назад