Религиозно-научное мировоззрение современного общества


Религиозно-научное мировоззрение современного общества


Полуянов В.П.


Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления религиозных и научных проблем современного мира.

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, интерес к религии резко возрос.

Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Функциональный подход к религии предполагает выведение особенностей религиозного мировоззрения из тех задач, которые решает религия в общественной системе. Одну из моделей объяснения формирования мировоззренческой функции религии предложил американский философ и социолог Э. Фромм. По его мнению, человек на основе своей деятельности и общения создает особый мир и таким образом выходит за пределы природного мира. В результате объективно возникает ситуация двойственности человеческого бытия. Становясь социокультурным существом, человек в силу своей телесной организации и включенности в естественные связи и отношения Вселенной, остается частью природы. Возникшая двойственность человеческого бытия нарушает его прежнюю гармонию с миром природы. Следовательно, религия выступает как ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром [9].

Религия делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. По определению американского социолога Р. Белла, «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения» [2].

М. Вебер представляет религию как первичную основу ценностей, которая является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию. Именно на основе религиозных установок все происходящие в жизни человека события квалифицируются им как смысложизненные или бессмысленные. Религиозное истолкование мира является средством ориентации в нем и регуляции поведения. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствие с которыми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Tем самым она создает моральные нормы поведения человека [4].

Философия тесно связана с религией. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным. Они являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, обсуждая проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, а также его места в мире. Несмотря на это, между ними существует принципиальное различие в способах интерпретации этих проблем. Опирается философия на объективные знания, использует средства разума и формулирует свои выводы в рациональной форме.

Религия совершенно иначе постигает свой предмет. В религиозном мировоззрении уделяют большое внимание вере, а не доказательству и аргументации. Формулируются результаты религиозного размышления в конкретных и наглядно-чувственных образах. Она предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. В философии ни один вывод не предопределен, тогда как религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие вопросы. Критичность в философии является необходимым условием движения мысли, а религиозная доктрина не предполагает какой-либо критики или трансформации фундаментальных положений. Человеку предполагает религия абсолютные идеалы, нормы и ценности. Философия не дает гарантий, что ответ является окончательным. Она не дает никаких гарантий и освобождает человека от иллюзии их возможности. Религия еще отличается от философии тем, что сопровождается конкретными действиями: обрядами и ритуалами.

Обсудим еще один вопрос - о вере. Вера - особый феномен сознания, неустранимый из контекста духовной культуры и личной жизни человека. Её не следует отождествлять только с религиозной формой. Существует слово «доверие», которое как раз и фиксирует внерелигиозный аспект веры. Доверие к себе, другому, авторитетам, субъективная убежденность в чем-либо - именно эти феномены формируют вектор человеческой жизни и он не обязательно должен быть направлен на сверхъестественное.

Без веры познание в науке и философии невозможно. Любая научная или философская теория базируется на некоторых предпосылках, которые принимаются без доказательств, на веру. Эти положения в науке формулируются явно, а в философии они могут некоторое время оставаться неявными. Уловив особенность человеческого познания, средневековый философ Августин, предложил следующую формулу любой познавательной установки: «Верую, чтобы понимать» [ 1 ]. Он имел в виду религиозную веру. Предложенный им принцип описывает и ситуацию рационального, внерелигиозного познания.

Немецкий философ К. Ясперс говорит о феномене философской веры, без которой невозможно познание трансцендентного. Религия объявляет веру откровением, порождая нетерпимость, фанатизм, ненависть и войны, а философская вера носит принципиально иной характер. Философская вера не является откровенной, она существует в союзе со знанием и представляет собой особый акт воли. Догмой философская вера не может стать, так как является осознанием бытия и его истоков, стремится познать самое себя. К. Ясперс считает, что философская вера может объединить человечество [12].

Русский философ Л. Шестов построил развернутую систему, центральной категорией которой выступила категория веры. Основной пафос философствования Л. Шестова направлен против авторитарной мудрости предшествующих веков. Вера дает силу протестовать против авторитетов, в том числе и философских. Человек пробуждается к вере, когда оказывается в ситуации абсурда. Л. Шестов в своем творчестве широко использует библейские сюжеты. Он описывает всепроникающую способность сознания, которая определяет человеческую деятельность в любых сферах, позволяет добиться успеха, обрести свободу и сформировать собственную судьбу [10].

Помимо мировоззренческого характера, философию и религию роднит еще одна черта. Любая развитая религиозная система содержит в себе отпечаток выраженной системности, так как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Религия представляет собственную версию современного мира.

Принципиальная особенность религиозного миропонимания - удвоение мира. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях: профанной и сакральной, или естественной и сверхъестественной. Сверхъестественное, сакральное - первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире, естественное, профанное - вторично. Религиозный ответ на мировоззренческие вопросы предполагает принципиальную неспособность человека преступить черту, разделяющую профанное и сакральное. Для объединения верующего с божественным миром существует культ: обряды, ритуалы, молитвы, в некоторых случаях - медитация, а местом, где происходит пересечение священного и обыденного, выступает храм.

В зависимости от типа религии, имеются разные картины современного мира. Суть религиозного миропонимания неизменна. Центр религиозной картины мира - Бог или множество богов. Бог непознаваем, чьи качества превосходят возможности человеческого восприятия и понимания. Религиозное сознание конкретизирует образ божественного существа, предавая ему антропоморфные и личностные характеристики. В монотеистических религиях власть Бога безгранична, Он творит мир и управляет им в соответствии со своим замыслом. В религиозной интерпретации божественный замысел превышает возможности человеческого разумения. Религиозный взгляд на мир не предполагает рационального понимания, объяснения и непротиворечивости.

В религии о пространстве и времени представления принципиально двойственны: существует пространство и время профанного, эмпирического и сакрального мира. Время трансформируется в вечность в божественном мире, а пространство распадается на различные уровни: небо (рай) и подземное царство (ад) с целым сонмом существ, их населяющих. Небесное и подземное царства в свою очередь подразделяются на подуровни, выстраиваясь в сложные иерархии.

Различные религии в представлении о сакральном времени сходятся, но в понимании времени обыденного мира предлагаются различные варианты. Начало и конец земного времени смыкаются и развиваются с божественным замыслом и волей. В греческом политеизме и буддизме предлагается циклическая концепция времени. Вселенная возникает из хаоса, развивается и погибает, чтобы вновь возродиться. Причина гибели - грехи человека, сумма которых превысила некий заданный уровень, удерживающий мир от гибели.

Религия предлагает человеку единственный приемлемый способ существования - спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. В буддизме, свободном от идеи вины и греха, смыслом существования признается освобождение от круга перерождений и растворение индивидуального «я» в высшем сознании. Однако это не меняет сути дела: религиозное устремление человека - это устремление к потустороннему, в каком бы виде это потустороннее не представало. Руководством на пути являются вера и правильное поведение, с помощью которых достигается очищение от грехов в исламе или христианстве или освобождение от колеса перерождений (сансары) в буддизме.

Современная культура предлагает человеку много вариантов религиозных ответов на мировоззренческие вопросы. Мировыми религиями признаются только три: христианство, ислам и буддизм. Морально-этические нормы в них разные по содержанию, однако структура и смысл ответов один - устремленность к миру потустороннего, сверхъестественного и сведение смысла человеческого существования к поискам спасения.

Наука влияет на мировоззрение современного человека. В эпоху просвещения наука играет роль религии, способной дать ответы на фундаментальные вопросы устройства мира и бытия человека. Культ науки породил окончательное, объективное и достоверное знание в массовом сознании, и особое отношение к тому образу мира, который ей предлагается. Долгое время приравнивался взгляд науки к абсолютной истине. Научное мировоззрение современного мира понимается как точная копия реальности, существующей вне и независимо от человека. Наука - это подвижная, изменяющаяся система знаний, формируемая человеком, а он, как известно не застрахован от заблуждений. Тем более страховкой не может служить простая вера и авторитеты, питавшая культ науки на протяжении 2,5 столетий.

Для миропонимания механистического мира, послужила физика И.Ньютона [7] и онтология Р.Декарта [6]. Классическая наука исходила из вещно-объективной картины мира. Человек выступал как природное тело, поэтому оставался принципиально необъясним в своих «невещных» проявлениях.

Вселенная представляет собой хорошо отлаженную машину, действующую по законам строгой необходимости, явления и вещи связаны между собой в цепочку причин и следствий. Она - пустое пространство, в котором по четким, легко просчитываемым траекториям движутся массы вещества. Материя в свою очередь состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой. Время, как и пространство, абсолютно, однонаправлено и независимо от вещества, которое в этом времени существует. И. Ньютоном был предложен субстанциональный взгляд на пространство и время, который считался естественным и единственно возможным [7].

В подобном мире человек является одним из винтиков хорошо отлаженного механизма. Человеческая судьба и свобода, творчество и нестандартное поведение остаются загадкой.

Однако в науке, также как и в философии происходит смена стилей мышления, мировоззренческих парадигм и способов интерпретации проблем. Научная картина мира не является неизменной. Кризис и революция в физике повлекли за собой трансформацию основных «параметров» механистической научной картины мира. Механистический взгляд на мир сменился взглядом органическим. Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей. Современная наука стремится изучать взаимодействия, связи, а не отдельные, замкнутые объекты. В рамках органической научной парадигмы мир представляет собой неделимую реальность всеобщих связей, а не мозаику разрозненных элементов.

Начало трансформации от механистического к органическому представлению о мире положили новые открытия в физике: общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна [11], опыты с радиоактивными частицами альфа - частицами Э.Резерфорда [8], работы по квантовой механике Н.Бора [3], открытие В.Гейзенбергом [5] принципа неопределенности. Дальнейшее содержательное наполнение новой парадигмы происходило за счет данных, предоставляемых психологией, в рамках которой сформировалась концепция бессознательной психики, биологией и генетикой с их новыми достижениями в области постижения сущности жизни. Развивающаяся наука перестала видеть мир простым и ясным. Она вынуждена была вернуть в этот мир человека и взгляд современной науки перестал быть тотально объективистским.

Новые научные достижения показали, что человеческое сознание изначально вплетено в систему объективных связей вещей и явлений и влияет на восприятие самой реальности. Один из центральных принципов новой органической парадигмы звучит следующим образом: мир устроен таким образом, что появление в нем человека является закономерным.

Согласно теории относительности пространство и время принципиально зависимы друг от друга и составляют единый пространственно-временной континуум. Свойства пространства-времени зависят от позиции наблюдателя, скорости протекающих процессов и масс материи. Согласно современному научному взгляду на мир материя не сводится к веществу, существуя как в вещественной, так и в полевой форме, а также в виде плазмы и вакуума. С точки зрения ньютоновско-картезианской причинности, события и явления во вселенной необъяснимы, поэтому требуются иные способы интерпретации существующих в мире закономерностей.

Таким образом, в рамках новой научной парадигмы Вселенная предстает как постоянно развивающийся организм, а человек, как одна из ступеней бытия, законы которой не вступают в противоречие с законами других уровней существования мира. Современная научная картина мира только формируется, и поэтому в ней множество противоречий и нестыковок.

Картина мира строится коррелятивно схеме метода, выражаемого в идеалах и нормах науки. В наибольшей мере это относится к идеалам и нормам объяснения, в соответствии с которыми вводятся онтологические постулаты науки. Выражаемый в них способ объяснения и описания включает в снятом виде все те социальные детерминации, которые определяют возникновение и функционирование соответствующих идеалов и норм научности. Вместе с тем постулаты научной картины мира испытывают и непосредственное влияние мировоззренческих установок, доминирующих в культуре некоторой эпохи.

Картина исследуемой реальности на определенном этапе истории науки казалась истинной. Каждая картина исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций выражающих основные этапы развития научных знаний. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины реальности. Возможны ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о мире. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины, а также опытные факты, на которые опираются и согласовываются принципы картины реальности. Она функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, теоретического поиска и выбор средств их решения. Связь картины мира с ситуациями реального опыта отчетливо проявляется, когда наука начинает изучать объекты эмпирическими методами. Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Идеальные и абстрактные объекты образующие картину мира в своих связях теоретическую схему имеют различный статус. Теоретические схемы всегда связаны с картиной мира. У становление этой связи является одним из обязательных условий построения теории.

Процедура отображения теоретических схем на картину мира обеспечивает разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Таким образом, вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.

Картины реальности, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не являются изолированные друг от друга. Они взаимодействуют между собой.

Представления о мире всегда испытывают определенное воздействие аналогий и ассоциаций, включая обыденное сознание и производственный опыт определенной исторической эпохи.

Формирование картин исследуемой реальности в каждой отрасли науки всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с другими областями культуры. Картина реальности должна выразить главные существенные характеристики исследуемой предметной области, поскольку она складывается и развивается под непосредственным воздействием фактов и специальных теоретических моделей науки, объясняющих факты. Благодаря этому в ней постоянно возникают новые элементы содержания, которые могут потребовать даже коренного пересмотра ранее принятых онтологических принципов. Развитая наука дает множество свидетельств именно таких, преимущественно внутринаучных, импульсов эволюции картины мира.

Таким образом, в рамках новой научной парадигмы Вселенная предстает как постоянно развивающийся организм, а человек, как одна из ступеней бытия, законы которой не вступают в противоречие с законами других уровней существования мира. Современная научная картина мира только формируется, поэтому в ней имеются противоречия и некоторые несоответствия.


Список использованных источников

религия философия мировоззрение общество

1.Августин, Блаж. Исповедь: пер. с лат. / Блаж. Августин. - М.: Гендальф, 1992. - 544 с.

2.Белл Р. Социология религии // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. - М., 1972. - 268 с.

3.Бор И. Атомная физика и человеческое познание / И. Бор. - М.: Изд-во. Иностранная литература., 1961. - 397 с.

4.Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер // Работы М.Вебера по социологии религии и идеологии. - М., 1985. - 544 с.

5.Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. - С.119-122.

6.Декарт Р. Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскании истины в науках / Р. Декарт. Соч. В 2т. Т. 2. - М. : Мысль, 1989- С,250-296

7.Ньютон И. Математические начала натуральной философии /И. Ньютон. - М., Наука, 1989. - 688 с.

8.Резерфорд Э. Избранные научные труды. Радиоактивность / Э.Резерфорд. - М., 1971.-431 с.

9.Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Иметь или быть. - М., 1990- 336 с.

10.Шестов JI. Сочинения/JI. шестов. - Т. 1-2. - М.: Искусство, 1993. - 625 с.

11.Эйнштейн А. Собр. науч. трудов / А. Эйнштейн. - М., 1965. Т.1. - С,146-179.

12.Ясперс К. Ницше и христианство / К. Ясперс. - М. : Медиум, 1994. - С,72-74.


Теги: Религиозно-научное мировоззрение современного общества  Статья  Философия
Просмотров: 43756
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Религиозно-научное мировоззрение современного общества
Назад